Моя родословная сценарий мероприятия. Внеклассное мероприятие "моя родословная"

Галиуллина Гузэль Кабировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Населённый пункт: с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Моя родословная. Сценарий праздника.
Дата публикации: 22.04.2016
Раздел: среднее образование

Галиуллина Гузэль Кабировна
, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Общешкольное мероприятие «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

1 вед
. Кем был твой прадед. Кем твой дед? О чем они мечтали? Каким был скромный их обед? Что в будни надевали? Каким был род занятий их? К чему они стремились? Что вызвало бы дружный смех? И как они женились? Какие испытания им Достались на веку? Как до Парижа дед дошел В башкирском том полку? И, если все узнаешь ты, Изучишь древний род,- Полюбишь Родину свою, Полюбишь свой народ.
2 вед.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о шежере. Что же это такое? Что вы узнали об этом на уроках культуры Башкортостана, родного языка? (Ответы учащихся.) Итак, шежере означает «родословная». А каково его происхождение?
3 вед.


С древнейших времен у многих народов сложился обычай изустной передачи, а позже письменной фиксации родов и племен. На этой основе возникли европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, а также памятники тюркских и других восточных народов в виде шежере – родословных. Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к 15-18 векам и к более ранним периодам. В эти записи
башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших место при том или ином родоплеменном вожде, о жизни и быте народа.
4 вед.
Шежере - это первый рукописный памятник, созданный самим народом о своей истории. Если иметь в виду, что письменные памятники каждого народа создавались на фольклорной основе, то можно предположить, что шежере появились в виде легенд и преданий о пророках и отдельных личностях, известных истории. Говоря иначе, шежере - это устно - поэтическое творчество, бытующее в письменной форме. В первое время шежере, видимо, как и все традиционные формы башкирского фольклора, из поколения в поколение передавалось в устной форме.
5 вед.
Патриархально-родовые отношения предписывали знание и почитание своих предков. По традиции каждый башкир должен был знать свою родословную, по крайней мере, до седьмого колена. Сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях в жизни рода хранились в памяти людей, эта незаписанная история передавалась из поколения в поколение изустно. Позднее, с распространением среди башкир письменной культуры, шежере получили свое письменное оформление.
6 вед.
Шежере, как и тамга (родовой знак), птица и дерево, считалось необходимым атрибутом, т.е. необходимым, постоянным признаком рода (племени). Своим шежере башкиры очень дорожили. Оно хранилось, как правило, у самых уважаемых старожилов аула, его потеря считалась большим позором, о местах его хранения знали лишь несколько человек. Во времена Золотой Орды и позднее борьба башкир за сохранение патриархально- родовых отношений и своей самостоятельности превратила шежере в полуофициальный документ. После присоединения башкирских племен к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельное владение шежере приобретали часто характер юридического документа.
7 вед.

Есть разные типы шежере. Одни дают лишь перечень имен. Другие перемежаются упоминанием важных событий, на фоне которых изображается история рода. Этот тип шежере является наиболее ценным историко- литературным памятником. Лучшие образцы этого жанра представляют собой неповторимое, национально-самобытное явление письменной литературы. Башкирские шежере носят энциклопедический характер: они содержат различные сведения по истории и быту народа и отдельных родов, описание обычаев и нравов, юридических и морально-этических норм, образцы народного творчества. Шежере – по-арабски – дерево – произведение, дополняемое и расширяющееся. Подобно дереву, оно отпускает все новые и новые ростки и ветви. За несколько поколений шежере дополняются, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.
8 вед
. С 16 века в значительных по объему шежере чаще появляется подробное описание исторических событий. Фиксация увиденного или услышанного не превращает шежере в сухой летописный материал. По своему характеру они тяготеют скорее к исторической повести, в них налицо оценка деяний рода, отношений к истории народа в целом. Вместо пересказа событий составитель шежере облекает их в красочную литературно- художественную форму, при недостатке материала прибегает к домыслу и фантазии. Таким образом, во многих шежере документальность сочетается с художественностью, факт с вымыслом. Таковы, например, объёмистые шежере родов Юрматы, Мин, Бурзян, Кипчак, Табын, являющиеся в какой-то мере художественным отражением истории башкир, образца их жизни, межродовых отношений. Этот тип шежере демонстрирует переплетение стилей исторического сочинения и художественного повествования.
9 вед.
Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период. Например, шежере рода Айле содержит трактовку событий, начиная с древнейших времен до 18 века, включая период господства Золотой Орды. В кипчакских шежере эпоха кипчакских объединений и последующие события
14 - 16 веков отражены в тесной связи с историей башкир. Стремление осветить историю башкир в единстве с историей родственных народов, показать их мирные отношения с соседями и совместную борьбу за свободу придают шежере патриотическое и интернациональное звучание.
10 вед.
В древности, когда шежере передавалось из уст в уста, целям быстрого запоминания и длительного сохранения его в памяти наиболее соответствовала форма исполнения в виде кубаира. В дальнейшем в связи с письменным оформлением и превращением в полуофициальный документ, за шежере закрепляется исключительно прозаическая форма. Башкирские шежере - это уникальный памятник духовной культуры народа. Учитывая это, правительство РБ 10 мая 2006 года приняло постановление, по которому рекомендовано ежегодное проведение народного праздника "Шежере байрамы".
11 вед.
В наше время возрождается интерес к родословной, большинство людей стремятся хорошо знать историю своего народа, помнить имена своих предков до шести-семи поколений. Каждый из нас получил задание составить дома шежере с помощью родителей. Что у нас получилось, мы видим по рисункам. Давайте послушаем некоторых ребят. О своей родословной рассказывает…
12 вед.
Как вы видите, ребята, шежере можно представить в нескольких формах. Некоторые из нас сделали в форме таблицы (демонстрация шежере...), некоторые в виде лучиков (…), а большинство - в виде дерева. Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А ваши родители, бабушки и дедушки – это могучие стволы и корни вашего семейного дерева. Из старинных шежере можно узнать самые разнообразные и интересные исторические сведения о своих предках. Давайте послушаем, что вам еще удалось узнать о своих предках?
(Чтение сочинения Гибазетдиновой Алсу, Хуршудян Лилит.)
13 вед.
Итак, шежере - это родословная рода. Чтобы написать родословную, мы должны знать о своей семье. А семья не может существовать отдельно от общества, страны. Семья – это часть общества. Общество, страна как большая семья. В нашей стране проживают люди разных национальностей. И каждый народ старается сохранить любовь к родному краю, к родной литературе, к родной речи. А это начинается с самого малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Поэтому каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы получше изучить свою родословную, гордиться своими предками.
14 вед.
В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем. Основа основ - родительский дом.
15 вед.
Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Например, слово «семья» можно разделить на два слова - «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядсм, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась ее величество семья? Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но..

