Открытая беседа для детей начальной школы. Конспект НОД «Путешествие в зимний лес» (образовательная область «Познание»)

Дроздова Наталья Анатольевна

МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 21"

Г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область

Воспитатель

Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Путешествие в зимний лес» (Подготовительная группа)

Программное содержание:

Цель : Расширять представления детей о «Зиме», уточнить признаки зимы.

Задачи:

  1. 1. Развивать временную ориентацию.
  2. 2. Тренировать детей в составлении сложных предложений.
  3. 3. Развивать логическое мышление, внимание, память.
  4. 4. Обогащать словарь детей.
  5. 5. Воспитывать любовь к природе, доброту, желание помочь ближнему.

Предварительная работа

  1. 1. Наблюдение на прогулках за явлениями в природе.
  2. 2. Беседа «Зимующие птицы».
  3. 3. Разучивание с детьми загадок и стихотворений о зиме.
  4. 4. Рисование на темы: «Зимний лес», «Снеговик»

Воспитатель:

- Давайте, ребята поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть: он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое (Аня, я рада тебя видеть)

А теперь давайте все повернемся к нашим гостям и поздороваемся с ними. «Здравствуйте, мы рады вас видеть!»

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром я получила письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Я, хозяин волшебной тропинки Старичок - лесовичок. Приглашаю вас в гости в зимний лес и предлагаю вам отгадать загадки - задания. В конце путешествия вас ждёт сюрприз! Желаю вам удачи и успехов!»

Воспитатель:

Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите?

Для наших друзей, лесных зверей, я приготовила угощение, вдруг мы там их встретим. А сейчас возьмитесь за руки:

Поднялись, опустились

В зимнем лесу очутились.

Давайте погуляем по лесу.

Воспитатель:

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали (ходьба друг за другом),

Вот березка стоит, на ребят она глядит (ходьба на носках, руки вверх),

Через сугробы мы шагаем, выше ноги поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен),

Дети в сугробе тропку протоптали (ходьба приставным шагом вправо, влево),

Я зимы не боюсь, очень быстро пробегусь (бег в колонне друг за другом),

Мы на лыжи дружно встали, и быстрее побежали (имитация ходьбы на лыжах),

По дороге зимней, гладкой побежали, как лошадки (бег с высоким подниманием бедра),

Вот мы шли, шли, шли - далеко в лес забрели (ходьба друг за другом). Воспитатель приглашает детей встать в небольшой круг.

Воспитатель:

Для того чтобы больше узнать о жизни леса зимой мне поможет волшебный «снежок». Я буду бросать « снежок», и задавать вопросы, а вы - отвечать, хорошо подумав.

Настоящие ли шубы и шапки зима одела на деревья?

Зачем зима это делает?

Все ли деревья в лесу стоят голые?

Какие деревья зимой зелёные?

Какие животные живут в лесу?

Это дикие или домашние животные?

Как нужно вести себя в лесу?

Воспитатель:

Я вижу, вы много знаете о лесе, о зиме, животных.

Воспитатель:

- Ребята здесь чей- то дом, интересно кто же здесь живёт? Отгадайте:

Кто же в шубе меховой

Спит холодною зимой.

Он большой, но вот беда

Лапу он сосёт всегда (медведь)

Кто это?

Что любит, есть медведь? (жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав.)

Почему медведя называют косолапым? (при ходьбе у него носки смотрят внутрь, а пятки наружу)

Что медведь делает зимой?

Как зовут детёнышей медведицы?

Ребята, медведь зимой крепко спит в своей берлоге. Давайте оставим ему угощение и тихо - тихо пойдем дальше, чтобы не разбудить его.

На носочки дружно встали

И тихонько зашагали (ходьба на носочках).

Ребята, под берёзкой кто-то сидит. Кто же это?

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, грызёт морковку? (заяц)

Что любит, есть заяц? (траву, морковку, капусту)

Как заяц готовится к зиме?

Для чего он меняет шубку?

Почему зайца называют трусишкой? (врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь)

Как заяц бегает? (он быстро бегает и путает следы)

Скажите, чем питается заяц зимой? (тонкие веточки, кору, сухую траву)

Всё про зайчика рассказали - давайте его угостим. Артём, найди у меня в корзинке любимую еду зайчика. Давайте оставим морковку на пеньке и пойдем дальше.

Воспитатель:

Путь у нас длинный, давайте сделаем привал и немножко отдохнём. Садитесь за столы.

У вас на столе лежат карточки. Вам нужно собрать картинку и вы узнаете, кто живёт в вашем домике.

Кто живёт в твоем домике?

Как называется домик лисы?

Как называется дом медведя?

Где живёт заяц?

Где домик белки?

Воспитатель:

Что это? (на снегу разбросаны ореховые скорлупки)

Как вы думаете, кто их набросал? (белка)

Но белочки не видно, где ж она? (спряталась в дупле, на дереве)

Кто знает, как белка готовиться к зиме?

Куда прячет белка свои припасы? (в дупло).

Какого цвета у неё шубка летом? А зимой?

