Развитие мелкой моторики для 1 мл гр. Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики в первой младшей группе

Проект «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики в 1 младшей группе

Тип проекта: Практический, краткосрочный.

Участники проекта: дети первой младшей группы, родители, воспитатель 1 младшей группы, музыкальный руководитель.

Актуальность проблемы:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные

органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Проблематика:

Не достаточно развита речь.

Цель проекта:

Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать коммуникативные навыки.

Предполагаемые итоги проекта:

Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность.

Развитие речи ребенка; употребление в речи наиболее сложных предложений; появление в речевом словаре новых слов.

Формы работы с детьми:

Пальчиковые игры, дидактические игры, пальчиковый театр, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук.

Формы работы с родителями:

Беседы, консультации, анкетирование.

Используемый материал:

дидактические игры, пальчиковые игры, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук, пальчиковый театр.

Форма реализации проекта: в виде презентации.

1 этап.

1неделя- организационно - подготовительный: изучение проблемы;

Разработка модели взаимодействия взрослых и детей;

Основные методы: беседы, наблюдение, опросы;

2 этап. Основной - практический- 3 недели.

Осуществление замыслов проекта:

Массаж рук с помощью подручных предметов;

Упражнения пальчиковой гимнастики;

Художественное творчество;

Проведение дидактических игр и пальчиковых игр;

Консультации для родителей;

Пальчиковый театр.

3 этап.

Оформление презентации, ее представление.

План мероприятий по реализации проекта:

ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

1 этап Разработка модели взаимодействия взрослых и детей;

Анкетирование «Что такое мелкая моторика? ». Донести до участников проекта важность данной проблемы.

Выяснить у родителей знают ли они, что такое мелкая моторика; как можно ее развивать; развивают ли они с детьми мелкую моторику и др. Наблюдения за детьми в течение дня (Режимные моменты) .

Выявить уровень сформированности речевой активности.

1неделя

2 этап Консультация: «Что такое мелкая моторика» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Беседа на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как одно из эффективных средств формирования речи».

Донести до участников проекта важность данной проблемы.

Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками».

Пальчиковая игра «Колечко».

Лепка «Вот ежик, ни головы, ни ножек».

Рисование солнышка на манной крупе.

Упражнения пальчиковой гимнастики «Пчелка».

Игры с пшенной крупой «Найди шарик».

Д/и «Сортируем макароны».

Лепка «Вот какие ножки у сороконожки».

Пальчиковое рисование «Бабочка».

Пальчиковый театр «Репка».

Пальчиковое рисование «Корм для птичек».

Д/и «Волшебный мешочек».

Игры в водой «Достань, что скажу».

Пальчиковое рисование «Сказочное осеннее окошко».

Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом».2-4 неделя

3 этап:

Оформление презентации, ее представление.

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Подарок для мамы – красивый браслет»

Цель: развитие мелкой моторики; повторение и закрепление ранее пройденного материала о различных цветах; приобщение к эстетической красоте простых предметов; создание подарка своими руками для мам.
Материалы: разноцветные макароны, шнурочки.

Ход занятия:

Ребята, приближается женский праздник - Восьмое марта, Международный женский день, в этот день поздравляют мам, бабушек, сестер, девочек - всех женщин. Мама- это самое доброе и самое теплое, нежное создание для ребенка. Вы уже слышали много песен и стихов про маму, сегодня мы послушаем ещё одно стихотворение про самого любимого человека - маму.

Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
(Л. Давыдова)

Физкультминутка
Пусть стоят на месте ножки.
Да-да-да, да-да-да! Выполняются приседания, руки на поясе.
Только хлопают ладошки.
Да-да-да, да-да-да! Дети стучат по коленочкам.
А сейчас мы будем хлопать-
Хлоп-хлоп-хлоп- перед собой. Хлопки перед собой.
А теперь скорей похлопай,
Да погромче, за спиной. Хлопки за спиной.
Выше, выше будем хлопать,
Выше руки поднимай! Дети постепенно, хлопая в ладоши, поднимают руки.
Ниже, ниже будем хлопать,
Руки ниже опускай. Дети, хлопая, опускают руки.
А теперь качать руками
Можно целых пять минут. Покачивают руками вперед-назад.
Отдыхайте, дети, с нами,
Ручки тоже отдохнут. Приседают на корточки.

Мы с вами немного отдохнули, и теперь давайте сделаем подарки для любимых мам – красивый браслет.
Поставить перед детьми коробку с разноцветными макаронами и показать, как нужно нанизывать макаронинки на шнурок. Помочь малышам, у которых затруднения. Поддержать их в желании всё делать самостоятельно и самим выбирать цвета. Помочь завязать узелки.
«Подарки готовы. Какие замечательные красивые браслеты у вас получились! Они очень понравятся вашим мамочкам!»
-О ком мы читали стих? (о маме)
-В какую игру мы играли? (Хлопай)
-Какие подарки мы сделали для мам? (красивые браслетики)
Кто хочет сделать такие же для бабушек, сестренок?

Давайте положим браслеты к вам в шкафчик, чтобы не забыть вечером подарить их мамочке и бабушке.

Цель:

Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.

Задачи:

  1. Обогатить опыт родителей по теме собрания;
  2. Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;
  3. Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми из серии "Расскажи стихи руками";
  4. Познакомить родителей с играми по развитию мелкой моторики рук в группе, через просмотр презентации;
  5. Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива.

Участники: родители, дети и воспитатели группы.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основная часть:
  • Знакомство родителей с развитием мелкой моторики у малышей.
  • Применение нестандартного оборудования для игр в группе для развития мелкой моторики.
  • Просмотр фотопрезентации игровой деятельности детей по развитию мелкой моторики.
  • Обратная связь с родителями;
  • Знакомство родителей с пальчиковыми играми из серии "Расскажи стихи руками".
  • Вручение памяток по темам родительского собрания"Картотека пальчиковых игр".

Ход мероприятия:

1. Подготовительный этап:

  • Анкетирование родителей по теме: "Что такое мелкая моторика? Как её развивать?" (Приложение.)
  • Оформление памяток для родителей.
  • Оформление фотопрезентации по теме: "Использование нестандартного оборудования для занятий с детьми в группе по развитию мелкой моторики".

2. Основная часть:

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы нашей анкеты и пришли на родительское собрание.

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика» . Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз» , т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.

И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы и т.д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски.

Но сегодня нам бы хотелось поговорить о нестандартных пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.

Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику?

Ответы родителей.

Мелкую моторику рук развивают:

  • Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности
  • Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых)
  • Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать – откручивать и т.д.
  • Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т.д.; - Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.
  • Одевание и раздевание игрушек
  • Лепка из пластилина и теста.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать в работу их. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы и т.д., в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски.

Но сегодня нам бы хотелось поговорить о пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.

- Давайте познакомимся, чем же в своей деятельности занимаемся с малышами мы (просмотр фотопрезентации) :

  • Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.
  • Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка) . Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
  • "Прищепки" - развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета
  • "Сенсорная клавиатура" - развиваем моторику рук, речь, учим цвета, формы
  • "Кто в яичке спрятался?" - развиваем моторику рук, речь, познавательные способности
  • "Веселые мячики" - массажируем ладошки, пальчики; развиваем мелкую моторику рук
  • "Пересыпаем зерно" - развиваем мелкую моторику рук, глазомер
  • "Рисование на манке" - развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность

Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Мы стараемся использовать в работе много различных творческих приемов - рисуем пальчиком, ватными палочками, кисточками, трех и шестигранными, а также толстыми и тонкими карандашами, используем специальные досочки для рисования и печатанья. Хороши в рисовании восковые мелки, причем когда они ломаются на маленькие кусочки - это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки.

Детишки любят работать с различными трафаретами, дополнительными альбомами, обводить свои ладошки, раскрашивать.

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей почаще играть в игры развивающие мелкую моторику рук.

3. Подведение итогов собрания.

  • Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
  • Принятие решения собрания.
  • Вручение памяток "Картотека пальчиковых игр".

Тематическая

Картотека

Дидактических игр для

Развития мелкой моторики.

Составитель:

Воспитатель: Кишиева З.С.


Карточка №1

«Переложи игрушки» Цель : развитие мелкой моторики рук, кончиков пальцев рук, внимания, развитие и тренировка координации движений пальцев. Задача : заполнить мелкими предметами сосуд сначала правой, затем левой рукой Дидактический материал : прозрачный сосуд, мелкие предметы (пуговицы, фишки) Содержание : Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки) . Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой. Методы, приемы : объяснение, показ Варианты использования : Может проводиться коллективно.


Карточка №2

«Выгладим платочки для мамы»

Цель

Задача : разгладить лист бумаги

Дидактический материал : листок бумаги

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Разглаживать лист бумаги, пользуясь одной рукой. Игра может проводиться индивидуально.


Карточка №3

«Пальчики»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : сгибать пальцы в кулак в соответствии с текстом

Дидактический материал :

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несёт,

Четвёртый высыпает,

Самый маленький- шалун

Все, все, все съедает. (Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого пальца)

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Сгибать пальцы на двух руках одновременно. Так же можно начинать сгибать пальцы с мизинца.


Карточка №4

Пальчиковая игра «Дом и ворота»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : сгибать пальцы в фигуры в соответствии с текстом

Дидактический материал :

На поляне дом стоит. Фигура «Дом»

Ну, а к дому путь закрыт. Фигура «Ворота»

Мы ворота открываем, Фигура «Ворота» открываются

В этот домик приглашаем Фигура «Дом»

Методы, приемы : объяснение, показ


Карточка №5

Пальчиковая игра «Дождик»

Цель: развитие мелкой моторики руки

Задача: выполнять движение пальцами в соответствии с текстом

Дидактический материал:

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Указательным пальцем одной руки постукивать по другой, образовать перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую, соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

Методы, приемы: объяснение, показ


Карточка №6

«Погремушка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : заполнить пластмассовую бутылку фасолью, закрыть крышкой и погреметь.

Дидактический материал : пластиковая бутылка с узким горлышком, фасоль в тарелочке

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Держать бутылку можно правой рукой, а левой рукой брать фасоль. Так же можно опускать в бутылку другие мелкие предметы, горох, мелкие камушки.


Карточка №7

«Волшебная бумага»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : развитие силы рук

Дидактический материал : лист бумаги или салфетка

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Бумагу можно рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик» , высыпая наши полоски из коробки .


Карточка №8

Маты для выкладывания

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : выложить мелкие предметы на нарисованный узор

Дидактический материал : картинка - мат, мелкие предметы для выкладывания в тарелочке (камушки, помпоны, пластилин, тесто, ракушки и т. п.)

Методы, приемы : объяснение, показ


Карточка №9

«Дорожка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : посыпать «дорожку» манкой или пшеном

Дидактический материал : листы бумаги, крупа (манка или пшено)

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : В начале игры дорожка должна быть прямой, затем можно усложнять (зигзаги, волны)


Карточка №10

«Волшебная ложечка»

Цель : развитие мелкой моторики руки

Задача : переложить всю крупу в пустую чашку

Дидактический материал : ложка, поднос, 2 чашки, крупа

Методы, приемы : объяснение, показ

Варианты использования : Ребенок может выполнять движения самостоятельно. В начале можно дать большую ложку, затем чайную.


Карточка №11

«Разноцветные прищепки»

Цель

Оборудование : 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.) . Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры : У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.


Карточка №12

«Найди сюрприз»

Цель игры : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению.

Оборудование : Фантики (10-15 штук, мелкие предметы (значки, пуговицы и т. д., воздушная кукуруза, орехи.

Ход игры : Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.


Карточка №13

«Собери все камешки»

Цель игры

развитие внимания.

Оборудование : Камешки,песок, таз.

Ход игры : Бросить камешки в песок. Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка) .


Карточка №14

« Путешествие пальцев»

Цель : Развитие мелкой моторики рук, координации движений; обучение терпению,

развитие внимания.

Оборудование : «сухой бассейн», игрушки.

Ход игры : ребенок опускает ручки в бассейн и ищет спрятанные в крышках игрушки.


Карточка №15

Дидактическая игра "Спаси мышку".

Цель : продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение, закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета.

Оборудование : домики вырезанные из разных цветов бумаги, в дверях которых изображены мышки.

Ход игры : ребенок должен найти дверь нужного цвета (имеющий такой же цвет как дом) и закрыть ею вход в дом.


"Найди цветок для бабочки".

Цель

Оборудование : цветочки и бабочки вырезанные в паре из одной бумаги.

Ход игры : ребенок должен найти для бабочки цветок такого же цвета, что и она.


Карточка №17

Игра с цветными шариками.

Цель : учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении, обогащать речь словосочетаниями "одинакового цвета", "такого же цвета".

Оборудование :

1) тесто, скатанное в шарики, закрашенное медовыми красками и покрытое лаком;

2) емкость, вырезанная из 2-литровой бутылки и закрашенная в тот или иной цвет.

Ход игры : ребенок должен найти подходящий по цвету домик для шарика.


"Весёлые шарики".

Цель : научить малыша различать цвета. Развить мелкую моторику пальцев.

Оборудование : обычные шарики, наполненные крахмалом, мукой, солью "экстра", пшеном.

Ход игры : ребенок щупает шары, тем самым развивая тактильно- кинестетическое ощущение.


Карточка №19

«Сухой аквариум.»

Цель : сформировать сенсорные способности. Развить мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование : набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике, мелкие игрушки.

Ход игры : дети должны найти среди крышек сухого бассейна запрятанную воспитателем игрушку.


Карточка №20

«Фруктовые бусы»

Цель : развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.

Оборудование : фруктовые бусы разных цветов и разноцветные нити.

Ход игры : дети нанизывают бусы на нить, тем самым изучая цвет и классификацию фруктов.