16 ведущий, ученик и ученица
читают по ролям стихотворение. Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихо ответила: «Я!» «Кто их воспитает, царица моя?» И Ева снова ответила; «Я!» «Кто пищу сготовит, о радость моя?» И Ева снова ответила: «Я!» «Кто платье сошьет? Постирает белье? Меня приголубит? Украсит жилье?» «Я, я - снова вторила Ева, - я, я...» С этой поры и родилась семья!
17 вед
. Поздравляю тебя, семья! У тебя давние и глубокие корни. У тебя высокая крона, устремленная в будущее.
18 вед.
Почитать родителей - значит: в детстве - их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
Стихотворный монтаж в исполнении учеников.

1 ученик
Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.
2 ученик
Там, где дружная семья, От счастья кружится голова! Там, где дружная семья, Лица светятся улыбкой, Словно звездочки горят! Там, где дружная семья, Спорятся отлично все дела! Там, где дружная семья, Удач тропинка пролегла!
3 ученик
Волшебный символ жизни - семья, В нем капелька Отчизны, в нем - я, В нем мама, папа, братик, сестра, В нем маленький квадратик двора. В нем - солнце, и березка, и дом, В нем все тепло смеется кругом. Семь нот волшебных песни, семь фраз. Чтоб солнца свет чудесный не гас, Смеялись громко дети земли, Продолжить род священный могли.
4 ученик
И в этот праздник счастья всех нас Мы поздравляем прямо сейчас, Пусть крелкой будет наша семья – Иначе жить на свете нельзя!
Семья - поистине высокое творенье. Она заслон надежный и причал. Она дает призванье и рожденье. Семья для всех - основа всех начал. Звучит песня «Родительский дом»
Заключительная часть.

1 ученик
И у учителей, и у наших родителей, ребята, главная забота, чтоб мы выросли хорошими людьми. И для этого они прикладывают все силы. Любовью и терпением наших родителей достигается семейное согласие, непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить!»
2 ученик
. Да, семья – это дом. Это свято. Семья – это мама и папа, бабушки и дедушки, дети. Это любовь и забота. Труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.
3 ученик
. Род- это одна большая семья. У каждого рода есть свое начало. Откуда род берет свое начало? Коль хочешь, чтоб фамилия звучала, С любовью посмотри в родные лица Узнай побольше, будет чем гордится.

4 ученик.
Помни землю свою и предков. Чтоб не оказаться в ряду безродных.
5 ученик


Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о семье, о своих предках. Для этого мы написали сочинения, разучили песни, полдготовили выставку фотографий. Надеемся, после этого праздника вы больше заинтересуетесь своими корнями, больше будете уважать и почитать своих предков, ведь они- наши корни. А теперь приглашаем вас спеть с нами песню «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ ИМ.Г.АЛЬМУХАМЕТОВА

Мероприятие по теме:

«Дерево держится корнями, а человек семьей.

Моя родословная»

воспитатель 11б класса:

Файзуллина А.Р.

2014-2015 уч.г.

« Семья – опора нации, источник духовных и физических сил, нравственный фундамент человеческой личности» Л.Н. Толстой

Девиз мероприятия:

« Моя семья – мое богатство».

« Дом - это там, где вас поймут

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

Цель:

пробудить интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям, расширить представления о связи времен, углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении, воспитания чувства гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

Оформление:

схема –рисунок « Моя родословная», эмблема семьи, выставка семейных реликвий, девизы семьи, традиции и обычаи каждой семьи, музыкальное оформление, презентация.

Воспитатель:

из истории:

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в 2008 г отметил, что надо возродить культ большой семьи, потому что благополучной является такая, которая связывает всех родственников, и именно она дает силы для развития.

На заседании Президентского Совета Республики Башкортостан М.Г. Рахимов подчеркнул, что социальная поддержка семьи, охрана здоровья всегда будут приоритетными направлениями в республике.

Еще 1998 г. в нашей республике был объявлен Годом Семьи.15 мая отмечается Международный день семьи.

Ведущий:

Что такое семья? Чем отличается семья от другой группы людей?

Семья- самая необходимая ячейка общества. Главные члены семьи: мама и папа состоят в законном браке. Члены семьи ведут общее хозяйство, они любят и уважают друг друга, родители воспитывают детей. Они вместе проводят свободное время, распределяют и делят между собой обязанности, в каждой семье свои традиции и свои обычаи. Все члены семьи друг другу родственники.

Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки- самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают все, чтобы ваша жизнь была счастливой. Словом, это ваша семья. Вы вырастете полюбите, женитесь или выйдете замуж, у вас появятся дети – родится новая семья. Чем же мы обязаны семье?

Наверное, прежде всего тем, что мы существуем. Мы появились на свет потому, что наша мама и папа полюбили друг друга и создали семью. Значит, главное предназначение семьи в том, чтобы не иссякал человеческий род, чтобы появились люди.

