Подвижные игры на прогулке зимой. Замок из песка

Игры на прогулке с детьми зимой, весной, летом и осенью

Интересные познавательные прогулки с детьми 2 лет

Простор и свежий воздух необходимы для здоровья и гармоничного развития ребенка. Прогулки по лесу или парку доставят удовольствие и вам, и вашему малышу и, безусловно, принесут огромную пользу.

У нас недалеко от дома есть сосновый лес. Летом там можно гулять даже в самое жаркое время, а зимой в лесу не такой сильный ветер и можно подкармливать белок и птиц. Кормушки, кстати, очень легко сделать дома из бумажных упаковок из-под сока. Или можно просто насыпать корм на подходящий пенек.

Часто бывает так, что детская прогулка совмещается с походом по магазинам. Психологи говорят, что маленького ребенка не стоит брать с собой в магазин, особенно если он легко возбудим. Не все дети терпимо относятся к шуму, суете и большому количеству незнакомых лиц.

Если вам приходится брать кроху с собой, когда вы идете за покупками, будьте готовы к долгому путешествию с кучей вопросов и остановок. Используйте поход в магазин для того, чтобы познакомить малыша с чем-то новым.

Знакомьте его с правилами дорожного движения. Покажите ребенку светофор (кстати, разберете заодно, где какой цвет), научите смотреть по сторонам (лево - право) и переходить дорогу «на зеленый». Постепенно он запомнит эти правила, и в дальнейшем вы будете уверены за него.

Чаще бывайте на детской площадке — там обычно собирается много ребятишек разного возраста, и ваш малыш сможет удовлетворить пробудившуюся в нем жажду общения. Конечно, конфликтов не избежать и тут родители могут стать отличным примером для подражания и научить детей находить выход из сложившейся ситуации.

Прогулки зимой с детьми. Зимние прогулки

Эх, прокачу!

Прогулка помогает освоить понятия «быстро», «медленно».

Необходимый инвентарь: детские санки со спинкой.

◈ Усадив малыша в санки, предупредите его: «Сейчас я повезу тебя медленно». «А сейчас мы поедем быстрее» — и везите санки быстрее.

Измеряем глубину

Игра знакомит с понятиями «короткий», «длинный», «глубоко», «мелко»

Необходимый инвентарь : длинная и короткая палки.

◈ Предложите малышу измерить глубину снега. Воткните в сугроб короткую палку, покажите, часть какого размера осталась на поверхности.

◈ То же самое проделайте с длинной палкой.

◈ Сравните выступающие над снегом части.

◈ Разрешите малышу самому измерять глубину сугробов.

◈ Из палок можно сделать лес или сад, приговаривая: «Это деревце маленькое — еще не выросло, а это вот какое большое».

Снежная картина

Необходимый инвентарь: длинная палка.

◈ Найдите ровную заснеженную поверхность и покажите ребенку, как можно палкой рисовать на снегу.

Снежная радуга

Развивает творческие способности

Необходимый инвентарь : разведенная гуашь одного или двух цветов, большая кисть.

◈ Попробуйте порисовать на снегу красками.

◈ Обязательно говорите ребенку, каким цветом вы воспользовались и что хотите нарисовать.

◈ Разрешите ребенку раскрасить снег самому.

Снеговик

Способствует разбитию координации движений, воображения, творческого мышления

◈ Слепите вместе с малышом небольшого снеговика. Пусть кроха приделает снеговику руки, воткнет нос-морковку, сделает глаза и рот.

◈ Придумайте имя снежному человечку.

◈ Лепить из снега можно не только снеговиков, но и домики, крепости, фигурки животных и другие предметы. Все это должно порадовать вашего малыша.

Снежные куличики

Развивает творческие способности

Необходимый инвентарь: детское ведерко, фигурные формочки.

◈ Научите ребенка делать куличи из снега.

◈ Если вы взяли с собой краски, получившиеся фигурки можно раскрасить или полить водой, а на следующий день любоваться ледяными скульптурами.

Ледяная мозаика

Развивает творческие способности

Необходимый инвентарь : цветные кубики льда, замороженные в холодильнике.

◈ Заранее приготовьте цветные кубики льда. Собираясь на прогулку, возьмите их с собой. Покажите ребенку, как выкладывать из льдинок узоры или фигурки.

Чьи это следы?

Знакомит с миром животных, обучает сравнению

◈ Покажите ребенку, как на ровной снежной поверхности можно делать отпечатки следов или ладошек.

◈ Поищите следы животных и птиц и сравните со своими следами.

Прогулки весной с детьми. Весенние прогулки

Листочки спрятались

Развивает мелкую моторику, знакомит с природными явлениями

◈ Рассмотрите вместе с ребенком набухшие почки на деревьях. Расскажите ему, что почки — это домики листьев. Когда пригреет солнышко, станет тепло, листочки выйдут из своих домиков и деревья станут зелеными.

◈ Поиграйте в почку и листочек — сложите пальцы бутоном, вытяните руку, приговаривая: «Становится тепло, наверное, пора выходить из домика». На счет «Раз, два, три!» раскройте ладошку.

◈ Попросите ребенка показать, как листочки выходят из домиков.

Строим плотину

◈ Преградите путь ручью камнями. Обратите внимание ребенка на то, как скапливается вода у импровизированной плотины, как ручей преодолевает преграду, распадаясь на маленькие ручейки.

Плывёт кораблик

Сделайте кораблик из любого материала: бумаги, пенопласта, дерева или воспользуйтесь любым нетонущим предметом.

◈ Покажите малышу, как кораблик поплывет по течению.

◈ Проследите, куда его понесет ручей.

◈ Киньте в ручей камень.

◈ Обратите внимание ребенка на то, что, в отличие от кораблика, камень утонул, а не поплыл.

Прогулки летом с детьми. Летние прогулки

Лето — самое благодатное время года. На улице тепло и есть возможность гулять столько, сколько хочешь. Разумеется, для ребенка это счастливое время активности и движения. Во что можно играть на улице? Да во все что угодно! Песочница, качели, цветные мелки для рисования на асфальте, велосипед, горки, машины на веревочке или коляска с куклой. Ходите с ребенком в лес, ловите бабочек.

Поезжайте на дачу. Нет своей дачи — съездите к друзьям или бабушке. На мой взгляд, тема дачи заслуживает особого внимания. Ребенок двух лет находится в процессе постоянного развития. Игра неразрывно связана с обучением. Дача с садом и огородом дает ребенку богатые возможности для познавания окружающего мира и совершенствования своих способностей. Ведь ребенок может не просто есть вкусный горох или клубнику, но и наблюдать за тем, как они растут. Он с удовольствием будет сам собирать ягоду, мести дорожки. Наберите большую ванну воды, и ваше чадо будет плескаться в ней прямо на улице, где вы сможете присматривать за ним.

