Взаимодействие с родителями в рамках проекта «Детский эколого- краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной. Исследовательская работа эколого-краеведческий путеводитель по населенному пункту поселку юловскому

Все публикации Дошкольное образование Начальное образование Основное общее образование Среднее (полное) образование Среднее (проф.) образование Высшее образование Дополнительное образование

Автор публикации: Береснева Наталья Владимировна

Эколого - краеведческий календарь "По дорожкам с Единорожкой"


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39» муниципального образования «Лысьвенский городской округ» (МАДОУ «Детский сад № 39» МО «ЛГО»)Эколого – краеведческий календарьБереснева Наталья ВладимировнавоспитательВ 2017 году педагогами нашего детского сада был разработан эколого - краеведческий календарь «По городским дорожкам с Единорожкой» на 2018 год. Единорожка – это младшая дочь Единорога, который является символом нашего города. Вместе с Единорожкой мы знакомимся с историей и природными особенностями нашего города. Каждая страница в календаре хорошая помощь педагогам и родителям в экологическом образовании детей.Цель календаря данного календаря заключается в том, чтобы не только давать знания о природе, сезонных изменениях, но и развивать познавательный интерес к городу и его округу.Правила работы с нашим календарем очень простые. Календарь условно поделен на четыре эколога - краеведческие темы:Зимующие птицы (январь - март)Зеленый город: парки, скверы, цветники (апрель - май)Водоемы города (июнь - август)Подземная кладовая (сентябрь – октябрь) На каждой странице месяца есть повторяющиеся разделы и задания:- календарь погоды заполняется вместе с ребенком (условными обозначениями);- рубрики « Смотрим, слушаем, говорим», «Познаем и играем» - это подобранные рекомендации специалистов: картины местных художников, небольшие задания, экологические сказки и задачи.- Красная книга нашего края, экологический словарь и краеведческий материал. Календарь расскажет о трудностях, которые переживают птицы зимой, о настоящей гордости нашего города – водоемах, парках, а также о полезных ископаемых и самоцветах нашего округа. Календарь этот не простой, это календарь – клуб! Все, кто начнет домашнее экологическое образование, станут полноправными членами клуба «Единорожки».Каждые три месяца будут подводиться итоги, будем делиться впечатлениями и фотографиями. После каждой календарной темы – подарок детям (раскраски с заданиями и играми). Так же календарь можно будет использовать на специальных тематических занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, знакомство с лексическими темами. Важно вызвать у детей положительное отношение к предметам и явлениям природы.Календарь природы подразумевает работу с родителями – это совместное выполнение заданий, семейные экскурсии в соответствии с маршрутом календаря, итоговые экологические праздники.С помощью календаря природы дети научатся наглядно, в доступной игровой форме на протяжении всего года знакомится с природой родного края, а также с помощью заданий усваивать то, что происходит в растительном, животном мире, в деятельности человека. По результатам работы календаря, дети в конце года, научатся заполнять календарь погоды (условными обозначениями), расширят представления о природе городского округа, обогатятся положительными эмоциями во время выполнения семейных заданий. ЛитератураНиколаева С.Н. «Методика экологического образования дошкольников», 2-е изд. М. Академия, 2005Журнал «Обруч» №1, 2002, с.48

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальнейших проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе исходящего, прежде всего от деятельности человека.

Общими проблемами населения Земли является ухудшение среды жизни человека. К плохой среде обитания (загрязненная вода, воздух, продукты питания) особенно чувствительны дети.

Экологические проблемы и катастрофы непосредственно связаны с образованностью населения – ее недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления - единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста

Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест.

Мы начали с самого элементарного с любви к животным – через эколого-краеведческий детско-взрослый проект по теме «Маленькие обитатели планеты».

Идея проекта:

Полученные знания помогут детям в будущем быть экологически грамотными и разрешать экологические проблемы.

Цель проекта:

Воспитание у ребенка бережного и гуманного отношения к живому миру.

Задачи проекта:

  • Систематизировать знания о домашних и диких животных иживотных региона.
  • Уточнить представления детей о взаимосвязи человека с природным миром.
  • Прививать чувство ответственности за жизнь животных.
  • Воспитывать у детей гуманное отношение к живому.

Ты навсегда в ответе за всех,

кого приручил.

Антуан де Сент-Экзюпери

1. Этап. Подготовительный.

  • Создание экологического календаря.
  • Чтение художественной и энциклопедической литературы.
  • Рассматривание картин, альбомов, проведение дидактических и подвижных игр, решение кроссвордов, загадок.
  • Подготовка экскурсии на станцию юных натуралистов.
  • Посещение экскурсии в центральную библиотеку на экологический урок «Лапы, уши, хвост и перья, или в мире животных».
  • Экскурсия в «Зимний сад» МДОУ Детский сад №22 «Синяя птица».
  • Экскурсия в музей им. И. Шемановского на выставку «Мир насекомых».
  • Подготовка к развлечению «Наш дом - Земля!».
  • Подготовка материала для изобразительной деятельности.
  • Наблюдения и труд в уголке природы.
  • Создание книги «Любознательные почемучки и следопыты».

2. Этап. Реализация проекта.

  • Провести занятия познавательного цикла.
  • Организовать занятия с детьми по изодеятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд.
  • Изготовить коллаж «Наши соседи по планете Земля».
  • Провести драматизацию сказок:

Работа с родителями:

  • Составить рассказ со слов ребенка о своем домашнем любимце, нарисовать его «портрет».
  • Подготовить материал для создания книги «Любознательные почемучки и следопыты».
  • Создать буклет «Знай, люби и охраняй».
  • Создать видеофильм и презентационный ролик «Ребята и зверята».
  • Создать листовки «Береги природу!».

Работа проекта:

Занятия познавательного цикла

Занятия экологического воспитания

  • «Домашние и дикие животные»

Цель. Систематизировать представления о местах обитания диких и домашних животных (живут там, где есть пища, удобно выращивать детенышей и спасаться от врагов). Учить применять конкретные знания о поведении и потребностях. Воспитывать интерес к жизни животных.

  • «Все нужны друг другу»

Цель. Формировать обобщенное представление о том, что лес-дом для животных и растений. Дать представление о взаимосвязи человека с природой. Учить детей правильно вести себя в лесу.

Занятия художественно – продуктивной деятельности.

  • «Наши любимцы»

Цель. Закреплять умения лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, изящность в соответствии с характером керамической фигуры. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы других.

  • «Кто в тундре живет?»

Цель. Продолжать учить детей передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида животных севера. Воспитывать эстетически- нравственное отношение к животным и растениям.

  • «Как малыш искал маму»- коллективная работа.

Цель. Учить детей использовать в работе бросовый материал, изображать животное аппликационным способом разной формы и величины, продолжать развивать умение работать совместно.

  • «Забавная семейка».

Цель. Продолжать учить детей изготавливать забавных животных из природного материала. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

  • Развлечение «Наш дом - Земля».

Цель. Формировать представления о том, что человек часть природы. Его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность обязанность человека.

  • Экскурсия на станцию юных натуралистов.

Цель. Вызвать положительные эмоции от контакта с животными. Учить не бояться некоторых из них. Укреплять интерес к наблюдению за повадками животных и птиц. Воспитывать осознанное отношение к проблеме их содержания.

  • Драматизация сказок:

Е. Карганова «Кто самый красивый?»;

И. Книпс «Котенок, который забыл, как надо просить есть».

Цель. Развивать умение детей эмоционально раскрепощаться, учить передавать через жесты, интонационную выразительность содержание произведений, образы главных героев. Активизировать речевую деятельность. Развивать диалогическую речь. Воспитывать гуманное отношение к живому.

  • Экскурсия в центральную библиотеку на экологический урок «Лапы, уши, хвост и перья, или в мире животных».

Цель. Познакомить детей с миром животных. Уточнить, для чего животным нужны лапы, хвосты, перья и т.д. Какую пользу приносят. Воспитывать любовь, бережное отношение к ним.

  • Создание коллажа «Наши соседи по планете Земля»

Цель. Развивать творческие способности детей. Учить использовать в работе разные по своей фактуре материалы. Выражать эмоциональную идею художественного произведения.


Участие родителей в реализации проекта.

  • Подготовка к конкурсу детей на лучшее исполнение стихотворения о животных.
  • Домашнее задание, детско-взрослое рисование (аппликация) на тему «Мой домашний любимец».
  • Составление рассказа о домашнем животном.

Запись рассказа со слов ребенка.

  • Создание буклета «Знай, люби и охраняй!».
  • Создание видеофильма и презентационный ролик «Ребята и зверята».
  • Создание листовок «Береги природу!».

3. Этап. Подведение итогов.

  • Проведение конкурса на лучшее исполнение стихов о животных «Стихи про зверят».
  • Презентация групповой книги «Любознательные почемучки и следопыты».
  • Представление коллажа «Наши соседи по планете Земля».
  • Представление фотоальбома «Природа и человек».
  • Выставка на тему: «Мой домашний любимец».
  • Участие в городском конкурсе по защите экологических проектов "Земля - мой дом!"
  • Презентация видеофильма (ролика) «Ребята и зверята».
  • Распространение буклета «Знай, люби и охраняй!». Распространение листовок «Береги природу!».



В ходе реализации проекта с детьми в нетрадиционной форме проводились занятия экологического воспитания, где систематизировались представления детей о местах обитания диких и домашних животных. Формировали обобщенное представление о том, что лес – дом для животных. О взаимосвязи человека с природой.

На занятиях художественно - продуктивной деятельности - учили детей использовать в работе бросовый и природный материал, изображать животных аппликационным способом, рисовать.

Коллективно - творческое дело проводилось через драматизации сказок, детей учили передавать образы главных героев.

Формировали представления о том, что человек часть природы Его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность обязанность человека. Воспитывали гуманное отношение к живому, узнавали – кто, где живет, кто - чем питается.

Проводили экскурсии на станцию юннатов, предварительно с детьми были проведены беседы и заучены стихотворения.Укрепляли интерес к наблюдению за повадками животных и птиц, учили не бояться некоторых из них, не пугать. Воспитывали осознанное отношение к проблеме их содержания. (оказали помощь в утеплении клеток для лебедей), от контакта с животными у детей вызваны положительные эмоции, радость, что очень для нас важно.В ходе реализации проекта мы давали детям представления не только о мире животных, но и о том, что человек и природа взаимосвязаны, забота о природе есть забота, о человеке.То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку. «Мы все связаны друг с другом!».

Посмотрите на нашу землю, она плачет, просит: «Спасите МЕНЯ!»

Привить любовь и заботливое отношение к животным не возможно без участия родителей.Они вместе с детьми рисовали своих любимцев, кошек, собак, хомяков сочиняли про них интересные рассказы.Разгадывали кроссворды «Угадай животное» чей хвост, лапы.Проводили консультации о том, что в доме полезно иметь кого-нибудь из животных. С животными ребенок может эмоционально общаться, играть, разговаривать.При этом родители являются для детей примером заботливого, внимательного отношения к животным, объясняют им зависимость благополучия животного от выполнения ребенком поручения по уходу за ним.

Родители помогли оформить:

  1. Фотоальбом «Природа и человек»

2. Создали коллаж «Мы живем на планете Земля»

3. И оформили книгу группы «Любознательные почемучки и следопыты», в которой рассказывается о жизни животных и интересных фактах.

Педагоги подготовили:

Обучающие буклеты «Знай, люби и охраняй», листовки «Береги природу!»

С детьми оформлена и проиграна сюжетно-ролевая игра «Пять с хвостиком». Поликлиника для четвероногих друзей.

Подготовлена театрализация сказки по Е. Каргановой «Кто самый красивый?».

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Елена Тыняная

В январе мы начали работу над новым проектом "Экологический календарь". Меня давно посещала идея создания с детьми какого-то тематического календаря и вот решили в свете актуальности темы остановить свой выбор на календаре экологических праздников. И сразу окунулись в массу интереснейшей информации. Какие же удивительные праздники мы пропускали! С этого года начинаем исправляться: и уже в январе мы с детьми отметили две чудесных даты, о которых раньше и не подозревали: День заповедников и Всемирный день снега.

Позвольте предложить Вашему вниманию некоторые наши разработки по проекту.

Проект «Экологический календарь»

Тип: информационно-социальный

групповой,

долгосрочный

Цель:

Формирование экологического сознания и экологической культуры старших дошкольников.

Задачи:

1. Формирование элементарных экологических знаний и представлений детей

2. Расширение и систематизация представлений об экосистемной организации природы Земли;

3. Развитие познавательных умений и интереса детей.

4. Содействие в формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Ожидаемые результаты:

* Повышение уровня экологической культуры детей и родителей.

* Сформированная система становления нравственных качеств личности дошкольника посредством экологического воспитания

* Организация развивающей среды, способствующей нравственно – экологическому развитию детей, ведущее место в которой занимает настенный календарь экологических праздников.

Этапы проекта:

Подготовительный Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.

Разработка темы проекта, целей, задач.

Анализ и обобщение имеющегося в группе опыта работы по теме: изучение альбомов по проектам группы с частью экологического «Солнышко»: «Люблю березку русскую», «Мы живем в России»

Изучение экологических праздников на 2017 год. Подбор информации по теме проекта в энциклопедиях, журналах, книгах, интернете.

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. Консультация для родителей «Экологическое воспитание ребенка: познавательно, интересно, значимо»

Аналитический Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

Перспективно-тематический план: Первое полугодие:

1 страница календаря: Январь. 11 января День заповедников; 29 января (последнее воскресенье) – Всемирный день снега.

2 страница: Февраль. 2 февраля Всемирный день водно-болотных угодий; 19 февраля Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита); 27 февраля Международный день полярного медведя.

3 страница: Март. 1 марта Всемирный День кошек; 3 марта Всемирный день дикой природы; 20 марта День Земли; 21 марта Международный День леса; 22 марта Всемирный День Воды; 25 марта Час Земли (Глобальная ежегодная международная акция, организованная Всемирным фондом дикой природы (WWF,

4 страница: Апрель. 1 Апреля Международный День птиц; 7 апреля Всемирный день охраны здоровья; 15 апреля день экологических знаний; 19 апреля – День подснежника; 22 апреля Международный день Матери-Земли

5 страница: 3 мая Всемирный День солнца; 23 мая Всемирный день черепахи; 24 мая Европейский день парков; 31 мая Всемирный день без табака.

Второе полугодие:

6 страница: Сентябрь 10 сентября (второе воскресенье)Всемирный день журавля; 15 сентября Российский День леса; 17 сентября 2017 – День работников Леса; 21 сентября Международная ночь летучих мышей; 27 сентября – Международный день кроликов

Организационный Подбор материала. Пополнение экологического центра творческой материалами по теме.

Практический Реализация проекта в образовательную практику: работа с детьми и родителями по плану проекта. Проведение запланированных мероприятий: беседы, дидактические игры, викторины, исседовательская деятельность, экспериментирование, рассматривание энциклопедий и другой литературы по темам проекта, творческая изобразительная деятельность, поиск материалов дома в разных источниках, изготовление «Красной книги природы Ленинградской области», макетов природных зон, изготовление лэпбуков, с-р, творческие и режиссерские игры.

Заключительный:

презентационный Публичное представление продукта совместной деятельности: настенного экологического календаря группы. Итоговые мероприятия: экологический квест- мероприятие с родителями «Зеленая планета», просмотр презентации.

Извините, текст без рамок таблицы получился немного путанным.

Наш календарь сделан по принципу обратного отрывного календаря: если в отрывном календаре мы постепенно отрываем странички, то мы поэтпано приклеиваем сверху последующие месяцы. И он получается обратныей накопительный.

Первый праздник - День Заповедников в России мы провели в интересном знакомстве с заповедниками, их назначением и обитателями. Потом оформили стенгазету рядом с нашим календарем и своими руками сделали мини-заповедник с которым потом играли.





А вот Всемирный день снега так, как запланировали провести не смогли: хотели устроить игры со снегом и сделать разные постройки, но всю неделю снег так и не пошел. Но зато мы поиграли в интересную мультимедийную игру, которую я сделала на сравнение льда и снега, но к сожалению, она не загружается. Желающие, как всегда, могут обращаться на электронную почту. Спасибо, что заглянули в гости!

Организация: МБДОУ «ЦРР – Карагайский детский сад №3»

Населенный пункт: Пермский край, с. Карагай

Проблема взаимодействия с семьей становится особо актуальной на современном этапе. Закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверия. Это требует от педагогов построения нового содержания и форм взаимодействия с детьми и родителями. Так появилась идея создания эколого-краеведческого календаря «Люби и знай свой край родной» на 2018 год, разработанного на региональном содержании.

Большую роль играет в эколого-краеведческом образовании изучение народного календаря во все времена года, привязанного к данной местности и данным природным и погодным условиям. Разработанный педагогический проект «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной» для детей 5-6 лет по обогащению социокультурного опыта дошкольника в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) построен на народном календаре, годичном цикле труда русского народа. Народный календарь из поколения в поколение передавал народные знания о природе. Календарь дает ребенку возможность познать и увидеть удивительную красоту родного края. Все, что нас окружает: воздух, вода, солнце, растения, животные – тесно связаны между собой и человеком. Это большой дом, в котором мы живем и важно вызвать у детей желание изучать, любить и беречь этот дом. Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.

Цели и задачи проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

Цель: Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности ДОУ, оказание им помощи в нравственно-патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

  • обогащать практический опыт родителей способами и методами активного взаимодействия с детьми дошкольного возраста;
  • содействовать формированию и поддержке у родителей позиции субъектности (собственной активности) как основного механизма воспитания и развития ребенка;
  • поддержать образовательные инициативы родителей как первых и основных воспитателей детей в развитии собственной психологической и педагогической компетентности;
  • содействовать развитию культуры детско-родительских отношений и партнерских отношений семьи и детского сада.

Этапы реализации проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

Проект реализуется в течение 2018 года в несколько этапов:

1 этап – организационный (знакомство родителей с положением о реализации проекта);

2 этап – основной (реализация проекта);

3 этап – рефлексивный (обобщение результатов, проведение итогового мероприятия «Круглый год к нам праздник идет»)

Участники проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

Участниками проекта являются воспитанники, педагоги и родители воспитанников, также ими могут стать другие члены семей воспитанников детского сада и их заинтересованные друзья и партнеры.

Порядок реализации проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

Календарь располагается в приемной и включает: двустороннюю обложку, содержащую краткую аннотацию; общие рекомендации по использованию календаря с указанием возраста; описание системы используемых в календаре условных обозначений; описание 3 разделов календаря (каждый из которых рассчитан на 12 месяцев календарного года).

Календарь составлен и структурно оформлен по определенным разделам:

Раздел «О чем расскажет календарь» («календарная сетка» 12 месяцев 2018 года, с выделением конкретных дат/событий на основе народного календаря):

  • На 12 страницах раздела календаря представлена «календарная сетка» (365 дней 2018 года) в хронологической последовательности;
  • в календарной сетке цветом выделены даты/события, места (и объекты), туристические маршруты для детей, являющимися значимыми в соответствии с тематикой календаря (например в марте цветом выделены в календаре народные праздники: Василий-капельник (15 марта), Герасим-грачевник (17 марта), Сороки (22 марта).

Раздел «Интересные даты, события, места и объекты Карагайского района» (краткое описание выделенного содержания 12 месяцев 2018 года): на 12 страницах раздела Календаря (в каждом месяце) представлено краткое описание содержание выделенных дат, событий, мест и объектов, детских туристических маршрутов. Содержание описания понятно для всех участников образовательных отношений (дети и родители) в соответствии с их возрастными возможностями, отвечает требованиям логической последовательности изложения материала. Описание имеет иллюстративное сопровождение в виде рисунков, фото, соответствующих требованиям логической последовательности изложения материала.

Раздел «Путеводитель ВМЕСТЕ» (описание способов и форм совместного взаимодействия воспитывающих взрослых, и детей). Данный раздел состоит из двух взаимосвязанных частей: одна – предлагаемая детским садом для детей и родителей; вторая – проектируемая семьями воспитанников в логике интересных дат, событий, мест и объектов Карагайского района, праздничных традиций и креативных предложений.

Информационная часть календаря для родителей разрабатывается педагогами с учетом народного календаря и включает в себя следующие блоки:

«Маршрут выходного дня» – В этом разделе мы предлагаем посетить красивые места Карагайского района (ботанические памятники природы регионального значения «Боронятский бор», «Зюкайский обрыв», природный ботанический резерват «Карагайский лес», историко-природный комплекс «Графский бор», и Пермского края (архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Хохловка»), побывать на экскурсиях.

