Понимание процесса взросления. Особенности психического развития мужчины

Какими себя видят юноши и девушки!

Каковы же важнейшие свойства, проблемы и тенденции развития юношеского самосознания?

Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира.

Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Очень образно выразила это ощущение 15-летняя девочка, которая на вопрос психолога: «Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?» - ответила: «Я сама».

Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Открытия эти нередко совершаются внезапно, как наитие: «...проходя мимо Летнего сада, я вдруг заметил,

как прекрасна его решетка»; «...вчера я задумался и вдруг услышал пение птиц, которого раньше не замечал». Юноша начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует старшеклассника к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. Психологи неоднократно, в разных странах и средах, предлагали детям разных возрастов дописать неоконченный рассказ или сочинить рассказ по картинке. Результат обычно одинаков: дети и младшие подростки, как правило, описывают действия, поступки, события; старшеклассники и юноши - преимущественно мысли и чувства действующих лиц. Чем старше (не по возрасту только, а по уровню развития) подросток, тем больше его волнует психологическое содержание рассказа и тем меньше для него значит внешний, «событийный» контекст. Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» еще неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда - растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.

Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества.

«Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике восьмиклассница. - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверно, была центром общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, но не к себе. Раньше, когда у меня наступало равнодушие, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки в школе и дома все благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни. Но подобные переживания могут быть острыми и драматичными.

Представления подростка или юноши о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Группа ленинградских девятиклассников оценивала, насколько определенные морально-психологические качества типичны для среднего юноши и девушки их возраста, а затем для них самих. Образы собственного «я» оказались гораздо тоньше и, если угодно, нежнее группового «мы». Юноши считают себя менее смелыми, менее общительными

и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность.

Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности («по-моему, труднее меня нет») с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Не менее важно сознание своей преемственности, устойчивости во времени. Для ребенка из всех измерений времени самым важным, а то и единственным является настоящее «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое невелика, все значимые переживания ребенка связаны только с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде.

В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. Как писал А. С. Макаренко, «чем старше возраст, тем дальше отодвигается обязательная грань ближайшей... перспективы. У юноши 15-16 лет близкая перспектива уже не имеет такого большого значения, как у подростка в 12-13 лет.

Изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении.

Значение разных проекций времени - прошлого, настоящего и будущего - неодинаково для людей разного возраста. Беззаботное детство живет настоящим, для юноши главным измерением времени становится будущее. Дописывая предложенную неоконченную фразу «Я в своем представлении...», 16-летние чаще всего говорят о своих потенциях и перспективах. Сегодняшний день, включая и собственное «я», - залог будущего, момент становления: «Я в своем представлении...» - как короткая фраза в конце неоконченной повести: «Продолжение следует...» или: «Я человек, но еще не Человек».

Но как сознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти, занимающей важное место в юношеских размышлениях и дневниках. Мысль о неизбежности смерти вызывает у многих старшеклассников смятение и ужас. «Мне уже 15 лет, - пишет девятиклассница. - В этом возрасте Лермонтов писал свои первые стихи, Паганини потряс мир волшебным смычком, Эварист Галуа открыл свой первый закон. А что сделала я? Я не открыла закон, не потрясла мир гармонией и красотой звуков. Я - ничто. И я очень боюсь смерти. Я невольно спрашиваю себя: как могут люди радоваться, грустить, учиться, если «все там будем»? Попыталась найти ответ у взрослых. Одни испуганно молчали, другие весело хохотали, а мне было плохо и страшно».

Конечно, так драматично вопрос ставится не всегда. Не все старшеклассники расположены и способны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других дело сводится к возрождению иррационального детского страха, которого юноша стыдится. Некоторые педагоги считают, что, чем меньше старшеклассник задумывается о печальных вещах, тем лучше. Но этот бездумный «оптимизм» опасен. Именно отказ от детской мечты о личном бессмертии и принятие неизбежности смерти заставляет человека всерьез задумываться о смысле жизни, о том, как лучше прожить отпущенный ему ограниченный срок. Бессмертному некуда спешить, незачем думать о самореализации, бесконечная жизнь не имеет конкретной цены.

Формирование новой временной перспективы не всем дается легко. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. Юноша попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Надежда на личное бессмертие или заменяющую его бессмертную славу перемежается страхом старости.

Юношеские представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 16-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью. Страстная жажда нового опыта может перемежаться со страхом перед жизнью, который у некоторых вызывает даже желание умереть.

Многие юноши, склонные к уходу из напряженных, критических ситуаций, задумываются над реальной возможностью самоубийства. Некоторые просто играют с этой идеей, но кое-кто пытается осуществить ее на деле, причем по совершенно случайным и ничтожным, с взрослой точки зрения, поводам. У девушек такое поведение чаще демонстративно, рассчитано на то, чтобы вызывать сочувствие; мальчики предпринимают такие попытки гораздо реже, но зато всерьез. Резкое чередование настроений, переход от беззаботной жизнерадостности к беспросветной хандре и «мировой скорби» вообще типично для этого возраста, требующего к себе повышенной чуткости, хотя сами юноши мало внимательны к взрослым.

По вполне понятным причинам юноши и девушки придают большое значение своей наружности, причем их эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. Родителям полезно знать, что именно их тревожит.

У мальчиков это, прежде всего, недостаточный рост. Много неприятностей доставляет старшеклассникам кожа. Недаром, по данным А. А. Бодалева, в их устных портретах свойства кожи упоминаются гораздо чаще, чем у детей и у взрослых. Многие юноши и девушки болезненно реагируют на появление прыщей, угрей и т.п.

Важной проблемой является избыточный вес.

В средней стадии полового созревания у многих мальчиков наблюдается заметное увеличение грудных желез по женскому типу, которое обычно спадает примерно через год. У некоторых мальчиков озабоченность вызывают недостаточные, по их мнению, размеры половых органов.

Девочки-подростки также остро переживают недостатки кожи, некоторые склонны сильно преувеличивать свою полноту, прибегая ради похудания к фантастическим и вредным диетам. Если юноши мечтают увеличить свой рост, то некоторые девушки были бы рады его уменьшить. Если юношей смущает отсутствие волос на теле, то у девушек, наоборот, вызывает панику оволосение.

Старшеклассники, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяющие непропорционально много внимания нарядам, делают это в большинстве случаев не из самодовольства, а из чувства тревоги. Броские наряды, привлекающие к себе внимание, - средство получить подтверждение, что опасения напрасны, что юноша или девушка «в порядке», что он (она) может привлекать и нравиться. Человек, уверенный в себе, в таком постоянном «подтверждении» не нуждается. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства «я» - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешность деятельности и отношения с окружающими.

Насколько объективны, адекватны человеческие самооценки и как это свойство меняется с возрастом?

В общем и целом адекватность самооценок с возрастом повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские,

чем подростковые. Но тенденция эта не является линейной. Надо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки.

Если в средних классах подросток сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых - учеба, спорт, какие-то любительские занятия - у ребят может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д.

Юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств.

Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания. Дописывая фразу «Я в своем представлении...», многие юноши подчеркивают именно свою противоречивость: «Я в своем представлении - гений+ничтожество».

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.

Застенчивость - самая типичная «болезнь» юношеского возраста. В 17- 20 лет от нее страдают свыше 40%, а в 15-16 лет - свыше 70% юношей и девушек. Особенно тяжело переживают застенчивость мальчики, так как эта черта кажется им «не мужской».

При всей их внешней браваде и самоуверенности, особенно на людях и в компании сверстников, довольно многие старшеклассники страдают пониженным самоуважением, что побуждает их «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» («представляемое «я»). С суждениями типа:«Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление» и «Я склонен надевать «маску» перед людьми» - юноши с низким самоуважением соглашались почти в шесть раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения. Юношам с низким самоуважением хочется скрыть свои слабости, но необходимость «играть роль» вызывает страх, как бы не сделать ложного шага. Тем самым усиливается внутренняя напряженность. Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что так или иначе затрагивает их личность, болезненно реагируют на критику, смех, порицание. Их беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они острее реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают какой-то недостаток в самих себе. Вследствие этого им свойственна склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения человека, тем более вероятно, что он страдает от одиночества.

