Что должна знать мама 5 месячного ребенка. Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев

Для младенцев-девочек возраст пяти месяцев является переломным в развитии.

Ребенок теперь способен занимать себя самостоятельно в течение 5-10 минут. Звуки распознаются им точнее, он по-разному на них реагирует, воспринимает ритм мелодии. Меняется и цветовое восприятие, появляется способность фокусировать взгляд на движущихся предметах, хорошо отличать яркие контрастные цвета.

С каждым днем грудничок все больше начинает походить на маленького человечка, его мимика и эмоции становятся все более выразительными.

Этому способствуют несколько факторов развития:

  • комплекс оживления ребенка в активной фазе;
  • усиливается двигательная активность;
  • гуление плавно перетекает в лепетание;
  • уменьшается количество времени дневного сна;
  • совершенствование психомоторного развития.

Пятимесячные малышки должны хорошо реагировать на лица близких людей , различать эмоциональный окрас интонации речи взрослых. Выделяют маму среди окружения, становятся пугливыми в ее отсутствие, а у чужого человека на руках могут расплакаться от огорчения.

Физическое развитие

Показатели физического развития девочек в 5 месяцев включают в себя ежемесячное измерение на приеме у педиатра. Нормы могут варьироваться, но в среднем укладываются в диапазон, представленный ниже:

  • Вес, кг – 5,4-7,7;
  • Рост, см – 59,6-66,2;
  • Окружность головы, см – 40-43;
  • Окружность груди, см – 42-45.

Обычно к этому возрасту ребенок уверенно переворачивается со спинки на животик и обратно . Также начинают передвигаться по-пластунски, не отрывая живота от поверхности. Особо активные дети пытаются вставать на четвереньки, могут подолгу раскачиваться в этом положении, пытаясь поползти.

Некоторые дети передвигаются с помощью перекатываний и перебирания ножками. С поддержкой подмышками с помощью взрослого ребенок должен уметь стоять, опираясь на ножки.

Бытует заблуждение, что девочки к 5 месяцам уже должны делать попытки сесть . Иногда так и бывает, и если ребенок активно пытается принять сидячее положение, препятствовать не нужно. Но физиологическая норма у детей разная. Навыки сидения могут сформироваться и к 7-8 месяцам, что является абсолютно нормальным.

Не дождавшись, когда ребенок начнет самостоятельно присаживаться, некоторые родители придают сидячее положение, подпирая спинку подушками, или фиксируя в детском стульчике.

Нужно понимать, что мышцы и позвоночник ребенка могут быть не готовы к таким нагрузкам, и в дальнейшем они могут спровоцировать сколиоз и деформацию органов малого таза. По этим же причинам не стоит торопиться усаживать ребенка в ходунки и прыгунки до того, как он не научится сидеть самостоятельно.

Психическое развитие

Речевые навыки также активно совершенствуются. Ребенок много лепечет повторами различных слогов, в них даже можно расслышать привычные слова , например, «ма-ма», «ба-ба», но они не являются осознанной речью.

Осознанные простые слова и словосочетания появятся только через несколько месяцев. Тем не менее, в лепете ребенка уже четко прослеживаются интонации в зависимости от его настроения.

Пятимесячный ребенок привлекает к себе внимание, подзывая коротким окриком . Он внимательно прислушивается к обращенной речи, может обидеться, если на него кричат, понимает, если с ним разговаривают строго.

Также радуется ласковой речи, может начать что-то лепетать в ответ. Различает выражения лиц, предпочитает улыбающиеся. Сам улыбается и охотно смеется. Также бурно выражает огорчение и негодование.

Это возраст, когда среди игрушек появляются любимые. Ребенок способен запомнить цвет, форму, тактильные ощущения предметов и выделить наиболее предпочитаемые для него.

Усложняется игра, так как появляется способность выхватить взглядом отдельную игрушку, дотянуться до нее и схватить. Появляется зрительное управление движением рук. Запоминается расположение предметов.

Способен долгое время изучать предметы . Старается попробовать их на вкус. Этому есть два объяснения – естественный интерес побуждает узнать о предмете как можно больше, а зуд десен, связанный с процессом прорезывания зубов, побуждает тащить в рот и грызть все подряд. Если спрятать предмет под подушку или платочек, ребенок запомнит и найдет его.

Кратко период возраста ребенка в пять месяцев можно охарактеризовать как активные попытки к самостоятельному передвижению и эмоциональному выражению. Появляется понимание причинно-следственных связей, которые влекут за собою целенаправленные действия.

Малышки изо всех сил стремятся к общению, любят обращенное на них внимание, а главное, это время формирования настоящей привязанности ребенка к воспитывающим его взрослым.

До полугода, при отсутствии патологических заболеваний маленькие дети развиваются стремительными темпами. Так, пятимесячный малыш при нормальных показателях роста и веса уже должен уметь самостоятельно сидеть, улыбаться на знакомые звуки речи, фиксировать зрительское внимание на родителях и демонстрировать другие достижения.

Физиологическое развитие ребенка в 5 месяцев, как и в предыдущие периоды его жизни, активно развивается и имеет свои особенности. Какие еще происходят изменения в этом возрасте? Как и чем можно помочь крохе в освоении новых навыков и умений? Давайте разбираться подробнее.

Физическое развитие

На 5 месяц жизни, ребенок постепенно прибавляет в весе и росте. Мальчики растут и поправляются чуточку быстрее, чем их сверстники – девочки. Физические изменения каждого младенца зависит от индивидуальных показателей.

В нижеприведенной таблице указаны средние нормы веса и роста, по которым педиатры определяют, как развивается мальчик и девочка.

Физиологическое развитие

Мышечный тонус младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, а костная система становится более упругой и пропорциональной. Также улучшается и развитие зрения малыша – становится острее.

Сейчас он больше концентрирует внимание на быстро перемещаемых предметах, узнает своих родителей и незнакомых людей. Кроме того, ребенок любит рассматривать яркие и контрастные предметы, свое тело (ручки, ножки), а также отдаленные объекты.

Как и острота зрения, слух у ребенка в пять месяцев, заслуживает особой похвалы. Примечательно, что маленький уже различает голоса мамы, папы, бабушки, дедушки, их интонацию и мимику.

В этом возрасте у крохи хорошо развитые тактильные ощущения. Это можно заметить по его поведению. Например, когда он берет игрушку в ручку, то сначала ее рассматривает, а затем кладет в свой маленький ротик. Так он получает информацию о незнакомом предмете.

У ребёнка 5 месяцев уже начинают прорезываться первые молочные зубки , поэтому появляются обильные выделения из ротовой полости. У некоторых детей эти симптомы могут продолжаться до 8-9 месяцев. Из-за усиления работы слюнных желез у крохи набухают десна, и поднимается температура. При этом обильное слюноотделение, по мнению детских педиатров, является нормой физиологического развития младенца.

В 5-ти месячном возрасте пищеварительная система уже немного адаптировалась к получению новой пищи и кишечные колики практически не беспокоят.

Стул у детей, которые начали получать прикорм, пришел в норму, частота испражнений не превышает 1-2 раз в сутки. Запах и консистенция каловых испражнений у ребенка зависят от способа кормления – грудное вскармливание или искусственная смесь.

Что касается малышей, которые питаются материнским молоком, то их стул может меняться относительно установленной нормы. За одни сутки кроха может какать очень часто (5-6 раз) либо не ходить в туалет на протяжении 1-2 дней – это также вариант нормального развития таких детей.

Частота мочеиспускания у детей 5 месяцев может колебаться от 18 до 20 раз за сутки. В норме моча имеет прозрачный (светло-желтоватый) цвет, без резкого запаха, слизи и других примесей. Если ребёнок мочится (писает) слишком часто или с большим промежутком времени – это должно насторожить молодых родителей.

Что умеет малыш?

Усовершенствование двигательных навыков является одной из особенностей развития ребенка на 5 месяце жизни. Умение сжимать кулачки и крепко удерживать бутылочку в своих маленьких ручках, доставляет крохе огромное удовольствие. Он может так увлечься игрушкой, что не замечать рядом стоящих и наблюдающих за ним родителей.

Кроме того, в этом возрасте «карапуз» уже много чего достиг и умеет делать следующее:

  • старательно наблюдает за взрослой едой и пытается взять из тарелки блюда, которые кушают родители. В возрасте 5 месяцев еще рановато вводит прикорм, особенно для детей находящихся на грудном вскармливании.
  • освоил свои первые перевороты с живота на спину, а более проворные груднички и в обратную сторону;
  • хорошо удерживает спинку и голову в вертикальном положении;
  • в отличие от предыдущих месяцев, все движения малыш делает самостоятельно и осознанно. Он может легко подняться на локти, ползать на животе в нужном ему направлении, изучая окружающую обстановку;
  • около 20% детей к пяти месяцам начинают издавать отдельные звуки и слога. Речь ребенка еще неосмысленна в его воспроизведении, однако формирование интонации и отдельных слогов уже наблюдается. Свои эмоции от общения с родными он проявляет в виде улыбки.
  • кроха понемножку осваивает навыки сидеть в детском стульчике для кормления, а также при поддержке родителей. В сидячем положении первенец еще не может долго удерживать спинку, поэтому его лучше обложить подушками.
  • если взять малютку под мышки и слегка поставить на ножки в вертикальном положении, то он будет стремительно перебирать ступнями, как бы пытаясь от вас убежать.

Стремление 5-ти месячного малыша к взрослению и развитию навыков координации движений, приносят большую радость маме и папе. Хотя эти двигательные способности и носят рефлекторный характер, однако в будущем, они станут еще более осознанными и уверенными.

Нормы сна и бодрствования

Приучение ребенка к дневному распорядку способствует быстрой адаптации младенческого организма к условиям новой жизни. Поэтому календарь развития должен формироваться с первых месяцев жизни.

Родители должны уметь правильно спланировать график сна, игр и прогулок для 5 месячного младенца. Об этом говорят психологи и детские педиатры, в том числе известный практикующий врач Евгений Комаровский.

Сейчас на сон ребенка 5 месяцев, уходит много времени. Если карапуз в отличном расположении духа, здоровый и его ничего не тревожит, он может спать ночью до 15 часов , без просыпания для ночных кормлений.

Расписание режима сна можно условно разделить на 3 промежутка с интервалом 2-3 часа после еды и бодрствования. Крепче всего младенец засыпает после прогулок на свежем воздухе.

Как правило, график дневного отдыха разбивают следующим образом:

  • утренний: 8.30-10.00 час;
  • обеденный: 12.30-14.30 час;
  • вечерний: 17.00-19.00 час.

Первый раз, малыша лучше укладывать спать через 1-1,5 часа, после утреннего кормления и активных игр, способствующих его развитию. Второй, лучше совмещать с прогулками на улице. Свежий воздух благоприятно влияет на здоровье и общее самочувствие малыша. Третий сон выпадает на вечер, поэтому следите за терморегуляцией помещения и атмосферой в семье. Маленький карапуз, как и взрослые, любит тишину.

Питание младенца в 5 месяцев

На пятом месяце некоторые малыши нуждаются в дополнительной пище – прикорме. Как правило, это дети, которые находятся на искусственном вскармливании.

Лучше всего подбирать адаптивную смесь, в которой много железа, кальция, фосфора и других полезных витаминов. Сытый кроха всегда будет в хорошем эмоциональном настроении, и не будет иметь отклонений от норм развития.

В этом возрасте, педиатры советуют снижать частоту приемов пищи. Вместо привычных шести кормлений, теперь грудничку достаточно лишь пяти раз в день. Дневная норма молока теперь составляет 500 мл. Такая смена графика принятия еды на общее развитие ребенка никак не влияет.

Тем детям, которые продолжают находиться у материнской груди, вводить в рацион новые продукты ранее 6 месяцев не рекомендуется.

Развивающиеся занятия


  • Занятие гимнастикой. Вашему малышу уже исполнилось 5 месяцев? Тогда ежедневно уделяйте внимание гимнастическим упражнениям, направленным на укрепление спинных мышц и шейного позвоночника. Динамическое разведение и скрещивание рук малютки у груди, массаж ножек лежа на животике и спине, растирания, помогают снять эмоциональное напряжение и нормализируют психику. Кроме того, выполнение 10-15 минутных активных движений укрепляет мышечный тонус, а также способствует быстрому обучению управлять собственным телом.
  • Упражнения на фитболе. Для развития вестибулярного аппарата используйте «швейцарский» мяч. С его помощью можно укрепить равновесие, мышцы спины и общий тонус грудничка.
  • Водные процедуры. Купание пятимесячных детей в теплой ванне, с использованием целебных трав, улучшает пищеварение и служит прекрасной профилактикой от различных кожных заболеваний.
  • Занятия на развитие мелкой моторики. Все малыши очень любят подолгу держать в руках игрушки. Чтобы развивать у ребенка мелкую моторику, следует покупать игрушки небольших размеров (звонкие погремушки, колечки с подвесками, пирамидки). Обязательно следите за качеством и безопасностью изделия – перед тем как что-то купить, изучайте инструкцию и возрастные особенности.
  • Обучение навыкам ползания. Есть категория детей, которые в 5 месяцев, еще не очень активные и подвижные. Педиатры рекомендуют приучать их координировать свои движения с помощью игрушек. Для этого положите в дали на кроватке его любимую игрушку, любопытный малыш захочет к ней дотянуться и будет пытаться ползти.
  • Когда кроха бодрствует. Общаясь с младенцем, показывайте ему аппликации животных, картинки фруктов, овощей, произносите вслух их названия. Давайте крохе дотронутся до незнакомых объектов, пусть у него развиваются органы чувств.
  • Уличные прогулки. Гуляя на улицах, в парках, скверах, чаще усаживайте крохотного малыша в слинг или «рюкзачок-кенгурушку» . Это освободит ваши руки и установит гармоничную близость с карапузом. Так он будет чувствовать себя спокойным и защищенным от внешнего мира. Часто этот атрибут педиатры назначают детям с эмоциональной и тактичной задержкой развития.

Уход за 5 месячным ребенком

Купание, гимнастика и гигиенические процедуры – это три основных составляющих полноценного ухода за 5 месячным ребенком. Принятие водных процедур избавит кроху от многих проблем: потницы, красных пятен на коже и других аллергических реакций.

Купать ребенка необходимо в вечернее время и по мере необходимости, но не реже 2-3 раз в неделю.

В теплую водичку можно положить игрушки для развлечения, а также добавить отвары из ромашки, чабреца, череды и других лекарственных трав. Средняя продолжительность пребывания младенца в ванночке – 30-45 минут. Этого времени достаточно для восстановления его физического и эмоционального состояния, израсходованного в течение дня.

Не менее важным элементом ухода является массаж и гимнастика. В 5 месяцев, гимнастические занятия желательно проводить утром, когда ребенок проснулся и его нужно взбодрить.

В отличие от гимнастики, профилактический массаж проводят в вечернее время, за 1 час перед сном. Техника массажных движений состоит из легких поглаживаний и пощипывания кожи. Нельзя проводить занятия вечером с гипер-активными малышами, которые могут получить высокий заряд энергии и иметь проблемы с ночным сном.

Повседневный уход за малышом возрастом 5 месяцев, состоит из нескольких гигиенических процедур проводимых в утреннее время:

    • чистка носика, протирание грязи вокруг ушей и внутри ушной раковины;
    • подмывание теплой водичкой попы и половых органов;
    • использование ;
    • смена памперсов во время туалета и в течение дня;
    • умывание лица и ручек, протирание влажной салфеткой во время бодрствования и по окончанию игровых занятий.

Выполнение этих гигиенических действий способствует здоровому духу и гармоничному развитию малыша.

Развитие недоношенных пятимесячных детей

Недоношенный младенец ничем не отличается от сверстников, которые родились в срок. В возрасте 5 месяцев, у малыша активно развивается двигательная активность, мелкая моторика, он умеет агукать, уверенно держать голову лежа на животе, ползать и делать перевороты.

Ребёнок в пять месяцев уже многого достиг. Он учится управлять своим телом, осваивает новые умения, с каждым днём запоминает всё больше информации. Задача взрослых - помочь малышу в его стремлении. Но наравне с физическим развитием очень важна и эмоциональная сторона. Что должен уметь кроха? Что делать родителям, чтобы развивать карапуза в правильном темпе?

Особенности развития, рост и вес мальчиков и девочек в 5 месяцев

В 1-ый год жизни развитие малыша происходит очень стремительно: новорождённый не может даже удерживать голову, а в двенадцать месяцев ребёнок уже умеет ходить самостоятельно.

В 5 месяцев педиатрами установлены следующие росто-весовые нормы:

  • мальчики:
    • вес 6,7–8,3 кг,
    • рост 63,8–68,2 см;
  • девочки:
    • вес 6,1–7,9 кг,
    • рост 61,7–66,4 см.

В этом возрасте у малышей могут начать проявляться симптомы прорезывания зубов, и кроха станет более капризным, будет тянуть в рот руки или игрушки. Родители обычно замечают набухшие десна и увеличенное слюноотделение, что является вариантом нормы. Педиатры предупреждают, что некоторые дети более чувствительны к прорезыванию зубов, у них поднимается температура, начинаются проблемы с пищеварением, появляется диарея. В этом случае обязательна консультация врача, который осмотрит ребёнка и даст рекомендации, как облегчить это состояние.

Что должен уметь ребёнок: достижения и физические навыки

Дети растут быстро, и в пять месяцев ребёнок уже умеет:

  • переворачиваться со спины на бок и затем на живот. В такой позиции обзор окружающего пространства сильно увеличивается, поэтому у некоторых малышей в четыре-пять месяцев лежать так - это любимое занятие;

    Врачи предупреждают, если ребёнок к пяти месяцам ещё не переворачивается, это не повод для паники. Вполне возможно, что в ближайшие несколько дней или недель он освоит данное умение. Если этого не произошло, рекомендуется обратиться за консультацией к педиатру и неврологу.

  • сидеть с поддержкой. Однако специалисты предупреждают, что родителям не следует самостоятельно присаживать кроху в этом возрасте, чтобы избежать проблем во взрослой жизни, поскольку позвоночник ещё недостаточно окреп;

    Около 20% детей к пяти месяцам могут сидеть, но с опорой на спину.

  • хорошо опираться на ножки, когда родители поддерживают малыша подмышками;
  • управлять руками и ногами, с лёгкостью поднимать их лёжа на спине, подолгу рассматривать;
  • уверенно держать голову, приподнимаясь на локтях в положении на животе. Это значит, что мышцы шеи укрепляются;
  • удерживать игрушки. Новые предметы всё чаще привлекают внимание крохи, и он пытается дотянуться до них и схватить руками.

Доктор Комаровский объясняет, что природой предусмотрены определённые этапы развития, во время которых позвоночник постепенно укрепляется и подготавливается к самой сильной нагрузке - вертикальному хождению. Поэтому в идеале ребёнок сначала должен научиться становится на четвереньки, потом ползать, далее сидеть, затем стоять и только после этого ходить. Некоторые дети минуют этап ползания, и это также считается нормой. Даже если малыш на пятом месяце жизни старается освоить новый навык, это вполне нормально. Значит, мышцы организма укрепились, и кроха уже готов дальше учиться управлять своим телом.

Нужно ли присаживать малыша: мнение доктора Комаровского - видео

Нормы сна и бодрствования

Врачи и детские психологи настаивают, что с рождения ребёнка нужно приучать к режиму дня. Родители устанавливают время сна, активного времяпровождения, прогулок и развивающих игр. График полезен не только для взрослых, которые могут распланировать своё время, но и для малыша. Ведь так ему будет легче адаптироваться в саду и школе, где все занятия и отдых проходят по расписанию.

Пятимесячный малыш тратит на отдых много времени, ведь его мозг с каждым днём воспринимает огромное количество информации, а организму нужно пополнить запасы энергии. На сон у ребёнка этого возраста уходит 15 часов в сутки: 10 ночью и 5 днём.

Дневной отдых делится на три периода: утренний, послеобеденный и вечерний. Педиатры рекомендуют хотя бы один сон проводить на улице, ведь свежий воздух очень полезен для здоровья крохи. Гулять с ребёнком нужно как минимум два часа в сутки, а в хорошую погоду это время можно увеличить.

Как организовать сон крохи - видео

Психоэмоциональное развитие ребёнка

Дети развиваются не только физически, но и психологически. Конечно, каждый ребёнок индивидуален, но в большинстве случаев, малыш в возрасте пяти месяцев:

  • пытается произносить отдельные звуки, когда видит маму, папу или любимую игрушку, младенческий лепет сменяется некоторыми слогами;
  • все чаще разговаривает наедине с собой, когда изучает, как выглядят его ручки или ножки, тянется за игрушкой или другим предметом;
  • внимательно слушает разговор, когда речь обращена именно к нему. Старается привлечь внимание взрослых, фокусирует взгляд на родителе или интересующем предмете;
  • различает знакомых и незнакомых людей. При виде родителей чаще улыбается, проявляя свою радость. А вот посторонние вызывают на лице крохи настороженное выражение: карапуз как будто опасается незнакомцев;
  • играет самостоятельно в течение недолгого времени (в среднем 15 минут);
  • различает интонацию голоса: радуется, когда его хвалят, и прислушивается, настораживается, слыша повышенные тона голосов родителей;
  • часто и громко смеётся;
  • любит рассматривать картинки, особенно яркие и красочные.

Врачи обращают внимание, что дети пяти месяцев уже многое осознают и понимают. Но если родители заметили, что в этом возрасте ребёнок не реагирует на их голос, не проявляет никаких эмоций или интереса к чему-либо, это повод обратиться к неврологу. Возможно, это симптомы поражения нервной системы, поэтому своевременное определение диагноза и начало лечения - самое важное для крохи.

Главные моменты ухода за 5-месячным младенцем

Уход за крохой включает в себя ряд мероприятий, выполнение которых обеспечит его своевременное физическое и эмоциональное развитие.

Купание

Для ребёнка огромное значение имеют водные процедуры. Утром проводят интимную гигиену и лёгкий душ, а вот перед ночным сном педиатры рекомендуют прохладную ванну. В воду можно добавлять отвары целебных трав (череды, ромашки), особенно если у малыша есть аллергические реакции на коже. На дно нужно постелить специальный коврик, чтобы карапуз не скользил, а крохе предложить игрушки для купания ярких цветов. Он будет хватать их руками, а родители объяснять, какого они цвета и формы. Рекомендованное время купания составляет не менее получаса, оптимально - сорок минут.

Правила купания для детей до полугода жизни - видео

Массаж

После водных процедур врачи рекомендуют проводить гимнастику или делать ребёнку массаж. Гимнастика занимает меньше времени и направлена на то, чтобы взбодрить младенца после ночного сна, поэтому выполняется утром. А массаж расслабляет мышцы, успокаивает кроху, некоторые дети даже засыпают во время процедуры. Его оптимально делать после вечернего купания.

Следует помнить, что гимнастику и массаж нельзя проводить сразу после кормления младенца. Необходимо подождать минимум 40 минут и только после этого приступать к физическим упражнениям.

Как правильно делать массаж малышу 5-ти месяцев - видео

Нужен ли прикорм: питание грудничка в пять месяцев

В этом возрасте малыш съедает в сутки приблизительно один литр грудного молока или адаптированной смеси. Ребёнок ест пять раз в день, а ночью может просыпаться два-три раза для кормления.

Некоторые дети вообще не просыпаются ночью. Многие родители считают, что это ненормально и является поводом для беспокойства. Врачи, доктор Комаровский в частности, объясняют, что спокойный сон без пробуждений - это вариантом нормы, если малыш развивается по графику, у него отличное настроение и хороший аппетит днём.

Если малыш набирает меньше положенного, а дефицит массы тела угрожает отставанием физического и психологического развития, то врач может рекомендовать ввести прикорм. Какие продукты начинать давать первыми определяет педиатр.

Часто старшее поколение буквально заставляет молодых мам давать крохе сок, яблоко или другие продукты в этом возрасте. Всемирная организация здравоохранения объясняет, что малышу, который хорошо набирает вес и гармонично развивается, достаточно материнского молока или детской смеси. Лишь в некоторых случаях, когда у ребёнка определили дефицит массы тела, педиатр может настаивать на введении прикорма.

Осмотр педиатра

Не следует забывать о ежемесячном посещении поликлиники. Доктор осматривает младенца, определяет прибавку веса и роста, расспрашивает родителей о новых навыках и умениях крохи. На основании полученных данных специалист устанавливает темпы развития малыша, определяет, не отстаёт ли он по некоторым критериям.

Некоторые родители думают, что частые визиты к доктору не обоснованы. Это не так. Многие проблемы можно выявить на ранней стадии и вовремя начать лечение. Если педиатр увидит какие-либо изменения, он может направить малыша на осмотр к узким специалистам: неврологу, ортопеду, назначить массаж.

Именно к пяти месяцам у детей должен пройти врождённый гипертонус мышц. Если этого не произошло, доктор назначит соответствующее лечение, а также лечебную гимнастику и курсы массажа. Поэтому родителям не стоит забывать ежемесячно показывать своего кроху доктору.

Как правильно развивать пятимесячного малыша

Врачи настаивают, что ребёнку нужно помогать укреплять мышцы, но не пытаться посадить его или поставить у опоры. Эти действия малыш должен быть готов сделать самостоятельно. Для физического развития рекомендованы:

  • гимнастика и массаж;
  • упражнения на фитболе;
  • плавание в бассейне или дома в ванне при отсутствии противопоказаний. Первые несколько раз лучше пригласить опытного инструктора, который покажет родителям, как правильно выполнять основные упражнения.

Большую роль играет мотивация. Если на некотором расстоянии от крохи разместить яркую игрушку, то малыш потянется и схватит её руками, быстрее научится переворачиваться, становиться на четвереньки, а со временем захочет поползти.

Упражнения на фитболе для младенцев с четырёх месяцев - видео

Развивающие занятия, которые помогут научить ребёнка новым умениям

Помимо физической активности, нужно заниматься и умственным развитием. Некоторые родители думают, что развивающие занятия ещё рано начинать с 5-месячным малышом. Но это не так. Существует множество авторских методик, которые разработаны для детей с рождения, и можно выбрать любую из них.

В пять месяцев малыш научился акцентировать внимание на предметах: его привлекают яркие, новые игрушки. Именно на этом основываются все занятия, которые рекомендуются для детей этого возраста.

  1. Больше разговаривайте с ребёнком: дотрагиваясь до любой части тела, проговаривайте её название, показывайте малышу картинки, объясняйте, что на них изображено, повторяйте звуки животных, машин. Кроха будет внимательно слушать и запоминать. Это поможет становлению речи.
  2. Стимулируйте развитие тактильных ощущений, пошейте или приобретите тактильные подушечки, мешочки, развивающие игрушки которые изготовлены из разного материала и наполнены крупой или другими мелкими предметами.
  3. Купите ребёнку мягкий развивающий коврик. Он выполнен из ярких тканей, оснащён множеством различных деталей и музыкальных элементов. А в безопасной отражающей поверхности в виде небольшого зеркала малыш сможет рассматривать себя, перевернувшись на живот.
  4. Познакомьте кроху с мыльными пузырями. Он будет концентрировать внимание и следить за тем, куда движется маленький шарик из мыла.

Дорогие родители, сегодня пришло время поговорить о том, что должен уметь делать ребёнок в 5 месяцев. Вы узнаете, какими новыми умениями он обзавёлся, сколько теперь должен спать и есть, какой вес набрал и многое другое.

Физиологические особенности

Скорость набирания массы тела начинает замедляться. Ребёнок становится более гибким и подвижным. Тратит много энергии, поэтому уже меньше набирает вес. В пять месяцев вы можете заметить, что ваш ребёнок с лёгкостью не только дотягивается ножками до головы, но и суёт пальчики себе в ротик.

В пять месяцев возможно прорезывание первых зубов. У ребёнка будет много слюнок, он будет засовывать себе в рот разные предметы, чтоб почесать дёсенки.

Но не расстраивайтесь, если у вашего малыша этого не произошло. Это быстрее отклонение от нормы, чем норма. В основном первый зубик проклёвывается в 6 месяцев.

Физические параметры

В пять месяцев вес малыша в среднем становится больше на 3,3 кг по сравнению с весом при рождении. А рост – на 17 см.

За последний месяц детки набирают приблизительно 750 грамм и удлиняются на 2 см.

Существуют общепринятые рамки: вес мальчиков – от 6 кг 600 г до 8 кг 300 г, вес девочек – от 6 кг до 7 кг 700 г; рост мальчиков – от 63,6 см до 68,0 см, рост девочек – от 61,6 см до 66,2 см. Но не стоит забывать, что ваш ребёнок не обязан входить в эти рамки, возможно, он уникален. Так что не спешите расстраиваться.

Показатели моего сына в пять месяцев – 7,2 кг и 68 см.

Особенности органов чувств

У ребёнка усовершенствуются слух, зрение, улучшаются звуковые произношения в этом возрасте. Так для него уже характерно:

  1. Произношение гласных: «и», «а», «о», «э», «ы», «у».
  2. Произношение согласных звуков: «с, з», «д, т», «в, ф», «м», «г, к, х», «б, п».
  3. Составляет слоги: «па-па», «ма-ма», «дай-дай», «ба-ба».

Мой сын в этом возрасте первым сказал «ба-ба».

  1. Ребёнок лепечет с ударением, его речь становится ритмичной.
  2. Голос эмоционально окрашен. По интонации произносимых звуков можно с лёгкостью распознать настроение ребёнка.
  3. Малыш с лёгкостью концентрирует своё зрение на предмете, независимо от того, как далеко тот находится.
  4. Любит разглядывать себя в зеркале, разговаривает со своим отражением, улыбается.
  5. Проверяет игрушки «на вкус».
  6. Хорошо развит слух, узнаёт голоса, отзывается на своё имя (смотрит на человека, который к нему обращается), распознаёт, с какой интонацией с ним разговаривают.

Эмоциональное состояние

В пять месяцев малыш уже умеет:

  1. Улыбаться.
  2. Смеяться.
  3. Злиться.
  4. Интонационно показывать своё настроение.
  5. Узнаёт голоса и лица родственников.
  6. Плачет, когда его берёт кто-то чужой.
  7. Сердится, если у него забирают любимую игрушку.
  8. Повторяет звуки.
  9. Проявляет любопытство.
  10. Продолжительное время разговаривает по-своему.
  11. Любит забаву «ку-ку», особенно когда кушает.

Моторика ребёнка

В пятимесячном возрасте у карапуза появляется всё больше новых навыков, он уже многому научился:

  1. Малыш самостоятельно держит голову, причём уже при любом положении тела. Делает это продолжительное время.
  2. . Родители могут помочь развить этот навык. Для этого, когда ваш малыш на животе, понадобиться поманить карапуза яркой, его любимой, игрушкой, заводя её за спину ребёнка. Малыш будет пытаться до неё дотянутся и перевернётся.

Будьте наблюдательны в этот период. Одна моя подруга не задумывалась над тем, что малыш уже с лёгкостью может переворачиваться , и пропустила момент, когда её дочка перекатилась к края дивана и упала. К счастью, всё обошлось без серьёзных осложнений (диван был низким), но ребёнок сильно испугался. « »

  1. Хватательный рефлекс малыша закрепляется. Теперь он целенаправленно хватает предметы и удерживает их в ручке.
  2. Научился сам держать бутылочку , чашку-непроливайку, высовывать пустышку и даже умеет засовывать её назад в ротик.
  3. Если ребёнка поставить вертикально на твёрдую поверхность (мама удерживает малыша под мышками), он будет «стоять» на носочках с выпрямленными коленками.
  4. Может совершать небольшие передвижения, опираясь на локтевые суставы, коленки ещё не задействованы. Вы можете стимулировать его перемещения. Ставьте перед ним любимую вещь или пусть он пытается добраться в мамины объятья.

Сон и питание

Ребёнок спит в среднем 14 часов в сутки, 10 приходится на ночное время. Днём малыш спит в среднем два раза, каждый раз приблизительно по полтора часа. Если вы хотите быть уверенны в том, что ребёнок проспит всю ночь, создайте ему благоприятные условия перед сном:

  1. Сытно покормите.
  2. Играйте только в спокойные игры.
  3. Спойте колыбельную.
  4. Сделайте расслабляющий массаж.
  5. Обязательно проветрите комнату.

Не стоит приучать кроху к тотальной тишине, не нужно передвигаться на цыпочках и говорить шёпотом, пока он спит. Так вы сделаете медвежью услугу своему карапузу.

В пять месяцев процесс кормления наступает пять — шесть раз в сутки. Перерывы между приёмами пищи уже составляют три с половиной — четыре часа.

Детки на грудном вскармливании так и продолжают довольствоваться маминым молочком.

Искусственникам вводят всё больше новых продуктов в прикорм. Уже можно добавлять каши в рацион крохи.

Ребёнок уже может пытаться сам держать чашку – непроливайку или свою бутылочку.

Отхождение от норм

Все детки индивидуальны и могут не вписываться в общепринятые нормы. Но есть навыки, отсутствие которых в этом возрасте должно насторожить маму:

  1. Плохо держит головку.
  2. Не может совершать перевороты.
  3. Совсем не говорит.
  4. Не тянется к ярким предметам.
  5. Не проходит тест на слух.
  6. Не узнаёт родных людей.
  7. Не реагирует на своё имя.
  8. Не улыбается и не проявляет никаких эмоций.

Если у вашего ребёнка есть один или несколько признаков из этого списка, стоит обратиться к детскому доктору. Только опытный специалист сможет распознать причины и понять это отклонение или ваш малыш просто не спешит обретать новые умения.

В чём отличия мальчиков и девочек

Основные параметры развития детей в пять месяцев не сильно зависят от половой принадлежности. Но давайте всё-таки рассмотрим несколько отличительных признаков:

Что должен уметь мальчик в 5 месяцев (отличительно от девочек)?

  1. Создаёт свой, понятный только ему и маме, язык.
  2. Громко требует приглянувшуюся вещь.
  3. Любит, когда его обнимают.
  4. Растёт быстрее, чем девочка.
  5. Не нуждается в визуальном контакте с родственниками.
  6. Не расстраивайтесь, если у вашего сына ещё совсем маленький словарный запас, развитие речи у мальчиков начинается позже, чем у девочек.

Что должна уметь девочка в 5 месяцев (отличительно от мальчиков)?

  1. Интонационно повторять звуки.
  2. Если она чего-то хочет, начинает хныкать и выпрашивать это.
  3. Радуется, когда слышит голоса родителей, особенно мамы.
  4. Улыбается и смеётся гораздо чаще, чем мальчики.
  5. Для девочки важно иметь возможность смотреть родственникам в глаза.
  6. Быстрее, чем у мальчиков появляются первые зубки. В пять месяцев уже могут начинать прорезаться.

Помогаем ребёнку развиваться

Как можно больше проводите время с ребёнком, а также играйте с ним в разные игры, в частности в «ку-ку», «ладушки», «сороку-ворону».

  1. Хотя бы перед сном читайте малышу сказки, стихи.
  2. Создавайте диалог с ребёнком, используйте при этом звуки и слоги, которые чаще всего произносит ваш ребёнок.
  3. Показывайте ребёнку зеркало, пусть он себя рассматривает и даже говорит с собой.
  4. Учите ребёнка словам, которые произносят животные: «мяу», «му» и т.д.
  5. Можно пришить на носочки маленькие колокольчики, ребёнку будет весело дёргать ножками и слышать звон.
  6. Совершайте, как можно чаще, тактильные действия, пусть ребёнок чувствует ваши прикосновения. Называйте малыша ласковыми именами, а также части его тела.
  7. Приобретайте для крохи разные наборы для развития понимания цветов, формы, типов поверхности.
  8. Все предметы, которые попадают в поле зрения ребёнка, называйте своими именами, пусть привыкает.

Ваш малыш уже такой взрослый, ещё чуть-чуть и он научится сидеть, у него появится первый зубик, вы начнёте вводить новые продукты в меню ребёнка. Но и сейчас он уже многого достиг, впервые назвал вас «мамой» или «папой». С каждым днём с ним всё интереснее играть, карапуз уже намного больше проявляет своё настроение и свои эмоции.

Вот так и пролетело уже пять месяцев жизни вашей крохи. А впереди ещё ждёт всё самое интересное.

Что умеет ребенок в 5 месяцев ?

Вашему ребенку 5 месяц. Именно сейчас вы можете впервые услышать от любимого чада что-то, похожее на самое главное слово: «Ма-ма». Конечно, пока младенец говорит его случайно, осваивая новый вид речи – лепетную. А звукосочетания «ма», «ба», «па», «да» - самые простые. Поэтому ребенок будет радовать вас и себя, растягивая и распевая их целыми днями.

Младенец весь настроен на общение с взрослыми. Лучшей игрой для него становится та, где есть диалогическая речь. Недаром масса потешек состоит из вопросов и ответов! Если у малыша активно развивается речевой аппарат, ответы он вскоре сможет повторять за вами. Хотя пока это лишь попытка копирования, а не полноценная речь.

Разбираемся в людях

Незнакомцы теперь вызывают настороженную реакцию. Это нормально и даже замечательно. Объясняйте малышу, кто пришел к вам в гости. А гостям не следует брать кроху на руки до того, как он с ними не «познакомился»: осмотрел, потрогал, убедился в «безопасности» чужого человека, сидя у мамы на руках.

Когда мама рядом, младенец не боится посторонних. А вот появление чужого человека в тот момент, когда мамы нет, может вызвать настоящую истерику. Такая реакция на незнакомцев – очень важный этап в развитии психики ребенка. Он учится делить мир на «своих» и «чужих», выделять отдельного человека из общего фона. Поддерживайте малыша, разъясняйте ему все происходящее. Кстати, «знакомым» для ребенка является тот, кто играет и занимается с ним практически каждый день.

Малыш сам стремится вызвать взрослых на контакт. Для этого он зачастую имитирует действия, которые хотел бы получить от близкого человека: тянет ручки, улыбается. Может начать гулить и ворковать, когда делать явно не хочется, улыбаться, когда не до улыбки. Таким образом, младенец «провоцирует» взрослых на нужную ему реакцию. А не получив ее, начинает горько и обиженно плакать.

На 5 месяце у младенцев совершенствуется навык зрительного управления движениями рук. В этом возрасте движения «глаз-рука» практически всегда скоординированы, и ребенок легко достает нужную игрушку, предварительно посмотрев в ее направлении.

Малыш становится более самостоятельным. Теперь он может забавлять себя интересными игрушками или предметами минут десять, не отрываясь. Причем обычно сам выбирает предмет, который его интересует в данный момент. Это еще один важный шаг в развитии – формирование умения выбирать и концентрировать внимание. Кроме того, это необходимо для развития способности к обучению.

Малыш также держит в памяти не только лица, но и прически, цвет и фасон вашей постоянной одежды (например, домашнего платья, в котором видит вас каждый день). Поэтому на новую прическу или непривычный наряд следует незамедлительная реакция: младенец настораживается и долго осматривает, ощупывает, прислушивается к маме, переодевшейся, например, в вечерний наряд и сделавшей укладку или покрасившей волосы.

Возраст хватайки

Хватание – целенаправленное действие младенца, одно из самых важных и жизненно необходимых для манипулирования с предметами. Оно составляет основу активно-познавательного действия. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы.

Первым делом он должен все пощупать, попробовать на вкус, ощупать снова. Его уже интересуют такие характеристики, как температура, особенности поверхности. Используйте это и удовлетворяйте интерес в играх. Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда. Позвольте ему погрузить пальчики в теплую кашу или кисель. Ничего, что до знакомства с взрослой едой еще далеко, пока это лишь средство познания окружающего мира.

Ребенок учится сознательно разжимать ручку, выпуская из пальчиков предмет, который удерживал. Поэтому не ругайте ребенка за то, что он «выбрасывает» из кроватки игрушки. Наоборот, пусть тренируется! К тому же это первый опыт активного взаимодействия с взрослым: кроха бросает, а мама приносит. Если вы устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру.

В 5 месяцев ребенок прекрасно поднимает плечи, руки, ноги. Если дать ему пальцы, за которые он может схватиться, он подтянется на руках и сядет. Но сидеть по-настоящему еще не в состоянии. И сажать специально – в подушки – кроху не стоит. Это может привести к искривлению позвоночника и проблемам в развитии малого таза. А вот подтягиваться малыш может столько, сколько хочет. Повесьте над его кроваткой маленькие кольца – хватаясь за них, он будет тренировать руки и мышцы спины.

Если вы заметили, что ребенок подтягивается на одной руке больше, чем на другой, обязательно сделайте массаж «слабой» стороны, чтобы мышцы развивались равномерно. Мышцы спины у крохи уже развиты настолько, что, лежа на животе, он может делать «самолетик» - поднимает голову, руки, ноги и машет ими. Не удивляйтесь, если лежа на спине, ребенок вполне осознанно отправит в рот пальцы ног или пятку.

Знакомство с телом

На 5 месяце ребенок активно знакомится со своим телом. Многие мамочки тревожатся, когда видят, что ребенок ощупывает свои половые органы. На самом деле такие действия вполне естественны. Беспокойство должна вызывать лишь ситуация, если кроха постоянно фиксируется на этом занятии. Подобное поведение говорит о том, что малыш испытывает постоянный телесный дискомфорт (например, вы редко меняете ему подгузники или неправильно пользуетесь ими или детской косметикой, из-за чего возникло раздражение в области гениталий).

Также это делают дети, которым катастрофически не хватает ласки и тактильных контактов с взрослыми. Если вы заметили, что ребенок тянет ручки к половым органом, спокойно расскажите, что «там» находится (так же, как вы объясняли, где нос, рот, глазки), и направьте ручку в дальнейшую «экскурсию» по телу.

Наказания, шлепки по рукам, наоборот, фиксируют внимание малыша на «запретной» зоне, и именно такая реакция взрослых может привести в дальнейшем к онанизму или отклонениям в сексуальном развитии. А пока никакой сексуальной подоплеки в общении младенца со своим телом нет и быть не может. Просто ему интересно и приятно.

Домашняя игротека

В этом возрасте очень важно проследить за тем, чтобы врожденный физиологический гипертонус постепенно проходил. Только тогда малыш сможет ловко управлять руками, ногами, всем телом, научиться ползать , сидеть, вставать. В этом вам помогут игры на расслабление и чувство ритма.

«Каравай»
  • Мешу-мешу тесто (поднимать и опускать, разминая, ручки, ножки, поглаживая головку ребенка)
  • Есть в печи место.
  • Пеку-пеку я каравай – (похлопывать по всему телу крохи)
  • Головушку валяй-валяй, валяй-валяй! (покачивать голову из стороны в сторону)
«Моторка»
  • Моторка-моторка еле ползет.
  • Моторка-моторка, ходу прибавь!
  • Моторка-моторка, полный вперед! (приводить согнутые в коленях ножки к животу и обратно быстро и медленно).
«Ку-ку»

Игра в «ку-ку» не только забавляет малыша, но и очень важна для развития мозга. Играть в нее можно по-разному: закрывая глаза руками; прикладывая к лицу полотенце, пеленку, одеяльце и выглядывая из-за них; прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда; закрывая малышу глазки его же руками, а потом убирая руки; пряча игрушку под покрывало. А потом стягивая его; нарисовав фломастером на большом пальце руки подобие лица и пряча его в кулак.