Интеллектуальное и физическое развитие детей. Возрастная периодизация

Румяные блины из ржаной муки — традиционное, полезное для организма лакомство, которое не навредит фигуре. Во время приготовления блины получаются очень красивыми, не липнут к сковороде. Тесто быстро и легко замешивается, в нем не образуются комки, благодаря чему готовить из него не составит особого труда. Подавать это лакомство можно с любой желаемой начинкой.

Кроме того что блины из ржаной муки очень вкусны и полезны, их довольно часто включают в диетическое меню. В основном компоненте содержится большое количество аминокислот, а также клетчатка и огромное число полезных витаминов. Ржаная мука помогает выводить вредные вещества из организма, предотвращая возникновение самых разных заболеваний.

Продукты, приготовленные из нее, хранятся намного дольше, но в ржаной муке содержится небольшое количество клейковины, соответственно, тесто из нее не обладает особой упругостью. Для сохранения всех полезных микроэлементов ржаной муке следует обеспечить правильные условия и температуру.

Мука из ржи может быть 3 видов, а именно: сеяной, обойной и обдирной. В зависимости от вида она может быть разных цветов. Меньшее количество отрубных частиц характеризуется более светлым цветом.

Существуют разные рецепты приготовления этого лакомства: на кефире, с добавлением дрожжей, на молоке, на воде.

Ржаные блины на молоке

Чтобы приготовить блины ржаные на молоке, потребуется:

  • ржаная мука — 2 ст.;
  • молоко — 500 мл;
  • сливочное или растительное масло — 2 ст. л.;
  • яйцо куриное — 4 шт.;
  • дрожжи — 0,5 пакета;
  • сахар — 2 ст. л.;
  • соль — 0,5 ч. л.

Для начала необходимо разогреть 400 г молока, после чего добавить в него сахар, соль, дрожжи. Лучше использовать быстродействующие дрожжи. Затем в молоко нужно постепенно всыпать всю муку, постоянно помешивая, после чего массу нужно оставить на 20 минут.

Следуя рецепту, остальную часть молока необходимо тоже подогреть. После этого надо отделить белки от желтков. Желтки нужно соединить с растительным маслом и ввести в молоко, постоянно помешивая до однородной массы. Полученная смесь должна настояться в течение получаса. Белки следует взбить до пенообразного состояния и ввести в первую порцию теста.

После этого все компоненты нужно соединить, тщательно перемешать и жарить на хорошо разогретой сковороде — блинной или чугунной. Блины переворачивать при образовании румяной корочки. Подавать это лакомство можно с любой желаемой начинкой — сметаной, вареньем, медом, джемом.

Есть отличный рецепт, с помощью которого можно приготовить вкусные блины «Бородинские» (диетические без сахара) на кефире. Готовить их очень просто, с этим сможет справиться любая хозяйка.

Для их приготовления понадобятся:

  • мука ржаная — 1 ст.;
  • кефир — 2 ст.;
  • яйцо — 2 шт.;
  • соль — 0,5 ч. л.;
  • сода — 0,5 ч. л.;
  • масло растительное — 1 ст. л.;
  • тмин (семена) — 1 ч. л.;
  • кориандр (в зернах) — 1 ч. л.

Для начала необходимо взбить яйца, после чего добавить к ним соль и кефир. В состав блинов входят специи — кориандр и ароматный тмин, которые следует предварительно прокалить на сковородке. Это позволит лучше раскрыть их аромат. В смесь из яиц, кефира и соли необходимо добавить муку и отставить тесто на 30 минут.

Если тесто получилось слишком густым, можно разбавить смесь, добавив кипяченую воду. Далее добавляется разрыхлитель — сода, гашеная уксусом. Готовить блины необходимо на разогретой специальной сковороде. Чтобы они не пригорали, нужно стараться не передерживать их более 20-25 секунд.

Еще одни ржаные блины на кефире

Еще 1 рецепт ржаных блинов на кефире. Они получаются пористые, мягкие и очень вкусные!

Для того чтобы их приготовить, нужны:

  • 1 ст. ржаной муки и столько же пшеничной;
  • 4 яйца;
  • 5 ст. л. сахара (можно чуть меньше);
  • 1 ст. воды;
  • 2 ст. кефира;
  • 1 ч. л. соды;
  • 1/4 ч. л. лимонной кислоты;
  • 80 г подсолнечного масла;
  • 0,5 ч. л. соли;
  • 3 ст. л. водки.

В глубокой миске нужно взбить яйца, предварительно добавив соль и сахар. Затем влить кефир, добавить оба сорта муки, соду и лимонную кислоту. Все необходимо перемешать миксером до однородной массы. По консистенции смесь, приготовленная на кефире, должна напоминать тесто для оладий. После этого в тесто нужно влить водку (при выпечке оно станет более пористым).

Продолжая взбивать смесь, в нее следует влить кипяток. Правильно замешанное тесто должно стекать с поварешки толстой струйкой. Напоследок нужно добавить подсолнечное масло и еще раз перемешать. Сковороду следует смазать маслом, накалить — и можно выпекать блины. Делать это нужно на большом огне, тогда тесто начнет быстро подниматься и покрываться пузырьками. Как только пузырьки начнут лопаться, блинчик можно переворачивать.

Заварные блины с добавлением ржаной муки

Этот рецепт не предполагает использование разрыхлителя, но, несмотря на это, лакомство получается мягким и пышным.

Для его приготовления нужны:

  • мука ржаная — 1 ст.;
  • яичные желтки — 4 шт.;
  • молоко — 250 мл;
  • крутой кипяток — 0,5 ст.;
  • сахар — 2 ст. л.;
  • масло растительное — 1-2 ст. л.;
  • соль — 1/2 ч. л.

Для начала необходимо взбить яичные желтки, добавить в тесто соль и сахар. Далее нужно постепенно вводить предварительно разогретое молоко и муку. Консистенция готового теста должна напоминать сметану. В конце замеса необходимо добавить подсолнечное масло, стакан кипятка, после чего можно сразу же переходить к жарке.

Жарить заварные блины необходимо на хорошо разогретой сковороде, которую нужно смазать заранее. Следует поставить средний огонь. Лучше, чтобы блинчики были размером с небольшие оладьи: так их удобнее переворачивать.

Это лакомство можно подавать с самыми разными начинками, а можно сложить стопкой, перемазать взбитым сырым яйцом и отправить в духовку, чтобы приготовить блинницу.

Блины из ржаной муки имеют неповторимый вкус, чем-то похожий на вафельное тесто, поэтому приходятся по душе детишкам. Их подают с разными начинками, жарить с припеком и готовить в блиннице .

Блины – это исконно славянское блюдо, без них не обходилось ни одно празднество или гуляние, особенно, Масленица . Вот уж где разгулье блинчиков всевозможных видов, но ржаным лакомствам уделялось особое внимание, ведь рожь являлась ведущим «кормильцем»: хлеб и пироги, блины и оладьи, квас и кисель – в бедных семьях на Руси эти блюда готовились именно из нее. Моя бабушка ее называла «рожь-матушка» и очень уважала, держа у иконы пучок с засушенными колосьями.

Калорийность

Ржаные блины считаются более полезными и менее калорийными, по сравнению с классическими на пшеничной муке, поэтому их так любят борцы за стройность и сторонники здорового питания.

В 100 граммах блинов изо ржи 167 калл, а если взять постные изделия, всего 150 калл. Остальные калории зависят от начинки и сопутствующих продуктов или соусов: сметаны, меда, соуса бешамель или ягодных сиропов.

Классический рецепт на молоке

Отлично сочетается угощение со сладкими начинками – творогом , фруктами или джемом. Вафельный вкус в сочетании со сладким сиропом из ягод или фруктов не оставит равнодушным даже самого искушенного гурмана.

Ингредиенты:

  • 1 стакан ржаной муки;
  • 2 стакана свежего молока;
  • 2-3 яйца;
  • 2-3 ст. ложки сахара;
  • ½ чайной ложки соды и лимонной кислоты;
  • соль на кончике ножа;
  • растительное масло 3-4 ст. ложки.

Как готовить:

  1. В глубокой посуде смешать муку, соль, соду и лимонную кислоту. Добавить сахар и все перемешать.
  2. Влить 1 стакан молока и тщательно вымесить блендером. Если блендера нет, активно работаем венчиком, во избежание появления комков.
  3. В отдельной посуде взбить яйца до пены и влить оставшееся молоко .
  4. Постоянно помешивая, влить яично-молочную смесь в массу с мукой.
  5. Размешать до однородной консистенции, добавить растительное масло и еще раз перемешать.
  6. Оставить тесто «дышать» минимум на 20 минут. На вид оно будет погуще, чем в рецепте с пшеничной мукой . Не переживаем, так и должно быть.
  7. Выпекать на раскаленной сковороде, чуть смазанной маслом до насыщенно-румяного цвета, осторожно переворачивая, чтобы не порвать. Блинчики получатся пышные и ароматные.
  8. Сложить стопкой, промазывая маслом. Если в планах использование начинки, заворачиваем ее в еще теплый блин и складываем в посуду, прикрывая чистым полотенцем или салфеткой.

Видео рецепт

Блины из ржаной и пшеничной муки на кефире

Добавление пшеничной муки в тесто делает блинчики более эластичными и менее хрупкими, что дает возможность сворачивать их в трубочки или придавать другие формы, наполняя разнообразной начинкой. Кефир придает легкую кислинку ржаному тесту, что делает их еще более утонченными на вкус.

Ингредиенты:

  • 2,5 стакана кефира или простокваши;
  • ⅔ стакана ржаной муки;
  • ⅓ стакана пшеничной муки;
  • 2 яйца;
  • ½ чайной ложки соли и соды;
  • 2 ст. л. растительного масла.

Приготовление:

  1. Замес теста на кефире происходит таким же образом, как и для блинов на молоке , только не добавляется лимонная кислота.
  2. Масса должна настояться не менее 30 минут при комнатной температуре.
  3. Выпекать блины с каждой стороны по 2-3 минуты, следя, чтобы не пригорели, ведь ржаное тесто более темное на вид по сравнению с пшеничным, поэтому легко не заметить подрумянивание при готовности.

Видео приготовление

Блины «Бородинские»

Так блины назвали за приятный аромат, который придают тесту пряности, добавленные при замесе теста. Они идеально подходят для соленых начинок из мяса, рыбы и икры, грибов и сыра, мясных паштетов, овощей и соленых соусов.

Ингредиенты:

  • 2 яйца;
  • 2 стакана кефира;
  • 1 стакан ржаной муки;
  • ½ соли и соды;
  • 2 ст. ложки растительного масла;
  • по 1 чайной ложке семян тмина и кориандра.

Приготовление:

  1. На раскаленной сухой сковороде в течение 2-3 минут поджарить семена пряностей, чтобы максимально раскрылся аромат. Слегка раздавить в ступке, не допуская полного рассыпания.
  2. Смешать муку с пряностями, содой и солью.
  3. Влить в смесь половину кефира и тщательно перемешать, проверяя, чтобы не было комочков. Можно использовать блендер на низких оборотах.
  4. В отдельной посуде взбить яйца, добавить остаток кефира, размешать до однородности.
  5. Влить яично-кефирную смесь в подготовленную мучную массу с пряностями, вымешать до равномерной консистенции. Если тесто получилось излишне густым, добавьте немного кипяченной, но охлажденной воды.
  6. Дать массе постоять при комнатной температуре не менее получаса. Емкость прикрыть полотенцем, чтобы тесто не заветривало и могло «дышать».
  7. Выпекать на смазанной маслом сковороде до румяного цвета и еще теплыми наполнять начинкой. Хотя и без нее блины изумительны, а по вкусу напоминают бородинский хлеб.

Постные ржаные блины на воде

Подходит для приверженцев низкокалорийной диеты, вегетарианцев и тех, кто соблюдает христианские посты. За счет использования газированной воды тесто становится насыщенным пузырьками и ажурным при выпечке.

Ингредиенты:

  • 1 стакан ржаной муки;
  • 2 стакана газированной воды;
  • 2 ст. ложки сахара;
  • ½ ч. ложки соли;
  • 2 ст. ложки растительного масла.

Приготовление:

  1. Тесто готовится так же, как и все остальные виды.
  2. После расстойки выпекать на раскаленной сковородке, аккуратно переворачивая, чтобы хрупкие блины не рвались.
  3. Рецепт блинов хорош как для сладких, так и для соленых начинок и соусов.

  • Ржаные блины при выпечке становятся более хрупкими, по сравнению с пшеничными, поэтому лучше печь на сковороде небольшого диаметра. Идеальный размер сковороды – 15 см, в такой их легче перевернуть и сохранить целостность.
  • Переворачивать лучше широкой лопаткой.
  • Если каждый блин обильно смазать взбитым яйцом с сахаром, сложить стопкой и запечь в духовке – получится потрясающе вкусная блинница. Политая ягодным сиропом, она станет украшением любого чаепития.
  • Во время выпекания нужно периодически протирать сковороду промасленной салфеткой, тогда блинчики не прилипнут и не порвутся при переворачивании.

Блины из ржаной муки можно подавать с любыми начинками: сладкими со сгущенкой или свежими ягодами, с добавлением взбитых сливок или горячего шоколада. Самый заядлый гурман найдет что-то особенное в сочетании ржаных блинов и тоненьких ломтиков красной рыбы, листочков петрушки или зеленого лука. С кусочком подкопченной

Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня. В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также должны предусматривать физиолого-педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание - рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Вот почему справедливо отмечал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: "Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя". Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

На современном этапе проблема развития умственных способностей дошкольников в процессе физического воспитания приобретает особую значимость, так как по-новому осмысливаются содержание, формы, методы умственного и физического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Актуальность данной темы была определена по следующим параметрам:

Во-первых, на фоне социально-экономических преобразований России изменяются представления о детстве, которое рассматривается теперь как самоценный период человеческой жизни;

Во-вторых, в настоящее время дошкольное образование ориентирует педагога в процессе воспитания на необходимость раннего обучения, которое обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях развития ребенка раннего возраста, что может помочь обеспечить плавный переход ребенка в начальную школу;

В-третьих, физическое воспитание предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности - внимания, восприятия, мышления, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи и др.).

К средствам умственного воспитания относят специально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует умственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.).

К методам умственного воспитания относятся опрос по преподаваемому материалу; наблюдение и сравнение; анализ и обобщение изучаемого материала; критическую оценку и анализ двигательных действий.

Физические упражнения оказывают прямое и опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий

Умственное развитие определяется интеллектом, интеллектуальными способностями. В широком смысле интеллект - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности.

Одним из факторов интеллектуального развития является двигательная активность, в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Достижения в сфере интеллекта и креативности в значительной мере связаны с уровнем развития психомоторной сферы ребенка. В специальных исследованиях зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что дети, более развитые в физическом отношении, получают более высокие оценки в учебе. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности.

Физические упражнения создают возможности для успешного протекания всех психических процессов, т.е. требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Разнообразие движений, богатство координации повышают пластичность нервной системы. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

Бойко В. В. пишет, что за период дошкольного детства в умственном развитии ребёнка происходят глобальные изменения: от нерасчленённого восприятия предметов, к умению пользоваться самостоятельно приобретёнными знаниями, навыками.

Под воздействием физических упражнений у детей дошкольного возраста эффективней происходит формирование различных видов мышления:

1) Наглядно-действенное мышление.

2) Наглядно-образное мышление

3) Словесно-логическое мышление начинает формироваться у детей старшего дошкольного возраста. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Рассуждать значит связывать между собой разные знания для того, чтобы получить ответ на стоящий вопрос, решить мыслительную задачу.

Двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния центральной нервной системы, вследствие чего, у ребенка улучшается память, и все мыслительные процессы которые определяют интеллект.


Физические упражнения, несомненно, очень хорошо влияют на умственное развитие ребенка. Можно стимулировать организм ребенка при помощи логического ума впервые годы учебы, и это будет большой победой для вашего ребенка, но если не развивать физическое здоровье, то со временем эти преимущества будут уменьшаться. В дальнейшем за счет появления хронических заболеваний, умственное развитие детей будет сильно снижаться.

Ребенок развивается и подрастает. Большую пользу для этого оказывает физическая активность. Поэтому не нужно постоянно заставлять сидеть ребенку за столом и не выполнять никаких движений, а только учить, читать и т.д. И дети не смогут сидеть в спокойном состоянии долго, если перед этим они не набегались, то есть не совершали физической активности. Но очень важно, чтобы ребенок не переусердствовал, ведь он не контролирует своей усталости. Для родителей очень важно вовремя остановить ребенка, сменив вид деятельности.

Есть интересный факт, что, если ребенок может больше хорошо управлять своим телом, то он лучше запоминает теорию, и может долго применять ее на практике.

Для ребенка школьного возраста вполне достаточно зарядки по утрам, подвижных игр, и не очень больших нагрузок вечером. Если даже этот минимум не выполняется, то это не очень, то хорошо отразится на умственном развитии ребенка. Например, ухудшится процесс обмена веществ, это приводит к тому, что ребенок стает не внимательный, не способный мыслить логически.

Хорошее влияние на умственное развитие ребенка оказывают много видов спорта. Наиболее лучшим считается гимнастика. Но есть и другие, например, футбол, баскетбол, плаванье.

У родителей, которые имеют возможности, есть шанс записать ребенка в какую- то секцию по занятию физическими упражнениями, спортом. Там обычно работают профессионалы, и для вашего ребенка подберут индивидуальный вид роботы, график занятий. Это сыграет большую роль, и, придя домой, он сможет сразу сесть за исполнение своих заданий.

Влиянию физических упражнений на умственное развитие детей, необходимо приделять очень много внимания и оно требует много сил и терпения. К примеру, если дитю необходимо что - нибуть выучить, начать лучше с физической разминки или же дать ему поиграть с другими детьми в подвижные игры. Это поможет не только легче выучить стих, а и учится в школе отлично. Также ребенок укрепит здоровье.

Необходимо запомнить, что активный образ жизни хорошо влияет на кровообращение, поэтому элементы, которые так полезны для юного дошкольника, расходятся по всему организму ребенка. По всему организму ребенка находятся рецепторы, от них поступают сигналы в мозг ребенка. Если выполнять достаточное количество упражнений, то ребенок хорошо будет развит, как физически, так и умственно. Чтобы ребенок был развит хорошо, ему необходимо нормально питаться. А получить достаточное количество полезных веществ можно только через систему пищеварения, для которой обязательно нужны не очень великая физическая нагрузка. При этом будет здоровый аппетит, нормальная робота органов пищеварения.
Есть много факторов, которые оказывают положительное влияние физических упражнений на умственное развитие детей. Самое главное для родителей смотреть за этим процессом, и остановить его, если ребенок переусердствует, выяснить, какое количество упражнений подходит для него. И тогда ваш ребенок будет и умен и здоров и физически развит.

Растите здоровые!

Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредовано.

Непосредственная связь заключается в прямом воздействии физического воспитания на уровень развития умственных способностей занимающихся за счет возникновения в ходе занятий познавательных ситуаций, связанных с изучением и совершенствованием техники движений, повышением их экономизации и точности, а также проблемных ситуаций различной сложности, требующих принятия самостоятельных решений, активных действий и творческого подхода к решению поставленных задач.

Опосредованная связь состоит в том, укрепление здоровья и повышение общей жизнедеятельности организма ведет к большей продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь физического развития и умственной работоспособности детей явилась вопросом изучения многих экспериментальных исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом.

В исследованиях, проведенных в течении трех лет в г.Варны (Болгария), изучалось влияние занятий плаванием на состояние здоровья, уровень развития двигательных качеств и изменение активности внимания детей, как показатель их умственной работоспособности. Общая умственная работоспособность школьников определялась с помощью психологического теста, посредством учета количества обработанных знаков за единицу времени до и после занятий плаванием. Дети в экспериментальных группах, программа физического воспитания которых отличалась повышенным содержанием занятий в бассейне, упражнений и игр, нашли в фигурном тексте в среднем на 3 буквы больше, чем дети контрольной группы, и в дальнейшем они превосходили сверстников в 1 и 2 классе. Заболеваемость в экспериментальных группах с повышенным режимом двигательной активности была в среднем в 4 раза ниже, чем в контрольных. Обнаружилось существенное положительное влияние и на уровень развития двигательных качеств.

Исследования О.Л. Бондарчук показали, что занятия плаванием способствуют формированию произвольной мнемической деятельности и ведет к значительному повышению объема кратковременной памяти у детей. При обследовано более 300 школьников было выявлено, что их кратковременная память способна удержать не более 8-10 слов. После использования специальной программы в плавательном бассейне объем произвольной кратковременной памяти детей экспериментальной группы увеличился на 4-6 единиц, что было значительно выше, чем при работе с детьми не посещавших бассейн.



Установлена взаимосвязь между познавательной и двигательной активностью детей 7-9 лет. Согласно исследованиям Г.А. Каданцевой (1993) наиболее тесную связь с тестами, характеризующими познавательную активность имеют скоростные, координационные и скоростно-силовые способности. Вероятно, это объясняется тем, что развитие любого двигательного качества связано с одной стороны, с совершенствованием психической деятельности (улучшение психических функций: памяти, внимания, восприятия, без которых невозможна практическая деятельность), а, с другой - с развитием механизмов центральной нервной системы, среди которых играют главную роль созревание коркового отдела двигательного анализатора и формирование его связей с другими отделами мозга.

Исследования, проведенные в течении двух лет среди учащихся 2-х - 4-х классов, показали, что школьники- пловцы отличаются более гармоничным физическим развитием. Гармонично развиты 72,4 % мальчиков и 67, 8 % девочек спортивных классов и соответственно 57,2 % и 52,4 % в неспортивных. Учащиеся спортивных классов имеют более высокие абсолютные величины длины и массы тела, окружности грудной клетки, ЖЕЛ, МПК, выше показатели становой и ручной динамометрии. У них зарегистрирован более редкий пульс в состоянии покоя, короче время восстановления после функциональной пробы, лучше показатели скорости зрительно-моторной реакции при различении цветов. У школьников спортивных классов выше сопротивляемость к простудным и вирусным заболеваниям. В обычных классах часто болеющие составляют 5,8 % , в спортивных таких нет. Комплексная оценка состояния здоровья установила, что учащиеся спортивных классов относятся к I и II гр. здоровья (учащихся III гр. не было). В обычных классах к I гр. относились 18,7 % школьников, а к III - 9,3 % .

Занятия плаванием положительно влияют не только на развитие специальных физико-функциональных способностей, но и общее развитие подростков. Это выражается в прогрессивном улучшении всех показателей физического, психомоторного и интеллектуального развития, а также в формировании и сохранении положительных взаимосвязей между показателями психомоторного и интеллектуального развития. По сравнению со школьниками того же возраста, не занимающимися спортом, юные пловцы отличаются более высоким уровнем развития сложных психомоторных функций (быстроты и точности сложнокоординационных действий) и мыслительных процессов.



Таким образом, при обучении плаванию детей речь идет не только о развитии специальных двигательных качеств, а о формировании в их процессе психической, чувственной и эмоциональной сферы ребенка, о положительном воздействии психомоторного развития на интеллект школьников.