Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в доу. Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников

Тема: «Создание условий для сохранения здоровья учащихся».

Самое драгоценное, что есть у человека – это здоровье. На сегодняшний день состояние здоровья детей вызывает большую тревогу. Хорошее самочувствие ребенка – это самое важное условие успешного усвоения им школьной программы.

К сожалению, за последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей поступающих в школу. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось.

Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, внедряется здоровьесбережение, которое помогает решить эти важнейшие задачи.

Моя задача помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, так как всё это способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Для этого я получаю листок здоровья класса от медицинских работников и использую характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, а также веду паспорта здоровья, где отслеживаю количество простудных и хронических заболеваний. Во втором классе на каждого ученика был заведён дневник здоровья, где ребята составляли режим дня, познакомились с правилами закаливания. Так же в этих дневниках записывали все спортивные мероприятия и свои достижения. Учитываю в своей работе показания медицинского работника школы, веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок.

Даю такие советы родителям, как:

Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью;

Посещайте вместе с ними спортивные мероприятия;

Бывайте вместе с ними на воздухе, участвуйте в его играх;

Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья;

Не ждите, что здоровье само придет к вам, идите навстречу ему вместе со своим ребенком.

Побуждаю совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедряю в учебный процесс гигиенические рекомендации.

Я, работаю по УМК «Школа России», который помогает мне реализовать здоровьесбережение на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Дифференцированное обучение в этом УМК практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.

Мною учитываются возрастные психологические особенности младших школьников, что позволяет мне использовать различные виды учебной деятельности на уроке, чтобы не наступило быстрое утомление.

Для медлительных детей я снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Я считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Считаю, что стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников. Мне свойственен демократичекий стиль общения, который создаёт условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.

Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

Также я использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

Исследовательская деятельность в моём классе охватывает достаточно продолжительный период времени, в связи с этим наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся.

Часто на уроках организовываю работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.

Такая работа, в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это - я стараюсь проводить 2 подвижных физминутки и одну для глаз.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.

Традиционными стали в классе дни здоровья, так в 2013 учебном году в первом классе были проведены «Весёлые старты», экскурсии по родному посёлку, в берёзовый лес, 2014 учебном году мы побывали на экскурсии в деревне Жостово, посетили «Художественно-исторический» музей в г. Мытищи, посещали различные выставки.

Классные часы, уроки здоровья, спортивные мероприятия, походы, экскурсии в природу все это помогает формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Так ежегодно я провожу классные часы из серии «Человек в природе и его здоровье». На этих мероприятиях дети учатся заботиться не только о природе, но и о своём здоровье. В 2014 учебном году 22-апреля был проведён «День Земли», где ребята приняли активное участие.

В своей работе по сохранению здоровья младших школьников и подготовке их к здоровому образу жизни я нашла союзников не только среди детей, но родителей. Работу с родителями строю в форме сотрудничества. Ребята вместе с родителями принимают участие в акциях «Мир против курения», в рамках которых участвуют в конкурсах рисунков и плакатов по данным темам.

Придя на первое родительское собрание, родители заполняли анкеты, которые помогли отследить правильное питание школьников, уровень его здоровья, самочувствие в семье. Я знакомлю родителей с основными принципами организации здорового питания детей. Так же, на родительских собраниях обсуждаю вопросы здоровья учеников. Родители принимают активное участие в оздоровительной работе класса.

Родители прививают детям элементарные навыки гигиеничной культуры, стараются следить за их здоровьем, но для того, чтобы сформировать привычку к здоровому образу жизни у школьников, бережное отношение к своему здоровью, необходима совместная работа педагога и родителей. Родители активно обсуждают темы здорового образа жизни, делятся опытом работы по сохранению и укреплению здоровья в семье, предлагают пути искоренения вредных привычек.

Одним из важных аспектов является культура питания. Лучший рацион здорового человека – это пища с низким содержанием холестерина, сахара, соли и высоким содержанием витаминов. В нашей школе осуществляется горячее питание. В моем классе обучается 31 человек (1 ученик находится на домашнем обучении по состоянию здоровья) из них 24 человека ежедневно питается в столовой. Это дети, которые посещают и не посещают ГПД. Мне удалось убедить родителей в том, что горячее питание необходимо каждому ребенку. Ведь от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.

И так путь к здоровью долог. Но приятно осознавать дети понимают, что правильный образ жизни важен для формирования здоровья, они стали более осознанно относиться к своему здоровью.

Я полностью согласна со словами В.А Сухомлинского: « Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека

Я так же согласна с высказыванием о том, что здоровье младшего школьника – это проблема не детей, а взрослых. Эту проблему мы пытаемся решать сообща: семья – школа.

Желаю Всем крепкого здоровья!!!

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения.

В нашем саду есть две специализированные группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллективу детского сада необходимо целенаправленно работать над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, искать новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараться органически соединить между собой все элементы комплекса:

  1. Образовательного.
  2. Коррекционно-педагогического.
  3. Медико-профилактического.
  4. Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового.
  5. Психологического.

Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:

  1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  2. Физическое воспитание.
  3. Коррекционная работа в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  4. Организация лечебно-профилактической работы с детьми.
  5. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.

Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и “Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста”. Гигиенисты отмечают увеличение умственной нагрузки на детей, увеличивается риск перегрузки детей, а любая перегрузка ведет к потере здоровья. Мы стараемся так составить организованную образовательную деятельность, чтобы не нарушать требования СаНПиНа.

Работа с нормативными документами отражена в годовом плане и месячных планах работы нашего детского сада. Регулярно на производственных совещаниях нужно проводить изучение инструкций и СаНПиНа. В приемной каждой группы разместить “Уголок здоровья”, где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения из СаНПиНа и методических рекомендаций.

В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место должна занимать физкультурно-оздоровительная работа, коррекционно-педагогическая (в основном для групп с нарушением опорно-двигательного аппарата) работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада.

Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных и закаливающих мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Разработаны упражнения для детей часто-болеющих ОРЗ, физические упражнения для исправления осанки и исправления плоскостопия.

Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка, в это время проходит организованная образовательная деятельность. Организованная образовательная деятельность требует от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, корригирующие упражнения (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата), которые необходимы для снятия психоэмоционального напряжения.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  1. Традиционные.
  2. Игровые, в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
  3. Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления.
  4. Тематические дни.
  5. Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
  6. Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
  7. Спортивные праздники, дни здоровья, праздник “Папа, мама и я - спортивная семья”.

Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

После организованной образовательной деятельности наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование и спортивная площадка, на которой есть лестницы, змейки, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, выносное игровое оборудование.

Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

  1. Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
  2. Правильная организация прогулок и их длительность (организованная образовательная деятельность составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов).
  3. Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями).
  4. Облегченная одежда в детском саду.
  5. Гимнастика после сна.
  6. Корригирующая гимнастика (для групп с нарушением опорно-двигательного аппарата)
  7. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей):
  • солевые дорожки – младший возраст;
  • мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст;
  • комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст;
  • занятия в бассейне.
  • Полоскание рта прохладной водой.
  • Летом ходьба босиком по спортивной площадке и дорожке здоровья.
  • Витаминизация третьих блюд.
  • Массаж по назначению врача.
  • Физиопроцедуры по назначению врача.
  • Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:

    1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминизация третьих блюд, фитонцидотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)

    2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта водой комнатной температуры.

    3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим организованной образовательной деятельности, индивидуальный подход по группе здоровья.

    Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик.

    Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей, мы стараемся неукоснительно выполнять главную заповедь дошкольного воспитания – “не навреди”. Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей.

    Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

    • Повышение педагогической культуры родителей.
    • Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.
    • Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
    • Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

    Для этого используем следующие формы работы с родителями:

    • проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей;
    • педагогические беседы (индивидуальные и групповые);
    • совместные занятия и развлечения, труд;
    • круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, медсестры, медсестры по массажу и физиотерапии, врача, инструктора по физкультуре, инструктора ЛФК, инструктора по плаванию, психолога, мызыкального руководителя);
    • организация совместных дел.

    Методы, используемые педагогами в работе с родителями:

    • анкетирование;
    • посещение семьи;
    • наблюдение за ребенком;
    • беседы с родителями;
    • беседы с ребенком;
    • изучение рисунков на тему: “Наша семья” и их обсуждение с детьми.

    Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.

    Перспектива работы по данной проблеме:

    1. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.
    2. Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.
    3. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.

    Вступление ___________________________________________________ 4-5

    Раздел 1.

    1.1.О целях и работе в школе направленных на сохранение и

    укрепление здоровья обучающихся ____________________________ 6-7

    1.2.Приоритетные принципы, задачи и основные понятия __________ 8-9

    1.3.Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья

    обучающихся _______________________________________________ 10-11

    1.4.Спортивно-массовая работа в школе _________________________ 12

    1.5. Психология восприятия здоровья. Внутренняя картина здоровья

    детей и подростков______________________________________ 13-15

    1.6. Выводы ___________________________________________ 16-17

    1.7.Словарь ____________________________________________ 18-19

    Список использованной литературы__________________________________ 20

    ВСТУПЛЕНИЕ

    «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

    От жизнерадостности, бодрости детей

    зависит их духовная жизнь,

    мировоззрение, умственное развитие,

    прочность знаний, вера в свои силы»

    В.А. Сухомлинский.

    Сохранение и укрепление здоровья учащихся - первостепенная задача

    образовательных учреждений.

    Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны

    друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача

    по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков

    здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей

    культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды,

    внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.

    Здоровье – первый элемент и ключ к развитию личности. Поэтому основная

    задача школы – непрерывно уделять внимание физическому, психическому и

    социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуальной и

    творческой надстройки личности.

    Планомерное сохранение и развитие здоровья детей осуществляется с

      Лечебно – профилактического (ежегодный медицинский осмотр, прием детьми поливитаминов, кислородных коктейлей, противоэпидемическая вакцинация).

      Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, правильный стиль общения взрослого с детьми, использование физкультминуток в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

      Оздоровительная направленность образовательного процесса, учет требований к максимальной нагрузке детей в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизацуия образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка, учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации, ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

      Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирование осознанного отношения к здоровью и жизни).

    В школе работает врач-педиатр и медицинская сестра , которые планомерно

    прово­дят профилактические и лечебные мероприятия.

    Ежегодно планово и систематически в школе осуществляются

    профилактические медицинские осмотры учащихся специалистами

    государственного учреждения здравоохранения «Амбулатория № 3 города

    Енакиево». В плановом порядке организован осмотр стоматологами и

    постоянные встречи - профилактики с участием врачей медицинских

    направлений.

    РАЗДЕЛ 1.

    1.1. О целях и работе в школе направленных на .

    Приоритетное направление деятельности школы – сохранение и укрепление

    здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни. Над этим работает

    педколлектив, родительская общественность. Этот вопрос находится на постоянном

    контроле директора. На административных совещаниях, педагогических советах,

    родительских собраниях анализируется работа педколлектива с различными

    группами учащихся, выявляются достижения и недостатки в работе по

    оздоровлению, разрабатываются мероприятия для дальнейшего

    совершенствования системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

    Работа в школе ведется по пяти направлениям:

    1.Педагогика здоровья

    Цель: Пропаганда здорового образа жизни и обучение навыкам ЗОЖ.

    2.Оздоровительные и профилактические мероприятия.

    Цель: Профилактика заболеваний, принятие необходимых мер, предотвращающих

    ухудшение здоровья и помощь детям в адаптации к следствиям нарушения

    здоровья(последствия болезни, инвалидности, эмоциональные проблемы).

    3.Профилактика употребления психоактивных веществ.

    Цель: Формировать здоровый жизненный стиль, эффективную стратегию поведения

    и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотических и других

    ПАВ, работа практического психолога для открытого доверительного общения.

    4.Физическое воспитание – традиционная форма работы школы. Каждый

    обучающийся занят в секции по футболу.

    5.Создание комфортной предметно-пространственной среды.

    В школе оказывается всесторонняя помощь развитию творчества учащихся.

    Неукоснительно выполняются гигиенические требования к условиям обучения,

    СанПин. В школе создана модель здоровьесберегающих технологий обучения

    школьников. Она включает в себя учет возрастных особенностей, состояния здоровья

    ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе

    форм, методов и средств обучения. Использование здоровьесберегающих действий

    для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей

    организма. В основу модели положены здоровьесберегающие действия, а именно:

    оптимальное время урока, рациональное чередование видов учебной деятельности,

    уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза,

    правильная рабочая поза, правильная школьная мебель с маркировкой по возрастным

    7. В спортзале школы регулярно проводятся школьные спортивные соревнования и

    тренировки по игровым видам спорта. Работает тренажерный зал. Тренировочная

    база и спортинвентарь соответствует требованиям сегодняшнего дня.

    1.2. Приоритетные принципы, задачи и основные понятия:

    Обеспечить координацию деятельности по активизации и развитию движения по

    пропаганде здорового образа жизни;

    Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у

    молодого поколения граждан, а также ориентации подрастающего поколения на

    здоровье как на высшую социальную ценность, обеспечивающую в современных

    условиях профессиональное долголетие, семейное благополучие и обеспеченную

    старость.

    - Основные использующиеся понятия:

    1) здоровье - состояние полного физического, духовного и социального

    благополучия при полной адаптации к условиям внешней среды и способности к

    воспроизводству, а не только отсутствие болезней и физических нарушений;

    включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень

    его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять

    здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное

    качество жизни;

    3) образ жизни - стойкий, сложившийся под действием социальных,

    культурных, материальных и профессиональных обстоятельств, образ

    жизнедеятельности, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе

    мышления и традициях. Образ жизни охватывает все сферы общества: работу и быт,

    общественную жизнь и культуру, поведение (стиль жизни) обучающихся и их

    духовные ценности;

    4) стиль жизни - социально-психологическая категория, характеризующая

    поведенческие особенности жизни человека. Стиль жизни, который зависит от

    поведенческих особенностей индивидуума;

    5) формирование здорового образа жизни - системный процесс, охватывающий

    множество компонентов образа жизни современного общества и личности,

    включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей;

    6) культура здоровья - составная часть общей культуры, которая позволяет

    человеку грамотно заботиться о здоровье и благополучии. Понятия "культура

    здоровья" формулируют как определенный уровень валеологической грамотности

    населения, состояние социального благополучия, степень развития творческих сил,

    физических, психических способностей граждан;

    7) профилактика заболеваний - система мер медицинского и немедицинского

    характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений

    в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их

    прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий;

    8) валеология (от одного из значений лат. valeo - ≪быть здоровым≫) - это

    область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и

    укрепления здоровья человека;

    9) валеологическое просвещение - системное получение детьми и молодёжью

    знаний о здоровье, формирования валеологического мировоззрения о ценности

    здоровья в жизни и личной ответственности за его сохранения;

    1.3.Мероприятия направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся :

    Ученики активное участие принимают в здоровьесберегающих мероприятиях:

      спортивные соревнования между классами, школами;

      спортивные праздники (дни здоровья, «Международный образовательный

    фестиваль спорта и искусства «Соколенок Донбасса»»);

      месячники и недели здоровья;

      ежедневные подвижные и спортивные игры, утренняя зарядка;

      • консультативная работа с обучающимися, педагогами, родителями.

        научно-практическая деятельность (участие городских конкурсах,

    агитбригадах «Мы за -ЗОЖ»).

        внеклассная деятельность (участие в подготовке и проведении конкурсов,

    тематических вечеров, акций).

      день отказа от курения;

      Единый день борьбы со СПИДом и туберкулёзом;

      день борьбы с наркоманией;

      день здоровья;

      проведение школьной акции «Меняю сигарету на конфету»;

      • проведение конкурсов рисунков и плакатов;

      интерактивная акция в - листовки о ЗОЖ;

      просмотр и обсуждение фильмов на тему ЗОЖ;

      Общешкольные родительские собрания по пропаганде здорового образа жизни, профилактике различных заболеваний составляют весомую часть всей работы с родителями (85%). Профилактикой заболеваний среди обучающихся и родителей занимаются врач-педиатр и практический психолог школы.

      Проводятся родительские собрания по темам:

      Знания о ПАВ и ранних признаках употребления.

      Предупреждение вредных привычек у детей.

      Влияние дефицита йода и на здоровье детей.

      Правильное питание детей в семье.

      Роль родителей в период полового созревания подростков.

      Предупреждение ИППП.

      Репродуктивное здоровье девушек.

      Профилактика гриппа и ОРЗ.

      Детские неврозы.

      Охват горячим питанием учащихся должен составлять 100%. Все учащиеся школы питаются в школьной столовой.

    1.4. Спортивно-массовая работа в школе:

    Для создания условий для полноценного развития личности, сохранение и

    укрепление здоровья обучающихся большое участие принимает учитель

    физической культуры совместно с классными руководителями.

    Вопрос о состоянии спортивно-массовой работы в школе постоянно находится в

    центре внимания администрации школы.

    Ежегодно в школе проводятся спортивные соревнования:

    Мероприятия

    Количество мероприятий

    Спортивные эстафеты

    Первенство школы (баскетбол)

    Первенство школы по волейболу

    Первенство школы по пионерболу

    Первенство школы по футболу

    Соревнования «Веселые старты»

    Первенство школы по настольному теннису

    Школьная олимпиада по физкультуре

    Спортивные праздники

    Ежегодно в рамках внутришкольной спартакиады проводятся спортивные соревнования между классами.

    Название соревнований

    Военно-спортивная эстафета

    Первенство школы по футболу

    сентябрь-октябрь

    Первенство школы по баскетб

    лу (юноши)

    Первенство школы по баскетболу (девушки)

    Школьная олимпиада по физической культуре

    « Веселые старты»

    Первенство школы по волейболу (юноши)

    Первенство школы по баскетболу

    «День здоровья», «Веселые старты»

    Легкоатлетическая эстафета

    Учителя физической культуры постоянно занимаются подготовкой и команд, и имеются победы в различных спортивных соревнованиях.

    1.5. Психология восприятия здоровья. Внутренняя картина здоровья

    детей и подростков.

    Важное место в общей проблематике психологии здоровья занимает

    исследование внутренней картины здоровья (ИКЗ), что является своеобразным

    эталоном здоровья, имеет сложную структуру. Внутренняя картина здоровья

    (ВКЗ) - это особое отношение личности к своему здоровью, выражающееся в

    осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его

    совершенствованию. В.А. Ананьев рассматривает ВКЗ как самосознание и

    самопознание человеком себя в условиях здоровья. Исследование внутренней

    картины здоровья имеет большое практическое значение. Как справедливо

    подчеркивал В.Е. Каган, без понимания внутренней картины здоровья

    невозможно понять внутреннюю картину болезни.

    Особый интерес представляет изучение внутренней картины здоровья ребенка.

    Исследований в этом направлении крайне мало, за исключением фрагментарных

    внутренней картины здоровья ребенка требует тщательного теоретико-

    методологического подхода к ее изучению. При исследовании внутренней

    картины здоровья необходим системный подход, что предполагает изучение

    ВКЗ как сложной системы, звенья которой тесно взаимосвязаны и взаимозависим

    друг от друга.

    ВКЗ (внутренняя картина здоровья) - составная часть самосознания

    личности. Осознанное отношение человека к своим потребностям,

    способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям

    невозможно без пристального внимания к своему здоровью. Представление

    человека о своём психофизическом становлении, его переживаниями отражается

    в различных формах его отношения к своему здоровью. В одних случаях это

    может быть адекватное отношение, в других - пренебрежение, в третьих –

    повышенное внимание.

    Особый интерес представляет возрастной анализ внутренней картины

    здоровья, что имеет важное значение не только в профилактике заболевания,

    но и в формировании гармоничной личности .

    Основной компонент ВКЗ у детей включает три уровня отражения здоровья:

      Когнитивный;

      Эмоциональный;

      Поведенческий;

    Когнитивный уровень предполагает представления ребенка о состоянии здоровья,

    что в значительной степени зависит от его возраста и уровня развития интеллекта.

    Эмоциональный уровень связан с различными видами эмоционального

    ситуации.

    Поведенческий уровень связан с актуализацией деятельности ребенка по

    сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью и требует

    активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержание

    своего здоровья

    Отношение ребенка к своему здоровью – это часть личности.

    В современной психологии рассматривается как многоуровневая система,

    состоящая из трех основных блоков: описательный (образ «Я»); отношение

    (отношение к себя или отдельных своих качеств); само оценивание (принятие

    Возрастные особенности становления внутренней картины здоровья.

    В психологии обобщенные возрастные периоды развития личности: младенец

    (до 1 года); раннее детство (2-3 года); дошкольный возраст (4-5 лет);

    Младший школьный (6-10 лет); подростковый (11-14 лет); старший

    школьный возраст, или ранняя юность (15-17 лет).

      ВКЗ ребенка - важная часть его личности, что представляет собой

    совокупность установок, направленных им на свое здоровье. Формирование ВКЗ

    в процессе развития ребенка проходит несколько этапов.

      Для каждого этапа характерны основные психологические системообразующие

      факторы, влияющие на адекватное отношение ребенка к своему здоровью.

    • Первый этап охватывает период детства. Условно его можно назвать этапом

      эмоциональной привязанности ребенка к матери. Эмоциональная привязанность

      Основа здорового эмоционального и социального развития ребенка в

      последующие годы.

      Второй этап - этап формирования идентичности и подражания - охватывает

      период раннего детства. Примерно с полутора до двух лет ребенок начинает

      осознавать свои качества, возможности и свое состояние. Формирование ВКЗ

      осуществляется на модели родительского отношения к здоровью, в процессе

      подражания им.

      Третий этап – этап конкретно-ситуативных представлений о здоровье и

      эмоциональное отношение к нему - наблюдается у детей дошкольного возраста.

      Четвертый этап - этап осознания и эмоционально-оценочного отношения к

      своему здоровью (младший школьный возраст).

      Пятый этап - социальная установка личности подростка на свое здоровье,

      что включает в себя когнитивные, эмоциональной, поведенческой компоненты.

    1.6. Выводы:

    Работа по формированию здорового образа жизни довольно объемная и

    кропотливая.

    Перед учебным заведением, всей образовательной отраслью стоят задачи,

    которые невозможно решить мимоходом.

    Необходимо создание единой программы для всей образовательной системы по

    формированию здорового образа жизни, внедрение единых государственных

    стандартов образования по безопасности жизнедеятельности, согласованных

    между собой и по образовательным уровням программ для средней и высшей

    школы по предметам „Основы здоровья и физическая культура”, „Основы

    медицинских знаний”, „Валеология”, „Основы безопасности

    жизнедеятельности”, „Гражданская оборона”.

    На современном этапе проводят множество мероприятий по формированию

    здорового образа жизни – лекционные занятия, тренинги по развитию

    спортивных способностей, самоконтроля, в школах внедрении программы по

    воспитанию у детей любви к своей жизни и необходимости ведения здорового

    образа жизни. Все чаще к сотрудничеству поощряются родители подростков, для

    коллективной работы по содействию здоровой атмосфере в семье.

    Работа, проведенная в школе, позволяет сделать определенные выводы, а

    именно:

    1.Проблема здоровья в широком его понимании, как в личном, так и

    общественном измерении приобрела в наше время общепланетарного

    значения и рассматривается как таковая, что представляет опасность

    дальнейшего развития человечества.

    2.Предотвратить вероятную опасность возможно путем формирования

    здорового образа жизни лиц, общин, стран, мира в целом.

    3. Формирование здорового образа жизни - сложный, многогранный процесс,

    Требующий, совместных усилий как можно большего количества людей,

    разных организаций, и прежде всего – соответствующей государственной

    политики.

    Одновременно формирование здорового образа жизни является научно-

    практической дисциплиной со своей теорией, методологией, методикой и

    средствами. Знания и практические навыки по формированию здорового образа

    жизни должны быть, как можно шире распространены в обществе, ими нужно

    руководствоваться при разработке и принятии управленческих решений на всех

    уровнях всех ветвей власти, всех отраслей государственного сектора.

    Нужно также всеми средствами влиять на частный сектор и общественные

    организации в направлении мониторинга, контроля, содействия и направления

    деятельности в интересах здоровья населения.

    5. Наиболее эффективный способ воплощения мировоззренческих ценностей

    здоровья в сознание населения - это инициация со стороны органов

    государственной власти и местного самоуправления различных локальных

    проектов, ограниченных местными масштабами, в частности масштабам

    первичных административно-территориальных структур и отдельных

    организаций.

    6.Сохранение и укрепление здоровья, культ здорового образа жизни должны

    постоянно находиться под пристальным вниманием общественности, а особенно

    педагогических кадров.

    7.Только продуманными слаженными совместными систематическими

    действиями мы сможем решить сложную, но почетную проблему – дать

    Донецкой Народной Республике здоровых граждан.

    1.7.Словарь.

    Здоровье - как состояние полного физического, духовного и социального

    благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

    Научное понимание здоровья включает также своевременное и гармоничное

    телесное и психическое развитие, нормальное функционирование всех органов и

    систем, высокую работоспособность во время различных видов деятельности,

    отсутствие заболеваний, способность легко адаптироваться к непривычным

    условиям среды и устойчивость к неблагоприятным воздействиям.

    Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) - это особое отношение личности к

    своему здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-

    позитивном стремлении к его совершенствованию, самоосознание и

    самопознание человеком себя в условиях здоровья.

    Когнитивный уровень ВКЗ - представление ребенка о состоянии здоровья, что

    в значительной степени зависит от его возраста и уровня развития интеллекта.

    Эмоциональный уровень ВКЗ - с различными видами эмоционального

    реагирования на здоровье, что определяется индивидуально-типологическими и

    индивидуально-психологическими характеристиками ребенка, а также

    особенностями его эмоционального реагирования на различные жизненные

    ситуации.

    Поведенческий уровень ВКЗ - с актуализацией деятельности ребенка по

    сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью и

    требует активной деятельности суб"екта, направленной на сохранение и

    поддержание своего здоровья.

    Образ «Я» - совокупность ощущений, представлений и переживаний подростка

    по поводу своего физического облика.

    Здоровый образ жизни - это форма жизнедеятельности, ориентированная на

    развитие, сохранение и воспроизводство здоровья, что является основным

    персональным капиталом каждого человека.

    Здоровый образ жизни – это форма жизнедеятельности, которая основывается

    на требованиях суточного биоритма и включает такие основные составляющие,

    как личная гигиена, двигательная активность, режим питания и сна, закаливание,

    чередование труда и отдыха, отсутствие вредных привычек.

    Функция психологического здоровья – это поддержание активного

    динамического баланса между человеком и окружающим миром в ситуациях,

    требующих мобилизации эмоциональных и волевых ресурсов личности.

    Психологический тренинг - форма активного обучения навыкам поведения. В

    тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения,

    ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или

    навыков. Для отработки полученных навыков применяются ролевые игры и

    Единственная красота, которую я знаю - это здоровье. (Генрих Гейне) Для детей тема о здоровье должна быть привлекательной и актуальной. Поэтому специалистам необходимо владеть методическими приемами позволяющими заинтересовать детей проблемой сохранения здоровья.


    В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней. Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач. Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь. Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым.








    Состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта; адекватное социальное поведение; умение понимать себя и других; более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности; умение делать выбор и нести за него ответственность Психологическое здоровье "Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека


    Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье: 1.Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как: Полное спокойствие Уверенность в своих силах Вдохновение 2. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха. Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства) умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия.