«Бабушкин сундучок» – Во время народных праздников наши предки готовили куклы-обереги. В «бабушкином сундучке» представлены технологические карты изготовления обрядовых кукол-оберегов. Эти куклы имели большое значение для наших предков, являлись частью культуры всего человечества. Как и любое действо, изготовление календарных народных кукол часто опиралось на различного рода важные даты (к зимним праздникам - кукла «Коляда», перед Троицей – кукла «Кукушка», на Покров - кукла «Десятиручка», и т.д.).

«Экспериментирование» – в этом разделе описаны опыты и эксперименты, которые можно легко и безопасно организовать дома («Выявление механизма образования инея», «Сделаем радугу в домашних условиях», «Растения пьют воду» и т.д.). Ребенку интересно исследовать мир, быть первооткрывателем. Он познает новое в знакомом и удивляется неизведанному. Так начинается экспериментирование.

«Развивалочка» – в данном разделе мы предлагаем вместе с детьми выполнить разные игровые задания и упражнения («Найди предметы на картинке», «Какая птичка улетела из домика?», «Назови живые и неживые предметы», «Что растет на дереве? и др.)

«Мастерилочка» – В этом разделе вам предлагается смастерить поделки, которые будут долго напоминать ребенку о прошедших праздниках (в канун праздника Зиновий-синичник» (12 ноября) предлагается смастерить с детьми кормушки для птиц, в праздник Спиридона-солнцеворота (25 декабря) – солнце).

«Семейные традиции» – из поколения в поколение передавались семейные традиции, потому что ничто так не сплачивает семью как традиции, которые являются определенными правилами поведения. Они помогают человеку быть понятым, проявлять заботу о других людях. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Традиции русского народа очень богаты и о некоторых из них рассказывает календарь: во время святок можно нарядиться в необычные костюмы, разучить с детьми колядки и сходить в гости к друзьям и знакомым, отмечать Масленицу с играми и блинами – замечательная семейная традиция, а в праздник Сороки можно испечь булочки в виде птиц «жаворонков» и т.д.

Вторая часть календаря – вариативная, ее заполняют родители. За основу взяты сезонные, народные, всемирные, всероссийские государственные, районные праздники. Данная часть календаря содержит рубрики: «Любопытно…» (информация об истории и атрибутах народных праздников, стихи местных поэтов о природе родного края), «Есть идея!» (креативные идеи проведения праздника в семье), «Добро пожаловать» (желающие родители приходят в группу, рассказывают о праздниках, становятся участниками творческой мастерской, организатором викторины и других видов совместной деятельности), «Вместе интересно!» (родители делятся опытом организации семейного выходного: семейные чтения, прогулки на природу и по улицам родного села, экскурсии в музей и др.). Также во второй части календаря педагоги размещают анонсы совместных мероприятий детского сада и семьи (в соответствии с планом взаимодействия: собрания, праздники, соревнования, концерты, выставки, экскурсии и пр.), а также рекомендации для их подготовки.

По итогам реализации проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной» будут организованы мероприятия по рефлексии полученного опыта и определению дальнейших перспектив развития в следующих формах:

  • анкетирование всех участников проекта;
  • круглый стол;
  • итоговое познавательно-развлекательное мероприятие для детей и родителей «Круглый год к нам праздник идет».

Для поддержки активных участников проекта педагогами группы предусматриваются поощрения в виде Благодарственных писем.

Критериями результативности данного проекта является создание качественно новых отношений между родителями, детьми и педагогами:

  • повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения, раскрытие их творческого потенциала через активное участие в мероприятиях, проявление инициативы в организации и проведении мероприятий для детей;
  • повышение уровня и качества родительского общения через постоянный обмен опытом семейного воспитания с помощью рубрик календаря «Вместе интересно» и «Есть идея!»;
  • повышение уровня личного общения семей через организацию семейных прогулок и туристических походов.

Литература:

  1. Истоки. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М., изд. «Сфера», 2017.
  2. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников:/Николаева С.Р. и др. – СПб: «Детство-Пресс», 2004.
  3. Сайт Карагайской межпоселенческой библиотеки – karalib.permculture.ru
  4. Сборник статей научно-практической конференции «Праздничная культура народов Прикамья». – Редакционно-издательский отдел МБУК «Карагайский краеведческий музей», 2016 г.

Календари природы как метод экологического воспитания детей

Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть прослежены различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Отображение событий картинками, значками или схематически имеет значение, прежде всего, для эффективности самого наблюдения - ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. Поэтому ведение календарей развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

Особое значение для экологического воспитания дошкольников имеют календари-ширмы, в которых одни и те же объекты зафиксированы через равные промежутки времени. Например, растущее и развивающееся растение регулярно один раз в неделю зарисовывают в календаре. В этом случае обобщающая роль календаря заключается в том, что несколько его страниц позволяют сопоставлять объект, который изменяется в результате его роста и развития. Рисунки лучше, чем само наблюдение, помогают выявить, что изменилось (выросло, появились новые листья, бутоны и т. д.) и что осталось неизменным.

Особое значение имеет такой календарь-ширма, в котором фиксируются не только изменения объекта наблюдения (растения), но и условия, при которых эти изменения происходили, т. е. собственно экологические связи: зависимость состояния, роста и развития растения от факторов внешней среды. В этом случае связи в природе становятся наглядными: календарь помогает воспитателю продемонстрировать их детям. Для дошкольников это важно потому, что причинно-следственные связи они познают на уровне наглядно-образного мышления.

Руководителю семинара необходимо уделить специальное внимание «недельной методике ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы». Ее описание имеется в технологиях экологического воспитания детей всех возрастных групп.2 Главные особенности этой методики заключаются в следующем:

Наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируются на одну неделю каждого месяца (отсюда название методики - «недельная»). Оптимальным вариантом являются вторая или третья неделя;

Одна неделя в месяц обязательных ежедневных наблюдений с детьми независимо от различных обстоятельств (плохой погоды, подготовки к празднику, медицинских мероприятий и пр.) позволяет воспитателю проводить данный цикл наблюдений интересно, разнообразными приемами, позволяет наращивать у старших дошкольников самостоятельность в видении и оценке природных явлений;

Наблюдения за природой являются экологическими, т. к. они сочетают в себе комплекс взаимосвязанных явлений: прослеживают зависимость сезонного состояния объектов живой природы (растений, животных, человека) от факторов неживой природы (погоды). Эта зависимость наглядно представлена в календарях природы;

Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, в конце недели изображается картина живой природы, отражающая состояние растений и животных участка в данную неделю данного месяца. В зависимости от возраста фиксация наблюдений осуществляется либо готовой картинкой, либо значками-пиктограммами и рисунком;

Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным контролем воспитателя, который вначале показывает, обучает, а затем помогает и контролирует самостоятельные действия детей. Работа с календарем развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников;

Заполненный календарь природы (не менее трех месяцев) отражает сезонные изменения природы, ее экологическую закономерность - зависимость состояния растений и животных факторов неживой природы. Страницы календаря, представленные одновременно, - это наглядно-образная модель измеряющейся природы, которая позволяет формировать у старших дошкольников динамические, обобщенные представления о сезоне, помогает им понять закономерный характер изменений природы в каждый сезон.

Промежуток в три недели между спланированными наблюдениями позволяет: а) заметить детям яркие изменения в природе; б) возобновить интерес к наблюдениям у воспитателей детей, и поэтому осуществить их и работу с календарем качественно; в) сэкономить учебное время и использовать его для других педагогических мероприятий.

Тема «Календари...» рассматривается на семинаре в течение всего учебного года: в сентябре-ноябре - это знакомство с «недельной методикой наблюдений за сезонными явлениями природы», в январе - это обсуждение календарей наблюдений за птицами, в конце зимы - начале весны - это выращивание огорода на окне, цветочной рассады и ведение календаря наблюдений за растущим растением, летний период - это огородный календарь». Каждое теоретическое сообщение на семинаре сопровождается практическими заданиями для воспитателей. При этом они практикуются в следующих моментах: правильном изготовлении календарей для своей возрастной группы; в методике проведения наблюдений за объектами природы и фиксации их в соответствующих календарях; в использовании заполненных календарей на занятиях, формировании по ним у старших дошкольников обобщенных представлений о природе.

Руководитель семинара может также объявить конкурс на лучшее изготовление и использование календаря природы. При этом заключительным этапом конкурса обязательно должен быть открытый просмотр мероприятий с детьми, проводимых всеми воспитателями - участниками конкурса, чтобы в оценку входили не только внешний вид календаря, но и методика работы с детьми по его использованию.


Миколюк Ольга Федоровна