Развитие какой либо способности у ребенка. Как развить таланты ребенка


Взрослому сложно определить способности новорожденного ребенка, потому что они проявляются только в какой-либо деятельности, а младенец еще ничего не умеет делать. Но с момента появления на свет каждый ребенок обладает определенными задатками. Если развивать способности с детского возраста, то малышу гарантировано успешное будущее. В дальнейшем ему будет намного проще справляться с различными жизненными сложностями.

Важная задача процесса воспитания в семье - развитие способностей малыша. Его способности начинают проявляться одновременно с началом процесса развития интереса к окружающей действительности. Некоторые родители начинают задумываться о способностях ребенка только после его поступления в школу. Психологи убеждены, что начало развития способностей должно приходиться на возраст от 1,5 до 5 лет.

Что такое задатки?:

Задатками называют особенности ребенка, с которыми он появляется на свет:

Анатомические;
Психологические;
Физиологические - нервной системы и органов чувств.

Задатки проявляются в повышенном желании малыша заниматься какими-либо видами деятельности: изобразительным искусством, игрой на музыкальных инструментах, вокалом, хореографией, спортом. При этом малыш получает большое наслаждение и удовольствие.

Что такое способности?:

Способностями называют особенности личности, которые отвечают требованиям определенной деятельности, а также являются условиями для их успешного выполнения. Для оценки способностей ребенка стоит понаблюдать за ним, погрузив в какую-либо деятельность.

Определить наличие и уровень способностей у вашего ребенка сможет специалист. Развивать способности возможно только в процессе систематических занятий.

Какими бывают детские способности?:

Общие – это свойства ума малыша, которые позволяют достигать высоких результатов в различных отраслях. У таких детей с раннего возраста начинает проявляться повышенный интерес и стремление к познанию всего, что его окружает. Умственный труд приносит таким малышам большую радость и удовольствие;

Специальные способности включают в себя те, которые нужны для занятий определенной деятельностью - спорт, музыка, рисование и другими. Для развития таких способностей важно создать соответствующие условия, которые должны окружать кроху с его рождения.

Может ваш малыш талантливый?:

При высокой степени развития способностей говорят о таланте. Такие малыши отличаются от сверстников высокими результатами в разных сферах деятельности с раннего возраста. Какие бы способности не имел ваш ребенок, он не сможет стать выдающимся, если не будет достаточно трудолюбивым, настойчивым, организованным.

Признаки наличия способностей:

Ребенок с увлечением занимается определенным видом деятельности;

Малыш просит купить предметы определенного вида деятельности: музыкальный инструмент, краски, мяч, конструктор и т.д.;

Кроха продолжает заниматься любимым делом даже после запрета взрослого.

Этапы развития детских способностей:

1 – 2 года – начинают проявляться творческие способности малыша. Родителям необходимо обратить внимание на то, что больше привлекает их ребенка;

3 – 4 года – благоприятный возраст для начала регулярных и систематических занятий. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к познаниям всего нового. В этот возрастной период больше всего подходят такие увлечения:

1. Музыка;

2. Рисование;

3. Лепка;

4. Работа с конструктором.

5 – 6 лет – подготовка к поступлению ребенка в школу. Целесообразно начать посещать кружки и секции по интересам. Родителям необходимо уделять внимание развитию творческой активности малыша.

Что развивает способности ребенка?:

Развивающие игры и игрушки;
Слушание музыки;
Изготовление поделок;
Рисование;
Чтение;
Игры творческого характера (назвать положительные и отрицательные стороны предмета; дорисовка картинки; представить, если вдруг…).

Какие способности могут развивать родители у своего ребенка?:

Интеллектуальные способности;
Творческие способности;
Умственные способности.

Как развивать интеллектуальные способности ребенка?:

1. Уделяйте внимание этому вопросу в период интенсивного развития интеллекта ребенка - от 2 до 12 лет;
2. Эмоционально поддерживайте малыша;
3. Предоставляйте ребенку возможность проявить самостоятельность;
4. Предъявляйте к ребенку требования и содействуйте обязательному их выполнению;
5. Повышайте самооценку малыша;
6. Организовывайте совместную игровую деятельность с ребенком;
7. Привлекайте ребенка к решению семейных проблем.

Как развивать творческие способности ребенка?:

1. Развивайте у ребенка способности решать задачи разными способами;
2. Родителям необходимо реагировать положительными эмоциями на проявление у ребенка любой неожиданности;
3. Наиболее активно творческие способности у детей развиваются от 3 до 5 лет.

Как развивать умственные способности ребенка?:

1. Родители должны часто задавать ребенку вопросы;
2. Необходимо общаться с ребенком на разные темы;
3. Побуждайте ребенка к размышлениям;
4. Обсуждайте с ребенком результаты выполненного задания;
5. Совместно с ребенком исправляйте недостатки выполненной работы.

От воспитания ребенка зависит его характер и поведение. Но не следует забывать о врожденных способностях. Родителям важно любить и поддерживать своего малыша, помогать развиваться, учитывая при этом его возрастные и индивидуальные особенности.

