Подростковый психолог: психологическая помощь подросткам и родителям, консультация онлайн (по Скайпу, Емейл). Трудный подросток: прогулы, ложь, проблемы

Маленькие детки – маленькие бедки. Большие детки… Ну, в общем, окончание мы все знаем. Эта народная мудрость давно уже не дает покоя родителям нескольких поколений. Как только ребенок приближается к подростковому возрасту – мы тихо начинаем впадать в панику. Что же будет? Может, заранее поискать хорошего детского психолога, или психиатра, или психотерапевта… А ведь чаще всего требуется именно психологическая помощь родителям подростков, а не их совершенно нормальным детям.

Какие виды помощи существуют? Что вы можете получить от сотрудничества с психологом?

Ребенок-подросток может стать настоящим испытанием для родителей. Не всегда легко найти подходящие ответы на насущные вопросы - выбрать адекватную стратегию поведения, соответствующую определенной родительской позиции. На каждом этапе психического развития ребенка отношения с родителями должны изменяться. И в подростковом возрасте найти подход к ребенку не всегда просто.

Виды помощи родителям

Индивидуальная консультация для родителей

Как психолог, я помогу исследовать то, какие возможности и ресурсы у вас есть сейчас, как их можно использовать. Помогу найти ответы на вопросы:

  • Делаю ли Я что-то не правильно?
  • Как я мог бы справляться с этим лучше?
  • С чем, в первую очередь, связана та неудовлетворенность, которую я сейчас испытываю?
  • Что можно исправить или изменить?

Я предоставлю вам возможность для изучения самих себя, чтобы вы могли обрести внутреннюю уверенность, а также родительскую устойчивость.

Я помогу найти непродуктивные стратегии взаимодействия с подростком и предложу в реальном опыте опробовать новые, которые могут оказаться удачными для выстраивания отношений именно с вашим ребенком.

Распространенная тема индивидуальных консультаций также - принятие ответственных решений, о которых бы не хотелось в будущем жалеть.

Работа психолога с парой родитель - подросток

Если вы хотите лучше понять своего ребенка, парные консультации - наиболее подходящий формат привлечения психолога. Взаимное понимание - первый шаг к продуктивным переговорам во время затяжных острых конфликтов. В противном случае каждая сторона уверена, что «права» и не готова к компромиссу.

Конфликт родителя и подростка - это почти всегда тот случай, когда у обеих сторон за всеми ссорами лежит одна общая цель: чтобы ребенок вырос счастливым и способным. Несогласия начинаются в представлениях о способах достижения этой цели.

Индивидуальная работа психолога с подростком

Если вы чувствуете, что вашему ребенку нужна помощь, но он не берет ее от вас - родителей, вы можете постараться расположить его к работе со специалистом.

Несколько простых шагов, которые могут помочь:

  • поговорите с ребенком о том, что психолог - это не человек, который найдет и исправит его недостатки, а тот, кто поможет развиваться и эффективнее решать имеющиеся задачи.
  • какие специалисты кажутся вам компетентными, кому из них вы готовы доверить работу со своим ребенком?
  • предложите подростку выбор, пусть теперь он посмотрит психологов, которых вы для него отобрали, и решит, кому он готов доверить себя

Я работаю с подростками от 12 лет. В этом возрасте ведущей деятельностью для человека является общение и построение отношений, в первую очередь, со сверстниками. Подросток формируется как личность, исследует мир, закладывается будущее мировоззрение. Отношения с родителями в этот период могут стать более конфликтными, или родители могут почувствовать свою беспомощность, невозможность помочь ребенку, как если бы их поддержки, любви и заботы вдруг стало недостаточно.

Подростничество - период, часто непростой не только для родителей, но и для ребенка. Каждый подросток сталкивается со своими уникальными жизненными испытаниями, с которыми ему придется справиться для обретения большей психологической зрелости. Это требует внутренней работы.

В этом смысле консультация психолога может быть полезен почти любому подростку, так как психолог располагает средствами научить ребенка лучше использовать свои ресурсы, плодотворней справляться с текущими трудностями, помочь переосмыслить важные жизненные события, а родителю - найти новые формы контакта с ребенком, если в этом есть необходимость.

Может ли родитель быть психологом своему ребенку?

В этом возрасте родитель иногда не может стать для ребенка хорошим помощником, потому что подросток ищет зону своей самостоятельности, формирует независимую идентичность и старается осмыслить ошибки родителей - понять, чем он хочет быть на них похож, а чем нет. Кто он сейчас и кем ему становиться? Поэтому родитель иногда самый неподходящий взрослый для решения таких вопросов. Мнение родителей остается настолько важным, что «побороть» его может только защитная отстраненность, появление дистанции в отношениях. Это большая заслуга родителей, если близкие доверительные отношения, в которых подросток делиться наиболее значимыми переживаниями, сохраняются. Но даже в этом случае родитель может обнаружить, что хочет помочь ребенку, но совершенно не представляет как.

Помощь подросткового психолога

В некоторых ситуациях привлечение психолога становится не просто полезным, а крайне желательным, поэтому я перечислю то очевидное, что требует родительского внимания:

  • сильная замкнутость, избегание контакта с людьми, уход «в себя»
  • частые конфликты с родителями, в школе
  • сомнения подростка в том, что он любим, небезразличен и поддерживается взрослыми
  • ярко выраженное беспокойство подростка быть принятым коллективом сверстников
  • открытая враждебность и агрессивное поведение по отношению к взрослым или сверстникам
  • вспышки раздражительности, чрезмерные или неуместные эмоциональные реакции на обычные события
  • негативизм, вплоть до полного нежелания нравиться значимым взрослым - отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними
  • частое плохое настроение, подавленность, апатия
  • причинение вреда себе, аутоагрессивное поведение
  • нетерпеливость, неспособность выполнять деятельность, для которой нужна длительная концентрация внимания, склонность к кратковременным и легким усилиям
  • конфликты с родителями на почве вопросов сексуальности
  • склонность к зависимому поведению, отсутствие устойчивых интересов (присоединяется к тому, чем интересуются друзья), плохо формулирует независимое (от родителей или друзей) мнение по каким-либо вопросам
  • кажется, что подросток живет интересами более младшего или более старшего возраста, чем его собственный
  • трудности в обучении, могут быть связаны как с чисто психологическими причинами - проблемами мотивации, так и интеллектуальным уровнем, ММД, педагогической запущенностью
Принципы моей работы и профессиональный стиль
  • в своей работе я опираюсь на несколько базовых направлений психотерапии, каждое из которых имеет свою историю, свои идеологические основы, научное обоснование и методологические наработки.
  • непрерывность профессионального развития , совершенствования своих навыков и способностей через прохождение долгосрочных образовательных программ, коммуникацию с коллегами и освоение профессиональной литературы.
  • учет индивидуальных особенностей и уважение к личности - у родителя, подростка, у каждого своя «правда», специфическое восприятие ситуации и искренние переживания, связанные с этим видением. Помочь для меня означает дать возможность узнать себя лучше, найти ресурсы, способствовать обнаружению причин и движущих сил поведения, поддерживающих состояние неудовлетворенности.
Индивидуальные занятия или тренинги

Для подростков существуют групповые занятия по формированию навыков общения, тренинги профилактики зависимого поведения, тренинги повышения уверенности в себе. Для некоторых подростков индивидуальная работа является наиболее удобным форматом сотрудничества (вызывает наименьшее сопротивление), а для других, наоборот, - групповые тренинги, которые проходят в форме игр с другими детьми. Если ребенок любит бывать в группе, часто просится в пионерские лагеря, на площадку в компанию друзей, реже общается со сверстниками один на один - то можно выбрать в пользу групповой работы. Если ребенок заводит и поддерживает дружбу с несколькими конкретными сверстниками, любит проводить время наедине с собой (склонен к размышлениям), наиболее удачный формат - начать с индивидуальной работы с психологом.

Символизм взросления

В сказке «Гензель и Гретель» родители после наступления голода не находят лучшего выхода, кроме как отвести детей в лес. С точки зрения реалистичного мышления это неприемлемая ситуация - оторвать от себя ребенка и оставить в лесу. Но символически, это история про родительское чувство, что есть нечто, чего они уже не смогут дать. Дети смогут получить это только самостоятельно, «в лесу» - то есть в реальном мире, за пределами родительской семьи. И, поначалу, ничего хорошего в лесу с детьми действительно не случается до того, как они смогли найти способ применить свою сообразительность и способности.

Эта сказка братьев Грим основана на устном рассказе Дортхен Вильд, жены Вильгельма Грима. Сборник был издан в 1812. В более поздних выпусках сюжет был переправлен: жена становится мачехой, а лесоруб выступает против планов своей жены оставить детей. В конце сказки мачеха умирает, а отец больше никогда не испытывал радости после возвращения детей с богатствами ведьмы. То есть, оба взрослых расплачиваются за свое решение. Но после внесения правок в сюжет утратился и архаический смысл сказки - необходимость родителям искать баланс между тем, чтобы отдалить от себя ребенка или позволить ему отдалиться и тем, чтобы продолжать обеспечивать безопасность ребенка. Мораль редуцировалась до осуждения форм родительского поведения, когда ребенок оставляется на произвол судьбы.

Все в жизни хорошо, и в то же время что-то идет не так… Знакомо?

Вам явно хочется большего, но не понятно, как это достигнуть;
- Вас заела рутина, кажется, что один день в точности похож на другой;
- Нет нужного уровня взаимопонимания с другими людьми;
- Чувствуете, что что-то в жизни идет не так, как вам хочется;
- Вам порой кажется что с другими людьми очень сложно работать;
- Порой вам сложно договориться с другими или ваши договоренности нарушаются;
- Вроде все хорошо, но явно хочется большего!

Находите себя хотя бы в одном пункте? Да?

У меня для Вас отличная новость: все можно изменить!

Вы решили, что вам нужны изменения?

Вам надоело ходить по замкнутому кругу и наступать на одни и те же грабли?

Запишитесь на скайп-встречу Skype : Tatyana Oleinickova и узнайте, как найти решение Вашей проблемы, ситуации или задачи. Мы вместе подробно рассмотрим каждую ситуацию и справимся с ними.

Подрастают дети, сложнее становится их жизнь и уже не все в ней открыто нам. Новые друзья и увлечения, интересы и занятия - как разобраться, как отнестись ко всему этому?

Только с уважением.

Подростковая пора испытывает и взрослых, и самого подростка - что накоплено, что создано в предшествующие годы? Опыт сотрудничества, соучастия всех в семье в жизни каждого, внимания и взаимного понимания позволяет иные перемены предвидеть, другие - предупреждать, третьи - поддерживать.

Более того, этот опыт открывает взрослым благодатную возможность в полной мере передать детям все, что дали прожитые годы: житейскую опытность, знание людей, нравственные убеждения. Подростку необходимо все это - ведь он уже на пороге взрослой жизни. Конечно, что-то не примет, с чем-то не согласится, что-то решит и сделает по-своему.

Отнесемся с уважением и к этому выбору. А если все годы держали, вели за руку, сами решали, и он выполнял, а теперь не слушается, вырывается, рвется, неведомо куда?И к этому отнесемся с пониманием и уважением. Иначе и нельзя: ведь больше не удержим…Пусть его стремление кажутся нам нелепыми, претензии - преувеличенными, суждения - необоснованными.

Понять все это он может только как взрослый человек - собственным уразумением и в равноправном сотрудничестве с близкими, а не по нашей команде.Нам открывается последняя возможность стать для него такими близкими”.Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения.

Когда нельзя наказывать и ругать подростка:

а) когда он болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни - психика особо уязвима, реакция непредсказуема; когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы;

б) сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, недоразумение или конфликт), пусть даже в этой травме или неудаче виноват только он сам; нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль;

в) когда не справился с делом, со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с любовью, с любым своим недостатком или достоинством, прилагая искренние старания справиться, хотя и не в полной мере, когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, нетерпение, просто неопытность - короче, во всех случаях, когда что-либо не получается;

г) когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны или сомнительны;

д) когда мы сами не в себе, не в духе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам, когда больны, когда наша собственная неуравновешенность еще не взята нами под надежный контроль, не преодолена. И в этом состоянии гнев всегда несправедлив.

21 способ повышения самосознания Вашего ребенка.

1. Крепкие семейные узы способствуют формированию здоровой самооценки у детей.

2. Прежде, чем Вы будете критиковать своего ребенка, сначала задайте себе вопросы:

В состоянии ли он изменить то, за что я его собираюсь ругать?

А не в сотый ли раз я его собираюсь за это ругать?

Подходящий ли я выбираю момент для его научения и воспитания?

Не скрываются ли мои личные проблемы в данном желании его покритиковать?

3. Попытайтесь применить альтернативный подход к критике. Может быть, будет больше пользы, если поговорить с ребенком и задать вопросы:

Чему научил тебя этот промах?

Как бы иначе ты мог поступить?

Могу ли я тебе помочь в этом?

4. Ни в коем случае не используйте унижения похожие на «четвертования»: те, что связаны с внешностью и подростка. Шутить над «петушиным» ломающимся голосом, прыщами или неуклюжестью - означает нанести серьёзную травму детскому самолюбию. У подростков и помимо насмешек уйма проблем, связанных с половым созреванием. Они и так ощущают себя «не в своей тарелке» - в своём формирующемся теле. Наши «невинные» шуточки могут прочно войти в их негативное восприятие самих себя.

5. Разговаривайте со своим подростком сразу же, как только он захотел поговорить. Воспользуйтесь преимуществом этого времени! Ни в коем случае не читайте при этом газету и не смотрите ТВ! Полностью отдайте своё внимание подростку!

6. Когда Вы что-то поручаете своему подростку, дайте ему возможность нести полную ответственность за то, что он делает! Если Вы попросили ребенка подмести пол и Вам не нравится то, как он это сделал, то не хватайте веник и не исправляйте его работу! Подобное действие ни чему его не научит! Объясните ребёнку ещё раз порученное дело и предоставьте ему ещё одну возможность это сделать самому!

7. Будьте разумны в возлагаемых на подростков ожиданиях. Часто мы ожидаем от своих детей слишком многого. Каков результат? Они сдаются. Если Ваш подросток спотыкается слишком часто, то его самооценка страдает. Лучше возлагать на подростка позитивные ожидания, нежели завышенные.

8. Избегайте сравнений. Ваш ребенок - это Ваш ребенок, а не ребенок Вашего близкого друга. Когда Вы сравниваете своего подростка с членами своей семьи или с семьёй друзей это наносит вред самооценке ребёнка. Сфокусируйтесь на его уникальности и помогите ему развивать свои личностные качества.

9. Вешайте на своего подростка только положительные «ярлыки». Дети имеют такую особенность жить соответственно тем «ярлыкам», которые им присвоили. «Ленивый, эгоистичный, базарный, избалованный, невыносимый, лгун, бестолковый» - негативные ярлыки. «Заботливая, умная, добрая, ответственный, надёжный» - положительные «ярлыки».

10. Научите своего подростка самому решать свои проблемы. Не бросайтесь «сломя голову» на помощь. Если подросток научится решать проблемы без Вашей постоянной помощи, то у него сформируется здоровая самооценка. Направляйте, но не спасайте от проблем!

11. Просите прощения, когда Вы неправы. Для Вашего ребёнка совершенно потрясающе осознавать, что его родители не совершенны! Это учит Вашего подростка умению прощать, а так же показывает тот факт, что все могут совершать ошибки.

12. Дайте своему ребёнку право на ошибку. Будьте рядом, когда он испытывает неудачу. Помогите ему извлекать уроки из ошибок и неудач.

13. Показывайте подростку пример настойчивости, но не агрессивности. Между этими понятиями существенная разница. И если подросток научится быть настойчивым, не становясь агрессивным, его самосознание формируется правильно.

14. Не путайте два понятия: ребёнок и его поведение. Вам нужно научиться «атаковать» плохое поведение, но не личность. Когда отец говорит сыну: «Ты такой идиот!- никогда не делаешь ничего путного!»- он говорит о сыне, а не его плохом поступке. Его сын не идиот, просто поступил глупо.

15. Обнимайте чаще своего подростка!

16. Уважайте личную жизнь своего подростка. Слежка без уважительной на то причины- не допустима не в коем случае! Конечно, это большое искушение - подслушать телефонный разговор или прочитать дневник, но это не повышает ни степень доверия к Вам, ни степень формирования адекватной самооценки.

17. Проводите - качественно и количественно - время со своими детьми. Если Вы оставили подростка дома, чтобы он побыл с семьёй, придумайте что-либо интересное для всей семьи!

18. Уважайте чувства своего подростка. У детей ест большая потребность выражать свои чувства без риска быть униженным и пристыженным.

19. Интересуйтесь тем, что интересует Вашего ребенка. Посещайте соревнования и выступления, в которых участвуют Ваши дети. Расспрашивайте их об их увлечениях и хобби. Постарайтесь быть каким-то образом вовлечённым в то, что привлекает их.

20. Установите ясно очерченные границы дозволенного. Ни что так не раздражает Вашего подростка, как нарушение границы, о которой он не подозревал. Ребёнок должен знать, что ему ожидать. Если Вы хотите, чтобы ребёнок соблюдал установленные Вами правила, возьмите на себя труд понятно изложить ему эти правила. Лучше всего составлять правила и определять границы совместно с Вашим подростком. Если правила не будут поняты и восприняты Вашим ребёнком, то Вы услышите что-то типа: «У меня никогда ничего не получается».

21. Чаще разговаривайте со своим подростком о его самовосприятии. Помогите выразить ему свои чувства о самом себе.

Например, он должен сказать:

- «что мне нравится в себе…» (назвать 5 моментов);

- «что мне нравится в самом себе больше всего, это…»;

- «часто я испытываю…» (назвать чувства и эмоции).

22. Уважайте и доверяйте своему подростку.

Подростковый возраст предъявляет повышенные требования как к ребенку, так и к его родителям, и нередко сопровождается значительными трудностями. Это один из значимых и, при этом, кризисных этапов в развитии личности, от успешности его прохождения зависит очень многое в дальнейшей жизни, так что следует с большой серьезностью относиться к возникающим в этот период проблемам. Впрочем, нередко эти проблемы приобретают столь напряженный характер, что не уделять им внимание попросту невозможно.

Вполне закономерно, что собственных ресурсов семьи в ряде случаев оказывается недостаточно - характер течения подросткового кризиса не укладывается в стандартное описание, поведение подростков весьма вариативно, а порой оно носит буквально угрожающий жизни характер. Родители - при всем их желании - не всегда обладают достаточным (целостным) пониманием происходящего, а, кроме того, испытывая сильную эмоциональную вовлеченность, привносят в общение со своим "беспокойным подростком"* массу разнонаправленных влияний. Вообще говоря, родители - равнозначные участники пубертатного кризиса своего ребенка, и именно им, прежде всего, бывает необходима психологическая помощь. Подросткам же помощь психолога никогда не бывает лишней (хотя не каждый "тинэйджер" - пусть и в довольно кризисной ситуации - нуждается в обязательной психологической поддержке).

Каким образом осуществляется оптимальная психологическая помощь подросткам и их родителям?

Наилучший вариант - когда ваш подросток готов пойти на консультацию к психологу . Такую консультацию имеет смысл начинать в совместном варианте - ребенок и родители по очереди описывают свои затруднения, причем начинает разговор тот, кто явился инициатором похода в кабинет психолога. Не обязательно начинать с самых больших разногласий и претензий, вполне подходящим началом может послужить непосредственный повод для психологической консультации (к примеру, вызов родителей в школу или иной, известный всей семье, инцидент). Иногда родители считают нужным говорить о проблемах тайно от ребенка (просят его подождать в коридоре), мотивация при этом бывает разной, но крайне редко действительно обоснованной. В большинстве случаев подросток вполне осведомлен о происходящем, а вот "закулисное" общение со специалистом у него вызывает (иногда небезосновательное) подозрение в заговоре против него. В этом плане следует подготовиться к тому, чтобы повести речь о "наболевшем" в присутствии ребенка и так, чтобы не сорвать едва начавшееся мероприятие (нередко это требует предварительной, сугубо родительской консультации со специалистом, к которому планируется привести подростка).

После общего обсуждения - при согласии подростка - следует его общение с психологом "тет-а-тет". Основная задача такого разговора - не столько решение текущей ситуации, сколько ее диагностика (родители далеко не всегда имеют адекватное представление о происходящем в жизни подростка), а также определение возможности создания рабочего (психологического) альянса с подростком (это ключевая задача, поскольку редкая из проблем подросткового возраста может быть разрешена в рамках одной консультации, а других может попросту не быть - если подросток поймет, что весь смысл общения с психологом это попытка его тут же, на месте "переделать под родителей", сделать более покладистым и беспроблемным).

Завершение консультации проходит также с участием родителей. Если подросток согласен, его общение с психологом продолжается на последующих, повторных, консультациях (к примеру, в еженедельном режиме). Совместные (с родителями) консультации проводятся, скажем, раз в месяц (обсуждаются общие вопросы, уточняется текущая ситуация, ставятся совместные задачи).

Другие варианты проработки сложившейся проблемной ситуации складываются из тех или иных ограничений.

Подросток не желает вести разговор вместе с родителями, но допускает общение наедине с психологом . Это вполне рабочая ситуация с хорошим потенциалом к улучшению. Сложностью здесь может выступить исключенность родителей из процесса психологической проработки конфликта, в то время как именно неправильное (хотя и не по злому умыслу) поведение родителей является ключевым фактором эскалации напряженности в отношениях подростка как в семье, так и вне ее. Это может потребовать привлечения дополнительного психолога - специально для работы с родителями - в тех случаях, когда кризис имеет остро выраженный характер (редкий подросток "санкционирует" взаимодействие "его" психолога с родителями за его, ребенка, спиной).

Следует заметить, что с профессиональной точки зрения работа с родителями подростка является наиболее сложной частью проработки трудностей пубертатного возраста. Поэтому не удивительно, что иные психологи предпочитают работать только с подростком. Такая "суженность" в психологическом консультировании подростков, в принципе, допустима (иногда, увы, она попросту непреодолима), но существенно сказывается на эффективности проводимой работы. Оптимальным вариантом отклика на задачи подросткового кризиса является вовлечение в их разрешение как подростка, так и его родителей. Это бывает не всегда очевидно, зачастую неудобно, обременительно, но таково требование реальности, игнорировать его было бы профессиональной ошибкой.

Подросток, в принципе, не идет на диалог с психологом. В таких случаях, очевидно, консультируются родители без ребенка. Может показаться, что это пустая затея - ведь, чаще всего, проблемы имеются именно у ребенка (например, у него нет друзей, он прогуливает уроки или присоединился к подозрительной компании). Однако в любом случае можно - и нужно - что-то предпринимать, и, если прямое воздействие специалиста-психолога на ребенка исключено, становится критически важным то, насколько конструктивным будут действия родителей (родители всегда остаются участниками - безусловно, самыми важными - жизни своего ребенка, и не стоит поддаваться на типичную подростковую провокацию в духе "вы для меня никто"). Еще раз подчеркнем: важно, чтобы всякое действие со стороны родителя носило максимально выверенный и продуктивный характер. В обеспечении этого и состоит призвание психолога во взаимодействии с родителями подростка, а, значит, и со всем кризисом подросткового возраста, кто бы ни выступил непосредственным участником его проработки.

В заключение хочется указать на то, что подростковый кризис - при всей его напряженности - один из самых отзывчивых и конструктивных в плане реакции на адекватную психологическую помощь. Подростки, как правило - самые благодарные клиенты психологов. И дело не в особенных чувствах признательности с их стороны (как раз, их-то подросток может попросту не осознавать), а в успехе тех профессиональных усилий, что прикладываются к терзающей его ситуации. По своей природе, подростковый кризис расположен к разрешению, и здесь главное не мешать ему успешно разрешиться. Помощь психолога при таком раскладе оказывается, как нельзя более, кстати.

* примечание - «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей» - так называется книга супругов Роберта и Джин Байярдов, родителей пяти детей и психологов, прекрасно описавших ситуацию подросткового кризиса в его крайних проявлениях и, что очень важно, предложивших основательную поддержку тем родителям, которые вместе со своим ребенком оказались в экстремальной ситуации. К счастью, далеко не каждый "тинейджер" создает "неразрешимые" задачки взрослым, но общие принципы разрешения кризисных ситуаций универсальны и ясно представлены в этой книге, их имеет смысл тщательно изучить и усвоить.

Переходный возраст - важный этап становления личности. Родители не всегда в силах справиться с возникающими затруднениями. Психологическая помощь подросткам, оказанная специалистом, может стать решающим фактором во время переходного возраста.

Переходный возраст (пубертатный период) - переход из детства во взрослость. В этот период происходит множество изменений: физических, эмоциональных, сексуальных, социальных. Пубертатный период начинается примерно в 10–11 лет у девочек, 11–13 у мальчиков.

Нельзя предсказать, сколько продлится переходный возраст - он может длиться от 18 месяцев до 5 лет. Влияние на это оказывают генетика, питание, социальные факторы.

Признаки переходного возраста

Свойственные для обоих полов:

  • жирная кожа, акне;
  • жирные волосы, требующие частого мытья;
  • начинают расти волосы на лобке и в области подмышек;
  • повышенное потоотделение, заметный неприятный запах от тела;
  • увеличение массы тела;
  • резкий скачок роста - 11–13 см за 1 год. После скачка рост увеличивается примерно на 1–2 см в год. Голова и ладони могут расти быстрее, чем туловище и конечности, но позднее тело становится пропорциональным.

Свойственные девочкам:

  • начинает расти грудь;
  • таз становится округлым;
  • начало менструаций.

Свойственные мальчикам:

  • голос начинает «ломаться»;
  • половой член и яички увеличиваются в размере;
  • могут начаться поллюции - неконтролируемое семяизвержение во сне.

По причине физических изменений, например, «ломка» голоса, угревая сыпь, набор веса - возникает неуверенность в себе, перерастающая в ненависть. Психологическая помощь подросткам становится необходимой.

Поведение родителей

Ребенок поэтому именно как к личности к нему следует относиться:

  • строить доверительные отношения с ребенком;
  • дать право самостоятельно принимать решения;
  • уважать личное пространство;
  • ослабить контроль - не полностью забыть о нем, а перестать опекать его слишком сильно;
  • быть понимающим и терпеливым.

Не подавляя формирование его личности, родители помогут ему вырасти в здорового счастливого взрослого.

Когда нужно обращаться к психологу?

Родители не всегда способны решить проблемы переходного возраста.

Важно! Помощь психолога подросткам - не «допрос» с целью выведать все секреты, а способ помочь пережить переходный возраст.

Психологическая помощь подросткам необходима, если присутствуют следующие симптомы:

  1. Депрессия. Сигналами депрессии являются:
    • подавленность;
    • раздражительность;
    • замкнутость.
  2. Саморазрушительное поведение - пристрастие к сигаретам, алкоголю.
  3. Проблемное поведение - грубость, частые проявления агрессии, перепады настроения.
  4. Частые конфликты с родителями.
  5. Трудности социализации со сверстниками - травля одноклассниками, отсутствие друзей, неприятие обществом.

Если подросткам вовремя не предоставлена, исход будет плачевным. Он может заняться селфхармом (самоповреждением), попытаться совершить самоубийство, может развиться расстройство пищевого поведения.

Как выбрать психолога?

Психологическая помощь подросткам может быть оказана только квалифицированным специалистом. Признаками подготовленного психолога для подростков является:

  • количество пройденных курсов повышения квалификации;
  • опыт работы с подростками;
  • мнение знакомых родителей;
  • положительные отзывы в интернете;
  • качества, способные помочь ребенку раскрыть свои переживания - пол психолога, возраст, подход к клиентам.

Подходящего подросткового психолога можно найти на специализированных сайтах или в социальных сетях. Если найти страницу психолога в социальной сети, то можно напрямую с ним связаться и задать вопросы. Например, с психологом-гипнологом

Подростковый возраст полон противоречий. Зачастую именно в этот переходный период теряется связь между родителем и ребенком, а извечный конфликт «отцов и детей» достигает точки кипения. Между взрослыми и детьми растет недосказанность, появляется отчужденность... Подростки чувствуют себя одинокими, взрослые с непониманием, а то и раздражением, воспринимают депрессивное настроение детей, и нередко помочь семье вновь обрести гармонию может только психолог. «Я Родитель» встретился с психологом Еленой Шалашугиной и узнал, с какими вопросами чаще всего к ней обращаются подростки и их родители.

«Главное – не занимать позицию страуса!»

- Елена, в каком возрасте начинается подростковый период?

Подростковый период начинается с 11-12 лет (это младшие подростки) и заканчивается 16-17 годами (старшие подростки).

- Кто чаще приходит к вам на консультацию в этот период - родители или подростки?

Как правило, детей этого возраста на консультацию приводят родители, и подавляющее большинство подростков согласно с тем, что им нужна помощь. Однако есть и такие, которые обращаются к психологу по собственной инициативе. Родители, конечно, в курсе и не против, но все же от личной встречи со специалистом «открещиваются» тотальной занятостью.

- Можно ли выделить основные группы вопросов, с которыми приходят и дети, и взрослые?

Я бы выделила две большие группы. Первая группа – это все, что связано с проявлениями различных невротических расстройств (обкусанные ногти, плохой сон, тревожность и т.п.) и «гремучей смесью» из неврологических и психологических особенностей ребенка. Это и головные боли, и сильная утомляемость, и плохая успеваемость. Еще к этой группе я бы отнесла состояния, близкие к психотическим. В этих случаях без помощи психиатра не обойтись.

- Можно ли выделить симптомы психического расстройства? Как понять родителям, что является признаком психического расстройства, что просто можно отнести к поведенческому настроению, которое со временем пройдет?

Честно говоря, я не сторонница того, чтобы родители самостоятельно проводили какую-либо диагностику психического состояния своего ребенка. Это связано с тем, что границы между нормой и патологией – особенно в подростковом возрасте в силу определенных физиологических нюансов пубертата – чрезвычайно размыты. И такой, например, симптом, как наличие несуществующего друга (подруги) может присутствовать и у психически здорового ребенка, и у ребенка с намечающейся психопатологией, поэтому, если родителей беспокоит психологическое и психическое состояние их отпрыска, лучше для начала показать его психологу, а тот уже, если понадобится, направит его к психоневрологу или психиатру.

Тем не менее, когда ребенок начинает замыкаться, избегать общения со сверстниками (именно со сверстниками, поскольку для подростков избегать общения с родителями вполне нормально), демонстрировать аутоагрессивное поведение – рвать на себе волосы, например, – стоит поторопиться с визитом к врачу-психотерапевту.

Родители таких клиентов, к сожалению, мало что могут сообщить на консультации о внутреннем мире своего ребенка, поскольку подросток не делится с ними своими переживаниями. Почему? Потому что страшно. Причем, часто сами родители необоснованным обесцениванием чувств и переживаний ребенка («Ну что ты, как маленький!», «Опять со своими барабашками разговариваешь?» и т.п.) внушают ему, что он какой-то не такой. В результате для подростка внутренние необычные проявления могут оказаться слишком пугающими: «Вдруг меня упекут в психбольницу?». И родители, видя, что с их чадом творится что-то неладное, не представляют, чем ему помочь.

- Как вести себя родителям?

Главное – не занимать позицию страуса, отрицая неприятную реальность. Сами понимаете: проблемы от того, что мы их «в упор не видим», никуда не деваются. В таких ситуациях самим родителям необходимо получить психологическую поддержку, а уже потом совместными силами помогать ребенку. Нужно помнить, что если дебют какого-либо психического заболевания случается в подростковом возрасте, то с этим вполне можно справиться, и дальше развитие личности пойдет без патологий.

«Задача подросткового возраста – отделение от родителей»

- Как можно охарактеризовать следующую группу вопросов подросткового периода?

Вторая группа – это детско-родительские отношения , и здесь тоже все очень непросто. И если в первой группе особенности поведения ребенка могут быть обусловлены фактором наследственности (имеются родственники с психическими расстройствами), то проблемы второй группы связаны с внутрисемейным взаимодействием.

Кроме того, в подростковом возрасте напоминают о себе все нерешенные проблемы дошкольного детства, а ведь у подросткового возраста есть и своя задача – отделение от родителей для активного поиска себя, своего места в мире. Отделение необходимо, чтобы подросток по-настоящему ощутил ответственность за самостоятельно предпринятые шаги в любой области, в том числе в области собственного здоровья. Родители же далеко не всегда готовы к взрослению своего ребенка, и вот тогда начинаются конфликты - от бойкотирования ребенком просьбы до ухода из дома.

- Как воспринимать подобные действия родителям? Ведь грубость и отрицание действительно свойственны подросткам в этом возрасте.

Воспринимать как сигнал для смены старой системы детско-родительских отношений на новую, в которой ребенок для родителя становится больше партнером, другом, чем подчиненным. Авторитет родителей стремительно падает, и фразы типа «Потому что я так сказала…» лишь провоцируют у подростка агрессию и протестные отношения. При этом жизненного опыта, опыта эффективной коммуникации, конструктивного выхода из конфликтов у подростка нет (впрочем, как и многой жизненно необходимой информации). Так что родители, вооружившись терпением, знаниями и памятуя о том, что ребенок, несмотря на гормоны и «бунтарский дух» любит их ничуть не меньше, смогут вместе с подростком преодолеть 6-7 лет пубертата без особых потерь.

Примеры обращений к психологу:

Когда ребенок приходит на консультации с подобными жалобами - это знак того, что в семье не было решено много проблем, и очень часто наши клиенты - дети разведенных родителей.

В полных семьях тоже есть проблемы, но там они решаются быстрее, потому что там у ребенка есть база, на которую можно опереться, есть понимание того, что мир – это место безопасное, поскольку родители демонстрируют любовь и уважение и друг к другу, и к ребенку.

А если этой базы нет, значит, ребенок пережил предательство, как минимум, одного из родителей. Я ни в коем случае не хочу сказать, что разводиться нельзя. Формула «счастья» «живите и терпите ради детей» абсолютно не работает. Но! Развод должен проходить грамотно. Да, мужчина и женщина не могут больше жить вместе как муж и жена, но они не должны забывать о том, что родителями своих детей они останутся на всю жизнь. И разводятся муж с женой, а не папа с ребенком или мама с ребенком. Таким образом, если оставшийся с ребенком родитель начинает нагнетать обстановку и очернять родителя, который ушел, это очень травмирует ребенка, потому что тот все равно любит и маму, и папу. Перетягивание каната одним из родителей приводит к комплексным нарушениям личности ребенка, в том числе к большим трудностям в межличностном взаимодействии.

Родители, однако, видят лишь верхушку этого айсберга и приходят с тем, что «Он ничего не хочет и ни к чему не стремится».

«Они знают гораздо больше, чем мы думаем!»

Во-первых, научиться расставлять приоритеты и находить время на общение с подростком. Если и папа, и мама работают по 20 часов в сутки, то в один не самый прекрасный день они обнаружат в квартире совершенно постороннего человекасобственного ребенка, про которого они ничего не знают, и не понимают, с кем он дружит, чем увлекается, не принимает ли наркотики.

Во-вторых, постоянно наблюдать за своим ребенком, потому что не все системы воспитания одинаково полезны: кому-то нужна строгость, а кого-то она может напугать.

В-третьих, не бить ребенка. Физическое наказание не способствует тому, что ребенок усвоит что-то полезное. Зато агрессия на родителя будет аккумулироваться с невероятной скоростью, так как физическое наказание – это всегда унижение. А унижая, высокую мысль вложить нельзя.

- Можно ли напоследок выделить группу проблем, характерных для нашего с вами времени, проблем, с которыми раньше не обращались к психологу?

Разумеется, это интернет. Родители сейчас в большинстве случаев «спихивают» любые проблемы, возникшие у ребенка, именно на его интернет-общение, хотя я бы не стала занимать в этом вопросе категорическую позицию. Дело в том, что «питательная среда» для развития личности в подростковом возрасте (мы сейчас говорим о средних и старших подростках) – это межличностное общение. И если по каким-то причинам не удается общаться «вживую», то, естественно, подросток «виснет» в интернете. Запрещать общение в соцсетях в подростковый период бессмысленно. Зато создание дома благоприятной обстановки для общения с друзьями, искренний интерес к увлечениям подростка, уважительное отношение к его мнению очень быстро отодвинут интернет на десятое место. А вот контроль подростка, «незаконное» прочтение его переписки, рано или поздно приведет к тому, что пропадет доверие между родителем и ребенком, и все это может обернуться печальными последствиями для обоих.

- Так все-таки подростки - кто они?!И как характеризовать подростковый период?

Они знают гораздо больше, чем мы думаем! Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Помогая ему обретать себя, участвуя с ним в его поисках собственного «Святого Грааля», становишься свидетелем поистине небывалой метаморфозы. И чем более чуткими и внимательными будут родители к своим детям в этот сложный и для тех, и для других период, тем гармоничнее и человечнее будет новое поколение.

Беседовала Влада Ворона