Комплексная занятие тема весна для подготовительной группы. Конспект " весна" подготовительная группа

Ирина Калугина
Конспект итогового занятия «Весна» в подготовительной группе

МБДОУ Детский сад №34 «Чиполлино» р. п. Выездное

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области

«Коммуникация»

С интеграцией образовательных областей

«Познание» , «Социализация» , «Безопасность»

Выполнила воспитатель

МБДОУ Детский сад

№34 «Чиполлино»

Калугина И. А.

Программные задачи

ОО «Коммуникация» :

Развитие связной речи :

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна ) с

использованием наглядных пособий, связно, с логической

последовательностью.

Словарная работа :

Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.

Расширить словарь признаков по теме : «Весна » .

Грамматический строй речи :

Учить строить разные формы предложения, правильно его проговаривать.

Обогащать речь существительными, определениями, глаголами.

Продолжать подготовку к обучению грамоте посредством звукового анализа.

ОО «Познание» :

Учить детей использовать полученные знания при решении различных проблемных ситуаций, искать различия между разными весенними месяцами; - Учить детей устанавливать причинно-следственные связи в природе;

Расширять знания о характерных признаках весны .

ОО «Социализация» :

Воспитывать умения работать сообща;

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Воспитывать умение действовать в команде;

Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи;

ОО «ЧХЛ» :

Формировать интерес и потребность в чтении;

Оборудование :

Интерактивная доска, компьютер, магнитная доска, карточки с первоцветами и грибами, сигнальные значки, воздушные шарики,

бумажные кораблики с заданиями, индивидуальные тетради, карандаши.

Предварительная работа :

Чтение рассказов о весне , разучивание стихотворений, пословиц,

Рассматривание иллюстраций, анализ инсценировок, дидактическая игра «Времена года» , наблюдения в природе, рисование весенних пейзажей на бумаге и интерактивной доске, изготовление корабликов.

Ход НОД:

Воспитатель предлагает детям подойти поближе, читает стихотворение :

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и поздоровайтесь. Присаживайтесь на свои места.

Воспитатель обращает внимание детей на тучку из шаров :

Ребята, посмотрите, сегодня в нашей группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, на что это похоже?

Воспитатель : В нашей группе появилась волшебная тучка.

Тучка по небу гуляла,

Тучка бусы растеряла.

Как хрустальные горошки,

Закатились к нам в окошко.

О чем же она нам хочет рассказать?

Воспитатель подходит к тучке, снимает капельку, на которой написано «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»

Тучка приглашает нас с вами в сказку.

Но чтобы попасть в сказку, нужно пройти испытания – выполнить много заданий, чтобы тучка рассеялась, выглянуло солнышко, и можно было бы идти гулять. Вы ГОТОВЫ отгадать загадки?

1. Загадки.

На интерактивной доске появляются картинки, демонстрирующие загадки о весенних месяцах.

(дети отгадывают, нажимают маркером на нужную картинку)

2. Беседа о весенних приметах.

По каким признакам вы узнали этот месяц? (Солнце светит ярко, с сосулек падает капель, текут ручейки.) Знаете ли вы, как по-другому в народе называется месяц март? Например, солнечник - почему? Потому что утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает.

Какие перемены в пейзажах вы здесь наблюдаете? У апреля тоже есть другие имена. Например, его называют снегогон. О чем говорит вам это слово? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега.) А еще апрель называют водолей. Как появилось у апреля это имя? Именно в этом месяце всюду очень много воды : текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди. В народе говорят : «Апрельские ручьи зелень будят» - что это значит? Это красивый месяц, появляются первые цветы. Назовите первые весенние цветы! (Первоцвет, подснежник, мать-и-мачеха.) (На магнитной доске появляются картинки с этими цветами) . Эти цветы очень любят свет, поэтому они зацветают еще до появления листвы на деревьях.

В народе его называют травень, цветень. Попробуйте объяснить эти названия. (Зеленеют листочки, земля покрывается травкой. Цветут деревья и кустарники.) Почему в народе говорят : «В мае коню сено дай, а сам на печь полезай» ? В мае очень переменчивая погода, бывают и заморозки. А какая травка в мае? (Мягкая, пушистая, шелковая, сочная и т. д.) Знаете ли вы, что в мае появляются первые грибы - строчки и сморчки (рассмотреть их на картинках) . Растут они только в лесу. Собирать грибы надо очень осторожно, но в сыром виде вообще их есть нельзя.

Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, где расположены названия весенних месяцев.

Ребята, что общего у этих слов? (это весенние месяцы)

Какое слово можно убрать из этой цепочки и почему?

(слово «апрель» состоит из двух слогов, а слова март, май из одного слога)

Произнесите слова с одним слогом, с двумя слогами?

Молодцы! Вы отлично справились с заданием, и я1. убираю одну капельку. Наша тучка становится меньше и пропускает нас в сказку.

Послушайте ее :

«Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?

Дети : Зима, Весна , Лето, Осень. (интерактивная доска)

Воспитатель продолжает рассказывать сказку : Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне . Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

На доске появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.

Воспитатель : Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне ? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

3. Беседа о солнце.

Только посмотрите, солнышко у нас почему-то невеселое.

Может, его стихотворение порадует. Вспомните, какие мы учили стихи про солнце?

Ребенок : Среди поля голубого

Яркий свет огня большого,

Не спеша огонь тот ходит,

Землю матушку обходит,

Светит весело в оконце

Ну конечно это солнце.

Нет, ребята, все равно не улыбается, что же нужно сделать, чтобы оно засияло? Как вы думаете?

Дети : Сказать как можно больше комплиментов

Дети называют различные эпитеты к слову «солнышко» - солнышко лучистое, солнышко-ведрышко, ласковое, красивое, доброе! Солнышко - наш друг, наша радость.

Воспитатель : Все равно не улыбается. Что же делать?

Дети : Раскрасить! (ребенок с пом. заливки раскрашивает солнце)

Вот теперь солнышко стало теплым. От его света мир становится прекрасней.

А на что похоже солнышко по форме? (На мячик, апельсин, блин)

А по теплу, которое от него исходит? (На печку, оно горячее как сковородка, чайник, костер) .

4. Звуковой анализ :

А еще, ребята, посмотрите в тетради, там есть рисунки тех предметов, на которые похоже солнышко, у каждого свой рисунок. Обозначьте кружочками нужного цвета каждый звук в своем слове.

(один ребенок делает анализ вслух)

Молодцы, тетради закрываем, все ли сделали правильно, я потом проверю. А за то, что вы хорошо работали,2. уберем еще капельку.

Воспитатель : Вот оно и солнышко улыбнулось вам! Покажите, как вам приятно греться на солнце. Вот также приятно и растениям и животным. А хотите посмотреть, как живут растения и животные весной в лесу ?

Физкультминутка :

Пойдемте на лесную полянку. Только помните, что в лесу не только деревья и трава растет, но и живут птицы, звери и насекомые, поэтому пойдем по лесу тихонько, чтобы ни кого не спугнуть, перешагиваем через пенечки-Вот первый пень, вот второй, третий, сколько пней мы перешагнули. (три) . Идем, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. Идем только по тропинке, чтобы не вытоптать траву. Вот и вышли на полянку. Подышали, покружились, протянули ручки к солнышку. Как хорошо весной в лесу .

Муз. Послушаем шум леса. (10сек.)

5. Интерактивная технология «Большой круг»

Воспитатель : Я предлагаю поиграть в игру «Большой круг»

Она поможет нам узнать, сколько вы знаете пословиц о весне .

В.: Встаньте в круг и напомните всем правила игры.

Встают в круг и проговаривают правила игры : каждый имеет право высказать свое мнение, не перебивать, дослушивать мнение другого до конца, не повторять чужие ответы, высказав свое мнение подать руку рядом стоящему ребенку, договориться, кто из детей подведет итог .

В.: Ну что ребята, давайте начнем, вспоминать пословицы о весне .

1. Весна – днем красна

3. Грач на горе, весна на дворе

5. Весенний день год кормит…

6. Пришел май - только успевай да не зевай.

7. Коли в мае дождь, будет и рожь.

В.: Ребята, договоритесь, чья пословица вам показалась наиболее интересной, пусть он повторит пословицу еще раз и объяснит ее значение.

(Подвести итог игры )

В. Молодцы! Вы друг друга слушали, не перебивали, значит, вы настоящие друзья. А природу вы любите? Будьте ей тоже настоящими друзьями. Ой, ребята, а вот белочка к нам пришла и что-то нам принесла. А, это, чтобы вы не забывали, как себя вести в лесу, возьмите вот эти памятки, прочитайте дома с мамами и папами. А теперь также тихо пойдем из леса на свои места.

Тучке очень понравилась наша игра, передумала она поливать нас дождем. 3. Убираем еще капельку.

Предлагает занять свои места и поиграть в игру

6.«Незаконченное предложение»

Один ряд называет, за что любит Весну .

Другой ряд, за что не любит это время года.

(на доске появляются картинки)

ХОРОШО ПЛОХО

На улице стало тепло

Много ручейков, можно пускать кораблики

Все просыпается от зимней спячки

Скоро появятся первые первоцветы

В огородах, полях оживится сельхоз работы

Много воды, домой приходишь с мокрыми ногами

Много на улице мусора показалось из под снега

Дороги разбиты, плохо ездить на машине

Бабушка со мной мало играет, потому что занимается посадкой овощных культур

Умницы, очень понравились нашей тучке ваши ответы, и она потихонечку тает 4.(убираем следующую каплю, но гулять нас еще не отпускает.

7. А предлагает нам в игру поиграть : «Убери лишнее»

(Работа с интерактивной доской)

Выделить лишнее слово в строке, объяснив свой выбор.

Капель, проталина, урожай, сосулька

Мать-и-мачеха, медуница, подснежник, ромашка, ландыш.

Подснежник, весна , листопад, грач

Жаворонок, скворец, ласточка, снегирь, грач.

В : Вы мне много говорили о том, что весной идет посев и высадка овощных и плодовых культур.

Предлагаю вам решить один ребус.

8.«Расположи в нужной последовательности»

Всходы, плод, зернышко, цветок. (интердоска)

Листок, почка, ветка

Ребята и с этим заданием справились,5. уберем еще капельку, наша тучка совсем похудела.

Солнце радостно смеётся,

Звон капели раздаётся.

Ручейки звенят, бегут.

Птицы весело поют.

Шагает по земле весна ,

В гости к нам она пришла. –

Посмотрите, у нас тоже есть ручеек, а по нему плывут кораблики. Но у нас кораблики не простые, а волшебные. Т. к. вы скоро пойдете в школу, кораблики с сюрпризом. Они везут задания. Ну-ка, посмотрим (каждый ребенок подходит и берет один кораблик, делает задание, если он не справляется, ему помогают гости). (Если не хватит времени, несут их домой)

9. Задания корабликов :

1. Назови месяц между мартом и маем.

2. Объясни значение слова «проталина» .

3. Какие птицы называются «перелетными» .

4. Отгадать загадку :

Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая и ручьями слезы льет.

5. Объяснить значение слова «оттепель» .

6. Назвать весеннюю обувь.

7. Подобрать слова на вопрос : «Что делают?» -

сосульки, почки, птицы, дети.

8. «Исправь ошибку» : моя сапоги, мой перчатки, мои шарф.

9. Убери лишнее :

Куртка, резиновые сапоги, панама, перчатки.

10. Как мы назовем перчатки, если они из кожи?

А сапоги из резины, шапка из шерсти?

11. Отгадай загадку :

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

В гости к нам пришёл.

12. Каких перелетных птиц ты знаешь?

13. Найди ошибку и исправь предложение.

Пригрело солнце, потому что тает снег.

14. Найди ошибку и исправь предложение.

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

15. Найди ошибку и исправь предложение.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

16. Найди ошибку и исправь предложение.

Наступила весна , потому что прилетели грачи.

17. Найди ошибку и исправь предложение.

Пришла весна , потому что проснулся медведь.

18. Убери лишнее :

Март, апрель, декабрь, март.

19. Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Итог .

О каком времени года мы сегодня говорили?

Во что вам понравилось больше всего играть?

Ребята, я думаю, вы очень понравились весне , и она будет вас радовать хорошей погодой. Но у нас еще одна капелька от тучки осталась, а на ней написано «сюрприз» . На обратной стороне магнитной доски нарисована схема групповой комнаты . Место, где спрятан сюрприз, обозначено на схеме крестиком. Нужно его отыскать. Дети находят конфеты и угощаются.

I половина дня

1. ОО Позн. развитие/ ОО Речевое Развитие/ ОО Соц.-ком. развитие/Трудовое воспитание. Работа в уголке природы: пересадка комнатных растений. О цель: Показать детям, как сажают растения отростками, пояснить назначение отдельных действий, учить выполнять посильные трудовые операции. Активизировать в речи названия растений, понятия, связанные с их строением. Формировать представления о роли труда в жизни людей. Привлечь Никиту С., Кирилла Л., Кристину В. 2. ОО Позн. развитие/ ОО Речевое развитие. Д/и «Когда это бывает?», по теме «Сутки». О цель: Закрепить умение детей Кости К., Матвея К., Вики Б., Артема Б. ориентироваться во времени, правильно называть части суток, соотносить свой режим дня со временем суток. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия, учить использовать глаголы в настоящем, будущем и прошлом времени. 3. ОО Речевое развитие/ ОО Позн. развитие/ Безопасность. Чтение рассказа С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О цель: Обсудить с детьми, возможные причины возникновения пожара, учить понимать и объяснять поступки героев произведения, соблюдать правила личной безопасности, нормы поведения, безопасного для себя и окружающих людей. Проявлять осторожность и осмотрительность в потенциально опасных ситуациях. Привлечь желающих детей. 4. Развитие игровой деятельности. Предварительная работа к с/р игре «Спасатели», рассматривание картины И. Левитана «Разлив. Весна», чтение рассказа Б. Житкова «На льдине», беседа «Безопасность у водоемов». О цель: Познакомить детей с таким явлением, как ледоход, разлив рек, учить видеть красоту природных явлений и их разрушительную силу. Обсудить, почему герой рассказа попал в опасную ситуацию, формировать умение избегать подобных ситуаций. Актуализировать и дополнить знания детей о правилах поведения у водоемов. Привлечь желающих детей. 5. ОО Позн. развитие/ ОО Худ. – эст. развитие/ Музыка. Слушание отрывков из музыкального цикла А. Вивальди «Времена года», «Весна». О цель: Продолжать знакомить детей с произведениями классической музыки, со звучанием камерного оркестра. Совершенствовать умение различать по тембру звучание муз. инструментов: скрипки, виолончели, флейты, фагота, гобоя. Расширять представления детей Василисы Б., Вовы К., Сережи Л., Насти О. об изобразительных свойствах музыки, обогащать их музыкальные впечатления. Вызвать у детей положительные эмоции при прослушивании красивой музыки, учить наслаждаться ею. Утренняя прогулка №9

Инд. работа: Максим М., Ваня П., Юля К., Оля Р.

II половина дня

1. ОО Физическое развитие.

Гимнастика пробуждения.

2.ОО Речевое развитие.

Индивидуальная работа по заданию логопеда.

3. ОО Речевое развитие/ ОО Позн.развитие. Чтение рассказа В.Бианки «Весенняя хитрость». О цель:Продолжать знакомить детей с изменениями, которые происходят в природе весной, обсудить, почему звери весной меняют окраску, как это их защищает от врагов. Учить отвечать на вопросы по тексту, ориентируясь на их структуру и содержание, поддерживать интерес к чтению. Привлечь желающих детей, активизировать Вову К., Алешу К., Настю О.

4. ОО Позн. развитие. Компьютерная презентация «Весна в лесу». О цель:Продолжать знакомить детей с обитателями леса,подвести к пониманиювзаимосвязей между различными явлениями природы. Учить узнавать знакомых животных, правильно называть их, видеть изменения, которые происходят с ними весной. Привлечь желающих детей.

5. ОО Соц.-ком. развитие/ Трудовое воспитание. Трудовые поручения: уборка в группе. О цель: Формировать у детей осознанное отношение к порядку, учить поддерживать его самостоятельно. Закреплять трудовые умения, связанные с выполнением влажной уборки. Поощрять инициативу и самостоятельность детей Димы Д., Яны В., Ильи С., формировать культуру труда.

Вечерняя прогулка. 1. ОО Позн. развитие./Речевое развитие. Наблюдение: Улыбка весны. Рассказывание стихотворения Ю. Мориц «Весна». О цель: Обратить внимание детей на новые признаки весны – проталины, лужи, капель, сосульки. Предложить послушать стихотворение, ответить на вопрос о том, кто и почему радуется приходу весны.Привлечь всех детей.

2. ОО Физ. развитие. П/и «Уголки». О цель: Учить детей соблюдать правила игры, упражнять в свободном беге, выполнении основных движений. Воспитывать доброжелательность, формировать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Привлечь желающих детей. 3. ОО Физ. развитие. Спортивные упражнения «Идет бычок…». О цель: Учить детей ходить и бегать по наклонной доске, сохранять равновесие, страховать друг друга, соблюдать правила безопасности. Развивать чувство равновесия, уверенность в себе, смелость. Привлечь желающих детей.







Весенние животные Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места. Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог? Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.


Птицы весной Появляются первые насекомые и среди них сонные мухи, которые медленно ползают и греются на солнышке. Пришло время возвращаться перелетным птицам: для них есть корм насекомые и прошлогодние семена, которые легко найти на освободившейся от снега почве. В начале марта раньше других прилетают грачи и скворцы, а за ними жаворонки, чибисы, кукушки, ласточки, стрижи. Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег и птицы не могут найти себе корм. Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся. В это время много птиц погибает от голода, поэтому весной в холодную погоду их надо подкармливать. Весной птицы вьют гнезда, которые служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов. Кукушки гнезда не вьют, а откладывают свои яйца в гнезда других птиц. Птенцам нужен корм, и птицы добывают его, уничтожая огромное количество вредных для человека насекомых. Будьте осторожны с птичьими гнездами. Не подходите к ним близко, и, тем более, не берите в руки птенцов. Птицы боятся запаха человека и не возвращаются в гнездо. Птенцы без помощи родителей погибают.


Скоро лето Поздняя весна, месяц май пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши. Большинство птиц в мае уже сделали кладки и высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Они прилетают перед цветением черемухи, устраивают гнезда на земле, в густых зарослях травы. Питаются соловьи червями, пауками, насекомыми, ягодами. Весной рыба идет на нерест. Она упорно преодолевает течение, плывет в верховья рек, выходит на залитые водой луга. Здесь для мальков безопасней и много корма. Рыба нерестится как можно ближе к верховьям реки, к ее истокам, чтобы течением слабых мальков не унесло - в море. Еще один признак весны весенние дожди. В народе говорят: если в мае идет дождь, значит, будет в поле рожь.


Труд людей весной Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель. В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты. В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью. Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников. На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.


Реквием по сосульке (Татьяна Гусарова) Весна пришла. Бегут ручьи. Журчат, смеются, веселы... И острые носы свои Сосульки с крыши свесили. Но вот висят они и очень Мучаются, маются. У них лишь вечером и ночью Насморк прекращается. А днём опять носам беда. Сливаясь с шумом уличным, Не просто капает вода- Уходит жизнь сосулечья. (Ф.Тютчев) Зима недаром злится Прошла её пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё гонит зиму вон. И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит! Взбесилась ведьма злая И снегу, захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало, Умылася в снегу. И лишь румяней стала Наперекор врагу.


«Весна» (И.Токмакова) К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Видно очень тёплые ноги у весны. «Март»(Г. Лагздынь) Мы сегодня рано встали. Нам сегодня не до сна! Говорят, скворцы вернулись! Говорят, пришла весна! А на улице мороз. Снег летит колючий, И ползут по облакам В белых шубах тучи. Ждём, весна. Давным- давно, А ты бродишь где-то! Без тебя ведь не придёт Солнечное лето!


Загадки о весне Дни погожие не редки, Греются на солнце ветки. И, как маленькие точки, На ветвях набухли... (почки) В теплый день из-подо льда Мчится талая вода. И шумит всех птиц звончей Этот озорной... (ручей) На лесной проталинке Вырос цветик маленький. Прячется в валежник Беленький... (подснежник) Белоснежною горой Во дворе стоял зимой. Где он был, теперь потоп Стал водицею... (сугроб)


Посмотрите-ка, ребята, В небесах повисла вата К нам плывут издалека В синем небе... (облака) Что за тонкие иголки Зеленеют на пригорке? Это, выросши едва, К солнцу тянется... (трава) Жёлтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках… (Мимоза) Понавесили корзины На березы и осины. Каждая корзинка дом, А зовется он... (гнездом) Смастерим для птичек дом С круглым маленьким окном. Вот скворец сел на орешник, Строем мы ему... (скворечник)


Пословицы, поговорки о весне Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок. Весна длинным днем красна. Весна красная, а лето страдное. Весна на тепло щедра, да скупа на время. Весна и осень на пегой кобыле ездят. Весна красна, на все пошла. Весна говорит - гнило! А лето - мило, лишь бы было! Весна красна цветами, а осень снопами. Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи. Весной дождь парит, а осенью мочит. Весенний день – что ласковое слово. Весною день упустишь, так годом не вернешь. Весной дождь парит, а осенью мочит. Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 «Ладушки»

Воспитатель: Попова Е.Ю.
Программные задачи:
I часть

Приобщать детей к истокам народной культуры;
расширять и углублять знания о традициях русского народного календаря с весенним циклом праздников;
закреплять знания детей о народных играх;
формировать желание использовать в речи фольклор;
продолжать формировать уважение к традициям русского народа;

Воспитывать устойчивый интерес детей к устному народному творчеству, как к русскому национальному богатству;
воспитывать патриотов.

Закреплять умение делать птиц по принципу оригами;
совершенствовать навыки работы с бумагой;
воспитывать аккуратность в процессе деятельности.
Предварительная работа:

Беседы о праздниках и традициях русского народа;
чтение художественных произведений;
заучивание пословиц, поговорок, народных примет, закличек;
рассматривание иллюстраций;
разучивание хороводов, подвижных игр;
прослушивание музыкальных произведений о природе;
занятия по конструированию из бумаги;
проведение праздников и досугов.

Словарная работа:
Протальник, водотек, водолей, травень, березень, солнечник, розоцвет, Благовещение, Пасха, Вербное воскресение, Сретение, закликать, традиции.

Оборудование:
Видеопрезентация с иллюстрациями весны, птиц, музыкальный центр, аудиозаписи, цветная бумага, ножницы, фломастер.

Ход занятия:
1 часть занятия.
Звучит музыка.
Дети рассаживаются на стульчики.
Слайд 2.
Воспитатель: «Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет»
Воспитатель: - Кто догадался? О чем эта загадка? (о весне)
Воспитатель: - Весна... Пожалуй, самое любимое время года у большинства людей. Символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай и
хорошую погоду.
Народ на Руси почитал традиции и подмечал все изменения в природе. И до сих пор мы сверяем свою жизнь с народными приметами, которые передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.
Постановка цели занятия: - Вот сегодня мы с вами поговорим о весенних народных праздниках и обычаях, вспомним произведения русского народного фольклора.
Воспитатель: - Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)
Воспитатель: - «Март, март пришел
Белый снег сошел.
А за ним апрель,
Отворил окно и дверь.
А за ним пришел и май
Солнце в терем приглашай!»
Воспитатель: Матушка весна, всем красна!
Слайд 3.
Воспитатель: - Назовите первый месяц весны? (Март)

Слайд 4.
Воспитатель: - Какие названия имел месяц март в народном календаре?
Дети: Протальник, водотек, капельник, весновей, огородник, утро года.
Воспитатель: - Бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям весну в гости зазывать. Давайте и мы вспомним заклички весны.
Дети: « Ой, весна моя
Ты, весняночка!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!»
***
Весна, весна красна,
Тепло солнышко,
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом богатым!

Воспитатель: - Весну на Руси встречали трижды, когда?
Дети: 15 февраля - на Сретение (зима с летом встречается);
22 марта - в день весеннего равноденствия (день с ночью равняется);
7 апреля - в Благовещенье.
Воспитатель: - Не смотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя о весне загадки о весне, стихи, пословицы. А также прилежно записывал весенние приметы.
Воспитатель: - Назовите какие вы знаете приметы марта?
Слайд 5.
Дети:
увидал грача- весну встречай;
сухой март- плодородие, дождливый - неурожай;
сухой март, а май мокрый, делают хлеб добрый.
Воспитатель: - Молодцы! Назовите второй весенний месяц (Апрель).
Воспитатель: - Какие названия имел апрель в народном календаре?
Слайд 6.

Дети: - Водогон, водолей, цветень, березень, парильник, солнечник.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему его так называли? (Ответы детей).
Воспитатель: - Хорошо, правильно. Какой праздник отмечал народ в апреле?
Дети: - Благовещение- третья встреча весны.
Воспитатель: - Что интересного вы знаете об этом празднике?
Слайд 7.
Дети:
- На Благовещенье весна зиму победила.
- Птиц, находящихся в неволе, на Благовещенье выпускали. Слайд 6.
Слайд 8.
- Существовал обычай выпекать на Благовещенье «жаворонков», домашнее печенье в виде птиц с расправленными крыльями, словно летящих. Пекли их для всех членов семьи, в них запекали орехи и изюм.
- Люди примечали:
гроза на Благовещенье - к урожаю грибов;
как Благовещенье проведешь - так и весь год будет.
- Люди пели заклички, закликали птиц.
Слайд 9.
Воспитатель: - Можете ли вы сейчас закликать птиц?
Дети: «Жаворонки прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела:
Весь хлеб у нас проела!»
***
Жаворонки, перепелушки,
Птички, ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
Воспитатель: - Какие еще отмечали люди праздники в апреле?
Дети: - Вербное воскресенье отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой.
Слайд 10.
Воспитатель: - Какие вы знаете приметы, связанные с вербой?
Дети:
без вербы - не весна;
верба распутицу ведет, гонит с реки лед;
если верба хорошо цветет - будет удачная пашня.
Воспитатель: - Дети, о каком еще народном весеннем празднике, который будем отмечать в воскресенье, мы не поговорили? (О Пасхе.)
Воспитатель: - Пасха - великий праздник православного календаря, торжественный и радостный. Расскажите, что вы знаете о нем!
Слайд 11.
Дети:
- Обязательной принадлежностью пасхального стола были крашенные яйца и кулич.
- Яйцо - это символ зарождения новой жизни.
- По старой традиции люди на праздник обменивались крашенными яйцами в знак любви и единства. Их дарили знакомым и соседям, поздравляя с праздником.
Слайд12.
- Развлечение деревенской молодежи были игры с яйцами на Пасхальной неделе. Играющие спускали яйца с бугорков или специальных деревянных лоточков.
- Была игра «битки». Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Выигрывал тот, чье яйцо осталось целым.
Воспитатель: - Молодцы, дети! Как много вы знаете о народных праздниках!
Назовите последний месяц весны? (Май) Как в старину называли май?
Слайд 13.
Дети: - Травень, розоцвет, цветень.
Воспитатель: - Что говорил народ про месяц май?
Дети:
май леса наряжает, лето в гости ожидает;
май холодный - год хлебородный;
много майских жуков - к засухе;
запел соловей - весна пошла на убыль, а лето - на прибыль.
Воспитатель: - Хорошо, дети. Вы правильно вспомнили приметы весны, назвали народные весенние праздники. А сейчас я хочу, чтобы вы поиграли в русскую народную игру «Заря, заряница».

Слайд 14.
Физминутка:
Проводится п/и «Заря, заряница» (2 раза)

2 часть занятия.
Слайд 15.
Дети садятся за столы:
Воспитатель: - Мы с вами поговорили о том, как люди встречали весну, как закликали весну, птиц, вы сказали, что в семьях пекли печенье «жаворонки».
Мы сегодня с вами таких птиц сделаем из бумаги. Вы умеете делать поделки способом оригами.
Я предлагаю каждому сделать свою птичку.
Не спешите, подумайте, какую птицу вы хотите делать, выберете для этого такую по цвету бумагу, которая вам будет нужна.
Вспомните, с чего вы начнете работу, в каких направлениях будете складывать бумагу, постарайтесь работать аккуратно.

Самостоятельная работа детей. Помощь воспитателя.
Слайд 16.
Воспитатель: - Молодцы, дети! Посмотрите, какие замечательные птицы у нас получились. Ты какую птицу сделал? А ты? Назови свою птицу? (Дети называют свою птицу). Птицы у всех получились разные.
Воспитатель: - А теперь давайте своих птиц «выпустим на волю» - подарим нашим гостям, с наилучшими пожеланиями весны и тепла. (Дети дарят птиц гостям).
Воспитатель: - Наше занятие законченно.
Слайд 17.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Весну выручаем!»

Цель:

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Образовательные задачи :

Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения, закреплять умение составлять слова из слогов. Работать над предложением: составление предложений из слов, по схеме, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Р азвивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного произношения слов, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные задачи :

Воспитание навыков сотрудничества в игре; активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображение.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы в село приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь?

Дети:

Да, готовы!

Воспитатель:

Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?

Дети:

Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Воспитатель:

Первое задание такое: нужно назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки (презентация по приметам весны). Начинать предложение нужно со слов - Весной... (Дети составляют предложения с опорой на картинки. Весной небо голубое. Весной солнце светит ярко. Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной снег стал таять и потекли ручьи. Весной появились проталины. Весной на проталинах появляются первые цветы, весной на деревьях набухают почки и появляются нежные зеленые листочки).

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

Дети:

Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.

Воспитатель:

Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?

Воспитатель:

А наше солнышко, заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным.

Воспитатель:

Покажите, мне как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?

Воспитатель:

Давайте придумаем красивые слова солнышку.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Солнце какое? (На доске прикреплен круг, дети говоря слово прикрепляют ленточку-лучик). Посмотрите, какое красивое, лучистое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Вот мы выполнили и второе задание.

Воспитатель:

Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?

Дети:

- Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей.

Воспитатель:

На столе перепутаны все животные, вам нужно выбрать только животных наших лесов.

Воспитатель:

Посмотрите, какое дерево нам оставил Лесовичек. Оно не простое, а с заданием (на дереве висят слоги), вам нужно составить слова из этих слогов. Дети составляют слова из слогов (вет-ка, ве-тер, поч-ки,лу-жа, кап-ли, тра-ва, солн-це).

Воспитатель:

Молодцы, вы справились с этим заданием, давайте вспомним стихотворение про жука, пусть отдохнут и потренируются наши глаза.

В нашу группу жук влетел.
Закружился и запел;
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Очень весело кружу!»
Вот он вправо полетел -
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел -
Каждый влево посмотрел.
Жук кружится и хохочет,
К Ильдару на нос сесть он хочет.
Ты, жучишка, не шали!
Где мы скажем, там сиди.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук с ладошки улетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно;
Хлоп, хлоп, хлоп,
Улетай скорей, жучок.

Воспитатель:

Каких еще насекомых вы знаете?

Дети:

Муравьи, бабочки, кузнечики, пауки, мухи, гусеницы.

Воспитатель:

Придумайте предложение с насекомыми по этой схеме. (Предлагается по очереди три варианта схем).

Дети:

1. Бабочка летает. 2. Стрекоза на ладони. 3. Божья коровка сидит на цветке.

Воспитатель:

Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?

Дети:

Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые - корм для птиц.

Воспитатель:

А еще, чтобы выручить Весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из теплых краев, называть будем по очереди и при этом складывать «гармошкой» вот эти листочки только очень аккуратно они нам еще пригодятся.

Дети называют птиц и складывают «гармошку».

Воспитател ь :

Молодцы, как много птиц вы знаете, а на что похожа наша «гармошка»?

Воспитатель:

А еще она похожа на крылья.

Воспитатель:

Давайте сделаем птиц и украсим наше дерево. Я думаю, что эти птицы порадуют весну. (включается пение птиц)

Воспитатель:

Следующее задание, самое важное, мы должны с вами разгадать кроссворд.

И тем самым мы будем перечислять с вами приметы весны.

Кроссворд

1. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник
Смастерим ему...(скворечник)

2. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (ручей)

3. Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.(подснежник)

4. Здесь на ветке чей-то дом,
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло
Дом такой зовут...(гнездо)

5. Стучит весной тихонечко она,
А всему селу слышна. (капель)

5. Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все… (солнце).

Воспитатель:

Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло.

Ребята, вам понравилось наше занятие? (ответ детей).

А чем именно вам понравилось занятие?

О каком времени года мы с вами сегодня говорили?

Какое красивое время года – весна. Про весну пишут стихи поэты, рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку.Весна рада будет услышать и в вашем исполнении песню на башкирском языке. (дети исполняют песню «Кунелле яз килэ»).