Последствия алкоголизма у детей. Детский алкоголизм: профилактика и лечение

Детский алкоголизм сегодня - не менее актуальная проблема, чем излишнее употребление спиртного взрослыми. Появление пьющего ребенка в семье - это всегда неприятный сюрприз, вызывающий недоумение у родителей. Зачастую взрослые не замечают сложившееся положение дел до того, как проблема не станет критичной. Однако значительно проще предотвратить, чем бороться с ее последствиями.

Основные причины возникновения детского алкоголизма

Подростковый алкоголизм не возникает просто так. Его появлению способствует целый комплекс причин, которые приводят к появлению интереса к спиртным напиткам. Главные причины детского алкоголизма состоят в следующем:


Могут быть и другие причины. Обстановка в семье, непонимание со стороны окружающих тоже могут привести к возникновению детского алкоголизма. Родители должны внимательно следить за поведением отпрыска и его моральным и физическим состоянием. Если процесс формирования привязанности не остановить вовремя, последствия могут быть печальными.

Необходимо проводитьпрофилактику алкоголизма. Специалисты разработали целый комплекс мер, позволяющих бороться с недугом. У ребенка должно присутствовать понятие, что алкоголь способен нанести вред его личности и организму.

К чему может привести подростковый алкоголизм?

Алкоголь оказывает на неокрепший детский организм более разрушительное воздействие, чем на организм взрослого. Дело в том, что этиловый спирт вмешивается в процесс развития и становления растущего организма. Это приводит к их существенному нарушению. Обычно подростки не заботятся о закуске. В целях экономии они приобретают:

  • чипсы;
  • сухарики;
  • фастфуд.

Употреблениетакой пищи приводит к возникновению проблем с желудком. Содержащийся в пиве кобальт только усугубляет проблему. Он может вызвать воспаление пищевода и желудка. Наибольшее влияние оказывается на сердечную мышцу. Благодаря влиянию вещества, сердце становится дряблым и утрачивает способность нормально перекачивать кровь. Со временем в ее составе начинают происходить изменения. Это ещё сильнее ухудшает сложившуюся ситуацию.

Прием алкоголя в подростковом возрасте приводит к возникновению ряда других проблем, в перечень которых входят:

  • появление функциональных расстройств печени;
  • возникновение проблем с поджелудочной железой;
  • проблемы с сердечно-сосудистой системой;
  • общее снижение способности организма противостоять болезням и вирусам;
  • варикоз.

Наиболее опасным является нарушение функционирования мозга и центральной нервной системы. Алкоголь отражается на личности ребенка. Прием спиртных напитков в детском возрасте приводит к замедлению общего развития интеллекта, ухудшении логического и абстрактного мышления, а также памяти. Все они развиваются именно в подростковом периоде. Воздействию подвергается и социальная сфера. Ребенок может стать сильно замкнутым, у него нередко появляются отклонения в поведении. Нередко возникают проблемы с общением. Со временем маленький человек деградирует, как личность.

Обычно свой путь к алкоголизму подростки начинают с приема пива. Бытует миф, что оно не является алкоголем и совершенно безвредно. Однако утверждение в корне неверно. Пиво лишает подростков контроля над собой и делает их агрессивными. Затем события начинают развиваться по принципу снежного кома.

Родители могут заметить, что ребёнок не только начал злоупотреблять напитком, но и стал возвращаться в синяках. Обычно этопоследствия очередной драки, совершенной в состоянии алкогольного опьянения. Постепенно у организма вырабатывается толерантность к алкоголю. Это приводит к тому, что человек увеличивает объем потребляемого пива. Оно уже не позволяет ему достичь желаемой степени опьянения.

Объем человеческого желудка ограничен. Со временем принять нужное количество спиртного напитка не удаётся. Потому маленький человек начинает пить крепкое спиртное. Нередко дети в этот период переходят на водку. Постоянные попойки с друзьями могут стать причиной не только уличного хулиганства и драк. Компании, постоянно употребляющие алкоголь, часто становятся фигурантами крупных преступлений.

Если родители заметили, что их ребенок начал пить, не стоит пускать ситуацию на самотек. Необходимо незамедлительно принять меры. Если родители понимают, что самостоятельно справиться не получается, стоит обратиться к специалистам. Они помогут в борьбе с проблемой и предотвратят дальнейшее развитие подросткового алкоголизма,

План

1. Причины и последствия детского алкоголизма.