Ведущий:

Слово « фамилия» в значении « семья» заимствовано из латинского языка « Наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям». В русском языке это слово появилось в эпоху Петра1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилии, присваивались на основании единственного признака-родства. Фамильная гордость, интерес к своей родословной – это ветви одного дерева, имя которому- патриотизм. Родословная, или как говорили раньше, « родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Ведущий:

В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в семье. А знаете ли вы, как появилось слово семья?

Когда –то о нем слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

-Сейчас я тебе семь вопросов задам,

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: « Я».

-Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

-Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: «Я»

-Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье.

«Я, я – тихо молвила Ева. _Я, я»

Сказала она знаменитых семь «Я»-

Вот так на земле появилась семья.

Ведущий: Мы предлагаем командам принять участие в наших конкурсах.

Конкурс « Представление команд»

1-ая команда. Команда « Дружба».

Наш девиз- « Пока едины – мы непобедимы»

Наша песня -« Крыша дома твоего»

2-ая команда « Семь-Я»

Наш девиз- « Семья –это супер, семья – это класс»

Наша песня - «Колыбельная»(из репертуара М.Боярского)

3-ая команда « Улыбка»

Наш девиз - « Улыбка- это радость, улыбка- это смех»

Наша песня-« Я люблю тебя жизнь»

4-ая команда « Дружная семейка»

Наш девиз-«Мама, папа, я- месте дружная семья»

Наша песня- « Родительский дом»

Ведущий:

Наши конкурсы будет оценивать компетентное жюри. Представляем вам жюри:

Ведущий:

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья- это люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. В семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Самый большой дефицит, который испытывают дети- это дефицит общения. Им не хватает родительского внимания, ласки, заботы.

Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь. Наш задушевный разговор может восполнить этот пробел.

Ведущий:

Конкурс « Моя дружная семья» ( самопрезентация семей).

Семья- это не только родители и дети. Это еще многочисленные родственники. Начинаем наш первый конкурс. Представляем свои родословные. Это будет своеобразная визитная карточка семьи. А в какой форме ее представить, уважаемые участники, вы выбрали сами. Это может быть рассказ о семье « По страницам альбома», видеофильм, компьютерная презентация и другие виды. Вы должны рассказать обо всех членах семьи, их профессиях, увлечениях, традициях, о домашних животных, если они есть, смешные случаи, истории из жизни вашей семьи,

Участникам конкурса нужно в течение 5 минут в творческой, увлекательной форме рассказать о себе, о своей семье)

Ведущий:

Второй наш конкурс « Наш герб».

В далеком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15- 20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – по 3-4 поколения родственников. Тесновато было в такой семье в небольшом крестьянском доме. Может быть, тогда и родилась поговорка « В тесноте да не в обиде»? Главой семьи был старший мужчина в доме. Его уважительно называли « большаком». Мать, продолжатель рода человеческого, всегда пользовалась уважением в семье.

Руки мамы…

Люблю их с детства,

Где б дорога моя не шла,-

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Руки мамы…

В морщинках, в родинках

Сколько вынесли вы, любя…

С этих рук я увидел Родину,

Так похожую на тебя, мама…(А.Дементьев)

Ведущий:

В феодальные времена у каждой знатной семьи был свой герб. На нем символами изображались важные моменты в истории семьи, ее традиции и ценности. Команды должны были создать свой семейный герб.

Ребята! Покажите какие семейные гербы изобразили и расскажите о них. (демонстрация гербов)

Ведущий: для зала

Дом… слово знакомо всем, от него веет уютом и теплом. Чем сложнее мир вокруг нас, тем труднее сохранить в нем себя, свою индивидуальность и доброту, тем сильнее нас тянет в дом – убежище, который оградит нас от всех напастей. И если в нем царит мир и взаимопонимание, доверие и доброта, тепло и уют, это настоящее счастье. Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не достает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. А теперь попробуйте угадать:

 Дом без хозяйки… сирота.

 Дом вести… не бородой трясти.

 В гостях хорошо… а дома лучше.

 Не нужен клад… когда в семье лад.

 Не будет добра… когда в семье вражда.

 Чем богаты… тем и рады.

 Когда семья вместе… так и душа на месте.

 Детишек воспитывать… не курочек пересчитывать.

 Где родился… там и сгодился.

 Дома как хочу… а в людях как велят.

Ведущий:

Вы все проявили художественный вкус в процессе создания семейного герба. Члены жюри оценят каждый герб.

Ведущий:

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – 100 человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, то он спросил у старца, главы семьи: « Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово « понимание».

Ведущий : Конкурс « Расскажи мне, мама, сказку»

Цель следующего конкурса – узнать, как хорошо вы знаете устное народное творчество, умеете ли вы рассказывать сказки и сочинять их сами.

Победит тот, кто проявит наибольшие творческие способности, расскажет свое сочинение или сказку, передаваемые в семье из поколения в поколение, наиболее ярко и эмоционально. Разрешается импровизировать, играть...

Ведущий:

Авторитет семьи в народе необычайно велик. Человек, не желающий в зрелом возрасте заводить семью, вызывает у людей подозрение. Только две причины считались уважительными: болезнь или желание уйти в монастырь.

Задание для команд: объясните и ответьте на вопросы:

 В чем спасительная сила любви родственников для человека?

 Почему жизнь без родни тяжела и трудна?

 Какие чувства испытываете вы к родне в разлуке?

 Какие обычаи есть в вашей семье?

Ведущий: пока команды думают:

Ведущий:

Викторина для зала .

А сейчас мы проверим, как разбираемся в родственных связях. Вопросы.

 В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах).

 Твоя сестра вышла замуж. Как зять может тебя называть (шурин, свояченица).

 Я тебе не отец, но ты мне сын. Кто я тебе? (мать).

 Шел старец. Жали молодец с девицей. Старик и говорит: « Как вам не стыдно жать вдвоем?» Они отвечают: « Какой нам стыд? Мы – большая родня: моя мать ее матери – родная свекровка. »

 Кто такие сватовья и кумовья? (родители жениха и невесты – сватовья. кровные родители и духовные – кумовья)

 Кто является золовкой, снохой, деверем? (золовка- сестра мужа, сноха – жена брата, деверь- брат жены

Ведущий:

Для информации:

В словаре В.И. Даля « Семья»:

Семейство ср., семья ж, - вообще:

Совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми: женатый сын или замужняя дочь: отдельно живущие, составляют уже иную семью. В семье не без урода. В естественной истории: разряд подобных и сродных, схожих: семейство кошек, кошачье: лев, тигр, барсы, все роды кошек; семья грибов, папоротников.

Семейщина - совокупность всего семейного быта. Семейно – всей семьей; в кругу своей семь; людно, многолюдно. Семейный человек – у кого семья. Семейные связи – семейные, родственные.

Ведущий:

Берегите близких. Берегите!

Жизнь, она торопится, не ждет. На крутом изломе поддержите. Знайте беды их наперечет. Сохраняйте письма, ждите в гости. Иногда дарите им цветы. Это очень трудно, очень просто. Жизнь прожить- не поле перейти. Близкие от нас уходят в вечность. Каждому свой час и свой черед. Пусть жестокость или бессердечность Поздним вас раскаяньем не жжет. Вы еще успеете. Спешите Окружить их множеством забот. Будьте снисходительны к ошибкам и прощать умейте в свой черед.

Ведущий: Конкурс « Чего в семье не бывает…»

Семья – это особый мир. Это пристань, это причал, куда мы все так стремимся. Следующий Конкурс « Чего в семье не бывает…»

В будем задавать вопросы,на которые нужно сразу отвечать.

Назови дни рождения мамы и папы.

Сколько лет бабушке и дедушке.

Любимая песня мамы.

Дарите ли вы маме цветы и когда?

Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы.

Любимый цвет одежды мамы.

Назовите лучшие черты характера папы.

Что для тебя главное в семье.

Ты на неделю уезжаешь из семьи. Будешь ли ты скучать?

Знают ли родители твоих друзей?

Если тебе дают деньги, на что ты их тратишь?

Жалеешь ли ты своих родителей? Как?

Есть ли у тебя тайны от родителей?

Если ты получаешь двойку. Как ты говоришь об этом родителям?

Вы все успешно экзамены. Как хотелось бы, чтобы в жизни каждого из вас было, как можно меньше трудных вопросов. Пусть жизнь вам преподносит только легкие вопросы жизненных экзаменов.

Ведущий:

Для информации:

В башкирской культуре созданы письменные памятники - шежере.

Башкирские шежере - своеобразные письменные памятники, относящиеся к 16-19 векам, а некоторые из них и к более раннему периоду. Башкирские шежере носят в известной степени энциклопедический характер. В них содержатся различные сведения об истории и быте народа, описание нравов, обычаев, юридических, морально-этических норм, образцы народного творчества.

Знание родного языка и родной культуры – основа формирования личности.

Ведущий:

А сейчас музыкальный конкурс « Без песен жизни нет». Каждая семья исполняет свою любимую песню.

Ведущий:

Жюри подводит итоги.

Ведущий:

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки,

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений –

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений,

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется,

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

Ведущий:

Наш вечер заканчиваем словами Д.С. Лихачева: « Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, ценит память о них, оставленную в саду, которые они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он их не любит. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, равнодушен к своей стране»

Использованная литература.

 Лихачев.Д. « Помнить о своих корнях», Воспитание школьников 1993.№3

 « Кто твой предок?», « Неделя», 1998.№38

 Федосюк Ю. «Русские фамилии», популярный этимологический словарь М.Детизд. 1972

 Можаров Н. « Как составить родословную», Воспитание школьников 1993 №5

 « Читаем, учимся, играем» №5 2010 М. Детизд

 Учитель Башкортостана. № 10 .2009

Классный руководитель №1, 2011

 Крепкая семья- опора страны. Сборник внеклассных мероприятий. 2008 Издательство БИРО

Пословицы о родословной:

 « Дерево с крепкими корнями ветер не валит» ;

 « Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»;

 « Равнодушие к своей родословной – признак сиротства»

 « Древо держится корнями, а человек - родственниками» ;

 « Семейная ссора что весенний дождь»;

 « Семейный горшок всегда кипит»;

 « Семья сильна, когда над ней крыша одна»;

 « Дома и стены помогают»;

 « Дома все споро, на чужбине житье хуже»;

 « Предания предков – глаза мудрости»;

 « Плоха та девушка, которая не любит родителей, плох тот парень, который не уважает родственников»;

 « Дом, где дети – базар, дом без детей – могила»;

 « Дружба – с другом, родство – с родом»;

 « В благополучии друзья хороши, в бедности – родня»;

 « Пока родители живы, не уезжай далеко»;

 « Голубь садится на три ветки ниже своих родителей»;

 « Кого любишь, тот и родственник»

В чем общность восприятия семьи

народами разных стран?

Наших близких любовь, коль оценишь ее,

Сахара наше сластит бытие,

Нет родни- верить некому тайну свою,

Пред врагом нет соратников рядом в строю,

А в делах нет опоры в своем же краю,

Родни не имеет- грустит без нее (Мавля Колый)

МБОУ Лицей № 4

Семейный праздник-игра «Моя родословная»

Учитель:

Бараненко Н. П.

г-к. Кисловодск

«Неуважение к предкам – первый признак безнравственности».

А. С. Пушкин

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная – несчастна по-своему».

Л. Н. Толстой

ЦЕЛЬ ПРАЗДНИКА-ИГРЫ: пробудить у детей интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям; расширить представления о связи времён; углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении; воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА: на центральной стене эмблема праздника – «Родословное древо», рядом – плакат с девизом праздника: «Мы умеем предками гордиться!» На стенах – родословные, составленные и оформленные каждой семьёй. Оформлена выставка семейных реликвий. У каждого участника праздника – эмблемы.

ХОД ПРАЗДНИКА-ИГРЫ

ВЕДУЩИЙ. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Я приветствую всех участников нашего семейного праздника «Моя родословная». Он проходит под девизом…

ДЕТИ (хором). «Мы умеем предками гордиться!»

ВЕДУЩИЙ. В нашей школе немало замечательных традиций. Сегодня рождается новая – впервые в празднике участвуют семейные команды! Все конкурсы будет оценивать уважаемое жюри. Пусть его решения будут добрыми и справедливыми. Символом игры является аист. Пусть он принесёт всем счастье и удачу.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

УЧЕНИК. В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основ основ – родительский дом.

ВЕДУЩИЙ. Дом, семья… Слова эти понятны и дороги всем, как слова «хлеб» и «вода». Они с первых минут жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печаль, привычки и традиции. Я хочу рассказать вам одну легенду. В давние времена в одной стране жила семья, состоящая из 100 человек, и в ней царили мир и согласие. Молва об этом долетела до правителя этой страны, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь и не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и что-то написал на ней. Правитель посмотрел и удивился. На листе сто раз было начертано одно и то же слово – «понимание»! До сих пор в старых деревенских домах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. А в центре – на видном месте – обязательно увеличенные портреты отца и матери. Такие святые слова, как «родители» и «Родина» не зря имеют один корень. Они помогают нам полюбить и понять родной язык, родную природу, традиции своего народа. Сегодня мы и поговорим о семейных традициях и праздниках.

1-й УЧЕНИК. Посмотрите-ка, у нас

Здесь собрался целый класс,

А напротив – папы, мамы.

Папы бросили диваны,

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули.

2-й УЧЕНИК. Все хотят соревноваться,

Пошутить и посмеяться.

Знания и мудрость показать

И сноровку доказать.

3-й УЧЕНИК. Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды.

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно!

4-й УЧЕНИК. Вместе с нами здесь учительница –

Наша классная руководительница.

5-й УЧЕНИК. Обо всех заботится,

Немного беспокоится,

Всегда подскажет и поможет,

А если нужно – и пристрожит.

Своим классов довольна

Наша Нина Петровна.

6-й УЧЕНИК. И ещё на праздник в зале

Мы гостей к себе позвали.

Убедитесь, что у нас

Самый дружный в школе класс!

1-й УЧЕНИК. Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

2-й УЧЕНИК. Всё это так, да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки –

Такие случаи нередки.

3-й УЧЕНИК. Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений.

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

4-й УЧЕНИК. Одной мы связаны судьбой,

Одной семьёй, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

5-й УЧЕНИК. И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.

ВЕДУЩИЙ. Конкурс 1-й: «Тайна имени». Родился ребёнок, и родители сразу дают ему имя.

1-й УЧЕНИК. Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имянареченье.

2-й УЧЕНИК. И вот мы с вами силами своими

Осознаём в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

ВЕДУЩИЙ. Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает? Внимание! Вас приветствуют команды.

1-я КОМАНДА (хором). «Родня».

2-я КОМАНДА (хором). «Родичи».

Конкурс проводится в форме блица: представители обеих команд по очереди рассказывают о своём имени.

ВЕДУЩИЙ. У наших детей прекрасные, благозвучные имена. А вот какую историю описал в своём стихотворении поэт Юрий Благов.

3-й УЧЕНИК. Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Тавий… Муций, Свен, Орест.

4-й УЧЕНИК. Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

5-й УЧЕНИК. Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

6-й УЧЕНИК. Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

7-й УЧЕНИК. Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

ВЕДУЩИЙ. Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться? (Ответы детей).

Исполняются песни «Песня о папе» и «Мамины глаза».

Вопросы родителям. Статистика. Конкурс для пап и мам (см. приложение). Дети переодеваются для сценки.

ВЕДУЩИЙ. Начинаем 2-й конкурс – «А вы откуда родом?» Итак, имя вам дали родители. Отчество вы получили от отца. А откуда появилась ваша фамилия? К вашему отцу она перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кого же первого в роду так называли и почему? Ведь всего 200 лет назад фамилий совсем не было.

1-й УЧЕНИК. В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых…

2-й УЧЕНИК. Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

ВЕДУЩИЙ. Сейчас вы увидите сценку, из которой станет ясно, откуда появилась фамилия Иванов.

Сценка «У плетня» (см. приложение).

1-й УЧЕНИК. «Молодая бабушка» – люди говорят,

Я за нашу бабушку очень рад,

Я, ребята, бабушке, не грублю,

Потому что бабушку я люблю.

2-й УЧЕНИК. Будем нашим бабушкам

Помогать с тобой.

Улыбайся, бабушка,

Всегда будь молодой!

Песня «О бабушке».

ВЕДУЩИЙ. Вы попытались составить свои родословные. Конечно, в них не 5000 исторических имён, но и вы вправе гордиться своими предками. Объявляется 3-й конкурс – «Моя родословная». Сейчас мы отправимся в прошлое. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Вы видите в этом зале прекрасно составленные родословные. Я уверена, что каждый из вас мог бы защитить свою родословную, но команды поручили сделать это тем, у кого самые «глубокие» и содержательные родословные (по 2 человека от каждой команды).

3-й УЧЕНИК. Если спорят сын иль дочка:

«Кем мой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придётся

Лучше чётко, от души.

4-й УЧЕНИК. И не мямлить, и не мяться,

Мол, не помню, хоть убей!

Вот поэтому занялся

Родословною своей!

5-й УЧЕНИК. Ведь не дань капризной моде –

Предков знать за 300 лет.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет.

6-й УЧЕНИК. Жаль того нам, кто не помнит

Жизни предка своего.

