Во что поиграть с ребенком 3 4 лет дома. Изучаем основы хорошего воспитания

Мир дети познают играя. Взрослые хотят видеть своих детей умными, развитыми, а дети хотят играть. Интересная игра будет удовлетворять всех. Поэтому многих родителей волнует вопрос: какие являются наиболее эффективными и интересными? В этой статье собраны самые увлекательные и полезные игры, которые понравятся и Вам и Вашему ребенку.

Игры для детей в 4 года на развитие внимания, быстроты реакции, умения концентрироваться

Приведенные в этом разделе развивающие игры для детей 4 лет вырабатывают сразу несколько важных навыков.

«Прыгаем за цветом»

Взрослый называет цвет. Ребенок дотрагивается до всех предметов этого цвета в комнате или в доме. Добираться к предметам, нужно прыгая. Далее взрослый дает команду «Стоп!» и предлагает ребенку назвать все предметы, до которых он дотронулся.

«Цвет для солнышка»

Перед ребенком лежат кубики (кегли, ленточки и т.д.) различных цветов. Взрослый читает стихотворение:

Дождик, лей веселей,

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей.

Для лесов, для полей

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап.

Кап-кап! Кап-кап!

Будет, будет лето в радугу одето.

Жаркое солнце яркого цвета,

Яркого, красивого, желтого и синего,

Зеленого, красного и любого разного! (П. Синявский)

Ребенок подбирает цвет солнышка, названный взрослым в стихотворении (…желтого, синего, зеленого, красного…).

«Говорящие карандаши» (игра способствует закреплению знаний детей о цвете)

Перед ребенком лежат цветные карандаши.

Взрослый говорит, что они могут разговаривать. Например, оранжевый сказал: я - апельсин, я - морковь, я - огонь. Предлагает детям послушать, что им могут рассказать карандаши. (Ответы могут быть примерно такими: желтый - лимон, банан, солнышко, зеленый - листочек, травка, крокодильчик).

«Днем с огнем» (данные развивающие игры для детей 4 лет способствуют закреплению знаний детей о цвете)

Понадобится фонарик и затемненная комната. Ребенку предлагается поводить фонариком и осветить что-нибудь синее (красное, коричневое и т.д.), назвать предмет.

«Пальчики-ответы»

Ребенку задаются вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Большие пальчики рук, поднятые вверх, «отвечают» «да!», опущенные вниз - «нет!».

Вопросы могут быть познавательного и шуточного содержания:

Ты любишь конфеты?

Ты любишь мороженое?

Ты любишь мультфильмы?

Ты любишь кататься зимой на санках?

У собачки две лапки?

Кошка гавкает?

Рыбки умеют бегать? и т.д.

Игры для детей в 4 года на развитие наблюдательности, внимания

Внимание наблюдательность закладываются в детстве, перечисленные развивающие игры для детей 4 лет разовьют эти важные навыки.

«Что в коробке?»

Игра проводится с целью запоминания ребенком названий предметов, одежды, фруктов, овощей и т. д. В тайне от ребенка в коробку помещается предмет (овощ, фрукт, и т.д.). Взрослым делается описание этого предмета, предлагается догадаться о том, что это за предмет, и достать его из коробки.

«Подбери крышку» (данные развивающие игры для детей 4 лет развивают пространственное воображение)

Для игры понадобятся кастрюли, емкости различной формы и крышки к ним, лежащие отдельно. Ребенку предлагается подобрать крышечку к каждой емкости. Крышки можно примерять на глазок или накрывая каждую кастрюлю.

«Чего же не хватает?»

Для игры понадобятся картинки предметов, знакомых ребенку (их можно распечатать с компьютера). До начала игры картинки нужно доработать - отрезать важную деталь предмета, например, у птицы - клюв, у машины - колесо, у телевизора - шнур, у двери - ручку и т.д. Предложить ребенку определить какой детали предмета не достает на картинке, подобрать эту деталь из предложенных.

«Подражаем животному»

Ребенку предлагается лечь на коврик. Взрослый произносит фразу: «Тихо…тихо… вижу я в лесу лисицу (зайчика, волка, слона, змею)». Услышав название животного, ребенок поднимается и начинает подражать этому животному. Снова ложится и ожидает названия следующего животного.

Игры для детей в 4 года на развитие речи, логики, мелкой моторики руки, тренировку памяти

В этот раздел вошлиразвивающие игры для детей 4 лет , способствующие формированию логического мышления и тренировку памяти.

«Волшебные пазлы»

Для игры понадобятся иллюстрации любимых сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка-ряба», «Теремок» и т.д. (их можно распечатать на принтере). Иллюстрация наклеивается на плотную бумагу, разрезается на произвольные кусочки.

Взрослым читается сказка ребенку, объясняется значение непонятных слов, обсуждается содержание сказки. Затем ребенку предлагается собрать картинку - иллюстрацию к сказке и обсудить эпизод, изображенный на ней, описать героя сказки и т.д. Далее можно предложить ребенку пересказать услышанную сказку.

«Покупаем продукты»

Ребенку предлагается представить, что он в магазине покупает продукты, но не знает их названия, он только описывает их цвет, форму, вкус. Взрослый должен догадаться какой продукт купил ребенок в магазине. Можно задавать встречные дополнительные вопросы, например: «А этот продукт похож на мячик?», «А он больше или меньше апельсина?» и т.д. Если ребенок затрудняется в описании продуктов, то вначале игры они показываются ему на картинках.

«Любимая игрушка»

Взрослый просит ребенка описать его любимую игрушку, рассказать как он с ней играет, как она двигается. Далее игрушку описывает взрослый, а ребенок угадывает ее по описанию.

«Учимся шнуровать кроссовки»

На плотном листе бумаге взрослый вместе с ребенком рисует кроссовок, раскрашивает его фломастерами. Далее проделывает шесть отверстий (по три слева и справа) и показывает (используя шнурок) как нужно правильно шнуровать кроссовок. После обучения на «макете», переходим к обучению на настоящем кроссовке или ботинке. И шнуруем долго, долго, долго и терпеливо.

