Натуральное сырьё для ткани. Пальчиковые игры на тему «Лес»

Развивающие игры и занятия на тему лето для детей дошкольного возраста формируют у детей представления о теплом и жарком времени года лета, о характеристиках и сезонных особенностях летней природы.

Занятия в форме игр развивают наблюдательность, память и вырабатывают у детей заботливое отношение к природе.

Подходит для работы педагогам-воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям и всем любознательным детям.

Игра-занятие "В небе"

Слушаем стихи и выполняем различные движения

Раз, два, три, четыре, пять -

Вместе мы идём гулять. (Идём на месте)

А над нами что такое?

Это небо голубое. (Поднимаем руки вверх)

Солнышко там ярко светит.

Рады солнышку все дети. (Опускаем руки через стороны)

А по небу что плывёт?

Это белый параход? (Поднимаем руки вверх)

К нам плывут издалека,

Словно лодки, облака (Водим руками справа налево)

В небе птички пролетают

Высоко и низко. (Машем руками, как крыльями)

А живут где эти птички?

Далеко и близко. (Машем руками перед собой)

Игра "День и ночь"

Когда воспитатель говорит: "День ", дети прыгают, бегают, машут руками (птички днём летают ). Когда он говорит: "Ночь ", все должны замереть (птички ночью спят ). Шевелиться нельзя. Кто пошевелился, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: "День ". Игра продолжается.

Игра-занятие "Дождик"

Солнышко сияло ярко. (Руки вверху, растопыриваем пальцы)

Всем деревьям было жарко.

Ветер дул и задувал. (Показываем, как дует ветер)

И деревья он качал. (Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону)

Дождик сильный вдруг полил,

Все листочки намочил. (Трясём кистями рук)

Дождик землю намочил,

Всюду луж больших налил. (Разводим руки в стороны)

Дождик льётся всё сильнее.

Где же лужицы поуже?

Мы пройдём, ведь мы сумеем

Перепрыгнуть через лужи! (Прыгаем на месте)

Игра "Прыгаем через лужи"

На полу - листы бумаги (можно вырезать овалы). Это лужи. Дети пытаются перепрыгнуть через все лужи - сначала через небольшие, затем через те, которые побольше. Тот, кто перепрыгнет через самую большую лужу, станет победителем.

Игра-занятие "Летний луг"

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мы пришли на летний луг. (Идём на месте)

Как красиво всё вокруг! (Разводим в стороны руками)

Здесь травинки и листочки,

Разноцветные цветочки. (Сводим руки перед собой)

Мы по лугу побежим (Бежим на месте)

Мы на травке полежим. (Разводим руки ладошками вверх)

Мы поднимем наши ножки,

Потрясём мим немножко. (Весело трясём сначало одной ногой, потом другой)

На лугу мы отдохнём

Солнечным и тёплым днём. (Приседаем)

Игра "Бабочки и цветочки"

На полу - цветы, вырезанные из цветной бумаги (картона ). Все дети - бабочки. Под музыку они кружатся, летают. Как только музыка заканчивается, дети встают на цветочки и приседают.

Игра-занятие "Ягоды"

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды.

Мы с корзинкой в лес пойдём,

Много ягод наберём.

Раз - клубника,

Два - черника,

Три - румяная брусника,

А четыре - земляника.

Пять - лесная вишня,

Нам не будет лишней.

Шесть - калина красная,

Ягода прекрасная.

Семь - малина сладкая,

Очень ароматная.

Восемь - ежевика,

Девять - костяника,

Десять - голубика

Просят: "Собери-ка!"

Игра "Собираем ягоды"

На полу - кружочки, вырезанные из красной бумаги. Это ягоды. По команде воспитателя дети начинают их собирать. Игра закончится, когда все ягоды будут собраны. Победителем окажется тот, кто соберёт ягод больше других.

Игра-занятие "Помощники"

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

В огороде помогаем -

Сорняки мы вырываем. (Показываем, как рвём траву)

Вот так, вот так

Всю траву мы вырываем.