Если нет возможности уехать на дачу, сходите на пляж. Даже если у вас есть дача, одно другому не помешает. Ходьба по песку или гальке — хороший массаж для стоп вашего ребенка. Бегать по нему не очень легко, и это дает дополнительную нагрузку, которая, несомненно, пойдет на пользу вашему малышу. К тому же песок — отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы.

Позовите с собой друзей, у которых тоже есть дети, и устройте семейные соревнования. Возьмите с собой надувной мяч и веселитесь с ребенком на здоровье.

Погоня за бабочками — весьма увлекательное занятие. Стоит только начать — и остановиться уже практически невозможно. Ловить можно не только бабочек, но и кузнечиков. Моя старшая дочь, например, собирала божьих коровок.

Наблюдение за животными и насекомыми очень важно для развития у ребенка внимания и навыков образного движения. Ведь если он ни разу не видел, как ползает гусеница, то не сможет повторить ее движения.

Чтобы понаблюдать за животными, водите ребенка в зоопарк. Но помните, что подобного рода мероприятия не должны быть слишком затяжными, так как в этом возрасте малыш может быстро устать.

Прогулка

Развивает координацию движений

Необходимый инвентарь : кукольная коляска или тележка.

◈ Все дети любят катать коляску или машинку с кузовом. Предложите ребенку взять на прогулку куклу (или любимую игрушку) и покатать ее на коляске.

Собери и разложи

Способствует развитию мелкой моторики

Необходимый инвентарь : детское ведерко.

◈ Возьмите на прогулку ведерко, договоритесь с ребенком собирать в него камушки.

◈ Набрав полное ведерко, высыпьте камешки и отсортируйте их по размеру.

Куда бежим

Способствует развитию координации движении, учит ориентироваться в пространстве

◈ Предложите малышу побегать в заданном направлении. Например, скажите: «Давай добежим до того большого дерева».

◈ Сначала бегайте вместе с ребенком, указывая ему направление. Затем предложите крохе побегать самому. Называйте каждый раз новые ориентиры: качели, скамейки.

Лови!

Необходимый инвентарь: небольшой надувной мяч.

◈ Встаньте недалеко от ребенка, бросьте ему мяч, попросите поймать и кинуть вам.

◈ В последующие занятия увеличивайте расстояние между собой и малышом, меняйте силу броска, кидайте выше, ниже, справа, слева.

Давай потрогаем

Способствует развитию тактильных ощущении, мелкой моторики

◈ Гуляя, предлагайте малышу потрогать тот или иной предмет. Например, ствол старого дерева. Прокомментируйте ощущения. Затем потрогайте кирпич.

◈ Трогайте все безопасные предметы, какие вам попадутся, обсуждайте ощущения.

По нарисованной дорожке

Способствует развитию координации движений

Необходимый инвентарь : белый или цветной мел.

◈ Начертите на асфальте прямую и зигзагообразную линии. Предложите малышу пробежать по одной и по другой линии вперед и назад.

◈ Можно чертить большие круги или квадраты и бегать по их периметру.

Островки

Способствует развитию координации движений, помогает научиться прыгать

Необходимый инвентарь : белый или цветной мел.

◈ Нарисуйте на асфальте круги и объясните ребенку, что это «островки» и двигаться можно только по ним, перепрыгивая из круга в круг. Предложите ему наперегонки добраться по этим островка до дерева (или скамейки). Покажите ребенку, как правильно прыгать.

Меж кругов

Способствует развитию координации движении

Необходимый инвентарь: белый или цветной мел.

Нарисуйте дорожку из кругов, находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Предложите малышу пробежать по дорожке, не наступая на круги, то есть двигаться зигзагами, используя пространство между кругами.

Подбрось мяч

Способствует развитию координации движении, двигательных навыков

Необходимый инвентарь : мяч.

◈ Научите малыша подбрасывать мяч вверх.

◈ На следующем этапе можно добавить хлопки в ладоши, веселые выкрики.

Закинь в кольцо

Способствует развитию координации движение

Необходимый инвентарь: мяч, обруч.

◈ Предложите ребенку закинуть мяч в обруч.

◈ Сначала держите обруч вертикально. Постепенно поднимайте его выше.

◈ Можно изменить положение обруча так, чтобы малыш кидал мяч в «баскетбольное кольцо».

Прогулки осенью с детьми. Осенние прогулки

Листопад

Знакомит с природой, увеличивает словарный запас ребенка

◈ Соберите букет из опавших листьев. Внимательно рассмотрите каждый листочек. Опишите его цвет, форму. Найдите дерево, на котором он рос. Сравните листья между собой.

◈ Обращайте внимание ребенка на цветовые различия. Употребляйте прилагательные «багряный», «золотой», «коричневый».

◈ Принесите листья домой и поставьте их в вазу.

Гербарий

Знакомит с природой

◈ Гуляя на улице, собирайте разные красивые листья и цветы. Вернувшись домой, покажите ребенку, как высушить листья между страницами книги, перекладывая их листами чистой бумаги или газетами.

◈ Когда листья высохнут, вместе с малышом сделайте из них картину.

◈ Кроме этого можно составить альбом, куда помимо осенних листьев вы поместите детские рисунки, а также вырезки из журналов.

«Раз шишка…»

Помогает освоить счет, знакомит с природным материалом

Необходимый инвентарь : детское ведерко.

◈ Собирая шишки в ведерко, считайте: «Одна шишка, две шишки...». Сравнивайте их между собой по размеру. Обращайте внимание ребенка на форму шишек.

◈ Шишки могут служить отличным материалом для различных поделок в сочетании с пластилином, спичками, сухими листьями. Вместо шишек можно использовать другие природные материалы — желуди, каштаны и т. п.

«Подвижные игры на прогулке»

Введение

Подвижные игры – источник радостных эмоций, одно из лучших средств научить ребенка общаться с взрослыми и другими детьми. Проведение подвижных игр и упражнений на прогулке повышает двигательную активность детей, способствует улучшению здоровья. Стремиться нужно к тому, чтобы все дети принимали в них участие. Подготовка к проведению подвижных игр несложна. Выходя на прогулку, дети выносят нужный инвентарь: мячи, кубики, скакалки, обручи и т.д. В теплый период года игры и упражнения можно проводить как в начале прогулки, так и в конце. В холодный – в конце прогулки, с тем, чтобы после игр разгоряченные дети сразу уходили в помещение. При большой активности детей в игре можно несколько удлинить перерывы между повторениями, обсудив в это время действия детей и допущенные ими ошибки. В сырую и ветреную погоду нужно увеличить активность детей, выбрав для игры большую по размерам площадку, сокращая время между повторениями.

