К методам воспитания не относится метод. Эффективные методы воспитания

27.07.2017 Viktoria Soldatova

За годы материнства я выросла, чтобы понять, что есть много различных путей влияния на ребенка. Но, есть один метод воспитания, который я использую в течение долгого времени. Его называют методом печенья Орео. Порой, когда мы воспитываем наших детей, наш тон может меняться. Особенно часто это происходит, когда родитель пытается что-то объяснить непослушному отпрыску. Используя данную методику мне удается не только не повышать тон, а наоборот говорить спокойно.

  1. Определение воспитания.
  2. Метод печенья Орео.
  3. Личные примеры нашей семьи.

Определение воспитания

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И.П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Цели воспитания - ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Метод печенья Орео

Как-то раз я прочла историю о декане университета, он рассказывал ее своим студентам. У декана была дочь, которая попросила печенье Орео. Отец ответил, что девочка может съесть одно печенье. Но та осталась очень недовольна количеством и впала в истерику. Девочка выкрикивала желаемое количество сладкого и плакала.

Почему я вспомнила об этом методе воспитания сейчас. Моему сыну в следующем месяце . Он становится старше, может выражать свои истинные чувства, которые не всегда позитивны. В нашей семье всегда был порядок в режиме. Это относится не только к режиму сна и питания, но и к просмотру мультфильмов, электронным играм, уборке детской комнаты. Так вот, за последние 4 месяца мне пришлось применить описываемый метод воспитания несколько раз.

Как метод воспитания работает в нашей семье

Уважаемые читатели, я не утверждаю, что методика сработает с вашими детками. Ведь всё очень индивидуально. Помимо этого, хочу внести ясность, что самое главное оговаривать чувства ребенка, стараться его понять, а не просто ставить перед ограниченным выбором. И всё же в нашей жизни существуют ситуации, когда:

  • Нужно спокойно разрешить вопрос в публичном месте;
  • мы видим явную манипуляцию;
  • детское поведение ставит вас в тупик и вы вдруг вспоминаете о моей статье.

Воспитание – это пазл, который складывают папа, мама и ближайшие родственники. А какая картинка сложится порой заметно не сразу. Но если вы по-настоящему заинтересованы в будущем своего подрастающего поколения, у вас обязательно всё получится.

Просмотр мультфильмов

В нашей семье с двухлетнего возраста мальчику позволяется посмотреть один мультфильм утром и один вечером. Раньше это были коротенькие мультики, сейчас они могут быть продолжительностью от 20 минут до часа. Порой в выходной день, когда мы никуда не спешим, Александр просит:

– Мамочка, можно я посмотрю еще один мультик. Ну, пожалуйста!

И я дала слабину несколько раз, позволила смотреть два, а если короткие, то и три мультфильма. И тут начались странные сцены со стороны ребенка. Я зову на ужин, предупреждаю, что когда закончится мультфильм, нужно будет выключить телевизор. Александр делает все как я прошу, садится к столу и высказывает мне с самым драматичным лицом. Он обижен, что я не позволила смотреть еще. Пару раз я услышала страшную фразу “Если ты так еще будешь делать, то я не буду тебя любить” (манипуляция). Пускал слезу, отказывался ужинать.

Родители конечно все разные, у моего мужа например, в подобных ситуациях краснеет лицо и начинают ходить желваки. Он как разъяренный бык смотрит на ребенка, но при этом не вступает в дискуссию. Всё, что сын может услышать в данной ситуации от папы:

– Хорошо, можешь меня не любить. А сейчас ешь.

Я же впервые услышав подобные речи, пыталась в зеркале найти мои брови, которые убежали куда-то очень высоко. Взяв всю свою волю в кулак, спокойно напомнила сыну о наших правилах.

– Александр, как ты знаешь, мы разрешаем тебе смотреть один мультфильм утром и один вечером. Сейчас ты посмотрел три и у тебя испортилось настроение из-за выключения телевизора. Я вижу, что мое разрешение плохо повлияло на твое настроение. Извини, больше такого не повторится, с завтрашнего дня будешь смотреть, как и раньше, только по одному мультику.

Тут разразилась новая волна протестов и слез. Я же была непоколебима. Спокойно, но твердо спросила:

– От своего решения я не отступлю. У тебя есть выбор – смотреть по одному мультфильму два раза в день или вообще не смотреть телевизор. Что ты выбираешь?

Я не знаю, что на дитя в данном методе воспитания влияет больше, спокойствие и твердость родительского решение или понимание, что он перегнул палку после чего потерял привилегию. Но факт остается фактом – мой сын быстро успокаивается, сам принимает решение из предложенных вариантов и видимо делает выводы, так как общее поведение улучшается.

Уборка детской комнаты

Было время, когда я в игровой форме учила сына убирать игрушки. Мы парковали машинки в гаражи, деревянные блоки раскладывали по геометрическим фигурам и так далее. Но ребенок подрос и хочу отдать должное, что не часто, но все же возникают ситуации с ленцой. Вот одна из них.

– Александр, солнышко, убери, пожалуйста игрушки в своей комнате, а потом я почитаю тебе. Жду тебя на диване в зале.

Проходит 20-30 минут, я захожу в детскую комнату и вижу, что уборка даже не началась. При этом ребенок не играет, он просто сидит на полу и смотрит в окно.

– Я думала, что ты хотел послушать сказку. Через сколько будешь готов?

– Я не хочу сейчас сказку, я хочу поиграть с планшетом.

– Хорошо, можешь поиграть недолго после уборки игрушек. А сказку мы можем почитать перед сном.

Проходит еще время, ребенок выходит из своей комнаты, слоняется по квартире, но планшет не берет. Я понимаю, что игрушки остались на полу. Не настаиваю. Подходит время ко сну, я захожу чтобы подготовить постель и зову Александра:

– Солнышко, такой беспорядок в комнате оставлять нельзя. Через десять минут будешь ложиться спать, давай я буду готовить твою комнату ко сну, а ты ее уберешь.

– Через 10 минут? Но я же еще не играл с планшетом!

– Извини, у тебя было много времени, но ты его не использовал. А сейчас уже поздно. Все что успеешь сделать сегодня – это убрать у себя в комнате.

Ребенок начинает плакать, выкрикивать, что ему ничего не разрешают и что я плохая мама. Спокойно, но твердо отвечаю:

– Мне очень жаль, что ты так обо мне думаешь. В таком беспорядке спать нельзя, можешь упасть если встанешь ночью в туалет. Сегодня в любом случае играть не удастся, так как уже почти десять часов вечера. Выбирай, я уберу твою комнату и завтра буду играть с планшетом вместо тебя или сам ее уберешь и сможешь поиграть завтра 30 минут?

Комната была убрана очень быстро, Александр лег спать вовремя, перед сном попросив прощение за свои слова. Метод воспитания сработал вновь.

Планшет и ребенок

Вчера нам предстоял визит к педиатру. По практике нескольких лет я знаю, что ждать очереди, хотя и по записи, придется долго. Поэтому, чтобы сохранить спокойствие себе и ребенку, мы взяли с собой планшет. Я читала книгу, сын рядом играл, так мы провели около двух часов ожидания. После выхода из кабинета педиатра, мы позвонили папе, который с нетерпением ждал результата осмотра. Честно говоря я была уставшая, голодная и предложила мужу встретиться на средней территории, в местном ресторанчике, чтобы все обсудить и поужинать.

Мы с Александром приехали туда первые, так что слезы, выкрикивания и надутые губы достались мне и нескольким посетителям ресторана. Ребенок хотел продолжать игру с планшетом. Мои шуточные фразы, перевод его внимания на что-то другое, призыв к спокойствию в общественном месте не работали. Люди стали обращать на нас внимание. Тогда я спросила:

– Александр, представь, что меня угостили конфетой. Я поблагодарила. Конфета оказалась очень вкусной и мой собеседник заметив, что мне она понравилась, дал мне еще одну. Мне очень приятно, хорошо на душе и в желудке, я благодарю человека от всей души. Теперь давай представим: человек меня угостил конфетой, а я начала кричать на него потому что он не дал 3-4 конфеты. Мне хочется еще! Как думаешь, что этот человек подумает обо мне?

– Он больше тебя никогда не угостит – ответил мне сын, не очень понимая к чему я веду.

– Я согласна с тобой. У нас есть правило – тридцать минут в день ты можешь играть с планшетом. Сегодня я дала тебе возможность поиграть в разы больше и вместо того, чтобы услышать “спасибо”, вижу слезы и слышу упреки. Поэтому с завтрашнего дня я буду, как и раньше ставить перед тобой часы и будешь выключать планшет через 30 минут.

В этот момент слезы стали сильнее, а крики громче. Но урок нужно преподавать до конца:

– Александр, ты сказал, что человек никогда не угостит меня конфетой, если бы я повела себя так как ты это сделал сейчас. Давай с тобой решим, если хочешь играть с планшетом 30 минут в день или я его уберу до тех пор, пока ты не научишься контролировать свои эмоции.

Ребенок сделал выбор и к приходу папы был абсолютно спокоен, а посетители ресторана смогли насладиться заказанной едой.

Конечно это не единственный метод воспитания, который мне знаком и используется в нашей семье, хотя чаще действую просто по интуиции. Но мне хотелось рассказать о нем вам, так как на данный период времени, он работает для нас с сыном безотказно. Ох, воспитание детей нелегкое дело и мой сыночек не пришел ко мне с инструкциями, хотя порой они не помешали бы мне.

Чтобы не пропустить новинки блога, подпишитесь!

Вас также может заинтересовать:

Комментарии

    Татьяна

    Сентябрь 9, 2015 в 01:08

    Алина

    Сентябрь 9, 2015 в 01:16

    Надя и Лука

    Сентябрь 9, 2015 в 03:23

    Ирина

    Сентябрь 9, 2015 в 03:27

    ирина

    Сентябрь 9, 2015 в 04:16

    Мария

    Сентябрь 9, 2015 в 06:02

    Анастасия

    Сентябрь 9, 2015 в 09:27

    Tatiana

    Сентябрь 9, 2015 в 10:12

    Светлана

    Сентябрь 9, 2015 в 10:24

    Elen

    Сентябрь 12, 2015 в 15:23

    Надежда

    Сентябрь 21, 2015 в 03:21

    Светлана

    Сентябрь 24, 2015 в 01:03

    Ирина

    Сентябрь 24, 2015 в 03:10

    Гузель

    Сентябрь 27, 2015 в 07:33

    Андрей

    Октябрь 4, 2015 в 04:59

    Анастасия

    Июль 27, 2017 в 07:10

    Ольга Андреева

    Июль 30, 2017 в 01:11

    Арина

    Июль 30, 2017 в 12:57

    Афинская

    Июль 31, 2017 в 16:51

    Lara M.

    Август 1, 2017 в 06:02

    Ольга

    Август 4, 2017 в 08:52

    Елена

    Август 4, 2017 в 13:45

    Лидия

    Август 6, 2017 в 07:00

    Людмила Власова

    Август 8, 2017 в 12:20

    Евгения

    Август 16, 2017 в 11:13

    Настя

    Август 16, 2017 в 23:21

    Татьяна

Все методы воспитания в педагогике можно подразделить на две категории: методы, оценивающие деятельность людей, и методы, побуждающие их к вполне определенным действиям. В основу группировки методов здесь положена деятельность людей. К первой группе относятся поощрения и порицания, ко второй - убеждение и побуждение.

Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение - главный педагогический метод воспитания. Сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого. Этот метод в цивилизованном обществе является главным потому, что он обеспечивает воспитание у людей общечеловеческих морально-политических качеств. Убеждать значит разъяснять. Успех убеждения зависит от ряда условий, которые воспитатель должен соблюдать:
1. Убеждение предполагает разъяснение и доказательство по вопросам поведения на производстве и в быту.
2. Эффективность убеждения зависит от личной убежденности воспитателя в том, в чем он убеждает своих подопечных. Человек обладает такими способностями, что легко разгадает фальшь в словах своего наставника.
3. Успех убеждения зависит от умений и навыков вести беседу. Отсюда - рутсоводитель (менеджер) обязан уметь формулировать свои мысли, владеть техникой речи, вызывать к себе интерес своих подопечных.
4. При убеждении следует активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого нужно:
а) показывать человеку, в чем заключаются положительные стороны или ошибочность его поведения;
б) ставить человека в такие условия, где бы он мог проявить свои возможности, не имея условий для совершения ошибочных действий или искушений;
в) подмечать у человека положительные стороны поведения и поощрять их;
г) вызывать у членов коллектива, с которыми находится в общении объект воздействия, положительное о нем мнение;
д) не выставлять напоказ свою заботу, доброту, к другим людям.

Метод побуждения . С точки зрения педагогики, побуждение как метод воспитания заключается в том, что человек нацеливается на деятельность, желательную для коллектива. Побуждение
- важнейший метод воспитания, ставящий личность в одобренные обществом рамки поведения. Формами побуждения являются различные приемы межличностного взаимодействия воспитателя и воспитываемого. Такой формой может быть и приказ. В этом случае приказ выступает как средство управления и организации деятельности, как средство осуществления взаимодействия между рабочими группами.

Метод поощрения . В практической деятельности всегда приходится оценивать деятельность людей. Для этого используют методы поощрения и порицания. Педагогически правильно
примененное поощрение положительно сказывается на поведении человека, оно способствует сплочению коллектива. Поощрение - неотъемлемый элемент системы воспитания. Оно выступает в разных формах: от одобрительного взгляда и искреннего пожатия руки до премии и награды.

Каждый человек хочет, чтобы его труд был оценен по достоинству. Если он вложил во что-то много своих сил и упорства, то ожидает за это положительной оценки. Отсюда - необходимость метода поощрения. В поощрении отражается положительная оценка деятельности. Такая оценка становится стимулом поведения. Однако таковым поощрение становится лишь при соблюдении ряда педагогических
требований:
а) тот, кто поощряется, должен четко понимать, за что он поощряется; коллектив, должен представлять, в чем состоят заслуги последнего;
б) нельзя превращать поощрение в «плату» за работу, за соблюдение обычных норм поведения;
в) поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать «на завтра»;
г) поощрение должно быть гласным.

Метод порицания . Порицание - это реакция на нежелательную деятельность и поведение. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует . Основными формами порицания взрослых выступают неодобрительный отзыв о работе и перевод на работу, а где бы работник мог проявить себя. При вынесении порицания рекомендуется соблюдать ряд педагогических требований:
а) порицание должно выноситься только за конкретную деятельность, проступок;
б) при определении меры порицания следует принимать во воспитание специфику совершенного нежелательного действия и характер человека, то есть осуществлять индивидуальный подход к людям;
в) нельзя порицать людей в состоянии раздражения;
г) порицание должно быть своевременным и обязательно приводиться в исполнение;
д) за поступок одного человека нельзя порицать весь коллектив.

Не только родители, но и воспитатели в детских садах, школьные учителя, даже преподаватели в техникумах и вузах сталкиваются с тем, что детей и учеников нужно не только учить, но и воспитывать. И тут нелишним бывает иметь понятие о том, что такое методы воспитания и какими они бывают.

Для чего нужно воспитание

В некотором смысле воспитание имеет более серьезное значение для будущего становления и развития личности, чем обучение. Потому что учение ставит целью просто предоставить в распоряжение молодого человека некоторый объем знаний, развить его эрудицию. А правильное воспитание, кроме того, должно сделать его полноценным и адекватным членом общества, который будет строго соблюдать общепринятые запреты, придерживаться в общении с людьми определенных рамок, просто твердо усвоит, что хорошо, а что плохо.

Методы

Для достижения необходимого результата используются различные средства и методы воспитания. Средствами могут быть книги, игрушки, другие предметы, которые помогают достичь воспитательных целей. А методы - специальные технологии, которые воспитатель может использовать в своей работе. В педагогике разработаны классификации, которые разделяют эти методы на группы. Так, например, одна из них направлена на формирование мировоззрения. Другая группа ставит своей целью правильную организацию процесса деятельности. В третью входят методы проведения оценки реальных поступков.

Убеждение

Среди огромного количества технологий, которые представляют собой методы воспитания, прежде всего упоминают именно его. Убеждение нужно для формирования правильных взглядов, мотивации производимых действий. Опирается этот метод на сознательность, чувства и волю воспитуемого. В его рамках используются такие приемы, как беседа, диспут, объяснение, рассказ.

Поощрение

Это - также весьма известный представитель методов воспитания. Заключается он в стимулировании тех поступков, которые могут быть оценены положительно. Причем стимулы могут применяться самые разнообразные: материальные (деньгами, конфеткой и так далее), словесные, признание в виде благодарственной грамоты, публикации в газете и многое-многое другое. Главное, чтобы воспитуемый сам воспринимал происходящее как поощрение.

Упражнение

Многократное повторение определенных действий, понятий также способно помочь воспитателю добиться своих целей.

Пример

Как положительный, так и отрицательный, правильно преподнесенный, помогает сформировать мировоззрение и систему ценностей.

Наказание

Как и методы воспитания, наказание может быть разным. Можно определенным образом ограничить свободу или общение, лишить каких-то обычных благ (той же конфетки), наказать материально. Однако наказание должно не унижать воспитанника, а давать ему возможность осознать неправильность своего поступка или поведения и сформировать желание не поступать так в будущем. Именно поэтому физические наказания крайне нежелательны в воспитании.

Психологические механизмы воспитания, которые используются различными методами, отличаются. Но все они должны быть ориентированы на достижение общей конкретной цели.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.

Выделяют:

  • воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
  • воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
  • воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например: умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.

Факторы воспитания — представление, утвердившееся в современной педагогике, согласно которому процесс воспитания представляет собой не только прямое воздействие воспитателя на воспитанника, но и взаимодействие различных факторов: индивидов, конкретных людей, воспитанников; микрогрупп, трудовых и учебных коллективов; опосредованно различных социальных институтов.

В качестве важнейшего результата воспитания признается готовность и способность к самовоспитанию.

Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.

Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Убеждение — это:

  • прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
  • осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
  • совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.

Основа убеждения — знания, но они не переходят в убеждения автоматически. Для их формирования необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Убеждение связано с прочувствованием знаний. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.

Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека. Поведение человека обычно оценивается с точки зрения его соответствия общепринятым правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное. Поведение человека выступает как внешнее выражение его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Задача преподавателя, руководителя состоит в коррекции нежелательного поведения с учетом особенностей формирования внутреннего мира конкретного человека, его индивидуальных черт.

Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.

Система воспитания — целостный комплекс, образуемый совокупностью средств и факторов воспитания, в состав которого входят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установками гуманной системы воспитания является формирование творческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого подчинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспитания является продуктом демократических режимов, утверждающих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продуктом авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета общества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.

Сущность воспитательного процесса

— часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание так или иначе присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В самом широком смысле воспитание, как его трактует психологическая наука , есть качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение, его интериоризация , т.е. перевод во внутренний психический план личности. Причем этот процесс может носить как организованный, так и стихийный характер.

С точки зрения педагогической науки воспитание — это особая, целенаправленная организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только воспитателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.

В отечественной педагогике особо подчеркивается более значительная, чем в процессе обучения, роль в воспитании именно личного участия, деятельности воспитателя.

Воспитание — это именно процесс взаимодействия наставника и воспитанника, а не одностороннее воздействие преподавателя, консультанта, тренера, руководителя. Поэтому воспитательная деятельность постоянно характеризуется с помощью терминов «взаимодействие», «сотрудничество», «социальная, педагогическая ситуация развития личности».

Воспитательный процесс

Воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это означает, что на становление личности влияют как факторы макросреды (государство, средства массовой информации, Интернет), так и микросреды (семья, учебная группа, производственный коллектив), а также собственная позиция воспитуемого. В этом процессе действуют разнонаправленные влияния как позитивного, так и негативного характера, управлять которыми весьма сложно. Например, процессы самовоспитания носят сугубо личностный, индивидуальный характер и малоуправляемы извне.

Воспитание — непрерывный, долговременный процесс. Его результаты не следуют непосредстенно за воспитательным воздействием, а носят отсроченный характер. Поскольку эти результаты являются следствием не только внешних воздействий, но и собственного выбора, воли воспитуемого, они трудно предсказуемы.

Воспитательный процесс реализуется как сложная система мероприятий, которая включает в себя следующие элементы:

  • определение целей и задач;
  • разработка содержания воспитания, его основных направлений;
  • применение действенных методов;
  • формулировка принципов, ведущих установок, регулирующих все элементы системы воспитания.

Методы организации воспитательного процесса

Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания. Однако, поскольку четкого различения этих категорий не существует, они будут употребляться здесь как однозначные.

Своеобразие отдельных способов, приемов обусловлено прежде всего характером тех качеств обучаемого, на совершенствование которых они направлены. Поэтому наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:

  • методы формирования тех или иных качеств сознания , мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;
  • методы организации практической деятельности , накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования , активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.

Нетрудно заметить, что первая из указанных групп выделяется с учетом того, что именно сознание является важнейшей предпосылкой человеческого поведения. Вторая группа методов выделяется в связи с тем, что предметно-практическая деятельность является столь же необходимым условием человеческого существования, как и сознание, а также в связи с тем, что именно практика проверяет и закрепляет результаты активности сознания. Наконец, третья группа методов необходима потому, что любые установки сознания или навыки поведения ослабевают или даже утрачиваются, если они не стимулируются морально и материально.

Выбор, предпочтение тех или иных методов воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. При этом выборе важно учитывать следующие обстоятельства:

  • конкретное направление воспитания, необходимость которого диктуется сложившейся ситуацией: так, умственное воспитание предполагает применения методов первой из указанных групп, а трудовое воспитание — использования методов второй группы;
  • характер и уровень развития воспитанников. Понятно, что нельзя применять одни и те же методы воспитания для старших и младших классов, для студентов и аспирантов:
  • уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых коллективов, в которых осуществляется воспитательный процесс: по мере роста степени сформированности положительных качеств коллектива, его зрелости должны соответствующим образом гибко изменяться и методы воспитательной деятельности, например соотношение между методами наказания и поощрения в пользу последних;
  • личностные, индивидуальные особенности воспитанников: нельзя применять одни и те же воспитательные методы для старых и молодых, для людей, относящихся к разным психологическим типам, темпераментам и т.п.

Поэтому опытный преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан.

Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.

Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.

Этот метод обращен к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному миру. Первоосновой же этого духовного мира, согласно традиций русского самосознания, является ясное понимание смысла собственной жизни, состоящего в оптимальном использовании тех способностей и талантов, которые получены нами от природы. И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности rex конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.

Поэтому при реализации метода убеждения прежде всего следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.

Основные инструменты метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.

Монологические формы должны сочетаться с диалогическими: беседами, диспутами, которые значительно повышают эмоциональную и интеллектуальную активность обучаемых. Конечно, диспут, беседа должны быть организованы, подготовлены: должна быть заранее определена проблема, принят план ее обсуждения, установлен регламент. Роль воспитателя здесь состоит в том, чтобы помочь обучаемым дисциплинировать мысль, придерживаться логики, аргументировать свою позицию.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера , обладающего особой силой убеждения. «Долог путь наставлений, — говорил Сенека, — короток путь примера».

Удачный пример конкретизирует общую, абстрактную проблему, активизирует сознание воспитанников. Действие этого приема основано на свойственном людям чувстве подражания. Образцом для подражания могут служить не только живые люди, руководители, воспитатели, родители, но и литературные персонажи, исторические лица. Важную роль играют и эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Следует иметь в виду, что подражательность — не только простое повторение образцов, оно имеет тенденцию перерастания в творческую деятельность личности, которая проявляется уже в выборе образцов. Важно поэтому окружить воспитанников положительными примерами для подражания. Хотя следует иметь в виду, что вовремя и к месту приведенный отрицательный пример, показывающий негативные последствия тех или иных поступков, помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Конечно, наиболее эффективен личный пример воспитателя, его собственных убеждений, деловых качеств, единства слов и дела, его справедливого отношения к своим воспитанникам.

При всей важности убеждений, ясных мыслей и чувств они образуют лишь исходный момент воспитательной деятельности. Останавливаясь на этом этапе, воспитание не достигает своих конечных целей, которые состоят в том, чтобы сформировать требуемое поведение, сочетать убеждения с конкретными делами. Организация определенного поведения является сердцевиной всего воспитательного процесса.

Универсальным методом формирования необходимых навыков поведения является метод упражнений.

Упражнение — это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения.

Упражнения в воспитании отличаются от упражнений в обучении, где они теснейшим образом увязываются с приобретением знаний. В процессе воспитания они нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек поведения, доведение их до автоматизма. Выдержка, самоконтроль, дисциплина, организованность, культура общения — вот лишь некоторые качества, которые основаны на сформированных вое- питанием привычках. Чем сложнее качество, тем больше упражнений нужно выполнить, чтобы выработать привычку.

Поэтому для выработки тех или иных моральных, волевых и профессиональных качеств личности необходим системный подход при реализации метода упражнений на основе принципов последовательности, планомерности, регулярности. Преподаватель, руководитель, тренер должен четко планировать объем и очередность нагрузок, следуя при этом рекомендациям К.Д. Ушинского:

«Воля наша, как и мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие, но не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю».

Отсюда следует важнейший вывод, что успех метода упражнений зависит от всестороннего учета психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В противном случае возможны и психологические, и физические травмы.

Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания , образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.

Психологическая основа этих методов состоит в том переживании, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помошью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе. Формы поощрения весьма многообразны: от одобрительной улыбки до награждения ценным подарком. Чем выше уровень награды, тем продолжительнее, устойчивее ее положительное действие. Особенно действенно публичное награждение в торжественной обстановке, в присутствии товарищей, преподавателей, руководителей.

Однако при неумелом использовании этот прием может принести и вред, например, противопоставить воспитанника другим членам коллектива. Поэтому наряду с индивидуальным следует использовать и коллективный метод, т.е. поощрение группы, коллектива в целом, включая и тех, кто проявил трудолюбие, ответственность, хотя и не добился выдающихся успехов. Подобный подход во многом способствует сплочению группы, формированию чувства гордости за свой коллектив, каждого его члена.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

Метод наказания следует применять в исключительных случаях, тщательно обдумывая все обстоятельства, анализируя причины проступка и выбирая такую форму наказания, которая соответствовала бы тяжести вины и индивидуальным особенностям провинившегося и не унижала бы его достоинства. Следует помнить, что цена ошибки в этом деле может быть очень велика.

Тем не менее применения наказаний иногда не удастся избежать. Их формы могут быть разнообразными: от замечания и до исключения из коллектива. Следует, однако, помнить, что применение этого метода является скорее исключением, чем правилом, слишком частое его использование свидетельствует об общем неблагополучии в системе воспитания и необходимости ее корректировки. Во всяком случае, но общему правилу репрессивный, карательный уклон в воспитании признается недопустимым.

В процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников. Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

  • Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
  • Содержание воспитания.
  • Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
  • Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
  • Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
  • Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
  • Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
  • Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
  • Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
  • Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

  • влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
  • влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

Классификация методов воспитания на основе направленности :

  • Методы формирования сознания личности.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  • Методы стимулирования поведения и деятельности.

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач.

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов.

П. И. Пидкасистый предлагает следующую группировку методов воспитания:

1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;

2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;

3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.

По характеру методы воспитания делятся на:

· убеждение,

· упражнение,

· поощрение

· наказание.

В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как:

· объяснительно-репродуктивные,

· проблемно-ситуативные,

· методы приучения и упражнения,

· стимулирования,

· торможения,

· руководства,

· самовоспитания.

Классификация методов воспитания на основе направленности (И.Г.Щукина):

1. Методы формирования сознания личности. (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, убеждение, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример)

Убеждение предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.

Внушение - это эмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям. По образному выражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа - критику. Внушать - это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности, стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Внушение может осуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так и неречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации)

Упражнения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирования упражнений.

Адекватность упражнений спроецированному поведению - еще одно условие педагогической эффективности этого метода.

Приучение - это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Требование - это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности. (соревнование, поощрение, наказание).

Соревнование является модификацией метода воспитывающих ситуаций и способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные потребности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус.

Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения.

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания.