Подростковый характер. Психологические особенности подросткового возраста

Педагог должен увидеть ребенка таким, какой он есть «внутри себя», каким знает себя «только он сам».

Е.Ю.Сазонов

В любой системе общего образования математика занимает одно из центральных мест что, несомненно говорит об уникальности этой области знаний.

Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Подобные вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребёнка, его образовательных потребностей и требований современного мира.

Моё педагогическое кредо – создание благоприятных условий для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей, через личностно – ориентированный подход, что соответствует проблеме работы школы.

Основными целями обучения математики выделила для себя следующие: обеспечение прочного и сознательного освоения учащимися системы знаний и умений по математике и формирование навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности).

На своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:

  • учебно-познавательные компетенции : приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
  • информационные компетенции : учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
  • коммуникативные компетенции : воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

Наряду с решением основной задачи моя система работы предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, подготовку к дальнейшему обучению в СУЗе или ВУЗе.

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения.

Ориентируясь на концепцию профильного образования, работаю над расширением выбора содержания материала. Для формирования у учащихся различных форм мышления: логического, алгебраического, алгоритмического использую разработанную мною программу элективного курса «Решение линейных и дробно-линейных уравнений и неравенств с параметрами» (10, 11 классы). Разработанная мною программа элективного курса даёт возможность ознакомиться учащимся с нестандартными решениями, позволяет развивать способности личности к математической деятельности.

На уроках математики направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей, используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика. Для этого успешно использую элементы разноуровневого дидактического материала по алгебре под редакцией Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. (7,8,9 класс), сборник «Самостоятельные работы» под редакцией А.П.Ершова, В.В. Голобородько (8, 10-11классы).

Важной составляющей своей работы считаю исследовательскую деятельность учащихся. В своей практике использую проблемные уроки. Благодаря созданию проблемной ситуации на уроке ученикам необходим поиск новых способов решения поставленных задач. Именно такие уроки развивают мышление обучающихся, делают уроки интересными, непредсказуемыми и разнообразными. Дети с удовольствием решают поставленные задачи, предлагая даже необычные варианты решения проблемы. Таким образом, на уроке работает исследовательский метод.

Для формирования творческих способностей учащихся использую уроки творческого характера. На них широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, деловые игры, побуждающие мыслительную активность, творческие работы – рисунки, рассказы, сочинения. Например,
– по окончании темы составить контрольную работу и решить её, а затем предложить её соседу по парте и проверить его работу;
– подготовить дома с друзьями сценку на тему «Реклама целого отрицательного числа –15» и показать её на уроке;
– придумать и изготовить математическую игру;
– составить кроссворд с математическими терминами, ребус, интересную задачу;
– сделать книжки-малышки про всё, что узнали о десятичных дробях.
Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания и представляют их на суд одноклассников. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными.

При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. В качестве основы предполагается построение учащимися различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции. Мои ученик создают такие модели: презентации в PowerPoint по изученной теме, интерактивные сообщения, построение графиков функций в системе MathCad и т.д. Информационные технологии на уроках математики позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы. Применение информационных технологий позволяет делать уроки математики не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению. Я вижу горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно.

На успешность деятельности учителя влияет качества материально-технической базы. В кабинете математики имеется различная научно – популярная литература, дидактические папки с систематизированным материалом по математике, алгебре и геометрии. Мною созданы учебно-методические комплексы для коррекции знаний по темам: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей» (5 класс); зачётных материалов по геометрии «Четырёхугольники», «Площадь», «Теорема Пифагора», «Соотношение между сторонами и углами треугольника». Материально-техническая оснащённость кабинета позволяет учащимся пользоваться электронными библиотеками, интернет-ресурсами. Учащиеся с удовольствием выполняют индивидуальные задания на основе привлечения дополнительных источников.

Я постоянно работаю над повышением своего профессионализма, систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету (научно теоретический и методический журнал «Математика в школе», приложения к газете «1 сентября»; научно-методический журнал «Классный руководитель»). Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах Министерства образования РФ поэтому в курсе последних событий в образовании. За прошедший аттестационный период прошла курсы повышения квалификации по темам «Особенности преподавания математики в профильных классах» и «Влияние психологического стресса на развитие личности».

Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь рекомендовать среди коллег. Выступала на заседании педагогического совета в рамках темы «Новые педагогические технологии», где делилась опытом по использованию НИТ на уроках математики. Обобщила собственный опыт по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках математики» в рамках районного конкурса «Учитель года-2008»; давала конкурсный открытый урок

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛУГАНСКА

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное учреждение

«Луганская специализированная школа I - III ступеней №54»

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности

за последние три учебных года

учителя начальных классов МАРЬЯНЫ ИВАНОВНЫ ДЕМЧЕНКО

Здравствуйте, я учитель начальной школы. Мы живём в современном мире, который находится в постоянном движении. Какой он современный учитель? На мой взгляд, это человек, который должен идти в ногу со временем, постоянно повышая свой педагогический уровень. Учитель - это тот, который может смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать, принимать и помогать. Это девиз моей личной профессиональной деятельности.

Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в государственном учреждении «Луганская специализированная школа I - III ступеней №54» с 2000 года. Закончила Луганский педагогический институт им. Т.Г.Шевченко в 1997 году по специальности учитель начальных классов. Образование высшее. Стаж работы в данной школе – 15 лет. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески. За весь период работы накопила немалый опыт обучения и воспитания учащихся.

В 2013году присвоена высшая квалификационная категория.

Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способностей учащихся, при сохранении их физического и психического здоровья, в соответствии с индивидуальными возможностями. Одним словом, цель моей педагогической деятельности - развитие личности ребенка.

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

использование технологии проектной деятельности с целью формирования универсальных учебных действий, академических знаний, умений, навыков и развития творческих способностей младших школьников;

внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;

воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, формирование экологического мышления, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

создание наиболее благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей.

Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.

Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:

Как заинтересовать ребенка учебным предметом?

Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?

Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

Я решаю их путем включения учащегося в ситуации творческой частично-поисковой работы и исследовательской деятельности. Я всегда работаю под девизом: «Учение с увлечением!», потому что понимаю, что через сказку, игру – дорога к сердцу ребенка.

С 2015 года работаю по УМК «Школа России», который носит личностно – ориентированный характер с приоритетом духовно – нравственного развития, обеспечивает гражданско-ориентированное образование младшего школьника, иначе говоря, предлагает воспитывать гражданина страны. Учебники позволяют организовать индивидуальную работу учащихся, подготовить учащихся к защите творческих работ, учить аргументировать и доказывать свою точку зрения. Развивающие упражнения способствуют развитию творческих способностей, интереса к предмету, углубляют формируемые знания, побуждая учащихся применять их в изменённой ситуации. Работая по данному комплексу, применяю педагогические технологии развивающего обучения: игровые технологии, технологию проектной деятельности, технологию интерактивного обучения, а также личностно-ориентированный подход в обучении.

