Сенсорное развитие дошкольного возраста через дидактические игры. Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

План самообразования на 2016 – 2017учебный год.

Тема: « Сенсорное воспитание детей через дидактические игры »

Цель: развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры и упражнения.

Задачи:

    Научить детей различать основные цвета;

    Навыки цветого восприятия;

    Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    Воспитывать интерес к дидактическим играм;

    Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия;

    Развивать мелкую моторику рук;

    Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей;

    Совысить уровень знаний родителей по теме «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет».

Ожидаемые результаты:

    закрепление знаний детей о цвете, форме, величине, размере предметов, положении их в пространстве;

    сформированные представления о разновидностях дидактических игр и

основных приемах игры на них;

    сотрудничество воспитателей и семьи по проблемам воспитании сенсорных способностей у детей, родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

Выход темы:

    консультация для родителей.

    консультация для педагогов.

    родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику».

    картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей

Формы работы с родителями и детьми:

Родители:

    сотрудничество через консультации;

    родительские собрания, беседы;

    совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

    Специальные занятия по сенсорному воспитанию

    Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

    Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

    Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

    Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

    Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Актуальность

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых – это накопление разнообразного сенсорного опыта.

План работы по самообразованию

    Изучить литературу по данной теме.

    Внедрить в работу с детьми.

    Составить картотеку игр по сенсорному развитию способностей у детей через дидактические игры.

План работы по самообразованию

Название мероприятия

Время проведения

Изучение литературы по теме

Август, сентябрь

Сентябрь, октябрь

Составить картотеку игр по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры.

В течении года

Анкета для родителей

"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Сентябрь

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры»

Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие и дидактические игры

по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей»

Папка-передвижка по сенсорике

Консультация для родителей «Сенсорные игры дошкольников»

Привлечение родителей к изготовлению игр по сенсорному развитию детей.

Выставка дидактических игр, игр сделанных руками родителей.

Индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей

В течении года

Презентация проекта по «Развитию сенсорных способностей у детей через дидактические игры»

Проведение родительского собрания

«Путешествие в страну Сенсорику»

Работа с родителями.

«Чему научился ребенок во второй младшей группе?». Ознакомление родителей с результатами диагностирования по сенсорному развитию детей.

Работа с детьми

Сроки

Формы работы

Месяц,

недели

Цвет

Форма

Величина

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития.

Диагностика детей: выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

неделя

Познакомить детей с цветами. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий,

зеленый, белый,

Д/игра «Спрячь мышонка».

Цель: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи, определять и называть цвета.

Знакомство с формой: квадрат,

прямоугольник,

треугольник, овал, круг.

Д/игра: «Птичка в клетке».

Трубочки для коктейля: Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

Знакомство с параметрами трех величин.

Д/упр: «Накорми мишек»

Октябрь

1 неделя

Д/игра «Разложифигуры по цвету». Цель: закреплять представления о шести цветах, закреплять названия цветов спектра.

Продолжать учить детей определять предметы по цвету.

Д/игра «Собери пирамидку из колец». Цель: закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания.

Д/игра «Собери матрешку». Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.

Задание на доске . Подбери по росту

2 неделя

Д/игра «Собери овощи». Цель: познакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры).

Наблюдение на прогулке полюбоваться разноцветным окрасом листьев.

Пальчиковая игра «Листопад, листья желтые летят».

Работа со стержнями для нанизывания цветных колец.

Д/игра «У кого такая же?». Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.

Рассматривание иллюстраций «Овощи».

Пальчиковая игра «Прыг - прыг».

Д/игра «Сложи бочонки». Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине.

Пальчиковая игра «Мед в лесу медведь нашел».

Физминутка «Дом большой и маленький».

Знакомство с плакатом «Овощи».

На прогулке изготовление песочных куличей.

3 неделя

Д/игра «Собери фрукты по цвету». Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.

Лепка «Вкусные ягоды».

Подвижная игра «Запомни свой цвет».

Д/игра « Найди такую же». Цель: учить детей группировать предметы, имеющие одинаковую форму.

Изучение плаката «Фрукты».