Мы свои копали корни –

Накопали кой-чего.

Песня «Золотая свадьба».

ВЕДУЩИЙ. Объявляю следующий, четвёртый конкурс – «Герб и девиз нашей семьи. Прошу участников команд произнести девизы и показать гербы своих семей, а также описать их (по 2 человека от команд).

ВЕДУЩИЙ. А теперь начинается 5-й конкурс – «Добрая пословица ко времени молвится». Сейчас в течение трёх минут (по секундомеру) игроки обеих команд поочерёдно будут называть известные им пословицы.

Танцевально-ритмическая пауза. Все участники исполняют танец «Маленьких утят» или «Летка-Енька».

ВЕДУЩИЙ. В каждой семье есть свои предания, интересные истории из жизни предков. Участники нашего праздника – не исключение. Предлагаю принять активное участие в 6-м конкурсе, который так и называется – «Семейные предания и истории».

Физминутка.

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а теперь я хотела бы обратить ваше внимание на фотовыставку, которая называется «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она организована здесь? С какой связана традицией? (Ответы детей). Правильно, в каждой семье есть фотографии, которые надолго сохраняют память о дорогих и близких людях, о знаменательных и повседневных событиях семейной жизни. Традиция хранить старые фотографии очень важна. Недаром во время войны или других тяжёлых жизненных ситуаций, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, в том числе и фотографии друзей и близких, самых дорогих для них людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом» – поётся в одной из песен. Вот почему здесь, на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов.

Предлагаю провести 7-й конкурс – «Самая интересная семейная фотография».

Пока жюри подводит итоги конкурса, звучит фонограмма песни «Семейный альбом».

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а как вы думаете, что делает дом, не похожим на другие дома. Что вас постоянно окружает в вашем доме, в квартире. (Ответы детей.) Правильно. Человек в течение своей жизни всё время пользуется какими-нибудь вещами, которые становятся дороги ему, так как связаны с определёнными событиями. И вот уже человека нет, а его вещь остаётся. Мы продолжаем её хранить. У каждого в доме – в гараже, в чуланчике, на чердаке, на даче – хранится много старинных вещей. Вам было дано задание провести разведку и поиск старинных предметов, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Вы выполнили задание и принесли эти вещи сюда, чтобы всем показать. А мы сложили эти семейные реликвии в большой бабушкин сундук. Вот он у нас какой! Об этих старинных вещах и пойдёт сейчас речь.

Ведущий достаёт из сундука вещи. Команды представляют их.

1-й УЧЕНИК. Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд.

Но преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

2-й УЧЕНИК. Есть на свете земном

Разные края.

Только там, где отчий дом,

Родина твоя.

Веселись, расти и пой,

Знай, что Родина с тобой.

Помни главные слова:

«Мама», «Родина», «Семья»!

ВЕДУЩИЙ. Вот и подходит к концу наш семейный праздник. Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до проведения этого праздника уже была составлена родословная?» Оказывается, что ни у кого! Поэтому я хочу посоветовать вам: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих детей, для своей семьи, пополняйте своё генеалогическое древо, узнавайте как можно больше о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Надеюсь, что в вашей семье навсегда сохранится эта традиция. 219 ныне здравствующих потомков А. С. Пушкина гордятся своим великим предком, но даже, если ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, я думаю, что вы можете по праву ими гордиться. Очень здорово, что традиция узнавать о своих предках, составлять родословную и генеалогическое древо возвращается в семьи. Возвращаются и другие забытые нами традиции. Ведь каждой семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности хотя бы время от времени собираться за большим праздничным столом, принарядиться не для гостей, а для себя, жены, своих детей, включить любимую музыку, порадовать близких подарком. Сам по себе праздник никогда не получится. Не придёт сама в дом новогодняя ёлка. Не испечётся вкусный пирог. Не возникнут подарки-сюрпризы, которые сделаны родными руками и хранят их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем столько радости и счастья, чувствуя, что мы нужны друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда. Я считаю, что наш сегодняшний праздник удался на славу. А что думает по этому поводу наше уважаемое жюри, мы сейчас узнаем.

Жюри подводит итоги конкурсов и всего праздника в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Вопросы для родителей.

    Какая самая счастливая минута в вашей жизни?

    В какое время года вы встретили свою половину?

    Кем вы мечтали стать в юности?

    Что вы преподнесли впервые в качестве подарка?

    Приходилось ли вам о чём-нибудь пожалеть в жизни?

    Какие цветы подарили вам на первом свидании?

    Чем вы любите заниматься в свободное время?

    Чувствуете ли вы себя бабушкой (дедушкой)?

Статистика.

Статистики подсчитали, что мама, ухаживающая за двумя детьми и мужем, в течение года перемывает 18 тысяч ножей, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек и так далее. Общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно, достигает за год 5 тонн. Поэтому, конечно же, дело чести каждой дочери, каждого сына и отца присоединиться к маме-тяжелоатлетке и переложить хотя бы парочку тонн посуды с её могучих плеч на свои. А ещё маме нравится быть красивой, даже на кухне. Давайте поможем ей в этом и подарим новый чудесный передник.

Одной из команд выдаётся лист бумаги (обои) длиной 2,5 м, ножницы, клей, цветная бумага. Для изготовления передника приглашаются папа и дети.

Из другой команды приглашаются мама и сын. Им выдаётся по листу бумаги с вопросами и ручка или карандаш. Мама и сын одновременно письменно отвечают на вопросы, повернувшись друг к другу спиной. Затем проводится проверка, сколько ответов на вопросы совпало.

ВОПРОСЫ МАМЕ:

Ваш день рождения.

Как вы ласково называете сына?

Ваша любимая песня.

Ваше фирменное блюдо или блюдо, которое у вас лучше всего получается.

ВОПРОСЫ СЫНУ:

Когда день рождения твоей мамы?

Как мама ласково называет тебя?

Любимая песня твоей мамы.

Фирменное блюдо твоей мамы или блюдо, которое у неё лучше всего получается.

Сценка «У плетня».

Действующие лица.

Дуня

Катерина

Алёша

Девочки – Катерина и Дуня – сидят на скамейке.

Дуня плетёт чуни – верёвочные лапти.

Под весёлую русскую народную мелодию к ним подходит Иванов Алёша. Дети одеты в красочные русские национальные костюмы.

АЛЁША. Здравствуйте, девочки! Что вы делаете?

ДУНЯ. Я чуни плету.

КАТЕРИНА. А я у плетня сижу.

ДУНЯ. Алёша, нам интересно узнать, откуда ты родом. Как произошла твоя фамилия – Иванов? Расскажи нам, пожалуйста.

АЛЁША. А я вам сейчас загадку загадаю. Послушайте и сами всё поймёте.

У кого ты не спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его…

ДЕТИ (хором). Иван!

АЛЁША. Правильно, молодцы, отгадали. Я продолжаю:

Всех умнее и добрее,

И конечно, всех сильнее,

А для мира уж не ново:

Русь стоит на Ивановых!

Кто сегодня у плетня

Вяжет свои чуни?

Это вся моя родня –

Катерина с Дуней.

КАТЕРИНА. Спасибо тебе, Алёша, ты очень хорошо объяснил происхождение своей фамилии. А сейчас мы споём с Дуней частушки о твоём предке.

АЛЁША (садится на скамейку). Я с интересом послушаю.

Девочки исполняют частушки.

Эх, топни нога, топни, правенькая,

Я в пляс пойду, хоть и маленькая,

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

Не хотела я плясать –

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла –

Я не удержалася.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я – с печки босиком,

Думала: подружки.

По деревне я шла

И Ивана видела.

Под кустом сидел и плакал –

Курица обидела.

Я плясала в две ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

Балалаечка-гудок

Своё дело знает.

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат –

Кто бы пел частушки?

АЛЁША. Спасибо, девочки. Очень понравились мне частушки.

ДЕВОЧКИ. До свидания.

АЛЁША. До свидания.

Алфёрова А.В., МКОУ Подгоренская СОШ №1/ технологическая карта внеклассного мероприятия по истории в 5 классе

Тема урока : «Моя родословная»

Учитель: Алфёрова Анна Владимировна, учитель истории и обществознания

Школа: МКОУ Подгоренская СОШ № 1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

Внеклассное мероприятие

Класс: 5

Технология: поисково-исследовательская

Ресурсное обеспечение урока: раздаточный материал, исследовательские работы учащихся «Моя родословная», медиа - альбом, мультимедийный проектор.

Формы и методы обучения : индивидуальная работа с использованием различных источников, анализ и обобщение.

Цель: Стимулировать интерес учащихся к изучению родословной своей семьи.

Задачи:

    познакомить детей с понятиями «генеалогия», «поколение», «род» и «родословная»;

    способствовать развитию ассоциативного мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы;

    способствовать формированию семейных ценностей, любви к близким, укреплению связи поколений, воспитанию уважения к семейным традициям.

Предварительная подготовка:
Составление учащимися генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Семейные реликвии», исследование старых семейных фотографий и создание интерактивного альбома.

Основные этапы урока:

    Вступительное слово учителя, учащихся.

    Выступление детей со своими исследовательскими работами «Моя родословная».

    Представление исследований «Семейная фотография» через интерактивный альбом.

    Выступление детей со своими исследовательскими работами «Семейные реликвии».

    Рефлексия. Подведение итогов.

Ход мероприятия

    Вступительное слово учителя.

«Я такой же, как люди, жившие до меня, и в тоже время, я – это я и никто другой».

На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.

Что такое родословная?

Выступление эксперта:

Родительский дом, родители, род… Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия « потомство » является порода, родня, родственники.

Родство бывает кровное родовое - по общему предку, свойственное (сватовство) - по брачным союзам, духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели. Различают родство по мужскому и женскому колену.

Итак, родословная, или, как говорили раньше, «родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Учитель: Знание истории семьи так же нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции. Если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия.

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.

А сейчас мы начнем знакомить наших гостей с той работой, которую вы проделали, составляя своё генеалогическое дерево !

()

Учитель: Большое дело вы сделали, исследовав свой род . Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. И традиция узнавать о своих предках, свою родословную – эта традиция возвращается в наши семьи. И пусть вы насчитали 16, 20-45 имён. Не важно количество, а важно то, что вы прикоснулись к истории своих предков, к своему роду, к родовому гнезду.

А сейчас послушаем совет практиков, как продолжить начатую работу.

Практик: Приступая к работе, заведите себе папку, конверты, куда вы будете складывать фотографии, документы черновики. Клей лучше не применять, чтобы не портить ценные документы. Для наклеивания нужно пользоваться фотоуголками, липкими краями от марок. Фотографии следует подписать (кто изображен на них, время)

Можно записать любые воспоминания о жизни и поступках членов ваших семей, различные случаи, предания, истории.

Учитель: В нашем Подгоренском районе создана КНИГА ПАМЯТИ, в которую занесены имена наших дедов и прадедов, которые защищали нашу Родину во время ВОВ. Одна из веточек на вашем родословном дереве связана с войной.

(Ребята рассказывают о своих исследованиях )

Ученик:

Храни семейные альбомы,

Слуг верных памяти своей!

Благодаря им в вашем доме –

Тревожный отблеск прошлых лет.

Со снимков, бледных, пожелтевших,

Глядят на нас с тобой в упор

Глаза родных, давно умерших,

Но не забыть их до сих пор!

Учитель: Семейный альбом. Семейные фотографии. Это наша история в лицах, наша судьба, судьба и история нашей страны.

О чём нам могут рассказать старые фотографии?

(Выступления ребят со своими интерактивными альбомами.)

