Познавательное о весне средняя группа детский сад. Конспект нод в средней группе на тему "весна"

Елизавета Мельникова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «К нам весна шагает!»

Приоритетная образовательная область:

«Познавательное развитие»

Задачи: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: обобщение представлений детей о признаках весны; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Интеграция с образовательными областями:

«Социально-коммуникативное развитие» - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам деятельности.

«Речевое развитие» - обогащение активного словаря (весной небо, чистое, безоблачное; солнце весеннее, теплое, яркое; сосулька холодная, гладкая, скользкая; и т. д.); развитие связной, грамматически правильной речи.

«Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений.

Предварительная работа:

Наблюдения за первыми признаками весны: солнце светит ярче, тает снег, капель, и др. ;

Рассматривание иллюстраций о весне;

Отгадывание загадок, чтение книг и разучивание стихотворений о весне.

Оборудование для педагога: Мнемотаблица «Весна», изображение солнца с недостающими лучиками, сосульки, корзина с подснежниками, игрушки: большой и маленький медведи, картинки с изображением диких животных и их детенышей.

Оборудование для детей : желтые прищепки по количеству детей, Картинки с признаками зимы, картинки с признаками весны для каждого ребенка, «смайлик-настроение» для каждого ребенка.

1. Организационный момент. Коммуникативная игра «Раз ладошка»

Раз ладошка, два ладошка,

Поиграй со мной немножко

Мы ребята дружные

Дружные, послушные!

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Приходит с добром,

Веет теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут ее … (весна).

Правильно, ребята!

Педагог обращает внимание на мнемотаблицу «Весна».

Ребята, посмотрите, какое время года спряталось в этой картинке? Почему вы так думаете? Здесь я вижу снег, значит это зима. А здесь – травка, значит это лето?

Дети рассматривают мнемотаблицу, рассуждают, дают обоснованный ответ.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, может быть, весна и нам принесла подарки?

Дети замечают первый подарок – солнышко.

Вопросы к детям: Какое солнышко, что делает солнышко весной?

А давайте, чтобы солнышко согревало нас еще больше, мы добавим ему лучиков.

2. Игра «Солнышко с прищепками» (Дети добавляют лучики – прищепки к заготовке из картона).

Воспитатель: Поищем подарки еще, ребята?

Находят второй подарок - сосульку.

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

Рассматривание и обследование сосульки. Вопросы детям: Какая сосулька? Почему тает?

Воспитатель: Ой, замерзли от ледяной сосульки? Ребята, давайте поиграем, погреемся и покажем, как весна к нам идет!

3. Подвижная игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на носочках, руки вверх.

А вот и еще подарочек, корзина с весенними цветами.

Как называются первые весенние цветы? Почему они так называются?

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.

Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.

4. Физминутка “Подснежники просыпаются”

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Влево – вправо повернись и в ребяток превратись.

Продолжим искать подарки весны? А это что за чудо (находят «снежный холмик»)

Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.

Воспитатель: Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит еще в берлоге! Давайте-ка разбудим его.

5. Чистоговорка “Весна пришла”

Ла-ла– ла к нам весна пришла.

Ло-ло-ло на улице тепло.

Пель-пель-пель– капает капель.

Ля-ля-ля расцветай, земля!

Леть-леть-леть просыпайся, медведь!

Воспитатель: Медведь зашевелился! Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родился зимой. Давайте рассмотрим медведицу с медвежонком.

Где здесь мама, а где ее детеныш? Как вы поняли? (Мама большая, детеныш маленький.) Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.

6. Игра “Мама и детеныш”

У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.

У медведицы нос, а у медвежонка носик.

У медведицы уши, а у медвежонка ушки.

У медведицы лапы, а у медвежонка лапки.

У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик.

У медведицы спина, а у медвежонка спинка.

У медведицы живот, а у медвежонка животик.

Воспитатель: Ребята, не только у медведицы появились детеныши, но и у других лесных зверей весной появляются детеныши. Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображение животных и детенышей.

Назовите, у кого кто появился.

7. Игра “У кого кто”

Воспитатель показывает картинки, с изображенными животными, дети называют животных и их детенышей.

(У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата.)

Вот сколько сюрпризов приготовила нам весна!

8. Дидактическая игра «Подбери картинку».

