Притча об отце который бросил детей. Трогательная притча об отце и сыне

Конечно же, каждый отец работает для того, чтобы было хорошо его семье, а особенно – детям. Но это вовсе не значит, что можно не уделять ребенку время по будням, ссылаясь на усталость и на то, что “Я вообще-то деньги для тебя зарабатываю”. Деньги – это не совсем то, что на самом деле нужно нашим детям. Им необходимо внимание, любовь и забота. И даже часик, проведенный папой с ребенком, сделает малыша намного счастливее. Об этом притча.

Как-то раз один человек поздно вернулся домой с работы, как всегда уставший и задерганный, и увидел, что в дверях его ждет пятилетний сын.

Папа, можно у тебя кое-что спросить?
- Конечно, что случилось?
- Папа, а сколько ты получаешь?
- Не твое дело, - возмутился отец. - И потом, зачем это тебе?
- Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
- Ну, вообще-то 500. А что?
- Пап: - сын посмотрел на него снизу вверх очень серьезными глазами. - Пап, ты можешь занять мне 300?
- Ты спрашивал только для того, чтобы я дал тебе денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? - закричал тот. - Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь…

Малыш тихо ушел к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?»

Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво. «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да черт с ними, с тремя сотнями, он ведь еще вообще ни разу не просил у меня денег».

Когда он вошел в детскую, его сын был уже в постели.

Ты не спишь, сынок? - спросил он.
- Нет, папа. Просто лежу, - ответил он.
- Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, - сказал отец. - У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

Ой, папка, спасибо! - радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? - проворчал тот.
- Потому что у меня было недостаточно, но теперь мне как раз хватит, - ответил ребенок. - Папа, здесь ровно пятьсот. Можно, я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

Мораль

Морали нет. Просто хотелось напомнить, что наша жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее всю на работе. Мы не должны позволять ей утекать сквозь пальцы, не уделяя хотя бы крохотную ее толику тем, кто по-настоящему нас любит, самым близким людям.

Если нас завтра не станет, наша компания очень быстро заменит нас кем-то другим. И только для семьи и друзей это будет действительно большая потеря, о которой они будут помнить всю свою жизнь.

В Неделю блудного сына – Лк 15:11–32 (зач. 79):

Сказал Господь притчу сию: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему.

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

В притче, традиционно именуемой притчей о блудном сыне, можно увидеть несколько жизненных историй. Одна, наиболее очевидная и общеизвестная, – это история младшего сына, покинувшего своего отца, но впоследствии одумавшегося, раскаявшегося и вернувшегося в отчий дом. Другая история – эпизод со старшим сыном, которого удивило и возмутило снисхождение родителя к провинностям брата (об этой части притчи мы говорили два года назад). Третья – наименее заметна: это жизнь отца, от которого ушел сын. Сегодня хотелось бы сказать несколько слов об отце.

Сосредоточим свое внимание на одном коротком предложении: «И [отец] разделил им имение». За этим лаконизмом стоит многое. Необходимость делить имущество – это лишь следствие. А причина здесь та, что младший сын решил уйти из дома и начать жить своей жизнью. Не будем вдаваться в исторические и этнографические подробности: для каких-то времен и народов это вполне нормально, для каких-то – странно и дико. Но в наши дни в жизни почти каждого отца, матери наступает момент, когда выросшего ребенка надо отпустить – несмотря на то, что родителям очевидны все риски такого решения. А если детей несколько – то все сомнения и терзания приходится в полной мере переживать раз за разом.

Здесь можно возразить: дети не спрашивают позволения, не предоставляют нам выбора – просто в один прекрасный день оказывается, что сын или дочь – уже не ребенок, и он (она) хочет в своей жизни всё решать самостоятельно.

На самом же деле выбор есть всегда.

Можно возмутиться неблагодарностью того, кому отдано столько бессонных ночей, заявить права на своё дитя как на собственность и не подпускать к нему никого – в результате такого отношения мы видим тридцати- и сороколетних людей, которые не могут жениться и выйти замуж, потому что родители (чаще мать, а иногда и отец) с порога отвергают всех избранников просто потому, что видят в них конкурентов, претендующих на то место в жизни ребенка, которое до сей поры занимали они, родители.

В иных случаях родители бывают настолько огорчены и оскорблены непокорством своего чада, что им легче вовсе изъять его из своего сердца: ты мне больше не сын, я тебе не отец, живи как знаешь.

Однако есть и третий путь – это путь внутреннего приятия того, что естественно и неизбежного (хотя и рискованно и опасно). Мудрые родители примут претензии своего ребенка на самостоятельность с уважением и доброжелательством. Их чувство такта подскажет им, где нужно сократить свое присутствие в жизни сына или дочери, а где ненавязчиво подсказать, посоветовать, подставить плечо, протянуть руку помощи – а если случится драма или трагедия, то проглотить своё бесполезное и жестокое «я же говорил», но, напротив, помочь, утешить, согреть. Если же родители – христиане, то они вспомнят слова ектеньи: «сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим» – и вверят жизнь своего подросшего, но еще недостаточно разумного сына или дочери самому Небесному Отцу.

И вот евангельский отец (даже если мы будем иметь в виду буквальный смысл рассказа и видеть в отце двоих сыновей обычного человека) был, вероятно, из числа этих любящих и мудрых родителей. Краткий рассказ не удовлетворяет нашего любопытства относительно разного рода подробностей: в каких словах младший сын сообщил отцу о своем уходе? пытался ли отец его отговаривать? говорил ли сын что-либо резкое и оскорбительное или, наоборот, замкнулся в себе и молчал до самого ухода? Ясно одно: отец не захотел чинить препятствий своему сыну: он отдал ему часть имущества (что, возможно, было непросто) – и отпустил его (что было неизмеримо труднее). Он признал его право нести ответственность за свои поступки, но не отрекся от любви к сыну, не позволил сердцу перестать болеть о своем чаде. И сын в глубине души это знал и понимал – иначе навряд ли бы он решился вернуться домой.

Возвращение сына – это не только яркий образ покаяния грешника. Это еще и прекрасный пример глубокой, терпеливой, мудрой родительской любви. И если даже на земле встречаются такие родители, то что сказать о Небесном Отце? Мы все привыкли к словам о том, что Бог долготерпелив, что Бог есть Любовь, что Он – любящий Отец. Но, к сожалению, всё это как-то чересчур затёрто. Притча же о блудном сыне вновь и вновь напоминает нам о том, что у нас действительно есть Отец, который относится к нам с доверием и любовью, который уважает нашу свободу – но при этом всегда готов прийти на помощь, который умеет отойти в сторону – и принимает нас в свои объятия, когда, получив горький опыт в скитаниях по дальним странам, мы приходим к Нему и говорим: «Отче!..»

Здравствуйте, дорогие друзья !Сегодня вновь размещаю притчу по теме «Отцы и дети» Еще классики не смогли ответить на все вопросы, возникающие в отношениях отцов и детей.

Нашла чудесную притчу Елены Стенчевой-Арт на сайте Стихи.ру Предлагаю ее вашему вниманию. А что вы думаете по этому вопросу?

ОТЦОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА
«Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми».
(Оскар Уайльд)

Давным-давно это было, когда не существовало и в помине ещё компьютеров, телевизоров, машин и всякой другой техники, когда не придумали ещё делать пластические операции для омоложения.
Родился в одной семье ребёнок. И пришёл молодой отец к Великому Мудрецу спросить совета, как правильно воспитывать дитя своё, чтобы росло оно добрым, честным, ответственным, чтобы почитало родителей своих. «Что ж, — сказал Мудрец, — послушай притчу о двух отцах. Возможно, сам поймёшь, в чём секрет хорошего воспитания…»…

«Что ж, — сказал Мудрец, — послушай притчу о двух отцах. Возможно, сам поймёшь, в чём секрет хорошего воспитания…»…
…Жили в одной деревне две молодые пары, дружили с самого детства, поженились в один день, и в один день у них родились дети. Но случилось несчастье: при родах обе матери умерли, и отцы стали воспитывать детей сами. Шло время. Подросли дети, им исполнилось по 10 лет.

Отца первого ребёнка нельзя было узнать: белый пепел укрыл его голову, морщины сделали его ещё старше, состарились его душа и тело. А отец второго ребёнка был таким же, как и 10 лет назад. И взяла зависть соседа, от дружбы не осталось и следа.

Пошёл он к местному Мудрецу и задал такой вопрос: «Скажи мне, Мудрейший, почему мой сосед такой молодой до сих пор, и тяжкие заботы его не состарили?» «О каких заботах ты говоришь?» — спросил его Мудрец. И сказал родитель: «Он ведь один воспитывает ребёнка, сам ведёт хозяйство, всё делает сам…»

«А расскажи мне, пожалуйста, как ты воспитываешь своего ребёнка», — попросил его Мудрейший.
«Я, — начал свой рассказ пришедший, — почти сразу после рождения нашёл для малыша кормилицу. За эти десять лет я почти не видел своего ребёнка: я много работал, чтобы обеспечить себе и ему пропитание, заплатить кормилице, заплатить за жилище.

Я искал удовольствий, чтобы взять от жизни всё, я искал себе жену, чтобы она помогла мне утвердиться в обществе… Когда с новой пассией я приезжал к ребёнку, он капризничал. Когда он подрос и к нам в дом приезжали высокопоставленные гости, он старался сделать так, чтобы опозорить меня: он опрокидывал на гостей дорогие вина, подбрасывал им под ноги шкурки бананов, обмазывал ручки столовых предметов сосновой смолой… Всего не перечислишь…

Я держал его в строгости и страхе перед наказанием за провинности, воспитывая в нём послушание… Он должен был усвоить, что старшие всегда правы, и их надо уважать за их положение в обществе, что он должен быть мне благодарен за то, что я его не бросил, когда умерла его мать… Он всегда старался мне навредить …

За мою любовь, за заботу о нём, за моё желание воспитать его достойным приемником моего знатного рода, он платит нам такой монетой…» «В чём выражается твоя любовь к своему ребёнку, твоё участие в его жизни?» — спросил его старец. «Как в чём? – с недоумением воскликнул отец. —

Я ведь забочусь о нём: кормилица, учителя, деньги на карманные расходы, светские вечера с нужными людьми, дорогие подарки на дни рождения… Я ведь его отец, я дал ему жизнь, я постарел на работе, обеспечивая своё и его будущее…

На меня не обращают внимания женщины из-за моего дряхлого вида, а мне ведь только 30!…» «А к кому твой ребёнок испытывает добрые чувства?» — вдруг спросил его Мудрец. «Он любит, он слушается свою кормилицу, эту безродную, у которой нет своего дома, нет имени и звания. Он уважает своего учителя, который тоже безроден», — прозвучал ответ родителя. «А тебе не кажется, что своими шалостями ребёнок хотел привлечь твоё внимание к себе самому, хотел, чтобы ты уделил ему внимание, а не своим гостям?» — неожиданно спросил его старец. В ответ – одно недоумение на лице высокородного посетителя.

«Давай позовём твоего соседа и спросим его, как он воспитывает своего ребёнка. Может, он нам раскроет секрет молодости, о потере которой ты так сожалеешь?» — предложил Мудрец.
Пришёл отец второго ребёнка: «Вы звали меня, Мудрейший?» «Да, нам очень хочется знать: в чём секрет твоей молодости, в чём секрет твоего воспитания, что ребёнок тебя слушается, что он растёт весёлым и общительным, что он рад твоим гостям, что он любит и уважает тебя?»

«Я никогда не задумывался над тем, чтобы сохранить свою молодость, просто мне некогда думать о таких мелочах, у меня есть ребёнок, которому с рождения я заменил и мать, и отца… Я всегда был с ним рядом, в любое время дня и ночи.

Когда я трудился на своём поле вместе со своими работниками, он лежал в люльке в тени раскидистого дерева недалеко от меня, чтобы я мог услышать его плач и успокоить его. Когда я хлопотал по дому, он всегда был рядом со мной и смотрел, как я готовлю еду, стираю, убираю комнаты, как я кормлю домашнюю живность, как я стригу овец, пряду пряжу…

Да много всяких дел в домашнем хозяйстве… Я не считаю зазорным выполнять любую работу, я уважаю человека трудолюбивого и для меня не существует различий в званиях… Это понял и мой ребёнок, который сейчас мне во всём помогает.

На пять лет я подарил ему деревянную дощечку для письма, мы выучили с ним буквы. Простой учитель, ставший нам родным человеком, помогает ему освоить разные науки. В свободное время я играю со своим ребёнком, мы весело встречаем праздники, на дни рождения готовим разные игры, приглашаем многочисленных гостей, которых тоже вовлекаем в праздничные игры…

Ведь игра – дело серьёзное, это основа обучения, воспитания и общения детей с нами, взрослыми. Живое общение не заменишь ни чем. Мы с ним рисуем, поём, танцуем, читаем книги … Мне просто некогда стареть, я постоянно рядом с детством, рядом с ребёнком, который стал моей душой, моим сердцем, моей жизнью…

И пока я нужен ему, я всегда буду с ним рядом…» — закончил свой рассказ Отец. «Папа! — раздался звонкий детский голос. — Пойдём, наша очередь петь песню на празднике Солнца». «Иду!» – ответил он. И, обращаясь к Мудрецу и своему соседу, сказал: «Извините, меня ждёт ребёнок».
Взявшись за руки, смеясь, они побежали туда, где Праздник Солнца был в самом разгаре, и люди дарили друг другу улыбки, и все были счастливы, а особенно ребёнок, которого держал за руку ЕГО ОТЕЦ…
Великий Мудрец замолчал. «Кто прав из этих двоих?» — нарушив тишину, спросил он молодого отца.
«Прав второй. Спасибо! – сказал молодой отец. – Я понял, как надо воспитывать своего ребёнка, чтобы он рос добрым, трудолюбивым, послушным и, главное, – счастливым». «Тогда иди, и поступай так же», — произнёс Великий Мудрец.

Понравилась притча , поделись с другом , пожалуйста!

Пусть всегда царит в семье мир, понимание, любовь, согласие, лад, счастье .

Проблема взаимоотношений родителей и детей всегда будет оставаться острой и болезнной во все времена и столетия и никогда и ни кем из философов, мудрецов и психологов она не будет исчерпана до конца. Разрешить этот внутрисемейный тупик могут только сами люди, осознав свои ошибки. Ко мне, как и к любому специалисту психологу, часто обращаются клиенты с запросом о решении внутрисемейных проблем. Как помочь человеку, когда он не видит своих ошибок, как не травмировать его в момент стрессовой ситуации, помочь ему самому найти верное решение без назидания? В этой ситуации я применяю метафорический прием, библиотерапию и сказкотерапевтические техники. Это наиболее лояльный выход в сложившейся ситуации: человек слушает притчу с казалось бы аналогичной проблемой и невзначай подходит к разрешению своей проблемы, к осознанию своих ошибок, постепенно вычерчивается определенный путь выхода.

МАТЬ и СЫН

Она стояла перед сыном на коленях, Просила, чтобы в дом ее пустил… А он был безразличен, сожалея, Что вышел на звонок и дверь открыл. Она от сына глаз не отводила, Надеялась и все еще ждала. Любила? Ну, конечно же, любила! Иначе умерла б, но не пришла. Она рыдала и не понимала, Как это все могло произойти? Быть может капля жалости осталась? Ей просто было некуда идти. Ей просто было страшно, одиноко… А он окурок бросил и сказал: Быть может это будет и жестоко, Иди отсюда… я тебя не звал! Захлопнул дверь, как наотмашь ударил. Душа хлебнула боли через край! Большую точку жирную поставил: Живи, не хочешь жить, так помирай! Какая же нужна на это сила? Какая же любовь нужна тогда? С колен поднявшись, дом перекрестила, И побрела отсюда в никуда.

ПОДДЕРЖКА, ОПОРА И ДУШЕВНАЯ БОЛЬ МАТЕРИ

Совсем стара.Куда теперь ей деться? В дом престарелых?- Со стыда сгорит! Трех сыновей растившая под сердцем, С таким теплом о каждом говорит. Пора и к сыновьям, куда же боле, А там уж, как рассудит бог. Идет старушка в город, через пожни, С мешком сушеных ягод и грибов. Сперва к меньшему:"Как там самый малый? С пеленок хвор был. Бросил бы курить. " На встречу ей раскинул руки: "Мама!" И двери не успели затворить. Как рад ей сын! Черпнул малины горстью, Сажает на тахту, спихнув кота, Поит он чаем дорогую гостью, А по утру: "Теперь то, мать, куда?" С одышкой, в гору, к среднему старуха. И вот уж перед ней знакомый дом. "Останься ма." И не хватило духа, а к горлу подступил обиды ком. И встала сватья на посту у зыбки, И гостья - мать слезу превозмогла. Сноха на кухне, не гася улыбки, Отрезала в дорогу пирога. И с мягким, липким пирогом в кармане На станцию, и дальний взят билет. И по утру ее в густом тумане, Среди немых камней застал рассвет. Вот и нашла хоромину сыновью. Так что ж он не зовет её домой, И не целует родинку над бровью, И не берет на радостях гармонь? Под обелиском старший. Рад ли маме? Сползает влажный на глаза платок, Руками обняла холодный камень, И вырвалось: "Возьми меня, сынок!" Совсем стара, куда ж теперь ей деться? В дом престарелых? Со стыда сгорит. Трех сыновей носившая под сердцем, С таким теплом о каждом говорит!

УМСТВЕННООТСТАЛЫЙ СЫН

Однажды один маленький мальчик вернулся домой из школы и передал матери письмо от учителя. Ни с того ни с сего мама вдруг начала плакать, а затем зачитала сыну письмо вслух: «Ваш сын — гений. Эта школа слишком мала и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами». Много лет после смерти матери он пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: «Ваш сын — умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома». Мальчика звали Томас Эдисон и к тому времени он уже стал одним из величайших изобретателей века. Эдисон прорыдал несколько часов подряд. Затем он записал в свой дневник: «Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века». Цените своих матерей! Только они любят нас такими, какие мы есть и верят в нас, несмотря ни на что.

ЧУЖИЕ - СВОИ ДЕТИ

Однажды в детский дом пришла чита, Чтоб выбрать для себя сынка иль дочку. Мальчишку одного увидев там, К себе домой взять пожелали очень. Оставшись с мальчиком наедине, С улыбкой милою ему сказали: Ты- Славный и подходишь нам вполне: Тебя к себе бы с радостью мы взяли: А он, глазенки опустив молчал. Ну, чтож ты ничего не отвечаешь? Смотри: тебе мы дарим самосвал. А вот- конфеты, если ты желаешь., Спасибо" - вежливо звучал ответ. Но здесь игрушек много, очень много. А что у вас еще для деток есть? И голос мальчика в надежде дрогнул. С женой переглянувшись, муж сказал: Ну дом у нас и дача, и машина. И мальчику посмотрев в глаза, Добавил тихо- Нету только сына. Скажи, чего бы ты хотел? Тебе мы купим, если только сможем. А мальчик с грустью в сторону смотрел, Желаньем не сбывающимся гложем. Слеза с его реснички сорвалась. Муж и жена в смущении молчали, Своей не осторожности боясь, Мальчишку еще больше опечалить. Мне ничего не нужно. Ничего! Хочу я только, чтоб меня любили. И стало стыдно взрослым от того, Что о любви они совсем забыли. Понятны стали слезы и печаль, Души мальчишей, одинокой боли: О, как же по любви он тосковал, В своей сиротской, безысходной доле! А что ему предложили они? Игрушки, сладости, богатство. Живущему без ласки и родни, Нужна была любовь лишь мамы с папой. Поднялся мальчуган, Ну я пошел" И сделал шаг по направленью к двери. А муж с женой, согласные душой, К себе прижали: Милый, верь нам: Тебя мы любим! Ты не уходи! Будь мальчиком сынком любимым. И тихо плакал мальчик на груди, У мамы с папой, слыша свое имя.

БЕССЕРДЕЧНОСТЬ

Спеша на грязные делишки, по улицам крадясь, как вор,Мать перебросила сынишку через детдомовский забор. Он полежал в траве немножко и от удара отошел. Еще не мог он стать на ножки, но ползал очень хорошо. Не покоряясь неудаче, на четвереньки встав с трудом, Он с не по-детски горьким плачем пополз искать свой новый дом. Дождь моросил, и серый город Как будто тоже тосковал, ведь мальчик ту, что за забором, когда-то мамой называл. Еще вчера он прижимался к ее рукам, к ее груди: Еще вчера он улыбался, не зная, что там впереди. Он, засыпая, строил планы: в машинки утром поиграть. Он не хотел вставать так рано, когда его будила мать. Он звал ее, но понял скоро, что не добьется ничего. Мать по ту сторону забора уже не слышала его. И, продолжая громко плакать, ища уюта и тепла, Заполз он в будку, где собака кормить щенков своих легла. Собака в ужасе вскочила, готовая в борьбу вступить, не понимая, что случилось, И как ей дальше поступить. Взгляд, словно выстрел, но… осечка!И жалость вытеснила злость. Как будто горе человечка в собачьем сердце отдалось. Она не тронула мальчонку, почувствовав, что нет в нем зла. И лаем дружелюбно звонким Людей как будто бы звала.Малыш покинул вскоре будку, доверившись чужим рукам. Собака оказалась чуткой не только к собственным щенкам. И будут темой разговоров Всех лет, а может быть, веков мать по ту сторону забора.и мама шестерых щенков

ПРОЗРЕНИЕ ДУШИ

Жила-была слепая девушка, которая ненавидела себя за свою слепоту. Она ненавидела и всех остальных, за исключением своего любящего жениха. Он всегда поддерживал ее. Однажды она сказала ему: "Если бы только я смогла увидеть этот мир, я вышла бы за тебя замуж". И вот кто-то стал донором, отдав ей свои глаза. Когда повязку сняли, она смогла видеть все, и она увидела своего жениха. И он спросил ее: "Теперь, когда ты видишь, выйдешь ли ты за меня замуж?" Девушка взглянула на него и увидела, что он был слеп. Вид его сомкнутых век шокировал ее. Она не ожидала этого. Мысль о том, что ей придется смотреть на эти невидящие глаза всю оставшуюся жизнь была ей невыносима, и заставила ее отказаться от своего обещания. Ее молодой человек ушел, плача, и вскоре написал ей письмо,в котором сказал: "Хорошо заботься о своих глазах, моя дорогая - до того, как они стали твоими, они принадлежали мне". Вот так часто реагирует наш мозг, когда изменяется наш статус. Лишь немногие помнят, какой жизнь была раньше, и кто поддерживал их в самых плачевных ситуациях. Жизнь - это подарок Сегодня, прежде чем произнести колкость, подумай о тех, кто не может говорить. Прежде чем пожаловаться на вкус своего блюда, подумай о тех, кому нечего есть. Прежде чем пожаловаться на своего супруга или супругу, подумай о тех, кто в одиночестве молит Бога о спутнике. Сегодня, прежде чем пожаловаться на жизнь, подумай о тех, кто слишком рано ушел из жизни. Прежде чем жаловаться на своих детей, подумай о тех, кто не может их иметь, несмотря на огромное желание. Прежде чем пожаловаться беспорядок и грязь в доме, подумай о тех, кто живет на улице. Прежде чем убиваться по поводу расстояния, которое предстоит проехать, подумай о тех, кто проходит его пешком. А когда ты устал и жалуешься на свою работу, подумай о безработных, инвалидах и всех тех, кто мечтал бы о твоем месте. Но прежде чем поднять палец и осудить другого, вспомни о том, что каждый из нас грешен. Когда же унылые мысли одолевают тебя, улыбнись и подумай: "Ты все еще жив и нужен"!

ИСТИНА И ВНУТРЕННИЕ ГРАНИ

Мы делаем вид, что нам все равно, но сами понимаем что это не так. Говорим, что ненавидим, когда на самом деле любим. Хлопаем дверьми, понимая, что вернемся не раз. Знаем, что желание не сбудется, но все равно кидаем в фонтан монеты. Видимся с разными людьми, но забываем встретиться с одним единственным. Мы улыбаемся, когда на самом деле хотим заплакать. Говорим, что все хорошо, когда дела хуже некуда. Убираем руки в карманы, когда хотим хотим взять за руку. Включаем музыку, когда боимся тишины. Даем обещания, понимая, что никогда их не выполним. Говорим о недостатках, забывая перечислить лучшее. Делаем вид, что заняты, хотя просто хотим побыть в одиночестве. Даем множество советов, понимая, что никогда не применим их в своей жизни. Думаем, что все безнадежно, не пытаясь что- либо сделать. Думаем, что понимаем зачем живем, считая все выше перечисленное бессмысленным.

БЛАГОДАРНОСТЬ, ИДУЩАЯ ОТ СЕРДЦА

Цените тех, чьи руки теплотой Согреют вас, когда на сердце вьюга Кто дорог вам душевной красотой, Кто смотрит на проблемы без испуга Цените тех, кто вас не проклинал, Когда в беде другие осуждали Кто тихо руку помощи подал, Пока другие громко обещали Цените тех, кто вам на боль в ответ Достойно промолчал не злобным взглядом И тех, в ком никогда притворства нет Забудьте тех, кого ценить не надо Мы все бываем в чём-то не правы У всех была и радость и тревога Пусть ценят вас, как цените и вы Людей, что в вашу жизнь пришли от Бога.

Психолог-консультант Стаценко Л.В.

Почему он сказал так? Потому что знал своего отца, знал, что «когда я пойду к отцу моему, он меня примет, он не оттолкнет меня, а примет и сделает меня тем, каким я был раньше». Но поскольку он был хорошо воспитан, то знал, как надо возвращаться к отцу. Он не вернулся и не заявил ему нагло: «Вот посмотри, я вернулся назад! И не спрашивай меня, что стало с твоим имуществом: это не твое дело – что я делал и где был! Ушел – вернулся назад, и вот я теперь дома, а ты мой отец. Ты опять должен дать мне, что можешь!»

Исключительно важно дать детям добрые воспоминания о доме, чтобы они знали: в какое бы зло они ни впутались – отец и мать примут их.

Ничего подобного. Он знал, как надо обратиться к своему отцу, у него были хорошие воспоминания о доме. И это исключительно важно. Те из вас, кто еще не стал родителем, но станет им, так же, как и те, у кого уже есть дети, должны понимать, что исключительно важно дать детям хорошие и добрые воспоминания и представления о доме, чтобы они знали: что бы они ни делали, что бы с ними ни случилось, в какое бы зло они ни впутались, – отец их и мать примут их.

То же относится и к Церкви и духовным отцам: человек должен знать: что бы он ни сделал, в какое бы зло ни впутался, даже если б он хоть миллион зол совершил в одну секунду, Церковь примет его обратно, в какой бы момент он ни вернулся. Церковь, то есть Бог в лице Церкви и ее пастырей, примет его обратно, попечется о нем, о нем позаботятся, его окружат вниманием, ему помогут. У человека должно быть такое представление.

Знаете, сколько детей каждый день сталкивается с множеством проблем? Чрезвычайно многие, но они не смеют рассказать о них своим родителям. Почему? Потому что родитель очень строг, и ребенок боится: «Если я скажу ему, он же прибьет меня! Тут начнется такое!» – и поэтому не говорит ему. А родитель к тому же и очень чувствителен. «Да если я скажу это отцу или матери, они же умрут! Они наложат на себя руки – отец, мать, они погибнут, слягут, они не вынесут этого!» – и опять ничего не говорит им. Однако результат оказывается трагичным для ребенка, из-за того что в этом случае он не мог поговорить со своими родителями.

Мы должны давать детям чувство, а не впечатление того, что, что бы они ни сказали нам, что бы мы ни услышали, мы не пройдем мимо равнодушно и не отнесемся к ним грубо. Дети должны знать, что их отец, мать или их духовный отец и духовные братья готовы услышать и правильно оценить то, что они скажут, и адекватно станут искать способы их исцеления; не равнодушно и не слишком сурово, а ища, что самое оптимальное для его исцеления.

То же относится и к супругам: в браке супруги должны быть готовы выслушать друг друга, что бы ни случилось. А знаете, что я слышу о супругах, что они говорят, – женаты они, неженаты или разведены? «Если ты изменишь мне, я убью тебя! Я разведусь с тобой! Я всё переживу, кроме этого!»

Естественно, я не говорю, что муж должен обманывать жену или наоборот. Но, увы нам! Это, конечно, для нас удар, это тяжело, это трудно, но если ты относишься так, если в доказательство того, что ты никогда не поступишь так по отношению к своему супругу, ты даешь такой посыл, то как в момент искушения другой найдет в себе смелость и силу сказать тебе об этом? Сказать тебе: «Ты знаешь, у меня случилось искушение. Некто третий подступается ко мне, и я чувствую себя безоружной, чувствую, что начинаю колебаться, теряю над собой контроль, помыслы изменяют мне, силы меня оставляют!» Как она скажет тебе это, если ты предварительно сказал ей: «Если ты сделаешь это, между нами всё будет кончено!»?

Конечно, она тебе не скажет ничего. Однако это очень трагично для супругов, потому что вы должны знать, что, к сожалению, хотим мы этого или не хотим, но все мы люди и подвластны разным искушениям и ни один человек не может сказать, мол, «знаешь, у меня нет никаких искушений, я не искушаюсь!»

Никогда не говори такого. Будь ты хоть святой Антоний, будь тебе хоть 200 лет, никогда не говори: «Я вне опасности!» Только безумный человек, не знающий, что значит , может сказать такие слова. Ты всегда в опасности, кто бы ты ни был, каких бы духовных высот ни достиг, какого бы возраста ни был, ты рискуешь, потому что такова человеческая природа.

Между супругами должно быть такое чувство уверенности друг в друге, чтобы один мог сказать другому: третье лицо его искушает.

Итак, и муж, и жена подвластны разным обстоятельствам, искушениям и провокациям. Между супругами должно быть такое чувство уверенности друг в друге, чтобы один мог сказать другому то, что чувствует, что ощущает – то есть что третье лицо его искушает, – не боясь, что другой отнесется жестоко и неумолимо и наймет детектива, чтобы следить за ним, или же впадет в депрессию и будет нуждаться в психиатре, чтобы вернуться в норму.

Я и раньше говорил вам, что это крайне важно, и часто вижу это у супругов, а именно: крайне важно, когда человек говорит нам о своей проблеме, понять его и не недооценить это, но и не преувеличить. Чтобы он знал, что мы понимаем его проблему и можем помочь ему реально, а не лживыми словами и своим безразличием и не заявим: «Не говори мне этого, я слышать об этом не могу!» – или: «Да не думай ты об этом!»

По нашей логике то, что говорит нам другой, может выглядеть смешным и абсурдным, но для него это может быть очень серьезно, и слушающий его – супруг, супруга, отец, мать, учитель, духовный отец – не должен судить о нем по собственным меркам. То есть это как если ко мне, монашествующему с 18-летнего возраста, придет кто-нибудь и захочет описать мне свои проблемы в супружеской жизни, а я ему скажу:

– Что ты ко мне прицепился? Я монах, я инок, в чем дело? Я не интересуюсь этим!

Или скажу ему:

– Да ладно тебе, ладно, да не думай ты об этом, не думай!

Однажды, когда мы на Святой Горе плыли на кораблике в Новый Скит, с нами был один, кажется, англичанин греческого происхождения. Он слушал проблемы другого человека, и стоило тому заговорить о какой-нибудь своей проблеме, он отвечал:

– Forget! Forget! Forget! [«Забудь».]

На одно – forget, на другое – forget! Я был неподалеку, слушал-слушал и сказал себе: да решаются ли так проблемы? На одно забудь , на другое – забудь и на третье – забудь !

Тут вспомнился мне мой духовник в Салониках, который, когда я говорил ему: «Я голоден!» – отвечал мне: «Нет! Я ем только кислое молоко по вечерам!»

Он не понимал меня. Я был студентом первого курса в Салониках:

– Отче, я голоден!

– Голоден?!

– А разве ты не ел на обед?

– Ну, ел на обед. А на ужин?

– Нет! Только кисленького молочка! Кисленького молочка! Я ем только кислое молоко!

Но тебе 50 лет, и если ты попьешь кислого молока, то чувствуешь себя хорошо, а я голоден, хочу есть. Было так раз, второй, третий, и он понял, что мы не найдем общего языка. А я сказал себе: «Да, запутался я тут с этими ангелами!» – и пошел к другому.

Звали второго Геннадием, вспоминаю его. Отец Геннадий, бывший военный, полковник, воевал в Корее, изучал медицину, окончил философский и богословский факультеты, был сыном мэра Салоник, а потом стал священником и иеромонахом. Очень хороший человек, исключительный, высокий, с длинной бородой. Я шел к нему, а он, только завидит меня, говорил:

– Милости прошу, золотко мое!

– Благословите, отче!

– Ты ел? Поди перекуси!

У него был знакомый в ресторане напротив, г-н Яни, мы часто ходили туда все, кто учился в Салониках. Отец Геннадий говорил мне:

– Иди к Яни и поешь, а старец (то есть он) заплатит.

Вовремя говорил! Он знал, что я любил поесть и не мог сидеть голодным. Или говорил:

– Сходи принеси пирожков, перекусим немного!

Тот духовник был святым, бесплотным, он не ел, не пил, и мы не могли найти общий язык. Я хотел, по своей мере, говорить ему: «Я голоден!» – и чтобы он меня понимал, а не так, что я говорю ему: «Я голоден!» – а он отвечает: «Попей кислого молока!»

Так и в браке, если жена говорит тебе: «Знаешь, один человек смотрит на меня, и я понимаю, что у него плохие помыслы на мой счет!» – а ты ответишь ей: «Да забудь ты о нем!» – или по-другому: «Ну что тут такого? Ничего страшного!» – тогда ты ее не понимаешь. Прежде всего ты должен понять, почему твоя жена чувствует себя уязвимой для атак кого-то третьего: может, ты ее эмоционально не удовлетворяешь? Может, ты недостаточно открыт в своей любви и нежности, и она нашла себе кого-то, отличающегося от тебя, кто сказал ей: «Какое красивое платье, туфли, очки, ногти, зубы, глаза!» – и прочее… И не думайте, будто кто-то верит этим словам, но это искусство.

Однажды в нашем братстве случилось затруднение, и мы пошли к , поскольку наш старец очень уважал его и считал серьезным и мудрым человеком; он изложил ему нашу проблему. Я тоже был там. Отец Емилиан выслушал его и сказал нам следующее:

– Вы действительно в очень трудном положении!

Вместо того чтобы сказать: «Ничего страшного, не бойтесь, всё пройдет!» Я поначалу оторопел, у меня словно ком в горле застрял, но потом понял, что он таким образом показал нам, что полностью понимает то, что мы сказали. Дело, может, и было незначительным, но для нас, волновавшихся, это было очень важно.

Очень важно, чтобы человек знал, что когда он придет к другому человеку, - и это, повторяю, может быть родитель, отец, мать, супруг, супруга, духовник, друг или кто угодно, – он поймет и не посмеется, не оттолкнет, не обидит, не поругает, ничего такого не сделает.

Представьте себе, что вы пойдете к духовнику и скажете: «Отче, я украл!» – а он воскликнет: «Ты украл???» Как вы продолжите говорить дальше?

В «Руководстве к духовной жизни» говорит: «Будь очень внимателен, о духовник, когда к тебе приходят люди, исповедуются и рассказывают тебе о своих грехах!» Вы знаете, есть люди, которые рассказывают о своих грехах очень образно и с суровым видом. Ты сначала ужасаешься, но со временем привыкаешь. «Ни малейшего движения не делай из-за того, что удивился или возгнушался тем, о чем услышал или чем озадачился». Представьте себе, что вы пойдете к духовнику и скажете: «Отче, я украл!» – а он воскликнет: «Ты украл???» Как вы продолжите говорить дальше? Как?

Надо дать ему почувствовать, что ты готов мирно и спокойно выслушать всё. То есть ни недооценивать, ни преувеличивать.

И вот еще что важно – показать, что ты готов прийти на помощь другому человеку, чтобы он не чувствовал неуверенности: «Сказать ему или нет? Он же всё равно не поддержит меня, не поможет. Ну хорошо, он не отругает меня, не оттолкнет, но ведь и не сделает же ничего».

Это важно в первую очередь для мужчин, которые должны внушать своим женам чувство уверенности, как отец детям. А не такие глупые вещи: «Не бойся, я тут!» – или: «Положись на меня!» – всё это нехорошо. Думаю, человек может внушить это чувство и словами, то есть сказать и объяснить эту защищенность, но прежде всего это должно делаться всем его поведением и общением.

Вы видите, что в притче отец внушал это чувство своему чаду, мол, мой отец там, он ждет меня, и я знаю, что, когда пойду и вернусь к нему, смогу говорить с ним: он не захлопнет дверь передо мной, не вышвырнет меня вон. Но, с другой стороны, и не примет меня, если не скажу ему: «Отче, я согрешил пред небом и пред тобою!» Я тоже должен понять, что сделал ошибку, показать, что осознал свою ошибку, что жалею о произошедшем, а не так, чтобы вернуться, ненавидя отца, а завтра взять другую половину и опять уйти туда, откуда пришел.

Именно потому этот блудный сын имел дерзновение пойти к отцу своему, что знал его очень хорошо. Дети должны знать нас. Знать нас и полагаться на нас – и дети, и супруга, и люди рядом вокруг нас, и те, кто трудится с нами, – пусть все знают и будут убеждены, что могут чувствовать себя в безопасности и быть уверенными, во-первых, в Боге, но, во-вторых, и в человеке, который рядом с ними: в своем отце, жене, муже, ребенке и т. п.

Он вернулся к отцу своему. Когда вернулся? Когда попал в трудное положение, когда «набил себе шишек». Порой мы все видим это в своей жизни: к сожалению, нам надо получить по голове, иначе мы не образумимся. Поэтому некоторые говорят: «Оставь его, пусть совершит свои ошибки!» Хорошо, но ведь это опасно: по голове можно получить очень сильно, а можно и остаться без головы! Но если другого способа нет, что делать? Если он по-другому не вразумляется? Как он еще созреет?

Поэтому мы должны быть немного рисковыми – в хорошем смысле, и чтобы нас не снедали тревога и терзания за наших детей, даже когда видим (главным образом в юности, но и потом тоже), что они творят всякое. Как родители, мы скажем им свое, посоветуем, защитим, поможем, – но не мешало бы и оставить их, чтобы они немного получили по голове. Иногда человек не вразумляется, пока не получит по ней.

Когда блудный сын проголодался, смирился, унизился, тогда и вспомнил об отце. Несмотря на это Бог не отвернулся от него.

Многие приходят и говорят:

– Не хочу приходить к Богу сейчас, когда нуждаюсь в Нем.

Или еще говорят:

– Вот все эти люди, которые ходят в церковь, почему они туда ходят? Потому что они уже старые и хотят попасть в рай, сейчас или когда умрут.

Или же – «они сдают предварительные экзамены в рай»:

– Наши бабушки и дедушки готовятся к сдаче вступительных экзаменов в рай.

– У них что-то стряслось, поэтому они и идут в церковь!

Нет, это не так, но даже если бы и было так и многие из нас пришли в Церковь, потому что у них что-то случилось в жизни, то это не имеет значения для Отца, важно то, что я – так или иначе – вернулся домой. Я нашел Отчие объятия, нашел отцовские ворота. Может, я и нашел их в терзаниях, заблуждениях, может, даже благодаря случайным событиям.

Однажды в церковь зашел электрик поменять перегоревшую лампочку. Постучал в дверь, тогда это была канцелярия, еще не было часовни. Я исповедовал. Он открыл дверь, вошел и сказал:

– Извините, что тут происходит?

– У нас исповедь.

– Я пришел поменять лампочку!

Взбираясь на лестницу и меняя лампочку, он поглядывал вниз, чтобы понять, что тут делают. Мы немного подождали, он слез и вышел, и я сказал ему, чтобы он закрыл дверь. Он закрыл, а потом открыл ее и сказал:

– А можно и мне исповедаться?

Я сказал ему:

– Ты видел, что сделала лампочка?!

Он пришел поменять лампочку и исповедался.

Человек может достигнуть святости благодаря «случайным» событиям. Бог никого не отвергает. Несмотря на то, что этот Его блудный сын ушел, изголодался, истерзался, Он принял его. И как хорошо говорит тут Евангелие: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» .

Тогда не было телефонов, чтобы позвонить ему, послать СМС: «Папа, я возвращаюсь в столько-то часов!» Отец ничего не знал. «И когда он был еще далеко, увидел его отец и смилостивился» .

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как же отец увидел его, когда тот был далеко? – и отвечает: – Отец всегда смотрит и всё видит. Отец, как бы далеко ни было его чадо, понимает его. Он понял его, почувствовал его, увидел свое дитя, потому что любит его: он был его отцом, а сын был его чадом. И когда тот был далеко, отец не сказал: “Да пусть только явится, а когда явится, я задам ему как следует. Всё выскажу ему: ах ты, хулиган этакий! Ты всё проел, пропил всё имущество и сейчас являешься? Зайди только в дом, сейчас увидишь, что я с тобой сделаю!”» А потом еще несколько дней будет строить ему разные физиономии. Ничего такого не произошло. Он его увидел, когда не мог его видеть, то есть увидел очами отцовской любви, и смилостивился.

Другими словами, он не пожалел его – не сказано: «пожалел его», а смилостивился , что означает, что он был движим всецелой любовью, какую только человек испытывает, «и, побежав, пал ему на шею и целовал его» . Отец бросился, нашел чадо свое, обнял его, расцеловал и устроил ему весь этот прием, о котором говорится далее.

Таков Небесный Отец, и Он является образцом для земного отца, для супруга, для каждого человека. И если только мы хотим иметь здоровые связи в своей семье, со своими детьми, с коллегами, с каждым человеком, находящимся рядом с нами, – в качестве образца должны иметь Небесного Отца.

Эта сцена показывает нам, как поступать, когда мы совершаем ошибки при воспитании детей. В слове Божием мы можем видеть, как нам действовать правильно, в чем нуждается человек; он в данный момент может и бунтарствовать, но для всех чрезвычайно важно иметь чувство уверенности, безопасности, любви, чистоты, надежности дома, уверенности в отце, брате, супруге – в том, что они его примут.

Кто из двух сынов похож на своего отца? Блудный, хоть он и творил безобразия; тогда как «хорошему сыну» и дела не было до отца.

Если бы у нас было время, мы остановились бы и на втором сыне, который разгневался и слушать не хотел отца. Кто из этих двух был похож на своего отца? , хоть он и творил безобразия; тогда как «хорошему сыну» и дела не было до отца. Почему? Старший сын злился:

– Вернулся этот сын твой, проевший имение твое с блудницами, и ты приготовил для него столько всего, а мне – ничего!

Он не сказал: «Вернулся мой брат», но: этот сын твой ! И вы тоже говорите так, когда поругаетесь друг с другом. Разве вы не говорите этого? Муж говорит своей жене: твой сын !

– Это ты его сделала таким!

– Я его сделала таким? Ты сам его сделал таким!

А если в это время подойдет свекровь:

– Иди, посмотри, что сделал твой сын !

Один обвиняет другого. Они не говорят «наш ребенок», а «твой сын», «мой сын», «его сын» – и пошло!

Итак, старшему сыну, хорошему, который никогда не покидал дома и всегда работал, дела не было до отца. Тогда как другой, несмотря на положение, в которое он попал, думал об отце: он был мертв, но ожил, пропал, но нашелся.

Это подает надежду всем нам, мертвым и пропавшим, потому что как бы мертвы мы ни были, у нас есть надежда на жизнь, мы не можем умереть в Церкви, поскольку Христос есть Жизнодавец, Он Сама Жизнь, и мы не можем погибнуть, ибо Он пришел, чтобы отыскать пропавшую овцу, каковой является каждый из нас, ищущих смысла жизни в обманчивых вещах.">