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу, дифференцированный подход, игру, создание ситуации успеха, самостоятельную работу.

Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Мультимедийные презентации, электронные тренажёры, схемы–опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости.

В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.

Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приемами процесса познания.

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариантных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А еще они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку, и ребенку! Искренней любовью я завоевываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения. Также, повышению качества обученности по предметам способствует использование технологии проектной деятельности. Для выявления развития способных детей провожу олимпиады, требующие творческого подхода, привлекаю детей к участию в различных конкурсах.

Результаты качества и успеваемости обучающихся за три года

Год

Класс

Кол-во уч-ся

в классе

Отличники

Качество

Успеваемость

2013-2014

3-Б

73 %

100%

2014-2015

4-Б

68 %

100%

2015-2016

1-Б

Результаты олимпиад (участники/победители )

Год

Класс

I тур (школьный) олимпиад

II тур (городской)

олимпиад

Дистанционные олимпиады по базовым дисциплинам

2013-2014

3-Б

4 уч./3 уч.

3уч./2уч.

2014-2015

4-Б

5 уч./5 уч.

5 уч./-

4 уч./1 уч.

2015-2016

1-Б

20 уч./15 уч.

Также из таблиц видно, что у моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:

дети моего класса с желанием идут в школу;

сформирован устойчивый учебно – познавательный интерес;

они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;

понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;

умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;

активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;

а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Подтверждением сказанного являются:

успеваемость и качество знаний моих выпускников высокие (% качества-65, успеваемость-100%) в 5-м классе;

все мои выпускные классы хорошо учатся, успеваемость и качество знаний стабильно высокие;

отзывы коллег об уровне обученности и воспитанности учащихся класса на методическом совете по преемственности;

отзывы родителей детей о моей работе;

мои ученики принимают активное участие в предметных олимпиадах (как в стационарных, так и в дистанционны).

Активно участвую в школьных и районных методических объединениях учителей начальных классов, даю открытые уроки, в том числе и в рамках «Школы молодого учителя».

В своей работе придерживаюсь в основном системно-деятельностного подхода и нетрадиционных форм проведения уроков. Активные формы и методы, информационные технологии обучения, которые я использую в своей работе – это и есть современные достижения педагогической теории и практики.

Я считаю, что формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или ному предмету.

Применительно к начальной школе важным методом является игровой, особенно в первые два года обучения. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию окружающего мира.

Как учитель работаю над проблемой « Реализация научно-познавательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика». Возбуждению интереса к учёбе способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий.

Цель работы над проблемой: научить добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях.

Задачи работы над проблемой:

сделать процесс познания привлекательным;

создавать ситуацию успеха на уроках;

развивать желание и умение учиться;

формировать у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;

создать условия для проявления таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты.

Я считаю, что учитель без новаций – это всегда учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя. Для достижения цели своей работы стараюсь использовать современные технологии обучения.

Представляю это в виде таблицы:

Название

Особенности

Ведущий метод

Формы работы

Игровые технологии

Направленность на жизненно важную ситуацию и поиск путей решения.

Игра

Сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра, деловая игра, урок – путешествие, викторины, загадки.

Внеурочная деятельность.

Личностно-ориентирован-ные технологии

Гуманистическая и психотерапевтическая направленность. Цель: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Метод диалога, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации выбора и успеха.

Урок-творчество, урок-игра, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Исследовательские технологии

Обучение через «открытие»

Проблемное обучение, метод проектов

Экологические задачи, проекты, творческие задания наблюдения, практические занятия, опыт,

исследование, экскурсии на природу, предприятия и организации.

Инормацион-но – коммуникативные технологии

Направленность на создание индивидуальных образовательных траекторий.

Контроль

Тесты, тестовые упражнения, игровые, творческие и логические задания.

Внеурочная деятельность.

Здоровьесбере-гающие технологии

Направленность на потребность здорового образа жизни.

Укрепление здоровья

Динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д. Физкультурно-оздоровительные и спортивно – развлекательные мероприятия, походы.

Я – классный руководитель. Большое внимание уделяю воспитательной работе в классе. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.

Для моей системы воспитательной работы, как классного руководителя, характерен аналитический подход к решению воспитательных задач. На основании проводимых исследований классного коллектива, определяю воспитательные цели и задачи. Воспитательную работу в классе планирую, исходя из анализа воспитательной работы предыдущего учебного года по следующим направлениям:

патриотическое;

гражданско-правовое;

художественно – эстетическое;

физкультурно-оздоровительное;

трудовое.

Использую разнообразные формы внеклассных занятий: классные часы- диспуты, праздники, очные и заочные экскурсии, соревнования, конкурсы. Применяю метод проектов во внеклассной работе.

Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплоченнее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям - в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми.

Было проведено множество внеклассных мероприятий: «Наш единственный корабль под названием Земля», психологический театр «Синяя птица».

Результатом воспитательной работы является то, что в классе сложилась благоприятная атмосфера, в классе нет отверженных детей, группировок, которые бы отделились от коллектива. По результатам тестирования 82% детей считают свой класс дружным. По результатам анкетирования родителей, все дети имеют друзей из своего класса, и родители поддерживают их дружбу.

Мнение родительского коллектива о результатах работы класса

Критерии

3 класс

4 класс

1 класс

1. Результаты работы классного коллектива признаны положительными

94 %

95,7 %

99 %

100

101

3класс 4класс

1 класс

2. Одобрение и поддержка родителями работы классного коллектива

96 %

96,8 %

100 %

95, 5

96,5

97,5

98, 5

99, 5

100

100, 5

3 класс 4 класс

1 класс

С целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей провожу уроки с учётом гигиенических и валеологических требований к уроку. Часто начинаю урок с энергезирующей разминки, провожу физкультминутки, с учётом медицинских показателей, делая упор на физкультминутки для глаз (в том числе и электронные физкультминутки для глаз).

Цель, которую я ставлю перед собой на ближайшее время – изучение стандартов второго поколения. Перспективы своей работы вижу в дальнейшем внедрении технологии проектной деятельности с целью повышения качества обученности, формирования ключевых компетентностей и развития творческих способностей учащихся.

Ниже приведены своеобразные "портреты" подростков с характерным для каждого типа характера набором поведенческих и эмоциональных реакций. Возможно, среди этих "портретов" вы сможете найти своего беспокойного подростка. Названия типов характера - не диагноз, а просто условное обозначение, отражающее основную черту характера описываемого типа.

Гипертимный тип.

Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их Неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все а лету, учатся неровно из-за неусидчивости, Отвлекаемости, недисциплинированности.