В огороде помогаем -

Дружно грядки поливаем. (Показываем, как поливаем)

Вот так, вот так

Их из лейки порливаем.

В огороде помогаем -

Овощи мы собираем. (Показываем, как собираем)

Вот так, вот так

Их в корзинку собираем.

Игра "Овощи и фрукты"

Воспитатель произносит названия овощей и фруктов. Если звучит название овоща, дети приседают (овощи растут на земле ), а если название фрукта - встают (фрукты растут на дереве ).

Новая лексика

Существительные:

лето, июнь, июль, август, солнце, жара, роса, бадминтон, теннис, велосипед, колокольчик, ромашка,

василёк, одуванчик, незабудка, панама, шорты, футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат.

Глаголы:

плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать,

ухаживать, согревать, светить.

Прилагательные:

яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летний; белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо).

Наречия :

жарко , сухо , пасмурно , ясно , тепло .

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над четкостью дикции и произношением.

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

Повторение названий летних месяцев

Цели : закрепить в речи названия летних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит

беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.

Не спит всю ночь болотный лунь,

Светлей всех месяцев июнь.

Варенье варится буль-буль,

Из ягод, что собрал июль.

Всем дарит яблоки на радость

Последний летний месяц август.

В. Степанов

Вопросы и задания:

Чем примечателен месяц июнь (июль, август)?

Назови первый (второй, третий) летний месяц.

Перечисли летние месяцы по порядку.

Игра «Четвёртый лишний»

Цели: учить дифференцировать признаки лета от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление

сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из которых одно время года, а на

четвёртой-другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

Например:

Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисована зима, а на остальных картинках изображено лето.

И т. п.

Игра «Составь схему»

Слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям начертить схемы предложений.

Например:

Лето - жаркое время года.

Летом дети любят купаться.

Лётом много цветов.

Игра «Хлопаем - топаем»

Цели: совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложения о лете. Если они согласны с выражением, пусть

хлопают в ладоши, если нет - топают ногами.

Летом птицы улетают на юг.

Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь - первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

Игра «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, чувство рифмы; совершенствовать мелкую моторику, творческое

воображение.

Ход игры. Воспитатель загадывает детям загадки, дети отгадывают их и рисуют отгадки, так, чтобы получилась картина.

Например:

Ребята, сейчас мы с вами будем рисовать картину. Отга дайте, какое время года будет на ней изображено?

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться... (лето).

Правильно на картине будет изображено лето.

А теперь слушайте загадки и рисуйте отгадки.

Жаркий шар на небе светит,

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя, ... (солнце).

Е. Савельева

Они легкие, как вата,

По небу плывут куда-то.

Держат путь издалека

Каравеллы - ... (облака).

Мчится по холмам змея,

Влагу деревцам неся.

Омывая берега,

По полям течет... (река).

Е. Савельев

Е. Савельева

Он поплачет над садами -

Сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник

Рад умыться в летний... (дождик).

Е. Савельева

Поле летом покраснело.

Яркий, как победный флаг,

Нам головкой машет смело

Бархатистый красный... (мак).

Н. Иванова

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные

слова).

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти. После этого дети должны назвать

лишнее слово и объяснить почему.

Например:

Лето, летний, лететь. Трава, травяной, трамвай, травушка.

Дождь, дождливый, ждать, дождить. Затем детям предлагается

самим подобрать однокоренные слова к заданным.

Игра «Исправь ошибки»

Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.

Например:

(голубая) колокольчик - голубой колокольчик

(душистый) земляника - ...

(тёплый) солнышко - ...

(летнее) дождик - ...

Игра «Составь предложение из слов»

Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, учить из данных слов строить

предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).

Ход игры . Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и составить из них предложения.

Например:

Ярко, лето, светить, солнце. -Летом ярко светит солнце.

Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. - На поляне мы нашли душистую землянику.

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры.

Воспитатель называет слово, дети подбирают рифмующиеся с ним слова.

Например:

одуванчик - диванчик - стаканчик...

кочка - бочка - строчка...

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова - названия полевых цветов.

Ход игры. Дети встают круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая

его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.

Например:

Сол-ныш-ко - три, тра-ва - два, ра-ду-га - три, реч-ка - два, дож-дик - два...

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук», дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и

определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук [г]: радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода, насекомые;

Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки: мак, гром, радуга. Дети должны составить из

цветных кружков звуковые схемы этих слов.

Игра «Найди все слова в цепочке»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов, профилактика

дисграфии.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти слова в цепочке и раскрасить буквы в соответствии со звуковым

анализом слова: гласный звук - красный кружок, мягкий согласный - зелёный, твёрдый согласный - синий.

Игра «Нарисуй-ка»

связную речь, учить планированию рассказа - описания по

картинке.

Ход игры . Детям предлагается нарисовать летнюю картину. Воспитатель просит кого-либо из детей составить

рассказ по своей картине. Дети вместе с воспитателем обговаривают детали рисунка: о чём надо рассказать сначала, о чём - потом.

Затем составляется рассказ. На индивидуальных занятиях можно составлять рассказы с остальными детьми.

Игра «Объясни пословицу»

Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям послушать и объяснить пословицы и поговорки.

Что летом родится, зимой пригодится.

Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

Одна пчела много мёду не наносит.

Готовь летом сани, зимой - телегу.

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

«ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?»

Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это - лето

На всё лето к нам пришло.

Оттого и каждый день

Всё длиннее, что ни день,

Ну а ночи,

Ночь от ночи,

Всё короче и короче...

И. Мазнин

Тексты для пересказа

КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:

Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

Барахтается, кричит:

Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:

Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего!

Смеётся мама:

Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!

Н. Калинина

Вопросы:

Зачем мама пошла на речку?

Кто пошёл на речку с мамой?

Почему Вася потянулся к воде?

Удалось ли Васе поймать рыбку?

Что сказала мама?

* * *

В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на

знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды

и дома всех угощает душистой земляникой.

После тёплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели. Шелестят

кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина.

С корзинками в руках долго мы бродим по лесу. Ищем и собираем грибы.

И. Соколов-Микитов

Вопросы:

Что появилось в лесу в начале лета?

О чём рассказывают ребята?

Куда они ходят за земляникой?

Как они её собирают?

Что появляется в лесу после тёплых дождей?

О каких деревьях говорится в рассказе?

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки и напомнить ему названия времен года. Уточнить последовательность смены времен года. Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить назвать предшествующее лету и последующее за летом время года. Понаблюдать вместе с ребенком за летними изменениями в природе.

2. Познакомить ребенка с названиями летних месяцев.

3. Рассмотри картинки, на которых изображены зима и лето. Назови приметы этих времен года. Составь по картинкам сравнительный рассказ.

4. Упражнение «Скажи одним словом». Закончи предложения.

Людей, которые выращивают хлеб, называют хлеборобами.

Людей, которые разводят сады, называют... .

Людей, которые выращивают овощи, называют... .

Людей, которые выращивают цветы, называют... .

5. Упражнение «Подбирай слова». Закончи предложения: подбери как можно больше слов-предметов. Образец: Летом & лесу много деревьев: елей, дубов, сосен... Летом в лесу можно увидеть много разных животных:... .

Летом в лесу растет много грибов:... — и ягод:.... Летом на полянах много цветов:.... Над ними летает много насекомых:....

6. Упражнение «Стань художником». Отгадай загадки. Нарисуй отгадки цветными карандашами.

Ветер, сильный и могучий,

Вдруг нагонит в небе... (тучи)

Побежали по дорожке

Серебристых нитей ножки. (Дождик)

Огненная змейка

В небе появилась.

Как она средь тучек

Серых очутилась? (Молния)

Через речку — прыг да скок —

Перекинулся мосток.

Подружила берега

Семицветная дуга. (Радуга)

7. Внимательно рассмотри картинку. Ответь на вопросы полными предложениями. Составь рассказ по картинке. Назови свой рассказ.

Вопросы:

Какое было время года?

Куда отправились дети?

Что дети взяли с собой в поход?

Где решили остановиться?

Расскажи, кто чем был занят.

Логопедические домашние задания для детей 5 — 7 лет с ОНР . Альбом 4 / Н . Э . Теремко ва . - М .: Издательство «ГНОМ и Д» , 2007.

«Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас»

Сергей Есенин

Лето – это прекрасная, самая долгожданная пора для детей, да взрослых, которую любят и ждут все без исключения. Это прекрасное время солнечных и теплых дней, поездок в деревню к бабушке и дедушке, где свежий и чистый воздух, где можно сходить в лес после сильного дождя и насобирать грибов. Именно здесь бабушка напоит свежим, теплым молоком.

А кто-то поедет на море всей семьей или дружной компанией, позагорать на красивом песчаном пляже, пособирать камушки, ракушки, поездки на экскурсии.

Лето любят все.

Это роскошь и аромат прекрасных цветов, созревание растений, теплые вечера, прогулки по лесу, парку.

Это то время, когда безумно радуешься дождю, а после, любуешься прекрасной радугой, которая появляется прямо над головой. Лето представляется в детских стихотворениях про солнышко, облака и дождик, про животных, насекомых, про лес. Через чтение стихов детей легче всего знакомить с природой.

Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе радугу-дугу!
И ромашки на лугу!

Что ещё подаришь мне?
* Ключ, звенящий в тишине
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!

Подарю тебе кукушку,
Чтобы, выйдя на опушку,
Ты погромче крикнул ей:
"Погадай мне поскорей!"

И она тебе в ответ
Нагадала много лет!

Орлов Владимир.

Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это – лето
На все лето к нам пришло.

Оттого и каждый день
Все длиннее, что ни день,
Ну а ночи,
Ночь от ночи,
Все короче и короче…

Игорь Манзин

Все зима... А где же лето?
Все зима...
А где же лето?
Звери, птицы!

Жду ответа!
- Лето, -
Ласточка считает, -
Очень скоро прилетает.

Лету нужно торопиться,
И оно летит, как птица!
- Прилетает? -
Фыркнyл Крот. -

Под землей оно ползет!
Говорите,
Скоро лето?
Не надеюсь я на это!

Проворчал Топтыгин:
- Лето
Спит в своей берлоге
Где-то...

Конь заржал:
- А где карета?
Я сейчас
Доставлю лето!

Лето, -
Зайцы мне сказали, -
Сядет в поезд на вокзале,
Потому что может лето

Ездить ЗАЙЦЕМ -
Без билета!

Борис Заходер

Здравствуй лето!

Сколько зелени кругом!
Что же это? Это ЛЕТО

Наконец спешит к нам в дом.

Сколько вкусных сладких ягод
На поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год
Витаминов запасу!

Накупаюсь вволю в речке,
Вволю буду загорать.
И на бабушкиной печке
Сколько хочешь буду спать!

Сколько солнца! Сколько света!
Как прекрасен летний зной!
Вот бы сделать так, что лето
Было целый год со мной!

Татьяна Бокова

Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела;
Повернется к солнцу боком –
Вся нальется алым соком.

В поле – красная гвоздика,
Красный клевер… Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом…

Видно, люди не напрасно
Называют лето красным!

Маргарита Ивенсен

Пословицы и поговорки о лете помогут детям расширить свой кругозор и познакомиться с красивым временем года – лето.

* Лето сухое, жаркое – зима малоснежная, морозная;
* Солнце летом греет, а зимой морозит;
* Что летом родится – зимой сгодится;
* Летний день год кормит;

* В июне заря с зарей сходится;
* Июль – краса лета, середка цвета;
* В июле солнце без огня горит;
* Август разносол, всего вдоволь.

Большое внимание уделяется загадкам про времена года: лето, осень, зима, весна.

Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают.
Ягоды поспевают.
Когда это бывает?

(Летом)

Вот и стали дни короче
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг.

(Осень)

Белоснежная хозяйка
Все укроет одеялом
Все разгладит, приберет.
А потом земля усталой
Колыбельную споет.

(Зима)

Тает снег, звенят ручьи,
Все сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далеких

(Весна)

Каждый ребенок с удовольствием будет отгадывать загадки в стихах о лете, которые предлагают в рифму назвать последнее слово – отгадку. Хороши будут и народные загадки о природных явлениях, предметах, животных. Время года, которое дарит нам тепло, солнце, отдых, веселые путешествия, сочные фрукты. Загадки про лето будут детям очень интересны и познавательны. Порадуйте своего ребенка и загадайте ему загадки про солнышко, воду, фрукты. Это расширит его словарный запас и сообразительность.

Демидова Надежда Викторовна

Воспитатель первой квалификационной категории

ГБОУ Школа №1034 ДО – 4 «Лад» г. Москва

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. В тоже время летом появляется больше времени, которое можно посвятить творчеству детей. Можно попробовать нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации.

Несколько высказываний великих умов о детском творчестве:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Сухомлинский В. А.

«Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение».Паустовский К. Г.

«Отказаться от риска - значит отказаться от творчества» (дать возможность экспериментировать, рисковать)

Макаренко Антон Семенович

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Ян Амос Коменский

В летний период педагоги продолжают работу с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, занимательные игры – головоломки, дидактические пособия, строительство из песка, игры с водой, ветром, работа с природным и бросовым материалом.

Основное внимание уделяется организации строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, исследовательские конструкторские способности ребят, воображение, эстетический вкус.

Организуя работу, педагоги сами включаются в строительство, показывая приёмы работы с различными материалами, помогают развивать сюжеты игр. Педагоги используют приёмы, способствующие изобретательности, творчеству, воображению («Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в твоём домике?», «Догадайтесь, как из горки сделать мост?» и т.п.). Экспериментируя с песком и водой,дети познают их качество, а так же в процессе игры с песком и водой формируются у ребят навыки общения.

В летний период у детей закрепляют навыки работы с различными материалами, учат мастерить поделки для своих игр.

Летом воспитатель организует прогулки, экскурсии, сбор природного материала, учит детей собирать его так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора снимается с поваленных деревьев, веточки – сухие, а шишки, семена, листья – опавшие.

Лето – пора цветов. Детей учат правильно и вовремя срезать цветы для букетов, украшать ими группу.

Летний период хорош для развития творческих способностей и по образовательной области ХЭР. Лучше для этих целей использовать нетрадиционные техники и способы изображения.

Нетрадиционные техники рисования

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а использование нетрадиционных техник изображения помогаютэтому.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • отпечатки листьев;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее.

Нетрадиционные техники аппликации

Аппликация может быть:
- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
- сюжетной, отображающей те или иные события;
- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация.
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение.

Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Ленточная аппликация.
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой.

Торцевание
Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

Коллаж
Коллаж (от фр. Collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Оригами.
Орига?ми (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Аппликация из салфеток
Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.
Нетрадиционные техники лепки:

«В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль , как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета».

И. Я. Гинцбург

«Тестопластика » - лепка из соленого теста.

«Пластилиновая графика » - раскрашивание пластилином.

«Пластилиновая мозаика» - заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками.

Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы – глина, детский цветной пластилин, массы для лепки . Также возможно использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления – это тесто и бумажная масса. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ на занятиях по лепке .

В качестве наиболее популярного материала, используемого на занятиях лепкой, является пластилин. Он является мягким и пластичным материалом. Его обычно используют для изображения мелких форм из цветных частей. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.

Более того, пластилин – материал с богатыми художественными возможностями и, в отличие от глины, пластилин долгое время не высыхает. Нетрадиционная техника – создание пластилиновых картин (процарапывание, отпечатки с поверхности, пластилиновый налеп (барельеф), рисование пластилином, работа с шаблоном и т.д.

Лето – благодатная пора для развития творческих способностей детей, обогащения их чувств и впечатлений. Если детям интересно в саду, если они за лето многое узнают и многому научатся, то и педагоги испытают законное чувство гордости и удовлетворения от своей работы.

Подготовила воспитатель Трубаева Г.В.