2.Особенности детского алкоголизма.

3.Уровни вовлечённости детей в употреблении спиртного.

4. Проблема алкоголизма.

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения. Между тем, практически по всем параметрам – уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %. Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее.

1.Причины и последствия детского алкоголизма .

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно

происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и

младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит

неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих

предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов.

Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития ребенка.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок чаще начинает употреблять спиртные напитки, чем в других:

1)конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

2)десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком.

У ребёнка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными.

Ребёнок чувствует себя в опасности в своём доме, где должен был бы

чувствовать себя более защищенным.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков

– усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные

последствия.

Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом

времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее

предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1) дети, с завышенной

самооценкой; 2) дети, с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны

родителей; 4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

2.Особенности детского алкоголизма.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые

появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-

физиологическим строением детского организма;

Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в

подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость

центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего

происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что

принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как

правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно;

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится

нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они

начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для

них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению –

только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

Низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.

В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления.

3.Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

Опираясь на исследования ученных, выделили семь уровней вовлеченности

старшеклассников в процесс алкоголизации.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не

употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов

выпивок, обычно более двух раз в месяц.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное

опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная

переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется

количество приема алкоголя.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

Проблема алкоголизма

Ф. Углов пишет о работах известного учёного Б. И. Исакова, которые показывают, что повреждающее действие алкоголя на генетический аппарат женщин наиболее сильный. Отказ от спиртных напитков в течение 4 лет приводит к восстановлению репродуктивной функции мужчины, восстановления детородных органов женщины не происходит. Повреждение генетического кода (при алкоголизме в нескольких поколениях) приводит к рождению детей с нарушением сознания, которое проявляется в агрессивности, интеллектуальной ослабленности, физических нарушениях, нарушениях поведения. Причём семьи даже "умеренно употребляющие" алкоголь расплачиваются ограниченностью своих детей и внуков.

В проблеме семейного алкоголизма выделяют два направления: первое – более частая приверженность к алкоголю детей хронических алкоголиков; второе – появление детей с умственными и телесными дефектами вследствие алкоголизма родителей.

К основным проблемам, оказывающим негативное влияние на воспитании, относятся конфликты между супругами и ближайшими родственниками; противоречивость педагогических позиций; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую её как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребёнка, которые провоцируют формирование аналогичных параметров в его личности; феномен единственного ребёнка, лишённого возможности переживать свои детские эмоции среди детей; смена жизненных стереотипов, переезд, длительный отрыв от значимых взрослых, круглосуточное пребывание в детских учреждениях; заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей, либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем, выживанием.

Выявлено влияние сверстников на развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %.

Существует проблема влияния типа акцентуации характера подростка на бытовое пьянство и алкоголизм. Об этой зависимости пишут В. Д. Завьялов, А. Е. Личко и др. В частности, А. Е. Личко отмечает, что злоупотребление спиртным имеет место у 45 % обследованных представителей неустойчивого типа, у 35 % - эпилептоидного, у 28 % - истероидных, у 25 % - гипертимного и гипертимно - неустойчивого типов. Лишь единицы шизоидов предпочитают лёгкое опьянение. А.Е. Личко даёт достаточно подробную характеристику своеобразия способов и форм вхождения подростков с конкретными акцентуациями характера в бытовое пьянство и алкоголизм. Из сказанного следует, что подростков с акцентуациями надо считать группой риска по отношению к пьянству и алкоголизму. За ними необходимо постоянно наблюдать, чтобы быстро выявить начало девиантного поведения.

Профилактическая работа должна содержать три направления:

1) санологическое (лечение, профилактика, коррекция хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

2) психовалеологическое (формирование здорового образа жизни, активная мотивация на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья в связи с различными режимами обучения);

3) психолого-педагогическое – решающее с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков, включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию девиантного.

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей младшего подросткового возраста относятся:

· превентивное образование родителей в форме лекций, бесед;

· формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

· определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

· издание специальной литературы для подростков о вреде алкоголя.

При организации профилактической работы необходимо учитывать:

o характерные особенности социализации детей и молодёжи в современных условиях;

o наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

o специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Социально - педагогическая профилактика в семье включает:

v создание благоприятных условий для развития ребёнка и, следовательно,- исключение неблагоприятных (попустительства, гиперопеки, подавления и дискриминации и т. д.);

v укрепление самооценки ребёнка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;

v укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

v помощь в организации деятельности и отдыха;

v укрепление функций поддержки ребёнка в семье, его защищённости.

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма представляются следующие:

§ санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей - наркологов или школьного врача);

§ пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;

§ оценка социальной сущности и природы употребления алкоголя в общении с детьми на уроках и классных часах;

§ ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;-

борьба с любым потреблением спиртного.

Дети младшего подросткового возраста испытывают затруднения в общении со сверстниками. Они отмечают, что друзья не понимают их внутреннего мира, у них нет общих интересов. Иногда дети ни к кому не могут обратиться за помощью в трудную минуту. Некоторые считают, что учителя несправедливо ставят им оценки, ругают за плохое поведение. Таким образом, дети нуждаются в доверительных беседах с родителями, товарищами, учителями.

Одним из ярко выраженных факторов риска в возникновении алкогольной зависимости является неадекватная самооценка детей младшего подросткового возраста, обычно она занижена: 29,63 % учащихся имеют заниженную самооценку, 55,56 % - адекватную, 14,81 % - завышенную.

1) родители недооценивают опасность развития алкоголизма, в качестве самой распространённой причины отмечают социально-бытовые условия и считают, что его можно эффективно профилактировать с помощью СМИ;

2) дети младшего школьного возраста нуждаются в формировании адекватной самооценки.

1. Необходимо проводить профилактическую работу среди детей младшего подросткового возраста в школе.

2. После выявления детей, относящихся к "группе риска" (развития алкоголизма), проводить индивидуальную профилактическую работу.

3. Необходимо разработать комплексную программу, целью которой будет оздоровление населения города, в рамках общероссийской программы "Здоровье города, здоровье сообщества".

4. При выборе конкретной антиалкогольной программы необходимо учитывать возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус подростка.

5. Использовать технологии, обращённые к личности подростка, группам сверстников.

6. Социальным педагогам обучать учителей ведению профилактической работы.

7. Проводить воспитательную работу среди населения, направленную на повышение его культурного уровня, нравственного сознания и формирование антиалкогольного мнения.

8. Формировать установку на трезвость у подрастающего поколения.

9. Противоалкогольное обучение в школе необходимо начинать с первого класса, так как именно в этом возрасте целесообразно вырабатывать установки в отношении алкоголя.

Заключение

Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма. Библиотекам желательно целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с пороками, распространёнными в молодёжной среде. Определяя практические задачи духовно-нравственного воспитания, следует ориентироваться на те аспекты этой сферы, которые выделяет обслуживаемое библиотекой образовательное учреждение. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения.

В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент духовно-нравственного воспитания новые информационные технологии. Они позволяют не просто отыскать материалы по теме и изучить их, но на их базе создавать свои творческие продукты:

– текстовые (рефераты, обзоры, сочинения, доклады и сообщения, творческие работы), визуальные (таблицы, в т.ч. синхронные, рисунки-картины, коллажи с использованием фото и изоматериалов),

– аудитивные (записи своих выступлений, сообщений и докладов, декламации и пения, музыкально-поэтические композиции и др.),

– мультимедийные (видеофильмы, мультфильмы, игровые программы).

Вместе с тем, нам надо помнить, что сегодня посредством как традиционных, так и новых носителей информации, в том числе и попадающих и в фонды библиотек, ведётся сознательное распространение чуждой нам субкультуры (культуры наркозависимых, криминальной и гей-культуры и пр.). Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.

Список используемой литературы:

    Мудрик А.В., Введение в социальную педагогику. М., 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, Программа курса, М. – Воронеж, 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Социальная педагогика // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    История социальной педагогики // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    Василькова Ю.В., Василькова Т.А., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Шептенко П.А., Г.А. Воронина, Методика и технология работы социального педагога, М., Академия, 2001 г.

    Андреева И.Н., Антология по истории и теории социальной педагогики, М., Академия, 2000 г.

    Ю.Н. Галагузова и др., Социальная педагогика, (практика), М., Владос, 2001 г.

10.Енижеева Д.Д., Пограничные состояния у детей и подростков., М., Академия, 1998 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и особенности детского алкоголизма, его исследование в разных странах. Пути протекания детского алкоголизма, психология приобщения к алкоголю, влияние алкоголя на организм ребёнка. Психотерапия как метод лечения от детской алкогольной зависимости.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2008

    Изучение механизма формирования зависимости от алкоголя и наркотических веществ, ее последствия. Основные характеристики заболевания. Ведущие симптомы алкоголизма и наркомании. Признаки потери контроля. Течение алкогольного абстинентного синдрома.

    презентация , добавлен 26.09.2015

    Концепция алкоголизма. Физические последствия алкоголизма. Прогностическая неблагоприятность силы зависимости. Различения понятий "зависимость" и "физическая зависимость". Факторы риска формирования пагубных пристрастий. Влияние наследственности.

    статья , добавлен 10.11.2008

    Причины женского алкоголизма. Влияние алкоголя на женский организм: изменение внешности, поражение нервной системы, болезни внутренних органов и половой системы. Схема формирования алкогольной зависимости у женщин. Последствия алкоголизма и его лечение.

    реферат , добавлен 24.05.2010

    Опасность неумеренного употребления спиртных напитков в дозах, вызывающих алкогольное опьянение. Формирование психической и физической зависимости от алкоголя, развитие функциональных нарушений организма. Симптомы, течение, стадии и лечение болезни.

    реферат , добавлен 05.06.2010

    Негативное воздействие на организм человека употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ. Стадии хронического алкоголизма. Разновидности наркотиков, их особенности. Признаки наркотического опьянения. Патогенетические механизмы токсикомании.

    презентация , добавлен 29.04.2014

    Алкоголизм - заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков: причины их употребления, стадии и формы опьянения и алкоголизма, физиологическое влияние, психические и соматические расстройства. Особенности алкоголизации молодёжи.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Классификация наркотических средств: психодепрессанты, стимуляторы и галюциногены. Особенности опийного опьянения. Объективные признаки, сопутствующие приему барбитуратов. Этапы наркомании: начальная эйфория, толерантность, зависимость, абстинеция.

    презентация , добавлен 25.12.2013

О вредных привычках

336 2018-12-20

Алкоголизм - серьёзнейшая проблема не только взрослых, но и молодёжи, и болезнь «становится всё моложе». Кто из нас не встречал компанию совсем юных ребят с бутылками пива и сигаретами в руках? Эта картина стала привычной и не вызывает ничего, кроме желания поскорее пройти мимо. О проблеме детского алкоголизма не принято говорить, скорее чаще можно встретить лишь осуждение, но не решение данной проблемы.

Неосведомлённость взрослых и медицинских специалистов, недостаточность их знаний в этой области подготавливают благоприятную почву для развития этой проблемы.

Алкоголизм формируется постепенно на фоне достаточно продолжительного злоупотребления спиртными напитками , всегда сопровождается многообразными социальными последствиями, неблагоприятными как для самого больного, так и для общества. Изначально употребляются незначительные дозы алкогольных напитков, при этом, если напрочь отсутствует самоконтроль , то могут наблюдаться тяжёлые степени опьянения и увеличение доз из раза в раз.

Алкоголизм у подростков является довольно частым явлением, особенно в тех семьях, где родители мало следят за поведением детей, а также в семьях алкоголиков, при этом не исключены такие трагедии и в благополучных семьях.

У зависимых от алкоголя детей может возникнуть сахарный диабет, а в подростковом возрасте и проблемы с половой функцией. Важно: Увеличивается опасность алкогольных отравлений, развитие тяжёлых интоксикаций , в тяжёлых случаях может развиться алкогольная кома. Опьянение у детей дошкольного и раннего школьного возраста развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребёнка. Он может погибнуть от одной лишь рюмки водки. Доза 250 граммов водки может стать смертельной и для подростка.

На фоне кратковременного возбуждения происходит повышение артериального давления и температуры тела, снижение в крови уровня глюкозы и количества лейкоцитов, что может вызвать интоксикационный сон , судороги, серьёзные психические нарушения (галлюцинации , бред), возможен летальный исход.