В подростковом возрасте главная черта--почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и Брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается Вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, Подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. На гиперпротекцию со стороны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повседневной опекой, наставлениями И нравоучениями, “проработкой” за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне дурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим; в необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачиваться. К правилам и законам представители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным; они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому -- роли вожака и заводилы; общительны; в выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной компании. Любят риск и авантюры.

Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не Доводят начатое до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, Кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят Шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго Выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.

Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая Сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается.

Свои способности и возможности обычно переоцениваются. Хотя большинство особенностей своего характера гипертимные подростки Хорошо знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.

Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые; аффективные реакции и ситуативно обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Гипертимная акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому и гипертимно-истероидному типам. Под влиянием повторных черепно-мозговых травм может сформироваться гипертимно-эксплозивный тип психопатии. Гипертимный тип акцентуации встречается как нередкий преморбидный фон при маниакально-депрессивном и шизоаффективном психозах.

Циклоидный тип.

В детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного Периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного Настроения. Длительность фаз меняется -- сперва дни, 1--2 нед, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться.

В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и просто, теперь требует больших Усилий. Труднее становится учиться. Общество окружающих людей начинает тяготить, компании избегаются, приключения и риск теряют Привлекательность. Подростки в эти дни становятся вялыми домоседами. Мелкие неприятности и неудачи, нередкие в этот период из-за Падения работоспособности, переживаются тяжело. Хотя на замечания и укоры часто отвечают раздражением, грубостью, но в глубине души Впадают в еще большее уныние. Чувства безысходной тоски или беспричинной тревоги, как при психотической депрессии, не бывает. Больше Жалуются на скуку. Не приходится также слышать идей самоуничижения. Однако, если в эти дни выпадают серьезные нарекания или большие Неудачи, особенно если они унижают самолюбие, легко могут возникнуть мысли о собственном безволии, неполноценности, никчемности и Быть спровоцированы острые аффективные реакции с суицидными попытками.

Аппетит снижается. Даже любимые кушанья не доставляют прежнего удовольствия. Бессонницы у подростков обычно не бывает. Иногда Жалуются на то, что стало трудно уснуть и почти всегда на вялость и разбитость по утрам.

В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над Старшими и желание везде и всюду острить.

Местом наименьшего сопротивления является коренная ломка жизненного стереотипа (например, переход от опекаемой школьной учебы к Относительной свободе высшего учебного заведения). Такая ломка может затянуть субдепрессивную фазу. В этой фазе появляется Избирательная чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям -- ко всему, что способствует возникновению идеи самообвинения и Самоуничижения эмансипационные устремления и группирование со сверстниками отмечаются во время подъемов, а в субдепрессивной фазе блекнут. Хобби также отличаются неустойчивостью: в субдепрессивной фазе их забрасывают, а в период подъема возвращаются к ним или находят Новые. Сексуальная активность возрастает в периоды подъема, но в субдепрессивной фазе. Может усиливаться онанизм. Делинквентность, Побеги из дома, токсикоманическое поведение несвойственны. Алкоголизируются в компаниях и только в периоды подъема; самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта “хороших” и “плохих” периодов. При недостатке такого опыта она может Быть очень неточной. лабильные циклоиды представляют собой форму акцентуации, промежуточную между типичными циклоидами и лабильными подростками. Фазы здесь очень коротки -- один -- два дня. В “плохие” дни дурное настроение обычно не Сочетается с упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, Вызванные соответствующими событиями или известиями. Но в отличие от описываемого далее лабильного типа акцентуации нет Чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения круто меняться от незначительных причин.

Циклоидной психопатии не существует. При резко выраженной циклоидности возникает циклотимия, которую правомерно рассматривать Как легкую форму маниакально-депрессивного психоза. Сама циклоидная акцентуация может быть фоном для развития как этого, так и Шизоаффективного психозов. лабильный тип. В детстве не отличаются от сверстников или обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в Подростковом возрасте -- крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и езмерно резко от ничтожных и даже Незаметных для окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника способны вдруг Погрузить в мрачное расположение духа без каких-либо серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная беседа, мимолетный Комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и даже Отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть-то Готовые навернуться на глаза слезы, то paдостную улыбку.

От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответственно Настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется унылым и безнадежным, и прошлое предстает то как цепь Приятных воспоминаний, то сплошь состоящим из неудач и несправедливостей. И повседневное окружение то кажется милым и интересным, То безобразным и скучным.

Маломотивированные смены настроения могут создать впечатление поверхностности и легкомыслия. Однако лабильность подростков Отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Привязанности сохраняются, Несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты переносятся тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают Дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить, отвлечь, при нападках -- защитить, а в минуты подъема разделить Радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании. Любят компании, смену обстановки, но в отличие от гипертимных Подростков ищут в них не поле деятельности, а только новые впечатления. Чуткость ко всякого рода знакам внимания, благодарности, Похвалам и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением.

Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка. Тяга к Группированию со сверстниками целиком зависит от настроения. В хорошие минуты ищут компании, в плохие избегают общений. В группе Сверстников на роль вожака не претендуют, охотно довольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби ограничиваются информативно-коммуникативным типом, иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми Домашними животными (особенно привлекательна собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций при перепадах Настроения). Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями. Влечение долго остается малодифференцированным и легко возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются. своеобразная избирательная интуиция позволяет таким подросткам сразу чувствовать, как к ним относятся окружающие, при первом Контакте определяя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное Отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить; самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера. “слабым звеном” данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, разлука с ними. акцентуация, по лабильному типу часто сочетается с гармоничным психофизическим инфантилизмом, а также с вегетативной лабильностью и склонностью к аллергическим заболеваниям. Этот тип акцентуации служит почвой для острых аффективных реакций, Неврозов, особенно неврастении, реактивной депрессии и для психопатических развитий.

Астено-невротический тип.

С детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, Плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.п. В других случаях детство проходит благополучно, и первые признаки Астено-невротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте. главными чертами являются утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях, например, в обстановке соревнований. Раздражительность ведет к Внезапным аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу. Раздражение, зачастую изливаемое на случайно Попавших под руку, легко сменяется раскаянием и слезами. Склонность к ипохондризации может быть особенно сильной. Такие подростки Внимательно прислушиваются к малейшим телесным ощущениям, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются врачебным Обследованиям. Наиболее частым источником ипохондрических переживаний у мальчиков становится сердце.

Подростковые нарушения поведения типа делинквентности, алкоголизации этому типу не свойственны. Реакция эмансипации обычно Ограничивается маломотивированными вспышками раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще. К сверстникам Тянутся, ищут компании, но быстро от нее устают и предпочитают одиночество или общение с близким другом. Самооценка обычно прежде Всего отражает заботу о здоровье.

Этот тип акцентуации является почвой для развития неврастении, острых аффективных реакций, реактивных депрессий, ипохондрических Развитий. Срывы часто возникают тогда, когда подросток осознает невыполнимость лелеемых планов, нереальность надежд и желаний. Велика также восприимчивость к ятрогениям. Тяжелые болезни у близких и знакомых усиливают ипохондричность.

Сенситивный тип.

С детства пугливы и боязливы. Часто страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни, быть запертыми Дома. Чуждаются бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной Обстановке. Несклонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может оставлять ложное впечатление о замкнутости и отгороженности от Окружающего. На самом деле такие дети достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с Ними увереннее и спокойнее. К родным и близким бывают привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются Послушанием. Слывут “домашними детьми”. Школа их пугает шумом, возней и драками на переменах. Учат обычно старательно. Страшатся Всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать у доски. Боятся прослыть выскочкой. Привыкнув к новому Классу и даже страдая от преследований со стороны некоторых одноклассников; крайне неохотно переходят в другой.

Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности начинаются в старшм подростковом возрасте, с момента Вступления в самостоятельную жизнь. Тогда выступают две главные черты этого типа: чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качеств. Источником тяжких Угрызений совести у мальчиков может служить обычный для подросткового возраста онанизм. Боятся, что окружающие заподозрят их в “гнусности” и “распутстве”. К родным сохраняется детская привязанность. Опеке близких охотно подчиняются. Упреки и наказания с их Стороны вызывают слезы и отчаяние. Рано ормируется чувство долга, ответственности, чрезмерные моральные требования к себе и Окружающим.

Выраженной бывает реакция гиперкомпенсации. Ищут утверждения себя не там, где могут раскрыться их способности, а именно в той Области, где чувствуют свою слабость. Робкие и стеснительные натягивают на себя личину веселости, развязности, даже заносчивости, но в

Неожиданной ситуации быстро пасуют. При доверительном контакте за спавшей маской “все нипочем” открывается жизнь, полная Самобичеваний, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное сочувствие может сменить браваду на Бурно хлынувшие слезы.

От сверстников не отгораживаются, стремятся к ним, но в выборе друзей разборчивы, а в дружбе привязчивы. Близкого друга предпочитают Шумной компании. Увлечения сенситивных подростков бывают двоякого рода [скроцкий ю. A., 1973j. Одни носят Интеллектуально-эстетический характер (искусство, музыка, рисование, домашние цветы, певчие птицы, и т.п.), Причем удовольствие Доставляет сам процесс этих занятий; к особо высоким результатам вовсе не стремятся, даже свои реальные успехи оценивают весьма скромно. Другой род увлечений обусловлен реакцией гиперкомпенсации. Здесь важен достигаемый результат и признание со стороны. Мальчики Пытаются преодолеть “слабоволие” занятиями силовыми видами спорта (борьба, атлетическая гимнастика и т. П.), А робость и застенчивость Стараются побороть, устремляясь на общественные посты, где обычно тщательно выполняют формальную часть порученной функции, Оставляя фактическое лидерство другим сексуальное влечение усиливает застенчивость и переживания собственной неполноценности. В силу гиперкомпенсации признания в Любви могут быть столь решительными и неожиданными, что пугают и отталкивают. Отвергнутая любовь утверждает в мыслях о своей Неполноценности. Могут возникнуть суицидные намерения к делинквентности, ни к алкоголизации склонности не отмечается. Сенситивные юноши обычно некурят. В алкогольном опьянении Вместо эйфории нередко можно наблюдать депрессивные переживания.

Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют. Отказ отвечать предпочитают Неправде.

Ударом по “слабому звену” обычно оказывается ситуация, где подросток становится объектом недоброжелательного внимания окружающих, Насмешек или подозрений в неблаговидных поступках, когда на репутацию падает тень, или когда подросток подвергается несправедливым Обвинениям.

Сенситивная акцентуация служит почвой для острых аффективных реакций интрапунитивного типа, фобического невроза, реактивных Депрессий, эндореактивных психозов. По-видимому, сенситивная акцентуация сопряжена с более высоким риском заболевания Прогредиентной шизофренией.

Психастенический тип.

В детстве, наряду с некоторой робостью и пугливостью, рано проявляется моторная неловкость, склонность, к Рассуждательству и не по возрасту “интеллектуальные” интересы. Иногда уже в детском возрасте начинаются фобии, т. Е. Боязнь незнакомых Людей и новых предметов, темноты, страх оказаться за запертой дверью.

Критическим периодом, когда психастенические черты начинают раскрываться во всей полноте, обычно бывают первые классы школы, Когда безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности. Необходимость отвечать за себя и особенно за Других представляет один из самых чувствительных ударов для психастенической натуры.

В пубертатном периоде резких обострений психастении обычно не бывает. Декомпенсации могут наступать в моменты предъявления Высоких требований к чувству ответственности (например, во время экзаменов).

Главными чертами психастенического типа являются нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность в Виде опасений за будущее -- свое и своих близких, любовь к самоанализу, самокопанию и легкость возникновения навязчивых страхов,

Опасений, действий, ритуалов, представлений, мыслей. Опасения адресуются к возможному, даже к маловероятному, в будущем: как бы не Случилось чего-нибудь ужасного и непоправимого с ними самими или с теми близкими, к которым они обнаруживают чрезвычайно сильную Привязанность. Невзгоды, уже случившиеся, пугают их гораздо меньше. Мальчикам бывает особенно свойственна тревога за мать: как бы она Не заболела и не умерла, не попала бы под транспорт и т. П. Если мать опаздывает, где-то без предупреждения задержалась, такой подросток Не находит себе места.

Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся выдуманные приметы и ритуалы. Например, выходя из дома, переступать порог Только левой ногой, на контрольные и экзамены надевать одну и ту же “счастливую” рубашку и т.п. Другой защитой является специально

Выработанные педантизм и формализм, которые питаются мыслью, что если все заранее предусмотреть и не уклоняться от намеченного Плана, то ничего плохого не случится.

Нерешительность особенно проявляется в долгих и мучительных колебаниях, когда надо сделать самостоятельный выбор. Однако уже Принятое решение должно быть немедленно исполнено, при этом вдруг обнаруживается поразительная нетерпеливость. У психастенических Подростков приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и неуверенности. Она проявляется Неожиданными самоуверенными и безапелляционными высказываниями, утрированной решимостью и скоропалительностью действий в Моменты, когда как раз требуется осмотрительность и осторожность. Постигающие при этом неудачи еще более усиливают нерешительность и Сомнения.

Физическое развитие обычно оставляет желать лучшего. Все ручные навыки и занятия спортом даются плохо. Исключение составляют лишь Те виды спорта, при занятиях которыми нагрузка падает на ноги (бег, прыжки, лыжи, велосипед). В этих видах иногда достигаются лучшие Результаты.

Подростковая реакция эмансипации выражена слабо и нередко замещена патологической привязанностью, к кому-либо из близких. Тяга к Сверстникам проявляется в робких формах. Увлечения, как правило, ограничиваются интеллектуально-эстетическими хобби. Сексуальное

Развитие зачастую опережает общее физическое. Интенсивный онанизм может становиться источником самоугрызений и символических Запретов. Подростковые нарушения поведения (делинквентность, побеги из дома, алкоголизация) психастеникам не присущи.Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полнотой. Часто выделяется склонность Находить у себя черты самых разных типов, в том числе совершенно не свойственные, например, истерические.

Психастеническая акцентуация служит благодатной почвой для развития обсессивного невроза. Воспитание в условиях “повышенной Моральной ответственности”, когда взрослые перекладывают на детские плечи заботы по уходу и надзору за малышами или беспомощными

Членами семьи, резко усиливает психастенические черты. “повышенная ответственность” может быть связана со слишком большой надеждой Родителей на выдающиеся успехи ребенка и подростка в учебе, занятиях музыкой и т.п. Склонный к психастении подросток чутко улавливает Эти высокие родительские экспектации и страшится их не оправдать, чтобы не утратить всей полноты родительской любви. Воспитание по Типу доминирующей гиперпротекции, сочетающееся с постоянными и чрезмерными призывами к чувству ответственности, Предусмотрительности, с запугиванием возможными неприятностями и невзгодами также может привести к психопатическому развитию Психастенического типа.

Шизоидный тип.

С первых лет такие дети любят играть одни. Они мало тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, Предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы между собой. К этому может добавляться какая-то недетская Сдержанность и даже холодность.

В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Прежде всего бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Иногда духовное одиночество мало тяготит подростка, который живет своими, необычными для других, интересами и увлечениями. Чаще же Неспособность устанавливать контакты тяжело переживается. Неудачные попытки найти себе друга по душе, мимозоподобная Чувствительность в моменты таких поисков, быстрая истощаемость в контакте (“не знаю о чем еще говорить”) побуждают к еще большему Уходу в себя.

Замкнутость сочетается с недостатком интуиции--неумением догадаться о несказанном другими вслух, угадать их желания, почувствовать Чужие переживания, неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует Навязывать свое присутствие. К недостатку интуиции примыкает недостаток сопереживания -- неумение откликнуться на радость или печаль Другого, понять обиду, отозваться на чужое беспокойство и волнение. Слабость интуиции и сопереживания создает впечатление холодности И черствости. Некоторые поступки могут показаться жестокими, но они связаны с неспособностью вчувствоваться в страдания других, а не с Желанием получить садистское наслаждение внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних и зачастую бывает заполнен фантазиями и увлечениями. Шизоидные подростки Могут раскрываться неожиданно и обычно перед человеком малознакомым, и даже случайным, но чем-то импонирующим их прихотливому Выбору. В то же время их внутренние переживания могут навсегда оставаться скрытыми от близких или от тех, кого они знают много лет.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают неожиданными и непонятными для окружающих многие Поступки, ибо весь ход предшествующих переживаний и мотивов остается скрытым. Чудачеств бывают неожиданны, но не служат эгоцентрической цели привлечь к себе внимание подростковая реакция эмансипации обычно проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может терпеть мелочную опеку в быту И даже не замечать ее, подчиняться установленному распорядку и режиму, но готов реагировать бурным протестом на малейшую попытку Вторгнуться без дозволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. Однако реакция эмансипации легко может оборачиваться социальной Нонконформ-ностью--негодованием по поводу существующих правил и порядков, насмешками над распространенными идеалами, Интересами и духовными ценностями, злопыхательством по поводу “отсутствия свободы”. Подобные суждения могут подолгу скрытно Вынашиваться и нежданно для всех реализоваться в решительных действиях или публичных выступлениях. Прямолинейная критика других В таких случаях осуществляется без учета ее последствий для себя.

Реакция группирования со сверстниками внешне выражена слабо. Замкнутость затрудняет контакты, а неподатливость общему влиянию не Позволяет полностью слиться с группой. Иногда шизоидные подростки подвергаются насмешкам и преследованиям сверстников, иногда же, Благодаря холодной сдержанности и неожиданному умению постоять за себя, внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию. Но успех среди сверстников может быть предмтом сокровенных фантазий шизоидного подростка.

Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и постоянством. Чаще встречаются интеллектуально-эстетические хобби. Увлечения Нередко таят от других, боясь непонимания и насмешек. Делятся ими, если встречают интерес, но никогда не выставляют напоказ. В спорте предпочитают индивидуальные занятия, но не коллективные игры. Место увлечений могут занимать одинокие многочасовые прогулки. Некоторым шизоидам хорошо даются тонкие ручные навыки: игра на музыкальных инструментах, всяческие поделки.Сексуальная активность для окружающих обычно остается незамеченной. Однако внешняя “асексуальность”, презрение к половой жизни Могут сочетаться с упорным онанизмом и яркими эротическими фантазиями. Болезненно чувствительные в компаниях, не способные на флирт и ухаживание, не умеющие добиться сексуальной близости в ситуации, где она возможна, шизоидные подростки могут внезапно для Других проявлять сексуальную активность в самых грубых и даже извращенных формах: вступать в связь со случайными встречными, Онанировать под чужими окнами, эксгибиционировать перед малышами, часами сторожить, чтобы подсмотреть чьи-то обнаженные Гениталии и т.п. Подобная сексуальная активность и сексуальные фантазии глубоко таятся. Даже когда подобные действия обнаружены, Стараются не раскрывать мотивов и переживаний.

Алкоголизация встречается редко. Опьянение обычно не сопровождается эйфорией. Уговорам и питейной атмосфере компаний легко Противостоят. Однако у некоторых небольшие дозы крепких напитков облегчают установление контактов и устраняют чувство Неестественности во время общений. Тогда алкоголь может регулярно использоваться в качестве своеобразного “коммуникативного Допинга". Может возникнуть необычная психическая зависимость, отличная от известной психической зависимости у алкоголиков. В Указанных случаях прием алкогольного допинга подростком становится необходимым ритуалом перед вынужденными активными Общениями. С той же целью легко могут быть начаты приемы наркотиков. Опасность токсикоманического поведения у шизоидов больше, чем Алкоголизации. делинквентное поведение встречается нечасто. Групповые правонарушения не свойственны. Однако преступления могут совершаться “во Имя группы”, чтобы группа “признала своим”. В одиночку совершаются и сексуальные правонарушения. самооценка шизоидов отличается избирательностью. Хорошо отдают себе отчет в своей замкнутости, трудности контактов, непонимании Окружающих. Противоречия же в своем поведении не замечаются или им не придается значения. Любят подчеркивать свою независимость и обычно приписываемые шизоидам соматические признаки (худощавость, дряблая мускулатура, сутуловатость) на фоне акселерации могут Искажаться эндокринными сдвигами, обусловливая, например, избыточную полноту.

