Проблема приобщения детей к социальной действительности. Средства приобщения детей к социальной действительности

Конспект занятия по лексической теме «Одежда»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Расширить и активизировать словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные множественного числа; учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе; учить отгадывать загадки.

Закреплять умение делить слова на слоги, учить выделять звук М из ряда звуков, слогов, учить подбирать однокоренные слова к слову «одежда ».

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением одежды, синие фишки, мяч, тетради, цветные карандаши, пособие «Одежда для детей», шнурок.

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто отгадает загадку, а картинки вам помогут в этом.

Пять чуланов, одна дверь.

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

По чуланчикам сидят.

(перчатки)

В дом войдя, оденьте тапки,

А с голов снимите…(шапки).

Дождик, посильнее плачь,

Я надену новый…(плащ).

У девчонки Любочки

Модные все…(юбочки).

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

(шарф)

2. Введение в тему. Рассматривание картинок.

(Логопед выставляет на панно картинки с изображением одежды и называет их. Дети подбирают признаки какая? Какой?)

– О чем мы сегодня будем говорить?
– Зачем людям нужна одежда?
– Что мы называем одеждой?

– Какую одежду мы носим осенью?

– Давайте поможем девочке Ане собраться на прогулку.

(Дети выбирают одежду, подходят к наборному полотну «одевают» и комментируют свои действия.)

3. Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

4. Упражнение «Что изменилось?»

– Посмотрите внимательно на девочку Аню и пока она не ушла на прогулку, давайте поиграем в игру «Что изменилось?»

Вы хорошо запомнили, как одета Аня? Тогда закрывайте глаза.

Дети закрывают глаза, а логопед меняет один из предметов одежды на другой.

– Открывайте глаза. Что изменилось?

– Ну вот, Аня уходит на прогулку, а мы с вами поиграем в другую игру.

5. Игра «Подбери слова»

– Встаем в круг. Будем передавать друг другу шнурок и подбирать слова одной семейки, похожие на слово «одежда».

Одевать, одетый, одеваться, оденусь, надеть.

– Молодцы. Это было трудное задание, но вы справились.

6. Упражнение «Подними фишку»

– Я буду произносить звуки, потом слоги, а вы поднимайте синюю фишку, если услышите звук «М».

А, М, У, И, М, О, М.

АУ, ИА, ОИ, АМ, МА, УО, ИМ.

7. Упражнение «Прохлопай слова»

– Давайте вспомним как можно разделить слова на части.

– Правильно, можно их прохлопать. Давайте разделим слова:

Колготки, перчатки, рубашка.

– Сколько слогов в этих словах?

– Молодцы. Все выполнили верно.

8. Работа в тетрадях.

Раскрась одежду, которую видишь.

9. Игра «Один – много» (с мячом)

– Пришло время поиграть с мячом.

Мы – волшебники немного

Был один, а станет много.

Шарф рубашка

носок перчатка

шапка юбка
10. Упражнение «Исправь ошибку»

– Я буду показывать картинки, называть что это.

Если я сделаю ошибку, вы меня поправите.

Моя сапоги.

Мое перчатки.

Моя шарф.

Мой куртка.
11. Итог занятия

Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;

объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;

Объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;

спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом - панаму, босоножки, шорты?»;

Совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

Закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).

Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава..).

Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

Это чья шапка? - Моя.

Это чьи перчатки? - Мои.

Это чей шарф? - Мой.

Это чье пальто? - Мое.

Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям : моя - шапка...;

мой - шарф...;

мои - сапоги... .

Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений).

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф...

Задание 8. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):

Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.

Что ты сделал сначала, а что потом?

Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (употребление множественного числа существительных): перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;

Задание 10. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов шапка - шапочка; сапоги - ...; пальто - ...; куртка - ...; кепка - ... .

Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак».

Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .

Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .

Шарф (какой?) - ....

Пальто (какое?) - .

Задание 12. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):

сапоги из резины - резиновые сапоги;

шапка из шерсти - шерстяная;

перчатки из кожи - кожаные... .

Задание 13 . Игра «Что у кого» (составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам)

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

У мальчика ботинки, а у девочки туфли.

Задание 14. Игра «Скажи наоборот» (усвоение антонимов)

Большой – маленький,

Чистый – грязный,

Детский – взрослый,

Короткий – длинный,

Сухой – мокрый.

Задание 16. О тветить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными) : одна пара сапог, две пары сапог... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

Задание 15. Пересчитать предметы (согласование существительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки... пять шапок; одно пальто, два пальто... пять пальто.

Задание 17. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».

Задание 13. Н азвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.

Задание 14. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.

Загадки по теме «Одежда, обувь»

Дождик, дождик - кап-кап-кап, мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.

Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.

©Меня часто зовут, ожидаются, А приду - от меня укрываются.

(Дождь)

© Из-под крыши крыша под дождик вышла.

(Зонт)

© Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью - под кроватью. (Туфли)

© Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (Перчатки)

© Если дождик, мы не тужим - бойко шлепаем по лужам

Будет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять (Сапоги)

© Сижу верхом, не ведаю на ком.

Знакомца встречу - соскочу, привечу.

(Шапка)

Четвертый лишний.

3 картинки с изображением одежды, 1 - с обувью.

3 картинки с изображением обуви, 1 - одежды.

3 картинки с верхней одеждой, 1 - с нижним бельем.

3 картинки с нижним бельем, 1 - с верхней одеждой.

3 платья с аппликацией, 1 - без нее.

3 платья гладких, 1 - с вышивкой.

3 платья одноцветных, 1 - в клеточку.

3 платья нарядных, 1 - без отделок.

3 юбки на лямках, 1 - без них.

3 юбки длинные, 1 - короткая.

3 юбки в складку, 1 - прямая.

3 фартука с карманами, 1 - без карманов.

3 платья летних, 1 - зимнее.

3 платья детских, 1 - взрослое.

3 взрослых платья, 1 - детское.

3 платья без одной детали (недошитые), 1 полностью готовое

Логопедические игры для детского сада

Червякова Татьяна Васильевна, учитель-логопед МДОУ детский сад "Родничок" пгт Свеча Кировской области
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
- проверить знания, умения и навыки детей по теме;
- учить применять их в практической деятельности – игре;
- воспитывать интерес к речевым играм.

Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал.
- картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви

- картинки двух шкафов:
Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.


Ход игры:
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.


- Это длинное платье мамино.
- Это синее платье Танино.
- Эта розовая блузка Танина.
- Эта белая блузка мамина.
- Эти чёрные брюки мамины.
- Эти сиреневые брюки Танины.
- Эта пышная юбка Танина.
- Эта узкая юбка мамина и т.д.

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.

Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице .
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
- У мамы брюки, а у Тани … брючки.
- У мамы куртка, а у Тани … курточка .

Игра «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый сообщает:
- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа (какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один - много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
- У мамы одно платье, а у Тани много платьев .
- У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...

Игра «Два – две»»

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два?
- Два платья, два пальто, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.


Например,
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки … пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:
Чистые ботинки – … грязные ботинки;
Новые сапоги – … старые сапоги;
Широкая юбка – … узкая юбка;
Длинное пальто – … короткое пальто;
Белый пиджак – … черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.


Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….

Игра «Мой, моя, моё»

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто…

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.


Желаю успеха!

По новым требованиям ФГТ дети на занятиях должны как можно , вот для этого мной были разработаны, переработаны народные подвижные игры, которые можно использовать на занятиях для развития речи по определённой лексической теме. Надеюсь, что подобранные мною игры помогут вам проводить занятия активизируя двигательную активность детей.

Организация двигательной активности детей на логопедическом занятии с использованием подвижных игр

Всем известно такое изречение — «Движение- это жизнь». Подвижный человек- активный человек, всё успевает, меньше устаёт.

Наша система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитого человека, но ребёнок уже в дошкольном возрасте испытывает вредное воздействие гиподинамии. По мнению психологов маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже напрямую связано с развитием речи. Поэтому новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях.

Эффективнее всего включать в занятия подвижных игр.

Как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую.

Подвижные игры в занятии по развитию речи можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала.

В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче.

К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры- потешки с пальчиками и.т.д.

Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.

Предлагаю вам подвижные игры для развития речи: народные, игры с мячом, авторские игры.

Народные подвижные игры - вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно перелаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

«Фанты»

Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, развитие слухового внимания, памяти.

Ведущий говорит:

Вам прислали 100 рублей.
Что хотите, то купите,
Чёрный, белый не берите,
«Да» и «нет» не говорите!

После этих слов приводится такой диалог:

Что продаётся в булочной? (дети по кругу, говорят,что может продаваться в булочной)
- Хлеб, батон, булки.
- Какой хлеб продаётся в булочной?
- Мягкий, свежий, душистый, хрустящий, поджаренный.

Для того, чтобы было видно кто из детей отвечает можно использовать мяч, палочку.

Подобную игру можно проводить по теме «Продукты питания», «Одежда», «Овощи-фрукты»

«Краски»

Цель: активизация словаря существительных, прилагательных по заданной теме, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, развитие высших психических функций.

Дети придумывают себе цвет определённой краски (можно придумать определённый материал, вкус, в зависимости от темы, цели, которую поставил перед собой педагог). Среди детей выбирается покупатель, он приходит и говорит:

Тук, тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришёл?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.

Если покупатель отгадывает цвет краски, то краска выходит к нему, но она может себя выкупить, если назовёт (в зависимости от темы) 5 названий одежды голубого цвета или 5 блюд, приготовленных из картошки.

«Почта»

Цель: активизация словаря- глаголов по теме, развитие высших психических функций.

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Динь-динь-динь.
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города. Что в городе делают? (из школы, сада, огорода)

Дети по кругу должны сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают… Тот ребёнок, который долго подбирает слово становиться почтальоном.

«Иголка, нитка, узелок»

Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций.

Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок.

Нитка, иголка,узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды (зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.

«Достань шапку»

Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие высших психических функций, общей моторики.

Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий, например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети, парами двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках.

«Молчанка»

Цель: развитие слухового восприятия, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Дети встают в круг и произносят певалку:

Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок-
Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий кружиться по кругу с закрытыми глазами, перед кем остановился,этот ребёнок должен его позвать. Ведущий должен догадаться, кто его позвал, и назвать его ласково.

«Челнок»

Цель: развивает словарь детей по заданной теме.

Дети делятся на две стенки, они двигаются навстречу друг другу, пропевая слова:

Челнок бежит
Земля дрожит,
Шьёт пошивает.
нас потешает.

Остальные дети стараются пробежать между челноком, называя слова по теме, о которой заранее договорились.

«Невод»

Цель: активизировать словарь прилагательных, уметь описывать предмет, по определённым признакам.

Дети выбирают рыбу, этот игрок помещается в круг. Дети встают по кругу, педагог показывает картинку овоща, игрушки, но так, чтобы рыба картинку не видел. К кому рыба подплывает, тот ребёнок,начинает описывать предмет не называя его. Если рыба отгадает предмет, то она вплывает в круг.

«Раю-раю»

Цель: активизация словаря, развитие словесной м слуховой памяти.

Для игры выбирают двух детей-ворота; остальные играющие мать с детьми.

Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.

Дети встают паровозиком и идут через воротики, последний ребёнок останавливается у воротиков и называет слово по теме, например: автобус, и встаёт ребёнок к ним. Постепенно все дети становятся воротиками и вспоминают слова, которые называл паровозик.

«Жмурки-носильщики»

Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия.

На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.

«Гаккарис»

Цель: развитие словаря, развитие общей моторики, образовывать множественное число существительных.

Дети садятся на корточки в круги, вырезанные и расположенные по кругу. Водящий игрок скачет на одной ноге по кругу, тот игрок около, которого остановился водящий, должен назвать вместо одного предмета — много. Если сидящий ошибается, то он становиться ведущим.

«Продаём горшки»

Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с числительными.

Дети делятся на пары: продавец и горшок. Дети садятся в круг. У детей горшков предметные картинки по заданной теме. Ведущий подходит к одному их хозяев и начинает разговор:

Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.(пять отдай…)

Ведущий должен правильно согласовать название картинки с числом, загаданным хозяином: три автобуса, пять вагонов.

«Угадай и догони»

Цель: развитие фонематического слуха.

Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это.
Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.

«Утушка»

Цель: активизировать словарь по теме, уметь образовывать предложения по теме.

Два ребёнка садятся друг напротив друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх. Выбирается утка, остальные дети-утята.

Утушка зовёт своих утят скороговоркой:

Быстрей, быстрей, утятки,
Быстрей, быстрей, дикие пёрышки.

Утята встают друг за другом и проходят перешагивая через мостик, составляя предложения про время года или по определённой теме.

Игры с мячом для развития речи

Игры с мячом — очень полезны для развития детей с нарушением речи. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей.

«Большой мяч»

Цель: активизировать словарь глаголов, развитие общей моторики и высших психических функций.

Дети встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. Ведущий называет слово и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный ведущим (снег-идёт, падает, тает, хрустит, сверкает).

«Мяч бросай –животных называй»

Цель: активизировать словарь по данной теме.

Можно выбрать любое другое обобщающее понятие.

Ведущий загадывает выбранную им категорию, дети должны перебрасывая мяч называть слова, соответствующие обобщающему понятию.

«Мяч»

Цель: активизировать словарь по теме, подбирать антонимы к словам.

Играющие делятся на две команды. Одни называют слово –признак: высокий, а другая команда называют противоположный признак: низкий.

«Катание мяча»

Логопед задаёт задание: например, назвать как можно больше красивых слов про маму (Мама какая?). Дети по очереди катают мяч в обруч, называя прилагательные.

«Мяч по кругу»

Цель: активизация словаря по теме.

Дети садятся на палас, а водящий становится за кругом и держит мяч. Водящий называет обобщающее понятие и кидает мяч одному из сидящих, игроков. Дети должны как можно быстрее назвать слова, подходящие для данного обобщающего понятия. Тот играющий, кто задержит мяч, становиться ведущим.

«Я знаю пять названий»

Цель: активизация словаря по заданной теме.

Ход игры: Дети встают по кругу у логопеда мяч, он начинает задание «Я знаю пять названий фруктов» после этого мяч передаётся по кругу, каждый ребёнок должен назвать по пять фруктов.

«Перепрыгни через ров»

Цель: развитие глагольного словаря, развитие общей моторики, учить подбирать антонимы.

На полу выложены две скакалки параллельно друг другу. Дети делятся на две команды. Первый ребенок перепрыгивает через ров, называя глагол, а следующий ребёнок называет противоположный глагол: стоит- идёт, бреет-кладёт.

«Волшебный круг»

Цель: учить придумывать предложения, активизировать глагольную лексику, расширять словарь по заданной теме.

Материал: разноцветный круг, состоящий из секторов разного цвета.

Ребята встают по краю разноцветного круга. Логопед предлагает представить, что круг это клумба. Ребёнок загадывает цветок, имеющий цвет любого сектора, называет растение и его цветы перекатывает мячик в соответствующий сектор.

Логопед: На клумбе выросла красная роза — мячик перекатывается в красный сектор.

Для усложнения используется глагольная лексика: не только произносится название и цвет, но и говорится, что происходит с цветком: вырос, набрал бутон, хорошо пахнет, цветет.

«Карусель»

Цель: закреплять умение детей составлять короткий рассказ-описание, используя в речи простые и сложные предложения

Ход игры: Дети встают в два круга. Во внешнем круге два-три человека. Остальные — во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой — против.

Внешний круг проговаривает считалку:

Карусель, закружись,
А потом остановись.
Кто словечко угадает,
В дружный круг к нам попадает.

Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку — описание предмета. Дети из внешнего круга отгадывает загадку, если отгадал, то встаёт во внутренний круг.

«Покажи, отгадай и повтори»

Цель: активизировать словарь по заданной теме, развитие общей моторики, уметь согласовывать движения и речь.

Ход игры: Дети встают в круг, выбирается ведущий он загадывает профессию (либо какой-либо фрукт, посуду) , но её не называет, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать, тот ребёнок, кто первый отгадал, становиться ведущим.

«Продавец обуви»

Цель: активизировать словарь по теме, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, уметь описывать предмет по основным признакам.

Ход игры: Выбирается продавец обуви, у него разная обувь, которая выставляется перед детьми. Ребята запоминают, какая обувь продаётся в магазине, потом обувь убирается под прилавок. Продавец спрашивает, сколько сандалий, валенок, сапог было у него в магазине. Затем каждый ребёнок описывает обувь, которую он хочет купить. По описанию продавец должен правильно продать обувь.

«Волшебные следы»

Цель: активизировать словарь по теме, учить образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Детям предлагают идти по следам называя, чьи это следы — волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждёт это животное.

«Кто ловкий»

Цель: активизировать словарь по теме, учить обобщать, классифицировать.

Ход игры: Дети делятся на команды, определяют, кто какую категорию будет собирать. У логопеда на столе расположены предметы разных категорий. По команде педагога по одному участнику от команды подходят к столу и собирают, только те предметы, которые необходимы к его категории.

«Летаю, еду, плыву»

Цель: развивать общую моторику, активизировать словарь по теме.

Ход игры: Дети встают в круг. Логопед называет транспорт, а дети должны показать, как передвигается транспорт.

«Мы в гости пойдём»

Цель: активизировать словарь по теме.

Ход игры: Дети выстраиваются в длинную цепочку и идут за педагогом, проговаривая слова: « Мы в гости пойдем и друзей собой возьмём. Кто в домике живёт — узнаем. Тук-тук, тук-тук.» Кто в домике живет? В домике живёт человек, который работает на экскаваторе. После вспоминаем, кто жил в каждом домике.

«Улитка»

Цель: активизировать словарь по теме; согласовывать существительные с числительными.

Ход игры: Перед детьми нарисована улитка — классики от одного до десяти. Логопед предлагает посчитать до десяти какой-либо предмет. Ребёнок прыгает на первую клеточку и считает: один апельсин, два апельсина и.тд.

«Цветовой ряд»

Цель: согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: Перед детьми расположены разноцветные фигуры. Логопед называет фрукт, а дети должны сказать, какой он по цвету и подбежать к фигуре нужного цвета.

ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА, ОБУВЬ»

1.«Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

Это чья шапка? - Моя.

Это чьи перчатки? - Мои.

Это чей шарф? - Мой.

Это чье пальто? - Мое.

2.«Мой, моя, моё»

Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:

моя - шапка...;

мой - шарф...;

мои - сапоги... .

3. «Один - много» (употребление множественного числа существительных):

перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;

4. «Подбери признак».

Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .

Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .

Шарф (какой?) - ....

Пальто (какое?) - .

5. «Найди лишний предмет»

Перед вами на картинке разная одежда, но один предмет - не одежда. Накройте этот лишний предмет ладонью. Что вы накрыли? Почему? Чайник (мячик) - не одежда.

6. «Подскажи словечко».

Догадайся, какое слово нужно досказать, чтобы получилась песенка-небылица.

Пошли звери на базар

Посмотреть новый товар.

Поросёнок в шубке,

А собачка в …(юбке).

Кот в жакете,

Мышка в…(берете).

Кошечка в сережках,

Корова в… (сапожках).

Барашек в кафтане,

Коза в … (сарафане)

7. «Подбери обувь для каждого времени года»

8. «Снежный ком»

Игра проводится с мячом.

Дети передают друг другу по очереди мяч, называя при этом предмет одежды. Каждый последующий игрок повторяет названные предыдущими участниками слова, добавляя своё новое слово.

Например:

1) Шапка.

2) Шапка, платье.

3) Шапка, платье, брюки и т.д.

9. «Украсим костюм клоуну»


10. «Я знаю 5 названий одежды/обуви»

Для игры необходим хорошо отскакивающий от земли мячик среднего размера, чтобы удобно было попадать по нему ладошкой.

Ребята договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем.

Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю (на манер ведения мяча в баскетболе)или подбрасывать мяч вверх, приговаривая:

Я знаю пять названий одежды. платье -раз, брюки - два, пальто - три, перчатки - четыре, майка - пять.

Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику.

11. Эстафета «Собери куклу на прогулку»

Для этой игры необходимо разделить участников на 2 (или более) команды. Для каждой команды подготовить куклу и одежду. Участники по очереди подбегают к кукле, надевают на нее 1 предмет одежды и возвращаются к своей команде. Побеждает команда, чья кукла будет одета первой.

После завершения эстафеты можно предложить командам рассказать во что одета их кукла.

12. . Малоподвижная игра «1,2,3,4,5! Надо в круг скорей бежать

На игровой площадке обозначается круг.

Ведущий произносит слова: «1,2,3,4,5! Надо в круг скорей бежать

Тем, у кого….(белые носочки, обувь на липучке, есть карманы.)

Участник, у которого на одежде есть названные признаки бежит в круг.

13. Хоровод.

Дети водят хоровод, взрослый говорит:

«По дорожке Маша шла,
Маша тапочек нашла.
Маша тапки примеряла,
Чуть надела, захромала.
Стала Маша выбирать,
Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши:
- На, надень и попляши».

Обувь передается тому, чье имя названо.

14. «Найди отличия»


15. Пальчиковая игра «Жили-были в домике»

Жили-были в домике (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Маленькие гномики:

Токи, пики, лики,

Чики, микки. (Загибаем пальчики, начиная с больших, на обеих руках одновременно.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибаем пальчики)

Стали гномики стирать (Тереть кулачками друг о друга)

Токи- рубашки,

Загибаем пальчики (по пальчику на каждую строчку),начиная с больших на обеих руках одновременно.

Пики- платочки,

Лики-штанишки,

Чики- носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.