(меняет рыжую шубку, на тёплую серую; готовит запасы: сушит грибы, ягоды, собирает шишки, делает тёплую постель из листьев)

Как вы думаете, легко ли живётся белке зимой? (холодно, голодно, запасы кончаются)

Давайте оставим белочке угощение - орехи.

Посмотрите, чей это хвост торчит из-за ёлки? (лисий, хвост лисы)

Давайте, вспомним добрые, ласковые, интересные слова о лисе.

(лисонька, лисичка, рыжая, плутовка, хитренькая, кумушка, сестричка, пушистая, рыженькая)

Давайте присядем с вами на полянке и отдохнём.

Воспитатель:

Тише послушайте. Слышите, кто-то в лесу разговаривает? (запись голоса птиц). Кто это? (птицы)

Воспитатель:

А какие птицы зимуют в наших краях, вы знаете? Давайте посмотрим.

Слайды с изображением зимующих птиц (голуби, вороны, синицы, воробьи, снегири).

Воспитатель:

А вызнаете, что они говорят? Жалуются на то, как им тяжело живётся в наших краях зимой. А почему им тяжело жить?

Воспитатель:

Правильно. Зимы у нас суровые, птицам холодно, но ещё больше они боятся голода. В городе птицам помогают люди, а как? Чем питаются птицы? (зерна, ягоды, крошки хлеба)

Чем же мы можем помочь птицам, чтобы они не голодали?

Я предлагаю вам сделать любимое угощение для снегирей.

Дети делают поделку «Ветка рябины» с использованием техники аппликации из салфеток методом скручивания.

А сейчас мы отнесём наши работы на кормушку (слайд с изображением снегирей на ветке рябины)

Воспитатель:

Вот мы и выручили наших птиц, они вам говорят спасибо. А теперь нам пора возвращаться из нашего путешествия.

(Музыкальное сопровождение для перемещения)

Воспитатель:

Ребята, где мы с вами побывали? (в зимнем лесу).

Понравилось вам в лесу?

Кого мы там повстречали?

Ребята посмотрите, а вот письмо и подарок от Старичка - лесовичка.

«Спасибо, вам ребята за то что, вы так много знаете про диких животных, соблюдаете лесные правила и не забываете подкармливать зверей и птиц. Жду вас в следующий раз. А для вас я приготовил подарок»

Ребята, (тряся коробочку) а как вы думаете, что лежит в коробочке? Что же это может быть? (Цель: развитие эмпатии). Да это же конфеты! Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать нашим гостям?

Пусть они никогда не болеют,

Пусть все хорошо живут,

Пусть все будут счастливыми.

И я хочу пожелать вам, чтобы вы росли здоровыми, сильными, слушались своих родителей.

Подведение итога:

Воспитатель :

Что вам особенно понравилось в нашем путешествии? В чем вы испытывали затруднения?

Скажите, что нового вы сегодня узнали? Что было самым интересным?

Беседа с детьми младшего школьного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью "Путешествие в зимний лес" с применением мультимедийной презентации.


Цели: Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о диких животных и их детенышах. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные».
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Учить отгадывать загадки;
Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Развивать логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи: Прививать любовь к диким животным. Воспитывать умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.
Предшествующая работа:
Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихов о зиме, загадок о животных, рассматривание иллюстраций.
Оборудование:карандаши, альбомные листы, магнитофонная запись,шарики СУ-ДЖОК, мультимедийный проектор, экран, раскраски с животными, карандаши.

Ход занятия:

I.Орг.момент
Дети стают полукругом.
- Ребята, сегодня к нам пришли замечательные гости, давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте!
- Ну а теперь поздороваемся друг с другом.
Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .
Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимнюю сказку. Но сначала, отгадайте загадку.
(воспитатель читает загадку)
Раскрыли снежные объятия,
Деревья все одеты в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали. Посмотрите на экран – как красиво. (Изображен падающий снег).

Снег идёт.
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята –
Снова к нам пришла зима.
Воспитатель. Посмотрите, ребята - всё кругом белым- бело. Что это падает?

1. Дыхательная гимнастика. «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки.
Это зимушка-зима
Рукавами повела.
Все снежинки закружила
И на землю опустила.
Релаксация «Зимний лес»: (Запись "Голоса леса")
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебный сказочный зимний лес, на волшебную полянку. Закрыли глаза, расслабились. Мы идем по узенькой заячьей тропинке друг за другом. Легкий ветерок качает верхушки деревьев, а с них – то слева, то справа хлопьями падает мягкий пушистый снег. Нам дышится легко, глубоко и спокойно. По волшебной тропинке мы выходим на красивую полянку. Вокруг на полянке сказочной красоты кусты и пенечки, все накрытые шапками белого снега. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». И вот мы оказались в зимним лесу.
(Изображен зимний лес).


II. Введение в беседу:
1. Мимические упражнения:

Лисенок высматривает мышку.
Прищуривать глаза по очереди.
2. Упражнения для мышц шеи:
Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.
3. Упражнения для губ:
Сердитый волк.
Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
Ежик фыркает.
Вибрация губ.
4. Упражнения для языка:
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.
Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Белочка цокает.

Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
Мишка слизывает мед.
Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

5. Отгадывание загадок:
- Ребята, кто же это встречает нас в лесу?


Это Старичок-Лесовичок, он будет нам помогать в нашем путешествии. (Спросить у детей, кто такой Лесовичок, и почему его так назвали?)
- Старичок-Лесовичок приготовил вам загадки! Если вы их правильно отгадаете, то на экране появится отгадка!

Загадки о диких животных:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос.
(Медведь)


Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая. Хвостик маленький. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым. Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь - всеядное животное. Он любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном. Зимой у медведицы появляются медвежата.
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
(лиса)


Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята. Лиса – хищное животное. В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Детеныш лисы – лисенок.

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк)


Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк - хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.
По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно
(ёж).


Это ежик. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро. На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.

Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я - старательная...
(Белка)


Это белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
(Заяц)


Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.
Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.

III. Беседа:
1. Обобщение.

- Молодцы ребята, вы хорошо отгадываете загадки. А каких вы знаете животных, которые живут в лесу? (лиса, волк, белка, еж, заяц, медведь).
Воспитатель показывает всех диких животных.


Как можно назвать одним словом этих животных? (Дикие животные.)
-А почему их так называют? (Потому, что все эти звери живут в лесу, сами ищут себе корм и строят жилище).
- Давайте немного расскажем нашим гостям о диких животных.

IV. Дидактические игры:
1. Дидактическая игра «Где зимуют дикие животные? »
Теперь давайте посмотрим: Кто где зимует?
- Где зимует лиса? (в норе)


- А где зимует белка? (в дупле)


- Где зимует волк? (в логове)


- Куда спрятался зайчик? (под куст)


- Где спит еж? (в норке)


- Где зимует медведь? (в берлоге)


2.Динамическая пауза «Солнышко лучистое».
(Дети повторяют движения за воспитателем).

3. Дидактическая игра «Угадай, кто спрятался?
Ребята, посмотрите, кто там спрятался за елкой?
(дети угадывают по хвосту кто, спрятался)
Пример: чей виден хвост, кто спрятался за елку?
-Лиса, заяц, волк и медведь.





4. Дидактическая игра «У кого какой малыш? »
Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру. Для этого вам нужно вспомнить детенышей диких животных.
Скажите, а как зовут детеныша лисы? (лисенок)
У волчицы? (волчонок)
У медведицы? (медвежонок)
У зайчихи? (зайчонок)
У белки? (бельчонок)
У ежихи? (ежонок)



- Молодцы!

5. Су-джок терапия.
Пальчиковая гимнастика
Перед тем, как начать работу, давайте согреем наши пальчики
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

V. Творческое задание «Дикие животные». (музыкальный фон) .
Рисование на тему «Дикие животные».
Детям раздаются альбомные листы с заданиями: раскрасить животное.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий зимнего мероприятия новогоднего праздника для детей средней группы, по сказке В. Сутеева «Снеговик-почтовик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Задачи:

  • учить создавать радостное настроение и дарить радость другим;
  • развивать воображение, фантазию, самостоятельность;
  • закреплять навыки работы с клеем, бумагой, ножницами;
  • воспитывать аккуратность и эстетический вкус.

Предварительная работа:

  • рассказ воспитателя на тему: «Что такое Новый Год?»;
  • рассказы, сказки, загадки о зиме и Новогоднем празднике;
  • рассматривание иллюстраций о празднике Новый год;
  • знакомство со сказкой «Снеговик-почтовик»;
  • беседа по содержанию сказки.

Организационный момент

Вбегает снеговик (помощник Деда Мороза) и сообщает детям, что у него забрали письмо. Ему необходима наша помощь.

Воспитатель: Ребята, поможем снеговику?

Дети: Да.

Воспитатель: Но для этого нам необходимо отправиться в сказку, в зимний лес. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, но сказка просто так нас к себе не впустит. Нам необходимо отгадать загадки.

Загадывание загадок:

  1. Что за дерево такое-
    Вся макушка в серебре?
    Расцвело у нас зимою
    В день морозный в декабре.
    И орехи, и конфеты,
    И шары на ней висят.
    Есть на дереве на этом
    Все для радости ребят.
    Созревают фрукты летом,
    Летом яблок полон сад,
    А на дереве на этом
    И зимой они висят. (Новогодняя елка)
  2. Кто с огромнейшим мешком,
    Через лес идет пешком…
    Может это Людоед?
    -Нет.
    Кто сегодня встал чуть свет
    И несет мешок конфет…
    Может это Ваш Сосед?
    -Нет.
    Кто приходит в Новый год
    И на елке свет зажжет?
    Включит нам Электрик свет?
    -Нет.
    Кто же это? Вот Вопрос!
    Ну, конечно… (Дед Мороз)
  3. Гав да гав, нельзя понять-
    Что же хочет он сказать?!
    Может, хочет отвязаться?
    По дорожке пробежаться?
    Сторожит надежно двор-
    Не пройдет чужой иль вор!
    Прячет косточку – заначку,
    Что за зверь такой? (Собачка)
  4. Рыжая, с пушистым хвостом,
    Живет в лесу под кустом. (Лиса)
  5. Дружбу водит лишь с лисой
    Этот зверь сердитый, злой.
    Он зубами щелк да щелк,
    Очень страшный серый… (Волк)
  6. Красный нос, в руках метелка.
    Проживает рядом с елкой.
    К холодам давно привык
    Наш веселый… (Снеговик)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Ой, посмотрите, ребята, мы с Вами оказались в сказке! Лес вокруг нас.

Физ. минутка «Прогулка в зимнем лесу»

Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по кругу)
Сколько здесь вокруг чудес! (Развести руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит. (Руки отвести в право)
Слева елка на нас глядит (Руки отвести в лево)
Снежинки в небе кружатся, (Движение (фонарики) и посмотреть вверх)
На землю красиво ложатся. (Кружась присесть)

Воспитатель: Ребята, куда же нам идти? Посмотрите, а вот чьи-то следы. Так это же следы волка и лисы. Давайте, скорее пойдем по этим следам и найдем их. Ой, ребята, следы оборвались, а перед нами оказалась заколдованная поляна. Посмотрите, сколько на ней воздушных шаров. Нам необходимо разделиться на 2 команды и поскорее собрать воздушные шары.

Игра «Заколдованная поляна»

Делятся на 2 команды: команда синих и белых (по цвету шаров), и под музыку собирают шары в мешки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, Вы не испугались заколдованной поляны! Но вот перед нами снова испытание, елка большая и ветвистая загораживает путь. Елочка покажи нам дорогу, куда побежали волк и лиса.

Звучит фонограмма елки: Если Вы хотите пройти, то Вам нужно ответить на мои вопросы правильно. На моих веточках висят бумажные игрушки, разверните их и прочтите вопросы. Если Вы ответите правильно, то я покажу Вам дорогу и пропущу Вас.

Воспитатель: Хорошо, мы попробуем ответить на твои вопросы. Ребятки, внимательно слушайте вопрос, нам нельзя ошибаться.

Воспитатель снимает одну за другой бумажные игрушки, разворачивает их и зачитывает вопросы.

Игра «Ответь правильно»

Воспитатель: Снег белый или синий?

Дети: Белый.

Воспитатель: Лед твердый или мягкий?

Дети: Твердый.

Воспитатель: Снег капает или идет?

Дети: Идет.

Воспитатель: Зимой бывает снегопад или листопад?

Дети: Снегопад.

Воспитатель: На улице мороз или жара?

Дети: Мороз.

Воспитатель: Зимой, одеваются, тепло или легко?

Дети: Тепло.

Воспитатель: На коньках катаются или качаются?

Дети: Катаются.

Воспитатель: Снеговика лепят или строят?

Дети: Лепят.

Звучит фонограмма елки: Молодцы! Справились с моим испытанием. Вот Вам волшебный клубочек, куда он покатиться туда Вам путь дороженьку и держать.

Воспитатель: Спасибо тебе елочка. Воспитатель бросает клубок и вместе с детьми идет туда, куда он покатился.

Воспитатель: Но на этом наши опасные приключения в лесу не прекращаются. А перед нами снова испытание. Посмотрите, ребята, клубочек привел нас к снежинкам. Он не просто нас к ним привел. Снежинки потеряли своих сестричек. Им необходимо помочь найти их.

Игра «Найди снежинку»

По группе расставлены стулья, на их спинки прикреплены снежинки разного размера. Дети выбирают на столе понравившуюся снежинку и находят такую же на спинке стула и садятся.

Воспитатель: Ребята, эти снежинки волшебные. Мы помогли им найти своих сестер, а они за это исполнят любое наше желание. Давайте загадаем оказаться с письмом у Деда Мороза и покружимся как снежинки.

Физ. минутка «Когда снежинки кружатся»

В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем
И похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели
Не боимся мы метели.
Мы с морозом подружились,
Как снежинки закружились.

Дети кружатся и заходит Дед Мороз.

Дед Мороз: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуй Дедушка Мороз! Мы помогли твоему помощнику-снеговику и принесли тебе письмо.

Дед Мороз : Спасибо Вам ребята! Давайте посмотрим, что же мне пишут. Ох-хо-хо! В письме сказано, что детям нужна елка. Но вот беда, елку ждут множество детишек, а мне одному не справиться. Нужны помощники-снеговики.

Воспитатель: Не волнуйся дедушка, мы с ребятами тебе поможем. Мы сделаем тебе много помощников-снеговиков и ты сможешь подарить каждому ребенку елку.

Дед мороз: Вот спасибо Вам друзья!

Воспитатель: Но для этого нам надо вернуться в детский сад.

Дед Мороз : Это не проблема. Для этого у меня есть волшебный посох, с помощью которого, Вы попадете в детский сад.

Закрывайте все глаза – сейчас будут чудеса, (Дети закрывают глаза )
Как скажу я 1,2,3 – быть, по-моему, вели!
Вели, чтобы дети оказались в детском саду!
Дед Мороз уходит. Дети открывают глаза.

Воспитатель: Ну вот, мы снова в детском саду. Ребята, нам нужно поторопиться и сделать снеговиков Дедушке Морозу. Давайте, вспомним, из чего же сделан снеговик?

Дети: Из снега.

Воспитатель: Ребята, а какой снег?

Дети:

Он белый, пушистый и холодный.
Внести снеговика сделанного из ткани.

Воспитатель: А что же с ним будет, если станет тепло?

Дети: Он растает.

Воспитатель: Давайте посмотрим, из чего же он состоит.

Дети: Из туловища и головы.

Воспитатель: Из скольких частей состоит туловище?

Дети: Из двух.

Воспитатель: На что похоже туловище?

Дети: На ком.

Воспитатель: Какой формы комки?

Дети: Круглой.

Воспитатель: А комки все одинаковые?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какие они по величине?

Дети: Большие и маленькие.

Воспитатель: Сколько их?

Дети: Три.

Воспитатель: Какой ком самый первый?

Дети: Большой, затем идет поменьше, а голова маленькая.

Воспитатель: Что, еще есть у снеговика?

Дети: Нос, глаза, ведро.

Воспитатель: Давайте поставим снеговика в сторонку и подойдем к этому столу.

Воспитатель: Что же можно сделать из деталей, которые лежат на столе?

Дети: Снеговика.

Воспитатель: Давайте соберем картинку.

Дети собирают из готовых деталей снеговика.

Воспитатель: Что у Вас получилось?

Дети: Снеговик.

Воспитатель: А вы хотите сделать такого же снеговика?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте пройдем за столы и присядем. Дети рассаживаются на свои места. Ребята, давайте для начала разомнем пальчики.

Пальчиковая игра «Снеговик»

Тра – та-та, тра-та-та, (Хлопают в ладоши)
Рада снегу детвора (Пальцы сжаты в кулак, большой вверх)
Тра- та-та, тра-та-та (Хлопают в ладоши)
Лепим мы снеговика, (Лепят снежки)
Ком на ком поставим (Выставляют вперед округленные в локтях руки, пальцы сцеплены в замок)
Глазки подведем (Пальчиками показывают очки)
Нос морковкой вставим (Подставляют к носу кулачки)
Шапочку найдем (Кладут руки на голову)
Вот какой снеговичок (Руки кладут на плечи, пояс, два удара по коленям)
Снежный белый толстячок (Округляют руки в локтях, сцепляют пальцы в замок перед собой, покачивают руками из стороны в сторону).

Воспитатель: Ну вот, пальчики мы с Вами размяли, теперь садитесь ровненько, спинки прямые. Посмотрите, какого я сделала помощника для снеговика. Красивый?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы тоже такого сделаете. Но сначала я Вам покажу, как это делать. Показать детям, как нужно планировать свою работу и не торопиться наклеивать вырезанные формы: фоновый лист нужно положить вертикально, чтобы уместился снеговик, круги наклеивать в нужном порядке, начиная с нижнего круга и слегка накладывая один на другой, будто это настоящий снеговик.

Воспитатель: Видите, у меня получился еще один помощник. А теперь посмотрите, что же лежит у вас на тарелочках?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Какие геометрические фигуры белого цвета?

Дети: Квадраты.

Воспитатель: Правильно, а как нам сделать круг из квадрата?

Дети: Срезать уголки.

Воспитатель: Что еще есть в тарелочках?

Дети: Черные - глазки, оранжевый - нос, синий квадрат, желтый квадрат, зеленые треугольники и коричневый прямоугольник.

Воспитатель: Правильно. А из синего квадрата, что Вы будете делать?

Дети: Ведро на голову.

Воспитатель: Из желтого квадрата?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: А что мы можем сделать из зеленых треугольников?

Дети: Елку.

Воспитатель: Зачем же нам нужен коричневый прямоугольник?

Дети: Это ствол для елочки.

Воспитатель: Молодцы! Теперь Вы можете приступать к работе.

Самостоятельная работа детей. Дети выполняют аппликацию по образцу воспитателя. В ходе работы детей звучит музыка.

Итог мероприятия

Предложить детям устроить общую выставку своих работ.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые снеговики у нас получились. Вот и выполнили мы просьбу Деда Мороза. Отправим их по почте заказным письмом. Дедушка Мороз волшебник, он оживит своих помощников.

Организация: МБДОУ Детский сад №65 «Незабудка» г.Йошкар-Олы

Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию.

Дети заходят в зал, оформленный по тематике занятия.

Воспитатель:

- Давайте, ребята поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть: он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое (Алина, я рада тебя видеть)

А теперь давайте все повернемся к нашим гостям и поздороваемся с ними. «Здравствуйте, мы рады вас видеть!»

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром я получила письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Я, хозяин волшебной тропинки Старичок – лесовичок. Приглашаю вас в гости в зимний лес и предлагаю вам отгадать загадки – задания. В конце путешествия вас ждёт сюрприз! Желаю вам удачи и успехов!»

Воспитатель:

Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите?

Для наших друзей, лесных зверей, я приготовила угощение, вдруг мы там их встретим. А сейчас возьмитесь за руки:

Поднялись, опустились

В зимнем лесу очутились.

Давайте погуляем по лесу.

