Учет возрастных особенностей в педагогическом процессе. Методическая разработка на тему: Методическая разработка «Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в воспитательной работе

Автономное учреждение дополнительного образования детей

Городской Дом детского творчества

Доклад на тему:

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения детей».

Подготовила: педагог ДО

Казыева Б.Б.

Радужный 2014

1. Введение.

2. Принцип учёта возрастных особенностей детей на занятиях дополнительного образования:

Старший дошкольный возраст;

Младший школьный возраст (1 ступень).

    Принцип учёта индивидуальных особенностей детей на занятиях дополнительного образования.

    Понятие «индивидуализация» обучения. Сущность дифференциации обучения.

    Использование индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей (дошкольный и младший школьный возраст).

    Заключение.

    Список использованных ресурсов.

1. Введение. (1 слайд)

Индивидуальный подход в обучении детей, как мы знаем, должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.(2 слайд).

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

2. Принцип учёта возрастных особенностей детей на занятиях дополнительного образования. (3 слайд).

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагог регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных занятий. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

- Старший дошкольный возраст 5-6 лет. (4 слайд).

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие

движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которого усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящих к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми и опыт подчинения. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, в которой формируется поведение , опосредованное образом другого человека. Также большое значение и влияние на умственное развитие дошкольника оказывает обучение, в котором важнейшую роль играет распределение функции между участниками процесса учения.

- Младший школьный возраст (7-11) лет . (5 слайд).

Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности - учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки , но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Понятие «индивидуализация» обучения. Принцип учёта индивидуальных особенностей детей на занятиях дополнительного образования. (6 слайд).

В обучении детей всех возрастов большое значение имеет учет их индивидуальных особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.Индивидуальные особенности ребёнка в первую очередь обусловливаются типом нервной системы. Выделяются 4 основных типа нервной системы: ФЛЕГМАТИК, САНГВИНИК, ХОЛЕРИК И МЕЛАНХОЛИК. Остановимся немного на них.

ФЛЕГМАТИК. (7 слайд).

Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, но медлителен и в работе, и разговоре с другими людьми. Эмоционально возбудим слабо, но чувства глубокие постоянные.

Воспитание ребёнка с данным типом нервной системы должно быть направленно на закрепление положительных черт его характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если же взрослые будут постоянно попрекать ребёнка за медлительность, он может замкнуться, начать проявлять равнодушие, а иногда и грубость.

В работе с детьми этого типа надо иметь терпение и выдержку. Поощрять детей надо за проявление активности, быстроты в движениях.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФЛЕГМАТИКОМ

Демонстрация практического результата выполняемой работы.

Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности).

Использование положительных методов воздействия.

Поддержка начинаний ребёнка, проявления им собственной инициативы.

Работая с ним, надо: учить поторапливаться во всем, фантазировать.

САНГВИНИК (8 слайд).

Сильный, уравновешенный, подвижный тип; характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в любую работу. Ребёнок с данным типом нервной системы подвижный, с выразительной мимикой, всё делает довольно быстро, может быстро переключится с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует терпения и выдержки. При воспитании ребёнка этого типа нужно поддерживать в нём такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость и отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребёнка с этим типом нервной системы не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Ребёнок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон может вызвать у него перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа возбуждает их творческую активность, повышает работоспособность. Но важно не перехвалить их, так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С САНГВИНИКОМ

Чёткая постановка целей деятельности.

Возможность демонстрации ребёнком его достижений.

Одобрение и поддержка взрослого.

Учёт интересов ребёнка в порученном деле.

Работая с таким ребёнком надо знать, что основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать "ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ".

ХОЛЕРИК(9 слайд).

Сильный, но неуравновешенный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. У него процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Такой ученик не всегда умеет сдерживать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки напористы.

Воспитание такого ребёнка должно быть направленно на выработку выдержки, умения обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала такого ребёнка развивает у него самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ХОЛЕРИКОМ

Спокойный ровный тон взрослого.

Предъявление чётких и обоснованных требований.

Демонстрация перспектив деятельности.

Положительная оценка деятельности ученика.

Работая с ним, надо: учить думать, а потом делать. Его нельзя ругать при других. Его надо понять и помочь ему держать себя в руках.

МЕЛАНХОЛИК(10 слайд).