Педагог сообщает, что зима не хочет уходить и поэтому весенние приметы перемешала со своими - зимними. Надо помочь Весне отобрать только ее приметы. Педагог «превращает» детей в волшебников, которые ищут приметы весны. Правильные отбирают, а неправильные оставляют.

Воспитатель: Посмотрите еще раз на свои картинки и давайте вместе расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова “весной”…

Весной… ярко светит солнце.

Весной тает снег.

Весной появляются лужи.

Весной прилетают птицы.

Весной появляются сосульки.

Весной бегут ручьи.

Весной появляются первые цветы: подснежники.

Весной просыпаются от спячки звери.

Весной бегут ручейки.

Весной распускаются листочки на деревьях.

Весной дети много гуляют.

Весной идут первые дожди.

Весной появляется первая травка.

Воспитатель: Ребята, вам понравились подарки весны? Какое у вас настроение? Я предлагаю вам выбрать смайлик, который подходит к вашему настроению. (Дети выбирают себе смайлики).

Публикации по теме:

«К нам Весна шагает быстрыми шагами!» Весеннее экологическое развлечение для средней группы Действующие лица: Взрослые: Ведущий, Весна Дети: медведь - Аю, заяц - Куян, дятел- Почтальон. Ведущий: Девчонки и мальчишки! Собирайтесь,.

(с использованием здоровьесберегающих технологий) Программные задачи: познакомить детей с понятием "перелётная птица" (скворец). Обогатить.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и аппликации в средней группе «Весна идет» Программные задачи: познакомить детей с понятием "перелётная птица" (скворец). Обогатить речь детей новыми словами (скворец, скворечник,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «К нам Весна шагает» (вторая младшая группа) Цель: Познакомить детей со стихотворением И. Токмаковой "Весна". Обогощать речь детей существительными и прилагательными. Образовательная.

Конспект НОД в старшей группе «К нам весна шагает быстрыми шагами…» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «К нам весна шагает быстрыми шагами…» Цель:Расширять представления.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Весна» Цель: формирование интереса и внимания к явлениям весенней природы, получение новых знаний о смене сезонов и об особенностях ранней весны.

Конспект занятия (средней группы)

Тема : «Весна-красна »

Интеграция образовательных областей :

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Цель : обобщение знаний детей о сезонных изменениях в природе весной .

Задачи воспитательные : воспитывать интерес к животному миру, к природе.

Задачи развивающие : развивать умение преобразовывать слова в уменьшительно-ласкательную форму.

Задачи образовательные : закрепить знания детей о признаках весны , о диких животных и перелетных птицах.

Работа над словарем : активизация словарного запаса детей понятиями «заклички» , «перелетные птицы» , «дикие животные» .

Методы и приемы руководства деятельностью детей :

Постановки целей и мотивации деятельностью детей : беседа, придание личностной значимости предстоящей деятельности;

Активизации деятельности детей в процессе НОД : беседа, игровые упражнения, загадки;

Организации практической деятельности детей : выполнение заданий;

Поддержания интереса у детей : наглядный материал, разнообразные формы организации НОД;

оценки и самооценки : анализ результатов деятельности.

Создание среды для организации и проведения НОД : проектор, картинки диких животных, фланелеграф, костюм весны , атрибуты скворца.

Предварительная работа (по образовательным областям) :

Художественно-эстетическое развитие : рассматривание книг о весне , аппликация «Скворечник» , рисование «Дерево» , разучивание песен «Весенний привет» , «Скворушки» ;

познавательное развитие : беседы «Идет весна » , «Как животные готовятся к весне » , рассматривание иллюстраций «Перелетные птицы» , дид. игры «Назови детеныша» , «Найди перелетную птицу» ;

социально-коммуникативное развитие : беседа «Как вести себя в лесу» ;

физическое развитие : подвижные игры «Найди свой домик» , «Солнце, дождик, ветерок» , пальчиковая гимнастика «Это зайчонок» ;

речевое развитие : чтение художественной литературы- Л. Толстой «Пришла весна » , Е. Баратынский «Весна , весна » ,закличка «Иди весна , иди красна» , отгадывание загадок о весне .

Работа с родителями : выставка рисунков «Весна в лесу » .

Виды детской деятельности в НОД :

познавательная ;

Игровая;

Коммуникативная;

Чтение художественной литературы;

Двигательная;

конструирование .

Планируемые результаты :

Ребенок проявляет самостоятельность в игре, конструировании , общении.

Обладает элементарными представлениями о сезонных изменениях в природе весной .

Использует речь для выражения своих мыслей и чувств.

Ход занятия

Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними.

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце» : кисти рук перекрещены, пальцы растопырены.)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо» : руки поднимают вверх.)

Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой.)

Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны – «крона дерева» .)

Здравствуй, утро! (Жест вправо.)

Здравствуй, день! (Жест влево.)

Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны !

Ребята, вы знаете, кто я? (Весна )

А теперь отгадайте загадку :

Старый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Вот и к нам пришла. (Весна )

Давайте расскажем, что бывает весной . Свой ответ начинайте со слова «весной » . (Показ презентации)

Весной… ярко светит солнце .

Весной тает снег .

Весной появляются проталинки.

Весной появляются лужи .

Весной набухают почки , а затем появляются листочки.

Весной бегут ручьи .

Весной появляется трава .

Весной идет дождь .

Ребята, давным-давно люди созывали весну закличками . Вот послушайте какую закличку знаю я.

Жаворонки, жаворонки,

Летите в поле

Несите здоровье.

Корове – коровье,

Овце – овечье,

А нам- человечье.

Давайте повторим ее вместе.

Сегодня мы отправимся в лес. Но сначала вспомним, как нужно вести себя в лесу. (Не шуметь, нельзя ломать ветки, разорять гнезда.)

На чем можно добраться до леса? (Машина, поезд, велосипед, самолет и т. д.)

Я предлагаю вам полететь сегодня на облаках. (Дети садятся на бумажные облака, берутся за руки. Звучит песня «Облака- белогривые лошадки» )

Пока мы летели я поймала солнечных зайчиков. Хотите поиграть с ними?

Игра «Назови ласково»

Я вам буду давать солнечных зайчиков и говорить слово, а вы говорите тоже слово, но ласково.

Капля-капелька.

Туча – тучка.

Солнце – солнышко.

Ручей – ручеёк.

Цветок – цветочек.

Ветка – веточка.

Лист – листочек.

Луч – лучик.

Облако – облачко.

Сосулька – сосулечка.

Ветер – ветерок.

Ребята, давайте покажем, как дует сильный ветер.

А теперь, как слабый ветерок.

Ребята, вы слышите? Что это? (Птицы поют.)

Да, птицы уже прилетели к нам из теплых краев. Каких перелетных птиц вы знаете? (Грач, скворец, ласточка.)

Подойдите к экрану. Посмотрим грача. Какой он? (Весь черный.)

А какой скворец? Какая ласточка?

Как мы готовимся к прилету птиц? (Строим скворечники.)

Давайте мы тоже построим скворечники. Какие фигуры вы здесь видите?

(Дети составляют скворечники из геометрических фигур : круг, треугольник, квадрат.)

Молодцы, ребята! А теперь я превращу вас в скворцов.

Физминутка «В домике-скворечнике»

(Дети надевают атрибуты скворцов.)

Ребята, а кто еще живет в лесу?

Отгадайте, какие звери спрятались.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

(Белка)

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, кур в деревне крадёт.

(Лиса)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!

(Заяц)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

У диких зверей весной появляются детеныши . Помогите мне :

У лисы – лисята.

У белки – бельчата.

У ежихи – ежата.

У медведицы – медвежата.

У волчицы –волчата.

Посмотрите, зверята гуляют на полянке. Поможем им найти своих мам.

Игра «Найди маму»

Молодцы! А теперь поиграем со зверятами.

Пальчиковая игра.

Это зайчонок,

Это бельчонок,

Это лисенок,

Это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Ребята, вам понравилась сегодняшняя прогулка в лес? Кого мы с вами встретили в лесу? Каких птиц мы увидели там? Кому мы помогли найти своих мам?

Ребята, теперь вспомним закличку, с которой мы познакомились сегодня :

Жаворонки, жаворонки,

Летите в поле

Несите здоровье.

Корове – коровье,

Овце – овечье,

А нам- человечье.

Возьмите в руки испеченных жаворонков, поднимите руки вверх и все вместе произнесем эту закличку.

Литература.

1. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: Вако, 2005.

2. Лобанова А. С. Путешествие в весну // Ребенок в детском саду. -2012.-№2.- С. 11-13.

3. Кладова Л. С. В гости к Весне // Справочник старшего воспитателя. -2014.- №3.-С. 70-75.

4. Климинова Ю. В. Здравствуй, весна // Воспитатель . -2014.-№3.-С. 75-79.

5. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2003.

6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

Конспект игрового занятия для средней группы детского сада для детей с нарушением зрения.

Интеграция образовательных областей:"Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие".
Тема: "Весна Сезонные изменения".
Маркова Елена Владимровна.
Описание материала. Материал занятия доступен для восприятия детьми среднего возраста; в игровой форме закрепляются знания о твёрдых и мягких звуках, развиваются умения сравнивать два множества, уточняются и расширяются знания о весенних изменениях в природе.
Цель: уточнить и расширить представления детей об изменениях в природе весной.
Задачи:
образовательные:закрепить знания о твёрдых и мягких звуках, умение сравнивать два множества; продолжить формировать представления детей об изменениях в природе с приходом весны;
развивающие:развивать диалогическую речь, умение использовать в речи сравнения, прилагательные, звуковую культуру речи;воспитательные: воспитывать экологическую культуру,уважение к собеседнику;коррекционные:развивать артикуляцию, речевое дыхание, мелкую моторику, зрительное восприятие.
Предварительная работа: чтение, беседы по содержанию произведений Г.Скребицкого, Н.Сладкова, Е.Чарушина; рассматривание и составление рассказов по сюжетным картинам, по картинам художников; организация вечеров загадок и примет о весне, просмотр видеоматериалов о пробуждении природы весной.
Материалы. Демонстрационный:две игрушки котят с зелёным и синим бантиками, мешочек с разноцветными шариками(пять штук) и надписью"Тим и Том", крупное изображение капели, проталин, подснежников, ледохода, медуницы, весенника.
Раздаточный: пособие "Звукобол"(полоска из белого картона А3, разделённая чёрной узкой полоской на две равные части, ворота зелёного и синего цвета, по пять штук кружков зелёного и синего цвета), листы А4 с заданием"Соедини по точкам рыбку".
Технические средства:диск Е.и С. Железновых"Тим и Том".
Оборудование:магнитная доска, лазерная указка, зрительный тренажёр по Базарному.Оргмомент ."Давайте поздороваемся".(Дети в кругу:"Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:"Доброе утро!"И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!"
1. Мотивационный этап.
(В группе слышится мяуканье котят(аудиозапись).
-Кто это? Давайте поищем!(Находят).

Почему котята прибежали в детский сад?(варианты ответов:хотят поиграть с детьми, прогнала хозяйка, в доме случился пожар и др.)
-Котят зовут Тим и Том(написано на мешочке), а кто из них Тим, а кто Том?
Дети:"Это Тим с зелёным бантом,его имя начинается с мягкого звука, а это Том с синим бантом, его имя начинается с твёрдого звука."
-Поздороваемся с котятами.
2. "Котята Тим и Том играют с детьми".
- Шарик выбирайте, игру начинайте!
(в мешочке дети выбирают шарик, напр. синий).
Котята предлагают игру "Весенний звукобол".(Котята "встают"на свои ворота соответствующего цвета; демонстрируется картинка поочерёдно, то с начальным мягким звуком, то с начальным твёрдым звуком: ледоход, капель, проталины, медуница, подснежник, весенник;дети сравнивают количество забитых голов-кружков, подводят итоги игры).
-Шарик выбирайте, игру начинайте!(в мешочке дети выбирают шарик, напр. красного цвета).
Игра "Что бывает красного цвета?" (ягоды, цветы и др.)
Зрительная гимнастика на тренажёре(воспитатель читает стихотворение и указкой водит по тренажёру; выполняется стоя, голова прямо,плечи расслаблены, работают только глаза).
И.Токмакова.К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны.
Видно, очень тёплые ноги у весны.
А. Леонтьев. Кап-кап!
С крыши падают слезинки.
Кап-кап!Тают белые снежинки.
Кап-кап! Солнышко по крыше скачет.
Кап-кап! А зима сидит и плачет.
-Как зима плачет?(Дети имитируют плачь, вытягивая губки вперёд:"У-у-у!")
-А как дети радуются весне? (Дети радуются, широко открывая рот:"Ха-ха-ха!")
-Шарик выбирайте игру начинайте!(Дети выбирают,напр.,зелёного цвета.)
Игра"Что бывает зелёного цвета?" (листья, трава и др.)
-Шарик выбирайте, игру начинайте!(Достают шарик жёлтого цвета.)
Игра "Что бывает жёлтое? (солнышко, лимон и др.)
- Котята приглашают поиграть "Повтори, не ошибись!(диск"Тим и Том")
- Шарик выбирайте, игру начинайте! (шарик оранжевого цвета; апельсин, лиса и др.)
- Вам было весело с котятами? Подготовим для них сюрприз. (Рисование по точкам рыбки).
Котята благодарят детей.
3.Подведение итогов.
- Кто приходил в гости?
- Что понравилось?
- Какое настроение?

Цель: Расширять представления детей о признаках весны. Знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, насекомые) . Упражнять в умении классифицировать предметы по родовым категориям. Развивать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие. Развивать познавательную активность детей.

Расширение и активизация словаря по темам «весна» , «перелетные птицы» , «цветы» , «насекомые» . Развитие грамматической стороны речи: развивать умение понимать и употреблять в речи предлоги на, под. Развитие умения составлять предложения, согласовывать слова в предложении. Развитие связной речи.

Формировать бережное отношение к природе. Формировать любовь к родному краю.

Развивать ловкость, координацию у детей.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие.

Социально – коммуникативное развитие.

Физическое развитие.

Художественно – эстетическое развитие.

Виды деятельности:

Игровая.

Коммуникативная.

Двигательная.

Восприятие художественной литературы.

Оборудование и материалы: Видео презентация, предметные и сюжетные картинки по данной теме. Разрезные картинки с изображением весенних цветов. Зашумленные картинки с изображением птиц. Плоскостное изображение цветов и бабочек (красного, желтого, зеленого и синего цвета) . Изображения цветка с прорезями (формат А3) . Ватман по краям ватмана имитация рамки для картин. Изображения частей тела бабочки. Ватман для наклеивания частей (формат А3) . Картинки – наклейки с изображением признаков весны. Игрушка пчелка Мая, ведерко с конфетами.

Организационный момент:

Дети заходят в группу. На доске находится картина в рамке без изображений.

Ребята, посмотрите, что я увидела сегодня в группе. Что это такое? (это картина) .

А что можно изобразить на картине? (людей, зверей, предметы) .

А еще многие художники изображают природу и времена года.

А какое сейчас время года? (весна) .

А на картине что – нибудь изображено? (нет) .

Ребята мы сегодня с вами станем художниками и создадим картин весны.

Только мы ее не будим рисовать, а создадим при помощи слов. Вы будите рассказывать о весне и изображения будут появляться на картине.

II. Основная часть:

1. А что бы у нас появились первые картинки на картине, отгадайте загадки, а поможет нам в этом наш помощник – компьютер.

Ночью спрячется оно -

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьётся радостное… (солнце)

На экране появляется изображение солнца.

Правильно, солнце. А расскажите, что с солнышком бывает весной.

Ребенок: - Весной солнце светит и греет.

Дефектолог дает изображение солнца ребенку. Ребенок приклеивает картинку на лист.

- Следующая загадка:

Она под осень умирает. И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету, растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда: она их главная еда(трава)

На экране появляется изображение травы.

Правильно, трава. А расскажите, что с травой бывает весной.

Ребенок: - Весной появляется первая трава.

Дефектолог дает изображение травы ребенку. Ребенок приклеивает картинку.

  • Весной веселит

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

На экране появляется изображение дерева с почками.

Правильно, дерево. А расскажите, что с деревьями бывает весной.

Ребенок: - Весной на деревьях появляются почки.

Дефектолог дает изображение дерева ребенку. Ребенок приклеивает картинку.

2. – Ребята угадайте: у какого растения есть стебелек, листок и лепестки.

Правильно это цветок. На экране появляется изображение цветка.

Ребята, весной вся природа оживает и появляются первые цветы.

Чтобы узнать, какие цветы появляются весной нужно собрать картинки с их изображением.

Игра: «Разрезные картинки» (ландыш, мать – и –мачеха, подснежник, сирень, одуванчик) .

Дети собирают разрезные картинки и составляют предложение.

Весной появляется цветок подснежник и т.д.

За каждое предложение педагог дает картинку с изображением цветка, и дети приклеивают изображение на лист.

3. – Ребята, кто прилетает к нам весной? (птицы)

На экране появляется изображение птиц.

Ребята, а что бы узнать, какие птицы прилетают к нам весной, нужно расколдовать картинки, на которых спрятаны изображения птиц, которые прилетают к нам весной.

Дефектолог раздает детям зашумленные картинки на которых «спрятаны» изображения птиц (грач, скворец, ласточка) , прилетающих к нам весной. Дети отгадывают, кто изображен на их картинке. И составляют предложение:

Весной к нам прилетают грачи и т.д.

Педагог за каждое предложение выдает картинку с изображением птиц, и ребенок приклеивает его.

4. - А еще весной появляются насекомые.

Насекомых мы тоже поместим на нашей картине.

Только вот беда они перепутались с животными, птицами, рыбами и нам нужно их найти.

Задание: «Выбрать насекомых среди животных, птиц и рыб» .

Дети выходят по одному и выбирают картинку с изображением насекомых, составляет предложение по этой картинке.

Весной появляются жуки и т.д.

Затем ребенок наклеивает изображение на ватман.

5. Физминутка «Бабочки»

В групповой комнате на полу наклеены 4 цветка красного, желтого, зеленого, синего цвета.

Дефектолог раскидывает бабочек (бабочки красного, зеленого, желтого и синего цвета) по всей группе. Дети под музыку собирают бабочек и «сажают» на цветы в соответствии с цветом.

6. На фланелеграфе появляется изображение цветка с прорезями.

Дети выбирают себе бабочку любого цвета.

По инструкции педагога одни дети сажают бабочек на цветок, а другие под цветок.

Появление сказочного персонажа пчелка Мая.

7. - ребята, пчелке Мае скучно, давайте соберем ей подружку – бабочку.

На столе части тела бабочки (крылья, голова, усы, лапки, глаза) . Дети выбирают нужную часть и называют её и приклеивают на ватман.

У бабочки есть голова и т.д.

Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка у нас получилась. Теперь нашей пчелке не будет скучно. Дети дарят бабочку пчелке.

III. Заключительная часть:

А что пчелка принесла в своем ведерке, давайте посмотрим.

Дети находят конфеты, педагог угощает детей конфетами.

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности детей 4-5 лет (воспитанников средней группы) по теме «Что мы знаем о весне?!». Данная работа будет полезной воспитателям средней группы. Вашему вниманию предлагается конспект совместной образовательной деятельности, где происходит формирование осознанного познавательного интереса к природе через смысловое восприятие и понимание шедевров мировой классики (словесного, музыкального, изобразительного искусства).

Для детей средней группы на тему «Что мы знаем о весне?!»
Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Цель: формирование осознанного познавательного интереса к природе через смысловое восприятие и понимание шедевров мировой классики (словесного, музыкального, изобразительного искусства)

Задачи.
Образовательные:

Учить детей подбирать нужные характеристики музыкальным и изобразительным образам;
-формировать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)
- учить запоминать и выразительно рассказывать стихотворение, выполняя соответствующие тексту движения;
-формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;

Стимулировать развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания;
- обобщить знания о весне, о признаках наступления весны в природе.
Развивающие:
- развивать импровизационные способности;


- развивать слуховое внимание, память, мышление, понимание смысловой стороны текста (восприятие), воображение;
- развивать связную речь при анализе музыкальных впечатлений;
-развивать воображение и творческую активность.
Воспитательные:
-воспитывать интерес и положительное отношение к музыкально-импровизационной и продуктивно-художественной деятельности;
-воспитывать звуковую культуру речи, умение использовать достаточную громкость голоса, необходимый темп речи и различные интонационные средства выразительности;
-воспитывать умение соблюдать правила игры, дружелюбие, умение согласованно действовать в группе;
- воспитывать положительное отношение к познанию особенностей окружающей природы.
Методические приемы:
- создание положительной мотивации к деятельности;
- опора на знакомый материал;
- соблюдение преемственности с предыдущим и последующим материалом;
- использование ИКТ;
-художественное слово;
- стимулирование и познавательной речевой активности;
- рефлексия («взгляд назад» и элементарный анализ своих достижений)
Формы организации:
- малоподвижная игра с речевым сопровождением;
- беседа, чтение стихотворений
рассматривание картин;
- слушание высокохудожественной классической музыки;
- музыкально-творческая импровизационная деятельность
- совместно-индивидуальная коллективная работа;
- художественно-эстетическая деятельность в семье.
ППРС: фонограммы «Весна» Г. В. Свиридова, «Голоса птиц. Грачи», «Апрель. Подснежник» П.И. Чайковского, «Песня жаворонка» П. И. Чайковского, мультимедийная презентация, ленты, цветы, веточки для импровизации спрятанные на «весенней полянке» (задекорированный батут) под «снежным покрывалом» (белая ткань), ноутбук, мультимедийный проектор, экран, изобразительный материал: гуашь, кисти, пластилин, доски для лепки, незаконченное панно-весенний пейзаж.

Предварительная работа: наблюдения в природе; чтение произведений художественной литературы с описанием весеннего пейзажа; разучивание стихов о весне; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне; лепка и аппликация весенних цветов.

Ход НОД
1 этап. Мотивационный.
Воспитатель:
- Дети, не так давно мы с вами беседовали о Дне космонавтики. Помните? О чем мы говорили?
Дети:

Мы говорили о космонавтах, звёздах, ракетах… Однажды на Луне родился необычный малыш. Как зовут этого сказочного героя? Правильно, Лунтик! Мы мультфильм про него смотрели! И случилось так, что он попал на Землю и сегодня он у нас в гостях! Посмотрите на экран, вот он!

Поздоровайтесь с ним! Ребята, Лунтик сказал мне, что он слышал на Земле весна и ему стало грустно от того, что он не знает, что такое весна и какая она… А вы знаете, что происходит с природой весной у нас на Земле? Вы хотели бы помочь Лунтику рассказать о весне?
2 этап. Ориентировочный.
Воспитатель:
-Давайте сядем в круг и подумаем, как же нам рассказать Лунтику о весне? Что нужно сделать? Предлагайте, а я буду записывать все ваши предложения.
Дети:
- Взять его с собой на прогулку, рассмотреть картины о весне, послушать весеннюю музыку, станцевать весенний танец, нарисовать весну, прочитать стихи о весне!.....
Воспитатель: - Молодцы! Сколько предложений! Я всё это записала, чтобы не забыть!
- А для начала, давайте с ним поиграем и повеселим его! Раз, два, три, кружочек собери!
Проводится хороводная игра «Весеннее солнце».
Солнце, солнце, выходи. (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга)
И всю землю освети! (Идут по кругу)
Чтоб весна скорей настала, (Останавливаются и опускают руки)
Чтобы нам теплее стало, (Перекрещивают руки на груди и потирают плечи)
Чтоб капели звонко пели, (Имитируют движение капель)
Чтоб весной ручьи звенели, (Волнообразно двигают руками)
Чтоб цветочки распускались, (Поднимают руки над головой, опускают через стороны до уровня плеч, ладони вверх)
С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками)
Солнце, солнце, землю грей! (Хлопки на каждое слово)
Пусть весна придёт скорей!

3 этап. Исполнительский

А) Блок «Живопись».
Звучит фонограмма «Голоса птиц. Грачи».
Воспитатель:
Слышите, ребята? Кто это нас приветствует?
Дети:
- Это грачи.
Воспитатель:
- Правильно. Да вот же они на картине «Грачи прилетели».
Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Появляется на экране картина «Грачи прилетели» А.К. Саврасова

Воспитатель:

Дети:
- Грачи прилетели, снег тает.
Воспитатель:
- Да дети, художник изобразил, как на березы опустилась стая грачей, они шумят и радуются, вернувшись в свои гнезда.
- Обратите внимание, каким стал снег?
- Он потемнел, стал серым, грязноватым, местами подтаял, и разлилась большая лужа.
Звучит фонограмма «Весна» Г. В. Свиридова.
Воспитатель:
- Ах, послушайте, какая нежная весенняя музыка. Наверное, сейчас произойдет что-то прекрасное, весеннее. Как вы думаете, что же происходит после того, как сходит снег?
Дети:
- Распускаются цветы.
Воспитатель:
- Какие же цветы распускаются первыми?
Дети:
- Подснежники.
Воспитатель:
- А почему эти цветы так называются?
Дети:
- Потому что они первыми появляются из-под снега.

На экране появляется картина «Подснежники» А.М. Грицая.

Воспитатель:
- А эта картина называется "Подснежники".
- И правда! Среди тонких осинок из - под прошлогодней травы появились нежные, хрупкие, голубенькие подснежники. И в темном, голом лесу сразу повеяло весной.
-Ребята, что происходит весной с деревьями?
Дети:
-Набухают почки, появляются листочки.
Воспитатель:
- А какого цвета небо изобразил художник?
- Да, оно нежно - голубое.

Воспитатель:
- Ребята, весной оживает природа, пригревает солнышко, тает снег, прилетают птицы, они щебечут и поют, радуясь весеннему теплу, начинает пробиваться травка, появляются первые цветы.
- Мы с вами это все увидели на картинах. Давайте вспомним, как называются картины, которые мы показали нашему другу Лунтику?
Дети перечисляют картин, ("Грачи прилетели", "Подснежники").

Б) Блок «Музыка»
Музыкальный руководитель:
- Ребята, мне так понравилась эта картина, на которой были изображены подснежники! А давайте мы сейчас с вами послушаем музыку, которая так и называется «Подснежник». Присаживайтесь на ковёр.

Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник». Музыкальный руководитель комментирует музыку стихами С.Маршака:
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Музыкальный руководитель:
-Вам понравилась эта музыка? А какая она?
Дети:
- Нежная, танцевальная, кружащаяся.
Музыкальный руководитель:
- А какое настроение передаёт эта мелодия?
Дети:
- Радостное!
Музыкальный руководитель:
- Написал ее для нас композитор Петр Ильич Чайковский. Когда мы слышим эту мелодию, то у нас возникает радостное, светлое, весеннее настроение. Кто бы из вас хотел в танце показать, как наступает весна?
- Смотрите, что есть на нашей весенней полянке? (Разложены ленты, цветы, веточки). Выбирайте, что вам нравится, и станцуйте для нашего гостя танец весны!
Дети выбирают атрибуты для танца (веточки, ленты, цветы) и исполняют танцевальную импровизацию «Приход весны».
Музыкальный руководитель:
- Я думаю, что Лунтик с удовольствием посмотрел ваш танец! А какую еще музыку о весне вы знаете?
Дети:

- «Песня жаворонка»!

Музыкальный руководитель:
- Послушаем ее вместе с нашим гостем.
Звучит небольшой отрывок «Песни жаворонка» П. И. Чайковского с комментированием музыкального руководителя, побуждающим фантазию детей.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, а кто хочет показать танец весёлых весенних птиц? Покажем нашему другу, как веселятся птички, радуясь весне.
Дети исполняют танцевальную импровизацию «Весенние птицы».
Музыкальный руководитель:
-Молодцы! Ваши птички были весёлые, они радовались весеннему теплу и солнышку! Вот мы и познакомили нашего друга с весенней музыкой.

Обращает внимание детей на экран.

Посмотрите, мне кажется, что Лунтик улыбается нам! Он теперь знает, что весна бывает нежной, красивой! Именно поэтому весенняя музыка передаёт нежное, светлое, радостное настроение!

в) Блок «Поэзия»
Воспитатель:
-Весна несет всем людям радость жизни, творчества. Композиторы сочиняют, что?
Дети:
-Музыку.
Воспитатель:
Художники пишут?
Дети:
- Картины.
Воспитатель:
- А поэты сочиняют.
Дети:
- Стихи.
Давайте вспомним стихотворения о весне.
Дети:
Дети читают стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталинки на полях видны.
Видно очень теплые ноги у весны.
Дети читают стихотворение А. Плещеева «Весна»:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
Дети читают стихотворение А. Плещеева "Травка зеленеет.."
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
Воспитатель:
- Молодцы! Вы очень красиво, красочно рассказали Лунтику о весне!

Г) Блок «Продуктивная деятельность»
Воспитатель:
- А как же сделать так, что бы Лунтик не забыл наш рассказ о весне?
Дети:
- Сделать ему подарок на память!
Воспитатель:
- Правильно! Давайте сделаем подарок для нашего гостя, чтобы он смог рассказать о весне своим друзьям.
Воспитатель:
- А вы помните, что мы с вами начали рисовать весеннюю картину? Вот же она. (Подводит детей к столу, на котором лежит незаконченное панно).
- Давайте представим, что мы великие художники весны. Что мы с вами хотели изобразить на нашей полянке, чтобы тут стало по-весеннему тепло и весело?
Дети:
- Солнышко, облака, травку, листики, цветы.
Воспитатель:
- Все необходимое у нас уже приготовлено, выбирайте кто, что будет делать и занимайте места.
(Звучит музыка, дети выполняют работу).