Этапы развития алкогольной зависимости у детей:

  • В первые 3-6 месяцев происходит постепенное и часто незаметное привыкание к спиртосодержащим напиткам. При этом немалую роль играет социальная среда, в которой находится ребёнок.
  • Если алкоголь регулярно употребляется уже в течение года, то в этот период происходит изменение поведенческих реакций подростка, однако, своевременное прекращение приёма алкоголя именно в этот период даёт достаточно стабильный положительный терапевтический эффект.
  • Дальше, если ничего не предпринять, развивается устойчивая психическая зависимость. На протяжении этого периода, подросток теряет контроль над количеством принимаемого алкоголя, его качеством, возрастает в 3-4 раза толерантность к этанолу, что приводит к формированию первой стадии хронического алкоголизма.
  • Дальше начинается хроническая стадия алкогольной зависимости с достаточно ярко выраженным абстинентным синдромом. Причём, в отличие от взрослых, абстиненция у детей наступает при употреблении больших доз алкоголя, а по времени - менее продолжительна.
  • Как следствие предыдущих этапов - устойчивая алкогольная зависимость, наступает деменция , дети становятся злобными (особенно, если есть нейрофизиологические предпосылки), асоциальными, интеллектуально деградируют. Очень часто на этом этапе, на фоне повышенной толерантности к алкоголю, происходит присоединение употребления других дурманящих, токсичных веществ - ацетон, клей, наркотики.

Лечение

Для лечения детского алкоголизма необходимо понять проблему, увидеть её и признать, ребёнок нуждается в обязательной помощи специалистов, такую помощь могут оказать в специализированных центрах при согласии родителей или опекунов, и при их активном участие, которое заключается в обеспечении ребёнку оптимальных условий для развития в положительном направлении.

К методам лечения можно отнести психотерапию, медикаментозное лечение и подобные меры. В качестве вспомогательной терапии обычно врачи рекомендуют народную медицину (только при контроле специалистов) - травы и сборы, обладающие иммунновосстанавливающим, успокаивающим нервную систему и общеукрепляющим воздействием.

Очень помогают активные социальные действия: занятия спортом , физкультура , активный отдых , танцы, увлечения различными хобби, арт терапия, в общем, всё, что отвлечёт ребёнка от пристрастия к алкоголю и поможет ему начать вести активную социальную жизнь.

Важно: никакие агрессивные и насильственные меры (запреты, ультиматумы, навязывания, жестокое обращение и т.п.) не помогут ребёнку, а могут только усилить его отчуждённость и зависимость.

Профилактика

Цель профилактики детского алкоголизма, в первую очередь, заключается в том, чтобы не допускать изначально употребление алкоголя ребёнком. Это значит, что важным является решение проблемы и алкоголизма взрослых, занимающихся воспитанием ребёнка.

Основная роль в профилактике такой проблемы ложится и на плечи родителей, которые обязаны уделять своему ребёнку внимание и принимать активное участие в его развитии, не подменяя роль родитель-ребёнок.

Чтобы не допустить такой ситуации, родным и, в первую очередь, родителям необходимо:

  • С уважением относиться к личности своего ребёнка. Отношения нужно выстраивать на доверительной ноте, а не на контроле и подчинении.
  • Интересоваться хобби ваших детей и помогать находить новые, ненавязчиво раскрывая потенциал ребёнка, не унижая его и не сравнивая с другими детьми. Так вы сможете стать ближе и проводить больше времени вместе. Помните, недостаток внимания с вашей стороны или сильный контроль порождают лишь его недоверие.
  • Быть примером поведения. Вспомните, когда в последний раз вы выпивали на глазах у сына или дочери? Подумайте о своей роли в формировании личности вашего чада.
  • При воспитании очень важно иногда затрагивать тему спиртных напитков с негативной стороны. Покажите своим детям на примерах, к чему приходят люди, страдающие таким пристрастием.
  • Развивайте у ребёнка здоровую самооценку .

Часто проблема заключается в невозможности применения многих программ, помогающих взрослым пациентам. Ребёнок, с неустойчивой психикой может быть крайне неадекватным и агрессивным. Любые попытки родственников элементарно поговорить будут восприняты «в штыки», такой же негативизм встречают и врачи наркологи. Родители, заметив признаки алкоголизма у детей, или застукав их за курением, часто реагируют крайне негативно и агрессивно, это категорически запрещено! Иначе вы рискуете ухудшить ситуацию. Поговорите со специалистами, они дадут вам индивидуальный совет, разберут ситуацию, расскажут, как помочь ребёнку.