Учитель: Да, особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, линии рта и носа. Рассматривая фотографии предков, мы видим черты сходства. Часто можно услышать, как родственники говорят, восклицают: Ну, вылитый дед или бабка! Ну и характер – копия прабабушка!» или что-то похожее на эти восклицания.

Семейная связь времён – это тайные нити, которые связывают сегодня с прошлым. Очень интересно рассматривать уникальные старые вещи, которые когда-то держали руки родственников. Это и учебники, по которым учились, почётные грамоты за трудовые достижения и успехи в спорте, старые газеты, это туфельки и платьица, в которых наши бабушки бегали в клуб на танцы. Старые родные вещи. А теперь это музей.

Семейная реликвия? Что это такое?

Почему мы многое храним в своих семьях? Не выбрасываем!

(Выступления ребят с исследованиями о своих семейных реликвиях)

Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.

Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками, дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.

Рефлексия.

Что вы узнали нового и интересного, исследуя свою родословную?

Что вам понравилось или не понравилось?

Что бы вы ещё хотели узнать? (Ответы учащихся)

Учитель: Сегодня, ребята, вы выступили в роли исследователей, археологов, рассказчиков, историков. Вы совершили увлекательное и познавательное путешествие в прошлое своей семьи, а значит и в прошлое нашей Родины. Запомните навсегда древнюю мудрость: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости».

Сценарий творческого проекта «Моя семья – моя родословная».

Задачи:

Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей.

Формировать у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы, воспитание у учащихся интереса и любознательности, открытости, положительных эмоций; чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; сплочение классного коллектива.

Воспитывать ответственное отношение к порученному делу, учиться выполнять совместно общее дело; воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим.

Ход мероприятия:

Ведущий: Уважаемые родители, дети и гости, сегодня мы собрались, чтобы устроить отдых вам и забыть повседневные заботы и хлопоты. Чувствуйте себя уютно, как дома, ведь вы находитесь во втором доме ваших детей – школе. Я рада видеть вас в нашем классе.(Представление гостей)

Детям предлагается разгадать ребус: 7 я.

Семья - что это такое?

Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (Высказывают своё мнение.)

Рассмотрите схему - объяснение понятия "семья". (Рассматривают схему и объясняют.)

Ведущий: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

Чтец: В семейном кругу мы растём

В семейном кругу все корни твои.

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

Анализ сочинений на тему «Традиции моей семьи».

Семейная традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому.

Прочитав сочинения детей, узнала, что каждый ребёнок гордится своей семьей, дети пишут, что семейные традиции сближают всех родных и делают семью дружной и крепкой. У многих семей традиция – это семейные праздники: дни рождения, Новый год, 1 сентября, когда все собираются за одним столом и поздравляют друг друга. Также дети отмечают и то, что в семье учат правилам этикета. Об этом написали в своих сочинениях: Сибиряков В., Попова К., Гагарин Н., Перевощиков А., Балтачева С., Мутных С., Брылякова А., Дряхлова В., Меньшикова С., Буторин И., Кутявина В. Во многих семьях любят животных и природу, поэтому выезжают всей семьёй в лес. Такие прогулки объединяют взрослых и детей. Написали в своих сочинениях Коньков Д., Анохин И., Дьяконов И., Ушакова Ю.

Ашихмин Егор написал о том, традицией в его семье стало, то, что по выходным они стряпают, он очень любит выпечку бабушки, аромат её булочек и пирожков распространяется по всему подъезду и бабушка любит угощать соседей.

Данил Бабинцев написал о том, что вот уже несколько лет они с папой в Крещение купаются в проруби.

А вот в семье Журавлёвых поистине настоящая традиция. Их традиции по бабушкиной линии уже несколько десятков лет. Все получили музыкальное образование. Даниил будет четвёртым поколением, закончившим музыкальную школу по классу фортепьяно.

Семья Русских Егора большая: трое детей, папа и мама. Каждый год на протяжении 13 лет ко Дню Победы эта семья своими руками изготовляет подарки, рисуют открытки и во время парада дарят эти сувениры ветеранам.

Что такое родословная?

Ведущий: Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Семейная память важна для воспитания чувства гордости свой род.

Для чего люди составляют родословные?

А как вы думаете, для чего люди составляют родословные?

Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы узнаете что-то такое, что поможет возгордиться вам своей семьёй.(Высказывания детей)

Человек растёт и задумывается над вопросом: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. Сейчас мы услышим рассказы семей о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться.

1 конкурс – «Родословное древо. (родители и дети защищают свои творческие работы).

Песня «Потолок ледяной». (Исполняет Меньшикова Софья)

Чтобы не было скучно, нужно чередовать конкурсы «Семь нот» и «Семь раз отмерь». Ведущий: Наши семьи не только музыкальны, но могут похвастаться своим рукоделием, умением создавать красивые и полезные вещи, необходимые в хозяйстве или просто приносящие в наш дом тепло. Эти предметы делают наш дом уютней, непохожим на другие дома. "Семь раз отмерь" - следующая страничка нашего мероприятия.

Стихотворение «Что может быть семьи дороже?»

(Читает Мутных Саша).

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно,

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно вчетвером!

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже,

На этой сказочной земле!

Песня Бременских музыкантов (поёт Калабин Даниил)

Внимание, газета! Конкурс «Вкуснятина».

КОНКУРС “ДОМ МОЕЙ МЕЧТЫ”

Ведущий: Друзья, вы задумывались, почему так говорят:

“Мой дом – моя крепость”?

Команды отвечают.

– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть ваша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Раздает конверты с “кирпичиками”. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На четырех кирпичах у вас уже написаны слова “здоровье”, “любовь”, “понимание”, “улыбка”. Остальное надо подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше можно дать свое название. Итак, приготовьтесь к защите своего проекта.

Стих «Семья» (читает Сибиряков Владик)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Подведение итогов, чаепитие.