Ударам по “слабому звену” шизоидной акцентуации является ситуация, в которой необходимо быстро и легко вступать в неформальные Контакты (формальные контакты, в отличие от сенситивных подростков, при шизоидной акцентуации даются относительно легко). Непереносимым является также грубое насильственное вторжение в интимный мир фантазий и увлечений. Другие же психические травмы Переносятся иногда удивительно стойко. В целом шизоидная акцентуация по миновании подросткового возраста обычно не препятствует Хорошей социальной адаптации. Шизоидная акцентуация сочетается с повышенным риском заболевания вялотекущей шизофренией. Повышение риска прогредиентной Шизофрении менее отчетливо. Этот тип акцентуации в подростковом возрасте предрасполагает также к транзиторной метафизической Интоксикации.

Эпилептоидный тип.

Лишь в части случаев черты этого типа явственно проступают еще в детстве. Такой ребенок может часами плакать и его невозможно ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. Наряду с этим, могут 1 выявиться садистские склонности, дети любят мучить Животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. Отмечается также недетская бережливость по отношению к одежде, игрушкам, Всему “своему” и крайне злобная реакция на тех, кто собирается покушаться на их собственность. В школе обнаруживается мелочная Аккуратность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства. в большинстве случаев черты этого типа становятся очевидными только в подростковом возрасте. Главной из них является склонность к Периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поискам объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами, реже днями, постепенно начинаясь и медленно ослабевая. С ними тесно связана аффективная взрывчатость. Вспышки Возбуждения лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Аффект накипает долго и постепенно. Повод для взрыва может быть Ничтожным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только сильны, но и продолжительны, долго не наступает успокоения. В аффекте Могут отмечаться безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности объекта нападения и. Неспособность Учесть его превосходящую силу. Реже эта ярость оборачивается аутоагрессией с нанесением себе порою тяжких повреждений.Инстинктивная жизнь отличается большим напряжением. Сильное сексуальное влечение, склонность к сексуальным эксцессам могут Сочетаться с садистскими и мазохистическими наклонностями. Любовь почти всегда окрашена мрачными красками ревности.Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью и драками. В пьяном виде могут быть совершены поступки, о которых потом не Остается воспоминаний. Тем не менее нередкой бывает склонность напиваться “до отключения”. Брутальность сказывается во всем; крепкие Напитки предпочитаются вину, крепкие папиросы -- сигаретам и т.п. В опьянении легко возникают как агрессивные, так и аутоагрессивные аффективные реакции. реакция эмансипации нередко протекает тяжело. От родных требуют не только “свободы” и самостоятельности, но и “прав”, доли Имущества, материальных благ. Перед начальством склонны к угодничеству, если ждут каких-либо преимуществ. Реакция группирования со Сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию. В группе желают устанавливать порядки, выгодные для себя. Могут хорошо Адаптироваться в условиях строгого дисциплинарного режима, где умеют подольститься к начальству, заполучить определенную власть над Другими подростками и умело использовать ее для своей выгоды. Власть в руках эпилептоидного подростка может быть ударом по его “слабому звену”. Упоенный властью, он теряет контроль над собой, настолько угнетает и подавляет попавщих под его зависимость, что против него зреет всеобщий бунт, который лишает его былых преимуществ и надолго дезадаптирует.Среди увлечений должна быть отмечена склонность к азартным играм. Страсть к обогащению очень легко пробуждается. Коллекционирование Привлекает прежде всего материальной ценностью собранного. В спорте заманчивым кажется то, что позволяет развить физическую силу. В Сфере увлечений могут оказаться и различные поделки, особенно требующие тщательности исполнения и сулящие материальную выгоду. Музыкой и пением охотно занимаются наедине, получая от этого особое чувственное наслаждение. Общими чертами являются также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, что откладывает отпечаток на всем -- от моторики И эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Мелочная скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, Допекающий всех педантизм -- все это рассматривается некоторыми авторами как способ компенсации собственной инертности. Большое Внимание к своему здоровью, бережное соблюдение собственных интересов сочетаются со злопамятностью, несклонностью прощать обиды, Озлоблением при малейшем ущемлении интересов. Есть особый вариант эпилептоидности у подростков, отличавшихся “гиперсоциальностью”--любовью к труду, аккуратностью, подчеркнутой “правильностью” во всем поведении. Однако подобная “гиперсоциальность” остается однобокой: подростки оказываются способными на “двойную жизнь”: слывут примерными в одной ситуации и обнаруживают крайнее себялюбие, злобность, склонность к агрессии, моральную и физическую жестокость в другой.Внешний облик эпилептоидного подростка -- приземистая крепкая фигура, массивный торс с короткими Конечностями, круглая, чуть вдавленная в плечи голова, большая челюсть, крупные гениталии у мальчиков -- встречается часто, но, конечно, Далеко не всегда.Самооценка носит односторонний характер. Отмечаются склонность к периодам мрачного расположения духа (“на меня находит”), Осмотрительность, приверженность к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью, беспокойство о здоровье, даже склонность к ревности. В остальном представляют себя гораздо более конформными, чем это есть на самом деле.

Скрытая акцентуация по эпилептоидному типу обнаруживается либо в ситуации, которая наносит удар по “слабому звену”, например, при конфликтах по поводу ущемления интересов, при возможности проявить деспотическую власть, либо под влиянием алкогольного опьянения, которое, как указывалось, протекает очень тяжело.

Эпилептоидная акцентуация является почвой для острых аффективных реакций, ситуативно обусловленных нарушений поведения делинквентного и даже криминального типа, ранней алкоголизации, а также психопатического развития. Особенно пагубным является воспитание в условиях жестоких взаимоотношений. Гипоопека может способствовать наслоению черт Неустойчивости, потворствующая гиперпротекция -- истероидности (истероидный тип). Главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, Потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. На худой конец предпочитаются даже негодование и ненависть в Отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества определяются этой чертой. Нередко Приписываемая истероидам внушаемость отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения или само Внушение не льют воду на мельницу эгоцентризма. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей личности с Тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств При большой выразительности, театральности переживаний, при склонности к рисовке и позерству.

Все эти черты нередко намечаются с детских лет. Такой ребенок не выносит, когда при нем хвалят других детей, другим уделяют внимание. Игрушки ему быстро надоедают и часто служат лишь предметом хвастовства перед другими малышами. Насущной потребностью рано становится привлечение к себе взоров, выслушивание восторгов и похвал. Для этого дети с истероидными чертами охотно декламируют Стихи, танцуют, поют. Успехи в учебе во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим.

В подростковом возрасте с той же целью привлечь к себе внимание, прежде всего товарищей, могут использоваться нарушения поведения. Делинквентность сводится к прогулам, нежеланию работать и учиться, так как “серая жизнь” их не удовлетворяет, а занять в учебе и труде Престижное положение, которое бы тешило их самолюбие, у них не хватает ни способностей, ни, главное, настойчивости. Тем не менее Безделье и праздность сочетаются с очень высокими, фактически не удовлетворимыми претензиями в отношении будущей профессии. Склонны к вызывающему поведению в общественных местах. Более тяжких нарушений доведения обычно избегают.

Побеги из дома могут начаться с детских лет. Убежав, дети или подростки стараются быть там, где их будут искать, или обратить на себя Внимание милиции (такие демонстративные побеги обычно являются следтвием реакции оппозиции). Склонны преувеличивать свою Алкоголизацию: прихвастнуть огромным количеством выпитого или блеснуть изысканным выбором алкогольных напитков. Иногда такие Подростки готовы изобразить из себя наркоманов. Наслышавшись о наркотиках, попробовав раз - другой какой-либо доступный суррогат, Они любят расписывать свои наркотические эксцессы, необычный “кайф”, прием экстравагантных наркотиков, вроде героина или лсд. Детальный расспрос обнаруживает, что нахватанные сведения быстро истощаются. если ничем другим не удается привлечь к себе внимание, то в ход могут пускаться мнимые болезни, ложь и фантазии. Последние всегда Предназначаются для окружающих. Выдумывая, легко вживаются в роль, вводят в заблуждение доверчивых людей.

Истероидная акцентуация

Этот тип характера нередко сочетается с психическим инфантилизмом (гармоничным психофизическим или с психическим на фоне Физической акселерации). Вследствие инфантилизма в подростковом возрасте сохраняется детская реакция оппозиции на утрату или Уменьшение внимания со стороны близких, на потерю роли семейного кумира. Проявления этой реакции могут быть теми же, что и в Детстве--уход в болезнь, попытки избавиться от того, на кого переключилось внимание (например, заставить мать разойтись с появившимся Отчимом). Но чаще реакция оппозиции проявляется подростковыми нарушениями поведения--выпивки, знакомство с наркотиками, прогулы, Воровство асоциальные компании сверстников--все это предназначается лишь для того, чтобы языком поступков про сигнализировать Близким: “верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я собьюсь с пути”.

Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления--громогласные требования свободы, конфликты и т.п. На самом же деле Настоящей свободы и самостоятельности вовсе не ищут, от внимания и забот близких вовсе не жаждут избавиться.

Реакция группирования со сверстниками сопряжена с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Не обладая ни Достаточной стеничностью, ни бестрепетной готовностью подчинять себе других, такие подростки добиваются ведущего положения иными Средствами. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения в группе, еще только назревающих в ней желаний, стремлений, событий, Истероидные подростки становятся их первыми выразителями, застрелыщиками, зажигателями. В порыве, воодушевленные обращенными на Них взорами, могут повести за собой других, даже проявить отвагу. Но всегда оказываются вожаками на час, так как перед неожиданными Трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взглядов, сразу теряют весь задор. Пытаются также возвыситься в среде Сверстников, “пуская им пыль в глаза” россказнями о своих былых “удачах” и “похождениях”. Товарищи вскоре распознают за внешними Эффектами внутреннюю пустоту. Поэтому истероидные подростки не склонны подолгу задерживаться в одной группе сверстников и охотно Устремляются в новую, уверяя, что “разочаровались в прежних причте лях”.Увлечения целиком питаются эгоцентризмом. Для этого может выбираться и художественная самодеятельность (особенно те ее виды, Которые популярны в среде сверстников). Но той же цели могут служить и гимнастика йогов, и модные философские течения, и необычные Коллекции и многое другое, если только оно не требует слишком упорного труда и позволяет покрасоваться перед другими.

Сексуальное влечение не отличается ни силой, ни напряженностью. В сексуальном поведении также много театральной игры. Юноши чаще Скрывают свои сексуальные переживания, уходят от бесед на эти темы, чувствуя, что среди товарищей в этой области они могут легко Оказаться не на “высоте”. Девочки, наоборот, склонны афишировать свои действительные и выдумывать несуществующие связи, способны на Оговоры и самооговоры, могут разыгрывать роль распутниц и проституток, наслаждаясь ошеломляющим впечатлением на собеседника.

Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент можно скорее всего обратить на Себя внимание.

Удары по эгоцентризму являются caмыми чувствительными для истероидной натуры. Неспособность занять видное положение среди Сверстников, разоблачение приукрашивающих вымыслов с перспективой быть осмеянными и низвергнутыми с пьедестала, крах надежд при Высоком уровне притязаний, утрата внимания со стороны значимых лиц--все это может повести и к острым аффективным реакциям Демонстративного типа, включая суицидальные демонстрации, и к истерическому неврозу, и к демонстративным нарушениям поведения. Сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в воспитании (“кумир семьи”) легко приводит к психопатическому Развитию.

Неустойчивый тип.

С детства отличаются непослушанием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, Легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части Встречаются симптомы невропатии (ночной энурез, заикание и др.). с первых классов школы нет желания учиться. Нехотя подчиняются при строгом контроле, но всегда ищут случай отлынивать от занятий. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят Перед ними старшие.

Рано выявляется повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по Улице. Подстрекаемые более стеничными товарищами, могут ради компании убежать из дома. Охотно подражают и подчиняются тем, чье поведение сулит наслаждения, веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в уличных компаниях. Еще детьми начинают Курить. Легко идут на мелкие кражи.

Когда становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, теперь уже не забавляют. Ищут более острых и сильных ощущений--в Ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, проявляется интерес к наркотизации. Нарушения поведения, делинквентность прежде всего Обусловлены желанием поразвлечься. Выпивки начинаются рано (иногда с 12--14 лет) и всегда в компании асоциальных приятелей. Поиск Необычных впечатлений легко толкает на правонарушения.

Реакция эмансипации тесно сопряжена все с тем же желанием удовольствия и развлечения. Глубокой любви к близким они никогда не Питают. К семейным бедам и заботам относятся с равнодушием. Родные для них -- прежде всего источник средств для развлечений. Реакция Группирования проявляется в раннем тяготении к уличным асоциальным компаниям. Неспособные сами занять себя, плохо переносят Одиночество и в этих компаниях прежде всего ищут места для развлечений. Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что Неустойчивые подростки легко становятся орудием таких групп. В групповых правонарушениях им приходится таскать каштаны из огня, а Плоды пожинают более стеничные члены группы,

Все увлечения, требующие какого-то труда, для них непостижимы. Доступным оказывается только информативно - коммуникативный тип Хобби, да еще азартные игры. Отсюда многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, детективно-приключенческие интересы-- Все это питается жаждой впечатлений, новой легкой информацией, не требующей никакой интеллектуальной переработки. Знакомства Предпочитаются такие же легкие, как получаемая информация, они нужны только, чтобы ею обмениваться. Веселая компания всегда важнее Преданного друга. Полученные сведения легко забываются, в подлинный их смысл не вникают, никаких выводов не делается. К занятиям Спортом испытывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл представляются заманчивыми как источники почти гедонического Наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталкивают. Предпочитается угон автомашин и мотоциклов с Целью покататься. Художественная самодеятельность не привлекает, даже модные ансамбли скоро приедаются.

Сексуальное влечение не отличается силой, но пребывание в уличных группах ведет к раннему сексуальному опыту, включая знакомство с Извращениями. Сексуальная жизнь становится таким же источником развлечений, как выпивки и хулиганские похождения. Романтическая Влюбленность проходит мимо неустойчивых подростков, чувство влюбленности для них остается незнакомым.

Учеба легко забрасывается. Никакой труд не привлекает. Работают только в силу крайней необходимости. Поражает равнодушие к своему Будущему--не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Живут только настоящим, желая

Извлечь из него максимум удовольствий. От трудностей, неприятностей и испытаний стараются убежать. С угрозой наказания бывают связаны Первые побеги из дома и из интернатов. Повторные же побеги нередко обусловлены тягой к “свободной жизни”.

Слабоволие и трусость позволяют удерживать неустойчивых в условиях сурового и жестко регламентированного режима. Когда безделье Грозит наказанием, а ускользнуть некуда, они нехотя смиряются и работают. Самооценка обычно необъективна: себе приписывают Гипертимные или конформные черты. Главное “слабое звено" неустойчивой акцентуации -- остаться без пристального надзора, быть Предоставленным самому себе.

Скрытая акцентуация по неустойчивому типу обнаруживается, когда подросток, до определенного момента бывший под строгим присмотром, В силу обстоятельств внезапно оказывается лишенным постоянного контроля. Он сразу же.попадает в асоциальную компанию, начинает Алкоголизироваться и совершает правонарушения.

При воспитании по типу гипопротекции из неустойчивой акцентуации развивается психопатия.

Конформный тип.

Главная черта -- постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правимо--думать “как все”, поступать “как все”, стараться, чтобы все было “как у всех” -- от одежды и манеры вести себя до Мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. При этом под “всеми” подразумевается привычное окружение. От него стараются ни в чем не отстать но и не любят выделяться, забегать вперед. Это особенно проявляется на отношении к модам одежды. Когда появляется Какая-либо новая мода, то нет больших ее хулителей, чем представители конформного типа. Но как только их среда осваивает новую моду, они Сами облачаются в эту одежду, забыв о том, что говорили ранее.В жизни любят руководствоваться сентенциями и в трудных случаях ищут в них утешения и оправдания (“утраченного не воротишь” и т.п.). Стремясь всегда соответствовать окружению, совершенно не могут ему противостоять. Поэтому оказываются полностью продуктом своей микросреды. В хорошем окружении становятся неплохими людьми, исполнительными работниками. Но, попав в дурную среду, со временем Усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы все это ни противоречило прежнему модусу жизни и как бы Пагубно ни было. Хотя адаптация к новой среде происходит медленно и первое время тяжело, но, когда она уже осуществилась, новая среда Становится таким же диктатором поведения, каким раньше была прежняя. Поэтому конформные подростки “за компанию” легко спиваются, Могут быть втянуты в групповые правонарушения.

Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное окружение, все, что приносят привычные каналы Информации,--это и есть истина. И даже если по этим каналам начинают поступать сведения, явно противоречащие действительности, они По-прежнему принимаются за чистую монету.

Консерватизм идет рука об руку с конформностью. Новое не любят, потому что не могут к нему быстро приспособиться. Трудно осваиваются в Новой обстановке. Правда, в наших условиях они открыто в этом не признаются, потому что в подавляющем большинстве наших Микроколлективов чувство нового высоко ценится, новаторы поощряются и т.п. Но положительное отношение к новому остается только на Словах. На деле же предпочитается стабильное окружение и раз навсегда установленный порядок. Нелюбовь к новому прорывается наружу Беспричинной неприязнью к чужакам. Это касается и просто новичка, появившегося в “своей” группе, и особенно представителя другой Среды, другой манеры держать себя и даже другой национальности.

0пекаемое взрослыми детство не дает чрезмерных нагрузок для конформного типа и проходит без нарушений. Поэтому только в подростковом Возрасте начинают выявляться конформные черты. Учеба с ее четкой регламентацией и стабильным режимом не представляет чрезмерных трудностей.

Конформные подростки очень дорожат местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Нередко решающим в выборе профессии или в избрании места, где продолжать учебу, является то обстоятельство, что в то или иное учебное Заведение поступают большинство товарищей. Если привычная подростковая группа почему-либо отвергает конформного подростка, то это Воспринимается как одна из самых тяжелых психических травм. Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, когда родители И воспитатели отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, когда они противодействуют его стремлению быть “как все”, перенять распространившиеся подростковые моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком Определяются его средой и велением времени.

Слабое место в конформном характере--непереносимость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества.

Психопатии конформного типа не бывает. Гипопротекция, безнадзорность, асоциальное окружение могут привести к психопатическому Развитию по неустойчивому типу (конформно-неустойчивый). Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений приводит к эпилептоидизации. Самооценка конформных подростков может быть неплохой. Большая часть из них Довольно правильно отмечает основные черты своего характера. Конформно-гипертимный тип представляет собой вариант конформного типа. Ему помимо выраженной конформности Присуща повышенная витальная самооценка. Такие подростки несколько эйфоричны, подчеркивают свое здоровье, бодрость, хороший аппетит И сон. Им свойственна чрезмерно оптимистическая оценка своего будущего, убежденность в исполнении желаний. Но этим и ограничивается Их сходство с гипертимным типом. Ни активности, ни живости, ни предприимчивости, ни инициативы, ни умения лидировать они не Обнаруживают. Во всем остальном господствует конформность--такие подростки податливы дисциплине и регламентированному режиму, Особенно если все это соблюдается окружающими.

Смешанные типы.

Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании Предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто,- а других практически никогда. Существует два рода сочетаний.

Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, Особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся уже описанные лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также Сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же Могут быть отнесены такие промежуточные типы, как шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, Шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в Циклоидный.

Амальгамные типы-- это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на Эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также Возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой. Следует отметить, что гипертимно-истероидный типы Представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип обычно бывает Следствием наслоения истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый -- Неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью. При Истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип Возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе Конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестоких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются.