Как заставить хорошо учиться. Как заставить ребенка учиться - находим правильную мотивацию

Всем хочется, чтобы ребёнок с радостью шёл в школу, без проблем выполнял домашние задания, получал хорошие оценки... На практике же происходит далеко не у всех. И часто не только для ребёнка, но и для родителей школьные годы становятся тяжёлой ношей. Как изменить ситуацию, рассказывает психолог, мама двоих детей Юлия Самойлова.

Требуя от детей хороших оценок, родители упускают более значимые моменты. Главное, выйдя из стен школы, ребёнок должен чувствовать себя эмоционально и физически здоровым, психологически сильным и уверенным. А кроме того, имел в арсенале такие качества как внимательность, самостоятельность, умение выполнять работу качественно и в срок. А хорошие оценки приложатся - как следствие развития всего этого. Поэтому именно в этом направлении и нужно помогать ребёнку.

Научить выполнять домашнее задание в срок

Ребёнок ничего не успевает: в школе ловит ворон, дома выполнение задания растягивается на 3-4 часа... Ругать ребёнка за рассеянность бессмысленно, нужно научить организованности. И давайте оговоримся сразу: данная задача не школы и учителей (хотя они тоже вносят свою лепту), а родителей. Вот здесь-то главную роль и играют домашние задания. По сути для ребёнка оно имеет совершенно уникальное значение. Это дело, которое он обязан исполнять самостоятельно, отвечать за него! Поэтому важно овладеть «техникой» выполнения домашнего задания, она поможет ему хорошо учиться, а впоследствии успешно работать!

Приучить к режиму дня. Установите напоминалки в мобильном телефоне. Как показывает практика, следить самому за часами на стене сложнее. А если в этот момент ребёнок занят чем-то интересным, то вряд ли вспомнит, что пришло время делать уроки. Наиболее оптимальное время для выполнения домашних заданий - 16 часов. В этот период начинается второй пик умственной активности (первый приходится на утренние часы). А до этого времени ребёнок должен несколько часов погулять.

Спланировать выполнение домашних заданий. Некоторые родители считают, что выполнять домашнюю работу нужно начинать с самых сложных заданий. Это ошибка! Если начать с самого сложного задания, которое вызывает негатив у ребёнка, то постепенно в его сознании домашние задания будут ассоциироваться со сложностями, поэтому он будет оттягивать их выполнение. Начинать делать домашнее задание необходимо с любимого предмета. Это создаст нужный учебный настрой и будет своеобразной умственной разминкой. Далее следует переходить к более сложному предмету, потом к самому сложному и напоследок оставить простой предмет. При этом, планируя домашние задания, надо выяснить у ребёнка, какой предмет он сам считает лёгким, а какой сложным.

Тренировать умение долго заниматься каким-то видом деятельности. В свободное от уроков время играйте с ребёнком в шашки, шахматы, лото, домино. Приучайте собирать конструкторы по типу «лето», учите собирать большие пазлы. Выделяйте на это время. Такие занятия формируют умение сосредотачиваться.

Заинтересовать учебой

Стремление к знаниям есть у каждого ребёнка. Но у одних оно находится в развитом состоянии, а у других - в подавленном. Независимо от того, хорошо учится ваш ребёнок или слабо, не стоит забывать о мотивации к учёбе. Родители могут как усилить её, так и снизить неправильными действиями.

Следуйте утверждению «знание - сила». Не принижайте интеллектуальную сферу. Дети очень внимательно прислушиваются к тому, что говорят взрослые между собой. Разговоры на темы вроде: «Вот учился, учился, а что толку, на рынке торгует», лучше вести не в присутствии ребёнка. От того, что кто-то из ваших знакомых или вы сами не смогли воспользоваться знаниями, чтобы устроиться в жизни, знания не становятся менее ценными. Почаще приводите примеры успешных людей, которые при помощи хорошего образования и знаний смогли достичь многого. Уже с младших классов нужно объяснять, в каких сферах деятельности может пригодиться тот или иной предмет.

Используйте для познавательного интереса любимую тему. У каждого ребенка есть свои интересы. Кто-то увлечён собаками, кто-то - динозаврами, кто-то - машинками. Нередко родители считают эти увлечения бесполезными и даже ругаются, когда ребёнок тратит на это время. Поведение родителей разрушает познавательный интерес. Поощрять нужно стремление ребёнка к любым новым знаниям. Не отмахивайтесь раздражённо от вопросов, покупайте книги по интересующей его теме, смотрите вместе обучающие фильмы.

Не вешайте ярлыки! Одна из больших ошибок родителей - это разговоры на тему, как правило, при детях: «Мой сын типичный физик, а дочка лирик». Практика показывает, что в начальной школе у 60% детей способности к точным и филологическим наукам одинаковые. А мы таким образом создаём предпосылки к тому, что ребёнок запишет предмет в нелюбимые, станет хуже успевать по нему.

Не ругайте за плохие оценки! Отрицательная оценка - враг интереса и творчества. И уже само по себе наказание для ребёнка (даже если он не показывает этого). Нужно понимать, что причины для плохих оценок могут быть самые разные: от банального забыл принести на урок учебные пособия, до непонимания темы, конфликтов с учителем и проблем в семье (например, ребёнок может получать плохие оценки, чтобы привлечь ваше внимание). Ваша задача установить первопричину и заняться её устранением. Ругать его - делу не поможет, а только снизит мотивацию. Ошибкой является и требование высших оценок по всем предметам. Поберегите ребёнка, позвольте ему самому определить предел своих сил и любимые предметы. Как правило, их не более трёх.

Хвалите ребёнка. За любой, даже маленький успех. А если обучение идёт с трудом, воспитывайте у него веру в свои силы, высказывая предвосхищающую оценку, например: «Ты всё правильно делаешь!», «Я знаю, у тебя всё получится!» Хвалите не за оценку, а за конкретное достижение.

Создайте зону эмоционального комфорта

Учиться - это большой труд. Но родители, забыв о своём опыте, часто его недооценивают. Им кажется, писать в прописи - пустяк, выучить таблицу умножения и того проще... Как специалист, могу сказать, что тот труд, который выполняет ребёнок за год, можно сравнить с работой шахтёра. Поэтому ребёнок испытывает постоянное напряжение. Задача родителей организовать атмосферу дома таким образом, чтобы снять его.

Начните день солнечно. «Вставай немедленно, опоздаешь, вставай, кому говорю...» Наверняка многие помнят своё пробуждение под такие слова и под громкий звонок будильника. Между тем день, начавшийся таким образом, уже мешает настроиться на позитивную волну, а, кроме того, такое пробуждение неполезно для здоровья. Ибо первая реакция на слишком громкие звуки - учащение пульса...

Между сном и бодрствованием есть ещё промежуточное просоночное состояние. И переход из сна в него, а потом к окончательному пробуждению должен быть достаточно мягким. Чтобы разбудить ребёнка, погладьте его, тихонько позовите, включите негромкую музыку. Можете на время заняться домашними делами. А минут через пять позовите уже погромче. Эта пятиминутка позволит ребёнку настроиться на предстоящий день.

Заведите волшебный мешок. В его роли могут выступать обычные разноцветные пакеты для мусора. Каждый день после школы обсуждайте с ребёнком его настроение. Если он обижается, злится, расстроен, то пусть сложит весь негатив в волшебный мешок (проговорив проблемы в него) и выбросит его. Этот приём учит ребёнка обозначать свои эмоции и не зацикливаться на них. Можно сшить второй волшебный мешок, но уже мешок радости, удачи, смеха. В него складывать каждый день маленькие сюрпризы (конфету, фрукт, красивую тетрадь и так далее), смешные анекдоты.

Слушайте хорошую музыку. То, что музыка меняет наше эмоциональное настроение, известно всем. Дети не исключение. Наоборот, они ещё более чувствительны. Поэтому пусть хотя бы час в детской звучит хорошая музыка. В её выборе прислушайтесь к ребёнку, это может быть и классика, и песни из мультфильмов. Главное, чтобы они дарили заряд позитивного настроения.

Р. S: И просто чаще обнимайте своего ребёнка. Младшим школьникам это нужно, как и детсадовцам. Мамина ласка - тот самый волшебный ключик, который помогает пережить сложности и поверить в свои силы! Совсем нетрудно лишний раз позвонить ребёнку, не спрашивая об уроках, а сказать, что вы скучаете. А когда он придёт домой, посидите вместе спокойно и поговорите на отвлечённые темы.

Очень часто дети начиная с 10 и 12 лет, особенно когда они находятся в подростковом возрасте, не хотят учиться. Различные занятия, растущий интерес к противоположному полу влияют на отсутствие желания учиться. При этом не стоит считать, что ребёнок глуп. Его мозг наполнен интеллектом, нужно просто направить его в нужное русло.

Высокий уровень умственного развития в подростковом возрасте с 14 до 16 лет сочетается с низким уровнем развития личности, попросту незрелостью. Именно этот закон и влияет на неверную оценку жизненных приоритетов. Именно поэтому многие родители и мучаются вопросом, как заставить ребёнка хорошо учиться.

Прежде чем пытаться заставить сына или дочь хорошо учиться, нужно понять причины, почему ребёнку лень посвящать время учебы, почему ребеночек не хочет посвящать себя учебе в классе. Доказанный закон, что если применять в отношении ребёнка силу, то привить желание к учебе не получится. Именно поэтому нужно понять, что именно отбило желанием в течение года получать знания в школе на достойном уровне.

Причины отсутствия желания учиться в каждом возрасте могут быть свои. Может быть просто лень. Причём нежелание учиться возникает у некоторых детей в 12 задолго до того, как ребенок идёт в школу. Мозг ребенка с малого возраста сопротивляется необходимости напрягаться и входить в новую среду, быть среди чужих людей в классе.

Ещё при походе в детский садик многие дети плачут и не хотят туда ходить. Эта проблема в классе лишь усугубиться ещё в первом классе, а в подростковом возрасте 15-16 лет добавиться ещё переходный период, который влияет совершенно особенным образом на гиперактивного подростка. Пройдут года, прежде чем ребёнок станет взрослым и изменит отношение. Но и сейчас вашему чаду не 2 года.

Причины отсутствия у сына или дочери в 13 лет желания учиться могут быть как психологические, так и банальное нежелание. На самом деле если у ребёнка есть проблемы, они могут быть серьезнее, чем у взрослого. А взрослому нужно вовремя их заметить, распознать, обсудить и помочь решить, не тратя на это годы.

Родители ребёнка в 13 не должны реагировать агрессивно на нежелание получать образование. Первое, что должны сделать родители – нужно выйти с ребёнком на откровенный разговор. Как вступить с ребёнком в откровенный диалог помогут понять советы психолога.

Основными причинами отсутствия желания учиться являются:

  1. Боязнь сверстников;
  2. Отсутствие общего языка со сверстниками или учительницей;
  3. Отсутствия интересующих ребёнка предметов;
  4. Лень;
  5. Первая любовь;
  6. Другие интересы, которые ребёнок реализует не в школе.

Если в 10 и 12 лет основными причинами нежелания учиться в течении года можно назвать плохую адаптацию ребёнка в классе, отсутствие общего языка со сверстниками или учительницей, то в 13 лет может идти речь уже о первой любви, а в 14, 16 лет тем более. Кроме этого причинами отсутствия желания учиться в 14 лет может стать появление собственных интересов, хобби и увлечений. Тогда ваша дочь или сын захотят посвящать все время именно увлечению, а не находиться в классе в школе на неинтересном уроке.