Слабый тип нервной системы. Ребёнок с этим типом нервной системы быстро устаёт, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, молчалив, необщителен. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. В воспитании таких детей требуется поддержка его начинаний, подбадривания во время работы, поощрение добрым словом. Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.

Дети этого типа нервной системы больно реагируют на резкий крикливый тон. Это может привести к полной заторможенности, тяжёлому состоянию угнетенности и подавленности.

Таким образом, исходя из характеристик каждого типа, нервной системы можно скорректировать общение с ребёнком и действовать в правильном направлении.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕЛАНХОЛИКОМ

Создание условий для выполнения совместной групповой работы.

Демонстрация достижений ребёнка.

Объективная оценка вклада его действий в общее дело.

помнить, что он нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Быть с ним поласковее и помягче.

    Понятие «индивидуализация» обучения. (11 слайд).

Для использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей

необходимо уточнить содержание понятий «индивидуализация» и «дифференциация обучения». Понятие «индивидуализация» определяется как организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.

Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и способностей к учению не у всех учащихся одинаковы. У части из них недостаточно для данного возраста развиты гибкость, подвижность мышления, умение обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, вследствие этого они начинают отставать в учебе. В то же время сильные учащиеся вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что педагог ведет обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

    Сущность дифференциации обучения. (12 слайд).

Дифференциация же в переводе с латинского "differentia" означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Применительно к процессу обучения дифференциация – это как действие, задача которого – разделение учащихся в процессе обучения с учетом особенностей каждого из них и достижения главной цели обучения – получения знаний, умения использовать их в практике. При этом мы знаем, что развитие каждого ученика идет неравномерно: то замедленно, то скачкообразно. Неравномерность развития, как показали исследования, проявляется в более быстром развитии одних функций при некотором замедлении развития других. Любой школьный класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, специфическим отношением к учению и неординарными интересами и способностями. Педагог зачастую вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизменно приводит к тому, что "сильные" учащиеся искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к обучению, а "слабые" обречены на хроническое отставание, тем более, что "те, кто относится к "средним", –тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти, воображения, мышления". Следовательно, цель дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей, способностей.

    Использование индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей (дошкольный и младший школьный возраст). (13 слайд).

Можно выделить различные модификации дифференциации:

1. По уровню возрастных возможностей.

Учет различий между паспортным и биологическим возрастами ребенка. Известно, что одни дети "взрослее" своих сверстников, а другие наоборот "младше". Например, мальчики в шестилетнем возрасте в среднем почти на целый год "младше" своих сверстниц девочек, но в школу принимают детей по-паспортному, а не биологическому возрасту (достижение определенной степени развития костно-мышечной, нервной системы и т.д.). Это значит, что дети находятся не в равных условиях.

2. По степени обученности, уровню выработанных навыков (знание букв, умение читать, считать и т.д.).

3. По характеру познавательной деятельности школьников:

    репродуктивный тип (от учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений);

    продуктивный или творческий тип (учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные поисковые и преобразующие мыслительные действия, составлять новый продукт).

4. По характеру нейропсихологических особенностей: (14 слайд).

    "левополушарники", опирающиеся на восприятие и мышление левого, рационального, аналитического полушария (вербальное, абстрактное, дискретное, рациональное, индуктивное мышление больше связано с восприятием будущего времени);

    "правополушарники", реализующие в большей степени целостное, панорамное, эмоционально-образное восприятие и мышление (эмоциональное, невербальное, пространственное, одновременное, непрерывное, интуитивное, дедуктивное).

    Заключение. (15 слайд).

Таким образом, каждому педагогу, очевидно, что не всех учащихся можно обучать одинаково легко. При любой методике обучения, при самой лучшей её организации одни ученики будут продвигаться успешнее, другие с большим трудом и медленнее. Одни добиваются высоких достижений, больших успехов без особой затраты сил, в сравнительно короткий срок, другие при всём желании не могут подняться так же быстро на такой же уровень. Поэтому , дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне вызван тем , что нет ни одного ребенка, похожего на другого. У каждого свой индивидуальный набор способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, возрастные и индивидуальные особенности даже отдельного ребёнка невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.

    Список использованных ресурсов.

    Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.,2007.

    Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. Подготовка ребенка к школе. – М., 2002.

    Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М., 2002.

    Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов – на – Дону.,1999.

    Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.,2004.

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,2000.

    Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении// Начальная школа 2005. №7.

    Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 2000.

    Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста – Томск.,1993.

    Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Существуют ли специфические, характерные для сегодняшних школьников особенности в развитии их интеллектуальных способностей, и каковы эти особенности? Ответ на этот вопрос принципиально важен как для современной науки, так и для практики организации учебно-образовательного процесса. Проблема изучения возрастных особенностей школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность. Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

В настоящее время принято следующее деление школьного возраста на такие возрастные периоды:

1) младший школьный возраст - от 7 до 11-12 лет;

2) средний школьный возраст (подростковый) - от 12 до 15 лет;

3) старший школьный возраст (юношеский) - от 15 до 18 лет.

Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении. Вместе с тем следует иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. Каждый возрастной период, стабильный или критический, является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Сложность возрастного этапа как раз и состоит в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.

Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности.

1. Младший школьный возраст

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает их еще больше «стараться».

Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене.

Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь.

Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки. Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново.

В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Младшего школьника радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.

Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.

Таким образом, можно сказать, что характерными особенностями детей младшего школьного возраста являются: доверчивая обращенность к внешнему миру; мифологичность миросозерцания (переплетение реального и вымышленного на основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия); c вободное развитие чувств и воображения; бессознательное и позже – регулируемое чувством или замыслом подражание; построение моральных идеалов – образцов; обусловленность оценкой взрослых нравственные понятия добра и зла.

2. Средний школьный возраст

Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости.

Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. Младший школьник все указания учителя принимает на веру – подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках музыки можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем мне Ваша музыка?», «Как музыка пригодится мне в будущем?». В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя. В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.

Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий. Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либо хобби. Ярко проявляет себя подросток и в играх. Большое место занимают игры-походы, путешествия. Они любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Особенно ярко в подростковом возрасте проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями.

Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.

В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей.

На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости окружающими остро переживается. В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление алкоголя). Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами.

Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Формирование личности подростка будет зависеть от того, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения.

Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Она может сохраниться на всю жизнь. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения.

Таким образом, можно сказать, что характерными возрастными особенностями подросткового возраста являются: усиленное внимание к собственному внутреннему миру; развитие мечтательности, сознательный уход от реальности в фантастику; авантюризм; утрата внешних авторитетов, опора на личный опыт; моральный критицизм, негативизм; внешние формы нарочитой неуважительности, небрежность, заносчивость; c амоуверенность; любовь к приключениям, путешествиям (побеги из дома); лживость "во спасение", лукавство; бурное выявление новых чувств, просыпающихся с половым созреванием.

3. Старший школьный возраст

В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в дополнительных школах.

Старший школьный возраст – это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.

В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Еще более чем в подростковом возрасте, предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь. В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая порой перерастает в любовь.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.

Ранняя юность – это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

Таким образом, можно сказать, что характерными особенностями юношеского возраста являются: этический максимализм; внутренняя свобода; эстетический и этический идеализм; художественный, творческий характер восприятия действительности; бескорыстие в увлечениях; c тремление познать и переделать реальность; благородство и доверчивость.

«УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТEЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.

Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях.

От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности (а потребности ребенка в каждом возрасте разные).

Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возрастной период со своим неповторимым содержанием - особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью - имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, другой - позже.

Начальные возрастные периоды образуют детство - целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности.

Детское развитие - сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. В развитии ребенка наступает момент, когда его возросшие возможности, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.

Развитие (по Л.С. Выгодскому) - это появление нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, то есть качествами и свойствами, которых не было раньше в готовом виде.

Подробная структура психологического возраста представлена в таблице 1. «Психологические особенности детей дошкольного возраста».