Это создает серьезную проблему для родителей и воспитателей.

Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального «я» - нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

У интеллектуально более развитых и творческих подростков расхождение между наличным и идеальным «я», т. е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями. Дневники и личные документы многих великих людей, например Л. Толстого, также свидетельствуют о том, что почти все они, кто реже, кто чаще, переживали чувство острой неудовлетворенности собой и творческого бессилия.

Рефлексивная самокритика творческой личности и пониженное самоуважение невротика похожи друг на друга тем, что в обоих случаях присутствует стремление к совершенству и выбор настолько высокого образца, что по сравнению с ним наличные достижения и свойства «я» кажутся незначительными. Но в первом случае конфликт реального и идеального «я» разрешается в деятельности, будь то учеба, труд или самовоспитание. Наоборот, типичная черта невротика - слабое «я». Невротическая рефлексия остается на уровне пассивного самосозерцания, вырождается в самодовольное нянченье индивида со своими ему одному дорогими особенностями. Признание и даже гипертрофия собственных недостатков служат здесь не стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа от деятельности, вплоть до полного «выключения» из реального мира.

Зная поведение подростка, круг его интересов, его способность преодолевать трудности и достигать поставленных целей (прежде всего в той сфере, которая для него самого наиболее личностно значима), вдумчивый родитель всегда может оценить, к какому из двух полюсов тяготеет старшеклассник и нужно ли учить его несколько умерять уровень своих притязаний, соотнося самооценки с реальными возможностями, или, наоборот, повышать этот уровень, равно как и веру в собственные силы.

Особенно велика разница между мальчиками и девочками в период полового созревания. У девочек он начинается на два года раньше и заканчивается к 16-17 годам. Девушка становится степенной, поведение ее менее импульсивно, появляется выдержка, то есть наступает период накопления сил, как физических, так и духовных.

Девочки развиваются быстрее мальчиков, обгоняют последних на полтора-два года. Это создает специфическую ситуацию в классе, так как уровень физического развития девушек, как и юношей, накладывают серьезный отпечаток на стиль поведения, интересы, ценностные ориентации и образ жизни школьников.

Вследствие акселерации происходит скачок в мускульном развитии, что приводит к перегрузке организма в целом и, особенно, к перегрузке нервной системы. Поэтому на смену повышенной энергии, порой бьющей через край, приходит усталость, потеря сил, юноши и девушки не высыпаются, ходят как бы в полусне.

Современные старшеклассницы - это девушки 14-18 лет. При этом восьмиклассницу мы относим к группе девушек не случайно: в данном возрасте у большинства из них заканчивается пубертатный период и налицо все качества физически сформировавшейся женщины. Очевидно, что педагогические задачи в работе с восьмиклассницами особенно сложны и ответственны: ни в одном возрасте индивидуальные колебания и своеобразие развития не выражены так резко, ни в одном возрастном периоде начало, и завершение его находятся в такой зависимости от самых разнообразных условий (социальных, экономических, культурных, бытовых, климатических и т.д.), как в этот период. В этом же возрасте происходит бурная перестройка деятельности всех физиологических систем организма. Меняются психика, поведение и социально-бытовые ориентации девушек. Этот период труден для родителей и педагогов, но еще в большей степени он сложен и труден для самих девушек.

В дальнейшем у них постепенно формируется «внутренняя позиция женщины», что совпадает с повышением самооценки, - они начинают уже внутренне чувствовать себя женщиной. Возникает потребность нравиться, а отсутствие успеха в этом зачастую болезненно переживается. Девочки высоко ценят успех, которым пользуются их подруги. Они остро переживают недостатки своей внешности, а у некоторых даже наблюдается дисморфобия - чувство острого недовольства своей внешностью - и внутренний протест против происходящих изменений.

Разница в физическом развитии юношей и девушек сказывается на особенностях их психики, обусловленных социальными позициями мужчин и женщин.

Более раннее физиологическое созревание организма девушек позволяет им раньше пройти стадию становления личности по сравнению с их ровесниками-юношами и способствует тому, что они раньше начинают проявлять интерес не только к внешности, но и к своей женской роли, к мужскому полу. Эти интересы не всегда поняты ревесниками-мальчишками, поэтому девушки более охотно общаются с юношами старше себя. Они намного раньше переживают первое чувство влюбленности и, соответственно, более эмоционально воспринимают внимание юношей. У юношей период влюбленности начинается спустя два, а иногда и три года.

Психологи отмечают, что помимо общей основы человеческой психики, у мужчин и женщин имеется свое «вечно женственно» и «вечно мужественное». Это определено самой природой и складывалось в течение многих веков в зависимости от социального положения мужчин и женщин.

Существует особый мир чувств, присущий женской природе, обусловленный особенностями женского организма, особым назначением женской природы - материнством, которое определяет не только физиологию женского организма, но и все многообразие ее ощущений, восприятий, переживаний и т.д. Это вечное женское начало, преломляясь через социальные требования, и обусловило специфическую психологию женщины. Природа вложила в женщину огромный запас материнской любви, и эта любовь не только к детям, но и к любимому человеку, к родителям, распространяется на все окружающее. Эта любовь, доброта, сострадание, сопереживание обогащают все чувства женщины, вносят в ее внутренний мир душевную тонкость, нежность, глубокое интуитивное понимание эмоционального состояния других людей.

Психологические особенности половых различий проявляются у человека с самого раннего детства. Уже девочки дошкольницы имеют психологическую ориентацию на роль будущей женщины и матери. Они играют с куклами, кормят их и лечат, водят в садик, учат их хорошо себя вести и т.д. А мальчики дошкольники предпочитают занятия более мужские: водят машины, строят дома и крепости, проявляют интерес к конструкции игрушек, а для этого часто разбирают их.

У женщин более развит инстинкт попечительства, обусловленный материнством, ответственность за продолжение рода. Уже в раннем возрасте у девочек проявляется большая потребность заботы о ком-нибудь, в объект их внимания и опеки попадают все: котята, цыплята, куклы, чужие маленькие дети. Материнство обусловило в психологии женщины развитей особого чувства ответственности за потомство. Осознаем мы или не осознает, но вся система воспитания девушек подчинена этой далекой перспективе: ее будущему материнству. Недаром древние говорили: мальчики - это настоящее нации, девочки - ее будущее.

Известно, что существуют различия в психологическом развитии, формировании девочек и мальчиков. Еще в младенчестве девочки раньше начинают говорить, а в дошкольном возрасте, когда мальчики усиленно осваивают материальный мир, девочки уже «исследуют» духовный: кто и что сказал? Кто с кем дружит? Девочки намного больше озабочены и тем, что о них думают другие, особенно подростки и старшеклассницы. Так, по данным, у девочек раньше возникают сложные формы взаимоотношений со всеми теми, кто их окружает, у них сильнее потребность во взаимоотношении, психологической близости. Традиционная мужская роль запрещает мальчикам проявлять страх, слезливость. Девочки же идут по линии показа женских начал: стремление одеться, как взрослые, произвести приятное впечатление, опека над младшими, желание стать более привлекательными.

Мальчики более подвижны, непоседливы, смелее ведут себя на уроках. В младших классах они чаще поднимают руку, не боясь ошибиться, а девочки, если сомневаются, делают это реже.

Девочки быстрее приобретают навыки чтения и правописания, артикуляции и использования слов. У мальчиков выше результаты по математике. Девочки более собраны, замкнуты. Мальчики более активны, подвижны. Девочки более склонны к внушаемости, более послушны, чаще, чем мальчики преклоняются перед авторитетами.

Заметны различия и в учебных интересах. Как правило, мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов - историю. Девочки предпочитают гуманитарные предметы - литературу, историю, а среди нелюбимых у них, чаще всего, оказываются физика, математика, биология. В ответах на экзаменах девочки чаще пользуются заученными фразами и менее склонны к собственным формулировкам. При рассказе любят описывать детали в подробностях. Мальчики предпочитают передавать содержание более сжато, придерживаясь основы рассказа. Как показывают наблюдения, круг интересов у мальчиков шире, чем у девочек. Девочки же лучше и легче воспринимают то, что в силу непосредственного интереса привлекает их внимание: конкретные и близкие им явления. В частности, в центре внимания оказывается человек и сферы его взаимоотношений, одежда, обувь, утварь, дом. В пространственном восприятии, а также в восприятии цвета и различии оттенков девочки обычно превосходят мальчиков, уступая им в восприятии времени.