Радостная и непринужденная обстановка во время проведения подвижных игр на прогулке должна создаваться подбором интересного сюжета игры и использованием методических приемов руководства двигательной активностью. Как и в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременное переключение дошкольников с одного вида занятий на другой при рациональном сочетании их по степени подвижности. Поэтому очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, и каждый ребенок находился в поле его зрения.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

«Прогулка по древнему лесу»

Дети любят истории о динозаврах, которые жили на Земле миллион лет назад. Попробуйте эти истории оживить вместе с нашими упражнениями. Расскажите, что такие упражнения появились давным-давно, когда в древнем лесу бегали, прыгали, приседали, вертели головой, лазали по горам разные динозавры. Поэтому такие упражнения и игры помогали избегать врагов и опасностей.

Предлагаемые упражнения развивают воображение, фантазию, двигательный опыт детей, развиваются ловкость, выносливость; формируется самостоятельность, активность

Упражнение 1. «Прогулка по лесу».

Представь, что ты шагаешь не по участку детского сада, а по древнему лесу с огромными и удивительными растениями. У них огромные корни, поэтому ноги лучше поднимать повыше. (Ходьба на месте).

Упражнение №.2. «Посмотри по сторонам».

Опасностей вокруг немало, поэтому нужно быть начеку. Справа слышен какой-то свист. Придется повернуть голову направо. А теперь слышишь - хрустнула ветка слева. Посмотри туда. Не забудь посмотреть на небо, и, конечно же, под ноги. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз. 3-4 раза)

Упражнение № 3. «Собери орехи».

О, тебе повезло. Ты нашел ореховые заросли! Можно позавтракать, но, чтобы собрать орехи для еды, придется наклоняться, нужно собрать побольше орехов, чтобы подкрепиться, как следует. (Наклоны вниз. 5-6 раз)

Упражнение № 4 «Сорви яблоки».

Пойдем дальше. И снова удача – на твоем пути огромная яблоня. Яблоки поспели, они очень вкусные. Но чтобы их достать, придется подтянуться вверх. Яблок нужно нарвать побольше! (Подняться на носочки и, подняв руки, потянуться вверх, как можно выше. Руки расслабить и опустить вниз)

5-6 раз.

Упражнение № 5. «Отмахиваемся от жуков»

Вот неудача! На тебя налетела целая стая жуков, придется отмахиваться руками – лапами. (Вращение руками вперед – назад. 4 раза в каждую сторону).

Упражнение № 6. «Перепрыгни через ручей».

Наконец-то удалось отбиться от жуков и можно идти дальше. Но теперь на нашем пути оказался извилистый ручей. Придется попрыгать. (Роль ручья сыграет скакалка. Прыжки через скакалку двумя ногами вместе, вперед и назад. 3-4 раза).

Упражнение № 7 «Не раздави ежа».

Через ручей ты перешел, но, кажется, ты забрел в жилище ежиков. Придется попрыгать снова, чтобы не наступить на животное. Ведь это очень неприятно, да и ежиков жалко. (Прыжки на месте, чередуя ноги вместе – ноги врозь. 8 раз).

Упражнение № 8. «Прячемся от врагов».

Ой-ой-ой! Скорее за камень! Слышен страшный топот. Это бежит тираннозавр, за ним еще один, да это же целое стадо тираннозавров. Придется прятаться за камнем. Посмотрим, может пробежали. Нет, вот еще один. Придется снова присесть за камень. И еще раз, на всякий случай, вдруг не все пробежали. (Роль камня исполняет пенек, может быть даже воображаемый пенек.) Повторить 6-8 раз.

Упражнение № 9 «Проползи через нору».

Идти по этой тропинке становится опасно. Придется возвращаться домой по норе. Ползти по ней не очень приятно, но что делать. Еще немного и ты выберешься. (Проползти через дуги. Туда и обратно. 2 раза)

Упражнение №10 «Идем через ущелье».

Ну, вот и выбрались из норы. Уже скоро доберемся до места. Нужно только перейти через ущелье. Это можно сделать по бревну. (Бревно можно заменить скакалкой. Пройти туда и обратно)

Упражнение № 11. «Спускаемся в пещеру»

Мы почти добрались до своей пещеры. Нужно только спуститься вниз с горы. Но делать это нужно осторожно, чтобы не случилось обвала. (Носок – пятка- носок. Встать на цыпочки, перекат на пятки. С помощью рук поддерживать равновесие. 5- 6 раз).

Сюжетные подвижные игры

«Ау, ау!»

Цель: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.

Ход игры: ребенок прячется, и время от времени говорит: «Ау, ау», а другой ребенок его ищет. Взрослый читает стихи:

«Я скажу тебе «Ау»,

Угадай, где я стою?

Ты найди меня, найди

Здесь я, где-то на пути!

Где я, где – реши скорей:

Иль левее, иль правей!

Повнимательнее будь,

Все облазить не забудь!»

(А. Ануфриева)

«Наседка и цыплята»

Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты.

Ход игры: Дети стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен «курятник», где помещаются «цыплята» (дети) с «наседкой». Сбоку в стороне находится «большая птица» (один из малышей). «Наседка» покидает «курятник», подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят «ко-ко-ко», которые на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке («клюют зернышки: наклоняются, приседают и т.д.) при словах взрослого: «Летит большая птица!», цыплята убегают домой. Из игры выбывают цыплята, пойманные «большой птицей».

«Чижик»

Цель: развитие навыков общения, умение подражать движениям, чувство ритма

Ход игры: Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В стороне стоит «чижик» (один из малышей). Дети вместе с взрослым поют и играют:

Мы откроем все окошки , Дети поднимают сцепленные руки -

Приготовим зерна, крошки, «окошки»

Ты к нам, чижик, прилетай,

С нами, чижик, поиграй!

Чижик к деткам прилетел, Чижик прилетает в круг, дети сыплют

Чижик песенку запел: воображаемые зерна, которые чижик клюет.

Клю-клю-клю, клю-клю-клю,

Очень крошечки люблю!

Чижик с детками все пляшет , Чижик пляшет в середине круга

Чижик крылышками машет, и дети подражают его движениям.

Веселятся детки с ним,

С птичкой чижиком своим.

Попрощаюсь с вами, детки, Чижик вылетает из круга, машет

Не хочу жить в вашей клетке . Ручкой, как бы прощаясь с детками.

Я в свой садик улечу, Они в ответ тоже машут ручками.

Я на ветке жить хочу!

( А.Ануфриева).

«Воробушки»

Цель: развитие быстроты, ловкости.

Ход игры: «Воробушки» - дети сидят в стороне поляны и «спят». Взрослый поет, а дети двигаются в такт песенки:

В гнезде воробушки живут «Воробушки» встают, машут

И утром все встают, «крылышками», чирикают

«Чирик-чик-чик

Чирик-чик-чик» -

Так весело поют.

Довольно в гнездышке сидеть, Вылетают на поляну, кружатся,

Пора на солнышко лететь. «чирикают»

«Чирик-чик-чик,

Чирик-чик, чик» -

И крылышки согреть

Вот возле домика есть сад, Летят на другой конец поляны. Садятся

Летите крошечки искать, на корточки.

«Чирик-чик-чик,

Чирик-чик, чик»-

И крошечки искать

Будь осторожен, воробей, Появляется кошка (взрослый).

Крадется кошка из дверей, Воробушки вскакивают и прячутся в

«Чирик-чик-чик, «гнезде». «Кошка» за ними гонится.

Чирик-чик, чик»-

Все в гнездышки скорей!

(А.Ануфриева)

Основное движение – бег.

«Лови меня»

Цель: Развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Взрослый, убегая от ребенка, предлагает поймать его. Ребенок пытается догнать взрослого, а тот убегает. После того, как ребенок поймет смысл игры, он убегает от взрослого, а тот становится водящим. Игра повторяется несколько раз, чередуясь с отдыхом.

«Догони мяч»

Цель: развитие ловкости, инициативы, дисциплинированности, терпения, тренировка зрения и слуха.

Ход игры : Ребенок стоит рядом с взрослым, который держит корзину с мячами. Взрослый бросает мячи из корзины подальше от ребенка. После его команды: «Догони мяч» - ребенок бежит за мячом, подбирает его и снова кладет в корзину. Так он собирает все остальные мячи. В то время, когда ребенок бежит за мячом, взрослый ритмично читает стихотворение.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

(С.Маршак)

«Походи и побегай»

Цель: обучение бегу в разном темпе, развитие чувство ритма.

Ход игры : Взрослый показывает самолетик и спрашивает:

Что это?

Самолет

Что он делает?

Летает

Где летает?

Высоко в небе

Затем читает стихотворение Н.Найденова «Самолет»

Самолет летит,

Самолет гудит: «У-У-У-У!»

Я лечу в Москву!

Командир – пилот

Самолет ведет: «У-У-У-У!»

Я лечу в Москву!

Взрослый пускает бумажные самолетики, которые дети ловят и приносят взрослому. Затем взрослый предлагает детям самим полетать по поляне.

Сначала дети заводят мотор, двигаются не очень быстро, повторяя: «жу-жу-жу-летим». Взрослый машет флажком, дети разводят руки в стороны (на высоту плеч) и переходят с ходьбы на бег. Некоторое время они свободно бегают по поляне, повторяя: «у-у-у-у», затем мотор выключается, дети произносят: «ш-ш-ш-ш» и присаживаются на корточки.

«Быстрее - медленнее»

Цель: развитие чувство ритма, формирование умения двигаться в разном темпе.

Ход игры : Малыши сидят на скамейке, взрослый показывает им игрушечный грузовик, рассказывает о нем и задает детям вопросы: «Какой он?», «Где колеса?», «Где кузов?», «Где кабина?», «Что возит грузовик?» и т.д.

Ребенку дают игрушечный руль, объясняют, что он будет шофером и поведет свой грузовик сначала медленно, потом быстрее. Во время езды нельзя ни на что натыкаться, надо внимательно смотреть вперед и по сторонам.

Взрослый звонит в колокольчик, ребенок встает, держа руль, медленно ездит по поляне. Услышав другой сигнал («би-би»), ребенок переходит на бег, (машина едет быстрее)

Во время игры взрослый следит, чтобы ребенок не горбился, держал спину и голову прямо, обращал внимание не только на руль, но и на то, что находится вокруг него.

По сигналу колокольчика ребенок замедляет бег и переходит на ходьбу. Некоторое время он свободно ходит по поляне, затем отдает руль взрослому.

«Спящая лиса»

Цель: развитие координации движений, ловкости, внимания.

Ход игры : Дети выбирают лису. Она уходит в угол площадки (нору) и крепко засыпает (закрывает глаза). На противоположной стороне площадки, за чертой – дом зайцев. Они резвятся на площадке, бегая в разных направлениях. Через некоторое время воспитатель говорит: «Лиса проснулась!». Все дети, спасаясь от лисы, бегут в свой дом. Лиса догоняет их, стараясь дотронуться рукой. Пойманных, лиса отводит в нору. Когда в норе окажется 2-3 ребенка, выбирается новая лиса. В конце игры воспитатель отмечает самую ловкую лису.

«Птички и кошка»

Цель : развитие внимания, быстроты реакции.

Ход игры: воспитатель выкладывает из скакалок большой круг. В центр круга встает водящий – кошка. Остальные дети располагаются за кругом. Они – птички. Кошка засыпает (закрывает глаза), птички по сигналу воспитателя впрыгивают в круг, летают там, присаживаются, клюют зерна. После слов воспитателя: «Кошка проснулась» - птицы убегают за круг, а кошка ловит их. Пойманных птичек кошка отводит в центр круга. Воспитатель подсчитывает их. Игра повторяется с другой кошкой.

«Успей выбежать из круга»

Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, внимательности.

Ход игры: на площадке выкладывают шнуром большой круг. Воспитатель встает в центр круга, дети – за кругом по одну сторону. По сигналу они перебегают на другую сторону круга, стараясь как можно быстрее выбежать из него. Воспитатель ловит тех, кто не успел это сделать. Игра продолжается несколько раз.

«Лошадки»

Цель: развитие гибкости, ловкости, внимания, координации движения.

Ход игры : дети распределяются на пары по своему желанию: Один – кучер, другой – лошадка. Кучер запрягает лошадку – надевает вожжи (скакалку).По команде воспитателя лошадки едут по площадке, объезжают препятствия (кубики, бревна, пеньки и т.д., стараясь не задеть их и друг друга. По сигналу воспитателя дети меняются ролями.

Основное движение – прыжки

«Подпрыгни до ладошки»

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, формирование правильной осанки.

Ход игры : Взрослый подзывает ребенка, протягивает руку над его головой и предлагает ему дотянуться до своей ладони рукой, а затем подпрыгнуть повыше, так, чтобы дотронуться до ладони головой. Руку взрослый держит на небольшом расстоянии от головы ребенка.

Затем взрослый предлагает ребенку подпрыгнуть и достать рукой игрушку или колокольчик (бубен), который взрослый держит на небольшом расстоянии.

«Попрыгай на носочках»

Цель: обучение прыжкам, развитие чувства ритма, умение двигаться в такт словам.

Ход игры : взрослый держит ребенка за руку, постукивает в бубен и читает стихотворение Ю.Тувима «Скакалка»:

Наша козочка скакала

Да и ноженьку сломала.

Правда!

Но скажу тебе по чести -

Ведь сидеть нельзя на месте

Правда?

Это всем давно известно -

Без игры неинтересно,

Трудно!

Наша козочка поплачет,

А поправится – заскачет,

Чудно!

Ребенок вместе с взрослым в это время подпрыгивает на месте, а когда стихотворение заканчивается, продолжают говорить: «Чудно, чудно, чудно!». Взрослый и ребенок, держась за руки, кружатся до тех пор, пока не прозвучит удар бубна. Малыш прыгает на месте, приговаривая: «Козочка, прыг-скок!», и приседает на корточки. Игра повторяется несколько раз.

«Воробушки»

Цель: формирование умения подпрыгивать, улучшение координации движений, развитие вестибулярного аппарата, укрепление мышц стоп.

Ход игры: Ребенок - «воробушек» сидит на пенечке в «гнездышке» и спит. Взрослый говорит:

В гнезде воробушки живут

И дружно утром все встают.

Ребенок открывает глаза, громко поет: «Чирик-чик-чик. Чирик-чик-чик»

Во время пения ребенок встает с пенечка, прыгает на месте на обеих ногах и с места вперед и назад. Взрослый вначале держит ребенка под мышки, а потом за плечи лицом к себе. Освоив этот способ, взрослый держит ребенка только за руку и прыгает вместе с ним.

«Мяч»

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, формирование правильной осанки

Ход игры: ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо мне с ним играть!

(С.Вышеславцева)

После этого «мячик» убегает, а взрослый его ловит.

Игры с мячом

Цель: развитие ловкости, умения ловить мяч.

Ход игры: ребенок сидит. Взрослый, отходя от ребенка, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Ребенок ловит мяч.

«Кидаем мячики»

Цель: приобретение навыка бросания мяча, развитие ловкости, координации движений, умения различать цвета и величину предмета

Ход игры : на земле лежат разные мячи. Ребенок и взрослый стоят рядом. Взрослый показывает, как надо кидать вдаль средние мячи обеими руками, а маленькие мячи – одной рукой (то правой, то левой)

Взрослый называет цвет и размер мячей, ребенок повторяет и кидает мячи так, как ему показывает взрослый.

«Кто попадет»

Цель: тренировка меткости, ловкости, развитие координации движений, умения играть в мяч.

Ход игры: по просьбе взрослого ребенок подходит к корзине на расстоянии около 50 см (взрослый показывает ребенку, где нужно остановиться). Ребенок берет у взрослого мячик и захватом сверху бросает его в корзину попеременно то правой, то левой рукой.

«Беги, лови»

Цель: развитие ловкости, быстроты движений

Ход игры: взрослый с большим, красивым мячом стоит перед ребенком на расстоянии 1,5 – 2 метра. Подбрасывая мяч вверх и ловя его, взрослый отступает на несколько шагов, приговаривает: «Бросаю раз, бросаю два, бросаю три – беги, лови!» Ребенок бежит и старается поймать мяч, но взрослый сам ловит мяч и говорит: «Не поймал – беги обратно». Ребенок возвращается на свое место. Игра повторяется 2-3 раза, после чего взрослый дает ребенку возможность поймать мяч.

«Мяч с горки»

Цель: тренировка разнообразных движений, формирование правильной осанки, развитие ловкости и быстроты.

Ход игры:

Ребенок стоит лицом к взрослому, который строит «горку»: на пенек кладет одним концом доску. Ребенок подходит к горке, скатывает с нее мяч и бежит, догоняя ее. Затем приносит мяч на место, и игра начинается сначала.

«Мяч в ворота»

Цель: тренировка точности движений, глазомера.

Ход игры : взрослый расставляет кубики на расстоянии друг от друга и кладет на них рейку. Получается несколько ворот. Перед воротами на расстоянии 1,5 м от них лежит мяч. Ребенок берет мяч, катит в ворота и бежит за ним. Пройдя ворота на четвереньках, ребенок выпрямляется, догоняет мяч, и, положив его на прежнее место, садится отдыхать, дожидаясь своей очереди.

«Прокати мяч ко мне»

Цель : развитие ловкости, координации движений

Ход игры : ребенок сидит на корточках перед взрослым, который катит мяч к ребенку, приговаривая:

Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, не прячь!

Ребенок катит мяч обратно взрослому, а взрослый ударяет мячом о пол, говоря:

Мячик, прыгай, не спеши

И детишек посмеши!

Ребенок прыгает в такт с мячом. Взрослый катит мяч ребенку, который должен убежать от мяча и сесть на свое место.

Игры-пляски

По своему характеру – это игры забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребности малышей в движении и в образном, поэтическом слове.

Сочетание движений с песней помогает ребенку понять содержание игры, что в свою очередь, облегчает выполнение действий. Все движения, используемые в плясках, знакомы малышам (ходьба, бег, прыжки, повороты), но здесь они связаны между собой и сопровождаются мелодией.

Движения хороводных игр пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и мелодии. Они будят воображение ребенка, развивают музыкальные способности и художественный вкус.

«Мы в кружочек встали»

Цель : усвоение простых танцевальных движений, резвости, чувство ритма.

Ход игры: Взрослый поет, а дети, стоя в круге, повторяют движения, о которых говорится в песенке:

Мы в кружочек встали, Дети выставляют вперед то одну,

С тетей мы плясали , то другую ногу.

Мы плясали, мы плясали,

Ножки выставляли,

Ножки выставляли!

Хлопали в ладошки, Хлопают в ладошки

Хлопали немножко!

Мы плясали, мы плясали,

Ножки выставляли, Выставляют ножки

Ножки выставляли!

Над головкой тоже Хлопают в ладоши над головой

Хлопали в ладоши.

Мы плясали, мы плясали,

Ножки выставляли ! Выставляют ножки

Ножки выставляли!

Ручки поднимали, Поднимают ручки и машут

Тете помахали.

Мы плясали, мы плясали,

Ножки выставляли!

Ножки выставляли! Выставляют ножки

(А.Ануфриева)

Не следует петь быстро, так как дети могут не успеть выполнить необходимые движения.

«Дождик»

Цель: обучение выполнению движений в соответствии со словами песенки.

Ход игры: Дети сидят на скамейке, взрослый говорит:

Дождик, дождик, ты не лей,

Наших деток пожалей:

Сидят дома деточки,

Словно птицы в клеточке.

Дети кладут ладошки под щеку.

Солнышко, солнышко,

Посвети немножечко!

Выйдут детки погулять,

Станут бегать и играть!

(Русская песенка)

Дети встают на ноги, хлопают в ладоши, играют.

«Ножки и ладошки»

Цель: усвоение танцевальных движений, развитие чувство ритма

Ход игры: дети подражают действиям взрослого

Как у наших ребят Бег на месте, руки на поясе

Ножки весело стучат!

Наш народ удаленький,

Хоть и очень маленький!

Лишь устанут ножки, Дети стоят на месте и хлопают в ладоши

Хлопаем в ладошки,

В ладошки-ладошечки

Веселые хлопошечки!

А как пустимся бежать, Дети бегут по площадке за взрослыми

Никому нас не догнать!

Мы народ удаленький,

Хоть и очень маленький!

А теперь вприсядочку Полуприседания на месте, руки на поясе

С нашей тетей рядышком,

Книзу, кверху, раз и два -

Вот как пляшет детвора.

«Музыканты»

Цель: знакомство с музыкальными инструментами, расширение словарного запаса.

Ход игры: дети стоят кругом, не держась за руки. В центре круга пенек, около которого стоит малыш и играет на «воображаемом» инструменте. При исполнении третьего куплета ребенок садится. Остальные дети пляшут, повторяя движения взрослого.

Наш Сереженька дружок Дети хлопают в ладоши

На дуде играет.

Встали детки все в кружок, Выставляют по очереди ножки, руки на пояс

Ножки выставляют.

Ля-ля-ля…

Балалайку взял малыш, Дети хлопают в ладоши

Весело играет.

Все ребята заплясали , Полуприседают на месте, руки на поясе

Дружно приседают.

Ля-ля-ля…

Сел Сереженька на стул, Дети хлопают в ладоши

Играет на гармошке.

Эй, ребята, поскорей Кружатся, подняв одну руку вверх, а другая на поясе

Покружимся веселей!

Ля-ля-ля…

(А.Ануфриева)

«Игра с бубном»

Цель: развитие слуха, чувство ритма, умения двигаться под музыку.

Ход игры: дети сидят на скамейке, а рядом лежит бубен. Взрослый поет:

Вышел Петя вперед,

Петя бубен берет,

Будет Петя играть,

Будет Оленька плясать!

Ля-ля-ля…

(А.Ануфриева)

Выходит названный ребенок, берет бубен, ударяет по нему, а другой ребенок пляшет.

Заключение

Подвижная игра – собирательное понятие. Оно охватывает представление о многочисленных разнообразных играх, построенных на движениях.

Необходимо помнить, что игра для дошкольников становится потребностью, когда в ней отражается близкая ребенку действительность. Каждая подвижная игра должна способствовать не только совершенствованию определенных движений, но и воспитанию личностных качеств дошкольников.

Стимулировать двигательную активность детей в играх целесообразно с помощью игрушек, спортивного инвентаря, окружающей действительности (цветы, деревья, растения, животные). Целесообразно создавать предварительную эмоциональную заинтересованность, но делать это надо умело, осторожно, так, чтобы дети охотно соглашались с воспитателем.

Литература

    Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.Й. Адашкявичене – М.: Просвещение, 1992.- 159 с.

    Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.Н.Вавилова. - М.: Просвещение,1983.-144 с., ил.

    Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. [Текст] / Л.Д.Глазырина.- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-144 с.

    Фролов, В.Г.Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: пособие для воспитателя. [Текст] / В.Г.Фролов. – М.:Просвещение,1986.- 159 с.

Игры для развития координации движений и фиксации положения тела в пространстве

Чайки

В небе чистом над рекой

Стая птиц кружится

(Дети свободно двигаются по площадке, изображая полет птиц.)

И под радугой-дугой

На воду ложится.

(Приседают, замирают.)

Вот взлетела стая в небо,

Так летать хотелось мне бы.

(Вновь бегут по площадке, изображая полет.)

Раз, два, три,

В полете замри!

Педагог выбирает самую красивую «ласточку».

Муравьи

Муравьишки строят дом,

(Дети двигаются по площадке друг за другом «змейкой».)

Тащат ветку всемером.

Дружно по лесу бредут,

(Медленно идут.)

То поскачут, то идут.

(Двигаются, совершая поскоки. Снова идут.)

То вприпрыжку, то бочком,

(Совершают поскоки. Двигаются боком.)

То с горы бегут бегом.

Раз, два, три,

Муравей, замри!

(На слово «замри» замирают в разных позах.)

Педагог выбирает самого похожего.

Молчанка

Топ-топ по дорожке,

(Дети идут по кругу с высоким подниманием колена.)

Топ-топ шагают ножки.

(В центре стоит ребенок в колпаке петрушки.)

Чок-чок каблучок.

Рот закрыли — и молчок.

(Встают лицом в круг. Делают упражнение «Носок—пятка» сначала левой, потом правой ногой. На слово «молчок» дети замолкают и замирают.)

Петрушка пытается рассмешить детей. Тот, кто отомрет первым и произнесет звук, становится новым Петрушкой.

Пушинки

Тополиный пух кружится,

(Дети свободно кружатся по площадке то в одну, то в другую сторону. Руки на поясе или в стороны.)

Тихо на асфальт ложится,

(Приседают.)

А потом взмывает ввысь.

Ты в пушинку превратись,

(Вновь встают и кружатся, подняв руки вверх.)

Оторвавшись от земли,

(Высоко подпрыгивают на носочках.)

В летнем воздухе замри.

(На слово «замри» замирают.)

Игры для развития быстроты реакции

Разноцветные домики

Мы сегодня не ребята —

Мы веселые зверята.

На лесной лужайке

Прыгаем, как зайки.

(Дети свободно двигаются по площадке, в центре которой лежат обручи — их на один меньше, чем детей.)

Только кончилась игра,

Нам домой бежать пора.

Раз, два, три, четыре, пять,

Быстро домики занять!

(На слово «занять» дети занимают обручи. Ребенок, которому не хватило обруча, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен победитель. Для этого на каждом новом этапе педагог убирает один обруч, чтобы обручей было на один меньше, чем детей.)

Зонтики

На полянке мы гуляем,

Землянику собираем.

Только туча набежала,

Вдруг темно и страшно стало.

(Дети свободно двигаются по площадке, в центре которой лежат зонтики — на один меньше, чем детей.)

Начал крупный дождик капать,

Над лесной полянкой плакать.

(Последние две строки произносит педагог.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Нужно быстро зонтик взять.

(На слово «взять» дети берут зонтики. Ребенок, которому не хватило зонтика, выбывает из игры.)

Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен победитель. Для этого на каждом новом этапе педагог убирает один зонтик, чтобы зонтиков было на один меньше, чем детей.

Зайцы

На лесной опушке, на лесной лужайке

Скачут папы-зайцы, скачут мамы-зайки,

(Дети свободно двигаются по площадке, в центре которой стоят резиновые зайчики — их на одного меньше, чем детей.)

По зеленой травке, по зеленым кочкам

Скачут их сынишки и малышки-дочки.

Вдруг из леса вышел волк,

Он в зайчатах знает толк.

(Педагог надевает маску волка и произносит последние две строки.)

Быстро зайчиков спасайте

(На слово «хватайте» дети берут зайчиков.)

И за ушки их хватайте.

(Ребенок, которому не хватило зайчика, выбывает из игры.)

Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен победитель. Для этого на каждом новом этапе педагог убирает одного зайчика, чтобы зайчиков было на одного меньше, чем детей.

(по мотивам русской народной игры «Прянишна»)

Закружилася юла

(Дети образуют круг и бегут по часовой стрелке, взявшись за руки.)

И пошла, пошла, пошла.

(Вне круга против часовой стрелки бежит водящий с платочком в руке.)

Только раз — и встала, Начинай сначала.

(На слово «сначала» водящий бросает платок на плечо одного из детей. Водящий продолжает движение против часовой стрелки. Ребенок с платком на плече бежит по часовой стрелке. Побеждает тот, кто займет освободившееся в круге место. Проигравший становится водящим и берет в руки платок.)

Жмурки

Жмурки с колокольчиком

Дружно встали дети в круг -

Слева друг и справа друг.

Колокольчик друг от друга

Принимаем мы по кругу.

(Дети произносят текст и передают колокольчик по кругу, звеня им.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай его искать!

(На слово «искать» водящий должен показать, у кого из детей колокольчик. Это и будет новый водящий.)

Жмурки с погремушкой

Раз, два, три, четыре, пять!

В жмурки будем мы играть,

(Дети образуют круг. В центре круга стоит водящий с завязанными глазами.)

С погремушкою ходить.

(Дети произносят текст и передают погремушку по кругу, гремя ею.)

А тебе пора водить!

Жмурки со звучащим мячиком

Раз, два, три, четыре, пять!

В жмурки будем мы играть,

(Дети образуют круг. В центре круга стоит водящий с завязанными глазами.)

Мяч бросать, потом ловить.

(Дети произносят текст и бросают мяч друг другу по кругу.)

А тебе пора водить!

(На слово «водить» водящий должен показать, у кого из детей погремушка. Это и будет новый водящий.)

Жмурки с игрушкой-пищалкой

Раз, два, три, четыре, пять!

В жмурки будем мы играть,

(Дети образуют круг. В центре круга стоит водящий с завязанными глазами.)

Чебурашкою пищать,

(Дети произносят текст и передают игрушку по кругу, пища ею.)

Раз, два, три, четыре, пять!

(На слово «пять» водящий должен показать, у кого из детей игрушка. Это и будет новый водящий.)

Игры для развития навыков ориентировки в пространстве

На прогулке

Дети совершают описанные в упражнении действия. Педагог может изменить текст в соответствии с тем, как расположены указанные объекты на участке его группы.

По дорожке мы шагаем,

Раз, два. Раз, два.

Мы шагаем и гуляем,

Раз, два. Раз, два.

Мы направо повернули,

Раз, два. Раз, два.

И качели обогнули,

Раз, два. Раз, два.

Горку слева обойдем,

Раз, два. Раз, два.

Тропка влево нас ведет,

Раз, два. Раз, два.

Мы к песочнице пришли.

Раз, два. Раз, два.

Мы лопатки в ней нашли,

Раз, два. Раз, два.

Будем вместе строить дом,

Раз, два. Раз, два.

Будут жить игрушки в нем,

Раз, два. Раз, два.

Сороконожка

Вдоль забора по дорожке

Поползла сороконожка.

(Дети идут по прямой «паровозиком», положив руки друг другу на плечи, в быстром темпе с левой ноги.)

Быстро пары ног мелькают,

По прямой они шагают.

На углу у поворота

(Совершают поворот вправо, потом сразу же влево.)

Вдруг случилось с ними что-то:

(Шагают на месте.)

Перепутались, споткнулись,

Вправо, влево повернулись.

(Совершают поворот вправо, потом сразу влево.)

Очень трудная работа —

(Снова шагают на месте.)

Совершенье поворота.

Игры летом с детьми на прогулке

Все мы знаем,что дети большие непоседы. Им все нужно знать, все потрогать, залезть в самые неподходящие места. Не зная, чем себя занять, волей неволей дети находят кучу опасных для здоровья увлечений. Хочу предложить вам небольшую подборку игр на свежем воздухе, некоторые хорошо вписываются и в деятельность в помещении. Наиболее интересны для детишек игры, в которые играют все поколения детей, это прятки, догонялки. Эти игры развивают детей физически, улучшают ловкость и реакцию.

«Шишки, желуди, орехи»
Дети делятся на тройки и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый в тройке имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Он произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего....

«Выше ноги от земли»
В игре выбирается ведущий. Оговаривается площадка-границы за которые нельзя выходить. Ведущий называет место, куда должны перебраться игроки. Например: «железо»- дети должны встать ногами на предметы из железа(заборчик, лазилка..), «трава»-бегут туда, где трава, там останавливаются, «дерево» - ищут деревянные сооружения…Ведущий сам смотрит, что окружает его и на что можно залезть. Детям очень нравится бегать из одного места в другое.

Игра с камешками
Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Закрепить понятия (один- много, большой-маленький) Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями....

«Злые – добрые кошечки» (с малышами)
По команде «злые» превращаемся в злых, «добрые» в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.... Затем маленькие котята-злые, добрые.

«Жуки и бабочки»
Звучит музыка в низких тонах-это жуки (дети передвигаются медленно,громозко), музыка меняется на легкую, воздушную трель- это бабочки (дети начинают по рхать, как бабочки)Так чередуется музыка, дети меняют образ.

«Ругаемся» (овощами, фруктами и ягодами, цветами)
Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «ТЫ - капуста». В ответ: «А ТЫ - редиска» или «А ТЫ - слива» и т.д. Взрослый должен следить за тем, чтобы дети не начинали высказываться обидными словами. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «ТЫ – колокольчик», «А ТЫ - розочка». Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии....

"Замри"
В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.
Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

"Ожившие игрушки"
Рассказать детям байку о том, что происходит ночью в игрушечном магазине. Когда магазин закрыт, игрушки начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Так дети по очереди изображают игрушку, а другие отгадывают.

"Спрячь игрушки" игры с песком
Предлагается несколько небольших игрушек. Пусть ребенок попытается их спрятать, закопать в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом вместе их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.)

«Песочный телеграф»
Ведущий игры, «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру - прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, получив «сообщение», должен нарисовать фигуру палочкой на песке.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных умений и навыков, позволяет развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком своего жизненного опыта.

Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры для детей - катание на санках, игры со снегом и др. - обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей.

Игры для детей 2 младшей группы.

Зима пришла!

Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.

Берегись, заморожу!
Все играющие собираются на одной стороне площадки. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!»,— говорит взрослый. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».

«Санный поезд»

Три пары санок связать вместе, образуется санный поезд. Каждый ребенок становится так, чтобы веревка, связывающая санки, проходила между ног. По сигналу «поехали» поезд отправляется. Дети, наклонившись вперед, упираются в санки и толкают их. Малышам

интересно, когда поезд проезжает туннель или ворота, объезжает препятствия.

«Покатай куклу»

На площадке расставлены игрушки в шахматном порядке. Дети с санками стоят у линии на краю площадки. На санках сидят куклы. Дети должны пройти по площадке, везя за собой санки, объезжая препятствия.

«Снежинки и ветер».

Дети врассыпную бегают по площадке, кружась вокруг себя. В это время произносятся слова: «Ветер начинается, снежинки разлетаются!» Через некоторое время звучат другие слова: «Снежинки-пушинки устали летать, кружиться перестали, присели отдыхать». Дети приседают на корточки. Затем игра возобновляется.

«Зима пришла».

Дети разбегаются по игровой площадке и прячутся за снежными постройками и т.п. По сигналу воспитателя: «Сегодня тепло, светит солнышко, идите гулять», дети выбегают из укрытий и бегают врассыпную. По сигналу: «Зима пришла, скорей домой!», все снова убегают и прячутся в укрытиях.

«Зайка беленький сидит».

Дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит (Дети шевелят рукам над головой).

Вот так, вот так он ушами шевелит. (Дети встают и хлопают в ладоши)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять хочет зайка поскакать. (Дети прыгают на двух ногах)

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Кто зайку напугал? Зайка - прыг- и убежал. (Дети убегают и прячутся)

Игры для детей средней группы.

«С льдины на льдину».

В две линии в шахматном порядке обозначаются 6-8 кружков на расстоянии 50 см один от другого - это льдинки. Дети двумя колоннами прыгают на двух ногах с льдинки на льдинку.

«Остановись возле снежка»

На площадке раскладывают снежки. Их должно быть на один меньше чем детей. Дети бегают врассыпную. По сигналу каждый должен остановиться возле снежка. У каждого снежка должен стоять только один ребенок. Тот, кто не нашел себе места, выбывает из игры. Игра повторяется до тех пор, пока не выявится победитель.

«Кто быстрее залепит круг».

На игровой площадке кладут два обруча или чертят два небольших круга - цели для попадания. Для детей готовят снежки. Участников делят на две группы. Каждая группа становится возле своего круга (расстояние от него до каждого участника должно быть 1,5 м). По сигналу дети начинают бросать снежки в круг, стараясь залепить всю его площадь. Побеждает группа, которая сделала это первая.

«Дед Мороз».

Дети строятся на линии. Воспитатель изображает Деда Мороза или держит в руках игрушку Деда Мороза и говорит: Это я, Дед Мороз, бородою оброс.

Я в лесу ищу зверей, выходите поскорей!

А каких зверей я ищу? Зайчиков!

Дети изображают названое животное. Игра продолжается, Дед Мороз загадывает другое животное.

«Покормим птичку ».

К стойке (дереву) прикрепляется птичка. Детям предлагается ее «покормить» бросая в корзину мячи. Если мяч попал в корзину, то считается, что птичка поела.

«Сбей колпак».

У каждого ребенка по несколько снежков. Перед детьми на расстоянии 1-2 м стоят колпаки (конусы). Дети бросают поочередно снежки в колпаки, стараясь их сбить. Побеждает ребенок, который больше сбил колпаков.

«С кочки на кочку».

На игровой площадке нарисована или выложена из обручей дорожки из кругов. Дети строятся в колонну по одному. Детям предлагается перебраться через «болото», перепрыгивая с кочки на кочку.

Игры для детей старшего дошкольного возраста.

«Веселые воробышки».

Дети становятся в круг, перед каждым у ног по одному снежку, в центре стоит водящий-кошка. Дети-воробышки прыгают через снежки в круг и обратно. Кошка старается осалить воробышек, прежде чем те прыгнут из круга. Через 30 сек игра останавливается и подсчитывается количество проигравших. Затем игра повторяется с другим ведущим.

«Меткие стрелки».

Дети лепят снежки и кладут их у ног на исходной линии. Перед детьми в 8-10 метрах стоят цели. Дети выполняют броски, стараясь попасть в цель.

«Белые медведи».

В круг - льдину становятся двое ведущих, они - белые медведи. Остальные дети -медвежата - разбегаются по всей площадке. Медведи, держась за руки, стараются настигнуть медвежонка и охватить его свободными руками. Пойманного медвежонка отводят на льдину. Игра продолжается пока не будет поймано 2-3 медвежонка.

«Забей шайбу».

На игровой площадке устанавливаются ворота. С расстояния в 2 м дети стараются загнать шайбу в ворота.

«Снежная карусель».

Взявшись за руки, дети образуют круг, они снежинки. По сигналу «Начался ветер, снежинки полетели!» дети начинают движение по кругу шагом затее переходят на бег в умеренном темпе. Пробежав в одну сторону, они останавливаются, поворачиваются и бегут в другую сторону. По сигналу «Ветер стих!», снежинки замедляют бег и останавливаются.

«Два мороза».

С помощью считалки выбирается два водящих - Мороза, которые становятся в центре игровой площадки спиной друг к другу. Все играющие располагаются на одной стороне площадки. Два Мороза говорят слова: Мы два брата молодые, два Мороза удалые,

Я Мороз Красный нос, я Мороз - Синий нос,

Кто из вас решиться в путь дороженьку пуститься?

Дети отвечают: Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз.

Дети перебегают с одной стороны площадки на другую, а Морозы стараются их осалить. Те, кого коснулись, считаются замороженными.

«Снежная королева».

Из числа играющих выбирается Снежная королева. Дети разбегаются по площадке, а Снежная королева старается дотронуться до них. Тот, кого она осалила, превращается в льдинку и должен стоять на месте. При повторении игры выбирается другой водящий - Снежная королева.

«Пингвины».

Дети стоят на линии старта. У каждого ребенка по мешочку с песком. По команде дети зажимают мешочек между коленями - они пингвины. Пингвины шагом передвигаются до условного места - льдин. Когда все дети переберутся на льдину, игра заканчивается.

«Салки со снежками».

С помощью считалки выбирается водящий, который находится в центре круга. У водящего заготовлены снежки. По сигналу дети разбегаются по площадке, задача водящего осалить заготовленными снежками детей не выходя их круга. Игра заканчивается, когда у водящего закончатся заготовленные снежки.

«Ледяные ворота».

Двое детей встают в круг и поднимают руки, изображая ледяные ворота. Все остальные, взявшись за руки, проходят под воротами, приговаривая:

Ледяные ворота пропускают не всегда

Первый раз прощается, второй запрещается,

А на третий раз заморозим вас!

На последних словах «ворота» опускают руки, те, кого поймали, тоже становится воротами.

«Перестрелка».

Посередине игровой площадки выкладываются или чертятся две параллельные линии, на расстоянии 2 м одна от другой. Дети делятся на две команды и встают по линиям друг против друга. У каждой команды заготовлены снежки. По сигналу начинается «перестрелка» - дети метают снежки, стараясь попасть в противников. Они поднимают снежки, упавшие на их сторону и бросают их в обратную сторону. По сигналу игра останавливается.