Пункт 1 статья 65 ск рф. Теория всего

Семейный кодекс, N 223-ФЗ | ст. 65 СК РФ

Статья 65 СК РФ. Осуществление родительских прав (действующая редакция)

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 65 СК РФ

1. Под осуществлением права понимается реализация возможностей определенного поведения, составляющих то или иное субъективное право. Оно включает возможность самому вести себя определенным образом, требовать от других субъектов гражданского права соответствующего поведения, а в необходимых случаях - обращаться за защитой в соответствующие государственные органы. Отказ от осуществления права не влечет прекращения права за исключением случаев, предусмотренных законом.

Осуществление права может совершаться как самим управомоченным лицом, так и его представителем. Оно может заключаться как в совершении единичного действия, так и ряда действий, а также в воздержании от действия.

В законодательстве закреплен принцип беспрепятственного осуществления субъективных прав. Однако при осуществлении права нельзя нарушать права других людей. Указанный принцип применяется и к семейным правам.

Требование о недопустимости нарушения прав других граждан обусловлено тем, что права различных субъектов в семейных отношениях тесным образом переплетены. Поэтому, осуществляя свои права, субъект должен осознавать, что другие лица (в том числе другие члены семьи) могут быть обладателями аналогичных или сходных прав, которые признаются и охраняются законом. Аналогичные нормы есть во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте от 16 декабря 1966 г. "О гражданских и политических правах".

Как следует из п. 1 комментируемой статьи, если родительские права осуществляются в противоречии с интересами ребенка либо родители причиняют вред здоровью и нравственному развитию детей, это влечет ответственность, предусмотренную рядом отраслей права. Так, родители могут быть:

а) лишены родительских прав (ст. 69 СК);

б) наказаны в административном порядке (ст. 5.35 КоАП);

в) привлечены к уголовной ответственности (ст. 156 УК).

О лишении и ограничении родительских прав см. в комментариях к статьям 69 и 73.

2. Во многих случаях у супругов могут быть различные взгляды на то, каким образом должно осуществляться воспитание детей. При осуществлении родителями своих прав и обязанностей могут возникнуть споры различного характера по поводу воспитания детей. Это обусловлено тем, что реализация родительских прав осуществляется непосредственно каждым из родителей, исходя из различных социальных и экономических факторов, (таких, как образование, воспитание, материальная обеспеченность, состояние здоровья, принадлежность к определенному социальному классу и др.).

В п. 2 комментируемой статьи содержится правило, согласно которому органами, которые рассматривают споры, возникающие между родителями, являются органы опеки и попечительства и суд. При этом можно обратиться сразу в суд, минуя стадию рассмотрения дела органом опеки и попечительства. Однако очевидно, что суд при рассмотрении дела привлечет орган опеки и попечительства к участию в деле.

Комментируемый пункт указывает на необходимость учета при этом мнения детей. Это правило представляет собой конкретизацию идеи, заложенной в п. 1 ст. 13 Конвенции о правах ребенка, где сказано: "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение".

Органы опеки и попечительства, ознакомившись с конфликтной ситуацией, может дать свои рекомендации, которые могут быть как в устной, так и письменной форме. Однако эти рекомендации не носят обязательного характера. Что касается рассмотрения дела судом, то в компетенцию суда не входит разрешение споров сугубо педагогического свойства, ибо он правомочен рассматривать только вопросы о месте проживания ребенка и о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

3. Как уже отмечалось, возможны ситуации, когда родители ребенка проживают раздельно. Это возможно как при расторжении брака, так и в тех случаях, когда родители ребенка формально состоят в браке, но не живут вместе.

В таких случаях родители должны сами решить, с кем из родителей будет жить ребенок. Однако, если соглашения достичь не удалось, этот вопрос решается судом. Спор об определении места жительства ребенка может рассматриваться судом до расторжения брака родителей, во время развода (в бракоразводном процессе) или после прекращения брака.

В ряде случаев после расторжения брака родители продолжают жить в одном жилом помещении в связи с невозможностью найти другое жилое помещение. В таких случаях суд должен воздержаться от рассмотрения дела по существу.