Проведение условно-рефлекторной терапии, равно как и сенсибилизирующая терапия представляются опасными по причине незрелости детского организма. Если юный алкоголик имеет немалый «стаж» приёма спиртосодержащих напитков, употребляет их постоянно, то возможно проведение дезинтоксикационной терапии, которая обеспечит выведение токсинов, лишней жидкости, восстановит нормальное функционирование почек и печени. Введение витаминов группы B (B1, B6), витамина C, различных ноотропных препаратов восстановят жизненные силы и снимут чрезмерное эмоциональное возбуждение.

Следует чётко осознавать, что детский алкоголизм - это очень серьёзное и достаточно быстро развивающееся заболевание. И не стоит пытаться напоить ребёнка пивом или другими слабоалкогольными напитками, утверждая, что это не нанесёт вреда. Любой алкоголь противопоказан детскому организму, как и взрослому, но вы в состоянии сделать свой осознанный выбор, в отличие от детей.

Важно! При лечении детей от алкогольной зависимости терапию проводят только опытные врачи в специализированном стационаре закрытого типа, но с атмосферой максимально приближенной к домашней, под тщательным присмотром медперсонала за больным, лечение в домашних условиях здесь неприемлемо!

Лечение детского алкоголизма - сложный и длительный процесс, который затрудняется вследствие невозможности применения отдельных эффективных методов из-за возрастных ограничений. Лечение возможно, если вовремя обратиться за помощью. Задача всестороннего и гармонического развития подрастающего поколения неразрывно связана с формированием отрицательного отношения к проявлениям пьянства.

Родителям следует помнить, что любовь, внимание и забота, как бы это ни казалось банальным, - лучшая профилактика раннего алкоголизма, и зачастую, как показывает практика, самая сложная профилактика, и то, что так важно и нужно нашим детям!

Рост алкоголизма в обществе происходит прежде всего по психологическим причинам: взрослые хватаются за рюмку вследствие своей неразвитости и нереализованности, дети — вследствие неправильного воспитания, подавления творческого начала и недолюбленности, разрушающих родительских установок, часто ломающих их психику.

Также важно, чтобы государство строго следило за «Нарушениями правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Чтобы дети не имели в свободном доступе алкоголь, сигареты или наркотики.

Одной из важнейших проблем современности является детский алкоголизм. В нашей стране это ужасное явление получило свое развитие в постсоветский период, сразу после распада СССР. В Союзе употребление спиртного порицалось и считалось позорным. Когда государство распалось, алкоголь начал продаваться в свободном доступе, и количество пьющих людей выросло в разы. Спиртные напитки вызывают сильную зависимость, и лишь немногие могут потом пересилить себя и отказаться от их употребления. Согласно статистике по детскому алкоголизму, в настоящее время большинство сталкиваются с этой проблемой уже в 10-12 лет. Недуг стремительно развивается, и это вскоре приведет к необратимым последствиям, если ничего не предпринимать.

Первоисточники проблемы

Люди, находящиеся в алкогольном опьянении, неадекватны. Основным врагом для подростков является ослабление самоконтроля. Организм от этого сильно страдает, рано или поздно такая ситуация приведет к серьезным последствиям. Стоит отметить ужасную вещь: большинство насильственных правонарушений совершаются под алкогольным воздействием.

Подростки зачастую совершают преступления для приобретения спиртных напитков. Статистика утверждает, что около половины всех правонарушений, сделанных детьми, были направлены на получение денег для покупки спиртного. Из-за влияния алкоголя общий уровень преступности в стране растет. Подростки вливаются в нехорошие компании, и становятся легкой добычей для маньяков и убийц. Что касается причин детского алкоголизма, то их достаточно много. Мы выделим основные и подробнее рассмотрим каждую.

Семья

Каждому из нас знакома ситуация, когда взрослые сидят за столом, отмечают праздник и, соответственно, выпивают. Даже такие незначительные моменты влияют на детскую психику, поэтому нужно быть осторожнее. Лучше не подпускать малышей к общему застолью, можно накрыть отдельный маленький стол. Некоторые семьи наливают несколько грамм вина или водки, предлагая ребенку попробовать. Это также может повлиять на сознание, ребенок будет думать, что если есть выпивка - значит праздник.

Конечно, далеко не все семьи поощряют такое поведение, они наливают детям сок или лимонад. Однако сознание устроено таким образом, что ребенок чувствует противопоставление миру взрослых. Далее дети будут стремиться подражать своим родителям, так появляются посиделки со спиртным в компании друзей. Проблема детского алкоголизма появляется в результате того, что родители не могут объяснить, почему алкоголь вреден. При этом они сами выпивают, а ребенок все замечает.

Улица, друзья, компании

Как известно, на улице всегда в авторитете ребята, которые не похожи на других и делают то, что хотят. Каждый подросток стремится подражать независимому лидеру, поэтому не откажется от предложения выпить пива или вина в компании. Детский алкоголизм - явление страшное. Посиделки не закончатся одним разом, они будут проходить постоянно. Дети чувствуют себя значимыми и крутыми, раз они могут пить, ни у кого не спрашивая разрешения.

Улица формирует мировоззрение подростков. Детский алкоголизм, наркомания рождаются здесь. Подростки ищут, чем можно себя занять, а запретный плод сладок. Родителям нужно тщательно следить за жизнью ребенка, оградить его от влияния плохих компаний.

Наследственность

В настоящее время беременная женщина, пьющая пиво, не редкость. Потом рождаются дети с врожденными патологиями или хроническими проблемами. Если ребенок был зачат родителями в состоянии алкогольного опьянения или девушка во время вынашивания плода злоупотребляла алкогольными напитками, то у него будет склонность к спиртному.

Педиатры обнаруживают патологию еще в детском возрасте, и чаще всего ребенок рано начинает пить. Детский алкоголизм - страшная вещь, родители должны все силы потратить на защиту своего чада от этого явления.

Проблемы зависимости

Употребление алкоголя взрослым и ребенком - две разные вещи. Ребенок не может контролировать количество выпитого спиртного. Наоборот, среди друзей будет подвигом, если он напьется до состояния беспамятства. Такие ситуации зачастую завершаются госпитализацией в реанимацию. Если будет сильная интоксикация, возможен летальный исход. Наиболее распространен среди детей пивной алкоголизм. Это связано с дешевизной напитка по сравнению с настоящим коньяком или водкой.

Ребенок ежедневно потребляет пиво. В какой-то момент этого становится мало, и доза выпитого увеличивается. Рано или поздно у детей обнаруживаются проблемы с печенью и другими внутренними органами. Специалисты также выделяют врожденный вид детского алкоголизма. Это очень страшно, потому что буквально с рождения ребенок высказывает пристрастие к алкоголю. Малыш капризничает и плачет до тех пор, пока ему не дадут желаемое.

Воздействие на организм детей

Алкоголь вреден для употребления взрослыми людьми, что тогда говорить о ребенке. Рассмотрим факторы, на которые оказывает влияние спиртное:

Бред и судороги - наиболее распространенные симптомы. Чаще всего они нападают во время сна, опасность состоит в том, что человек может впасть в кому.

Периоды пристрастия детей к алкогольным напиткам

Стоит отметить, что специалисты в области медицины выделяют несколько возрастных периодов. Рассмотрим каждый из них подробнее:

  1. неосознанное влечение, ребенок еще в утробе матери начинает привыкать к алкоголю, и развивается проблема во время кормления грудью. При появлении на свет малыша возможно обнаружение физических и психических аномалий.
  2. Дошкольное время. Здесь уже к зависимости приводят внешние факторы, такие как семья или друзья. Безответственное отношение родителей к ребенку, добровольное принятие того факта, что малыш пьет, все это приводит к алкоголизму. Некоторые семьи считают, что немножко спиртного даже полезно, в результате чего увеличивается число отравлений горячительными напитками и летальных исходов.
  3. Подросток. Этот возраст считается наиболее опасным, ведь в такое время человек подвержен влиянию мнения и поведения окружающих людей. Неудачна первая любовь, ссора с лучшим другом могут отрицательно повлиять на психику, и подросток приложиться к бутылке. Задачей взрослых в этот период - внимательно следить за ребенком, не позволять общаться с нехорошими людьми, взять ситуацию под свой контроль. По истечении переходного возраста, подросток все осознает сам.

Почему алкоголь так популярен?

Развитие пристрастия к спиртному появляется, в том числе, за счет доступности горячительных напитков. Ребенок может в любом магазинчике. Есть закон, который запрещает розничную продажу лицам, не достигшим 18 лет. Однако многие предприниматели продолжают нарушать закон ради получения прибыли. Многим знакома ситуация, когда несколько подростков стоят возле ларька, покупают чипсы, сухарики и баночку пива или энергетика, в составе которого есть этиловый спирт. У ребенка нет чувства самоконтроля, и это самое страшное. Детей толпами увозят в реанимацию из-за сильной интоксикации.

Популярность алкоголя основана также на повсеместной рекламе. По телевизору можно увидеть множество роликов, где напитки представляются в лучшем свете. Особенно распространено пиво, с него и начинается подростковая зависимость к спиртному.

Особенности детской наркомании и алкоголизма

Организм ребенка довольно слаб, и поэтому даже нечастое регулярное потребление спиртных напитков приводит к серьезным проблемам. У детей наблюдаются нарушения психики, изменяется поведение, появляются конфликты и ссоры с родителями. Мозг начинает хуже работать, развивается психопатия. Особенностью детского алкоголизма является проявление апатии ко всему. Ребенок закрывается в себе, не проявляет инициативу, у него ухудшаются интеллектуальные способности, что приводит к проблемам с успеваемостью.

Опасность представляет и скорость развития зависимости. У ребенка она возникает моментально, атакуя еще не сформировавшиеся внутренние органы и системы. Алкоголь мешает развитию организма, что приводит к разрушающему воздействию этилового спирта. Ребенок страдает сильными головными болями, утихающими только во время опьянения, поэтому он чаще напивается. Последствия детского подросткового алкоголизма ужасают. Эту проблему нельзя оставлять без внимания, так как она может поглотить весь мир.

Терапия

Специалисты в области медицины и психологии отмечают, что вероятность излечения существует, только если родители признают проблему, и хотят с ней бороться. Во всех остальных случаях любая терапия будет бессильна. Понимающим мамам и папам нужно начать с малого: просто общаться с ребенком, постепенно вникая в суть проблем. Разговоры и общение помогут наладить контакт с чадом, и тогда можно постараться подтолкнуть его к пониманию того, что алкоголизм нужно лечить. Сделать это очень сложно, поэтому необходима помощь наркологов и психологов.

Лечение детского алкоголизма предполагает, прежде всего, изменения в сознании и мышлении ребенка. Очень важно занять чадо новым делом, не обязательно школьными предметами. Родителям нужно понять, что хочет малыш, и дать ему это. Если он увлечется фотографией, лучше один раз потратиться на хорошую технику, чем потом всю жизнь лечиться от алкоголизма. Ребенку постоянно потребуется поддержка, поэтому мама и папа должны больше времени проводить с ним. Для малыша это чрезвычайно важно, а родителям не стоит пренебрегать такими советами.

Факторы успеха

Ранняя диагностика является первым шагом к путям выхода от детского алкоголизма. Чем скорее родители поймут, что проблема существует, тем успешнее пройдет восстановительная терапия. Нельзя недооценивать стационарное лечение. Во многих ситуациях помимо психологических нарушений, у детей наблюдаются патологии внутренних органов. Комплексная терапия в данной ситуации - самый лучший вариант

Ребенок иногда панически боится, что его сверстники узнают о его болезни и перестанут с ним общаться. Родителям со своей стороны необходимо пообещать, что малыш перейдет в другую школу, а при необходимости сменит город.

Профилактика детского алкоголизма

В этом контексте задача взрослых сводится к одному - всеми силами не допустить появления алкогольной зависимости. Этому способствуют частые профилактические беседы, направленные на разъяснение негативных последствий алкоголя. Причем родители не должны перекладывать ответственность такого рода на педагогов.

Следует больше времени проводить с ребенком, общаться с ним, поощрять занятия спортом, увлечение искусством, чтением и т. д. Тем самым у ребенка формируется цель, желание чего-то достичь. В идеале общество тоже должно прилагать усилия для устранения проблемы алкогольной зависимости. Начать можно с самого очевидного - запрета на рекламу спиртных напитков. Яркие ролики, представляющие алкоголь как доступное благо, только деформирует психику ребенка, который сразу захочет попробовать запретную жидкость.

Определенных результатов можно достичь только совместными усилиями. Непрерывная работа в этом направлении позволит уменьшить количество детей, страдающих от алкогольной зависимости.