    1. Теоретический аспект Основу психологического здоровья определяет детско- взрослая общность. Она может быть: Нормальной – создание соответствующих условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте. Аномальной – дисфункциональной. Именно дисфункциональное составление совместной общности ребенка и значимого взрослого приводит к нарушениям психологического здоровья ребенка к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения. Таким образом, способ предупреждения и преодоления нарушений психологического здоровья детей является реабилитация детско-взрослой общности.


    2. Прикладной аспект Исследование психологической реальности в интересах педагогической деятельности. Данная позиция основана на взаимодействии, совместной деятельности психолога с родителями, педагогами, врачами и др. специалистами. Для психолога это: Организация непосредственной работы с психологической реальностью. Формирование психологом практической помощи в переживании и организации решения проблемных ситуаций несущих угрозу психологическому здоровью ребенка или обусловленных выраженным нездоровьем.


    Профессиональная забота психологической службы о здоровье детей предполагает создание единой системы развивающей и реабилитирующей сред, у каждой из которых своя специфика и свое назначение. Развивающая средаРеабилитирующая среда Создание условий нормального развития. Восстановление параметров нормального детства. Обеспечение комплекса базовых способностей растущей личности Реализация возрастно-нормативных моделей развития. Ориентация на индивидуально- личностные нормы. Ориентация на социокультурные нормы. Учет индивидуально-личностных особенностей ребенка (одаренность, способности, увлечения, достоинство). Создание человеческих условий культурно-образовательной среды (режим, нагрузки, психологический климат). Педагогика и психология развития.Реабилитационная и коррекционная педагогика. Здравостроительство.Здравоохранение и здравосохранение


    Причины нарушения психического здоровья К отклонениям в состоянии психического здоровья детей сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью 1.Соматическое заболевания (дефекты психического развития). 2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.


    Признаками неврастении являются: Повышенная раздражительность Быстрая утомляемость Расстройство сна Сонливость Неустойчивое настроение Ухудшение аппетита Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Каждый человек испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроза). Наиболее типичный невроз у детей – это неврастения.


    При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению. Переутомление проявляется в: головных болях, слабости, снижении аппетита, нарушении сна, ухудшении памяти, Рассеянности Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям Умственная и физическая нагрузка отдых утомление Переутомление Нервно-психические заболевания! Поэтому следует следить за умственной и физической нагрузкой дошкольников


    Поддержка и укрепление психологического здоровья детей Благоприятный психологический климат, нравственная атмосфера, сознательное, ответственное и конструктивное родительское поведение есть важнейшие факторы сохранения здоровья детей. Актуальные задачи образования:. - Содействие в сохранении всех трех составляющих здоровья, посредством различных образовательных программ, воспитание потребности в заботе о своем здоровье и здоровье близких. - Установление взаимодействия с семьей Основа психического здоровья – полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Образование является наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.


    Формы психологической работы Консультации (психологическое просвещение) Своевременная диагностика Коррекционно-развивающие занятия Тренинги Психопрофилактика Практический психолог образования выступает в качестве координатора обеспечения ответственными субъектами образования условий психологического здоровья ребенка. Сотрудничество со специалистами позволяет разрешить серьезные проблемы, в том числе и нарушения психологического здоровья детей.


    Родителям советы психолога Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям: доверие к ребенку; уважительное отношение; в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться; родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей; детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши; меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка; чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.); похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия; помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит. !



    Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье детей становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и педагога, показателем достижения ими современного качества образования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей

    Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

    Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро, поскольку психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека.

    Под эмоциональным дискомфортом понимается такое психическое состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, тревожности, мрачных предчувствий или просто неприятными эмоциональными ощущениями.

    Важнейшим условием для полноценного психического развития является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

    Важнейшие образовательные ориентиры:

    • обеспечение эмоционального благополучия детей;
    • создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
    • развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
    • развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

    Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:

    • проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
    • создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
    • обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
    • обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
    • обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
    • обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.

    Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:

    • общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
    • внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
    • помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
    • создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;
    • обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.

    Педагогу очень важно уметь определять психическое состояние ребенка, четко разграничивать личностные черты, т. е. присущие ребенку и особенности психического состояния ребенка.

    Основными признаками дискомфортного состояния у детей являются:

    • Трудности с засыпанием, неспокойный сон;
    • Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко;
    • Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т.д.);
    • Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
    • Беспокойство, непоседливость;
    • Частое проявление упрямства, капризов;
    • Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами.
    • Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
    • Стремление к уединению;
    • Невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т.д.;
    • Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

    Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

    Портрет психологически здорового ребенка:

    • Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные проблемы.
    • Ребенок испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей.
    • Ребенок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц.
    • Обладает устойчивым чувством «я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.
    • Способен к сопереживанию.
    • Не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства – доброжелательности к людям.
    • Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.

    Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении

    Задачи психологической поддержки детей:

    1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
    2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
    3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

    Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.

    Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

    1. Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
    2. Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
    3. Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.

    Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.

    Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

    Начнем с себя:

    Упражнения на саморегуляцию для педагогов

    1. Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге

    Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

    2. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение

    • Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
    • Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
    • Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

    3. Поперечное расслабление и напряжение

    • Удобно сядьте или лягте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте, как ваше тело расслабилось и стало приятно тяжелым. Теперь попробуйте напрячь каждый мускул... Напрягите все мускулы...
    • Теперь расслабьтесь. Отпустите все напряжение. Обратите внимание на чувство облегчения... Повторите все сначала. Напрягите каждый мускул... Держите напряжение... Расслабьтесь, отдохните и почувствуйте облегчение... Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание... Вдыхайте очень глубоко и выдохните, выдохните весь воздух до конца. Почувствуйте, как напряжение оставляет ваше тело... Теперь дышите нормально, вдох-выдох. Каждый раз выдыхая, обращайте внимание на то, как напряжение уходит из вашего тела.
    • Расслабьте все тело, но сожмите челюсти и очень крепко закройте глаза. Челюсти напряжены. Глаза плотно закрыты. Пусть все остальное тело остается расслабленным, обращайте внимание на ощущение напряжения в челюстях, глазах и лице... Расслабьте челюсти и веки. Пусть они расслабятся, как все ваше тело... Насладитесь контрастом... Теперь откиньте назад голову и ощутите напряжение в шее... Пожмите плечами и поднимите их. Ваша шея, плечи и верхняя часть спины должны быть напряжены. Все остальное тело продолжает оставаться расслабленным. Обратите внимание на разницу между напряжением в шее и спине и напряженностью во всем остальном теле... Теперь расслабьте плечи, мягко опустите их и верните голову в удобное положение. Насладитесь свободным ощущением, расслабьтесь еще полнее... Расслабляя все тело, сожмите кулаки и напрягите живот... Задержите свое внимание на этом напряжении.
    • Отпустите напряжение. Расслабьтесь и отдохните... Теперь напрягите ягодицы и бедра, опустите пальцы ног вниз, чтобы напрячь икры. Почувствуйте напряжение в бедрах, ягодицах и икрах. Пусть все остальное тело остается расслабленным... Все, что выше бедер, расслаблено, напряжение сохраняется только в бедрах и ниже... Теперь перестаньте напрягаться, расслабьтесь и дайте ощущению покоя разлиться по вашему телу. Расслабьтесь полностью. Вдыхая, произносите про себя слово «вдох», а выдыхая, – «выдох». Продолжайте расслабляться таким образом, сколько захотите, мягко и легко вдыхая и выдыхая.

    4. Диафрагмальная гимнастика

    Её можно делать сидя, стоя или даже во время ходьбы (главное, чтобы туловище было выпрямленным):

    • Вдохните через нос и направьте воздух в живот, немного раздув его при этом. Ваш вдох должен быть как можно более долгим, но естественным.
    • После вдоха задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывайте втянуть живот немного больше обычного.
    • Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Повторите новый цикл дыхания. Выполняйте это упражнение на протяжении 15 минут.

    Другой вариант:

    • Лягте на спину и положите книгу на живот. Дышите так, чтобы книга поднималась от вашего дыхания.
    • Сядьте и положите правую руку на живот, а левую на грудь. Дышите так, чтобы поднималась только ваша правая рука.
    • Дышите со счетом до 5: пять секунд на вдох и пять на выдох.
    • Повторяйте слова синхронно с ритмом дыхания: «С каждым вдохом я расслабляюсь, с каждым выдохом я улыбаюсь».

    5. Микропаузы активного отдыха.

    Очень важно давать себе возможность регулярно освобождаться от исподволь накопившегося напряжения, выдерживая микропаузы активного отдыха. Несколько раз в день занимайтесь следующим упражнением:

    • Начните с плавного вращения глазами – сначала в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свой взгляд на отдельном предмете. И затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.
    • После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз.
    • Расслабьте шею, сначала покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.
    • Поднимите плечи и медленно опустите.
    • Расслабьте запястья и поводите ими.
    • Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
    • Теперь обратитесь к торсу. Сделайте несколько глубоких вдохов.
    • Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону.
    • Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
    • Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.

    Основные способы коррекции эмоциональных нарушений у детей

    В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные.

    Игротерапия – это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности.

    Телесно-ориентированная терапия и танцевальная терапия - методы работы с психикой, через тело.

    Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности. суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании, формируя стереотипы поведения

    Арт-терапия – лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д.

    Существует два направления арт-терапии. Во-первых, восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать ребёнка выражать свои чувства возникшие при рассматривании. Это даёт развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка. Во-вторых, самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.

    Музыкотерапия представляет собой особую форму работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику.