Развитие мелкой моторики детском саду. Консультация (группа) на тему: Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр в ДОУ

Мария Кириллова
Развитие мелкой моторики рук в ДОУ

Детская рука. Как ее развивать ?

«Источники способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них : плохо развитая мелкая моторика рук .

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики . Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.

Как часто многие слышат от педагогов о том, что у дошкольников не развита рука . Встает вопрос : в достаточной ли мере развита рука ребенка ? Можно ли ее развивать лучше и основательнее?

Лепка, рисование, аппликация – это продукция работы мелких мышц руки , руководимых мозгом. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка .

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев , поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев , мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Мелкие мускулы детской руки развиваются в различных упражнениях.

Положительное влияние на развитие мелких мышц руки оказывает :

Лепка из пластилина, глины, соленого теста

Рисование, которым очень любят заниматься дошкольники

Аппликация разными техниками

Игры, включающие в дело руку (подвижные и малоподвижные, с различными мелкими предметами )

Самообслуживание (шнуровка ботинок, застегивание пуговиц)

Участие детей в домашних делах (перебрать крупу, макароны)

Ежедневная зарядка

Пальчиковая гимнастика и упражнения для рук

Разные виды ручного труда (лепка, вышивание, плетение, мозаика, вязание, конструирование.)

Штрихование и графические лабиринты

Массаж и само-массаж кистей и пальцев рук

Это лишь краткий перечень тех упражнений, которые помогут развить руку ребенка , и их можно организовать в каждой семье.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка, но нужно помнить, что любые занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц , утомительны, особенно для дошкольников, поэтому очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

Широко используется в логопедической работе с дошкольниками пальчиковая гимнастика и речевые упражнения, которые способствуют координации речи с движением и устранению дефектов звукопроизношения у детей.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи , творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук . Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи . Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками) . Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления , внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.

Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость , подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение.

Необходимо приложить усилия, чтоб развить , укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение.

Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к занятиям, пусть они принесут ему радость. Все зависит от вас и вашей фантазии. И у вас все получится!

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук

Конспект занятия «Развитие мелкой моторики рук» «Развитие мелкой моторики рук» «Рука - это вышедший наружу мозг человека» Н. Кант В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в ДОУ Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук и сенсорики Дидактические игры на развитие сенсорики и мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом.

Мастер-класс для родителей ДОУ «Говорящие пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кокоринская средняя общеобразовательная школа» Детский сад «Солоны».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сапожковский детский сад №3

Сапожковского муниципального района

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

МБДОУ №3

воспитатель:

Дворникова С.А.

р.п. Сапожок

2017 г.

Введение

3. «Пальчиковый театр»

Заключение

Введение

Данная методическая разработка содержит методические рекомендации по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми 2-5 лет с использованием дидактических пособий «Голодные зверята», «Пальчиковый театр», коллекции трубочек и резинок.

Разработка предназначена для использования педагогами в дошкольных образовательных учреждениях с детьми младшего дошкольного возраста.

Методическая разработка по теме «Развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с использованием технологий Марии Монтесорри» направлена на решение требований, предъявляемых федеральными стандартами.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей - на кончикахих пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.

"Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.

Развитие мелкой моторики у детей - это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, специалисты рекомендуют не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, и начинать активную тренировку пальцев ребенка нужно уже с десятимесячного возраста, тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за речь и движения пальцев рук.

В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения: застегивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки, отбирать семена, насаживать палочки и т. д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т.п.

Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности.

1. Дидактическая игра «Голодные зверята»

Цель: развитие навыков захвата пальцами мелких предметов.

Основные задачи:

Познание:

заинтересовать воспитанников игрой, вызвать желание покормить животных, сказочных героев.

Коммуникация:

совершенствовать речь

закреплять умение подражать звукам животных;

Безопасность:

Форма работы:

Дидактическая игра «КУРОЧКА»

Оборудование:

Фасоль, металлический поднос, пластиковая баночка с изображением курочки на крышке, картинка с изображением деревенского двора. (нарисованы собака, курица, цыплята, кошка, корова).

Ход игры

Воспитатель: Давайте рассмотрим картинку. Кто здесь нарисован? Назовите. Я сейчас расскажу вам загадку, а вы найдите на картинке это животное или птицу.

Зёрнышки она клюёт

И яички нам несёт,

Цыплятам говорит: Ко-Ко

Не уходите далеко.

Правильно, это курочка. Как она говорит? «Ко-ко-ко». На картинке курочка зовёт цыплят поклевать зёрнышки. А мы с вами сами покормим курочку.

Дети берут по одной фасолинке с подноса и кормят курочку.

Воспитатель: Ребята, курочка поела и говорит вам спасибо.

Дополнение: кроме курочки дети также могут накормить других животных или сказичных персонажей.

2. Дидактическая игра «Самый ловкий»

Цель: умение растянуть руками резинку так, чтобы надеть её на горлышко бутылочки или картонную трубочку.

Основные задачи:

Познание:

заинтересовать воспитанников игрой.

Коммуникация:

совершенствовать речь

продолжать работу по обогащению словарного запаса.

Безопасность:

формировать у детей понимание соблюдать меры предосторожности с предметами и продолжать развивать умения действовать с ними;

Ход игры

Вступительное слово:

Я хочу в твои ладошки

Положить совсем немножко

Дуновенье ветерка,

Лепесток от василька.

Лучик радуги цветной

Шёпот звездочки ночной.

Сегодня мы устроим конкурс «Самый ловкий». Но для этого мы не будем бегать или прыгать. Это конкурс для наших пальчиков. Они у ребят должны быть сильными, гибкими. У нас есть бутылочки и цветные резинки. Задание для соревнования: нужно резинку надеть на горлышко бутылочки.

3. «Пальчиковый театр»

Ход игры:

Сегодня Мы устроим свой маленький театр. А актёрами будете вы сами. Но нам не понадобятся костюмы. Только ваши пальчики. (Дети разбирают бумажных куколок и надевают на пальцы).

Из пальчикового театра разыгрывается сценка по мотивам русских народных сказок «Теремок», «Репка». Воспитатель предлагает детям разыграть диалоги между собой. Особенностью пальчикового театра является то, что детям предоставляется свобода действий. Воспитатель может предложить детям импровизировать. Сказочные герои разговаривают друг с другом, играют в прятки и догонялки, прячутся в домики.

4. Сказки, сочинённые детьми вместе с родителями

ДОБРАЯ ПЧЁЛКА.

На лесной полянке жила пчёлка. Её звали Жужа. Она любила летать с подружками-другими пчелками и нюхать цветы. Однажды Жужа летела домой и устала. Она села на одуванчик отдохнуть. И вдруг услышала, что кто-то плачет. Это был маленький муравей, Его звали Кузя. Он был совсем малыш и заблудился. Кузя не знал, где его домик. Тогда Жужа взялы муравья и подняла высоко в небо. Тогда Кузя увидел свой домик и больше не плакал. Жужа отнесла муравьишку домой.

ВРЕДНАЯ СТРАШИЛА

В одном детском садике жила страшила. Она была маленькая и всегда пряталась под шкафом с игрушками. Днём её никто не видел. Ночью, когда садик закрывался, и все уходили домой, Страшила вылезала из-под шкафа. Она раскидывала везде кубики, машинки и кукол. Ещё страшила брала краски и всё ими пачкала. Утром дети пришли в садик и удивились: «кто это всё намусорил и раскидал?» Они догодались, что это вредная страшила. Дети решили подружиться со страшилой и вечером положили ей конфетку. Когда дети ушли домой, Страшила съела конфетку. Она передумала быть вредной и стала хорошей. С тех пор Страшила по ночам чинила сломанные игрушки и клеила порванные книжки. А дети оставляли ей сладости каждый вечер.

КАК СЛОНЁНОК ЗАПУСТИЛ РАКЕТУ

Однажды Слонёнок решал полететь на луну. Он пошёл в магазин и купил ракету. Это была большая ракета. Слонёнок взял краски и раскрасил ракету красным цветом. Это был любимый цвет Слонёнка. Ещё он сделал в ракете окошки, чтобы смотреть на звёзды. Слонёнок сел в ракету и полетел. Чтобы ракета летела очень быстро, Слонёнок высунул хобот из окошка и стал дуть изо всех сил. Так ракета долетела до луны. Потом она вернулась домой. И Слонёнок разрешил всем друзьям кататься на своей ракете. Потому что он был добрый и не жадный.

МАЛЫШ ПО ИМЕНИ ЛЁЛИК

Жил малыш Лёлик. Он любил играть в прятки. Один раз он играл с друзьями. Нужно было спрятаться. Лёлик спрятался под кроватью. Он лежал тих-тихо. Его никто не мог найти. Лёлик лежал долго, и захотел кушать. Когда Лёлик вылез из-под кровати, оказалось, что все про него уже забыли и сели обедать. Лёлик засмеялся и сказал: «Я лучше всех умею играть в прятки!» И тоже сел обедать.

5. Дидактическая игра «Паучок»

Задача: уметь намотать /накрутить паутинку на палочку, при этом не запутать паутинку.

Ход игры

Вступительное слово:

Сеть большую сплел паук

У него ведь восемь рук.

У меня всего лишь две,

Не сплести так ловко мне.

Предложить детям помочь паучку собрать паутинку. Для этого необходимо намотать паутинки на палочки. В игре могут участвовать одновременно 8 человек.

6. Дидактическая игра «Мышка»

Цель: развитие навыка наматывания двумя руками, перебирая пальцами или вращая кистью руки.

Задача: уметь намотать /накрутить хвостик на палочку.

Ход игры

Вступительное слово:

Мышка - маленький зверек.

Знаешь, где она живет?

Может, рядышком с тобой?

Может, прямо за стеной?

Предложить ребёнку закрутить на палочку длинный мышиный хвостик. На конце хвостика - сама мышка. Вариант игры: соревнование. Кто быстрее замотает хвост мышки.

Заключение

Целью данной работы являлось развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Результаты работы: у воспитанников появилась мотивация к видам деятельности: импровизация, инсценировка. Они стали активны и любознательны, развили умение общаться между собой, закрепили имеющиеся представления о животных, закрепили умение действовать и рассказывать по схеме, пользоваться предметами, в непринужденной обстановке приобрели новые умения.

Выводы:

1. Ребенок дошкольного возраста - это умеющий общаться с окружающими взрослыми через первые привязанности, с помощью близких открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними, переживает свое собственное Я, отдельное от Я других людей, начинает понимать речь и делает первые попытки говорить, становится все более самостоятельным и настойчивым. В начале второго года жизни ребенок начинает ходить, требует от взрослых права исследовать мир.

2. Особенности детей дошкольного возраста связаны с тем, что в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Дошкольный возраст период развития ребенка от 3 до 6-7 лет, когда происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Поэтому, в данном возрасте следует развивать и воспитывать в детях любознательность, интерес к труду, приучить ребенка самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой постель и игровой уголок, слушать и выделять звуки в словах, занимаясь с ним арифметикой, следует познакомить ребенка с понятием «число».

3. Основы мелкой методики закладываются в раннем возрасте, что поможет ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи, развивается речь, воздействие на весь организм в целом.

4. Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, ум ребенка находится на кончике пальцев.

Список использованных источников

1. http://littlhuman.ru/.

2. http://shtanishka.blogspot.ru/.

3. https://www.babyblog.ru/.

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2 е. - издание, испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 336 с.

5. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Издательский Дом Литера, 2005.


чодураа хомушку
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Что же такое мелкая моторика ?

Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами , передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику , мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то , как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук , детей дошкольного возраста .

Задачи :

Формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- развивать мелкую моторику пальцев , кистей рук;

Улучшить общую двигательную активность;

Содействовать нормализации речевой функции;

-развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики , которыми можно заниматься и дома.

Игры с пуговицами

Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Различные виды мозаик или игры с пуговицами, развивают внимание , восприятие.

Рисование по манной крупе, муке, по гречневой крупе

Можно рисовать по манной крупе, муке, по гречневой крупе. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом, и развивает чувственное восприятие, фантазия и воображение.

Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков

Эти игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно - двигательную координацию.

Аппликации

При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика . Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.

Игры с прищепками

Также можно играть с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.

Перекатывание карандаша в ладонях

Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

Рисование и раскрашивание карандашами

Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у детей развиваются не только представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, необходимые для развития ручной ловкости , освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки . Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, развитию самостоятельности , настойчивости, аккуратности, трудолюбия, формированию умений и навыков в лепке.

Шнуровки

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера , последовательности действий.

Заданий и упражнений, направленных на развитие очень много , если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Тут главное учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст , настроение, желание и возможности. Наша задача поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.

Систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи , а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Период работы над темой: 2015-16 учебный год (первый год) Когда предполагается закончить работу над темой: май 2017 г. Форма отчета: творческий.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Индивидуальный план самообразования Должность: воспитатель.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март). Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели,.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

  • Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

  • Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

  • Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

  • Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

  • Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.







Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.



Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

Елена Хлебникова
Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности в ДОУ

Полноценное развитие дошкольников становится все более актуальной проблемой современности, и все большее значение для успешного интеллектуального и психофизического развития ребенка приобретает сформированная мелкая моторика и координация движений пальцев рук. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует об умении ребенка к логическому рассуждению, сформированности памяти, внимания и связной речи. Систематическая работа, направленная на совершенствование движений пальцев рук, является предпосылкой для успешного овладения ребенком навыками письма, подразумевающими координированные движения руки. Формирование графического навыка неразрывно связано с другими важными качествами и умениями : навыками пространственной ориентации, зрительно-двигательной координации и произвольного управления действиями. Мелкая моторика также взаимодействует с целой совокупностью психических функций, таких, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, речь, двигательная и зрительная память.

Моторика представляет собой последовательность движений, совокупность которых необходима для выполнения определенных задач. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Недостаточный уровень развития мелкой моторики воздействует на снижение работоспособности ребенка, провоцирует негативное отношение к предстоящей учебе и является причиной тревожности.

Развитие речевой функции неразрывно взаимосвязано с развитием пальцевой моторики (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина) . И. М. Сеченовым обосновывалась точка зрения, согласно которой движения руки являются результатом образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой , что и происходит в процессе обучения ребенка.

Такими учеными, как Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, отмечалось, что в процессе развития зрения и осязания происходит овладение тонкими действиями рук. Н. А. Бернштейном показано, что построение движений с анатомической точки зрения начинается с первых месяцев жизни и завершается примерно к двум годам. В дальнейшем происходит совершенствование всех уровней построения движений.

Направления научных исследований охватывают изучение развития моторики в следующих аспектах : в связи с развитием речи , познавательных процессов и развития собственных движений рук при осуществлении предметных и орудийных действий.

Связь познавательных процессов с развитием движений рук детерминировано познанием ребенком окружающего мира, в процессе которого руки двигаются по направлению обследования предметов. Связь тонкой моторики с активной речью ребенка обусловлена тем, что степень развития движений пальцев совпадает с развитием речи , что доказывается результатами исследований М. М. Кольцовой, Л. Ф. Фоминой. Дети, хорошо владеющие изолированными движениями пальцев рук, отличаются достаточно развитой речью .

В условиях модернизации образования проблема подготовки детей к школе становится особенно актуальной. Ориентация на гуманитарную парадигму сосредотачивает внимание на создании условий для эффективного и успешного развития ребенка дошкольного возраста.

Показателем готовности ребенка к школе является сформированность интегративных качеств личности ребенка, а также специальной готовности (овладение грамотой ) . В этой связи овладение ребенком письмом обусловлено развитием сенсомоторного компонента двигательного анализатора и готовностью руки как орудия графической деятельности к выполнению точных движений.

При изучении уровня тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук формулируются выводы относительно целенаправленности и точности движений ребенка, а также об умении ребенка подчинять движения задачам учебной деятельности , при употреблении в работе графических инструментов, требующих сложных координированных движений.

Развитие мелкой моторики является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Мелкая моторика рассматривается в этом аспекте как двигательная деятельность , детерминированная координированной работой мелких мышц руки и глаз . По мере обогащения и совершенствования движений рук совершенствуются и функции нервной системы. Тренировка у детей движений пальцев и кистей рук выступает условием развития у дошкольника мелкой моторики , что является предпосылкой для последующего успешного овладения письмом.

Основными составляющими при овладении ребенком письмом является развитие умений при обращении с ручкой, карандашом, фломастерами для обеспечения согласованности и уверенности движений. Соответственно при подготовке дошкольников к школьному обучению важно создавать условия для развития мелких мышц рук ; применять упражнения для укрепления подвижности и силы пальцев, а также координации движений.

Детская продуктивная деятельность представлена в ДОУ рисованием, лепкой, аппликацией, плетением, конструированием. Все эти виды деятельности имеют колоссальный развивающий потенциал при тренировке мелких мышц руки ребенка . Мелкая моторика неразрывно связана с развитием продуктивных видов деятельности . Таким образом изобразительные виды деятельности предоставляют возможность детям передавать собственные переживания, воплощать то, что вызывает у них интерес, а это, в свою очередь, способствует развитию мелкой моторики .

Рисование помогает выработать у детей умения управлять инструментами, в качестве которых используются карандаши и кисти. Такая деятельность основана на совершенствовании координационных движений рук, выработке зрительного контроля. Использование всевозможных инструментов для рисования - ручек, простых и цветных карандашей, мела, требует различной степени нажима, что также укрепляет ручную умелость ребенка. При работе ребенка с различными изобразительными средствами (кистью, карандашом) происходит укрепление мелкой мускулатуры пальцев рук, совершенствуется координация движений. Ручная умелость у дошкольников развивается при использовании разных техник рисования и соответствующих способах держания карандаша либо кисти, рациональных приемах их использования. Направление, непрерывность и направление движений также благоприятно воздействует на развитие мелкой моторики

Лепка, являющаяся средством развития мелкой моторики рук и одним из видов изобразительной деятельности , не менее эффективна. Лепка является своеобразной азбукой представления о предмете. Лепка в гораздо большей степени, нежели рисование и аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, что, в свою очередь, способствует более точной передаче формы. Благодаря этому дошкольники начинают усваивать способы изображения гораздо быстрее , что развивает самостоятельность и творческую инициативу.

Аппликация является одним из видов изобразительной техники , основанном на вырезании, наложении и закреплении различных форм на определенном фоновом материале. Особенно важны занятия аппликацией при развитии ручной моторики : ребенок вырезает, наклеивает, создает симметрию изображения , что отрабатывает ручные навыки. Таким образом создаются благоприятные условия для развития мелкой моторики пальцев рук . Занятия аппликацией не только развивают мелкую моторику , но еще и способствуют развитию творчества , фантазии, активирует наблюдательность, внимание, воображение, чувство формы и глазомер. Развитие двигательных навыков создает предпосылки для овладения письмом. Например, обводка контурных изображений и трафаретов способствует тому, что ребенок учится соразмерять собственные усилия, учится навыкам плавного "хода" руки при совершении непрерывных волнистых линий.

Изобразительная деятельность с применение нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики пальцев рук , что оказывает эффективное воздействие и на развитие речевой зоны коры головного мозга. Помимо совершенствования изобразительных навыков и умений развивается и тактильная чувствительность при непосредственном контакте пальцев руки с различными средствами изобразительной деятельности . При обучении техникам нетрадиционного рисования широко используются такие приемы, как создание игровой ситуации, организация сюрпризных моментов, показы, пальчиковые гимнастики и массажи, а также специальные тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук .

В практике работы дошкольных образовательных учреждений среди основных направлений работы выделяют тренировку зрительно-двигательной координации, обучение ориентировке на листе бумаги, формирование базовых графических навыков. Используются такие средства развития мелкой моторики , как пальчиковые игротренинги, игры с мелкими предметами , изобразительная и конструктивная деятельность , нетрадиционные техники (оригами, плетение, ниткопись, пластилинография, специальные физические упражнения.

Все виды деятельности основаны на использовании разнообразных стимулирующих материалов. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений при подборе развивающих игр и упражнений должны ориентироваться на основной дидактический принцип, заключающийся в предъявлении заданий по степени возрастания сложности. При этом интенсивность и количество упражнений могут варьироваться в зависимости от индивидуально-возрастных особенностей дошкольников. Воспитателям следует придерживаться последовательности и систематичности при проведении упражнений, поскольку добиться автоматизации навыков можно лишь посредством многократного повторения. Все применяемые в работе с детьми игры и упражнения должны сопровождаться положительным эмоциональным настроем, недопустимо переутомление детей для избежания негативизма к упражнениям.