Таблица 1 «Психологические особенности детей дошкольного возраста»

Показатели

Возрастная группа

2 - 3

3 - 4

4 - 5

5 - 6

6 - 7

Ведущая потребность

Потребность в любви

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка

Потребность в общении; познавательная активность

Потребность в общении; творческая активность

Потребность в общении

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Высокая чувствительность к дискомфорту

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Индивидуально, у большинства низкая

Ведущая функция

предметно-манипулятивная, предметно-орудийная деятельность

Восприятие

Наглядно-образное мышление

Воображение

Воображение, словесно-логическое мышление

Игровая деятельность

Предметно-манипулятивная, игра «рядом»

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

Форма общения

Ситуативно-личностное

Ситуативно-деловое

Внеситуативно -деловое

Внеситуативно - деловое + внеситуативно - личностное

Внеситуативно - личностное

Отношения со взрослыми

Источник защиты, ласки и помощи

Взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Взрослый – источник информации

Источник информации, собеседник

Источник эмоциональной поддержки

Отношения со сверстниками

Мало интересен

Мало интересен

Интересен как партнер по сюжетной игре

Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении

Собеседник, партнер по деятельности

Наличие конфликтов

Со взрослыми («Я сам»)

Со взрослыми как продолжение («Я сам»)

Отсутствуют

Отсутствуют

К 7-ми годам - кризис, смена социальной роли

Эмоции

Сильной модальности, резкие переходы

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта

Более ровный, старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости

Преобладание ровного оптимистического настроения

Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбирание

Экспериментирование, конструирование

Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутренне устройство

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Произвольность познавательных процессов

Восприятие, внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре

Развитие целенаправленного запоминания

Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Воображение

Начинает фантазировать; доизобразительное рисование (каракули)

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Репродуктивное; появление элементов творческого воображения

Развитие творческого воображения

Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, дразнилки, стихи)

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов

Знания о предметах и их свойствах расширяются, организуются в систему и используются в различных видах деятельности

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности

Внимание

Объем внимания 2 – 3 предмета

Быстро переключается с одной деятельности на другую.

Удерживает внимание 5 – 10 мин.

Объем внимания 3 – 4 предмета

Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10 – 15 мин.

Объем внимания 4 – 5 предметов

Начало формирования произвольного внимания.

Удерживает внимание 15 - 20 мин.

Объем внимания 8 - 10 предметов

Интенсивное развитие произвольного внимания. Удерживает внимание 20 - 25 мин.

Объем внимания 10 - 12 предметов

Память

Узнавание, кратковременная.

Объем памяти 2 – 3 предмета из 5

Эмоционально окрашенная информация. Преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная.

Объем памяти 3 – 4 предмета из 5

Кратковременная; эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4 – 5 предмета из 5, 2 – 3 действия

Развитие целенаправленного запоминания.

Объем памяти 5 - 7 предметов из 10, 3-4 действия

Интенсивное развитие долговременной памяти.

Объем памяти 6 - 8 предметов из 10, 4 - 5 действий

Мышление

Наглядно-действенное

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному (переход от действий с предметами к действиям с образами)

Наглядно-образное

Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

Элементы логического развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные

Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли

Формирование планирующей функции речи

Развитие внутренней речи

Условия успешности

Разнообразие развивающей среды

Разнообразие окружающей среды и партнерские отношения со взрослыми

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

Новообразования возраста

1.Возникновение речи и наглядно-действенного мышления.

2.Развитие нового отношения к предмету, имеющему назначение и способ употребления.

3.Зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка.

Самопознание, усвоение первичных нравственных норм

1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.

2.Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

3.Появление элементов сюжетно-ролевой игры.

1.Предвосхищение результата деятельности.

2.Активная планирующая функция речи.

3.Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

4. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

1.Внутренний план действий.

2.Произвольность всех психических процессов.

3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.

4.Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

5.Возникновение первой целостной картины мира.

6.Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.

Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов являются кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

Знание и понимание детей;
- любовь к детям;
- основательный теоретический баланс;
- способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Каждому присущи свои возможности и ограничения в развитии.

Целью воспитания является воспитание всесторонней, гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному.

А индивидуальный подход обеспечивает это личностное своеобразие развития детей, дает возможности максимального развития всех особенностей ребенка. Без учета индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом.

Темперамент – это врожденное качество, и изменить его невозможно!!!

Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.

При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у сангвиника - распыленность интересов; у холерика - несдержанности, резкости; у флегматика - вялости, безучастности к окружающему; у меланхолика - замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

Подробные характеристики типов темперамента детей представлены в таблице 2 «Психологические особенности типов темперамента».

Таблица 2 «Психологические особенности типов темперамента»

Тип темперамента

Характеристика

Акцент в воспитании

Сангвиник

Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен, импульсивен, незлопамятен, недостает терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности.

При неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветреными и легкомысленными.

  • Формировать устойчивые интересы;
  • учить доводить начатое до конца;
  • формировать критичное отношение к результатам своего труда;
  • обращать внимание на качество выполнения задания;
  • предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности.

Холерик

Неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него обычное явление. Легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками. Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности.

  • Развивать способность считаться с чувствами окружающих;
  • направлять энергию на полезные дела;
  • укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;
  • развивать сдержанность;
  • предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности.

Флегматик

Очень спокоен, сдержан, серьезен. На первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне редко занимает позицию лидера среди других детей. Тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Медлителен, для усвоения новой информации ему требуется немало времени, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Флегматик легко засыпает, а вот разбудить его порой бывает непросто: малыш капризничает, ноет, а потом полдня жалуется на вялость и сонливость.

  • Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, затем средней, а потом высокой подвижностью;
  • учитывать низкий темп выполнения задания.

Меланхолик

Застенчив, робок, нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу. Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они нередко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки.

  • Чаще давать положительную оценку, подбадривать;
  • создавать ситуации успеха;
  • организовывать совместную деятельность с успешными детьми.

Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Помните: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Список использованной литературы

  1. Дошкольная психология / Урунтаева Г.А. – М., 1998г.
  2. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Ковальчук Я.И. – М., 1981г.
  3. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Практические семинары для педагогов. Вып.2. Психологическая компетентность воспитателей / авт-сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011.

Кроме того, что процесс развития ребенка определяется и детерминируется многочисленными вышеупомянутыми факторами, необходимо учитывать, что каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельностными особенностями, т.е. особенностями задатков, способностей, уровня притязаний, самооценки, работоспособности; характеризуется собственным стилем деятельности.

В то же время все обучающиеся на определенной ступени образовательной системы обладают исходными общими и типическими для них чертами. Это объясняется тем, что каждая образовательная ступень соотнесена, как правило, с определенным периодом в жизни человека. Так, во всем мире учатся в начальной школе дети не старше 10 лет (хотя в экстремальных социальных ситуациях, например ликвидации безграмотности, в эту ступень образования включаются взрослые).

Возрастная периодизация представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии. Рассмотрим основные подходы к возрастной периодизации, являющейся исходной для определения типического субъекта различных ступеней образовательной и, прежде всего, школьной системы.

Л.С. Выготский определил три группы схем решения этой проблемы. В рамках первой группы , с учетом биогенетического подхода, периодизация детства основана на этапах филогенетического развития . Вторая группа подходов за основу периодизации принимает изменение какого-либо одного (часто внешнего) признака, например появление и смену зубов, сексуальное созревание и др. Третья группа подходов направлена на выявление существенного в развитии, например, изменений внутреннего темпа и ритма развития . С точки зрения Л.С. Выготского данный подход является наиболее продуктивным.

Психическое развитие человека понимается отечественной психологией как внутренне противоречивый процесс, связанный с возникновением психических и личностных новообразований, сменой определенных фаз в общей схеме кризисов развития. При этом в качестве критериев их разграничения, выступают, во-первых, новообразования, характеризующие сущность каждого возраста , т. е. новый тип строения личности и ее деятельности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка, ход его развития в данный период. Вторым критерием Л.С. Выготский считает динамику перехода от одного периода к другому , которая может быть резкой и постепенной. Соответственно Л.С. Выготский выделяет следующие критические и стабильные периоды возрастного развития:



кризис новорожденного, младенческий возраст (2 месяца - 1 год),

кризис 1 года, раннее детство (1 год - 3 года),

кризис 3 лет, дошкольный возраст (3 года - 7 лет),

кризис 7 лет, школьный возраст (8-12 лет),

кризис 13 лет, пубертатный возраст (14-18 лёт),

кризис 17 лет.

Несколько иную периодизацию предлагает Ж. Пиаже , который подошел к определению типических особенностей субъекта разного возраста с позиции развития его интеллекта и выделил четыре основных периода развития:

от 1,5 до 2 лет развитие символического и допонятийного мышления;

2 – 7-8 лет образуется интуитивное (наглядное) мышление;

с 7-8 до 11-12 лет формируются конкретные операции, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно схватывать в интуиции;

с 11-12 лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление.

Если сопоставить приводимые по разным основаниям в схемах Ж. Пиаже и Л.С. Выготского возрастные границы периодов, например дошкольного и младшего школьного возраста, то, очевидно, что они в целом совпадают. Общепринятой является следующая периодизация :

преддошкольный (3-5 лет),

дошкольный (5-7 лет),

младший школьный (7-11 лет),

подростковый (средний школьный) возраст (11-15 лет),

ранняя юность, или старший школьный возраст (15-18 лет),

студенческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) -17-18 лет - 22-23 года.

Д.Б. Эльконин называет три основных фактора , обусловливающих как само развитие, так и его периоды: 1) определенная социальная ситуация развития, форма отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) основной или ведущий, тип деятельности; 3) основные психические новообразования . Все эти показатели, по Д.Б. Эльконину, находятся в сложном отношении взаимодействия и взаимовлияния. Однако, если для Л.С. Выготского основным критерием развития были новообразования, то для Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, развивающих деятельностную концепцию, основным явился тип ведущей деятельности. Д.Б. Эльконин определил и возрастные периоды психического развития и шесть ведущих типов деятельности :

1) непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми,

2) предметно-манипулятивная деятельность,

3) ролевая игра,

4) учебная деятельность,

5) интимно-личное общение,

6) учебно-профессиональная деятельность.

Следует также принять во внимание, что в процессе исторического развития изменяются общие социальные условия, в которых развивается ребенок, изменяются содержание и методы обучения, и все это не может не сказаться на изменении возрастных этапов развития. Каждый возраст характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.

Рассмотрим основные периоды формирования личности, являющиеся наиболее важными для педагогики. Подробнее об этих периодах можно узнать в следующей литературе:

Педагогика: Учеб. пособие/ Подласый И. П. – М.: Просвещение, 1996. – С. 126-136

Младший школьник - это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к ней. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению как к радости открытия. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности младшего школьника.

Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, так как, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ре­бенка с обществом, а во-вторых, в ней осуществляется формирование основных качеств личности ребенка и отдельных психических процессов. В этот период развиваются основные формы мышления, предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая и большой физической выносливости. Исследователи определяют целый ряд трудностей, с которыми сталкивается младший школь­ник. Это трудности нового режима жизни, новых отношений с учителем. В это время начальная радость знакомства со школой часто сменяется безразличием, апатией, вы­зываемыми невозможностью преодолеть эти трудности. Учителю особенно важно учесть основные психические новообразования этого возраста - произвольность, внутренний план действий и рефлексию , проявляющиеся при овладении любым учебным предметом. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения .

К концу начальной школы, когда основной период адаптации закончен, школьник становится субъектом не только учебной деятельности, но и, что очень важно, активного межличностного взаимодействия. Младший школьник становится подростком.

В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека - «чувство взрослости». Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости, сензитивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения , которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

При этом существенно, что подростничество, как и другие возрастные периоды, стадиально . В этом периоде Д.И. Фельдштейн выделяет три стадии: локально-капризную (10-11 лет), когда обострена потребность в признании взрослых; право-значимую (12-13 лет), характеризующуюся потребностью в общественном признании; утверждающе-действенную (14-15 лет), когда доминирует готовность проявить себя.

Если для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность, то для школьника среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность, в русле которой происходит и интимно-личное общение со сверстниками. При этом именно учебная деятельность становится тем средством, с помощью которого подросток проявляет собственную индивидуальность. Найти себя в себе и в других - основная потребность этого возраста.

В период старшего школьного возраста ученики начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, но и конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного разви­тия страны.

В данный период меняется и учебная мотивация : для старшеклассника сама учебная деятельность - средство реализации жизненных планов будущего.

Важнейшее психологическое новообразование данного возраста - умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника. Существенно, что если для подростка авторитеты учителя и родителей как бы уравновешиваются дополняясь авторитетом сверстников, то для старшеклассника авторитет отдельного учителя-предметника дифференцируется от авторитета школы. Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределении старшеклассника.

Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия , осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания.

Студенческий возраст (18-25 лет) представляет особый период в жизни человека. Студенчество - это специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии.

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими типами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество - социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости . Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического процесса.

Несмотря на бесспорное существование данных типологических особенностей учащихся, следует учитывать, что они могут по-разному проявляться в индивидуальном формировании конкретной личности. И если при учете возрастных особенностей развития педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь выше, то при учете индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников. Нужно подчеркнуть, что только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование их личности . В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания воспитанников.

Можно сделать вывод, что одним из необходимых условий формирования всесторонне развитой личности является дифференциация и индивидуализация педагогического процесса. Под дифференциацией педагогического процесса понимают расширение сферы удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, увеличение разнообразия учебных планов и программ, возникновению новых предметов и дополнительных курсов . Однако при рассмотрении необходимости дифференциации педагогического процесса необходимо отметить, что образование должно быть не только всесторонним, но и гармоничным . Это означает, что все стороны личности должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.

Под индивидуализацией педагогического процесса подразумевается тщательный анализ индивидуальных особенностей каждого учащегося и ориентация на данные особенности при реализации образовательного процесса . Чтобы обеспечить высокий уровень развития учащихся, педагогический процесс ни в коем случае не может допускать нивелировки и «уравнительности» в их личностном формировании.

Таким образом, мы видим, что изучение личности, факторов ее развития, ее возрастных и индивидуальных особенностей является одним из важнейших и наиболее сложных вопросов педагогики, так как знание их позволяет реализовать основную цель педагогической науки – выявление и всемерное развитие положительного потенциала каждого человека, его природных задатков, способностей и склонностей, формирование всесторонней и гармоничной личности.

ГЛОССАРИЙ

Человек – в узком смысле этого слова, биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием природы и общества; в широком смысле, точка пересечения различных проекций бытия, вбирающего в себя природные, социальные и культурные характеристики.

Индивид – единичный представитель человеческого рода.

Личность – это индивид как субъект активной деятельности, общения, носитель сознания; это социально-психологическая сущность человека, проявляющаяся в общественных отношениях в виде исполнения определенных социальных ролей.

Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

Развитие – целенаправленный процесс детерминации количественных и качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня ее развитости.

Противоречия – основной источник развития и его движущая сила, столкнувшиеся в борьбе противоположные начала, несоответствие потребностей и возможностей их удовлетворить.

Биологические факторы (врожденные свойства) и социальные факторы (приобретенные свойства), критерием их разграничения являться степень зависимости от врожденных предпосылок.

Внутренние факторы (степень активности велика) и внешние факторы (влияние на развитие внешнего воздействия), критерием является степень активности субъекта в собственном развитии.

Биологизаторское направление интерпретации личности рассматривает личность как сугубо природное существо.

Социологизаторское направление предполагает, что, хотя человек рождается как существо биологическое, в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех или иных социальных групп.

Биосоциальное направление утверждает, что психологические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта.

Институты социализации –это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов.

Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Воспитание 1) шир. см. – воздействие на личность общества в целом, социальное, целенаправленное создание условий для развития человека; 2) узк. см. - целенаправленная, специально-организованная и систематическая деятельность, призванная сформировать у детей систему личностных качеств, взглядов и убеждений, отношений и мировоззрения.

Воспитуемость – откликаемость ребенка на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития.

Зона актуального развития – уровень развития, уже достигнутый ребенком.

Зона ближайшего развития – уровень развития, который будет достигнут ребенком в ближайшее время.

Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних факторов, обеспечивающих развитие; деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, идеалами или убеждениями.

Дифференциация педагогического процесса - расширение сферы удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, увеличение разнообразия учебных планов и программ, новых предметов и дополнительных курсов.

Индивидуализация педагогического процесса - тщательный анализ индивидуальных особенностей каждого учащегося и ориентация на данные особенности при реализации образовательного процесса.

МАТЕРИАЛ УЧЕБНИКА

«Возрастные особенности школьников».

Успех воспитания зависит прежде всего от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.
С давних пор детство (т. е. время от рождения ребенка до 18 лет) делят на периоды, характеризующиеся качественным своеобразием психо-физиологических признаков в том или ином возрасте. В настоящее время принято следующее деление детства на такие возрастные периоды:
1) младенческий - от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц - период новорожденности;
2) преддошкольный возраст - от 1 года до 3 лет;
3) дошкольный возраст - от 3 до 7 лет;
4) младший школьный возраст - от 7 до 11-12 лет;
5) средний школьный возраст (подростковый) - от 12 до 15 лет;
6) старший школьный возраст (юношеский) - от 15 до 18 лет.
Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении. Вместе с тем следует иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду.


Средний школьный возраст.

Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.
Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру - подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя.
В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.
Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий. Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либо занятием: коллекционированием марок, сбором бабочек или растений, конструированием и т. д.
Ярко проявляет себя подросток и в играх. Большое место занимают игры-походы, путешествия. Они любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных (футбол, теннис, волейбол, игра типа «Веселые старты», военные игры). В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Игры подростков носят более устойчивый характер. Особенно ярко в подростковом возрасте проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер (шахматы, КВН, соревнование в решении задач на сообразительность и т. д.). Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями.
В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретическх знаний. Они знакомятся со множеством фактов, готовы рассказать о них или даже выступить с короткими сообщениями на уроке. Однако подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения, но проникновение в сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделить главное, существенное и сделать необходимое обобщение. Учащиеся довольно подробно рассказывают, например, о восстании под предводительством Степана Разина, но вскрыть его социально-историческую сущность затрудняются. Для подростков, как и для младших школьников, характерна установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание.
В то же время в отличие от младшего школьника, который с большим интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.
В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. Очень ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в том, что он страстно, с жаром спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает вместе с героями кинофильмов или книг.
При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.
Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка - это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Но действенность идеала определяется не столько рассудочной деятельностью подростка, сколько силой его эмоций. В качестве идеала часто выступает конкретный человек. Обычно это выдающиеся люди, яркие, героические личности, о которых он узнает из книг, кинофильмов и реже близкие люди, по отношению к которым в большей степени проявляется критичность. На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости окружающими остро переживается.
В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление вина).
Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на равноправие со взрослыми. Важнейшим благоприятным условием нормальных взаимоотношений с подростком является такая ситуация, когда взрослые выступают по отношению к подростку в роли старшего друга и товарища, у которого можно многому научиться. Если же старшие продолжают относиться к подростку, как к ребенку, то может возникнуть конфликтная ситуация.
Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Особенно велико влияние пионерской и комсомольской организаций. Активно участвуя в жизни пионерской организации, находясь под контролем коллектива, подростки приучаются выполнять каждодневные обязанности, формируют общественную активность, инициативу, способность определять свою волю и интересы волей коллектива.
Подросток не мыслит себя вне коллектива, гордится коллективом, дорожит его честью, уважает и высоко ценит тех одноклассников, которые являются хорошими товарищами. Он более чутко и сознательно по сравнению с младшим школьником относится к мнению коллектива, руководствуется им. Если младший школьник в большинстве случаев удовлетворяется похвалой или порицанием, исходящими непосредственно от учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение, уметь на него опереться.
Место, которое занимают подростки среди товарищей по классу, имеет огромное социально-психологическое значение: в числе «трудных» учащихся, как правило, оказываются те подростки, которые в школе относятся к категории изолированных. Сильнейшим стремлением подростка является стремление завоевать авторитет среди товарищей, быть уважаемым, и во имя этого он готов на все. Если его не принимают в классе, он ищет себе друзей вне школы. Формирование личности подростка будет зависеть от того, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения.
Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Она может сохраниться на всю жизнь. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто идут за моралью, принятой в их среде, а не за моралью взрослых. У подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых. Этим объясняется, видимо, стойкость некоторых «моральных установок», которые из года в год существуют в среде школьников и почти не поддаются педагогическому воздействию, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и вполне добродушное, даже поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой. Но вместе с тем мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может меняться под влиянием общественного мнения товарищей. Это особенно заметно, когда ученик переходит из одного класса в другой, где существуют иные традиции, требования, общественное мнение, которое он и принимает.
У подростков ярко проявляется высокое гражданское чувство советского патриотизма. Особенно ярко патриотизм пионеров проявился в годы Великой Отечественной войны. Движимые чувством советского патриотизма, современные подростки-пионеры идут по местам революционной, боевой и трудовой славы старшего поколения, обогащая свой опыт новыми знаниями и высокими гражданскими чувствами. Они горячо любят свою Родину, стремятся как можно скорее и больше принести пользы обществу, мечтают прославить Родину замечательными героическими подвигами