«Кто ты?»

Себя и мир ребенок познает играя. Ребенку предлагаются вопросы, на которые он отвечает и осознает, что один и тот же человек может называться по-разному.

Как тебя зовут?

Кто ты? Мальчик или девочка?

Как тебя называет мама (папа, бабушка, дедушка)?

Кто ты в детском саду?

Как называть тебя будут в магазине? в больнице? в автобусе, троллейбусе, такси?

«Морозный узор»

На поднос насыпается и равномерно распределяется манная крупа (поднос должен быть не белого цвета). Кончиком указательного пальчика рисуются морозные узоры. Делается их описание. Фантазия поможет определиться в изображении. Для создания нового рисунка крупа снова распределяется равномерно на подносе.

Игра используется для запоминания ребенком некоторых слов, для выработки правильного произношения того или иного слова.

Например, отработаем произношение слова «телевизор».

Ребенку предлагается фразу «Я люблю смотреть телевизор» произнести следующими способами:

Зажав нос;

Сжав губы;

Распевая.

Играя со своим малышом в такие развивающие игры для детей 4 лет , Вы внесете большой вклад в развитие личности своего ребенка!

March 28th, 2011

Дошколята 4-5 лет с удовольствием поиграют не только в подвижные игры, но и в те, где нужно подумать. Упор в играх рекомендуется делать на развитие наблюдательности, запоминания, логики, воображения и навыков речи, а в подвижных играх - на совершенствование координации, скорости, ловкости и внимательности.

Вот несколько подходящих игр:

  1. Кошки-мышки

Активная игра. Развивает ловкость, скорость, внимательность. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Есть два варианта этой игры.
Первый. Все, кроме троих игроков берутся за руки и встают в незамкнутый круг. Внутри бегает "мышка" и две "кошки". "Кошки" должны догнать мышку, но это не так просто, т.к. она может спокойно пробегать между игроками в кругу, а они – нет. После все втроем встают в круг и выбираются новые кошки-мышки.
Второй вариант. В одном углу обозначается дом кошки, в другом – норка мышей, в третьем – кладовая, где находятся мелкие предметы, изображающие припасы. Кошка засыпает в домике, а мышки перебегают из норы в кладовую. На хлопок ведущего (или после слов стишка) кошка просыпается и начинает ловить мышей, которые стараются добежать до норки. Вначале кошку играет кто-то из взрослых, который делает вид, что ловит, но дает мышкам убежать. В игру можно внести словесное сопровождение:
Кот мышей сторожит,
Притворился, будто спит.
Вот он слышит - вышли мыши,
Потихоньку, ближе, ближе,
Изо всех ползут щелей.
Цап – царап! Лови скорей!

  1. Карусели

Спокойно-активная хороводная игра. Развивает координацию и синхронность движений, ловкость, внимательность. Умение управлять силой голоса. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с детьми встает в круг и все начинают медленно и тихо произносить текст:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
(При этом игроки начинают медленное движение по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Нарастает и темп и сила голоса, одновременно увеличивается скорость движения. Игроки переходят на бег) Следующая часть произносится с понижением темпа и силы голоса:
Тише, тише! Не спешите!
Карусель остановите!
(С этими словами все останавливаются).

  1. Кенгуру

Активная игра. Развивает ловкость, быстроту в движениях. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Соревнуются две команды. Зажав ногами спичечный коробок (или аналогичный предмет), нужно допрыгать как кенгуру до противоположной стенки (или стула), остановиться и громко сказать: "Я – кенгуру!" (это заявление тоже оценивается ведущим). Затем нужно допрыгать обратно и передать коробок товарищу по команде. Победившей команде - призы.

  1. Лишнее слово

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, умение объединять предметы в группы и подбирать обобщающие слова. Подходит для дома и улицы.
Перед началом игры ведущий объясняет, что в русском языке есть слова схожие по значению. Ведущий перечисляет детям 4 слова, а они называют, какое лишнее, и объясняют, почему они так думают. Можно играть не только с существительными, но и с глаголами и прилагательными.

  1. Конфетки

Спокойная игра. Учит общению, умению формулировать вопросы и ответы. Подходит для дома и улицы.
Хорошая игра для начала праздника, позволяющая детям раскрепоститься. Потребуются любые конфеты или драже. Каждому ребенку предлагают взять столько конфет, сколько он хочет. Затем тарелку с угощением передают по кругу. Затем ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен ответить на количество вопросов от других, равное количеству конфет, которые он взял.

  1. Горячий шарик

Спокойная игра. Развивает ловкость, скорость и внимательность. Подходит для дома и улицы.
Азартная игра: все становятся в круг и под музыку передают друг другу шарик. Когда музыка замолкает, игрок, который не успел передать шарик и остался с ним в руках, выбывает (можно отсаживать в почетные зрители, можно брать фанты). Выигрывает последний участник, оставшийся без шара.

  1. Пропущенные числа


Ведущий считает до 10, умышленно пропуская некоторые числа (или ошибаясь). Игроки должны хлопнуть в ладоши, как услышали ошибку, и назвать пропущенное число.

  1. Пушинка

Спокойная игра. Развивает дисциплину. Подходит для дома.
Старинная русская игра. Команды встают друг против друга, между ними – черта, которую нельзя переступать (например, ленточка). Ведущий подбрасывает перышко (можно использовать распушенный ватный клочок) над головами участников. Задача: передуть его на сторону противника. Внимание, команде, заступившей ленточку или дотронувшейся до перышка руками, засчитывается поражение.

  1. Ромашка

Спокойная игра. Позволяет раскрепоститься. Подходит для дома.
Подходит для начала праздника, если гости чувствуют себя скованно. Для игры заранее заготавливается из бумаги ромашка. Количество лепестков должно быть равно количеству гостей. На обороте каждого написаны легкие смешные задания, например, прокукарекать, пропрыгать по-лягушачьи или на одной ножке, повторить скороговорку, проползти на четвереньках и т.д. Дети отрывают по лепестку и выполняют задание. Если дети еще не умеют читать, задание можно изобразить в виде рисунка или прочитать ведущему.

  1. Ежики

Активная игра. Развивает скорость, мелкую моторику. Подходит для улицы и дома.
Командная игра. Для нее нужна веревка 1.5 м и прикрепленные на нее 30 разноцветных прищепок. В роли ежиков выступают взрослые. Игроки подбегают к растянутой веревке по одному, как в эстафете, снимают по одной прищепке, бегут к сидящим на стульях "ежикам" и прицепляют ее на любое место одежды или прически. Хорошо, если от веревки до ежиков расстояние метров 10. Выигрывает та команда, чей ежик ощетинится лучше, т.е. у которого будет больше прищепок – иголок. Второй команде можно дать приз за самого оригинального/симпатичного/веселого ежа (по обстоятельствам).

  1. Я иду, иду

Активная игра. Развивает скорость и внимание. Подходит для дома и улицы.
Веселая, эмоциональная игра, доставляющая маленьким детям много удовольствия. Дети выстраиваются за ведущим цепочкой. Он идет и произносит следующие слова: "Я иду, иду, иду, за собой детей веду (произвольное число раз), а как только повернусь, сразу всех переловлю" Услышав слово "переловлю", дети бегут в заранее оговоренное безопасное место, а ведущий их ловит (для малышей лучше делать вид, давая им убежать). Игра хорошо подходит для дома, когда ведущий ведет из комнаты в комнату, повторяя первые строчки. Когда же будет произнесено заветное "переловлю", дети с визгом устремляются через всю квартиру к спасительному месту.

  1. Паук и мухи

Мерцающая игра. Учит детей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь, и замирать по сигналу. Развивает координацию и внимание. Подходит для дома и улицы.
В одном углу комнаты (площадки) обозначается паутина, в которой сидит "паук". Остальные дети изображают мух: бегают, кружатся по всему помещению, жужжат. По сигналу ведущего: "Паук!" мухи замирают на том месте, где их застал сигнал. Паук выходит из паутины и внимательно смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился – отводит в свою паутину.

  1. Кто я?

Спокойная игра. Развивает логику, расширяет кругозор. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника. При входе каждый ребенок получает новое имя – медведь, лиса, волк и т.д. Картинка с новым именем прикрепляется на спину ему, он об этом не знает, до тех пор, пока с помощью наводящих вопросов не выяснит у окружающих все о себе. Как вариант, можно описывать это животное только прилагательными (например: хитрая, рыжая, пушистая… - лиса). Задача – как можно быстрее выяснить, о ком идет речь.

  1. Времена года?

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы, связанные с этим временем года. Время от времени он произносит неправильные слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к этому времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.

  1. Съедобное - несъедобное?

Спокойная игра. Развивает внимание и логику. Подходит для дома и улицы.
Ведущий бросает мяч одному из игроков и произносит какое-нибудь слово. Игрок должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет, или отбросить его, если предмет несъедобный. Побеждает самый внимательный. С ошибившихся можно брать фанты, по которым потом втемную назначаются смешные задания.

  1. Послушная тень или Зеркало

Спокойная игра. Развивает внимание. Подходит для дома и улицы.
Выбираются два игрока (например, при помощи считалочки), один - тень другого. "Тень" должна повторять действия другого игрока, по возможности синхронно. Если в течении минуты игрок не сделает ни одной ошибки – он становится основным игроком и выбирает себе тень из числа других игроков.

  1. Поиски клада

Спокойная игра. Развивает умение ориентироваться в пространстве, логику, внимание, способность сопоставлять части, собирать мозаику. Подходит для дома и улицы.
Заранее составляется карта места, где спрятаны сокровища (квартиры или улицы), разрезается на кусочки, каждый из которых добывается игроками в виде награды за правильно отгаданную загадку или выполненное задание. Составив карту как пазл, все приглашенные ищут сокровище и обнаруживают что-то вкусное или интересное. Перед этой игрой лучше потренироваться и составить с детьми похожий план, проговаривая, как и что обозначается. Важно обратить внимание детей, что план – это как бы вид сверху. В случае затруднения в поисках клада ведущий подсказывает, направляя детей в нужном направлении.

  1. Горячо-холодно

Спокойная игра. Развивает логику. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника, если в комнате заранее спрятать разные сувениры-безделушки. Пришедший гость начинает искать спрятанный приз, а остальные подсказывают ему, верно ли он идет. Если он приближается к спрятанному предмету – кричат "Тепло", если совсем близко – "Горячо", если удаляется "Прохладно" или совсем "Холодно".

  1. Пропущенные числа

Спокойная игра. Развивает внимание и навыки счета. Подходит для дома и улицы.
Ведущий считает, умышленно ошибаясь или пропуская числа. Игроки должны хлопнуть в ладоши, как заметят ошибку, и исправить его.

  1. Успей-ка

Спокойная игра. Развивает внимание, мелкую моторику. Подходит для дома.
На полу разложены кубики (или кегли и пр.) по числу игроков минус один. Игроки ходят под музыку вокруг, а как только она стихает, должны схватить кубик. Кому не достался кубик – выбывает (или отдает фант).

  1. Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем

Спокойная игра. Развивает моторику, фантазию, внимание, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий тихо говорит игроку профессию, так, чтобы остальные не слышали. Игрок говорит "Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем" и пытается без слов показать, что делают люди этой профессии. Остальные угадывают. Угадавший игрок – показывает следующим.

  1. В старом чулане

Спокойная игра. Развивает речь и умение различать части предметов, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с игроками произносит:
В старом чулане, у бабушки Ани,
Куда я залез –
Много чудес…
Но все они "без"…
Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали предмета может не хватать. Например: стол – без ножки, платье – без кармана и т.д.

Родителям нередко приходится придумывать, чем заняться с ребенком, которому исполнилось 4 года. В одних случаях они пытаются как-то развлечь малыша, в других – освободить немного времени для собственных дел. Вариантов множество: интересные игры, развивающие занятия, творческие мероприятия и даже какие-то действия, которые взрослым людям кажутся скучной рутиной. Увлечь малыша 4 лет не так сложно, как кажется. Главное, предоставлять ему право выбора и не ограничиваться одним направлением. В целом, у родителей в арсенале всегда должно быть несколько вариантов организации детского досуга.

Развивающие домашние занятия

Несмотря на то, что дети всегда хотят развлечений, в их график необходимо ввести еще и варианты времяпрепровождения развивающего плана. Нужно воздействовать на все органы чувств, затрагивать все навыки. Даже для дома можно привести несколько десятков вариантов таких занятий. Вот только некоторые из них:

  • Ролевые игры. Дети 4 лет уже осознают свою половую принадлежность, поэтому варианты могут быть самыми разными. Кстати, если озорной мальчик хочет поиграть в дочки-матери, а милая девочка настаивает на пиратах, не нужно этому удивлять и тем более противиться. Для ребенка в таком возрасте все в новинку, поэтому не стоит даже намекать, что для него какое-то занятие «не подходит».

  • Рисование. Даже если у малыша не прослеживается склонности к подобным занятиям, нужно постараться возбудить его интерес. Игры, в которых нужно быстро разрисовать большой кусок обоев, или соревнование «кто быстрее обведет все трафареты», заинтересует даже абсолютно не творческую личность. А обведение контура мелких предметов еще и поспособствует развитию мелкой моторики у ребенка.

  • Танцы. Дети очень любят танцевать и возраст 4 лет не является исключением. Можно даже собрать любимые песни маленького меломана и с их помощью регулярно устраивать маленькие перерывы на разминку.

  • Занятия иностранными языками. Не обязательно сидеть с маленьким ребенком, зазубривая грамматику, или правила использования времен. Можно просто включать малышу развивающие мультики, запускать профильные программы, покупать различные игрушки и игры, дающие базовые знания по иностранному наречию.

  • . Кстати, теперь появилась достойная замена традиционному занятию – работа с кинетическим песком. Субстанция, на 95% состоящая из песка, и на 5% — из полимера, доставляет детям море удовольствия и при этом развивает их творческие способности, фантазию, восприятие окружающего мира, помогает разрабатывать мелкую моторику.

  • Строительство домика. Как и десятки лет назад, современные дети обожают строить «дома» под столами. Если уж нет возможности заняться этим вместе с карапузом, нужно хотя бы предоставить ему достойный «строительный» материал. Малышу в 4 года будет достаточно покрывал, мягких подушек, полотенец и чего-нибудь для декорирования «интерьера».

  • Выполнение заданий. Сегодня не так сложно найти развивающие тетради, в которых дети могут проходить через лабиринты, соединять точки, получая рисунок, разгадывать загадки, ребусы и шарады. На начальном этапе им конечно требуется помощь родителей, зато потом всегда можно будет увлечь этим чадо, если дома есть соответствующий материал. Нужно только понимать, с чем способен справиться ребенок 4 лет, а что для него еще рановато.

  • Пазлы. Яркие и красочные кусочки, из которых получаются красивые картинки, традиционно увлекают даже не самых спокойных малышей. А если это организовать в виде игры (например, как один из этапов семейной эстафеты), ребенок получит еще больше удовольствия от процесса.

Помимо этого, можно придумать еще немало вариантов, как увлечь ребенка или провести с ним время, которые не только позволят малышу развиваться, но и доставят огромное удовольствие родителям.

Как развлечь 4-летнего ребенка в четырех стенах?

Если к перечисленным мероприятиям малыш все же относится больше как к обязанностям, необходимо придумать для него интересные дела, которые действительно будут похожи на игры в его понимании. Правда, стоит учесть, что взгляды на этот вопрос у карапуза в 4 года и его родителей могут заметно разниться.

  • Домашние дела. Многие родители даже не понимают, какое это счастье для ребенка 4 лет – подмести пол, помыть посуду, выбить ковер, протереть пыль. Вполне возможно, что после этого придется проводить генеральную уборку, но иногда нужно идти на такие жертвы. Дело даже не в том удовольствии, которое получает карапуз, а в том, что он с раннего возраста привыкает к физическому труду.
  • Классические активные игры. Даже дома при желании можно поиграть в прятки, поиски спрятанных вещей, футбол, посбивать кегли. Нужно только правильно все организовать. И еще один нюанс – малыш должен понимать и принимать, что подобные мероприятия возможны, но ограничены по времени.

Совет: В 4 года малыш уже проявляет активный интерес к игровым консолям и различным аналогичным гаджетам. Никто не призывает поощрять это, воспитывая игромана, но и полностью отказывать детям в этом не стоит. Нормированные занятия утолят любопытство ребенка, не нанеся при этом вреда. Если маленький человечек с детства будет приучен к определенному графику в этом направлении, он не будет впадать в крайности по мере взросления.

  • Работа с нитками и резинками. Практика показывает, что если дать маленькому ребенку 3-5 лет моток с нитками или запутанные резинки, то он будет сидеть и кропотливо разбирать этот ком. Конечно, после этого изделия придется либо утилизировать, либо восстанавливать самостоятельно, но подобные игры, развивающие уравновешенность, терпение и внимание, того стоят.
  • Настольные игры. К таким развлечениям рекомендуется подключать всю семью. Чем больше человек удается занять, тем веселее проходит время. Только не стоит постоянно поддаваться малышу (особенно, если результат зависит от внимания или удачи). Дух соперничества развивает в детях лучше качества, чем постоянные уступки со стороны старших.
  • Рутинные дела. Малыша в 4 года увлекает абсолютно все. Даже если посадить его вырезать буквы из журналов (конечно, используя безопасные ножницы) или проделывать в них дырочки с помощью дырокола, спокойствие родителям обеспечено на долгое время.

Выбирая развлечение, которым можно заниматься дома, в первую очередь нужно помнить о безопасности маленького шалуна. Все же не стоит поощрять каких-то экстремальных увлечений только для того, чтобы как-то занять карапуза на время.

Полезные и интересные занятия на улице

Современные дворы довольно неплохо обустроены в плане организации детского досуга. Многочисленные горки, качели, сетки и турники могут занять детей на некоторое время и поспособствовать их развитию (укрепить мышцы, улучшить внимание и ловкость). Правда, в том случае приходится не только следить за ребенком, но и заниматься с ним. Дети 4 лет без проблем и с удовольствием придумывают игры самостоятельно, только если их собирается целая толпа. Во всех остальных случаях им нужна поддержка и подсказка со стороны взрослых.

Помимо групповых развлечений, малышу, наконец-то выбравшемуся из дома, могут понравиться следующие мероприятия:

  • Езда на велокате или самокате. Некоторые карапузы в 4 года уже довольно уверенно катаются на велосипедах и даже роликах.

  • Игры в песочнице. Достаточно предоставить ребятам яркие и разнообразные инструменты, чтобы занять их на несколько часов.

  • Спортивные занятия. Футбол, бадминтон, первые шаги в баскетболе – все это можно пробовать уже с 4 лет.

  • Работа с развивающими игрушками. Метание колец, сбивание кеглей, попадание чем-нибудь по цели – мероприятия, которые доставляют детям море удовольствия и одновременно с этим способствуют укреплению важных навыков.

Ребенка в 4 года можно уже отдавать в разнообразные секции по интересам. Одинаково уместны спорт, иностранные языки, художественная школа, курсы актерского мастерства, развивающие сеансы, подготовка к школе. Только не нужно пытаться охватить все и сразу. Нет ничего страшного, если малыш будет требовать смены обстановки каждый месяц, однажды он все же поймет, что ему нравится. Если же рассеивать его внимание, растрачивая потенциал на все и сразу, результат может оказаться плачевным. Из жизни ребенка просто исчезнут все интересы, угаснет тот задор, который характерен для возраста 4 лет.

Основы математики и чтения, знакомство с природными явления, миром флоры и фауны, первые представления о морально-этических нормах – малыши готовы впитывать любую информацию, при условии ее правильной подачи. Единственно верной и беспроигрышной тактикой обучения младших дошкольников считаются игры для детей 3-4 лет.

Развивающие игры 3-4 года

Буквально все интересно 3-4-х летнему карапузу. Он готов рисовать, лепить, собирать конструкторы и пазлы, учить стишки и песенки. Систематизировать досуг ребенка и направить возрастные особенности в нужное русло помогут родителям игры для развития детей 3-4 лет. Они эффективно обучают кроху, развивают интеллект, кругозор, память, совершенствуют речевой аппарат, вырабатывают усидчивость, способность концентрировать внимание.

Логопедические игры для детей 3-4 лет

Словарный запас трехлетки насчитывает более 1500 слов, ребенок хорошо запоминает стишки и песенки, постоянно задает вопросы. Проблемы могут возникать с произношением некоторых звуков, с окончаниями и предлогами, грамотным составлением рассказов. Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков считается несовершенство артикуляционного аппарата, который включает гортань, язык, губы, челюсти. На устранение таких недочетов направлена для детей 3-4 лет. Придать занятиям игровой окрас можно с помощью наглядных картинок.



Расширяют словарный запас ребятишек, развивают наблюдательность, учат обобщать, находить предметы по их описанию, классифицировать, видеть несоответствие игры для детей 3-4 лет в слова. Среди интересных и занимательных можно выделить следующие:

  1. «Скажи какой?». В коробку кладутся разные предметы, ребенок поочередно достает их, и называет признаки.
  2. «Кто, что умеет?». Крохе называют предмет, животное, человека (профессию), а он должен ответь, что тот умеет делать.
  3. «Лишний». Для забавы подготавливаются разные по цвету геометрические фигуры. Задание может быть различным, например, малыш, должен определить, что красный квадрат определенно лишний среди фигур зеленого цвета.

Познавательные игры для детей 3-4 лет

Всестороннее развитие малыша подразумевает его знакомство с природными явлениями, процессами и изменениями, которые происходят вокруг него. Особенно важно в этом возрасте научить ребенка замечать и восхищаться разнообразием форм и буйством красок природы. Для дальнейшего изучения и правильного восприятия дошкольник должен знать основные сенсорные эталоны – это системы мер веса, величины, длины, направления, фактур, звука, запаха, цвета и геометрических фигур. Донести и закрепить этот фундаментальный материал, можно используя сенсорные игры для детей 3-4 лет:

  1. «Разложи по цвету». Для игровых действий необходимо подготовить предметы и фигуры различных цветов. Задание малыша заключается в их сортировке по цвету.
  2. «Что в сумочке?». В небольшой мешочек нужно поместить предметы, отличающиеся по форме и размеру, разные на ощупь. Ребенок, закрыв глаза, должен попытаться определить, что именно попалось ему в руки.

В дошкольном возрасте пока рано посвящать малыша в проблемы экологического характера, но прививать ему любовь к природе, учить ухаживать за ней, формировать чувство ответственности и сострадания – самое время. Чтобы крохе было легче принять себя, как единое целое с окружающим миром, он должен: хорошо ориентироваться во времени, знать причины и следствия природных явлений. Увеличить багаж знаний дошкольника в этом направлении помогут экологические игры для детей 3-4 лет:


Интеллектуальные игры для детей 3-4 лет

Умение логически мыслить, анализировать, считать – высшее превосходство человека. Оно заложено генетически, но требует развития. С ранних лет с ребенком нужно заниматься в данном направлении. Математические игры для детей 3-4 лет знакомят малышей с основами счета, цифрами, понятием больше-меньше:

  1. «Накрываем на стол». Игра позволяет совместить два дела сразу – помочь маме на кухне и научиться считать. Ребенок может приготовить необходимое количество столовых приборов, принести две морковки, три яблока – задания можно придумывать на ходу.
  2. «Сложи квадрат». Десять разноцветных квадратов из картона – каждый разрезают в произвольном порядке. Малыш должен восстановить и сосчитать из скольки кусочков состоит каждая фигура.

Логические игры для детей 3-4 лет побуждают ребенка находить решения поставленных задач, сравнивать, сопоставлять:

  1. «Листопад». Для этой игры для детей 3-4 лет понадобятся листья деревьев, можно взять кленовые, дубовые, березовые. На бумаге обводится их контур. Кроха должен угадать, где какой листочек изображен, не прикладывая последний к рисунку.
  2. «Поваренок». Забава, не требующая затрат и специальной подготовки. На полу раскладываются все имеющиеся в доме кастрюли, рядом на кучу кладутся крышки. Дошкольник должен подобрать недостающую деталь каждой емкости, учитывая цвет и размер.
  3. «Исправь ошибку». Используя заранее приготовленные «неправильные» картинки, малыша просят разобраться, что на них не так. Например, синий медвежонок клюет зернышки, ребенок, должен подметить, что у медведей окрас другого цвета, и зернами этот зверь не лакомиться.

Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет

Оживляя кукол, животных, проигрывая жизненные ситуации детки учатся взаимодействовать в коллективе, находить решения поставленных задач, выражают свое настроение и интересы. Воздействуя на эту сферу деятельности ребенка взрослые могут разглядеть и исправить допущенные в воспитании чада ошибки, привить общепринятые нормы поведения, сформировать правильные привычки и отношение к окружающим. Ролевые игры для детей 3-4 лет направляют развитие маленькой личности в нужное русло:

  1. «Дочки-матери». Вневременной сюжет – крошкам-принцессам всегда хочется примерить роль взрослой мамочки, которая ухаживает за своим малышом, кормит, водит на прогулку, укладывает спать.
  2. «Праздник». Игры для детей 3-4 лет, посвященные праздничной тематике нравятся мальчикам и девочкам. Карапузы с удовольствием готовят подарки именинникам, помогают накрыть на стол, затем принимаются за главное лакомство.
  3. «Строительство дома». Сюжет, позволяющий расширить кругозор ребенка знаниями о строительной технике и профессиях. Малышки задействуются в процессе создания красивого интерьера и домашнего уюта, мальчишки - примеряют роли главы семейства.

Пальчиковые игры для детей 3 4 лет

Тренируя ручки малыши развивают мышцы, мелкую моторику, память, внимание, положительно сказываются такие упражнения на речи. Пальчиковые игры (3-4 года) представляют собой инсценировки рифмованных историй, сказок, где главными героями выступают пальчики. Последние выполняют незамысловатые движения: сгибаются, разгибаются, соединяются между собой, следуя сюжету.




Настольные игры для детей 3-4 лет

Счастье и радость дарит ребенку времяпровождение со взрослыми. Для совместного досуга отлично подходят настольные игры для 3-4 лет:

  1. «Ходилки». Вариаций такой забавы множество, но суть одна, каждый игрок подбрасывает кубик, и в соответствии с выпавшим значением, шагает к цели.
  2. «Джанга». Из серии тех игр для детей 3-4 лет, которые интересны всем членам семьи. Правила очень просты – из деревянных брусочков строится башня, каждый ее уровень состоит из трех составляющих, этажи укладываются перпендикулярно друг к другу. Это подготовительный этап, после которого начинаются игровые действия. Они заключаются в следующем: игроки за один ход вытаскивают по одному брусочку из нижних уровней и выкладывают его поверх верхнего (с него брусочки вытягивать нельзя). Так продолжается, пока башня не упадет.

Музыкальные игры для детей 3-4 лет

Полезные и увлекательные занятия для малышей могут быть разноплановыми. Особенно нравятся ребятишкам игры для детей под музыку. С их помощью крошки учатся контролировать свои движения и чувствовать заданный ритм. Забавы предполагают соревновательный элемент, поэтому больше подходят для больших групп деток. Дома с ребенком можно просто помузицировать и познакомить его с музыкальными инструментами:

  1. «Дождик». Взрослый предлагает ребенку воспроизвести посредством кубиков звук дождя, но уточняет, что тот будет то сильным, то маленьким. Малыш должен уловить темп и высоту звучания.
  2. «На каком инструменте играет кукла?». Родители готовят музыкальные инструменты на них будет играть кукла - называют каждый, воспроизводят звук. Затем игрушка прячется и поочередно играет – ребенок угадывает на каком инструменте.

Дидактические игры для дошкольников 3-4 лет

Наличие игровой ситуации, правил, оценок, определенной последовательности отличает дид. игры для детей 3-4 лет от других забав. Младшие дошкольники легко вовлекаются в такой учебный процесс и непроизвольно запоминают нужную информацию. Дидактические занятия организуют ребят, учат их взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.


Игры Монтессори для 3 4 лет

Методика Марии Монтессори подразумевает активное участие ребенка в бытовых делах. Можно предложить малышу помочь подмести пол, вытереть пыль, полить цветы. Увлекательными покажутся ему и другие

  1. «Веселые прищепки». Заранее вырезанные из картона заготовки (солнышко, ежик, елочка) ребенок должен дополнить иголками из прищепок.
  2. «Волшебное сито». Отделить манку от риса с помощью сита по силам младшему дошкольнику. Такое занятие доставит ему массу удовольствия, а результат будет приравнен к настоящему фокусу.

Спортивные игры для детей 3-4 лет

Гармоничное развитие детей невозможно без физической активности. Хорошо, если дома имеется шведская стенка и турник, где кроха может позаниматься и выплеснуть накопившуюся энергию. Но даже этого недостаточно для маленьких непосед в этом возрасте. Обязательными для них считаются ежедневные прогулки на улице, утренняя гимнастика. Необходимо между играми для детей 3-4 лет проводить разминку. Летом пребывание малышей на свежем воздухе нужно максимально увеличивать, совмещая прогулку с полезной для развития деятельностью. Таковой считаются спортивные занимательные игры для детей 3-4 лет.

Подвижные игры для малышей 3-4 лет

Соблюдать правила, достойно проигрывать, придерживаться заданной линии поведения, это не о младших дошкольниках. Ребятишки данной возрастной категории еще не готовы к такой деятельности, поэтому в вопросе организации интересного досуга остро нуждаются в помощи взрослых. Альтернативным решением для последних считаются активные игры для детей 3-4 лет, например:

  1. «Поиски игрушек». На площадке мелом рисуется таблица на 6-8 ячеек, в них схематически изображаются имеющиеся игрушки. Взрослый прячет эти игрушки, а ребенок ищет и раскладывает по соответствующим ячейкам.
  2. «Преодолей препятствия». Из пластиковых бутылок, игрушек, брусков сооружается полоса препятствий, которую малыш должен преодолеть, объезжая преграды на велосипеде или самокате.

Танцевальные игры для детей 3-4 лет

Для организации детского праздника или просто для приятного досуга хороводные игры для детей 3-4 лет станут настоящей находкой. Одно умиление наблюдать за крошками, которые водят хоровод вокруг новогодней елочки, или весело распевают песенку поздравляя именинника. Развлечения такого плана вносят свой вклад в коммуникативное развитие малышей, развивают чувство ритма и музыкальный слух. Сопровождаются они песнями, стихами, которые координируют движения маленьких непосед. В современной интерпретации хороводы выглядят примерно, так:

  1. «Обезьянки». Малыши образуют кружок, в центре которого становиться взрослый. Задача маленьких танцоров - как можно точнее скопировать движения ведущего.
  2. «Медленно и быстро». Детки разучивают движения и по команде взрослого начинают их выполнять, учитывая постоянно меняющийся темп, который задает ведущий.


Оздоровительные игры для детей 3-4 лет

Сохранять и укреплять здоровье ребенка – вот основная задача заботливых родителей. Справиться с ней им помогут оздоровительные игры для дошкольников, которые включают комплексы упражнений, направленные на выработку ровной осанки, красивой походки, выносливости, быстрой реакции. Посредством такой игры для детей 3-4 лет уже к 6-и годам малыш освоит основные виды движений и физически будет готов к школьному образу жизни.


Путешествие

Любая комната в глазах малыша может превращаться в игре то в бушующее море, то в таинственный остров, то в далекую планету, а то и в «настоящий» мир динозавров — в зависимости от темы игры. Стул вдруг превращается в гору, которую надо преодолеть, или туннель, через который приходится пробираться ползком (между ножек). Диван становится кораблем или автобусом, край ковра — дорожкой над пропастью, а сам ковер превращается в океан... Фантазия детей безгранична. Попробуйте устроить путешествие с преодолением препятствий — перебраться через «горный хребет» (пройти осторожно по дивану), преодолеть «трещину в леднике» (с дивана — на стул), обойти «болото» (по краю коврика или протянутой на полу скакалке). Придумывайте свои маршруты и препятствия, малыш, преодолевая их, будет развивать ловкость и сообразительность.

Кладоискатели

Поиски сокровищ — что может быть увлекательнее! И не беда, что «клад» — это игрушка или конфетка и спрятали этот клад не пираты, а мама или папа. Главное — поиски! Искать можно:

По словам «горячо — холодно» (это для совсем маленьких);

По нарисованному плану комнаты (или квартиры, или даже двора);

По запискам-подсказкам (если ребенок уже умеет или учится читать).

Вот один из вариантов такой игры. Ребенок находится на одной стороне комнаты. Вы говорите, что перед ним — «заколдованное пространство», а у противоположной стены «клад» (коробочка или мешочек с призом). Задание: добраться до клада, но с одним условием — не касаясь «земли» (пола) ногами. Можно использовать любые подручные средства, чтобы перебраться через «заколдованное пространство»: стулья, кубики, подушки и т. д.

Кубики

Из кубиков можно не только строить гаражи и домики. Попробуйте поиграть в «перенос башни». Разделите кубики на две кучки — первая в одном конце комнаты, другая в противоположном. Задание: как можно быстрее взять кубик и перебежать в другой конец комнаты. Там поставить на первый кубик второй и перенести снова к первой «кучке». Ставим третий кубик — теперь, не уронив, возвращаемся обратно, за четвертым. Помните, держать «башню» разрешается только за нижний кубик! Кто сможет собрать все кубики и не разрушить «башню»?

Собери, неурони!

Разложите несколько небольших игрушек вдоль воображаемой линии, например, кубики, детали от пирамидки, мячик, куклу, грузовичок. Когда играете в первый раз, возьмите их не более пяти, потом количество их можно увеличить. Задание: как можно быстрее пробежать, собрать на ходу все предметы и так же быстро вернуться обратно «в домик», не выронив по дороге все, что собрал. В зависимости от того, чем увлекается малыш, можно поиграть в «спасение»: «от дикого зверя», «от космических пришельцев», «от тираннозавра», «от пиратов»... Ну или просто спасти игрушки от воображаемого дождя! А на улице такую игру можно провести с обычными подходящими предметами — шишками, палочками, камешками. Да еще и в компании друзей-приятелей, настоящее соревнование получится — кто быстрее и без потерь справится с заданием.

Пройди, проползи, перепрыгни

Развиваем ловкость. Два человека (это могут быть мама и папа) держат натянутую веревку или скакалку на высоте. Малыш спокойно проходит под ней. Следующий проход: веревка опускается ниже, уже приходится наклоняться, чтобы не задеть. Потом еще ниже, и еще... С каждым разом ребенок вынужден все больше наклоняться, пока, наконец, не придется проползти под веревкой. Но вот уже и проползти невозможно, приходится перепрыгивать!

Балансировка

И в эту игру можно играть по-разному.

Пройти по краю ковра (или по протянутой на полу веревке, скакалке), словно по «краю пропасти», раскинув руки в стороны.

Усложняем: тот же «край пропасти», но в руки малыша даем любой предмет и говорим, что надо «перенести хрустальную вазу».

Теперь дайте ребенку книгу, пусть попробует пройти по комнате, держа книгу на голове (поэкспериментируйте с разными по величине и толщине книгами, пусть малыш сам определит, как надо идти, чтобы удержать «груз» на голове). Но предупредите, что когда ребенок идет, дотрагиваться до книги нельзя!

Без рук, без ног

Пусть ребенок попробует донести надутый воздушный шарик из одного конца комнаты в другой, не дотрагиваясь до него ни кистями рук, ни ступнями ног. Как? Можно дуть, подталкивать шарик коленками или локтями, подбивать головой или толкать животом. Можно даже «донести» шарик на спине — это задание очень веселое, особенно если соревноваться.

Забей гол

Несколько вариантов игры, когда надо забить гол воздушным шариком, передвигая его по полу. Ворота придумываются из подручных средств: две игрушки, между которыми надо «провести» шарик, или пара стульев, или диван и кресло.

Первый вариант: загнать шарик в ворота ракеткой от бадминтона или настольного тенниса. А если ракетки нет, можно использовать вместо нее лопатку для жарки, кусок плотного картона, сложенный в несколько раз газетный лист или даже ненужную брошюру, например, глянцевый рекламный буклет.

Второй вариант: забиваем гол «колбаской» (воздушный шарик вытянутой узкой формы).

Третий вариант: усиленно дуя, передвигаем «мяч» к воротам. Скорее всего, игроку придется действовать не стоя, а на коленках.

Четвертый вариант: загоняем шарик в ворота воздухом, причем касаться шарика нельзя. Понадобится веер, и эта игра совсем не так проста, как кажется, поэтому лучше играть в нее не с малышами, а с детками постарше. Веер, кстати, легко сделать самому — сложите «гармошкой» лист А-4.

Можно придумать свои варианты «клюшки», тогда игра каждый раз будет новой.

Кенгуренок

Старая, но неизменно забавная игра: допрыгать до финиша с воздушным шариком, зажатым между коленок. Кто потерял шарик по дороге, начинает сначала.

Пингвиненок

Игра похожа на предыдущую, «Кенгуренок», только шарик зажимается между щиколоток. Прыгать так совершенно невозможно, поэтому медленно переставляем ноги и переваливаемся, как пингвины. Задача: удержать шарик и добраться до финиша.

Шарик на ложке

Возникла эта игра из другой, очень старой. Надо было положить в обычную столовую ложку картофелину и донести ее от старта до финиша, не уронив по дороге. Попробуйте заменить картофель воздушным шариком — и игра станет тренажером на развитие координации движений.

Шарик на ракетке

Похожа на предыдущую, только переносить шарик нужно, подбивая его снизу, то есть на чем-то плоском, например, на ракетке, веере или даже на сложенной в несколько раз газете.

Шариковый волейбол

Обычно играют командами, но можно устроить «тренировку» дома, с одним ребенком. «Волейбольную сетку» делают из веревки, натянутой посередине комнаты, или из стульев, повернутых к малышу спинками. Сам шарик надо немного наполнить водой, он станет тяжелее. Й, кстати, тогда перемещения «воздушного мяча» будут непредсказуемыми.

«Странный танец»

Известная игра на ловкость, но понадобятся как минимум два игрока. Каждому привязывается к лодыжке левой ноги воздушный шарик. Задание: правой ногой «лопнуть» чужой шарик, но сохранить свой. А играть можно так:

В определенном месте — например, обозначить круг, за границы которого выходить нельзя;

Под музыку танцевать, взявшись за руки, — попробуй «лопнуть» шар одной ногой!

Если игроков много, пусть сцепят руки за спиной, это усложнит задачу.

Гусеница

Здесь нужны хотя бы три игрока. Они встают друг за другом, а надутые шарики зажимают между спиной предыдущего и животом следующего. Задание: пройти определенное расстояние (например, из одного конца комнаты в другой) или определенное количество проходов на время, не «рассыпав» гусеницу.

Подпрыгни и дотронься

Если у вас под потолком висит оставшийся с праздника или после семейной прогулки воздушный шарик, наполненный гелием, можно привязать к его ниточке небольшую игрушку и поиграть в игру «Подпрыгни и дотронься». Только проверьте, чтобы у ребенка была возможность допрыгнуть, отрегулируйте длину нити. Правила возможны различные: обязательно дотронуться двумя руками сразу (тогда нагрузка на мышцы распределяется равномерно), или по очереди каждой рукой, или прыгая на одной ножке... Вместо игрушки можно привязать вырезанные из бумаги изображения птичек или бабочек, тогда это будет «охота». А можно привязать небольшой колокольчик или бубенчик и- попробовать подпрыгивать с закрытыми глазами (подстрахуйте малыша на всякий случай).

В круг и обратно

Посередине комнаты положите обруч, а если обруча нет — любой веревкой обозначьте круг. Внутри разложите несколько небольших предметов или игрушек. По вашей команде ребенок должен запрыгнуть в круг и, схватив нужный предмет, выпрыгнуть обратно. Например, вы командуете: «На правой ножке... Мячик!» Когда малыш выполнит команду, подаете новую: «На обеих ножках... Машинка!» И т. д. Игра развивает ловкость и умение аккуратно прыгать, ведь наступать на игрушки нельзя, надо запрыгнуть на свободное место в круге.

Прокати мяч по дорожке

Дорожку в комнате легко сделать из двух веревочек, или толстых нитей, или шпагата — любой длинный гибкий материал сгодится. А можно обозначить дорожку деталями конструктора или кубиками. Задание: пробежать по дорожке, прокатывая перед собой мячик, туда и обратно. Выходить за пределы дорожки нельзя! А вот правила можно придумывать свои, например, туда катить мячик руками, а обратно ногами... Или катить вперед левой рукой, а назад — правой... Или взять в руки куклу (робота, мягкую игрушку, даже грузовичок) и толкать мячик по дорожке игрушкой, не дотрагиваясь своими руками. Если малышу игра придется по душе, можно в следующий раз сделать дорожку не прямой, а извилистой. Задание, конечно, усложнится, но и малыш станет более ловким, ведь такая игра — отличная тренировка!