Известный английский психолог Г.Айзенк, разработавший тесты умственного развития, пришел к выводу, что мужчины и женщины обладают примерно одинаковым уровнем умственного развития. Он утверждает, что очень умных, сверх умных среди мужчин больше, чем женщин (видимо, крайние трудно постижимые качества - больше мужские области, чем женские). Зато просто умных, обычно умных среди женщин больше, чем среди мужчин: средние, самые массовые области ума, его экваторы преимущественно, видимо, женские области.

Отрицательные проявления своих чувств у девочек носят более скрытый характер. Трудные девочки не всегда ведут себя так шумно, как мальчики, но зато они труднее поддаются перевоспитанию. Девочки более терпеливы (испокон веку в женщине было гораздо больше женственности и терпения, чем в мужчине), аккуратны, добросовестны. Необъяснимые тоска и скука - болезни роста. Они характерны для девочек в большей степени, чем для мальчиков, потому что их психика более чувствительна, а потому и легко ранима.

Юноши лучше решают цифровые и пространственные задачи, девушкам легче даются словесные задачи, связанные с запоминанием. Мужской пол легче усваивает механические навыки, у мальчиков быстрее двигательные реакции, лучше согласуются между собой простые движения. Женщины выносливы, терпеливы физически и терпимее. У них быстрая речь, лучше механическая память, им легче даются требующие внимания и аккуратности работы.

Отношение к учебе у мальчиков и девочек тоже различно. Из бесед с учителями, наблюдений за школьниками в течение ряда лет и анкетирования установлено, что в 1-7 классах лучше относятся к учебе девочки: они серьезнее и ответственнее, чем мальчики, более добросовестны, более старательны и усидчивы. Количество девочек, которым нравится учеба почти всегда в два раза превышает количество мальчиков. Это отражается и на учебной активности. Более активны в учении, по оценке учителей, девочки. Выход активности у мальчиков явно не в учении, а в деятельности, где более конкретно проявляется внутренне мужское «я».

Исследования показывают, что девочки в 3-4 раза лучше, чем мальчики, ведут дневники, в среднем, лучше пишут сочинения и изложения. Хотя фантазия у них не такая богатая, как у мальчиков, девочки более способны к описательности, к установлению связей между отдельными незначительными элементами окружающего мира.

Женщины более склонны к попечительской деятельности (ухаживать, покровительствовать, проявлять заботу).

Показательно отношение девочек и мальчиков к домашнему труду. Проведенный опрос 170 семиклассников показал, что их отношение к труду зависит от стереотипной роли отца и матери, от той установки, которая дается ребенку в семье. Так как в подавляющем большинстве семей, по традиции, ведением домашнего хозяйства занимается мать, ее помощницами, как правило, являются девочки. Отношение же мальчиков к труду во многом определяется отношением отца к домашнему труду. В зависимости от этого, мы все семьи условно разделили на три группы. В первую группу вошли такие семьи, где отец помогает матери в ведении домашнего хозяйства. Таких семей оказалось 30%. В этих семьях все девочки и мальчики помогают родителям в домашнем труде. Ко второй группе семей мы отнести те, в которых отец не оказывает матери помощи в ведении хозяйства. Таких семей оказалось 50%, и лишь 5% девочек в этой группе не оказывают помощи матери. Мальчиков же, не участвующих в ведении домашнего хозяйства в 4 раза больше, чем в группе семей, где отец помогает матери и подает тем самым положительный пример сыну. К третьей группе мы отнесли семьи, в которых нет отца. И мальчики, и девочки здесь, как правило, активно помогают своим мамам. В целом же девочки больше мальчиков занимаются домашним трудом, глубже осознают ответственность за любое дело, которое им поручают родители. Если девочка может выполнить поручение, работу, которая ей не совсем по душе, то, как правило, мальчики выполняют только то, что их привлекает. Девочки отличаются большей усидчивостью, они терпеливы, хотя быстрее утомляются.

Особенно заметно различие в общественной работе. Девочки выполняют почти всю ответственную работу. В этом у них проявляется более раннее стремление к общению, к серьезной коллективной работе.

Мальчики охотно занимаются в школьных мастерских, различных кружках, спортивных секциях. Их больше, чем девочек, интересует спорт, туризм. Вообще юноши больше девушек увлекаются спортом, но девушки больше юношей читают, больше времени уделяют беседам. Различны у них и спортивные интересы: у юношей на первом месте стоят спортивные игры, связанные с движением, силой, мужеством (футбол, волейбол, хоккей), а девушек больше привлекают такие виды спорта, в которых преобладает эстетическая сторона, где необходима гибкость, пластичность, красота движений.

Психологи отмечают у девочек повышенный интерес к «хорошему отношению», к чуткости, заботливости. Девочки больше страдают от суровости, безразличного отношения к ним, чем мальчики. Они очень возмущаются мерами, унижающими их достоинство, и это не только по отношению к себе, но и по отношению к кому бы то ни было.

При опросе наиболее, отличительными чертами у мальчиков педагоги называли подвижность, прямоту, доверчивость, самостоятельность, безответственность, позицию «моя хата с краю», тщеславие и др. У девочек - стремление быть взрослой, любой ценой обратить на себя внимание, аккуратность, послушание, исполнительность, склонность к «перемыванию косточек», желание поговорить и др.

Анализ жизненных планов показал существенные различия между юношами и девушками. Последние несколько «заземлены», проявляют больше озабоченности своим будущим, нежели юноши, которые в большей степени склонны переложить эту ответственность на плечи родителей, обстоятельства и т.д.

Во многом различны и профессиональные интересы юношей и девушек. Здесь налицо «чисто мужские» - летчик, моряк, физик, радиотехник, механик и т.д. и чисто «женские» - врач, учитель, воспитатель детского сада, продавец, модельер и т.д.

Характер полового влечения также различается у юношей и девушек.

У юноши более выражено эротическое чувство, а у девушек - духовный компонент влечения. Поэтому юноши всегда оценивают у девушки сначала внешние сексуально привлекательные черты: красоту лица, гармоничное развитие фигуры. Однако, надо оговориться, что в этой оценке выражается лишь внешнее проявление юношеской симпатии к девушке. В целом же во взаимоотношениях с девушкой юноша отдает предпочтение не ее внешним данным, а нравственным качествам, о чем мы будем говорить ниже.

Отчасти, от того, что внешняя привлекательность имеет существенное значение в установлении отношений с юношами, девушки уделяют много внимания своей внешности. И к оценке своей внешности другими людьми они очень чувствительны. Причем необходимо отметить, что повышенная чувствительность женщин к оценке своей внешности другими развивается и проявляется у них с самого раннего детства. А бестактные замечания сверстников и взрослых по поводу внешности девочки могут привести к различного рода ложным представлениям о своей физической неполноценности.

В некоторой взаимосвязи с интересом к своей внешности находится и другая психологическая особенность выражения полового влечения у девушек - кокетство.

В основе кокетства лежит стремление привлечь к себе внимание представителей мужского пола. Каждая нормальная женщина испытывает стремление нравиться, быть замеченной представителями мужского пола. Дело заключается в том, что женщине принадлежит в общении с мужчиной внешне пассивная роль. Не принято, чтобы женщина сама начинала ухаживать за мужчиной. Это противоречит и женской природе, и конкретно-историческим особенностям женской психики. Однако для того, чтобы мужчина мог проявить свою активность, женщина должна привлечь его внимание, а для этого ей необходимо в достаточной степени продемонстрировать свою специфически женскую восприимчивость (рецептивность).