Споры о месте жительства ребенка могут рассматриваться неоднократно, поскольку условия воспитания ребенка могут меняться в зависимости от разных обстоятельств (состояние здоровья родителя и ребенка, возможности ухода за ним, появление отчима (мачехи) и др.).

Судебная практика по статье 65 СК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 5-КГ16-67, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Таким образом, юридически значимым обстоятельством, подлежащем доказыванию с учетом положений пункта 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являлось выяснение судом вопроса о том проживание с кем из родителей (матерью или отцом) наиболее полно будет соответствовать интересам ребенка...

  • Решение Верховного суда: Определение N 5-КГ14-2, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Реализация родительских прав, связанных с воспитанием и развитием детей предполагает решение родителями вопросов в том числе и по обеспечению отдыха детей, и по принятию решения о выезде ребенка за границу. Согласно п. 1 ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей...

  • Решение Верховного суда: Определение N 5-КГ13-88, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Они обязаны заботиться о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (п. 1 ст. 64 СК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 65 СК РФ обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей...

+Еще...

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.
4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Комментарий к статье 65 СК РФ

1. Комментируемая статья развивает нормы ст. 63 СК о праве и обязанности родителей воспитывать своих детей и об ответственности за небрежение в этом деле.

Если родительские права осуществляются в противоречии с интересами ребенка либо родители причиняют вред здоровью и нравственному развитию детей, это влечет ответственность, предусмотренную рядом отраслей права.

Авторский комментарий
(актуален на 2009 год)
Комментарий эксперта
(актуален на 2013 год)
Так, родители могут быть:
а) лишены родительских прав (см. коммент. к ст. 69-71);
б) наказаны в административном порядке (например, в соответствии со ст. 5.35 КоАП они штрафуются);
в) привлечены к уголовной ответственности (ст. 156 УК и комментарии к ней предусматривают, помимо штрафов, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; обязательные работы на срок до 180 часов; исправительные работы на срок до одного года; ограничение свободы на срок до трех лет).
К мерам такой ответственности относятся:
- лишение родительских прав;
- административная ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ);
- уголовная ответственность в виде штрафа в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

2. Все вопросы, связанные с воспитанием и образованием детей, родители решают:
а) исходя из интересов ребенка;
б) с учетом его мнения и сообразуясь с его возрастом, способностью формулировать свои взгляды.

Если один из родителей считает, что другой действует вразрез с интересами детей (например, применяет вредные методы воспитания; возражает, чтобы дети учились в тех образовательных учреждениях, которые больше соответствуют их склонностям), он может обратиться за разрешением спора не только в орган опеки и попечительства, но и в суд.

3. Споры по поводу того, с кем из родителей будет жить ребенок после развода, разъезда (либо когда родители, не состоящие в браке, и не собираются жить вместе), подведомственны только суду. Суд рассматривает их (с участием органа опеки и попечительства), если:
а) отсутствует соглашение между отцом и матерью;
б) такое соглашение есть, но оно противоречит интересам ребенка либо одного из супругов.

Независимо от того, состоят ли родители в браке, место жительство ребенка определяется:
исходя из его интересов;
с обязательным учетом его мнения, если ему уже исполнилось 10 лет и это мнение не повредит его же интересам (см. также коммент. к ст. 57).

При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам, другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения между каждым из них и ребенком, перспективу для его воспитания и развития, а также род деятельности и режим работы родителей, их материальное и семейное положение; однако преимущество одного из родителей в материально-бытовом плане само по себе не является безусловным мотивом для того, чтобы удовлетворить его требования. Могут перевесить другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в местах проживания матери и отца (п.5 Постановления N 10).

(извлечение)

III. Разрешение споров, связанных с воспитанием детей

4. По требованиям об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей в целях всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела суд назначает экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений.

Такого рода споры между родителями разрешаются судом с учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Р. (отец несовершеннолетних детей) обратился в суд с иском к Е. (матери несовершеннолетних детей) об определении места жительства детей Д. и Н., освобождении от уплаты алиментов в отношении детей, возложении на ответчика обязанности передать детей истцу.

Е. исковые требования не признала и обратилась со встречным иском к Р., в котором просила определить место жительства детей с ней.

Как установлено судом и подтверждено доказательствами по делу, брак между Е. и Р. прекращен 21 мая 2011 г. на основании решения мирового судьи. От брака стороны имеют двух несовершеннолетних детей Д. и Н. Судебным приказом от 22 января 2013 г. с Р. в пользу Е. взысканы алименты на содержание детей Д. и Н.

Р. и Е. проживают раздельно, несовершеннолетние дети Д. и Н. с сентября 2013 года по июнь 2014 года проживали с отцом.

В соответствии с актом обследования жилищно-бытовых условий от 27 июня 2014 г. по месту жительства Р. проживает вместе с женой Т. и четырьмя несовершеннолетними детьми (три сына и дочь Т.) в двухкомнатной квартире общей площадью 41,7 кв. м. У детей имеется отдельная комната, в которой присутствуют спальные места, имеются два стола для выполнения уроков, компьютер, принтер, шкаф для детской одежды, большое количество игрушек. Д. обучается в общеобразовательной школе, посещает секцию тэквандо, Н. является воспитанником детского сада.

Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 30 июня 2014 г. по месту жительства Е. на момент обследования она проживает с несовершеннолетними детьми в двухкомнатной квартире. В квартире имеется необходимая мебель для проживания, детям выделена отдельная комната 16 кв. м, где есть спальные места для детей, стол для занятий, телевизор, компьютер, игрушки, книги и др. По месту жительства Е. созданы необходимые условия для проживания несовершеннолетних детей.

Разрешая спор и определяя место жительства несовершеннолетних детей с отцом, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 61 и 65 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), исходил из того, что с сентября 2013 года дети проживали и воспитывались с отцом, которым созданы надлежащие условия для их воспитания, развития и образования, у детей сложился привычный круг общения. Кроме того, суд принял во внимание заключение органа социальной защиты, согласно которому место жительства несовершеннолетних Д. и Н. возможно определить по месту жительства их отца Р.

С выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся по делу судебные постановления, как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав в том числе следующее.

Пунктом 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей", при решении вопроса о месте жительства несовершеннолетнего ребенка при раздельном проживании родителей следует принимать во внимание помимо указанных в п. 3 ст. 65 СК РФ обстоятельств реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По данному делу по требованиям родителей об определении места жительства детей одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств с учетом подлежащих применению норм материального права являлось выяснение вопроса о том, проживание с кем из родителей (матерью или отцом) наиболее полно будет соответствовать интересам детей.

Исходя из положений ст. 67 , , - 198 ГПК РФ выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (ст. 59 , 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные ст. 2 названного кодекса.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Эти требования закона судами первой и апелляционной инстанций выполнены не были. Перечислив доводы сторон и доказательства, суд не отразил в решении мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты, и основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, то есть решение суда нельзя назвать мотивированным.

Судом не учтено, что при рассмотрении дела он обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

Определяя местом жительства несовершеннолетних детей место жительства истца, суд первой инстанции сослался на заключение компетентного органа, согласно которому ввиду того, что дети с сентября 2003 года проживали и воспитывались ответчиком и им были созданы надлежащие условия для их воспитания, развития и образования, возможно проживание несовершеннолетних детей с их отцом.

Между тем в материалах дела содержатся заключения в отношении несовершеннолетних Д. и Н., составленные директором муниципального бюджетного учреждения - центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних В., являющейся педагогом-психологом, из которых следует, что мальчики в большей степени испытывают доверительные отношения к маме и негативно относятся как к самому Р., так и к его новой семье, проживать с ними не хотят.

Суд критически отнесся к заключению органа социальной защиты, в соответствии с которым по месту жительства Е. созданы необходимые условия для проживания детей и которым рекомендовано оставить детей с матерью, тогда как по месту проживания Р. соответствующие условия для проживания четырех детей не созданы, поскольку размер выделенной для детей комнаты составляет 12 кв. м, что не соответствует нормам.

Как установлено судом и отражено в акте обследования жилищно-бытовых условий, проведенного по месту жительства Р. (отца несовершеннолетних детей), Р. проживает вместе с женой Т., детьми Д., Н., А. и К. в двухкомнатной квартире общей площадью 41,7 кв. м, жилой площадью 21,8 кв. м., 1/2 доли данной квартиры принадлежит на праве собственности Т. Проживающие в одной из комнат площадью 12 кв. м четверо детей являются лицами разного пола.

Согласно ст. 12 Конвенции о правах ребенка ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим его, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Как указано в ст. 57 СК РФ , ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных ст. 59 , , , , , , названного кодекса, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
При этом мнение ребенка о том, с кем из родителей он желает проживать, выявляется, как правило, органами опеки и попечительства, составляющими акты обследования жилищно-бытовых условий и соответствующие заключения. Кроме того, мнение ребенка выявляется также педагогами или воспитателями детских учреждений по месту учебы или нахождения ребенка, социальными педагогами школы, инспекторами по делам несовершеннолетних.

Между тем, решая вопрос о предпочтении проживания несовершеннолетних Д. и Н. с истцом, суд в нарушение приведенных норм права не учел желание старшего сына бывших супругов проживать со своей матерью по месту ее жительства.

Будучи опрошенным в судебном заседании, несовершеннолетний Д. последовательно утверждал о своем желании проживать с матерью. Мальчик указывал на то, что проживать по месту жительства мамы ему нравится больше, у него появились новые друзья, с которыми он гуляет и к которым ходит в гости, посещает спортивную секцию. По мнению ребенка, он хочет учиться в школе, находящейся в городе, мама с ним занимается домашними уроками, гуляет, покупает одежду и игрушки.

Опрошенный в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции педагог-психолог В. пояснила, что несовершеннолетний Д. выразил желание жить с матерью, что также было отражено в психолого-педагогическом обследовании ребенка от 30 июня 2014 г.

Согласно принципу 6 Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.
Между тем суд не установил и не указал на такие исключительные обстоятельства разлучения с матерью малолетних Д. и Н. при решении вопроса о месте жительства детей с отцом.

Помимо изложенного выше при определении места жительства ребенка с одним из родителей юридически значимыми обстоятельствами, влияющими на правильное разрешение такого рода споров, являются: проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку; социальное поведение родителей; морально-психологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей; возможность своевременного получения медицинской помощи; наличие или отсутствие у родителей другой семьи; привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя); привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей, приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), которые реально могут помочь родителю, с которым остается проживать ребенок, в его воспитании; удобство расположения образовательных учреждений, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких дополнительных занятий; цель предъявления иска.

При установлении тех или иных обстоятельств, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, для выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка, для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта), для определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей. В этих целях судами, в частности, должны быть назначены судебно-психологические, судебно-психиатрические, а также комплексные судебные экспертизы (психолого-психиатрические, психолого-педагогические, психолого-валеологические, социально-психологические).

Указанные вопросы не были поставлены судом на обсуждение и не исследовались, а заключение органа опеки и попечительства, на основании которого был сделан вывод о соответствии проживания детей с отцом их интересам, принято во внимание без учета всех юридически значимых по делу обстоятельств.

Определение N 45-КГ15-3

Новая редакция Ст. 63 СК РФ

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Комментарий к Статье 63 СК РФ

1. По вопросу, касающемуся прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, см. также статьи 18 и 52 Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". Согласно п. 1 ст. 18 указанного Закона родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание ребенка. Так, в соответствии с п. 1 ст. 68 СК (см. комментарий к нему) родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения.

Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании. Это одно из важнейших прав и обязанностей родителей. Право на воспитание позволяет родителям целеустремленно и систематически воздействовать на психологию ребенка для того, чтобы привить ему необходимые, с их точки зрения, качества. Право и обязанность родителей по воспитанию детей закреплены в Конституции (ст. 38) и конкретизируются в п. 1 комментируемой статьи.