Подвижная игра «Светофор».

Д/игра «Разложи яблоки по величине». Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Подвижная игра «Раздувайся пузырь».

Рассматривание плаката «Осень».

4 неделя

Д/игра «Спрячь мышку». Цель: закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии.

Загадка «Мышь»

Чтение стихотворения С.Я.Маршак «Светофор».

Ответы на вопросы по картине «Едем в поезде».

На прогулке полюбоваться красками осеннего пейзажа.

Д/игра « Найди что-нибудь круглое». Цель: закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу.

Подвижная игра

«Ровным кругом».

Рисование «Светофор».

ЛЕГО «Найди такую же».

Д/игра «Собери башенку». Цель: закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания.

Пальчиковая игра «Башенка»

Чтение рифмовки «По дороге длинной…»

Рукоделие с родителями – изготовление осенних бус.

Ноябрь

1 неделя

Д/игра «Что нужно куколке красавице?». Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Пальчиковая игра «Божья коровка».

Чтение рифмовки «Куколка-красавица всем ребятам нравится».

Рассматривание иллюстраций «Одежда».

Д/игра «Собери бусы». Цель: учить чередовать предметы по форме.

Подвижная игра «Мы топаем ногами…».

Пересказ сказки «Репка».

Рисуем на песке разные фигуры.

Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.

Д/игра «Подбери одежду для куклы». Цель: соотносить предметы по величине.

Чтение рифмовки: «Встали куколки с утра, одеваться им пора».

Потешка «Сверху репка зелена…».

Наблюдение на прогулке: высокие и низкие деревья.

2 неделя

Д/игра «Подбери машинку по цвету».

Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.

Продолжать учить детей соотносить фигуры по цвету. Познакомить детей с синим цветом.

Сюжетно-ролевая игра «Едем на машине».

Д/игра «Найди предмет такой же формы».

Цель: учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Лепка «Шарики».

Д/игра « Найди такое же колечко».

Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания.

Рассматривание комнатных растений.

3 неделя

Д/игра «Что подарила бабушка?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Рассматривание картины «Кошка с котятами».

ЛЕГО-материал «Собери конструкцию из красных деталей».

Заучивание потешки «Наша Маша маленька».

Д/игра «Подбери по форме». Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков.

Чтение рифмовки «Что купили мишке?»

Подвижная игра «Добеги до своего флажка».

Рассматривание иллюстраций «Мебель».

Д/игра «Что привез Мишутка?» Цель: формировать представления о геометрических формах.

Знакомство с плакатом «Домашние животные и их детеныши».

Наблюдение на прогулке - кошка с котятами.

Потешка «Большие ноги шли по дороге».

Работа с цветными палочками.

4 неделя

Д/игра

Цель: Учить детей различать и называть цвета.

Д/игра «Бабочка»

Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.

Игра «Снеговики»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки

Пальчиковая игра

Д/игра «Новоселье у куклы Наташи».

Цель: учить детей определять величину предмета».

Ноябрь

Фотовыставка «Дидактические игры нашей группы»

Декабрь

1 неделя

Д/игра «Украсим елочку». Цель: группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Поручение в изо - уголке – расставить карандаши по цвету.

Проведение опыта с водой.

Чтение потешки «Ослик черный, беломордый…».

Д/игра «Подбери фигуру». Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.

Наблюдение на прогулке – рассматриваем облака.

Работа с раскрасками.

Рассматривание плаката «Зима».

Д/игра «Башня из кубов». Цель: учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине.

Настольный театр «Маша и медведь».

ЛЕГО-материал «Чья конструкция выше?».

Рисуем на снегу – разные дорожки.

Ответы на вопросы по картине «Строим дом».

2 неделя

Д/игра «Найди нужный цвет»

Цель: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.

Продолжать учить детей различать цвета правильно соотносить с цветными шариками.

Д/игра «Цветные колпачки»

Цель: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

Учить детей различать геометрические фигуры треугольник, квадрат, круг.

Д/игра «Разложи собачек по росту». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.

Д/игра «Бусинки»

3 неделя

Д/игра «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Чтение рифмовки «Мы с тобой сейчас пойдем и шары все разберем».

Вечер рукоделия – изготовление фонариков и витражей.

Д/игра «У зайки день рожденья, готовим угощенье». Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Наблюдение на прогулке – любуемся снежинками.

Рисуем на снегу – разнообразные снежинки.

Д/игра «Спрячь шарик в ладошках». Цель: соотносить действия с величиной.

Загадка «Снежинка».

Наблюдение на прогулке – Чьи следы больше?

Физминутка «большие ноги…».

Чтение потешки «Высоко звезда восходила…».

4 неделя

Д/игра

Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, синий, зеленый, белый, желтый).

«Найди твой цвет»

Цель: Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

Д/игра

Учить детей группировать геометрические фигуры по коробкам. Развивать внимание.

«Угадай на вкус»

Цель: Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Д/игра «Ежик». Цель: учить детей соотносить предметы по величине, закреплять знания слов «больше», «меньше».

Семейный досуг – изготовление рождественских свечей.

Январь

1 неделя

Д/игры «Какого цвета не стало?» Цель: подобрать необходимый цвет для предмета.

Лото «цвет и форма».

Окраска воды – цвет.

Д/игра «Какого цвета не хватает?»

Цель: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.

Д/игра «Из каких фигур состоит?» Цель: нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

Какой формы

предметы в нашей группе?

Д/игра «Вкладыши»

Цель: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

Д/игра «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая» Цель: разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам.

«Построим башню» - величина.

Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» .

2 неделя

Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур на плоскости.

На прогулке рассмотреть краски зимнего пейзажа.

Сюжетно-ролевая игра «Угощаем чаем».

ЛЕГО-материал – «Создай конструкцию так, чтобы верхняя деталь была зеленой».

Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски».

Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.

Рассматривание шаров на елке.

Рисование предметов круглой формы.

Подвижная игра «Карусель».Цель:развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Д/игра «Подбери машинку для мишки». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине

Игра со снегом - лепим снежные комочки.

Чтение сказки «Снегурушка и лиса».

Пальчиковая игра «Зайчик».

Задание с раскрасками.

3 неделя

Д/игра

Продолжать учить детей различать и называть цвета

Д/игра «Обведи и заштриху»

Цель: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

Д/игра

Продолжать учить детей различать и называть геометрические фигуры.

Д/игра «Разноцветные прищепки»

Цель: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

4 неделя

Д/игра «Найди такой же цветочек»

Цель: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

Д/игра «Покажи такую же»

Цель: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.

Д/игра «Большой, поменьше, маленький»

Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Февраль

1 неделя

Д/игра «Выкладывание орнамента». Цель: выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур.

Физминутка «Во дворе у Толика беленькие кролики…».

Раскрашивание раскрасок карандашами.

Работа с разноцветной мозаикой.

Д/игра «Сложи снеговика». Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Рисование на снегу кругов разной величины.

Рассматривание иллюстраций «Обувь».

Чтение рассказа Е.Павловой «Чьи башмачки?».

Д/игра «Разные круги». Цель: учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины.

На прогулке постройка снежной горки для мишки.

2 неделя

Д/игра

Учить детей чередовать предметы по цвету.

Д/игра «Бусинки»

Цель: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

Д/игра

Продолжать учить детей соотносить однородные предметы по величине.

3 неделя

Д/игра «Чередование флажков». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету.

Чтение рифмовки «В магазин с тобой пошли, что же там увидели?»

Подвижная игра «Увидали флажок».

Д/игра «Подбери к шарикам круги». Цель: соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).

Пальчиковая игра «Шарик».

Работа с родителями – печем блины.

Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Чтение рифмовки «Мы с тобой сейчас пойдем…».

Наблюдение на прогулке – какая птичка больше?

4 неделя

Д/игра

Формировать представление детей о разных цветах.

Д/игра

Д/игра “Бусы из солёного теста”. Цели:укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

Д/игра

Март

1 неделя

Д/игра «Окраска воды». Цель: ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.

ЛЕГО-материал «Создай конструкцию так, чтобы нижняя деталь оказалась синей».

Пальчиковая игра «Зайка серый умывается».

Ответы на вопросы по картине «Катаем шары».

Д/игра «Что в мешочке лежит?». Цель: закреплять знания детей о форме.

Рисуем с трафаретом.

Работа с предметными картинками для последовательной группировки по форме.

Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие».

Подвижная игра «Волчок».

Д/игра «Разрезанные картинки» Цель: учить детей составлять предмет из частей.

Наблюдение на прогулке - рассматривание сосулек.

Работа с цветными палочками.

Настольный театр «Три медведя».

2 неделя

Д/игра «Собери гирлянду» Цель: (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

Закреплять знание детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Д/игра « Разноцветные кружки» Цель: (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их.

Д/игра «Кто высокий?». Цель: учить детей понимать относительность высоты предмета.

Учить детей сравнить предметы по величине.

Пальчиковая гимнастика:

«Капустка».

3 неделя

Д/игра «Найди в группе игрушки (красного) цвета». Цель: выявлять способности устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета.

Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч».

Поручение – разобрать детали конструктора.

Д/игра «Геометрическое лото». Цель: ознакомление детей со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической формой.

Наблюдение на

прогулке - за облаками.

Работа с разрезными картинками.

Д/игра «Построим дом». Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Работа с родителями – лепить из теста печенье.

Наблюдение на прогулке – сравнить высоту кустов и деревьев.

Чтение сказки «Лиса и журавль».

4 неделя

Д/игра «Нанизывание кольца на шнурок»

Цель: Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

Д/игра «Сделай картинку». Цель: учить детей составлять картинку из разных частей.

Пальчиковая гимнастика: «Братики-пальчики».

Д/игра «Кукле Кате пора спать». Цель: развивать глазомер при выборе предметов.

Пальчиковая гимнастика:

Апрель

1 неделя

Д/игра «Мозаика». Цель: учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета».

Физминутка «На болоте две подружки…»

Работа с предметными картинками для последовательной группировки по цвету.

Настольный театр « Волк и семеро козлят».

Рассматривание плаката «Весна».

Д/игра «В стране фигурок». Цель: закреплять знания детей о форме, учить подбирать предметы по геометрическому образцу.

Наблюдение на прогулке «Какой формы солнце?».

Работа с набором плоскостных геометрических форм.

Д/игра «Длинное-короткое». Цель: формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины.

ЛЕГО- материал «Чья дорожка длиннее?».

Поручение в изо - уголке расставить кисточки.

Чтение рифмовки «Ушки длинные у зайки…».

2 неделя

Д/игра «Полосатые коврики». Цель: учить детей практически применять знания, полученные ранее, сравнивать по цвету.

Д/игра

Сортировка мелких предметов: сортировать по цвету, форме, размеру мелких предметов, (бусинки).

Д/игра «Широкое -узкое». Цель: формировать у детей восприятие новых качеств величины.

Болты и гайки: накрутить гайку на болт.

3 неделя

Д/ игра «Что нужно кукле?». Цель: учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

На прогулке рассмотреть краски весеннего пейзажа.

ЛЕГО-материал «Создай конструкцию так, чтобы желтая деталь оказалась над красной».

Подвижная игра «Мяч».

Д/игра « Собери картинку». Цель: учить детей видеть форму в предмете, составлять целое из геометрических фигур.

Рисование с трафаретом.

Рисуем мелом на асфальте.

Д/игра «Веселые матрешки». Цель: учить детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

Сюжетно-ролевая игра «Уложи куклу спать».

Работа с предметными картинками для последовательной группировки по величине.

Чтение сказки «Кот, петух и лиса».

4 неделя

Д/игра «Подбери фигуру»

Цель: Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

Закреплять знание цветов. Учить детей правильно соотносить с формой.

Пальчиковая гимнастика: «Кошки-мышки».

Д/игра «Включи - выключи, открой - закрой»

Цель: Продолжать развивать моторику кистей рук, умение пользоваться выключателями, щеколдами, шпингалетами, крючками.

Д/игра

Развивать зрительное внимание, упражнять в умении сравнивать предметы, по величине раскладывая от самого маленького до самого большого.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Список использованной литература:

1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

7. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

8. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

9. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

10. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

11. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

12. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

13. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

14. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.

15. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

16. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011

Бороденко Елена

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ .

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная . Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Кроме того преподнесение информации об окружающем мире в игровой форме намного быстрее заинтересует и привлечёт внимание крохи. Именно поэтому так важно предлагать ему различные игры , направленные на улучшение внимания, памяти, воображения, связной речи.

Развивающие игрушки .

Рамки-вкладыши впервые придумала Мария Монтессори. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте одного года – полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру.

Рамки-вкладыши развивают мелкую моторику , формируют умение зрительного соотнесения формы, закрепляю навыка соотносящего действия прикладывания.

Матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия. Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов, способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей .

Матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка . Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики .

Матрешка – это дидактическая игрушка . Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей , расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку. В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.

Мозаика. Очень хорошо для сенсорного развития помогают игры с мозаикой . Мозаика способствует решению коррекционных задач, так как фишки могут быть разного цвета, формы, величины, а для ориентировки существуют поля разнообразного размера. Мозаика замечательно развивает моторику рук у ребёнка. При создании различных изображений у ребёнка формируется образное мышление и воображение. Располагая фишки в определённой последовательности, у ребёнка формируется логическое мышление. И, несомненно, при собирании мозаики у ребёнка вырабатывается усидчивость, что благоприятно скажется на дальнейшем обучении.

Игры – шнуровки развивают координацию движения ручек, усидчивость, терпение. При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, развивать логику , знакомить с новыми понятиями. В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки - просто стежки, стежки крест-накрест. Научите кроху накладывать предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом прошнуровать, завязывать бантики. Помните, что вторая часть - работы - отшнуровать детали - не менее, если не более сложна, чем первая.

Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое место. Ребенок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться ориентироваться на плоскости.


Пирамидки собирали еще наши родители, деды и бабушки. Эта игрушка никогда не надоедает, дети любят возиться с колечками, нанизывая их на палочку. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста , конечно, невозможно без наличия логических игр. Пирамидка способствует развитию абстрактного мышления, умения мыслить аналитически, сравнивать предметы между собой. Как правило, колечки у игрушки окрашены в разные цвета, чтобы вызвать у малыша существенный интерес. И как приятно ему наблюдать за сложением пластмассовых кружочков, особенно, когда все получается с первого раза! Но иногда приходится и потрудиться, что называется, попотеть.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов : зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии , прогрессирует.


Публикации по теме:

Отчет по самообразованию за 2016 -2017 учебный год. Цель: повышение уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей раннего возраста (из опыта работы) Современные родители хотят, чтобы их дети умели читать, писать, говорить на иностранном языке. Но, к сожалению, нужно не меньше, а то и.

Пояснительная записка: Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы: - изучение методической литературы - изучение опыта коллег - посещение занятий.

Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры. Подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад №7» г.Лиски Воронежской области Чибисова Н.В. Раннее детство – это особый период в жизни ребёнка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребёнка как личности. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положения в пространстве,а также запахе,вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно оно служит основой познания мира. Видные представители дошкольной психологии и педагогики Я.А.Коменский, О.Декроли, Ф.Фребель, М.Монтессори, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина и другие, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности -это включение задач сенсорного воспитания. Их связь, с содержательной для ребёнка деятельностью, позволяет педагогу формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей. Практически действуя с предметами, ребёнок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребёнка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов (термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В.Запорожцем и нашёл широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников). Эталоны цвета (В качестве которых выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности) эталоны формыгеометрические фигуры эталоны величины метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоение сенсорных эталонов- это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. Огромное значение сенсорное развитие имеет для детей от 0 до 3 лет, так как они знакомятся с миром через органы чувств. На втором-третьем году жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. У него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важная роль, особенно в раннем возрасте, должна принадлежать дидактическим играм. Ранее упомянутые педагоги разработали разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Но анализ используемой программы и методы разработок, позволяет сделать вывод о необходимости разработки новых дидактических игр для закрепления и систематизации сенсорного воспитания. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста связано с их мозгом, который активно развивается в этот период. Мозг является движущей силой познавательной деятельности малыша. Ребёнок, получая множество впечатлений, упражнений и материалов для восприятия, развивает зрение, слух, вкусовые ощущения, обоняние, осязание. Для развития сенсорного восприятия необходимо развитие мышления, воображения, запоминания, которые в дальнейшем необходимы для процессов анализа, обобщения, сравнения и умозаключения. Если не заниматься сенсорным развитием в ранний период,то недоработки отразятся на способности к обучению, причём они будут заметны в начальной школе, из-за недостаточной точности и гибкости восприятия. Но не нужно забывать, что сенсорное развитие у разных детей будет отличаться. У некоторых детей сильнее развито зрение. Такие дети легче запоминают образы, охотнее рассматривают, чем слушают, они любят рисовать,рано начинают писать. Другие, воспринимают всё на слух, любят музыку, слушают чтение взрослого, они рано начинают говорить, хорошо запоминают стихи. Следующая группа детей изучает всё на ощупь, находятся в постоянном движении, такие дети любят, чтобы их гладили и целовали, т.е. к ним надо часто прикасаться, они активны в движениях и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Поэтому, мы уделяем внимание всем детям, как сильным, так и слабым. Как же происходит сенсорное развитие в раннем детстве? Оно происходит с помощью узнавания цвета, формы, величины предмета и т.д. Поэтому ребёнок всегда трогает предмет, берёт его в рот, чтобы понять, что он из себя представляет. Чтобы познать предмет со всех сторон, ребёнок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту, наши дети, также как и мы когда-то, познают и обогащают представления о мире. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получил благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но всё, что ребёнок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться словесно взрослым. Ребёнок получит полную информацию о предмете, явлении, деятельности, если педагог использует все виды сенсорного воздействия на сенсорную систему ребёнка. Нельзя педагогу забывать об эмоциональном фоне, который создаёт благоприятные условия для усвоения информации и применения её в дальнейшем. Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста по сенсорному развитию ставились и решались следующие задачи: -формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, жёлтый, синий, зелёный), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус, крыша, кирпичик), количестве (много, один), различать величину: большой- маленький, узкий- широкий, высокий- низкий, длинный- короткий; -создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическим материалом; -воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата. Литература: 1. Л.А. Венгер; Э.Г. Пилюгина; Н.Б. Венгер- «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М. «Просвещение», 1988г; 2. Э.Г. Пилюгина- «Занятие по сенсорному воспитанию» М. «Просвещение», 1983; 3. Предметная среда сенсорика. Экология. – Программа «Развития», Москва 2007 г.; 4. А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя» М. «Просвещение», 1983 г. 5. Интернет-ресурсы. ...

