Женские переживания. Женщина: самые частые переживания

Тонкая душевная организация женщин делает их нежными, ранимыми, чуткими, даже если стиль их жизни не позволяет выставлять чувства напоказ и заставляет быть деловыми и собранными. Поэтому разрыв с любимым человеком переживается ими особенно тяжело. Как пережить развод, если процесс принятия ситуации и освобождения от прошлого тянется не месяц-два, а, возможно, целые годы? Мужчины, зная, чего хотят, рвут бывший союз бесповоротно и уходят, не оглянувшись. Им нелегко видеть женские слезы и умоляющий взгляд, но, приняв решение, они безбоязненно вступают в новый жизненный этап, оставив бывшим женам горечь воспоминаний, боль и растерянность. В этом случае невозможность сохранить семью становится очевидной.

По каким причинам чаще всего разводятся люди?

  1. Измена. Очень трудно простить предательство и еще невозможнее – поверить вновь тому, кто так поступил.
  2. Алкоголизм одного из супругов. Человек, не видящий и не осознающий ничего вокруг себя, кроме рюмки в руке, деградирует и не реагирует на просьбы. Отношения приходят к логическому финалу.
  3. Наркомания. Ситуация совершенно критическая. Из дома выносится все, что умещается в руках. Под угрозой – жизнь членов семьи. Финал такой истории – расставание.
  4. Несхожесть характеров. Вроде бы разрешимая конфликтная ситуация, но годами изо дня в день происходящие скандалы доводят до нервных срывов. Никому не хочется сходить с ума и увеличивать количество седых волос на голове ежедневными криками и истериками.

Мужчина уходит, и в душе женщины образуется пустота, черная дыра, в которую «проваливаются» смех детей, праздники, события на работе, визиты гостей.

Депрессия после развода делает ее бесчувственно-окаменелой. Окружающий мир скрыт пеленой, и женщина безмерно одинока среди огромного количества людей.

Как воспрять духом, не потерять себя, обрести новый смысл жизни и снова начать улыбаться? Даже если это кажется невозможным, все равно нужно шаг за шагом постепенно вытягивать себя из болота депрессии, ведь дети хотят снова видеть маму счастливой, родители знать, что дочь, как и прежде, жизнерадостна и активна, а друзья – заряжаться оптимизмом от взаимного общения.

2. Потерянный смысл сразу не обретется, ведь каждое слово и движение даются с трудом, а сердце ноет, как будто его рвут раскаленными щипцами. Но нужно заставить себя совершать посильные действия, иначе все свободное время будет уходить на пережевывание воспоминаний, а они, в свою очередь, затягивать в безысходность еще глубже. Неважно, какой будет эта деятельность: прогулка, а может быть, ремонт, перестановка мебели или вытирание пыли, ведь главное – чем-то себя занять, чтобы душа потихоньку начинала оправляться от боли.

Психологи в таких ситуациях советуют сменить прическу, сходить в тренажерный зал, посетить общественное мероприятие и, вглядываясь в отражение в зеркале, признаться себе в любви. Женщине, в жизни которой произошел разрыв с любимым мужчиной, первое время совсем будет не до причесок, макияжа и смены обстановки. Ей необходимо искать новую точку опоры, а это очень нелегко, когда энергию взять неоткуда, а душа опустошена, как выпитый сосуд.

3. Положительные эмоции придется собирать по крупинкам, и рано или поздно гримаса, из которой выдавливалась улыбка, снова станет заразительным смехом, а печальные глаза заискрятся счастливыми огоньками. Женщина не может жить без любви, но она сама же ее и дарит. Поэтому, отдавая кому-то частичку тепла своей души, она получит в два раза больше. В это время нужно кому-то помогать: ребенку, котенку, пожилому человеку, кому угодно сделать чуточку добра. Сердечные оковы постепенно ослабят хватку, а чувство свободы и благодарности жизни снова наполнит внутреннее женское естество.

Надо не терять веру в хорошее, идти вперед, вопреки накатывающей вновь и вновь депрессии, тогда у стресса не будет шанса, он трусливо сдаст позиции и отступит. Любовь над всем и всегда одерживает победу. А мужчина…да пусть идет. Отпустив его с благодарностью за вместе прожитые годы и простив за произошедшее, женщина останется без груза вины и непременно найдет свое счастье. А сложится ли у него, бог знает, но это – уже совершенно другая история.

Интерес представляет воз­можность прогнозирования отклонений от адекватного материнско­го поведения и проектирование психологического вмешательства. В этих целях разрабатываются типологии и способы выявления отно­шения женщины к беременности.

Стиль переживания беременности включает в себя:

Физическое и эмоциональное переживание момента идентифи­кации беременности,

Переживание симптоматики беременности,

Динамика переживания симптоматики по триместрам беремен­ности;

Преимущественный фон настроения в эти периоды;

Переживание первого шевеления и шевелений в течение всей вто­рой половины беременности;

Г. Г. Филиппова выделяет шесть стилей переживания беременности.

1. Адекватный. Для него характерны: идентификация беременно­сти без сильных и длительных отрицательных эмоций; выраженные соматические ощущения от состояния беременности. В первом три­местре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпи­зодов, появление раздражительности, во втором триместре - благо­получное эмоциональное состояние, в третьем триместре - повыше­ние тревожности и ее снижение к последним неделям. Активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду. Первое шевеление ребенка ощущается в 16-20 недель, со­провождается положительными эмоциями; последующие шевеления четко отделены от других ощущений, не сопровождаются отрицатель­ными соматическими и эмоциональными переживаниями.

2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со стра­хом, беспокойством, которые периодически возобновляются. Сомати­ческий компонент сильно выражен по типу болезненного состояния. Эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем тримес­тре это усиливается. Активность в третьем триместре связана со страха­ми за исход беременности, родов, послеродовой период. Первое шеве­ление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, пережива­ется с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения. Дальней­шие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой за себя и здоровье ребенка. Характерна направленность на получение до­полнительных сведений, патронаж. Характер шевеления интерпрети­руется с точки зрения возможных нарушений в развитии ребенка.

3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфо-рическую окраску, отмечается некритическое отношение к возмож­ным проблемам беременности и материнства, нет дифференцирован­ного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы пока­зывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком по­здняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления. Соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности. Динамики эмоционального состо­яния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повыше­ние активности и общего эмоционального тонуса. Первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, как доставляющие физическое не­удобство. Активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком .

5. Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным ти­пом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений. Интерпретация своих отрицатель­ных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или ис­ход беременности, родов. Характерны ссылки на внешние обстоятель­ства, мешающие благополучному переживанию беременности.

6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выра­жена и негативно физически и эмоционально окрашена. Беремен­ность переживается как кара, помеха и т. п. Шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается не­удобством, брезгливостью. К концу беременности возможны всплес­ки депрессивных или аффективных состояний.

Ю. Шмурак выделила следующую типологию матерей, отражаю­щую меру сознательного и бессознательного принятия ребенка:

1. Идеальная (сознательное и бессознательное принятие ребенка).

2. Холодная (сознательное отвержение и бессознательное принятие).

3. Амбивалентная (сочетание сознательного принятия ребенка с бес­сознательным его отвержением).

4. Катастрофическая (сознательное и бессознательное отвержение). При сравнительном изучении переживания беременности у «бла­гополучных» беременных и женщин, отказывающихся от детей, было выявлено, что отсутствие или сильное снижение выраженности сим­птоматики беременности характерно для «отказниц» (В. И. Брутман, М. С. Радионова). Слишком сильная выраженность симптоматики, сопровождаемая отрицательными эмоциональными переживаниями, также характерна для неблагоприятного отношения к беременности и материнству (P. M. Shereshefsky). В психоанализе и микропсихоа­нализе при рассмотрении отношения женщин к беременности об­ращали внимание на переживание ею шевеления ребенка (Г. Рот-тман, Т. Верни, С. Фанти). Эти исследования, а также данные о раз­ной интенсивности переживаний женщиной шевелений ребенка и ин­терпретации своих физических и эмоциональных состояний в разных культурах дают возможность предположить, что стиль переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка могут иметь прогностическую ценность для выявления от­клонения от адекватной модели материнства.
Девиантное материнство

В последние десятилетия в нашей стране наблюдается тенденция к такому социальному явлению, как «скрытый инфантицид» - отказ матери от ребенка.

Существуют ли какие-то специфические характерологические осо­бенности личности, которые нарушают естественное формирование готовности к материнству? Исследователи указывают на полиморфизм факторов, предрасполагающих к этому. Одним из малоизученных ас­пектов проблемы является обнаруженный еще в начале века феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного ребенка. В пос­ледующем это наблюдалось у женщин с послеродовой депрессией.

Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональ­ным состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором она мечтала во время беременности. При этом она воспринимает его как обманув­шего ее надежды, источник принуждения и страдания.

Так, исследователи считают, что к таким искажениям особенно предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью, потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает в себе зло, которое они испытали, все, в чем они себе отказывают.

По мнению В. И. Брутман, одной из причин девиантного мате­ринства является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая «отказница» отвергалась своей матерью с детства, что при­вело к нарушению процесса идентификации как на уровне психоло­гического пола, так и при формировании материнской роли. Неудов­летворенная потребность в материнской любви и признании не по­зволяет «отказнице» самой стать матерью. В. И. Брутман полагает, что для формирования нормального материнского поведения необ­ходима идентификация с матерью, а затем на ее основе - эмоцио­нальная сепарация.

Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочис­ленных исследований, в частности С. О. Кашаповой, свидетельству­ют об искаженном формировании материнской сферы, несформиро-ванной мотивации материнства и инфантильном отношении к бере­менности у девушек-подростков, ожидающих ребенка.

В целом можно отметить следующие характеристики женщин с нарушенной готовностью к материнству:

1. Эмоциональная и психологическая незрелость, низкая толеран­тность к стрессам, несдержанность аффектов.

2. Неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости, эго­центризма, стремления к независимости.

3. Сосредоточенность на своих проблемах, переживание чувства несправедливости и недостатка любви.

4. Неразрешенность детских и пубертатных конфликтов.

5. Неполная собственная семья, нередко отсутствует муж, часто вос­питывается отчимом.

6. В ее семейной истории существует паттерн отказа от ребенка; разво­ды и физическое насилие регистрируются уже в поколении бабушки.

7. Эмоциональная зависимость от матери, несмотря на то, что от­ношения с ней могут быть негативными.

8. Мать характеризуется ею как агрессивная, директивная и холод­ная; она либо не знает о беременности дочери, либо возражает против нее.

9. Ребенок для нее - источник психологических проблем, страха и тревоги. Он кажется ей недоступным для контакта, как нечто не­значительное и далекое от нее самой.
Психология беременной женщины

Исследователи рассматривают беременность как время эмоцио­нального кризиса, стресса, поворотного пункта или как некий вид болезни, навязанный женщине (Bibring, Chappie & Furneaux, Grimm, Hanford, Lips, Nilsson & Almgren, Rothstein, Rubenstein).

С их точки зрения, беременность, особенно первая, - это кризис­ная точка в поиске своей женской идентичности. Беременность дока­зывает половую принадлежность женщины и видимым образом за­являет внешнему миру, что она состояла в сексуальных отношениях.

По определению отечественных авторов, беременность - это фи­зиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется плод, способный в дальнейшем к внеутробному существованию.

Беременность представляет собой качественно новое состояние организма, требующее максимальной работы всех органов и систем. Ее можно рассматривать как стадию развития.

Мы придерживаемся точки зрения, сочетающей оба подхода: бе­ременность, роды и материнство - это определенные ступени форми­рования зрелой женской идентичности. По нашему мнению, эти эта­пы связаны между собой таким образом, что от того, насколько пол­но женщина проживет предыдущий этап, зависит возможность про­хождения следующего.

Рассматривая беременность как стадию развития, можно выде­лить основные отличительные характеристики этого периода. На наш взгляд, изменения затрагивают как психофизиологический, так и психологический уровень.

На психофизиологическом уровне выделяют изменения в следую­щих сенсорных областях.

Акустическая: беременным женщинам часто не нравится гром­кая музыка, они начинают предпочитать классическую или медита­тивную музыку. Они вздрагивают, когда слышат громкий звук, выст­реливающий звук или внезапный шум.

Визуальная: многие женщины сообщают об изменениях в зритель­ном восприятии, в частности, эмоциональных реакциях на визуаль­ные стимулы, такие, как изображения уродств, жестокость, неприят­ные события; в то же время беременные начинают глубже чувство­вать красоту и гармонию. Они также более чувствительны к цвето­вым сочетаниям.

Кинестетическая: большинство беременных женщин становятся более чувствительными к способу прикосновения к ним и другим так­тильным сигналам.

Запах: появляется более дифференцированное чувство обоняния. Поскольку сильные запахи могут быть вредны для будущего ребенка, а некоторые запахи действуют на мать целебно и успокаивающе, бо­лее дифференцированное обоняние позволяет ей избегать или искать определенные запахи и их источники.

Вкус: многим беременным женщинам не нравятся определенная пища и напитки, так же, как вещества, которые являются вредными для нормального развития плода, например, никотин, алкоголь, ко­феин и т. п. Однако беременные часто начинают бессознательно упот­реблять в пищу те продукты, в которых имеются необходимые пита­тельные вещества.

Психологические изменения во время беременности проявляются в так называемом синдроме беременности - это новое психогенное со­стояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего но­вого положения, и заканчивается не родами, а в момент «пигмалионизации» своего ребенка. Синдром беременности переживается женщи­ной, как правило, на бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и характеризуется следующими симптомами.

На первом этапе женщины чаще всего испытывают аффект осозна­ния себя беременной. Чем выше социальный и интеллектуальный уро­вень беременной женщины, чем более она независима и профессионально успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения будет постав­лено ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью.

Часто женщины первое время «полагаются на волю случая», под­сознательно желая, чтобы все разрешилось «само собой» (например, выкидыш или необходимость искусственного прерывания беремен­ности по медицинским показаниям). Если беременность не была зап­ланирована, в большинстве случаев женщина обращается в консуль­тацию с опозданием, когда беременность уже становится очевидной для нее самой и ей не остается ничего иного, кроме принятия себя в новом качестве. Описанное явление может быть охарактеризовано как симптом принятия решения. Для данного симптома характерно под­сознательное отделение себя женщиной от факта собственной бере­менности; существуют два полюса: «Я и беременность». В этот пери­од в самоощущениях делается акцент на себе (на своем «Я»), а от­нюдь не на материнстве и будущем ребенке.

Следующим этапом развития синдрома беременности является рефлексивное принятие нового собственного образа: «Я в положении» (симптом нового «Я»), который характеризуется признанием физио­логических изменений в своем организме.

Спайлбергер и Джейкобе показали, что реальные биологические и нейроэндокринные изменения, сопровождающие беременность, могут оказывать глубокое психологическое влияние на ожидающих матерей.

По мнению авторов, поскольку такие изменения носят интенсив­ный характер в начале беременности и для адаптации к ним требуется некоторое время, вероятно, что эмоциональные переживания женщи­ны в течение первого триместра определяются главным образом этим фактором. Подобные изменения создают особый тип психологичес­кого стресса, характеризующегося такими проявлениями, как тошно­та, рвота, головокружение, головные боли и нарушения аппетита.

Особого внимания заслуживает симптом эмоциональной лабиль­ности, который в той или иной степени присущ всему периоду бере­менности. Под этим симптомом подразумевается эмоциональная дезадаптивность, которая проявляется в колебаниях фона настроения. У некоторых женщин возрастает пассивность и появляется ощуще­ние высшей удовлетворенности и наслаждения. У других в это время наступает легкая депрессия и усиливается физическая активность, возможно, потому, что беременная пытается отрицать новое ощуще­ние собственной пассивности. Колебания настроения могут выра­жаться во внутреннем напряжении различной степени - от ощуще­ния скуки, медлительности, возрастающего недовольства собой до вербализованного чувства угнетенности.

С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к бе­ременности. В. И. Брутман и М. С. Радионова считают, что даже са­мая желанная беременность окрашивается противоречивым аффек­том, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм, на­дежда и настороженное ожидание, страх, печаль. Здесь и опасения, и страхи, связанные с предстоящими родами, иногда доходящие до па­ники («Вынесу ли я роды?»); и неуверенность в своих способностях родить и стать полноценной матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность возможным ухудшением матери­ального положения своей семьи, возможным ущемлением личной свободы; и, наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности.

По мере осознания беременной своего нового качества высвечи­ваются лишь отдельные и всякий раз определенные грани этого ам­бивалентного комплекса.

Далее возникает характерная для беременности психическая пе­рестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка (симптом принятия новой жизни в себе). Этот этап чаще всего наступает тогда, когда женщина начинает ощущать первые ше­веления плода. Ребенок своими движениями как бы заставляет при­знать себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью, которой мать управлять не может.

По мере роста плода чувственный компонент этих ощущений ста­новится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в этот период обычно начинает трактовать поведение будущего мла­денца: «проснулся», «веселится», «беспокоится» и т. п. Наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответ­ствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего бу­дущего младенца, его присутствие вызывает чувство нежности, окра­шивается в теплые эмоциональные тона.

Некоторые женщины настолько погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся более сензитивными и внушаемыми, беспомощными и «размягченными». Как считают исследователи, в этот период бере­менности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние способствует формированию об­раза ребенка, который включается в самосознание женщины. Этот образ наполняется особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно охарактеризовать как «со-единство», «сроднение».

Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вер­шину синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофи­зиологического состояния. Он характеризуется надвигающейся ответ­ственностью за судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем.

В этот период беременности явно прослеживается изменение кон­структа «Я - окружающий мир». Женщины, в соответствии с изменив­шимся восприятием действительности, склонны наделять свое привыч­ное социальное окружение новыми качественными характеристиками на фоне повышенной требовательности. Эту склонность можно опреде­лить как симптом завышенных притязаний по отношению к другим.

Внутри симптома завышенных притязаний следует разделять фе­номен недоверия к окружающим и феномен отношения к отцу буду­щего ребенка. Женщина, подсознательно требуя особого отношения к себе, может манипулировать окружающими. Изменяется и воспри­ятие мужчины, который превращается в отца будущего ребенка. Боль­шинство мужчин, подсознательно ожидая изменения социометричес­кого статуса и свою ненужность (связанную с перспективой появле­ния другого значимого человека в жизни своей женщины), на созна­тельном уровне скрывают вызванную этим тревогу, реализуя свои новые ощущения в неосознанном избегании жены. Таким образом, женщина оказывается лишенной мужской поддержки в тот момент, когда она больше всего нуждается в ней.

Все это усугубляется еще и тем, что большинство женщин во вре­мя беременности испытывают так называемый сенсорный голод, вызывающий повышенную раздражительность, нередко переходящую в агрессию по отношению к окружающим, а в особенности к своему мужчине. В данном случае уместно говорить о симптоме ощущения депривации, сопровождающемся духовным отчуждением.

Начиная с периода в 20 - 25 недель возникает еще одна пробле­ма, заслуживающая особого внимания. Физиологические изменения, происходящие с беременной женщиной, нередко делают для нее не­возможной полноценную сексуальную жизнь, что создает или увели­чивает дистанцию в общении с мужчиной. Перечисленные факторы могут способствовать возникновению симптома сексуальной непол­ноценности периода беременности.

Следующим и одним из самых ярких и эмоционально насыщен­ных симптомов является симптом страха перед родами. Вероятно, каж­дая женщина в некоторой степени испытывает внутренний конфликт, который выражается, с одной стороны, в желании, наконец, родить, а с другой стороны, избежать родов. С одной стороны, она ожидает бла­гополучного завершения беременности, с другой стороны, роды вызы­вают страх и беспокойство. На степень психической незащищенности женщин перед родами указывает то, с какой легкостью большинство из них соглашаются на применение любых обезболивающих препара­тов, не думая о возможных последствиях для ребенка.

Одним из последних симптомов, переживаемых женщиной в пе­риод беременности, является симптом нетерпения. Женщина испы­тывает нарастающее нетерпение и возбуждение, связанное с уже на­доевшей беременностью, и непреодолимое стремление к ее оконча­нию. В этот же период наблюдаются характерные колебания настро­ения: от радости, потому что ребенок вот-вот станет реальностью, до различных сознательных и бессознательных тревог всех беременных (о возможности смерти от родов, о том, нормален ли ребенок и не повредят ли его во время родов). Некоторые женщины испытывают радостное возбуждение оттого, что снова смогут играть активную роль при родах и оставить вынужденно пассивную роль беременной.

Завершающим симптомом синдрома беременности является пиг-малионизация родившегося ребенка: переход в восприятии матери от его фантастического образа к реальному.

Описанный выше синдром является типичным для периода бе­ременности у всех женщин. Вместе с тем его симптомы могут быть в разной степени выражены в каждом конкретном случае. Наиболее ярко указанные симптомы, усиленные страхом перед неизвестным, проявляются в течение первой сохраненной беременности.

Таким образом, субъектное отношение к ребенку является стерж­невым фактором в структуре психологической готовности к материн­ству, оно проецируется в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического раз­вития младенца, важнейшими показателями которого являются уро­вень общения ребенка с матерью, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании.

Для большинства женщин беременность является не только осоз­нанным желанием, одухотворенным истинным смыслом материнства, но и в значительной степени необходимостью соответствовать соци­альным требованиям. Разрешение проблемы сохранения беременнос­ти определяется прежде всего личностью будущей матери в системе ее отношений с внешним миром. Следовательно, психопрофилактичес­кую работу можно начинать задолго до беременности и ориентировать ее на систему отношений, ценностных ориентации женщины. Значи­тельным средством психопрофилактики здесь может быть психологи­ческая подготовка к беременности и пренатальное воспитание. Неготовность к материнству - основной фактор психологического риска, лежащий в основе неадекватного обращения матери с младенцем.

Исходя из сказанного, можно с полной уверенностью считать бе­ременность качественно новым состоянием организма и психики жен­щины. Более того, это состояние является переходом к одному из са­мых важных периодов в жизни женщины - периоду, когда гармония в семье во многом (если не полностью) будет зависеть от ее умения быть матерью.

3.3. Психологические особенности беременных женщин, готовых и не готовых к материнству 9
Общая характеристика женщин, готовых и не готовых к материнству

Исследование проводилось на базе роддома № 2 города Кургана с участием 60 беременных женщин в возрасте от 17 до 34 лет, со сроком беременности от 17 до 40 недель.

В исследовании использовались: методика «Незаконченные пред­ложения» (модифицированный вариант методики Сакса и Леви), методика PARI (Е. Шеффер, Р. Белла), анкета Супос-8 (анкета оцен­ки психоэмоционального состояния) Микшека, метод ассоциаций к слову «мать» и метод полуструктурированного интервью.

Исследование проводилось в несколько этапов : на первом осу­ществлялась диагностика по методикам «Незаконченные предложе­ния», Супос-8, PARI. На втором проводились беседы с испытуемой, психологом учреждения, медицинским персоналом. Третий этап со­стоял в математико-статистической обработке и анализе данных. За­вершающим моментом работы стало создание программы по работе с беременными женщинами с целью формирования осознанного и позитивного восприятия материнства.

С помощью кластерного анализа были выделены три группы ма­терей с различным уровнем психологической готовности к материн­ству.

Выборку готовых к материнству составили 19 женщин, средний возраст которых 26 лет, срок беременности - 30 недель.

Для 53% женщин эта беременность была первой, 42% уже имели одного ребенка, 5% ожидали третьего.

Большинство подошли к процессу планирования детей сознатель­но: 85% женщин запланировали свою беременность, причем 30% совместно с мужем; для 15% испытуемых беременность не была зап­ланирована, но желательна.

У всех присутствовали позитивные мотивы сохранения беремен­ности: для 95% женщин это желание иметь детей, для 26% - желание любимого человека.

Все испытуемые этой выборки охотно и развернуто отвечали на вопросы, ответственно выполняли рекомендации врачей, активно и заинтересовано общались с психологом.

Большинство указывали на позитивный коммуникативный опыт в детстве: привязанность к матери, ласковое и заботливое отношение ро­дителей. Они и сейчас чувствуют поддержку и внимание с их стороны, благодарны за свое воспитание. Все отмечали, что любят детей младен­ческого возраста, в детстве любили играть в куклы и игры, связанные с семьей и воспитанием, любили нянчиться с младшими детьми.

Большинство указывают на заботу, внимательность мужа и его включенность в процесс беременности.

Женщины испытывали положительные эмоциональные реакции во время шевеления плода («Я испытываю радость и интерес», «Я испытываю нежность, хочется согреть его своей любовью»). Опи­сывая свои переживания, они прибегали к чрезвычайно образным сравнениям: «мягко зашевелился», «мягкие прикосновения». При­сутствие ребенка вызывало у них чувство нежности и любви, а пе­риодически возникающие ощущения - поток фантазий, связанных с ребенком и будущим материнством. Они постоянно прислушива­лись, с нетерпением ждали этих сигналов , активно общались с ре­бенком (разговаривали с ним, пели песни, читали книжки и т. д.); прислушиваясь к его шевелению, старались понять и учесть жела­ния и потребности ребенка. Их поведенческие реакции можно оха­рактеризовать как игровые, с преобладанием детских паттернов по­ведения.

Большинство женщин из этой выборки ориентированы на стра­тегию «мягкого» воспитания: кормить по потребности (причем пред­почтение отдается грудному вскармливанию), мягко пеленать, чаще брать на руки и т. п.

Выборку женщин, не готовых к материнству, составили 14 человек, их средний возраст - 22 года, средний срок беременности - 29 недель.

Все испытуемые этой группы имели первую беременность, кото­рая была неожиданной в 74% случаев, а запланированной лишь в 26% случаев (из них 16% - только одной женщиной).

Решение родить ребенка в этой группе характеризуется недопо­ниманием степени ответственности материнства. В целом их мотивы сохранения беременности можно назвать не позитивными: 36% жен­щин указывали на давление со стороны окружающих; для 30% ребе­нок - это способ изменить жизнь в лучшую сторону; 36% испытуе­мых оставили ребенка ради сохранения собственного здоровья; же­лание иметь детей присутствовало лишь у 20%.

Следует отметить, что 35% женщин из этой выборки «прожива­ли» процесс беременности и собирались воспитывать ребенка без участия его отца.

Женщины этой выборки скупо и формально отвечали на вопро­сы, не совсем ответственно выполняли указания врачей, избегали общения и занятий с психологом, не интересовались развитием ре­бенка.

Большинство испытуемых имели негативный коммуникативный опыт в детстве: указывали на конфликтные отношения в семье (у 30% семья неполная), на отсутствие привязанности к матери, испытыва­ли обиду по отношению к ней, считали, что мать «не понимала», «мало уделяла внимания», «не смогла дать материнского тепла». Все жен­щины предпочитали детей дошкольного и младшего школьного воз­раста.

Некоторые испытывали негативные ощущения в период беремен­ности, не имели дифференцированного отношения к шевелению ре­бенка, занимали пассивно-созерцательную позицию. У большинства образ ребенка игнорировался либо был размыт: они не представляли себе малыша либо не могли его представить, не придумывали имя, не переживали чувства общности с ребенком. Для них ребенок не сумел оправдать надежд, помешал осуществлению личных планов. 26% жен­щин воспринимали ребенка как возможность проявить любовь к кому-либо, спасение от одиночества. Они были чрезмерно озабоче­ны физиологической стороной беременности, соблюдали умеренный режим, ограничивали передвижение и физические нагрузки, но пси­хической стороне рождения будущего ребенка внимания не уделяли.

Многие не задумывались о том, как будут воспитывать своего ре­бенка, смутно представляли его рождение.

Корреляционный анализ Спирмена показал, что существует сред­няя положительная корреляционная связь уровня психологической готовности к материнству и запланированностью ребенка (0,5708, достоверная на 1%-ном уровне значимости), с увеличением возраста женщины возрастает уровень готовности к материнству (0,504, дос­товерно на 1%-ном уровне значимости).

Овчарова р. в.
Глава 2 психология формирования родительства
Глава 3 родительство в аспекте перинатальной психологии
Психоэмоциональное состояние беременных женщин, готовых и не готовых к материнству
Глава 4 психологическое сопровождение родительства

Протокол.
Все назначения врача выполнены.

Индустрия искусственного оплодотворения кажется развитой и могущественной. Звучат новые слова, внушающие надежду и оптимизм.

И кажется, что здесь все под контролем:
процедуры, препараты, специалисты…

Две недели усилий.
Стимуляция, подсадка, узи, ожидание…

И как гром среди ясного неба могут прозвучать слова:

  • «Эмбрион остановился в развитии»,
  • «Ваш тест показал недостаточный уровень ХГЧ»,
  • «Беременность замершая».

Не верится, что так могло произойти. «Почему со мной?». Наступают нерадостные дни переваривания случившегося. Захлестывают чувства, звучат бесконечные внутренние диалоги, хочется найти хоть какое-то объяснение тому, что произошло.

Вот нескольких женщин, переживших неудачную попытку ЭКО.

Тяжело очень. Была надежда, что с первого раза все получится: у меня просто не может не получится... Увы, пришлось пополнить список тех, у кого не вышло с первого раза. 2 месяца чувствовала себя как в тумане. На автомате ходила на работу, разговаривала с людьми. Ночами ревела в подушку. Думала, что может быть трудно в случае неудачи, но чтобы настолько…
Первый протокол тяжело переживала. Муж всеми силами хотел меня вытащить из депрессии, придумывал мне неимоверное количество «дел». Мне же хотелось спрятаться под одеяло и никого не видеть.

Женщины в процессе протокола и после могут переживать:

  • страх вмешательства в тело;
  • страх заболеть серьезным заболеванием под действием препаратов;
  • страх так и остаться в итоге без ребенка, пройдя все испытания, оказаться неспособной продолжить род;
  • беспомощность от неподконтрольности природных процессов;
  • чувство вины в случае неудачи;
  • нарушение отношений с близкими: не слишком интересуются, недостаточно поддерживают;
  • злость на окружающих;
  • сомнение в квалификации врачей;
  • депрессию;
  • обиду и злость на то, что так несправедливо устроен мир.

Палитра переживаний и процессов отнюдь не простая. Что делать?
Легко написать, гораздо труднее сделать…
Тем не менее, может быть, хоть что-то из перечисленного будет реально.

В этот момент, как никогда, важно иметь надежные опоры, достаточное количество поддержки. Важно сохранять оптимальный баланс : не проваливаться в чувства настолько, чтобы они утянули за собой в пучину неуправляемости и безысходности, но и не игнорировать происходящее, что может быть еще более вредно для психики.

Важно делиться своими ощущениями, проживать их. Желательно не с человеком, который и слушать ничего не хочет, тут же прерывает и говорит: «Даже не думай об этом. Все будет хорошо, вот увидишь». Облегчение принесет общение с тем, который не станет прятаться от ваших страданий, окажется способен их разделить.

Совсем не лишним будет обращение к психологу , который профессионально сориентируется конкретно в вашем состоянии, подберет оптимальные методы работы. Уже через несколько сеансов вы получите некоторое облегчение.

Все способы хороши,
чтобы прожить непростое время, выдержать, двигаться дальше.

В психологии беременности особый интерес представляет воз­можность прогнозирования отклонений от адекватного материнско­го поведения и проектирование психологического вмешательства. В этих целях разрабатываются типологии и способы выявления отно­шения женщины к беременности.

Стиль переживания беременности включает в себя:

Физическое и эмоциональное переживание момента идентифи­кации беременности,

Переживание симптоматики беременности,

Динамика переживания симптоматики по триместрам беремен­ности;

Преимущественный фон настроения в эти периоды;

Переживание первого шевеления и шевелений в течение всей вто­рой половины беременности;

Г. Г. Филиппова выделяет шесть стилей переживания беременности.

1. Адекватный. Для него характерны: идентификация беременно­сти без сильных и длительных отрицательных эмоций; выраженные соматические ощущения от состояния беременности. В первом три­местре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпи­зодов, появление раздражительности, во втором триместре - благо­получное эмоциональное состояние, в третьем триместре - повыше­ние тревожности и ее снижение к последним неделям. Активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду. Первое шевеление ребенка ощущается в 16-20 недель, со­провождается положительными эмоциями; последующие шевеления четко отделены от других ощущений, не сопровождаются отрицатель­ными соматическими и эмоциональными переживаниями.

2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со стра­хом, беспокойством, которые периодически возобновляются. Сомати­ческий компонент сильно выражен по типу болезненного состояния. Эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем тримес­тре это усиливается. Активность в третьем триместре связана со страха­ми за исход беременности, родов, послеродовой период. Первое шеве­ление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, пережива­ется с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения. Дальней­шие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой за себя и здоровье ребенка. Характерна направленность на получение до­полнительных сведений, патронаж. Характер шевеления интерпрети­руется с точки зрения возможных нарушений в развитии ребенка.



3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфо-рическую окраску, отмечается некритическое отношение к возмож­ным проблемам беременности и материнства, нет дифференцирован­ного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы пока­зывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком по­здняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления. Соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности. Динамики эмоционального состо­яния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повыше­ние активности и общего эмоционального тонуса. Первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, как доставляющие физическое не­удобство. Активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.

5. Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным ти­пом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений. Интерпретация своих отрицатель­ных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или ис­ход беременности, родов. Характерны ссылки на внешние обстоятель­ства, мешающие благополучному переживанию беременности.

6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выра­жена и негативно физически и эмоционально окрашена. Беремен­ность переживается как кара, помеха и т. п. Шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается не­удобством, брезгливостью. К концу беременности возможны всплес­ки депрессивных или аффективных состояний.

Ю. Шмурак выделила следующую типологию матерей, отражаю­щую меру сознательного и бессознательного принятия ребенка:

1. Идеальная (сознательное и бессознательное принятие ребенка).

2. Холодная (сознательное отвержение и бессознательное принятие).

3. Амбивалентная (сочетание сознательного принятия ребенка с бес­сознательным его отвержением).

4. Катастрофическая (сознательное и бессознательное отвержение). При сравнительном изучении переживания беременности у «бла­гополучных» беременных и женщин, отказывающихся от детей, было выявлено, что отсутствие или сильное снижение выраженности сим­птоматики беременности характерно для «отказниц» (В. И. Брутман, М. С. Радионова). Слишком сильная выраженность симптоматики, сопровождаемая отрицательными эмоциональными переживаниями, также характерна для неблагоприятного отношения к беременности и материнству (P. M. Shereshefsky). В психоанализе и микропсихоа­нализе при рассмотрении отношения женщин к беременности об­ращали внимание на переживание ею шевеления ребенка (Г. Рот-тман, Т. Верни, С. Фанти). Эти исследования, а также данные о раз­ной интенсивности переживаний женщиной шевелений ребенка и ин­терпретации своих физических и эмоциональных состояний в разных культурах дают возможность предположить, что стиль переживания женщиной соматического компонента беременности и шевеления ребенка могут иметь прогностическую ценность для выявления от­клонения от адекватной модели материнства.

Девиантное материнство

В последние десятилетия в нашей стране наблюдается тенденция к такому социальному явлению, как «скрытый инфантицид» - отказ матери от ребенка.

Существуют ли какие-то специфические характерологические осо­бенности личности, которые нарушают естественное формирование готовности к материнству? Исследователи указывают на полиморфизм факторов, предрасполагающих к этому. Одним из малоизученных ас­пектов проблемы является обнаруженный еще в начале века феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного ребенка. В пос­ледующем это наблюдалось у женщин с послеродовой депрессией.

Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональ­ным состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором она мечтала во время беременности. При этом она воспринимает его как обманув­шего ее надежды, источник принуждения и страдания.

Так, исследователи считают, что к таким искажениям особенно предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью, потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает в себе зло, которое они испытали, все, в чем они себе отказывают.

По мнению В. И. Брутман, одной из причин девиантного мате­ринства является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая «отказница» отвергалась своей матерью с детства, что при­вело к нарушению процесса идентификации как на уровне психоло­гического пола, так и при формировании материнской роли. Неудов­летворенная потребность в материнской любви и признании не по­зволяет «отказнице» самой стать матерью. В. И. Брутман полагает, что для формирования нормального материнского поведения необ­ходима идентификация с матерью, а затем на ее основе - эмоцио­нальная сепарация.

Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочис­ленных исследований, в частности С. О. Кашаповой, свидетельству­ют об искаженном формировании материнской сферы, несформиро-ванной мотивации материнства и инфантильном отношении к бере­менности у девушек-подростков, ожидающих ребенка.

В целом можно отметить следующие характеристики женщин с нарушенной готовностью к материнству:

1. Эмоциональная и психологическая незрелость, низкая толеран­тность к стрессам, несдержанность аффектов.

2. Неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости, эго­центризма, стремления к независимости.

3. Сосредоточенность на своих проблемах, переживание чувства несправедливости и недостатка любви.

4. Неразрешенность детских и пубертатных конфликтов.

5. Неполная собственная семья, нередко отсутствует муж, часто вос­питывается отчимом.

6. В ее семейной истории существует паттерн отказа от ребенка; разво­ды и физическое насилие регистрируются уже в поколении бабушки.

7. Эмоциональная зависимость от матери, несмотря на то, что от­ношения с ней могут быть негативными.

8. Мать характеризуется ею как агрессивная, директивная и холод­ная; она либо не знает о беременности дочери, либо возражает против нее.

9. Ребенок для нее - источник психологических проблем, страха и тревоги. Он кажется ей недоступным для контакта, как нечто не­значительное и далекое от нее самой.