Следует отметить, что потребность нравиться, хорошо выглядеть выражена у женщины значительно больше, чем у мужчины. В соответствии с характером мужской половой роли, мужской психики, мужчина обычно хочет понравиться конкретной женщине и имеет при этом конкретную цель. Женщина же испытывает потребность нравиться вообще, что, разумеется, нисколько не исключает ее желания понравиться конкретному мужчине.

Любопытны данные, полученные нами, касающиеся оценок качеств своих будущих «спутников» и «спутниц». Так оценивая юношу как будущего семьянина, девушки на первые места ставят такие его качества, как верность, доброту, ум, мужественность.

Юноши более всего ценят в девушках верность, доброту, чуткость, заботливость, женственность, внешнюю привлекательность.

В психолого-педагогической литературе подчеркнуто, что в основе многих женских поступков лежит естественное женское качество - стремление нравиться. Оно наглядно проявляется в том, что девушки в большей степени, нежели юноши, уделяют внимание своей внешности. При условии если в девушках воспитано чувство меры, оно положительно влияет на формирование таких качеств, как опрятность, аккуратность и т.д. Иногда внимание к внешности, нарядам, желание наиболее выгодно показать себя, завоевать внимание юношей становится гипертрофированным. Желание нравится, выделиться, превзойти чем-то других заслоняет наиболее ценные черты характера, сужает сферу интересов и может привести к тому, что определенные задатки личности не будут реализованы.

Известно, что юношам и девушкам свойственно ярко выраженное стремление к общению, и потребность в интимной дружбе со сверстниками собственного пола для них также характерна. При этом у девочек эта потребность проявляется раньше и значительно сильнее, чем у мальчиков.

Исследования среди девушек показали, что у большинства из них (около 80%) была подруга сердца, которой «поверялось все-все», и многие из опрошенных (70%) ответили: «Дружим с первого класса и по сей день», «Дружим с четырех лет и до сих пор».

Некоторые девушки, правда, отмечают, что хоть и появились у них новые подруги, но старая дружба не прерывалась.

В своем общении девушки отличаются высокой степенью доверительности. При этом ориентация на словесное общение у них больше, чем на совместную деятельность, и выражена она ярче, чем у мальчиков. Что же касается общения между юношами и девушками, то девушки в общении с юношами чувствуют себя более свободно и уверенно, чем юноши с девушками.

Многие ученые полагают, что развитие личностного и чувственного компонентов любви у юношей и девушек происходит по-разному. У юношей сравнительно рано проявляется чувственная сторона любви. Вот почему у мальчиков раньше возникают эротические интересы и впечатления и лишь затем появляется способность сочетать их с глубокой эмоциональной и духовной близостью. У девушек, наоборот, сентиментальная потребность в общении, доверии, ласке, эмоциональном тепле выражена сильнее и пробуждается раньше, чем чувственно-эротические впечатления. При этом для женщины духовная и эмоциональная сторона любви остается более важной, более значительной, чем физическая близость.

Сказанное выше, естественно, не претендует на всю полноту отражения различий между юношами и девушками. Но они, на наш взгляд, подтверждают очень важное положение о том, что пол человека играет огромную роль в его жизни и деятельности, и могут служить достаточно прочной основой всей его индивидуальности, а также основой для организации воспитательной работы среди старшеклассников.

Приведенные данные дают возможность в определенной степени судить о ценностных ориентациях юношей и девушек по отношению к будущим «избранникам» и «избранницам». Опираясь на них, можно конкретнее планировать половое воспитание старшеклассников, их подготовку к семейной и трудовой жизни и осознание своей половой роли.

Юноши и девушки

Японские юноши весьма женоподобны, у них длинные ногти на руках, брови выщипаны, немного подрисованы. Ходят они с нелепыми хозяйственными сумками. Волосы обязательно окрашены в коричнево-рыжеватый цвет и уложены. Часто смотрят на свое отражение в окне вагона метро.

Девушки в Японии все потрясающе похожи друг на друга. Худенькие, без выпуклостей и форм, одетые скромно: в джинсики и кучу каких-то подозрительных бесцветных ситцевых кофточек, напяленных одна на другую с совершенно непонятной целью… Абсолютно все они постоянно приглаживают свои волосы, ходят миниатюрными шажками и при этом косолапят… При разговоре с мужчиной девушка обязательно должна смущаться, смотреть заискивающе тупо и постоянно кивать ему в знак согласия со всем, чего он ей там говорит. Или, скажем, смеяться звонко, прикрывая ладошкой рот, подчеркивая тем самым чувство юмора своего спутника, на которое зачастую претендуют японские мужчины.

Если спросишь японца, почему он выбрал именно эту девушку, самым обычным ответом будет, что у девушки легкое, красивое сердце - кокоро но ясасий . Любимая женщина для японца - это что-то вроде второй мамы, которая будет так же заботиться о нем и ждать его возвращения, когда его нет дома, что вообще-то, конечно, и неплохо. Умная, красивая - эти определения не используются по отношению к жене. Есть очень красивые девушки. В большинстве своем японки очень женственны и мягки. Однако мягкость эта до поры до времени…

Из книги Большая книга афоризмов автора

Девушки См. также «Женщины» Будущее девушки - не в руках ее матери. Джордж Бернард Шоу Девочки быстрее учатся чувствовать, чем мальчики - мыслить. Вольтер Женщина созревает, когда мужчина еще только проклевывается. Войцех Бартошевский В пятнадцать лет девушка

Из книги Женщины способны на всё: Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

ДЕВУШКИ Будущее девушки - не в руках ее матери. Джордж Бернард Шоу Девочки быстрее учатся чувствовать, чем мальчики - мыслить. Вольтер Женщина созревает, когда мужчина еще только проклевывается. Войцех Бартошевский В пятнадцать лет девушка ненавидит мужчин и с

Из книги Практическое пособие по охоте за счастьем автора Ильин Андрей

Глава 5. О главной составляющей жизненного успеха, или Что должны знать юноши и девушки, вступающие в жизнь (тем, «кому за… и за…», эту главу можно пропустить) Когда молодым людям говорят родители или педагоги:- Послушай, балбес, доброго совета - возьмись за ум и получи

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

А ну-ка, девушки! Из припева песни «Идем, идем веселые подруги!..» (1937), написанной композитором Исааком Дунаевским на слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача (1898-1949) для кинофильма «Богатая невеста» (1937, режиссер Иван Пырьев): А ну-ка, девушки! А ну, красавицы! Пускай поет о

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Архивны юноши Слово вошло в широкий оборот благодаря известному библиофилу, другу А. С. Пушкина Сергею Александровичу Соболевскому (1803-1870), который обычно так именовал группу молодых дворян-«любомудров», служивших в 20-е гг. XIX в. в Московском архиве Министерства

Из книги Путеводитель по жизни: Неписанные законы, неожиданные советы, хорошие фразы made in USA автора Душенко Константин Васильевич

Скучно, девушки! Фраза стала известной благодаря роману (гл.34) «Двенадцать стульев» (1928) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942). Из выступления «гроссмейстера» Остапа Бендера перед васюкинскими любителями шахмат: «Гроссмейстер перешел на

Из книги Собрание сочинений в пяти томах (шести книгах). Т.5. (кн. 1) Переводы зарубежной прозы. автора Малапарте Курцио

Три девушки в голубом Комедия (1980)Три женщины «за тридцать» живут летом с маленькими сыновьями на даче. Светлана, Татьяна и Ира - троюродные сестры, детей они воспитывают в одиночку (хотя у Татьяны, единственной из них, есть муж). Женщины ссорятся, выясняя, кому принадлежит

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

Девушки Главная трудность – найти девушку, достаточно привлекательную, чтобы она понравилась тебе, и достаточно глупую, чтобы ты понравился ей. («14,000 Quips & Quotes»)* * *Парни думают, что чем больше у девушки грудь, тем она глупее. А по-моему, чем больше у девушки грудь, тем

Из книги Зачарованные острова автора Лысяк Вальдемар

XV. ДЕВУШКИ ИЗ СОРОК - О! Как трудно быть женщиной! - сказала Луиза.- А барон Браун фон Штум, посол, - спросила Ильза, - когда он узнал о смерти своей жены…- Он и не шевельнулся. Только слегка покраснел и сказал: «Heil Hitler!»В это утро он, как обычно, председательствовал

Из книги Большая книга афоризмов о любви автора Душенко Константин Васильевич

Les Girls Девушки 1957 - США (114 мин)· Произв. MGM (Сол Сигел)· Реж. ДЖОРДЖ КЬЮКОР· Сцен. Джон Патрик по одноименной повести Веры Каспари· Опер. Роберт Сёртиз (Metrocolor, Cinemascope)· Муз. Коул Портер· Хореогр. Джек Коул· В ролях Джин Келли (Барри Николз), Кей Кендалл (леди Сибил Рен), Митци

Из книги Классная энциклопедия для девочек [Отличные советы как быть лучшей во всем!] автора Вечерина Елена Юрьевна

Из книги 50 великих фильмов, которые нужно посмотреть автора Кэмерон Джулия

Девушки Многие девочки так и не стали взрослыми и в каждом мужчине видят Санта-Клауса.? «20,000 Quips & Quotes»*Чтобы влюбиться, женщине порой достаточно проявления любви. Девушка смотрит на себя глазами мужчины.? Симона де Бовуар, французская писательница, философВсе девушки

Из книги автора

О чем говорит поведение юноши? Если парень говорит с тобой тихим голосом, то значит, у него к тебе есть доверие.? Если парень часто подстраивается к тебе по дыханию, то есть начинает дышать с тобой в одном ритме, то ты ему очень нравишься. Это можно определить по темпу речи.?

Из книги автора

Поведение влюбленного юноши Стоит заметить, что поведение влюбленного парня значительно отличается от поведения того, который не влюблен.? Он может быть застенчивым и стеснительным. Так может на него подействовать состояние влюбленности. Причем справиться со

Из книги автора

Подвиги влюбленного юноши В состоянии влюбленности парни способны на многое. Иногда они совершают подвиги, чтобы завоевать сердце любимой девушки.? Он влезет на крышу дома, где живет его возлюбленная, и будет сыпать оттуда конфетти или конфеты.? Под окном любимой он

Из книги автора

«В джазе только девушки» «В джазе только девушки» или «Некоторые любят погорячее» является музыкальной комедией режиссёра Билли Уайлдера, которая была снята в 1959 году. Фильм стал одной из главных работ в творчестве режиссёра. Главные роли в картине исполнили Тони

Любовь с первого взгляда в 40 лет – разве такое бывает?


Разговоры с детьми о сексе – 30 лет назад и сегодня

Обсуждение

Говорить надо обязательно, иначе ребенок,который уже совсем не ребенок, будет искать ответов на улице и в инете, а там никакой цензуры, что для детской психики не есть хорошо

А отечественные, русские, украинские, белорусские истории есть?


Быть взрослым: уметь зарабатывать деньги, разговаривать с людьми и чинить машину

Обсуждение

Поликлинику, дом работу, поездки по Москве мой освоил. С планированием труднее, со временем тоже. С дальними намерениями пока никак.

Большинство родителей прекрасно понимают, что должны уметь их выросшие дети. Найдите мне родителя, который не считает, что они должны уметь делать работу по дому. А вот каким образом этого достичь? В статье об этом ни слова. Это главный недостаток статьи.

В целом переводные статьи я читаю с чувством огромной неловкости, недоумения, и не могу понять, неужели нет отечественных авторов.

Потому как далеко не всем нужно уметь в 18 лет ремонтировать машину, но ориентироваться нужно не в кампусе, а в миллионнике. И у них у всех есть Гугл, который их водит. В свои 12 лет сын уже дозванивался в справочную метрополитена, чтобы узнать, что где закрыто. А я не могла сообразить, что ему делать.

Желательно ориентироваться, избегая протестных акций. Потому как в 13 лет, когда сын был выше меня, я однажды помчалась забирать его с занятий, так как на Гостинке было оцепление, накануне забрали ровно такого же мальчика прямо со скрипочкой.

О стонах заболевших детей... Да, мой давно ходит в поликлинику сам. Да, с 13 лет. Но после гриппа с t 39 после моих настойчивых уговоров он туда идет, и при жалобах на кашель легкие никто не прослушивает. Была бы я, конечно, все было бы немного лучше.

Наши дети не перестали подрабатывать, а в целом большинство и не начинали, скажем честно. Но нужно уметь не только работать, а работать, где платят:) А не "приходите завтра". Наш почему-то многое умеет, но делает все бесплатно:) Ну вот у нас так принято.
И я не могу сказать соседке 75 лет с двумя внуками в опеке, что ему нужно заплатить за комп. помощь. У нас немного другая жизнь.


Бны ли мы с моей девушкой (моим парнем) вступить в сексуальные отношения без спиртного и наркотиков? Достаточно ли я знаю о средствах, предохраняющих от беременности и защищающих от ЗППП? Смогу ли я в случае возникновения проблем посвятить в них кого-нибудь из родителей? Если у меня (у моей девушки) наступит беременность, что я буду делать? Как, предположительно, отреагирует моя девушка (мой парень) на известие о беременности? Кому из взрослых я могу рассказать о наступившей беременности, обратиться за помощью? Кто из них материально мог бы помочь мне (нам) растить ребёнка? Если у меня (у моей девушки) наступит беременность, как я буду продолжать обучение в школе и в институте? Какие дополнительные обязанности лягут на мои плечи? Смогу ли я с ними справиться? Посл...

Обсуждение

Да всё равно во все времена занимались подростки сексом и будут заниматься. Невозможно остановить этот процесс, можно только возглавить и организовать - ну, хотя бы держать дома запас презервативов в известном подростку месте и провести практические занятия по надеванию на банан или там огурец. Независимо от пола подростка.

ук изучите. желательно вместе с подростком. и на все вопросы найдете ответы.


Сын привел девушку. Секс до брака – на вашей территории?


Эмоциональный интеллект у подростков: темная сторона полезного свойства


Для родителей 17-18-летних юношей и девушек начало интимной жизни подросших детей обычно не является секретом. Однако как именно происходят сексуальные контакты подростков, знают, пожалуй, лишь врачи-сексологи, которые специально изучают этот вопрос. Вот одна из современных тенденций в изложении психотерапевта Александра Полеева. Специальные исследования и наблюдения подростковых психотерапевтов и сексологов убедительно показывают, что большое мест...

Обсуждение

Хорошая статья. В 11-13 не знаю, кто пробует секс. Мой племянник 12 лет еще бегает с палками-автоматами, играет в танчики, и уж никак о девочках не думает.

в статье ошибка. сейчас заниматься сексом начинают в 11-13, а не 17-18. раннее развитие и деградация молодого поколения.


Любовь подростка: что запрещать сыну и его девушке? Свобода и границы

Обсуждение

Что-то тут верно, что-то не верно. насчет _не надо соглашаться чтобы она осталась_, например...

В США в общем то нормально у подростков в старших классах образовывать парочки. Причем эти парочки (boyfriend/girlfriend) стабильны, считается непорядочным уводить девчонку из такой пары (она считается занятой). В зависимости от пары, кто-то просто общается, у кого-то уже есть секс, кто-то может и строит планы на будущее. Оформлять они отношения не торопятся - оформляют обычно когда уже выучились и начали жить сами и платить за все сами и хотят детей - и в итоге им проще расставаться, проще образовывать новую пару.

так вот, это на самом деле - здорово. Они учатся там отношениям, тому чему нельзя научиться иначе. И если они уже - постоянная пара, то остаться девчонке у парня или наоборот - абсолютно нормально. И не надо этому особо мешать и запрещать (все равно останутся но не у вас, а может и нарушат ваши же правила - что это за правило про 22:30 например?) И главное тут - оставаться друзьями со своими детьми, чтобы они вам доверяли и проблемы свои вам рассказывали а не пытались тихо их рассосать, а не запреты и попытки ограничить.

04.02.2017 05:11:25, Alex R


Валентин и дочь тюремщика целуются. Потом девушка убегает, закрыв лицо руками, и садится на другом конце сцены. ВАЛЕНТИН: Любимая моя, как же мы будем общаться, если ты на воле, а я — в тюрьме? Да, точно, я напишу тебе письмо! Конкурс "Любовное письмо". На сцену приглашают команду юношей и команду девушек. Им дают листки с написанными словами. 1-й листок: Любовь, поджарки, морковь, подарки, сердце, дверца. 2-й листок: Любовь, картошка, окошко, морковь, желудок, рассудок. За определенное время команды должны сочинить любовное стихотворение, используя слова, написанные на листках. Потом Валентин берет листок со стихотворением, которое сочини...
...Потом девушка выходит и меняет одну или несколько деталей в своем облике, например, снимает серьги и подвеску, надевает браслет, делает что-то с прической и т.п. Задача юношей — определить, что изменилось. Сердечки. Для участия в игре приглашаются несколько пар. Юноше завязывают глаза, а девушка прикрепляет на себя вырезанные из бумаги сердечки. Количество сердечек одинаково для каждой пары. По команде ведущего включается музыка, и юноша должен с завязанными глазами найти как можно больше сердечек и сорвать их. Выигрывает пара, которой удалось собрать как можно больше сердечек за отведенное время. Игру можно повторить, завязав глаза девушке. Из книги "Праздники в семье и на работе"...


А как много в нем разбилось радостей и бед! А еще автобусы могут послужить местом свиданий для влюбленных парочек. Экзотично, не правда ли? Но порой там происходят такие странные вещи... Ранний вечер. Солнце еще светит, но собирается уходить за горизонт. Автобус едет по городу и развозит пассажиров домам. На заднем его сидении сидят темноволосая девушка и спящий юноша. Девушка одета в легкую кофточку и явно торопится домой. Зелеными глазами она нервно поглядывает на юношу. Тот невозмутимо спит, прикрывшись серой ветровкой. Такое чувство, будто он вот-вот упадет с сидения, задев ногами девушку, несмотря на то, что она сидит от него на сидение дальше. Автобус останавливается на конечной. Все выходят кроме деву...



Развод и его последствия. Как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям жизни. Ошибки разведенных родителей.

Обсуждение

Dobryj den.
Ja v razvode uze navernoje 3 goda,govoriu navernoje potomu cto starajus zabyt jeto vsio kak strashnyj son,bylo vsio i ssory i upreki i druzja kotoryje vstali na raznyje storony,zaviduju tem kto smog razojtis dostojno.Uvazaju muzcin kotoryje ne polivajut griazju materej svoix detej ni v processe razvoda ni posle nego.Mogu skazat cto do six por ne mogu prijti v sebia i neznaju skolko vremeni ponadobitsia cto by vsio zabyt i zit normalno.Starajus starajus dat rebionku vsio cto ona mogla by imet v sem"je.I starajus zit sama.

20.05.2008 17:03:14, Jevgenija

интересно - а почему не пишут про главную ошибку?


Следовательно, первая особенность системы кровообращения подростка — ее тесная связь с темпами роста и созревания всего организма. Надо отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. При появлении симптомов сердечной слабости, связанных с несоответствием роста и увеличения размеров сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого ро...


Дети от предыдущих браков и новый папа: как строить отношения

Обсуждение

Я бы не приняла чужого ребенка, но и терпеть мужчину, который бы не стал любить моего ребенка не смогла бы любить. Может быть я и эгоистка, но мне очень трудно проявлять эмоции к чужим детям.

Во круг меня очень много людей, которые воспитывают детей супругов от предыдущих отношений, и они счастливы.



А зачем? Поругались и "чао-какао" - заведем себе нового партнера. Примерно 20% юношей хотят романтических отношений с девушкой и любви, все остальные "крутые парни спят с телками"! И девушки им в этом потакают. Девчонки считают, что нецелованные барышни нынче не котируются, что парни любят таких, что вместе с ними пьют, курят, разговаривают матом и свободны в сексуальных отношениях! И объяснить, что это не так, очень тяжело, потому что с экрана телевизора, монитора компьютера, со страниц глянцевых журналов и желтых газетенок несется такой ураган сексуал...

Обсуждение

Статья смешивает в одну кашу сексуальное просвещение и морально-этические нормы.
Фраза о том, что сейчас вся культура общения межу юношами-девушками и обсуждение этих отношений с родителями сводится к рассказам о "безопасном и ответственном сексе"- вообще повергла в грусть.
ИМХО, но если следовать рекомендациям данной статьи то вопросов "отцы и дети" и "секс еще не повод для знакомства" стоять точно не будет. Т.к. не будет ни отцов ни детей. Будут временные партнеры по сексу и опекуны-воспитатели.

Для начала я, барышня наивная, подивилась, почему "валяться по кустам" однозначно воспринято как "заниматься сексом", если говорили практически дети. Прям как в том анекдоте про мороженое, "а таких как вы я и буду лечить"...

А потом и вовсе понеслось:((

Какие-то жутковатые рекомендации родителям. Во-первых, непонятно, почему родитель должен вспоминать свой подростковый опыт, хотя признается, что времена радикально изменились. Во-вторых, совершенно непонятно, почему бы как раз в связи с изменившимися временами не иметь в виду что:

Разговоры о сексе действительно опасны! Подросток, легко болтающий с кем попало на темы секса в большей опасности, чем настораживающийся и оценивающий контекст беседы, когда заходит подобный разговор. В этих разговорах собеседники "прощупывают" друг друга и неопытный подросток может легко попасть в ситуацию, когда легкость будет воспринята как распущенность. А отбиваться всегда сложнее, чем не провоцировать. Так что думать с кем говоришь о сексе - первая заповедь сексуальной безопасности.

Секс тоже может быть опасен, потому что нежелательные беременности, ЗППП и попадание в положение жертвы сексуальных отклонений случайного партнера - реальность.

Искренний интерес(!!!) родителя к теме подросткового секса может (и чаще всего так и выходит) быть воспринят подростком как благославление на отношения такого рода. Впрочем, если речь опять о подростках 13-19 лет... Ну не знаю...

Про постулаты умилило просто...

Сексуальные отношения - это часть жизни человека.- веревка есть веривие простое.

Ответственное отношение к себе и партнеру и отсутствие принуждения - базовые установки. - Что это значит????

Человек сам принимает решение о готовности вступить в сексуальные отношения. - сядь и решай, на все 45 минут.

Любовь - то, что не требует доказательств, принимается на веру и дается даром. - Заходите к нам в "Семейную", "муж пьет, денег не зарабатывает, иногда бьет, но очень-очень-очень меня любит, что мне делать?"

Ты можешь не быть готовым к сексуальным отношениям, даже испытывая сексуальное влечение. - Признаки готовности - в студию.

Нет оправданию насилия. - Наше дружное "НЕТ". Оправдание не пройдет.

Сексуальные отношения не должны происходить под давлением и принуждением. Ты имеешь право сказать "нет". - сначала побеседуй об этой части жизни с интересом, как мама учила, а потом скажи "нет". Имеешь право. Посмотри что получится. Запиши впечатления в дневник наблюдений.

Ты имеешь право на защиту и поддержку в любой ситуации, когда испытываешь растерянность, страх, тревогу. - Лет в 13 это открытие ребенка может потрясти...


А победителю первого конкурса вручаем юань. Мне кажется, что эту ступень испытания вежливости все прошли достойно. При необходимости делается перерыв на трапезу. Загадки про сказочных героев Ведущая: У каждого народа есть свои эпические сказания, легенды, сказки. То, что предложат девушке по имени Мулан, когда она будет искать свой свиток, вряд ли мы отгадаем. Давайте вспомним свое детство и попробуем отгадать загадки. Тому, кто первый верно ответит, дается 1 китайский юань. Он пиявок добывал, Карабасу продавал, Весь пропах болотной тиной, Его звали... (Буратино — Дуремар). Бедных кукол бьет и мучит, Ищет он волшебный ключик. У него ужасный вид, Это доктор... (Айболит &m...

Обсуждение

Хороший сценарий. Продумано до мелочей. Расписано подробно.Получился этакий спектакль, где все присутствующие и актеры и зрители, творцы и режиссеры действа. Очень удачно, что и сама имениница наравне с мамой является ведущей.Тематика очень необычная и интересная для этого возраста. Буду своей дочери делать праздник по этому сценарию. Выбирала долго. Прочитала много статей. Понравился этот. Спасибо автору за огромный труд.2

15.12.2018 03:14:47, Кристинн

Спасибо за идею, подсказки и советы. Каждый год провожу дочери День рождения. Но на 12-летие было сомнение (дома или кафе?). Дети как бы уже взросленькие!? Прочитав Ваш сценарий "загорелась". Празднику БЫТЬ!!! Тема интересная, незаезженная. Простота в организации подкупает. Познавательные конкурсы и загадки. Всё подробно описано. Через два дня будем празновать. Сценарий супер! Спасибо огромное за Ваш труд

25.04.2017 13:33:01, Лизавета.

Под руководством придворного врача, даосского мудреца Сюй Фу, несколько сотен невинных юношей и девушек отправились на поиски вечной жизни, но назад не вернулись. Согласно легенде, около 460 ученых, которые отговаривали императора от этой авантюры, были закопаны в землю заживо. Тиран-император вел разгульный образ жизни, ни в чем не ограничивая свои желания. В поисках вечной молодости он прожил всего 48 лет. В то же время существует легенда о том, что даосские монахи знали рецепт эликсира молодости &...

Обсуждение

Своё дело
Владимир Шебзухов

Млада краса с фигурой статной,
На лавочку сумев присесть,
Эклер, уже по счёту пятый,
Вот-вот была готова съесть.

Вдруг со скамейки, что напротив,
Ей в назиданье речь слышна,
Фигуру, мол, свою испортит,
Коль, столь эклеров ест она.

Глас удивил таким ответом:
«Был у меня любимый дед.
Он дожил на планете этой
До ста пяти преклонных лет!»

«Вот это да! Уже ль возможно? --
В сомнении был голос смел --
Он тоже в день по пять пирожных,
Как вы, «на сей планете» ел?

Сарказм в вопросе уловила.
«Нет, нет! – девицы был ответ,
Которым снова удивила --
Не лез не в своё дело дед!»

Морали этой басни-притчи,
Быть может, таковой и нет,
Ещё один, не будет лишним,
Знать долголетия секрет!

01.12.2018 13:23:28, Владимир Шебзухов

Прочитала часть сообщений у ужаснулась. Беспокоясь по поводу формирования или воспитания у ребенка личностного достоинства, никто не обращает внимания кого он растит. Будущего Мужчину или Женщину. Процесс мускулинизации (мужественности) у женщин и феминизации (женственности) у мужчин все более и более углубляется. И к тому складываются все предпосылки. Если раньше требовалась мужская сила и "особый" склад ума, а женщина была зависимой и бесправной, то теперь в век научто-технического...

Обсуждение

На мой взгляд, перебор вреден в любом деле. А вот большой беды в уверенной в себе, целеустремленной ДЕВУШКЕ и нежном
ЮНОШЕ я не вижу. Главное, чтобы присутствовало основное начало в каждом из них. Что плохого, если настоящий мужчина нежен, а уверенная в себе девушка очень при этом женственна?

29.10.2000 01:26:57, Марина П.

Сыну в июне исполнится 15. Девушки нет, с девочками в школе почти не общается, ну на уровне 5 класса - "хи-хи они ж девчонки". Про секс, взросление все, вроде, знает, судя по некоторым репликам. Книжку хорошую на эту тему ему подсовывала, говорит "неинтересно". Пора бить тревогу?

Ситуация: дочь встречается с молодым человеком постарше ее (ему 25, ей 17). Встречаются месяцев 8 где-то. Он из другого города. Сюда приезжает раз в пару месяцев, живет где-то по друзьям, на "вписках". Дочь просит, чтобы я ее отпускала с ночевкой, когда он здесь. Если это важно, дочь говорит, что у них все серьезно, планирует с ним семью после 18-ти. Насколько "все серьезно" с его стороны - я не знаю. Видела его один раз мельком, внятного впечатления составить не успела. Вы бы отпускали?

Удивилась такому мнению, прозвучавшему неоднократно. Мне кажется, и жениться нормально, если хочется.

Обсуждение

Мне вот кажется, что тут вообще нет правил и нормативов.
Нашим с мужем отношениям долговечности никто не пророчил, получилось как раз наоборот.
И на самом деле, свадьба была "детская". Даже фотки забавно смотреть.

По моим наблюдениям большая часть иногородних студентов живет парами, так кстати и даже дешевле и удобнее получается. И родителей об этом в известность не все ставят и очень редко это заканчивается браком. Все мои родственницы (начиная от бабушек и заканчивая тетками, двоюродными сестрами и родной матерью) выходили замуж до 20 лет либо за ровесников либо за мужчин старше на год-3) Идея пожить до свадьбы просто никому в голову не приходила, как правило жилье отдельное на этот момент мало у кого имеется, к родителям в таком возрасте сожителя не приведешь, а вот мужа запросто. Мой муж ко мне заселился в 18 лет, поженились когда ему было 19, могли бы и раньше но хотели деньжат накопить на нормальную свадьбу и пожениться не жаре 40 градусов или по слякоти и сугробам, а весной когда зацветут тюльпаны, и ниче, недавно 7 лет со дня свадьбы было, всё как у людей-дети, дом, машина. А ещё знаю много женщин, которые буквально развалили отношения своих сыновей с девушками, чтобы не допустить раннего брака, а теперь жалуются что их дитятко никак не женится в свои за 30.

Дочери через 2 недели будет 18 лет. Уже почти три года встречается с одним парнем - можно сказать, первые отношения и сразу такие долгие. Я раньше шутила, что она уже смолоду и сразу замужем. Парень очень хороший, заботливый, добрый, она его любит, и он ее. Сейчас у них настал кризис. Дочку не устраивает, что он слишком ревнив, не дает ей общаться в другими парнями, даже дружески. Поначалу это было не так сильно, постепенно незаметно ее ситуация стала напрягать. И сама конечно, виновата...

Обсуждение

Мое мнение, тут в том, что даме будет 18, именно 18. Все всегда говорят, будет тебе 18 будешь делать что хочешь. А тут девица из под родительской опеки переходит под опеку парня. А хочется именно СВОБОДЫ! Ходить куда хочу и с кем хочу. Ей может хочется именно нагуляться (я не про разврат - а про контроль). А парень ее сильно ограничивает. Вот и весь конфликт.

Как под копирку)))
У меня такой же был- заботливый, мама все говорила, что идеальный муж будет, а я не ценю и не понимаю пока
И ревнивый
И плакал.
Сейчас вспоминать противно какого монстра он из меня вырастил
А тогда действительно ведь думала, что обижаю, что не права...
Кстати, сейчас он любимец женщин и вряд ли боится кого-то потерять уже))) и тем более плакать и валяться в ногах
Нам обоим пошли на пользу те проблемы
Помочь нечем- только развивать парня, поднимая его самооценку, Вам оно надо?
Еще можно играть во взрослых- говорить парню какой он классный и незаменимый, что конечно же никто не уходит, рассказывать после встреч с другими как скучала... с ревнивыми обычно работает
Ну и врать. Потому что обострять, говорить напрямую, бороться за свободу и независимость- всем плохо будет, один плачет, другая страдает
Я бы поговорила на тему "не надо его расстраивать"... но вряд ли у меня получилось ы по-доброму
Скорее как-то так "не обижай младенца, дай погремушку".. но это личное
Ненавижу все, похожее на "Как ты можешь так поступать, я же тебя люблю!" Вот сразу топором махать хочется

Обсуждение

Если Ваша дочь уже в 11 лет вместо того, чтобы учиться, до двух ночи переписывается с подружками, планируя групповой секс, то, извините, ей будет не до выбора людей. Тем более молодых. Кому она будет нужна? Это ее будут выбирать на безрыбье, а Вам жениху в ножки кланяться и спасибо говорить.
Пока она у Вас не начнет думать как завтра двойку не получить, а уже потом о мальчиках, никакие разговоры о любвис не помогут.
Ребенок полностью от Вас зависит, как он может быть непослушным? Поставьте для начала в угол дня на три, потом потихонечку начинайте разговаривать.

21.11.2013 11:39:54

Дорогие участники, подскажите, поделитесь опытом, успокойте мою мнительность. Дочь в 14,5 лет, 9 класс, встречается с 18-летним парнем. Пока все невинно (вроде бы), гуляют, держась за руки. На учебе это никак не отражается. Но я уже вся извелась.Ну вот не кажется мне нормальной ситуация, когда парень в 18 лет, сутдент 1го курса института, втречается с совсем еще девчонкой, школьницей. Ну вот какой у него может быть к ней искренний интерес, кром того интереса, о котором я все время думаю? И не...

Обсуждение

На самом деле, это обсолютно нормально! Просто не акцентируйте внимание на том что это может показаться плохим что-бы не вызвать интерес к этому. К тому-же в возрасте 10-17 лет у девочек лучшие друзья и собеседники это мальчики. Не забывайте о том что они просто дети и хотят оставаться друг у друга просто для того что бы пообщаться, повеселиться и побольше узнать друг о друге а не как взрослые... Даже не смотря на их возраст они в душе ещё дети и хотят почувствовать себя самостоятельными. Если вы будете лояльны и не будете запрещать все своим детям то в будущем они будут относится к вам как к друзьям и не будут ничего от вас скрывать и врать вам!... У самой 2 близняшки по 13 лет и мальчик 4 года, девочки отличницы и имеют очень много хороших друзей а малыш тоже общительный и умный))

08.02.2016 22:10:00, Ирина237

Мамочки взрослых детей скажите, как Вы относитесь к тому, когда Ваши дети не ночуют дома, правда об этом заранее предупреждают? Сыну 19 лет, один, а то и два раза в неделю не ночует дома, начинаю расспрашивать где и с кем, отшучивается, но првду все равно не говорит, правда тел.всех друзей мне записал Дочери 20 лет и она тоже пару раз в неделю остается у своего МЧ, тоже заранее предупреждает что останется ночевать у МЧ Хочу выставить я им ультиматум, что бы такие не ночевки дома были не...

Обсуждение

А по-моему, христианскую мораль еще никто не отменял. Если юноша хочет жить с девушкой, им пора пожениться. А уж где жить - возможны варианты: родители мужа, жены, съемная квартира, своя квартира, приобретенная, то и другое при помощи родителей скорее всего, так как супруги довольно юны. А Ваша логика мне непонятна: почему один раз в месяц можно, а 8 - нельзя? И то и другое - грешно, я, по крайней мере, так своим детям объясняю.

Девочки, всем Вам огромное спасибки за ответы
Благодаря Вам ультиматумы выставлять не буду,
буду просто ворчать, но это так для приличия, и что бы уж совсем не зарывались:)
Не получилось у меня старших воспитать по своему подобию,
но не все у меня еще потеряно, есть младшая доченька, вот она, точно будет в меня
с моей планеты ТТТЧН:))))

Сын 10классник задумал пригласить одноклассницу в кино. Кинотеатр в торговом центре, там же разные кафе. Это у него первый раз. Перед тем как звонить девочке спросил меня, что наверно он должен купить и девочке билет, раз приглашает. Я сказала, что это еще зависит от желания девочки (или ее родителей) захочет ли она платить из своих, но конечно я дам сыну денег из расчета на два билета плюс на кофе-сок в кафешке. Сын позвонил, девочка поговорила с родителями и сказала сыну, что она пойти с...

Обсуждение

Странно, что у него совсем нет своих карманных денег: так бы и вопросов не было. Хочешь сам кого-то приглашать - сам и плати, так может за свой счет он и не пошел бы (например копил бы дальше:) или решил бы, что комп. игра ему важнее...) Давайте ему немного карманных, пусть сам решает, копить или тратить на подобные расходы...

28.11.2007 02:01:06, Ййй

когда мой сын начал встречаться с девушкой (ему было 15 лет), то я всегда давала в расчете на 2 билета, на 2 бикмака, на 2 мороженных:), но говорила, что если девушка где-то захочет заплатить сама, то пусть не отказывается:), еще одного ребенка мне тянуть тяжеловато:)))
сейчас, когда они встречаются уже год, то платит тот, у кого есть деньги и вопрос вообще не стоит - есть у кого-то из них деньги - идут в кино, нет - гуляют на Поклонной горе

Время идет, и наши дети подрастают, превращаясь в статных юношей и прелестных девушек. Это уже почти взрослые люди, у них много своих тайн и интересов, они вступают в новую веху своей жизни – половую жизнь. Чтобы их интимная жизнь была не только приятной, но и здоровой, следует тщательно соблюдать интимную гигиену.

Гигиена юноши

Обычно юноши моют пенис и мошонку под струей воды и вытирают промежность полотенцем. И в этом кроется самая большая ошибка многих парней: они просто не знают, как правильно помыть половые органы или считают, что достаточно просто мыться в душе.

В результате такой неграмотности в вопросах гигиены многие юноши 13-20 лет становятся клиентами урологов и являются причиной воспалительных процессов у партнерш. Почему? Пенис имеет несколько проблемных зон.

Естественно, интимную зону нужно тщательно мыть с мылом или гелем во время гигиенической ванны или под душем. Но при этом необходимо обнажать головку пениса и тщательно смывать остатки мочи и смегму (скопление секрета) в складках.

Волосы у основания полового члена и на мошонке являются источником микробов, их можно сбривать или коротко стричь, но главное - уделять при мытье особое внимание этой зоне. Пах сильно потеет, создавая питательную среду для размножения кожной флоры, поэтому необходимо мыть паховую зону хотя бы дважды в день – утром и на ночь, а летом, в жару – и чаще.

При несоблюдении этих правил может возникать неприятное заболевание – баланопостит. Это болезненное воспаление крайней плоти с выделением неприятного гнойного секрета. Также при нарушении гигиены может развиться уретрит – воспаление мочевого канала внутри пениса. Ощущения при нем не из приятных, будет казаться, что мочишься «битым стеклом».

Гигиена половых органов юношей и девушек

Интимная гигиена девушки – это залог женского здоровья. Совершать интимную гигиену теплой водой следует ежедневно утром и вечером. Мылом и средствами для интимной гигиены злоупотреблять не стоит, они нарушают микробную флору влагалища.

При подмывании струя воды должна быть направлена от лобка к анусу – это позволит предотвратить инфицирование половых органов. После процедур кожу следует промокнуть полотенцем. В области между большими и малыми половыми губами может скапливаться секрет желез, особенно если есть выделения из влагалища (бели). Тогда необходимо промыть половые губы деликатным интимным мылом, не углубляясь в область влагалища.

Менять нижнее белье нужно регулярно, один или даже два раза в день. По поводу ношения ежедневных гигиенических прокладок мнение врачей неоднозначно. Конечно, они позволяют полностью нейтрализовать попадание выделений на трусики, но за счёт своей структуры не дают коже «дышать» и могут быть причиной дерматита и усиления выделений.

При появлении патологических выделений и жжения, зуда в области половых губ , необходимо обратиться к врачу. Кроме того, можно орошать половые органы раствором слабо-розовой марганцовки, отваром ромашки или крепким чаем.

Интимная гигиена при менструации

Особенно тщательно необходимо ухаживать за половыми органами при менструации . Кровь является питательной средой для микробов, а длительный контакт с прокладкой может вызвать зуд и раздражение. Поэтому важно регулярно менять прокладки, даже если выделений мало, а тампоны вообще необходимо менять каждые 2-3 часа.

Если же менструации болезненны, обильные или длительные – необходима консультация врача и лечение.

Правильное белье для юношей и девушек

Молодёжь сегодня хочет быть модной и современной, и в погоне за модой иногда забывает о комфорте и гигиене. Парни и девушки приобретают красивое и забавное белье, но всегда ли оно гигиенично?

Самыми «мужскими» трусами были и останутся семейные трусы, они самые правильные с точки зрения мужской анатомии. Конечно, не следует заставлять юношу носить ситцевые трусы на резинке в горошек, как у деда, но можно подобрать модель свободных трусов из хлопка.