Очень частой причиной плохой учебы сына может быть отсутствие контакта со сверстниками, негативный психологический климат в классе или в школе вообще. Мозг ребёнка в возрасте от 10 до 16 лет очень чувствителен в отношении того, насколько хорошо с ним общаются окружающие. Если у подростка конфликт с кем-то в школе, это может сказаться на нежелании учиться и быть в школе вообще. Он не видит себя в коллективе, ему лень быть в социуме.

В 12, 13, 14, 16 лет нежелание подростка посещать школу можно связать с первой любовью. В этом возрасте неокрепшая личность, в душе которой зародились первые чувства хочет проводить все время с объектом своей любви, а не в классе. Если ваша дочь стала пропадать допоздна на улице, сбегать с уроков, или у вашего сына появилась подруга, он привёл домой девочку, тогда будьте на чеку и готовьтесь к тому, что возможно в школе в течении года начнутся проблемы.

Кроме этого в любом возрасте, особенно в подростковом появляются увлечения и хобби. Желание заниматься любимым делом оказывается на первом месте, а учеба от этого соответственно страдает.
Родители должны понимать, что заставить ребёнка учиться хорошо невозможно. Советы психолога в первую очередь направлены на появление мотивации к хорошей учебе.

Как заинтересовать учиться

Если вы не можете заставить ребёнка учиться на отлично, вы испробовали все способы, применяли жесткие , но чадо не хочет заниматься, нужно читать советы психолога. Если хотите мотивировать своего ребёнка в течении года к учебе, избегайте стандартных ошибок многих родителей. Начните с себя.

Большая часть людей начинает сравнивать детей друг с другом, мол «Петя учится, а ты нет», «Вася отличник, а ты хорошист». Такие нравоучения не добавят мотивации ребёнку и не заставят его взяться за учебу, ему не лень было учиться.

В подростковом возрасте в 15-16 лет они наоборот на корню это желание отобьют. Не стоит мотивировать фразой «ну хоть на троечку». Мозг человека формирует мышление, которое может наложить отпечаток на всю будущую жизнь, что главное, не побеждать себя и обстоятельства, а принимать участие, что главное, хоть как-то, чем вообще никак.

Отчасти такая психология вполне благоприятна, но в ней есть изначальный настрой на поражение. Закон в том, что с помощью такого мышления вы не добьётесь от ребёнка учиться на отлично и быть лучшим в классе в течении года.

Пытаясь запрограммировать мозг подростка на учебу и знания, не стоит употреблять уничтожающие достоинство человека фразы. Если родители будут говорить о сыне плохо, утверждать, что их дочь ничего не сможет, то это также будет программировать мозг на неуспех. Если вы хотите вырастить удачливого сына, не используйте эти программы.

Как заставить ребенка учиться или Как приучить ребенка к школе?

Как замотивировать, стимул для учебы

Если родителям важно действительно мотивировать на успех, чтобы их чадо действительно хотело хорошо учиться, тактика должна быть совершенно иной. Нужно формировать позитивное мышление с самого детства. Говорите ребеночку о том, что если он будет учиться, то сможет получить профессию. Профессия нужна для того, чтобы достойная зарплата. С достойной зарплатой можно хорошо жить, помогать папе, маме, своей стране. Это жизненный принцип и закон.

  • Важно, чтобы мозг подростка принимал сигналы родителей и ребёнок понимал важность его положительных оценок. Правильно поощрять желание получить хорошую отметку в течении года, развивать желание двигаться вперёд, покорять вершины, ставить цели и из них выполнять, отбить лень. Советы психолога сводятся к тому, что ребёнка нужно заинтересовать учебой.
  • Учитывая, что в наш развитый 21 век компьютером интернет-технологий многие знания чадо в свои 14,16 лет получает из телевизора и компьютера, в школе ему приходиться осваивать то самое неинтересное, что на улице или в телевизоре он не увидит – , правила математики и физики.
  • Мозг устроен таким образом, что программы, заложенные родителями, сохранятся в человеке на всю жизнь. Если вам важно, станет ли ваше чадо стало успешным членом общества, с первого года его жизни нужно правильно общаться с ним, выражать свои требования и устанавливать свои родительский закон, отбить лень.

Как заставить подростка учиться

Подростковый период – наиболее опасный и тяжелый для родителей. В этот период вашего некогда гиперактивного малыша просто подменяют и характер становится просто невыносим. Важно не растеряться правильно расставить для него жизненные приоритеты в жизни. Тогда ваш сын или дочь сможет хорошо окончить школу, и дальше в жизни будет вести себя активно и целеустремленно.

Если вы хотите подросшего мальчика или девочку заставить относиться к учебе серьезнее, то не стоит применять давление. Вы можете увидеть неадекватную реакцию, нужно правильно на неё отреагировать, чтобы ребёнок от вас не закрылся. Не бойтесь показать себя слабым перед ребеночком.

Если в 10,12, даже в 13 лет можно попытаться заставить относиться к учебе в течении года с умом силой, то в 14,16 лет вас будет ждать отпор. В подростковом возрасте чадо часто ведёт себя вызывающе. Так устроен человеческий мозг.

Почему нельзя заставлять учиться

Нельзя насильно прививать любовь к труду и школе, если туда ходить лень. Для подростка в 14-16 лет важно, чтобы с ним общались наравне. Родители должны быть в курсе того, что происходит в классе, в школе подростка, с чем связано низкое желание к успехам в учебе.

Не нужно сразу ругать . Лучше попытаться договориться, чем заставить хорошо делать то, что не по душе. Обозначьте границы дозволенного и домашний закон, сколько времени позволено тратить на игры и пустое времяпрепровождение, сколько времени должна занимать учеба. Советы психолога направлены на уменьшение расстояния между детьми и родителями, налаживание контактов и доверительного отношения друг к другу. Во многом этот психологически закон решает проблему нежелания учиться.

Как помочь ребёнку хорошо учиться? Воспитание детей. Мамина школа

Часто дети, переступив определенный возрастной порог, перестают проявлять интерес к учебе. Такое отношение очень быстро приводит к снижению оценок и появлению других проблем в школе. В большинстве случаев вкус к учебе пропадает у подростков. Что делать в такой ситуации? Стоит ли заставлять ребенка учиться? Детским психологам знакома эта проблема, ведь она является весьма распространенной. Попробуйте использовать советы специалистов, которые дадут возможность найти подход к вашему отпрыску.

Определить корень проблемы

Для начала стоит поискать причину того, почему ребенок не хочет учиться. Это не всегда связано с ленью или тем, что чадо не любит школу. Самые распространенные проблемы подростков в школе:

  • Конфликт с учителем. Иногда школьник ухитряется испортить отношения с одним из учителей – часто это классный руководитель. Учитель тоже человек и может осознанно или нет занижать оценки подростку, который хамит или ведет себя вызывающе, что характерно для детей пубертатного возраста.
  • Отставание по определенному предмету, произошедшее вследствие болезни либо пропуска какой-либо части материала. Часто пробелы ведут к непониманию следующих разделов учебника, и проблемы нарастают как снежный ком.
  • Переосмысление жизненных ценностей. 6-9-классник просто не понимает, почему он должен учиться, и насколько важно получить качественное образование.

Есть и другие сложности, которые могут привести к нежеланию идти в школу и возникновению проблем с учебой. Однако все они, так или иначе, связаны с перечисленными факторами. Важно постараться найти время, чтобы поговорить с отпрыском, выяснить источник проблемы. Зная причину, легче искать выход.

Конфликт с учителем несложно решить, пообщавшись с педагогом. От родителей не всегда требуются какие-либо действия. Достаточно показать учителю, что вы беспокоитесь о своем ребенке, пообещать поговорить с ним дома. Учитель непременно оценит старания родителей, и ситуация может стать более благоприятной.

Отставание в учебе всегда можно наверстать. Некоторым детям легче заниматься с репетитором, а не с мамой или папой. Другим больше подходят занятия в группе, куда можно записать отстающего ребенка. Иногда младшие школьники боятся задавать вопросы учителю, переспросить о том, что задано на дом. С первоклассником нужно провести работу дома, объяснить, что поднимать руку необходимо, если есть вопросы.

Как заставить подростка учиться, если его интерес к учебе угас совсем? Обязательно поговорить с школьником, убедить в необходимости получения образования. Объяснить, что хорошая учеба даст возможность определиться в жизни, найти свой путь.

Ребенок уверен, что он хочет стать дизайнером, а значит, математика ему не нужна? Расскажите, что школьная программа является базой к получению профильного образования.

Маленькие хитрости

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Мы обрисовали общее направление психологической работы с ребенком. Далее мы поговорим о различных методах, которые станут отличным способом заинтересовать школьника в учебе и заставить взяться за уроки. Для каждого ученика как 1, так и 8 класса можно подобрать индивидуальную схему стимулирования к учебе. Стоит попробовать поискать ключик к сердцу своего школьника. Как научить ребенка учиться? Мы уверены, что наши советы помогут даже в самых сложных ситуациях.

Дух соревнования

Как научить ребенка учиться, если никакие усилия не помогают? Как показывает практика, детей любого возраста легко увлечь любым предметом, создав условия соревнования. Это можно сделать несколькими способами. Например, поговорить с родителями одноклассника и предложить им поучаствовать в подобной игре. Кто из двоих (троих, четверых) детей продемонстрирует лучшие оценки в конце недели, тот получит значок лучшего ученика. Затем этот же значок может перейти к другому ребенку.

Дома можно устраивать мини-соревнования. К примеру, кто из домочадцев быстрее решит задачу, или сможет выучить четверостишие. Тут придется изучать предметы вместе с ребенком, чтобы помочь ему получить удовольствие от победы.

Режим дня

Нужно четко продумать режим дня. Так как заставить ребенка учиться почти невозможно, стоит предложить ему некое поощрение после того, как он сделает уроки. После школы ребенок может отдохнуть, сделать то, что ему нравится. Дальше нужно выделить на домашнее задание пару часов, после чего он сможет посмотреть любимый сериал. Однако следует проверять уроки и не позволять смотреть телевизор (играть в компьютерные игры), пока не будет выполнено задание (рекомендуем прочитать: ). В данном случае это сработает, как стимул успеть все сделать до определенного времени.

Материальное стимулирование

Иногда помогает материальное стимулирование. Некоторые родители придумывают сложную систему поощрений за результаты учебы. Например, за положительные оценки ребенок получает определенную сумму, а хотя бы одна 2 полностью обнуляет баланс. Либо же в начале месяца родители начисляют школьнику сумму средств, из которой высчитываются деньги за каждую отрицательную отметку. То есть чем меньше плохих отметок получит ребенок, тем большую сумму получит в конце месяца.

Не стоит бояться вводить денежное поощрение для 5-классника или ребенка старше. Некоторые психологи считают, что это научит отпрыска обращаться с деньгами, не «сорить» ими, ценить заработанное. Уметь считать деньги – полезный навык, который пригодится во взрослой жизни.

Найти друзей

Если ребенок не хочет учиться, то он наверняка желает иметь вес в обществе. Как ни удивительно, но учеба – это один из способов социализироваться. Подросток перестал общаться со сверстниками, у него мало друзей? Его можно мотивировать тем, что знания помогут ему стать интересным собеседником. К тому же, людей, которые выделяются хорошими отметками, всегда ценят одноклассники.

Привлечь внимание

Попробовать сыграть на слабостях. В 11-14 лет у детей может случиться первая любовь, что также вносит диссонанс в учебный процесс. Сыну нравится девочка в классе? Предложите ему привлечь ее внимание. Можно вместе с отпрыском сделать подготовить по какому-либо предмету, или презентацию. Желательно, чтобы тема была интересная, и весь класс с удовольствием послушает докладчика. Положительный результат станет своеобразной победой, которая будет окрылять и подарит вкус к учебе.

Уделить время

Иногда плохой учебой ребенок старается привлечь к себе внимание родителей. Так бывает в семьях, где есть грудничок, который забирает себе все внимание мамы, а также там, где оба родителя работают допоздна.

Маме или папе стоит найти в плотном графике немного времени, которое будет использовано на общение с отпрыском. Можно поиграть с сыном в настольные игры, хорошо пообщаться за чашкой чая.

Психологи отмечают, что важно не количество времени, проведенного вместе с ребенком, а его качество. То есть данный промежуток времени должен быть насыщен – разговорами, действиями, событиями. Не стоит тратить с трудом выделенные минуты на упреки и порицания. Лучше найти позитивные моменты и сделать так, чтобы ребенок с удовольствием провел с вами время.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Очень важно всячески демонстрировать ребенку свою заинтересованность в его учебе, придерживаясь выбранной линии поведения, и не отступать в сторону. Отпрыск почувствует, что мама беспокоиться о его уроках, и будет стараться порадовать ее своими достижениями.

Есть и другие поведенческие элементы, которых следует придерживаться:

  • Никогда не отказываться в помощи в выполнении домашнего задания. Иногда мама слишком занята и не может уделить сыну время. Следует дать понять, что для родителей его учеба так же важна, и стараться придать ему уверенность в своих силах.
  • Помнить о силе похвалы. Многие родители забывают поощрять ребенка. Иногда действительно трудно найти хотя бы что-то, за что можно было бы похвалить. Вместе с тем, если регулярно ругать, покрикивать и критиковать сына, он не будет стремиться достичь результатов. Непременно найдите, за что похвалить школьника, наверняка у него есть сильные стороны. Например, сделайте акцент на хорошей памяти, либо на аналитическом складе ума. Если все делать правильно, со временем, ваш ученик будет стремиться развивать природные способности, чтобы его оценили еще выше.
  • Мягко контролировать ребенка, показывая, что вам интересно, что класс сегодня проходил на уроке. Это простая психология – мотивировать собственной заинтересованностью. Очень важно сразу вникать в учебу первоклассника, чтобы впоследствии не пришлось втягиваться в учебный процесс, когда он перейдет в 6-7 класс.
  • Нехитрый способ помочь школьнику с удовольствием отправляться на уроки – купить ему рюкзак или какой-либо школьный аксессуар. Небольшая обновка может сослужить хорошую службу.

Альтернативные способы обучения

Иногда ребенок не хочет учиться, поскольку некоторые дети просто не могут приспособиться к школьным правилам. В этом случае имеет смысл подумать об альтернативных способах обучения.

  1. Домашнее обучение. При желании и возможностях, если мама не работает, можно обучать ребенка дома. Для этого надо зарегистрироваться в школе, в которой практикуется дистанционная учеба, и время от времени сдавать экзамены. Этот способ обучения хорош, но подходит не всем – требуется нешуточная самоорганизация, ведь каждый день придется заставлять себя учить новый материал. Вместе с тем плюсов домашнего образования масса – ребенок может больше времени уделить сложным для себя предметам, за счет тех, где ему ориентироваться проще. Кроме этого уроки можно планировать в любое время дня, обедать дома и не испытывать стресса при общении с учителями.
  2. Вечерняя школа. Если подросток не хочет учиться, и ему уже исполнилось 15-16, он может стать учеником вечерней школы. В эти заведения не так сложно поступить, зато в них есть возможность пройти обучение экстерном. Это также может стать мотивирующим фактором – многие подростки хотят стать самостоятельными. Они могут с успехом изучать школьные предметы дома и затем получить аттестат.

Заинтересовать ребенка в учебе не так и сложно, как может показаться. Стоит поговорить с ним откровенно, объяснить, для чего нужно получить образование. Постараться уговорить его работать ежедневно, но не ругать и не одергивать. Если сын или дочь не поддаются на уговоры, стоит немного подождать, быть может, ребенок со временем сам осознает свою ответственность.

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрастевредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на . Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Большинство родителей волнует вопрос успеваемости детей. И очень часто мамы или папы жалуются своим знакомым, что их чадо никак не хочет учиться. Как же в таком случае поступить взрослым? Что сделать учиться? Это все одни из самых распространенных вопросов, которые стоят перед родственниками школьника.

Для начала необходимо выявить причину, по которой ребенок не хочет познавать азы определенной науки. Психологи выявили, что данная проблема может иметь самые простые решения. К примеру, ребенок просто не хочет ходить в школу, так как конфликтует с одноклассниками или не находит общего языка с учителем. Если же причины кроются в другом, то следует обратить внимание и на мотивацию ученика.

Часто школьник прекрасно справляется с одной наукой, получает по ней только положительные отметки, а другая никак ему не дается. К примеру, ребенок не хочет учить русский язык, биологию или математику. В данном случае родителям рекомендуется, в первую очередь, поговорить об этом с учителем. Каждый человек индивидуален и имеет определенные склонности и интересы. Кому-то легко даются естественные науки, а кто-то более расположен к гуманитарным. И ломая голову над тем, как заставить ребенка учиться, взрослые не учитывают, что ребенку может просто трудно понять азы данной науки, зато он прекрасно рисует или с легкостью решает задачи по физике. Не стоит слишком сильно давить на школьника, если он не проявляет интереса к определенному предмету.

В последней ситуации наилучший способ - сильная мотивация. Но ни в коем случае это не должна быть оценка или сравнение с другими детьми, которые более успешны в этой науке. Если родители считают, что именно данный предмет пригодится школьнику в последующем, следует привести ему веские аргументы по этому поводу. Не менее сильной мотивацией может стать и поощрение за успехи. Это немаловажный момент того, как помочь ребенку учиться. Однако не обязательно поощрение должно быть материальное. Для детей (особенно младших школьников) очень важна похвала родителей. Следовательно, психологи рекомендуют отмечать даже малейшие успехи ребенка, хотя бы в устной форме.

Игровая форма занятий делает их интересными и увлекательными. В такой форме можно объяснять новые темы или закреплять полученные знания. Особенно это важно в начальной школе, когда наряду с учебной, все еще остается игровая.

Говоря о том, как заставить ребенка учиться, следует упомянуть и желание некоторых родителей отдать малыша сразу на несколько секций и в различные кружки, помимо основных занятий в школе. Объясняется данный момент хорошими мотивами взрослых сделать из своего чада разносторонне развитую личность. Но в некоторых случаях можно добиться противоположного эффекта. Ребенок иногда просто не в силах справляться с такой нагрузкой, и его организм, а также он сам, сознательно или нет, испытывает нежелание учиться. В таком случае успеваемость падает, а взрослые не могут понять причину этого.

Слишком сложный материал, который плохо объясняет учитель, также может являться причиной того, что у школьника пропадает мотивация к учебе. Для того чтобы избежать этого, родителям следует внимательно отследить, что именно является причиной отрицательного отношения к занятиям.

Нужно сказать, что вопрос "Как заставить ребенка учиться?" формулируется взрослыми неправильно. Школьника необходимо правильно мотивировать на то, чтобы он занимался. Если это получится, родители избавятся от многих проблем и ссор со своими детьми. В некоторых случаях причиной плохой успеваемости может служить что является индивидуальной особенностью ученика. Для профилактики этого следует чаще менять виды деятельности, а также, что довольно важно, установить и соблюдать для школьника режим.