Как стимулировать ребенка к познанию окружающего мира?:

1. Общайтесь с ребенком о том, что его окружает;
2. Наблюдайте за ребенком. Таким образом родителям будет легко определить его интересы и способности;
3. Играйте вместе с ребенком;
4. Старайтесь правильно определить занятие, которое ребенку очень нравится.

Родители должны стимулировать участие малыша в различных видах деятельности – пении, лепке, чтении, танцах и других. Это поможет воспитать гармонично развитую и способную личность. Если посещение определенного кружка совпадет с интересами ребенка, тогда он будет очень счастливым.

Поддерживайте увлечения и детские интересы. Если ребенок красиво поет – отдайте его кружок вокала, если малыш больше любит бегать или играть в подвижные игры – запишите его в спортивную школу или секцию.
Не стоит навязывать ребенку собственные интересы. Учитывайте желания малыша;
Создавайте ребенку условия для занятий по интересам: для изобразительной деятельности купите карандаши, кисточки, пластилин, а для спорта – спортивную обувь и одежду;
Поощряйте ребенка за его усилия.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
Объясняйте ребенку значение занятий для его развития и роли руководителя секции или кружка.
Если ребенок отказывается посещать выбранную ранее секцию, никогда не ругайте его. Разберитесь в причинах отказа. Лучше меняйте различные виды деятельности, чем продолжительное время заставляйте кроху заниматься нелюбимым делом;
Интересуйтесь увлечениями и интересами крохи;
Определите способности своего ребенка;
Развивайте у малыша память и интеллектуальные способности;
Будьте положительным примером для ребенка;
Запишите ребенка в кружок, секцию, школу танца, детский театр. Заметив склонность ребенка к какому-либо виду деятельности, раскрывайте и развивайте ее.

Определяем способности ребенка:

Ответьте на поставленные вопросы словами «да» или «нет»:

1. Ваш ребенок легко запоминает услышанную речь?

2. Ребенку удается без затруднений определить ваше настроение?

3. Нравится ребенку выполнять математические задания?

4. Ваш ребенок мечтает о будущей профессии?

5. Ребенок прислушивается к звучанию музыкальных инструментов на улице?

6. Ребенок цифры усвоил с легкостью?

7. Использует ребенок в речи сложные словесные выражения?

8. Нравиться ребенку слушать классическую музыку?

Интерпретация результатов:

Лингвистические способности – ответы «да» на 1 и 7 вопросы.
Музыкальные способности – ответы «да» на 5 и 8 вопросы.
Математические способности – ответы «да» на 3 и 6 вопросы.
Психологические способности – ответы «да» на 2 и 4 вопросы.

Не запрещайте ребенку заниматься любимым делом. Поощряйте новые увлечения малыша. Невозможно предусмотреть, как повлияет увлечение на его жизнь.


Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Творческие способности детей дошкольного возраста проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Развитие способностей у детей

Развитие способностей у детей совершается в основном в процессе воспитания и специальным образом организованного обучения. Во взрослом возрасте развитие способностей происходит во многом благодаря самовоспитанию и самообучению. В детском же возрасте исключительно велика роль окружения.

Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки. Однако сам процесс развития способностей происходит посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. То есть развитие способностей реализуется через освоение опыта предыдущих поколений. Однако не всякий опыт одинаково полезен. И одна из важнейших функций обучения - передать подрастающему поколению наиболее существенный, важный опыт. В том числе важный для развития способностей.

Способности, с одной стороны, нельзя отождествлять с задатками. Задатки - лишь один из факторов, определяющий способности. С другой стороны, способности нельзя отождествлять с . Знания, умения и навыки - это во многом уже результат способностей. Способности можно рассматривать как длительную и устойчивую функциональную готовность человека к качественному и эффективному выполнению некоторого вида действий.

Поскольку способности это готовность к определенным действиям, поэтому самым разумным в развитии способностей является предоставление ребенку постоянного доступа к данной деятельности, побуждение его к этой деятельности. Деятельность при этом должна быть наиболее близкой, релевантной тем способностям, которые развиваются.

Пример. Предположим, родители решили развивать у ребенка музыкальные способности. Они могут вместе с ребенком часами заниматься прослушиванием музыкальных композиций, обсуждать достоинства и недостатки музыкального исполнения, рассказывать истории из жизни композиторов (как это делается в школе на уроках музыки). Это будет в небольшой степени способствовать развитию музыкальных способностей. Однако, чтобы в ребенке проснулся талант исполнителя, для этого надо научить его играть на музыкальном инструменте. И сделать это как можно раньше. Если вдруг в каком-то ребенке станет заметен талант композитора, надо тоже как можно раньше помочь ему в сочинительстве, в реализации замысла. А не ждать, когда ребенок вырастет и сможет поступить в консерваторию на композиторский факультет.

Первая важная закономерность в развитии способностей заключается в том, что всякая способность стремится обобщиться, расшириться, распространиться на "соседние" виды деятельности. Так, например, ученик, проявляющий очень хорошие способности в математике, довольно внезапно может начать проявлять способности к физике (равно как и наоборот). Способный художник часто становится успешным дизайнером, но способным инженером - значительно реже. Поэтому совсем не стоит "лепить" из ребенка очень узкого специалиста. Значительно важнее поощрять все интересы ребенка.

Вторая закономерность в развитии способностей ребенка заключается в том, что этот процесс происходит не плавно, а скорее рывками. Способности - это функциональная готовность не только психики, но и всего организма в целом. Для того, чтобы хоть немного подняться в качестве и эффективности исполнения, может потребоваться значительная перестройка. Когда эта перестройка происходит - происходит рывок, переход на следующий уровень. Иногда внутренняя перестройка сопровождается временным ухудшением способностей, провалам. Поэтому в развитии способностей важно и проявлять терпеливость, и стремиться действовать на пределе, потому что только так можно пробить очередной потолок в развитии.

Существует представление о том, что "талантливый человек талантлив во всем". Это верно в том смысле, что обычно одни способности помогают развиваться другим способностям. Как уже отмечалось, способности стремятся распространиться на соседей. Также одни способности являются фундаментом для других (как бы задатками). Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень. Переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений.

Очень важно понимать, что роль задатков в развитии различных способностей различна. Она весьма значительна и специфична, например, в развитии музыкальных способностей, где огромное значение играют особенности слухового анализатора. Тот же слуховой анализатор важен в деятельности переводчиков, историков, литературоведов и даже психотерапевтов. Хорошо развитый слуховой анализатор помогает не только лучше сохранять в памяти вербальную информацию, но и думать, общаться - задействовать логику. Однако для указанных профессий это не столь важно, как для музыканта.

Не только (или даже не столько) сам ребенок решает, какой ему деятельностью заняться, какие способности развивать. Чаще всего нелегкий стратегический выбор приходится делать родителям и/или учителям. Если ребенок не проявляет заметных задатков, например, в области музыки (слуховой анализатор) или живописи (зрительный анализатор), то это серьезный повод задуматься о том, стоит ли продолжать обучение в музыкальной или художественной школах. Вообще в таких случаях не будет лишним проконсультироваться с педагогом-психологом.

Общим фактором для развития любой способности является настойчивость ребенка, его волевые способности. Настойчивость, упорство ребенка проявляется в том числе в так называемой готовности к обучению. Эта готовность формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание, как в семье, так и детском саду. Желательно с самого раннего возраста приучать (в том числе своим примером) ребенка к дисциплине, вырабатывать у него привычку все доводить до конца. Когда ребенок проявляет настойчивость, надо на это обращать внимание, хвалить и даже проявлять гордость за своего ребенка.

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в своей деятельности.

Что такое способности?

- Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

- Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.

- Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.

Назовем эти общие способности следующим образом.

1. Интеллект - некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром, способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний.

2 . Креативность - способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии.

3 . Обучаемость - способность приобретать новые знания.

Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?»; «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?»; «Могу я что-нибудь сделать для моего ребенка, чтобы развить его способности?».

Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой.

Интересные факты об интеллекте

- Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет. Особенно опасен в этот период дефицит йода - он вызывает задержку умственного и физического развития. По данным Эндокринологического научного центра РАМН, вся территория России является йододефицитной, поэтому следите за тем, чтобы ваш ребенок ежедневно получал йод в достаточном количестве!

- Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее - эмоциональная поддержка ребенка.

- У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.

- У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.

- Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!

Мамы! В ваших силах повысить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребенка. Через требование взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще - поддерживайте у ребенка высокую самооценку.

Папы! Оказывается, ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше, чем вклад мам.

Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах», если вы:

- Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;

- Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);

- Предъявите систему запретов. Запреты - это также одно из важнейших средств воспитания. Что делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа;

- Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

О креативности

Креативность - умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей.

По-настоящему креативный ребенок - всем известный Буратино. Помните, как он продал азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно!

Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка?

Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый - 3-5лет(развивается в сюжетной игре), второй- примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).

И мамы, и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.

Об обучаемости

Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Высокий уровень обучаемости связан с развитием личности. А значит, она развивается в тесном общении со взрослым.

Для развития обучаемости:

- Чаще задавайте ребенку вопросы;

- Р азговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;

- На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;

- Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;

- Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

О сенсорном развитии ребенка

Развитие сенсорных способностей ребенка происходит ежедневно. Это естественный процесс, но его нужно поощрять и создавать наиболее комфортные условия. Например, вы можете чаще бывать с ребенком на природе. В процессе изучения природных объектов у него реализуется одна из главных способностей - чувственное познание мира. Он будет получать живой непосредственный опыт. Произойдет активизация всех сенсорных систем: будет отрабатываться зрительно.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Как развить способности ребенка?

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки – от полутора до пяти лет.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

    один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.

    три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.

    пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

    семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим , желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.

    9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.

Как развить способности у ребенка:

Специалисты дают родителям следующие рекомендации по развитию способностей у ребенка:

    Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.

    Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.