Картина и н верещагиной кошка с котятами. Рассматривание картины «Кошка с котятами

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

«Путешествие по временам года».

Учитель-логопед: Коровина Т.Л.

Цель : систематизировать знания о временах года, их отличительных признаках и их последовательностью .
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить навыки словообразования и словоизменения;

- расширить и активизировать словарь детей по данной теме;
- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:
- совершенствовать правильное дыхание;

Развивать мелкую моторику, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков зимы, весны, лета, осени; мяч, и грушка мультипликационного героя Лунтика, часы «Времена года», «Одуванчики» для дыхательной гимнастики.

Ход.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость, а что бы узнать как его зовут вам необходимо отгадать загадку.

Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты -
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
(Лунтик)

Молодцы! Ребята Лунтик упал к нам с Луны и ещё не успел всего узнать. Сегодня он хотел бы узнать, что такое времена года. Давайте поможем Лунтику и отправимся в увлекательное путешествие по временам года. И в этом нам помогут волшебные часы (Часы «Времена года»).

II. Основная часть.

Л . Для того что бы нам побывать во всех временах года, необходимо перевести стрелки часов. Наше путешествие начинается! (Переводим стрелку часов на зиму). Первое время года, в котором мы побываем …

Д. Зима.

Л. А что бы познакомить Лунтика с зимой мы с вами немного поиграем.

Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

Рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)

Свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)

Летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает… (снег)

Висит, растёт, тает, плачет, капает... (сосулька)

Л. Молодцы ребята! А что бы рассказать о зимних забавах мы с вами поиграем в язычок.

Сказка «Как Язычок лепил снеговика»

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко

(открывать и закрывать рот под счет до 5) « Окошко»

и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом.

(высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) «Лопатка»

Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся

(широко улыбнуться, показав зубы) «Заборчик»

посмотрел вверх на солнышко

(поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5) «Качели»

потом вниз на снежок

(опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) «Качели»

и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку),

потом другой

(надуть правую щеку)

и, наконец, еще один, самый большой

(надуть обе щеки и удержать).

У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).

Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе) «Качели»

потом вниз

(опустить язык к нижней губе) «Качели»

по сторонам

(подвигать язык влево-вправо) «Часики».

и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки

(зажмурить один глаз, потом — другой),

из морковки получился длинный нос

(высунуть язык и потянуть вперед),

из веток Язычок сделал снеговику руки

(потянуть язык вправо, потом — влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим

(подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем — левым).

Вот какого снеговика слепил Язычок!

Л. Посмотрите, пока мы играли наши стрелки подошли к следующему времени года - ……..

Д. Весна.

Л. Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске картинки времён года). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети по картинке называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, … дети надели весеннюю одежду и т.д.).

Л. Молодцы ребята! Лунтику очень нравится путешествовать вместе с вами. А пока наши стрелки не перешли в следующее время года, давайте поиграем с нашими пальчиками.

«Весна»

Снова солнце в небе улыбается , (Накладываем ладонь левой руки на тыльную сторону правой руки, пальцы растопыриваем).

Снег растаял, ручейки звенят . (Разводим руки в стороны, рисуем волну).

И подснежник первый распускается , (Соединяем кисти рук « бутончик», пальцы разводим в стороны).

С юга птицы с песнями летят . (Машем ручками. Изображаем крылья птиц).

Л. Вот мы с вами и перешли к новому времени года - ….

Д. Лето

Игра «Слово на ладошке».

- Лето, какое? (Разноцветное, долгожданное, жаркое, теплое, солнечное, радостное, веселое).

- Что вы можете сказать про солнце? (Высоко в небе, яркое, жгучее, лучистое).

А какое небо летом? (Голубое, чистое, светлое, безоблачное).

Деревья какие? (Зеленые, пышные).

Трава летом какая? (Высокая, душистая, мягкая).

Вода летом какая? (Теплая, приятная, освежающая).

Дети летом какие? (Веселые, шумные, забавные, радостные).

Л. Ребята посмотрите, у нас на полянке выросли одуванчики, давайте возьмем и подуем на них.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик».

Делаем глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, что бы все пушинки слетели с одуванчика.

Игра с мячом «Скажи со словом «летний».

Дети становятся в круг, логопед бросает мяч и называть слово, ребенок поймавший мяч, повторяет это же слово, но со словом «летний».

Месяцы - … (летние месяцы).

День - … (летний день).

Погода - … (летняя погода).

Утро - … (летнее утро).

Ночь - … (летняя ночь).

Солнце - … (летнее солнце).

Гроза - … (летняя гроза).

Дождь - … (летний дождь).

Цветы - … (летние цветы).

Одежда - … (летняя одежда).

Отпуск - … (летний отпуск).

Каникулы - … (летние каникулы).

Л. Молодцы, у вас все замечательно получилось. Посмотрите наши стрелки перешли на заключительное время года и это …

Д. Осень.

Рассказ об осени.

Л. Посмотрите на картинку и помогите мне составить рассказ об этом времени года. (Логопед произносит фразу, а дети ее заканчивают. Каждый ребенок произносит по одной фразе с опорой на картинку).

Педагог Дети

Наступила… осень.

Осенью редко светит… солнце.

Осенью часто… идет дождь.

Осенью дует… холодный ветер.

Осенью листья на деревьях… желтеют и падают.

Л. Молодцы! А сейчас давайте изобразим осень с помощью мимики. Я рассказываю про осень, а вы изображаете.

Мимические упражнения.

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Л. Ребята, что бы Лунтик лучше запомнил времена года, давайте мы составим пейзажи. Что такое пейзаж? (Это картина о природе) . (Дети делятся на четыре группы, каждой группе дается набор картинок по временам года).

Л. Как у вас красиво получилось! Молодцы!

III . Итог.

Л. Вот и подошло наше путешествие к концу! Нам с Лунтиком очень понравилось с вами путешествовать. Лунтик благодарит вас за старания и вручает вам звездочки.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме «Лето».

Автор: Викторова Елена Сергеевна, учитель-логопед
Место работы: МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №26" г.Вологда

Цель: уточнение, обобщение и расширение словаря у детей по лексической теме "лето".
Задачи:
1. Расширять глагольный словарь детей.
2. Закреплять знания детей о приметах лета.
3. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
4. Закреплять употребление имен существительных женского, мужского и среднего рода во множественном числе родительном падеже.
5. Развивать связную речь детей.
6. Развивать мелкую и общую моторику.

Ход занятия

I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, отгадайте загадку:
Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке.
Что это?
Дети: Это лето.
Логопед: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Ребенок: Я думаю, мы сегодня будем говорить о лете.
Логопед: Верно, мы сегодня будем говорить о лете.
II. Игра «Да-нетка»
Логопед: Ребята, летом холодно?
Дети: Нет, летом не холодно, летом жарко.
Логопед: Летом солнце светит ярко?
Дети: Да, летом солнце светит ярко.
Логопед: Летом растут ягоды?
Дети: Да, летом растут ягоды.
Логопед: Летом листья желтеют?
Дети: Нет, летом листья не желтеют.

Логопед: Летом идет снег?
Дети: Нет, летом не идет снег.

III. Упражнение «Узнай по описанию».
Логопед: Дети, послушайте внимательно и отгадайте, о чем я говорю. Зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая …
Дети: Трава.
Логопед: Теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной …
Дети: Дождь.
Логопед: Теплая, прохладная, приятная, освежающая …
Дети: Вода.
Логопед: голубое, яркое, светлое, безоблачное …
Дети: Небо.
Логопед: Желтое, жаркое, яркое, теплое …
Дети: Солнце.

IV. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Свети, свети, солнышко!
(скрестить руки)
На зеленое полюшко
(загибают пальцы по-одному на каждую строку)
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.

V. Упражнение «Чего много летом?»
Логопед: Ребята, подумайте и скажите, чего много летом?
1-й ребенок: Летом много цветов.
2-й ребенок: Летом много ягод.
3-й ребенок: Летом много грибов.
4-й ребенок: Летом много насекомых.

VI. Упражнение «Угадай кто?»
Логопед: Ребята, посмотрите на доску. (на доске картинки с изображением насекомых) Подумайте и скажите, порхает кто?
Дети: Порхает бабочка.
Логопед: Жужжит кто?
Дети: Жужжит жук.
Логопед: Собирает пыльцу кто?
Дети: Собирает пыльцу пчела.
Логопед: Жалит кто?
Дети: Жалит оса.
Логопед: Ползает кто?
Дети: Ползает гусеница.

VII. Физминутка «Насекомые над лугом».
Жу - жу - жу, - жужжит пчела: Я лечу издалека. (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)
Зу - зу - зу, - комар пищит. (Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед) Укусить скорей спешит.
Уф - уф - уф, - как паровоз. Шмель пыхтит, пыльцу повез. (Ритмично притоптывают ногами)
Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу, я любого разбужу» (Ритмично хлопают в ладоши)

VIII. Упражнение «Составь предложение».
Логопед: Дети, составьте предложение из слов: лето, цветы, растут.
Дети: Летом растут цветы.
Логопед: На, села, пчела, цветок.
Дети: Пчела села на цветок.
Логопед: На, небо, ярко, солнце, светит.
Дети: На небе ярко светит солнце.
Логопед: Купаются, река, дети, в.
Дети: Дети купаются в реке.

IX. Составление рассказа «Лето» по картинно-графическому плану.
Наступило лето, стало жарко. Вода в реке теплая. Петя и Коля катаются на лодке. Дима и Митя плавают. Катя и Ваня играют в мяч. Лена и Таня загорают. Витя и Толя собирают землянику. Детям очень нравиться лето!
Логопед: Молодцы! На этом наше занятие заканчивается.

Лексическая тема: Лето.

Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи. (Слайд 3)

Задачи:

Развивающая речевая среда:

Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира;

Продолжать развивать речь как средство общения;

Закрепить названия летних месяцев, листьев деревьев;

Развивать связную речь и координацию речи с движением;

Закреплять умение строить диалог, развивать общие речевые навыки;

Формировать навыки составления короткого описательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Формирование словаря : (Слайд 4)

Обогащать речь существительными, прилагательными, наречиями, помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

Грамматический строй речи

Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных предложений.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь:

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;

Учить по плану рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;

Воспитательные задачи (Слайд 5)

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, интереса к занятию;

формировать навыки коллективной работы, сотрудничества,

Солнечно, ясное небо, жара, солнцепек, кленовый, дубовый, березовый, липовый, осиновый, рябиновый, июнь, июль, август, звонче, теплее, зеленее, усидчивости, доброжелательности;

Прививать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности;

Воспитывать умения действовать в соответствии с инструкцией.

Ценность: воспитание любви к родной природе.

Активизация словаря : лето, долгожданное, яркое, разноцветное, душистая, загар, купание, пляж, каникулы.

Методические приемы:

Словесные - беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные - демонстрация картинок, презентации.

Игровые – дыхательная гимнастика «Ветерок», физкультминутка «Угадайте, где мы были?» - координация речи с движением, дидактическая игра «С чьей ветки детки?».

Практические – коллективное составление предложений к сюжетным картинкам, описательный рассказ одним ребенком.

Оборудование: ноутбук, проектор, корзина, магнитная доска, мольберт.

Демонстрационный материал : презентация на тему «Лето», серия сюжетных картинок.

Раздаточный материал : листья дуба, клена, осины, березы, рябины, каштана, размером с детскую ладонь, вырезанные из картона на ниточках. Предварительная работа: разучивание упражнения «Угадайте, где мы были?», слушание и обсуждение пьесы А. Вивальди «Лето», рассматривание и обсуждение картины И. Левитана «Березовая роща», чтение рассказа К Ушинского «В лесу летом».

Организация занятия: на ковре, за столами.

Структура занятия: (Слайд 2)

1. Орг. момент. Отгадывание загадки.

2. Объявление темы занятия, дидактическая игра «Слово на ладошке».

3. Беседа об осени. Физкультминутка «Отгадайте, где мы были?»

4. Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»

5. Дыхательная гимнастика «Ветерок».

6. Просмотр презентации. Составление описательного рассказа «Лето».

7. Анализ слова «Лето».

8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л: - Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы отгадайте тему нашего занятия:

Всех жарким солнцем одарило,

В цветной наряд луга укрыло,

Гулять, купаться позвало,

Цветов и ягод принесло.

Л: - О каком времени года говорится в стихотворении?

Д: - О лете.

Л: - Почему вы так подумали?

Л: Назовите летние месяцы.

Д: Июнь, июль, август.

Л: Верно. А что же такое «лето»?

Д: Это время года.

Л: Правильно, а как можно назвать по-другому.

Д: Это пора, состояние природы, это время после весны.

Л: Вот видите, как по-разному вы назвали лето. Это удивительное, веселое время года. О лете можно сказать много красивых слов, ведь оно бывает разным. А какие слова вы знаете о лете? Бросьте мне на ладошку.

2. Игра: «Слово на ладошке».

Л: - Лето, какое?

Д: - Разноцветное, долгожданное, жаркое, теплое, солнечное, радостное, веселое.

Л: - Как много мы сказали красивых слов о лете. А какие же приметы у лета?

- Что вы можете сказать про солнце? (высоко в небе, яркое, жгучее, лучистое).

А какое небо летом? (голубое, чистое, светлое, безоблачное).

Деревья какие? (зеленые, пышные). Трава летом какая? (высокая, душистая, мягкая).

Вода летом какая? (теплая, приятная, освежающая).

Дети летом какие? (веселые, шумные, забавные, радостные).

3. Физкультминутка «Угадайте, где мы были?».

Набежала тучка,

Прокатился гром

Бег по кругу на носках

Три прыжка

Хлынул дождик теплый

Бег по кругу

Звонким серебром

Прыжки на носочках

Прозвенел над нами

Бег по кругу

И пропал вдали

Прыжки на носочках

Дома не сидится,

Мы гулять пошли

Маршируют

Взять сачок не позабыли

Маршируют, воображаемый сачок на плече

Угадайте, где мы были?

Останавливаются, пожимают плечами, разводят руками

Были мы за речкою, на том берегу

На большом душистом

Заливном лугу

Меняют направление движения

Бабочек ловили

И венки плели

На душистом сене

Отдыхать легли

Ложатся на спину, расслабляются

4. Дидактическая игра «С чьей ветки детки?».

Л: Ребята, лето оставило нам корзинку, а в ней листочки. Посмотрите, какие они красивые, резные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева.

(Ребенок: - Это лист клена. Кленовый лист).

3. Упражнение «Ветерок»

Л: - Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Сейчас у нас ветерок совсем не дует. Листочки не шевелятся.

А сейчас сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек слабой струей воздуха. Ветерок немножко разгулялся. А сейчас ветер подул сильно-сильно.

Л.: - Молодцы. Садитесь на места.

6. Составление детьми рассказа "Лето" с использованием опорной схемы (слайд 6-13)

· Трава, деревья

· Насекомые

Наступило…..(долгожданное лето). Солнце….(светит ярко). Небо….(голубое с белыми облаками). Листья на деревьях….(зеленые), трава….(душистая). Птицы…….(весело щебечут). Ребята……(купаются в речке). На лугу … (много цветов). Весело … (кружатся бабочки).

7. Анализ слова «Лето».

Л: - Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили? (о лете).

· Сколько гласных в слове лето? (два)

· Сколько согласных? (два )

· Назовите количество слогов (два )

· Какое правило вы знаете о соответствии количества гласных и слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов )

8. Итог занятия. На ваших столах лежат листы и цветные карандаши, предлагаю вам нарисовать лето!

Включается запись летних шумов: леса, воды, птиц и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лето – дивная пора

Структура занятия: 1. Орг. момент. Отгадывание загадки. 2. Объявление темы занятия, дидактическая игра «Слово на ладошке». 3. Беседа об осени. Физкультминутка «Отгадайте, где мы были?» 4. Дидактическая игра «С чьей ветки детки?» 5. Дыхательная гимнастика «Ветерок». 6. Просмотр презентации. Составление описательного рассказа «Лето». 7. Анализ слова «Лето». 8. Итог занятия.

Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи. Задачи: Развивающая речевая среда: - продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира; - продолжать развивать речь как средство общения; - закрепить названия летних месяцев, листьев деревьев; - развивать связную речь и координацию речи с движением; - закреплять умение строить диалог, развивать общие речевые навыки; - формировать навыки составления короткого описательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Формирование словаря: - обогащать речь существительными, прилагательными, наречиями, помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом. Грамматический строй речи: - продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях; - упражнять в употреблении простых, сложносочиненных предложений. - совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Связная речь: - продолжать совершенствовать диалогическую форму речи; - учить по плану рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;

Воспитательные задачи: - воспитание активности, инициативности, самостоятельности, интереса к занятию; - формировать навыки коллективной работы, сотрудничества, усидчивости, доброжелательности; - прививать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности; - воспитывать умения действовать в соответствии с инструкцией. Ценность: воспитание любви к родной природе. Активизация словаря: лето, долгожданное, яркое, разноцветное, солнечно, ясное небо, жара, солнцепек, кленовый, дубовый, березовый, липовый, осиновый, рябиновый, июнь, июль, август, звонче, теплее, зеленее, душистая, загар, купание, пляж, каникулы.

НАСТУПИЛО …. (долгожданное лето)

Солнце ….(светит ярко)

Небо ….(голубое с белыми облаками)

Листья на деревьях…(зеленые), трава… (душистая).

Птицы …(радостно щебечут).

Ребята…. (купаются в речке)

На лугу ….(много цветов).

весело …(кружатся бабочки)


Коррекционно-образовательные цели:

— расширение представлений о растениях луга, об охране природы;

— уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Полевые цветы» (природа, охрана, поле, луг, опушка, цветок, мак, колокольчик, ромашка, лютик, незабудка, гвоздика, букет, стебель, лист, бутон, корень, полевой, луговой, красивый, душистый, яркий, разноцветный, охранять, нюхать, рвать, собирать);

— совершенствование элементарных математических представлений (совершенствование навыков счета в пределах 5);

— совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными);

— совершенствование навыка слогового анализа слов;

— автоматизация правильного произношения поставленных звуков в словах и предложениях.

Коррекционно-развивающие цели:

— развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, зрительного внимания, диалогической речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

— формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

— воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитная доска, мольберт, предметные и сюжетные картинки с изображениями полевых цветов, контейнер с карандашами, фишки для составления звуковых схем слов, мяч среднего размера.

Ход занятия:

1. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас в гостях Незнайка! Он принес вам много заданий. Давайте отгадаем его первое задание — з агадку.

В чистом небе

Солнце светит ярко,

Можно в речке искупаться,

Очень, жарко!

Нравится нам время года это!

Угадали? Ну, конечно, это… (ЛЕТО)

2. Поиграем в игру «Добавлялки»

— добавляйте слово в предложение:

ЛЕТОМ ЯРЧЕ СВЕТИТ… (солнышко)

ЛЕТОМ ИДЕТ ТЕПЛЫЙ…(дождик)

ЛЕТОМ МОЖНО КУПАТЬСЯ В…(речке,озере,море)

ЛЕТОМ НАД ЦВЕТАМИ ПОРХАЮТ…(бабочки, стрекозы)

ЛЕТОМ НА ЛУГАХ И ПОЛЯХ РАСЦВЕТАЮТ…(цветы)

3. Незнайка хочет загадать вам еще одну загадку ! Загадка.

— Как называются цветы,

Когда в руке их держишь ты? (БУКЕТ) – (Показ картинки букета)

— Ребята, в этом букете – ПОЛЕВЫЕ цветы. Полевые цветы вырастают сами, их не растит человек. – рассматривают и называют.

4. «Один-много» (с мячом)

Запоминайте названия полевых цветов:

ВАСИЛЁК – ВАСИЛЬКИ

РОМАШКА — …

ОДУВАНЧИК — …

ТЮЛЬПАН — …

КОЛОКОЛЬЧИК — …

НЕЗАБУДКА — …

ГВОЗДИКА — …

ФИАЛКА — …

МАК — …

ЛЮТИК — …

5. Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши алые цветы

Распускают лепестки, (плавно разжать пальцы)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (помахать руками перед собой)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки, (плавно сжать пальцы)

Головой качают,

Тихо засыпают. (плавно опустить их на стол).

6. Работа с предложениями (грамматический строй речи)

Ребята, помогите Незнайке правильно составить предложения!

В ПОЛЕ ВЫРОС ГОЛУБАЯ КОЛОКОЛЬЧИК.

ЛЕТОМ СВЕТИТ ТЕПЛЫЙ СОЛНЫШКО.

МАЛЬЧИК СОРВАЛ БЕЛАЯ РОМАШКА.

НАСТУПИЛ ЖАРКИЙ ЛЕТО

НА ЛУЖАЙКЕ КРАСИВЫЙ НЕЗАБУДКА.

ДЕВОЧКА РИСУЕТ КРАСНАЯ ТЮЛЬПАН.

7. Задача. (раздать карточки и карандаши)

— Незнайка принес из школы задачу, а сам решить не может. Давайте ему поможем. Слушайте внимательно, задачу вам помогут решить счетные палочки.

НА РОМАШКЕ 2 БУКАШКИ,

А НА ЛЮТИКЕ 1 ЖУЧОК,

В КОЛОКОЛЬЧИКЕ 1 КУЗНЕЧИК,

НА ГВОЗДИКЕ 1 ПАУЧОК,

А НА МАКЕ НИКОГО.

СКОЛЬКО БЫЛО ИХ ВСЕГО?

ПОСКОРЕЕ ВЫ РЕШИТЕ,

А ОТВЕТ-КА МНЕ СКАЖИТЕ

2+1+1+1 = 5

8. Физкультминутка «Букет»

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку,

Красный, синий, белый цвет…

Замечательный букет!

9. «Подскажи словечко» и « Хлопушки»

— Сейчас я проверю как вы запомнили названия цветочков. Подсказывайте нам с Незнайкой слова:

Мы несли грибы в корзине

И еще цветочек синий.

Этот синенький цветок

Назывался … (ВАСИЛЁК).

Мы сплетем веночки летом

Для Оксаны, Маши, Светы,

Для Аленки, двух Наташек

Все веночки из … (РОМАШЕК).

Вот полянка, вся в цветочках

Словно в светло-синих точках.

Соберу здесь для Анютки

Голубые … (НЕЗАБУДКИ).

На прогулке видел я

Фиолетовый цветочек.

Это вырос у ручья

Тонкий нежный … (КОЛОКОЛЬЧИК).

Поле летом покраснело.

Яркий, как победный флаг,

Нам головкой машет смело

Бархатистый красный … (МАК).

10. Звуковой анализ.

— Ребята, произнесите слово МАК, сколько звуков вы слышите в этом слове?

— Давайте выполним звуковой разбор и выложим фишками на столе это слово.

11. Работа со счетными палочками.

Ребята, а теперь выложим из палочек цветок-ромашку (дается образец). Сколько палочек нам нужно взять? (10 штук). Приступаем.

— Молодцы! У всех получились замечательные цветы-ромашки из палочек. Давайте их посчитаем.

12. Стихотворения.

Ребята читают заученные стихи о цветах.

13. Итог занятия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Как вы думаете, как нужно относится к цветам?

Можно ли их уничтожать? (срывать, выбрасывать и т.п.)?

Ребята, полевыми цветами лучше любоваться (рисовать, фотографировать), а не рвать! Потому что сорванные цветы живут недолго, быстро вянут, иногда вы даже не успеете донести их до дома, а они уже завянут и потеряют всю свою красоту. Некоторые виды полевых цветов занесены в Красную книгу – например, цветы колокольчика, василька, лютика, фиалки и гвоздики (показ картинок с изображениями данных цветов).

Помните! Полевые цветы надо охранять и беречь!

Лексическая тема: Лето.

Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи. (Слайд 3)

Задачи:

Развивающая речевая среда:

Продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира;

Продолжать развивать речь как средство общения;

Закрепить названия летних месяцев, листьев деревьев;

Развивать связную речь и координацию речи с движением;

Закреплять умение строить диалог, развивать общие речевые навыки;

Формировать навыки составления короткого описательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Формирование словаря: (Слайд 4)

Обогащать речь существительными, прилагательными, наречиями, помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

Грамматический строй речи

Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных предложений.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь:

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;

Учить по плану рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;

Воспитательные задачи (Слайд 5)

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, интереса к занятию;

формировать навыки коллективной работы, сотрудничества,

Солнечно, ясное небо, жара, солнцепек, кленовый, дубовый, березовый, липовый, осиновый, рябиновый, июнь, июль, август, звонче, теплее, зеленее, усидчивости, доброжелательности;

Прививать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности;

Воспитывать умения действовать в соответствии с инструкцией.

Ценность: воспитание любви к родной природе.

Активизация словаря : лето, долгожданное, яркое, разноцветное, душистая, загар, купание, пляж, каникулы.

Методические приемы:

Словесные - беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные - демонстрация картинок, презентации.

Игровые – дыхательная гимнастика «Ветерок», физкультминутка «Угадайте, где мы были?» - координация речи с движением, дидактическая игра «С чьей ветки детки?».

Практические – коллективное составление предложений к сюжетным картинкам, описательный рассказ одним ребенком.

Оборудование: ноутбук, проектор, корзина, магнитная доска, мольберт.

Демонстрационный материал : презентация на тему «Лето», серия сюжетных картинок.

Раздаточный материал : листья дуба, клена, осины, березы, рябины, каштана, размером с детскую ладонь, вырезанные из картона на ниточках. Предварительная работа: разучивание упражнения «Угадайте, где мы были?», слушание и обсуждение пьесы А. Вивальди «Лето», рассматривание и обсуждение картины И. Левитана «Березовая роща», чтение рассказа К Ушинского «В лесу летом».

Организация занятия: на ковре, за столами.

Структура занятия: (Слайд 2)

1. Орг. момент. Отгадывание загадки.

2. Объявление темы занятия, дидактическая игра «Слово на ладошке».

3. Беседа об осени. Физкультминутка «Отгадайте, где мы были?»

4. Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»

5. Дыхательная гимнастика «Ветерок».

6. Просмотр презентации. Составление описательного рассказа «Лето».

7. Анализ слова «Лето».

8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л: - Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы отгадайте тему нашего занятия:

Всех жарким солнцем одарило,

В цветной наряд луга укрыло,

Гулять, купаться позвало,

Цветов и ягод принесло.

Л: - О каком времени года говорится в стихотворении?

Д: - О лете.

Л: - Почему вы так подумали?

Л: Назовите летние месяцы.

Д: Июнь, июль, август.

Л: Верно. А что же такое «лето»?

Д: Это время года.

Л: Правильно, а как можно назвать по-другому.

Д: Это пора, состояние природы, это время после весны.

Л: Вот видите, как по-разному вы назвали лето. Это удивительное, веселое время года. О лете можно сказать много красивых слов, ведь оно бывает разным. А какие слова вы знаете о лете? Бросьте мне на ладошку.

2. Игра: «Слово на ладошке».

Л: - Лето, какое?

Д: - Разноцветное, долгожданное, жаркое, теплое, солнечное, радостное, веселое.

Л: - Как много мы сказали красивых слов о лете. А какие же приметы у лета?

- Что вы можете сказать про солнце? (высоко в небе, яркое, жгучее, лучистое).

А какое небо летом? (голубое, чистое, светлое, безоблачное).

Деревья какие? (зеленые, пышные). Трава летом какая? (высокая, душистая, мягкая).

Вода летом какая? (теплая, приятная, освежающая).

Дети летом какие? (веселые, шумные, забавные, радостные).

3. Физкультминутка «Угадайте, где мы были?».

Набежала тучка,

Прокатился гром

Бег по кругу на носках

Три прыжка

Хлынул дождик теплый

Бег по кругу

Звонким серебром

Прыжки на носочках

Прозвенел над нами

Бег по кругу

И пропал вдали

Прыжки на носочках

Дома не сидится,

Мы гулять пошли

Маршируют

Взять сачок не позабыли

Маршируют, воображаемый сачок на плече

Угадайте, где мы были?

Останавливаются, пожимают плечами, разводят руками

Были мы за речкою, на том берегу

На большом душистом

Заливном лугу

Меняют направление движения

Бабочек ловили

И венки плели

На душистом сене

Отдыхать легли

Ложатся на спину, расслабляются

4. Дидактическая игра «С чьей ветки детки?».

Л: Ребята, лето оставило нам корзинку, а в ней листочки. Посмотрите, какие они красивые, резные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева.

(Ребенок: - Это лист клена. Кленовый лист).

3. Упражнение «Ветерок»

Л: - Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Сейчас у нас ветерок совсем не дует. Листочки не шевелятся.

А сейчас сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек слабой струей воздуха. Ветерок немножко разгулялся. А сейчас ветер подул сильно-сильно.

Л.: - Молодцы. Садитесь на места.

6. Составление детьми рассказа "Лето" с использованием опорной схемы (слайд 6-13)

· Трава, деревья

· Насекомые

Наступило…..(долгожданное лето). Солнце….(светит ярко). Небо….(голубое с белыми облаками). Листья на деревьях….(зеленые), трава….(душистая). Птицы…….(весело щебечут). Ребята……(купаются в речке). На лугу … (много цветов). Весело … (кружатся бабочки).

7. Анализ слова «Лето».

Л: - Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили? (о лете).

· Сколько гласных в слове лето? (два)

· Сколько согласных? (два)

· Назовите количество слогов (два)

· Какое правило вы знаете о соответствии количества гласных и слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

8. Итог занятия. На ваших столах лежат листы и цветные карандаши, предлагаю вам нарисовать лето!

Включается запись летних шумов: леса, воды, птиц и т.д.


Долматова Елена Николаевна