Воспитатель:

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали (ходьба друг за другом),

Вот березка стоит, на ребят она глядит (ходьба на носках, руки вверх),

Через сугробы мы шагаем, выше ноги поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен),

Дети в сугробе тропку протоптали (ходьба приставным шагом вправо, влево),

Я зимы не боюсь, очень быстро пробегусь (бег в колонне друг за другом),

Мы на лыжи дружно встали, и быстрее побежали (имитация ходьбы на лыжах),

По дороге зимней, гладкой побежали, как лошадки (бег с высоким подниманием бедра),

Вот мы шли, шли, шли - далеко в лес забрели (ходьба друг за другом). Воспитатель приглашает детей встать в небольшой круг.

Воспитатель:

Для того чтобы больше узнать о жизни леса зимой мне поможет волшебный «снежок». Я буду бросать « снежок», и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав.

Настоящие ли шубы и шапки зима одела на деревья?

Зачем зима это делает?

Все ли деревья в лесу стоят голые?

Какие деревья зимой зелёные?

Какие животные живут в лесу?

Это дикие или домашние животные?

Как нужно вести себя в лесу?

Воспитатель:

Я вижу, вы много знаете о лесе, о зиме, животных.

Воспитатель:

- Ребята здесь чей- то дом, интересно кто же здесь живёт? Отгадайте:

Кто же в шубе меховой

Спит холодною зимой.

Он большой, но вот беда

Лапу он сосёт всегда (медведь)

Кто это?

Что любит, есть медведь? (жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав.)

Почему медведя называют косолапым? (при ходьбе у него носки смотрят внутрь, а пятки наружу)

Что медведь делает зимой?

Как зовут детёнышей медведицы?

Ребята, медведь зимой крепко спит в своей берлоге. Давайте оставим ему угощение и тихо – тихо пойдем дальше, чтобы не разбудить его.

На носочки дружно встали

И тихонько зашагали (ходьба на носочках).

Ребята, под берёзкой кто-то сидит. Кто же это?

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, грызёт морковку? (заяц)

Что любит, есть заяц? (траву, морковку, капусту)

Как заяц готовится к зиме?

Для чего он меняет шубку?

Почему зайца называют трусишкой? (врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь)

Как заяц бегает? (он быстро бегает и путает следы)

Скажите, чем питается заяц зимой? (тонкие веточки, кору, сухую траву)

Всё про зайчика рассказали – давайте его угостим. Артём, найди у меня в корзинке любимую еду зайчика. Давайте оставим морковку на пеньке и пойдем дальше.

Воспитатель:

Путь у нас длинный, давайте сделаем привал и немножко отдохнём. Садитесь за столы.

У вас на столе лежат карточки. Вам нужно собрать картинку и вы узнаете, кто живёт в вашем домике.

Кто живёт в твоем домике?

Как называется домик лисы?

Как называется дом медведя?

Где живёт заяц?

Где домик белки?

Воспитатель:

Что это? (на снегу разбросаны ореховые скорлупки)

Как вы думаете, кто их набросал? (белка)

Но белочки не видно, где ж она? (спряталась в дупле, на дереве)

Кто знает, как белка готовиться к зиме?

Куда прячет белка свои припасы? (в дупло).

Какого цвета у неё шубка летом? А зимой?

(меняет рыжую шубку, на тёплую серую; готовит запасы: сушит грибы, ягоды, собирает шишки, делает тёплую постель из листьев)

Как вы думаете, легко ли живётся белке зимой? (холодно, голодно, запасы кончаются)

Давайте оставим белочке угощение – орехи.

Посмотрите, чей это хвост торчит из-за ёлки? (лисий, хвост лисы)

Давайте, вспомним добрые, ласковые, интересные слова о лисе.

(лисонька, лисичка, рыжая, плутовка, хитренькая, кумушка, сестричка, пушистая, рыженькая)

Давайте присядем с вами на полянке и отдохнём.

Воспитатель:

Тише послушайте. Слышите, кто-то в лесу разговаривает? (грам. запись голоса птиц). Кто это? (птицы)

Воспитатель:

А какие птицы зимуют в наших краях, вы знаете? Давайте посмотрим.

Слайды с изображением зимующих птиц (голуби, вороны, синицы, воробьи, снегири).

Воспитатель:

А вызнаете, что они говорят? Жалуются на то, как им тяжело живётся в наших краях зимой. А почему им тяжело жить?

Воспитатель:

Правильно. Зимы у нас суровые, птицам холодно, но ещё больше они боятся голода. В городе птицам помогают люди, а как? Чем питаются птицы? (зерна, ягоды, крошки хлеба)

Чем же мы можем помочь птицам, чтобы они не голодали?

Я предлагаю вам сделать любимое угощение для снегирей.

Дети делают поделку «Ветка рябины» с использованием техники аппликации из салфеток методом скручивания.

А сейчас мы отнесём наши работы на кормушку (слайд с изображением снегирей на ветке рябины)

Воспитатель:

Вот мы и выручили наших птиц, они вам говорят спасибо. А теперь нам пора возвращаться из нашего путешествия.

(Музыкальное сопровождение для перемещения)

Воспитатель:

Ребята, где мы с вами побывали? (в зимнем лесу).

Понравилось вам в лесу?

Кого мы там повстречали?

Ребята посмотрите, а вот письмо и подарок от Старичка – лесовичка.

«Спасибо, вам ребята за то что, вы так много знаете про диких животных, соблюдаете лесные правила и не забываете подкармливать зверей и птиц. Жду вас в следующий раз. А для вас я приготовил подарок»

Ребята, (тряся коробочку) а как вы думаете, что лежит в коробочке? Что же это может быть? (Цель: развитие эмпатии). Да это же конфеты! Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать нашим гостям?

– пусть они никогда не болеют,

– пусть все хорошо живут,

– пусть все будут счастливыми.

И я хочу пожелать вам, чтобы вы росли здоровыми, сильными, слушались своих родителей.

Огромное всем спасибо!

Нина Мазур
Интегрированное занятие «Путешествие в зимний лес»

Образовательная область : «речевое развитие, художественная литература, коммуникация, двигательная деятельность, социализация, художественно- эстетическое развитие, исследовательская деятельность.

Группа : общеобразовательной направленности для детей от 4до 5 лет.

Воспитатель : Мазур Нина Дмитриевна

Первой квалификационной категории.

Тема : «Путешествие в зимний лес »

Место проведения : группа №10

Цель : Расширять представления детей о признаках и приметах зимы, об особенностях диких животных в зимнее время года .

Задачи :

Образовательные :

1. Вспомнить и закрепить знания детей о жизни животных в зимнем лесу .

2. Расширять знания детей о времени года зима.

3. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

4. Закрепить умение проводить исследовательскую деятельность, работать в группе.

5. Словарь : Учить подбирать определения к заданным словам.

Развивающие :

1. Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи.

2. Развивать познавательный интерес детей , внимание и память.

3. развивать интерес к выполнению заданий.

4. Развивать творческое воображение у детей.

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес к повадкам зверей .

2. Воспитывать у детей любовь к животным.

3. Воспитывать речевое общение детей друг с другом и воспитателем.

4. Воспитывать желание беречь живую природу и воспитывать любовь к окружающему миру.

здоровьесберегающие :

1. Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Принципы воспитания : 1. Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

2. Создание положительного эмоционального подъёма.

3. Воспитание через взаимодействие.

4. Воспитание через творчество.

Принципы обучения : 1. Обучение детей добру и заботе об окружающем их мире. 2. Умение создать проблему или проблемную ситуацию и научиться правильно выйти из неё.

Методы воспитания : 1. Игра, поручения, ситуация свободного выбора.

2. Художественное слово, исследование, просмотр презентации»Дикие животные», создание ситуации успеха, игровые ситуации.

Методы обучения :1. Словесные, наглядные, практические, игровые, творческие, художественное слово : загадки, мимика, жесты.

2. Метод взаимной проверки, временная работа в группах, создание ситуации совместных переживаний.

Форма организации : Путешествие в лес . Дидактические средства : картинки о зиме, о диких животных, атрибуты : презентация на тему : , письмо, схема-карта передвижения по лесу. Материал для занятия творчеством : кисти №8, №5. Краски : гуашь, акварель, цветные карандаши, альбомный лист бумаги.

Связь с другими образовательными областями : речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, чтение художественной литературы, социализация, музыка, художественное творчество.

Предварительная работа : Беседа с детьми о жизни диких животных родного края, рассматривание картин с изображением диких животных. Дидактические игры : «Чей детеныш?» , «Подбери словечко» , «Чей хвост, чья голова?» , отгадывание загадок о диких животных, чтение русских народных сказок о диких животных.

Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и весёлые глаза. Я хочу подарить, вам свою улыбку, подарите свою улыбку соседу слева, справа, а сейчас улыбнитесь мне. Вы любите путешествовать (ответы детей) .

Воспитатель : А, вы, знаете, нам с вами пришло письмо. Хотите посмотреть, что в нем? (ответы детей) .

Воспитатель открывает конверт и достает письмо. В нем задания для детей.

Воспитатель : Читает письмо. Показывает детям задания.

Воспитатель : Нас приглашает в свой зимний лес лисичка . Вот прислала нам маршрут как до леса добраться.

Воспитатель : Вы хотите совершить путешествие в зимний лес ? А как вы думаете, почему лисичка называет его зимним лесом ? (ответы детей) .

Воспитатель : А какие приметы зимы, вы знаете? Что бывает зимой? (ответы детей)

Воспитатель : Какими словами можно сказать о зиме, какая она?

(холодная, снежная, морозная, метельная, вьюжная, красивая, сверкающая) .

Воспитатель : Посмотрите, пожалуйста, нам лисичка принесла вот здесь что-то.

Как вы думаете, что это?

Дети : снег

Воспитатель : Какой снег зимой?

Дети : белый, пушистый, серебристый, скрипучий, липкий, холодный.

Воспитатель : Когда идём по снегу, что с ним происходит?

Дети : Скрипит.

Воспитатель : Почему скрипит?

Дети : много снежинок и они скрипят, когда на них ступают.

Воспитатель : А как вы думаете из чего состоит снег? (из воды)

Воспитатель : А кто расскажет нам, стихотворение, про снег?

Дети читают стихотворение

Воспитатель : Мы с вами оставим снег в группе, а сами отправимся в путешествие , а когда вернемся, то посмотрим, что будет с нашим снегом.

Согласны? (ответы детей)

Воспитатель : Дети нам пора в гости к лисичке в зимний лес . Но в лесу холодно, нам нужно одеться.

Дети имитируют одевание и называют по порядку название одежды, которую они надевают для путешествия .

Воспитатель : Дети, а в лесу снега много на чем мы поедем в лес? Выбирайте, на чем удобнее, на лыжах или на санках.

Дети : на лыжах

Воспитатель : надеваем лыжи и идем в лес.

Физкультминутка : Ходьба на лыжах.

Звучит музыка, под музыку дети идут как бы на лыжах.

Воспитатель : Вот мы и пришли в зимний лес . Посмотрите на красивые деревья в лесу, они покрыты все снегом.

Воспитатель : Что происходит с деревьями зимой?

Дети : Они отдыхают, спят, укрывшись снегом.

Воспитатель : Покажите где здесь березка, елка, сосна, осина. ?

Дети показывают и называют.

Воспитатель : Дети, а в лесу живут звери, но какие вы угадайте и читает загадку : Сердитый недотрога живет в глуши лесной;

Очень много, а нитки ни одной.» (Ёж)

Воспитатель : А теперь Витя найди, пожалуйста, ёжика, покажи нам.

Ребёнок рассказывает про ежа.

Воспитатель : читает следующую загадку : Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её? Лиса.

Воспитатель : Найдет нам лисичку Лиза. Ребенок находит картинку лисы и рассказывает о ней.

Воспитатель : Читает загадку :Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

Воспитатель : Миша найди нам белочку. Ребенок рассказывает про белку.

Воспитатель : А кто знает загадку про медведя и загадает нам.

Загадывают загадку про медведя. Рита найди нам медведя и расскажи.

Ребенок рассказывает про медведя. Воспитатель : про зайчика знаете загадку?

Дети загадывают загадку про зайчика. Воспитатель : Саша покажи нам зайчика.

Ребенок рассказывает про зайчика.

Воспитатель : Дети, по сколько лап у каждого из этих зверей (по четыре)

А что есть на лапах у зверей? (Когти)

Воспитатель : Каких зверей мы с вами еще не назвали?

(лось, олень) . Найдите их и покажите нам. Воспитатель : Вы знаете, я, что-то забыла, а у лося лапы или ноги?

Дети : ноги и у них копыта на ногах.

Воспитатель : А как вы думаете, дети, какие это животные?

Ответы детей : дикие.

Воспитатель : А почему вы так думаете, что они дикие?

Ответы детей : они живут в лесу, сами добывают себе пищу и готовят себе жильё. У лисы есть нора, у медведя берлога, ёжик спит под корягами, зайчик забирается в снег или под кустиками.

Воспитатель : А сейчас мы немного передохнем и продолжим своё путешествие .

Воспитатель показывает презентацию на тему : «Дикие животные и их детеныши» .

Воспитатель : показ слайдов.

Воспитатель : Вы знаете, вот здесь в письмо, лежит какая- то схема движения. Лисичка нам нарисовала маршрут. Что мы должны идти по дорожке и найти жилище животного, где оно спит всю зиму. А какое животное мы узнаем, когда пройдем по данной схеме. Давайте будем думать и вместе искать. Ой, смотрите, здесь нам положили следы этого зверя.

Интересно , чьи это следы?

Дети отгадывают и называют : Медведя.

Воспитатель : Мы сейчас с вами проверим, мишка там спит или ёжик.

Выстраиваемся от входной двери в группу и идем налево, и затем идем прямо, выкладывая следы на каждый шаг ребенка. Доходим до двери спальной комнаты и ищем животного, которое спряталось в берлоге.

Дети рады, что дошли правильно и называют животное. Это медведь и следы медведя.

Воспитатель : лисичка еще одно задание нам придумала.

Посмотрите, вот это чьи следы?

Ответы детей : Заячьи. Воспитатель : Теперь нам нужно встать снова у входной двери в группу и пойти направо и идти прямо по дорожке до окна. Там мы увидим, кто же прячется в своей норке. Дети также на каждый шаг выкладывают следы зайца и доходят до окна. В кустике спрятался зайчика.

Воспитатель : Вот мы выполнили все задания лисички и нам пора возвращаться в нашу любимую группу. Звучит музыка и дети, имитируя ходьбу на лыжах, возвращаются на место, откуда начали своё путешествие .

Воспитатель : Дети, а вам понравилось путешествовать .

Ответы детей.

Воспитатель : Мне тоже понравилось, а какие интересные задания придумала нам лисичка. Вы хотите еще отправиться путешествовать в лес .

Дети : Да

Воспитатель : В лесу очень красиво и интересно . На следующем занятии мы снова узнаем что- то новое и интересное . А сейчас посмотрим, что стало с нашим снегом, который прислала лисичка.

Ответы детей : растаял, получилась вода.

Итог : Снег состоит из разных снежинок, а когда тепло они превращаются в воду. А сейчас холодно поэтому капельки воды превращаются в разные формы снежинок. Подарить вырезанные снежинки детям.