Для того чтобы реализовать право на воспитание, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на его сознание. Поскольку мать и отец обладают равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, все вопросы и разногласия, связанные с воспитанием, должны решаться по соглашению родителей. Если же такого соглашения достигнуто не было, то родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако если родители проживают совместно, то такие обращения встречаются крайне редко. Как правило, родители в конечном итоге сами находят решение проблем, даже если первоначально между ними были разногласия по вопросам, связанным с воспитанием детей.

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Эта обязанность конкретизируется в Законе об образовании. В п. 1 ст. 52 Закона об образовании сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

А согласно п. 1 ст. 10 Закона об образовании с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

В СК не уточняется, что имеется в виду под основным общим образованием, и не указывается его продолжительность. В Законе об образовании даны лишь общие, относительные возрастные рамки начала и продолжительности освоения тех или иных образовательных программ и получения образования определенного уровня. Согласно Закону об образовании ступени - обычные возрастные рамки для основного общего образования начало в 9 - 10 лет, окончание в 14 - 15 лет.

В настоящее время ставится вопрос о всеобщем среднем (полном) образовании. Известно, что сотни тысяч детей не получают даже основного общего образования. Причины этому могут быть самыми разнообразными: от банального нежелания учиться до экономических трудностей в семье. К тому же действующее законодательство не содержит механизма принудительного исполнения этой обязанности. Так что, по сути, эта норма носит декларативный характер.

Другой комментарий к Ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Обязанность родителей по воспитанию и обеспечению развития своих детей включает в себя заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, получении детьми основного общего образования.

2. Право выбора родителями образовательного учреждения и формы образования для ребенка прекращается одновременно с прекращением корреспондирующей этому праву обязанности по обеспечению ребенку основного общего образования. О праве ребенка выражать свое мнение по вопросам, связанным с его образованием, см. комментарий к ст.57 СК РФ.

3. Согласно п.1 ст.10 Закона РФ "Об образовании" (ВВС РФ, 1992, N 30, ст.1797) с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. В соответствии с п.1, 3 ст.19 СК РФ общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, при этом основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

Семейный кодекс Российской Федерации регулирует многие аспекты жизни супругов и их детей. Отдельная глава посвящена правам и обязанностям родителей. В статье рассмотрим специфику и принципы осуществления процесса воспитания, изложенные в ст. 65 СК РФ. Расскажем о пределах родительского усмотрения и приоритетах прав ребенка, порядке разрешения конфликтных ситуаций.

Ст. 65 действующего Семейного кодекса РФ устанавливает, что воспитание и образование не может осуществляться в противоречии с интересами детей. Определены основные принципы, которыми обязаны руководствоваться родители по отношению к своему ребенку.

Также в документе описан порядок рассмотрения вопросов в отношении детей между матерью и отцом, иными лицами, осуществляющими процесс воспитания. Названы органы, уполномоченные принимать решения при конфликтных ситуациях.

Статьей установлена процедура определения места жительства ребенка с одним из родителей, в случае, когда они сами не могут договориться об этом. Прописаны права семьи на различные виды государственной помощи. Правовой комментарий к статье поможет понять ее суть и пути реализации.

Принципы осуществления родительских прав

Положения ст. 60-65 Семейного кодекса РФ, устанавливающие права и обязанности родителей, распространяются на следующий круг лиц:

  • родные мать и отец;
  • лица, в законном порядке усыновившие либо удочерившие ребенка;
  • приемные родители по соответствующему договору;
  • гражданин, в установленном порядке назначенный опекуном ребенка.

Вне зависимости от отношения к той или иной категории, наличия родственных связей с несовершеннолетним, осуществление родительских прав указанными лицами должно происходить в строгом соответствии с положениями ст. 65 Семейного кодекса РФ. На первом месте должна стоять защита ребенка во всех аспектах (материальном, моральном, физическом). Права родителей не могут входить в противоречие с интересами детей. Если это происходит, необходимо на первое место ставить потребности несовершеннолетнего. Эта обязанность сохраняется и при расторжении брака супругов.

При выполнении своих обязанностей родители не должны наносить вред детям. Это касается их физического здоровья, психики, нравственности. Запрещается унижать и оскорблять ребенка (выражаться в его адрес нецензурно, обидными словами),
относиться к нему грубо или жестоко (применение физической силы, шлепки, подзатыльники).

Нельзя использовать детей в личных целях, это противоречит интересам несовершеннолетнего. Примером может быть ситуация, когда сына или дочь заставляют выполнять тяжелые работы по дому и хозяйству (особенно в сельской местности), что негативно сказывается на здоровье, учебе и отдыхе.

Все вышеперечисленное недопустимо в отношениях нормальной семьи и очевидно для добросовестных родителей. К сожалению, в жизни встречаются разные ситуации, в связи с чем и необходимо определение и закрепление данных принципов и запретов на законодательном уровне.

Ответственность родителей

Лица, выходящие за пределы осуществления принадлежащих им родительских прав, реализующие их в нарушение ст. 63-65 Семейного кодекса РФ, несут за это ответственность. Законом установлены следующие ее виды:


  1. Уголовная ответственность наступает за ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию, сопряженное с жестокостью по отношению к несовершеннолетнему (предусматривает штраф, исправительные, обязательные либо принудительные работы, лишение свободы).

Порядок осуществления родительских прав

Любые вопросы по воспитанию, обучению и развитию сына и дочери родители должны разрешать по обоюдной договоренности между собой. При этом обязательно необходимо учитывать интересы и мнение несовершеннолетних членов семьи.

Однако порой у супругов могут кардинально различаться взгляды на то, что будет лучше для их чада. Как пример, отец хочет отдать сына на футбол, а мать – на танцы. Один настаивает на школе с математическим уклоном, а второй – с углубленным изучением языков. Когда пара не может прийти к согласию по какому-либо вопросу, они могут обратиться в органы опеки по месту своего жительства или в суд.

Органы опеки выступают своего рода консультантом семьи в сложных ситуациях. В приведенных в качестве примера случаях они проведут беседу с отцом и матерью. Поговорят с несовершеннолетним, узнают его мнение, личные предпочтения и увлечения. При решении ряда вопросов выяснение позиции детей старше 10 лет является обязательным. Это следующие ситуации:

  • изменение имени и фамилии (в том числе при усыновлении и его отмене);
  • восстановление прав отца или матери, ранее ограниченными в них;
  • усыновление и его отмена;
  • назначение опекуна и попечителя.

Конечное решение базируется исключительно на интересах ребенка. При необходимости будут даны инструкции и рекомендации. При несогласии с органами опеки, возможно обжалование их действий и актов в судебном порядке. При решении более серьезных вопросов необходимо подавать заявление в суд, уполномоченный рассматривать следующее:

  • место проживания малыша;
  • порядок общения и участия в воспитании, если родители живут отдельно;
  • возврат незаконно удерживаемого несовершеннолетнего родителю, опекуну, усыновителю;
  • лишение, ограничение и восстановление в родительских правах;
  • усыновление и его отмена;
  • выезд малыша за границу, когда другой родитель возражает против этого.

Реализацию своих полномочий судебные органы и опека строят исключительно на приоритете интересов несовершеннолетнего.

Место жительство ребенка

Когда родители проживают не вместе, они должны сами решить, с кем из них будет постоянно находиться сын или дочь, кто преимущественно займется его воспитанием. Закон не предусматривает, в какой форме должно быть совершено подобное соглашение. Таким образом, допустима устная договоренность либо письменный документ. Его необходимо заверить у нотариуса.

Когда отец и мать не смогли прийти к согласию по данному вопросу, необходимо обращаться в суд. Данная инстанция разрешает указанный вопрос, руководствуясь равенством родителей на право воспитания ребенка, а также принимая во внимание следующее:


Очевидно, что совсем маленький человек гораздо больше нуждается в материнской заботе. Подростку же порой больше необходим отцовский авторитет. При достижении десятилетнего возраста ребенок обязательно высказывает свое мнение. Суд обязан его учесть при вынесении решения.

  1. Привязанность к отцу и матери, а также к братьям и сестрам.

Устанавливается, с кем у несовершеннолетнего более близкие отношения. Также противоречащим интересам детей считается разделение братьев и сестер по разным семьям.

  1. Личные качества каждого из супругов.

Могут быть исследованы:

  • характеристики с места жительства и работы;
  • показания свидетелей о поведении отца и матери в быту;
  • судимости и привлечение к административной ответственности, нахождение под следственными действиями;
  • вредные привычки.
  1. Семейное положение. Наличие мачехи или отчима, с которым не сложились отношения, могут послужить основанием к отказу.
  2. Условия жизни каждого из претендентов.

Исследуются жилищно-бытовые условия и уровень доходов. Сама по себе большая финансовая обеспеченность одного по сравнению с другим не послужит оставлению ребенка проживать именно с ним. Зачастую хорошо зарабатывающий отец отдает сына или дочь на попечение нянь или родственников, что не совсем отвечает интересам несовершеннолетнего.

  1. Режим работы.

Особенности занятости отца или матери могут сыграть решающую роль. Как образец, один работает сутками или не нормировано, другой трудится в офисе, поэтому имеет возможность постоянно присматривать за ребенком. Скорее всего, предпочтение в такой ситуации суд отдаст второму родителю.

  1. Состояние здоровья физического и психического.

Очевидно, что недееспособному гражданину не доверят ребенка. Страдающему серьезным заболеванием или инвалиду будет затруднительно осуществлять полноценный уход и присмотр за малышом.

  1. Иные существенные обстоятельства.

Порой судебные разбирательства могут длиться месяцами и даже годами. В таких случаях мать или отец вправе заявить ходатайство о применении нормы об определении места проживания ребенка, пока не будет вынесено окончательное решение.

Наиболее часто подобные иски удовлетворяются в пользу матерей. Однако в последние годы происходит устойчивое изменение практики. Все чаще выносятся решения об определение места жительства с отцом.

Подавать подобные иски можно неограниченное количество раз, при изменении личных обстоятельств одного или другого супруга, обстановки в семье. Данный вопрос может решаться как до, так и после регистрации развода. Вне зависимости от того, с кем будет оставлен малыш, он имеет право на сохранения прописки по адресу другого родителя.

Судебная практика

  1. При определении места проживания девятилетней Алисы Романовой, судья установила следующее. Мать Романова работает следователем, имеет ненормированный рабочий день, дежурства в ночное время и выходные дни. Папа трудится по режиму с 9 до 18 часов. Таким образом, интересам ребенка будет отвечать проживание с отцом, поскольку он сможет обеспечить постоянный присмотр за дочерью. Также при вынесении решения суд принял во внимание условия жизни каждого из бывших супругов.
  2. После оформления развода семьи Гуляевых, бывший муж запретил вывозить общего сына за границу. Гражданка Гуляева обратилась в суд, где пояснила, что ребенок нуждается в отдыхе и оздоровлении, поездка на море рекомендована врачами. Было вынесено решение разрешить выезд несовершеннолетнего, поскольку запрет отца противоречит интересам сына.
  3. Гражданин Демидов обратился в суд с требованием выписать своих детей из принадлежащей ему квартиры. Пояснил, что после развода жена с малышами переехала в свой дом, поэтому с регистрационного учета они должны быть сняты. Гражданка Демидова возражала, сообщила, что на данный момент проживает с сыном и дочерью на жилплощади сестры.

Суд иск не удовлетворил. Указал, что дети сохраняют прописку по адресу одного из родителей, вне зависимости от фактического проживания.

Следовательно, родители должны осуществлять свои права с соблюдением приоритета интересов детей. За нарушение этого принципа и ненадлежащее выполнение своих обязанностей возможно привлечение к предусмотренным законом видам ответственности. Все вопросы воспитания и обучения решаются при обоюдном согласии матери и отца, с учетом мнения ребенка.

Кода они не могут договориться между собой, возможно обращение в органы опеки или суд. Указанные инстанции всегда исходят из того, что наиболее отвечает детским интересам. Если несовершеннолетнему уже исполнилось десять, обязательно заслушивают его мнение.