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры. Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры (актуальность проекта и предполагаемая работа по самообразованию ) .О собое значение в настоящее время является вопрос о раннем развитии детей . Основным видом деятельности детей младшего дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, воображение, мышление, дисциплинированность, ловкость, мелкая моторика рук и т. дПоэтому с точностью можно сказать что, сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка дошкольного возраста, а также имеет самостоятельное значение , как полноценное восприятие необходимое для успешного обучения и развития ребенка в детском саду . С енсорное воспитание ребенка младшего дошкольного возраста – это прежде всего развитие его восприятия и формирования представлений о таких важнейших свойствах предметов как форма , цвет, величина, положение в пространстве, а также запах и вкус. Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития , т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир .С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия , являются результатом их переработки . Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие .Р ебенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов , в частности игрушек и предметов домашнего обихода . И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания , так или иначе, воспринимает все это . Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное , планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой .З начение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду .Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей .П роведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта , направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста .О сновные направления будущей работы по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет : 1. Формирование практических способов ориентировки . « поисковая» , результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов,а также формирование системы «взор-рука» .Важно формировать зрительно – тактильное восприятие , когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их. Примеры дидактических игр : «Какой формы?» , «Волшебный мешочек» , «Найди на ощупь» , «Платочек для куклы» , «Узнай фигуру» , «Найди пару» , «Игры с прищепками» и т. д. 2. Формирование восприятия цвета . Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка . Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается инструкция : Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.) а втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет. Примеры дидактических игр : «Спрячь мышку» , «Подбери по цвету» , «У кого какое платье» , «Листочки для дерева» , «Собери маме бусы» , «Воздушные шары» , «Какого цвета не стало?» , «Разноцветные бусы» , «Разложи карандаши по коробочками » , «Бусы из соленого теста» и т. д. 3. Формирование восприятия формы . Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры . С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета , то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью. Примеры дидактических игр : «Составь фигуру» , «Сложи узор» , «Найди такой же» , «Какой предмет лишний ?» , «Из каких фигур состоит?» 4. Формирование восприятия величины . Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность : постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками. В этих играх не только формируются представления о величине предметов , но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления . Проводятся также игры с матрешками и пирамидками. Примеры дидактических игр : «Башня» , «Что там?» , «Сбор фруктов» , «Самая длинная, самая короткая» , «В какую коробку?» , « Дальше-ближе » , «Разноцветные кружки» и т. д. 5. Формирование восприятия пространственных отношений. Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения , восприятия расположения частей тела (схемы тела. ) С ледует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом , сколько предварительной подготовкой , которую получили дети. Примеры дидактических игр : «Оденем куклу» , «Покажи, что назову» , «Где спрятана игрушка» , «Что изменилось?» , «Где я?» , «Прятки» и т. д. Ожидаемый результат по сенсорному воспитанию : Дети научаться различать основные цвета; Познакомятся с величиной и формой предметов ; У детей сформируются навыки самостоятельной деятельности ; Воспитается познавательный интерес, любознательность; Развитие у детей обследовательских умений и навыков; Развитие мелкую моторику рук; Повысится уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей ; Повысится самооценка детей , их уверенность в себе; У детей разовьются творческие способности, любознательность, наблюдательность; Сплочение детского коллектива.

Людмила Бендик
Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры »

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь , неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов.

Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.

От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие . Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

В процессе практических действий с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения - дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию , усваивает все сенсорные эталоны . Игра выступает средством сенсорного развития и воспитания .

Свою работу по сенсорному развитию я начала со сбора информации по данной проблеме, изучила педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников .

В своей работе решаю следующие задачи :

Продолжать знакомить с цветами спектра : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре;

Знакомить детей с величиной и формой предметов

Формировать навыки самостоятельной деятельности.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учётом возраста детей . Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Для формирования элементарных математических представлений я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения :

-игры головоломки ,

-игры шутки

-игры с занимательными вопросами : «Почему овал не катится?» , «Кто быстрее найдёт» , «Незаконченные картинки» , «Живые числа» , «Подбери по цвету» , «Один - много» . В 2015 году на педагогических чтениях выступала воспитатель и интересно рассказала о палочках Кюизенера, логических блоках Дьенеша. Мы тоже приобрели эти игры и специальные альбомы к ним. Детям очень интересно. Они яркие, занимательные, играть с ними детям очень нравиться.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создала сенсорный уголок , который наполнила дидактическими играми познавательного направления на развитие цвета, для закрепления знаний о форме, величине, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом » . Я, объясняю родителям игру, а родители дома со своими детьми закрепляют её. Также для родителей была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а также, вместе со своими детьми проигрывали их , обсуждали уже проведённые игры . Такая систематическая работа даёт свои положительные результаты.

Публикации по теме:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ИГРУШКИ» Сенсорное развитие детей зависит от того, как ребёнок осваивает.

"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры». Сегодня я поделюсь своим.

Опыт работы. "Обучение и воспитание дошкольников через дидактические игры". Воспитатель высшей категории Завалишина Елена Юрьевна 2016.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Комбинированного Вида № 180” Отчёт по самообразованию на тему:.

Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким.

«Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне…» Протагор «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило,.