Особенности восприятия ребенка раннего возраста. Международный студенческий научный вестник

Не секрет, что в процессе роста ребенка происходит также становление его характера и психики. Особую роль в череде возникающих и развивающихся психологических процессов в раннем возрасте, особое внимание следует уделить восприятию ребенка. Ведь у ребенка и поведение, и осознание происходящего в первую очередь связано с его восприятием окружающего мира. Для примера можно указать на память маленького человечка, ведь для ребенка памятью является узнавание близких людей, обстановки и предметов, т.е. их восприятие. Даже мышление детей лет до трех в основном связано с восприятием, они обращают внимание на то, что находится в поле их зрения, соответственно все остальные поступки и действия также связаны с тем, что ребенок видит. Хочется обратить особое внимание на главные особенности, влияющие на развитие восприятия у детей.

0 178681

Фотогалерея: Развитие восприятия у детей раннего возраста

Восприятие у детей раннего возраста развивается вместе с тем, как они начинают отличать один предмет от другого, выполнять осознанно те или иные действия. Педиатры и детские психологи особенно акцентируют внимание на действия, называемые соотносящими, или же действия с несколькими предметами, в которых ребенок уже начинает различать форму, расположение, то какова та или иная вещь на ощупь и т.д. Научившись различать и играть сразу с несколькими предметами, ребенок не сразу может рассортировать их, например, по форме, цвету, и тем более смыслу.

Очень много игрушек для детей раннего возраста, такие как кубики, пирамидки, созданы именно для того, чтобы ребенок учился соотносящим действиям. Но если он в какой-то степени сможет со временем воспринимать ряд предметов, без помощи взрослого он не сможет научиться делить их по смыслу, цвету или форме. Поэтому очень важным является контакт детей и родителей во время игр ребенка, ведь именно во время совместных игр родители направляют ребенка на верные действии, поправляют его, помогают, указывают на то, как должно быть.

Однако и здесь есть подводные камни. Рано или поздно ребенок начнет повторять за мамой или папой и будет «знать» какой кубик куда нужно поставить, но это приведет лишь к тому, что соотносящие действия будут выполняться только в присутствии взрослого, и только вслед за ним. Крайне важно, чтобы ребенок научился самостоятельно выполнять те или иные действия с предметами, в зависимости от их внешних свойств. Изначально малыш будет пытаться приноровить часть пирамидки наугад, пробуя различные варианты, и проверяя держится элемент или нет, т.е. достигает ли он того что хочет либо нет.

Или же может быть и так, что ребенок будет усердно пытаться сделать с предметом то, что хочет, и если это не будет получаться, начнет прилагать к процессу больше физических сил. Но в итоге, убедившись в тщетности своих действий, начнет пробовать получить желаемое иным способом, примеривая и поворачивая, к примеру, элемент пирамидки. Сами игрушки разработаны таким образом, чтобы подсказать маленькому испытателю, как должно быть на самом деле. И в итоге, результат будет достигнут, а в дальнейшем и закреплен.

Затем, в процессе развития ребенок от ориентированных действий переходит к следующему этапу на котором начинает визуально оценивать свойства предметов. Итак, от того, что малыш видит предметы, он начинает различать свойства предмета в соответствии с тем, как он выглядит. На примере все той же пирамидки он уже не просто собирает её так, чтобы один предмет держался на другом, он старается подобрать её элементы в соответствии с их формой. Он начинает подбирать элементы не методом подбора, а на глаз различая разницу между тем какой больше, а какой меньше.

К двум – двум с половиной годам ребенок уже может начать подбирать предметы, ориентируясь на предложенный ему пример. Он может выбрать и подать по просьбе родителей или иных взрослых именно тот кубик, который похож на кубик, предложенный ему в качестве примера. Имеет ли смысл говорить о том, что выбор предмета по зрительным характеристикам, задача ощутима более сложная, нежели подбор по средству его примерки? Но как бы там ни было восприятие ребенка будет развиваться по вполне определенному сценарию, сначала он научиться выбирать предметы одинаковой формы или величины, и лишь только потом одинаковые по цвету.

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

Характеристику познавательных процессов детей раннего возраста: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

уметь

владеть

  • способами применения полученных знаний в практической работе;
  • навыками психодиагностики, проведения психокоррекционной и психолого-просветительской работы.

Закономерности развития восприятия в раннем возрасте

Восприятию в раннем возрасте принадлежит главная роль среди всех психических процессов. К первому году жизни у ребенка складываются перцептивные образы и он способен узнавать окружающие знакомые предметы и людей, тем не менее восприятие остается крайне несовершенным. Ребенок не способен к последовательному всестороннему восприятию предмета, часто он выделяет какой-либо один наиболее яркий признак и, ориентируясь на него, узнает предмет. По мере освоения предметных действий восприятие становится более точным и полным, постепенно формируется дифференциальная чувствительность, направленная на тонкое различение градаций признаков одной и той же сенсорной модальности.

В раннем детстве происходит интенсивное развитие зрительного восприятия. Зрительное восприятие находится на этапе специализации, направленной на распознавание окружающих предметов и людей. Образ предмета или человека у ребенка раннего возраста полимодален, включает целый набор признаков, относящихся к разным сенсорным системам. Особенно это необходимо в процессах узнавания людей. Постепенно за два года в памяти ребенка накапливается необходимый набор образов, который позволяет осуществлять важные перцептивные операции как начальную стадию мышления – образную категоризацию. Образная категоризация – это обнаружение общих свойств ряда предметов. Она связана со способностью определять в предмете существенные свойства, свидетельствующие о его предметном и практическом назначении. В начале раннего детства ребенок воспринимает предмет неотрывно от ситуации, в которой он действует с предметом. Предмет не вычленен из ситуации, слит вместе с ней и с самим ребенком.

Практический пример

Марина E., 1 год 7 месяцев. Легко узнает вазу с цветами на столе, на котором она только что играла с мамой. Вазу, перенесенную на тумбочку, девочка может не узнать, и она не знает, зачем нужен этот предмет. Та же самая ваза, поставленная на стол без цветов, вызывает ориентировочную реакцию как на незнакомый предмет, с которым Марина начинает знакомиться заново.

К концу третьего года жизни ребенок обучается через предметную деятельность выделять в каждом конкретном предмете ведущие и второстепенные признаки, что позволяет абстрагировать процесс восприятия предмета от ситуации, в которой он находится. Развивается такое важнейшее качество зрительного восприятия как выделение фигуры из фона, где фоновыми являются все ситуативные и случайные признаки. Этот процесс образной категоризации связан с развитием речи и формированием мыслительной операции обобщения.

Образная категоризация необходима для формирования сенсорных эталонов как важнейших компонентов развития восприятия детей раннего возраста. К доступным для освоения ребенка в данном возрасте сенсорным эталонам относят прежде всего форму, величину и цвет. Зрительные ориентировочные действия как основа восприятия предметов складываются в процессе предметных действий. Особенности зрительных образов, существующих у ребенка, в основном обусловливаются именно этим. В частности, при выполнении действий с предметами ребенку необходимо выделять и учитывать те их сенсорные признаки, которые имеют особую практическую значимость – это прежде всего форма и величина. Восприятие цвета происходит несколько труднее поскольку он не оказывает большого влияния на выполнение действий. Цвет еще не является признаком, определяющим узнавание предмета.

Первоначально при восприятии ребенок использует внешние ориентировочные действия, характер которых существенно изменяется при использовании мерки для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Постепенно от внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительной ориентировке в свойствах предмета , он выделяет определенную деталь или свойство на глаз без практических проб. Примерно с двух лег ребенок может на основе зрительного восприятия из двух разных предметов выбрать предмет, соответствующий образцу (сначала но форме и величине, затем по цвету). Уже на втором году жизни дети правильно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник.

Дети с трудом овладевают относительностью оценки величины предметов и воспринимают ее недифференцированно, т.е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Восприятие массы осуществляется на основе взаимосвязанной работы зрительного, тактильного и двигательного анализаторов в процессе практической деятельности ребенка с предметами. На втором году жизни ребенок уже способен воспринимать массу предмета, но его восприятие имеет локальный и слабо дифференцированный характер: "тяжесть" связана с самим предметом, неотделима от него. Элементарная способность различать предметы по массе уже имеется, но эти различия в слове еще не закреплены (различия в массе предметов дети обозначают словами большой – маленький).

Посредством слухового восприятия ребенок улавливает текущие звуковые события, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Слуховая чувствительность совершенствуется под влиянием не только речевого восприятия (импрессивной речи), но и речевого высказывания (экспрессивной речи). Известно, что дифференциальная чувствительность слуха взрослого максимальна в области речевых частот, т.е той части спектра, которая наиболее выражена в сигналах речи данного языка. Для русского языка максимальная дифференциальная чувствительность должна быть максимальной в диапазоне частот от 1,0 до 4,0 Гц. Несмотря на то что слух младенца обострен в более высокочастотной области, к концу третьего года его частотные свойства позволяют распознавать речь на русском языке. Следовательно, речевое развитие ребенка младшего возраста способствует формированию свойств слухового анализатора, адекватных акустическим признакам осваиваемой речи. По мнению психолингвистов, недостаточное развитие дифференциальной и абсолютной слуховой чувствительности является причиной существенных фонетико-фонологических нарушений экспрессивной речи, логопедических расстройств различной степени тяжести.

Продолжается развитие восприятия пространства, в основе которого лежит функционирование третичных зон коры головного мозга, или "зон перекрытия", которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестезического и вестибулярного анализаторов. Овладение ходьбой значительно расширяет практическое освоение пространства. Передвигаясь сам, ребенок осваивает расстояние одного предмета до другого, делает попытки измерения расстояния. С ходьбой связано возникновение ощущения равновесия, ускорения или замедления движения, которые сочетаются со зрительными ощущениями. Практическое освоение ребенком пространства в процессе передвижения функционально преобразует всю структуру его пространственного восприятия. Накопление практического опыта освоения пространства позволяет постепенно овладевать и значением слов, обобщающих этот опыт. Однако главную роль в познании пространственных отношений в раннем возрасте играет еще непосредственный жизненный опыт, накапливающийся в различных видах деятельности.

Практический пример

Оля Г., 2 года 11 мес. Девочка может сложить разрезанную на четыре части картинку, сложить изображение из кубиков, понимает значение нескольких предлогов пространственного расположения ("в", "на", "под", "за"), знает предлог направления движения ("к", "от" и т.п.), может сложить разрезанную на несколько частей картинку человека, ориентируясь на целую картинку-образец.

Особую трудность для детей представляет восприятие времени, поскольку время не имеет наглядной формы, характеризуется текучестью, необратимостью, восприятие его является субъективным, зависит от психического состояния в момент его восприятия, носит личностный характер в целом. Дети раннего возраста ориентируются во времени в основном посредством вневременных качественных признаков с учетом последовательно, систематически изменяющихся событий, действий, режимных моментов (завтрак, обед, прогулка, укладывание спать и т.д.). Это часто приводит их к ошибкам в ориентации во времени. Из частей суток дети правильнее и легче всего определяют ночь и утро, несколько сложнее выделяют вечер и день. Познавая различные временны́е интервалы, дети испытывают затруднения в их дифференцировке. Более развитым и раньше сформированным в раннем возрасте является представление о настоящем времени, неопределенным является представление о прошедшем и будущем времени. Формирование

элементарного понятия о будущем времени начинается чаще всего на третьем году жизни, когда в активной речи ребенка начинают появляться слова "буду", "потом", "после", "завтра". Однако ориентировка в будущем времени еще долго вызывает у детей значительные трудности. Восприятие времени у них развивается постепенно на основе переживания-чувствования длительности интервалов времени, формирования знаний временны́х эталонов, совершенствования умения оценивать временны́е интервалы без часов, только на основе чувства времени.

Таким образом, развитие различных видов восприятия осуществляется на основе созревания анализаторов, совершенствования ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов окружающего мира, приобретения им сенсорного опыта. Ребенок овладевает перцептивными действиями, которые на первом этапе являются чрезмерно развернутыми, а затем постепенно свертываются за счет интериоризации отдельных операций. Становится возможной образная категоризация, определение в предмете существенных свойств, определяющих его предметное и практическое назначение. Появляется новый тип внешних ориентировочных действий – примериваиие, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам. Увеличивается точность и быстрота осуществления перцептивного действия. Осваиваются представления о свойствах предметов, что зависит от их значимости в практической деятельности ребенка. Важная роль в сенсорном развитии детей принадлежит взрослому, который знакомит их с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях, помогает им овладеть выработанной человечеством системой сенсорных эталонов.

Восприятие младенца

Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорож­денности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжитель­ность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предме­тов, выделяет контур и другие их элементы. Когда младенцу показы­вают картинку с изображением широкой черной полосы на белом фоне, его взгляд не блуждает по всему полю картинки, а быстро останав­ливается на границе белого и черного пространства. Если ему пока­зать одновременно две картинки - однотонную и с вертикальными черными линиями, он дольше будет смотреть на второе изображение. Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изломам - переходам прямой линии в изогнутую.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется только в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совер­шенно новые объекты не привлекают надолго внимание ребенка. Более того, новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных, предме­ты могут вызвать тревогу, испуг или плач.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно вы­берет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывает­ся по типу условно рефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый экс­перимент с “обрывом”: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают “об­рыва” и начинают плакать.

Считается, что младенец имеетцелостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребен­ком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.

Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте

Возраст в месяцах Успехи Неудачи
0-12 Когда да глазах у ребенка прячется пред­мет, не наблюдается никаких определенных действий
2-4 Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место
4-6 Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком
6-12 Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах

Память младенца

Познавательное развитие младенца предполагает включение ме­ханизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появля­етсяузнавание . Уже в раннем младенчестве дети способны соотно­сить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следую­щий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения. 4-месячный ребенок отличает знакомое ли­цо от незнакомого.

Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить че­рез 1 секунду, где она лежит. К первому году все дети находят иг­рушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение - восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сход­ного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состо­яния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфор­те (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возраст­ной период), он доброжелательно реагирует и на других близких лю­дей. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теря­ется при виде незнакомого взрослого человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, старают­ся не обращать внимания на нового человека, другие громко плачут.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый “страх расставания ” - грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла). Забегая вперед, отметим, что страх расставания обостряется на втором году жизни, между 15 и 18 месяцами, а затем постепенно ослабевает.

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу первого года стремится не только к чисто эмоциональным кон­тактам, но и к совместным действиям. Он пытается с маминой по­мощью получить какой-нибудь привлекающий его предмет, дотянуться до шкафа или полки, достать вазочку или кастрюлю, рассмотреть картину и т.д. Облегчают общение жесты, которыми активно пользу­ется ребенок, показывая, что он хочет получить, куда ему необходимо забраться и т.п.

Восприятие ребенка раннего возраста

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психичес­кие функции - восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функ­ций доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает оп­ределенную зависимость от него остальных психических процессов. Как это проявляется?

Рассмотрим два примера из красивых экспериментов Курта Леви­на. Первый эксперимент был проведен со взрослыми. Они находились 10-15 минут в пустой комнате, ожидая, что за ними вот-вот зайдут, и не подозревали о проводившемся наблюдении. Каждый взрослый человек, оказавшись в такой ситуации, начинал рассматривать окружа­ющие его вещи; его действия определялись тем, что он видит. Когда он видел часы, лежащие на столе, он смотрел, сколько времени, письмо вызывало у него желание узнать, кому оно адресовано, вися­щие на окнах разноцветные бумажные ленточки - подергать за них и т. д. Вещи как бы притягивали к себе, обусловливая поведение, ко­торое К.Левин назвал полевым . По воспоминаниям ученицы К. Левина Б.В.Зейгарник, только один пожилой профессор не проявил полевого поведения: поглощенный своими мыслями, он сел в кресло, достал из портфеля рукопись и погрузился в чтение. Это было исключением; как правило, в некоторых ситуациях мы все ведем себя по типу по­левого поведения, испытывая притягательную силу вещей.

Что же касается детей раннего возраста, то они максимально связаны наличной ситуацией - тем, что они непосредственно воспринимают. Все их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне этой наглядной ситуации, их не привлекает. В эксперименте К.Левина с детьми показано, что до 2-х лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Поставленная перед ребенком задача - сесть на большой камень, лежащий на лу­жайке, - оказалась трудновыполнимой, поскольку ребенок сначала должен отвернуться от камня и, следовательно, перестать его ви­деть. Дети помногу раз обходили этот валун, гладили его, отворачиваясь, подкладывали руку, чтобы, по крайней мере, ощущать его тактильно. Одному мальчику удалось сохранить опору на зрительное восприятие: он сильно наклонился, перегнувшись в поясе, и, глядя на камень между широко расставленными ногами, продвинулся к нему и, наконец, сел.

Из того, что у ребенка доминирует восприятие и он ограничен наглядной ситуацией, следует еще одна любопытная особенность. В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, та­кие, как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяются восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т. е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер - ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л. С. Выготского, «...все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия... ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия развития. Рассмотрим основные особенности развития восприятия в раннем возрасте.

Несмотря на то, что к концу младенческого возраста у ребенка складываются перцептивные образы и он легко узнает окружающие знакомые предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Годовалый ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какой-либо один признак и реагирует только на него, по нему он и опознает различные предметы.

Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, что во многом определяет существующие у ребенка зрительные образы. Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина , именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета. Он ориентируется только на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ребенок не различает цвета. Напомним, что различение и предпочтение определенных цветов есть уже в первые месяцы жизни. Однако цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавание.

Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими . Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов - их форму, величину, твердость, местоположение и пр. Уже в конце младенчества дети начинают совершать действия с двумя предметами - нанизывают, ставят одно на другое, складывают и пр. Но в этих действиях младенец еще не учитывает свойств предметов - не выбирает и не подбирает нужные предметы в соответствии с их формой и величиной, не пытается расположить их в определенном порядке. Соотносящие действия, которые начинают усваиваться в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки), предполагают именно соотносящие действия. Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное положение в пространстве. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине. При сборке матрешки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определенном порядке - сначала собрать самую маленькую, а потом вложить ее в большую.



Эти действия должны регулироваться и направляться тем результатом, который нужно получить - готовую пирамидку или матрешку. Но ребенок еще не может представить готовый результат и подчинять ему свои действия. Для этого необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие действия могут выполняться разными способами, в зависимости от того, как учит им взрослый. Если ребенок просто подражает взрослому, т. е. выполняет те же действия с теми же предметами, он может получить результат только в присутствии и при непосредственном показе взрослого. Поэтому важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы он сам подбирал и соединял части в необходимом порядке. Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит, и начинает пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой - втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к примериванию и опробованию разных частей, пока не найдет нужную деталь. Здесь сами игрушки как бы подсказывают, какая деталь подходит, поэтому их называют автодидактическими (или самообучающими). С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получает нужный результат.

От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Формируется новый тип зрительного восприятия, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных. Эта способность проявляется в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке - он подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб.

В 2-2,5 года для ребенка становится доступным зрительный подбор по образцу, когда из двух предметов разной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой, как образец. Следует подчеркнуть, что зрительный выбор

по образцу - гораздо более сложная задача, чем простое узнавание или примеривание. Причем сначала дети выбирают предметы одинаковые по форме, потом по величине и лишь потом - по цвету. Это значит, что новые действия восприятия формируются первоначально для тех свойств, которые непосредственно задействованы в практических предметных действиях, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные свойства. Показательно, что дети раннего возраста не в состоянии правильно выбрать по образцу, если им предлагают не два, а несколько предметов или если предметы имеют сложную форму и состоят из многих частей.

Восприятие в раннем возрасте тесно связано с предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным. Более того, ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения слишком сложного для него действия. Так, начиная рисовать, ребенок как бы не замечает цвет изображения и пользуется любыми карандашами, или, выполняя постройку по образцу, он берет кубики любого цвета, хотя уже умеет различать основные цвета.

На третьем году жизни появляются постоянные образцы для сравнения - это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко выраженную форму. Такими образцами могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них. Например, предметы треугольной формы ребенок определяет «как домик», а круглые предметы «как мячик». Это говорит о том, что у ребенка уже существуют представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой

становления внутреннего плана действия и умственного развития.

Восприятие является ведущим психическим процессом дошкольного возраста. Оно обеспечивает получение и первичную переработку информации, создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. Включение ребенка в соответствующую для данного периода деятельность способствует ускоренному развитию восприятия.

Для каждого психического процесса существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста - ощущения, для раннего возраста - речь, для дошкольного - восприятие, для младшего школьника - мышление. если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия Для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас и он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие - это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию. Особое значение в жизни дошкольника имеют ролевые игры, в которых он познает законы общения, социальные отношения, характеры и социальные роли людей.

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

Если в процессе восприятия ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, величина и др., - не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания, измерения и др. в процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, прямоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины; о времени.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести:

1) усвоение сенсорных эталонов.

Что такое сенсорные эталоны?

Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета - цвета спектра и их оттенки, формы - геометрические фигуры и их разновидности, величины - единицы метрической системы линейных мер и т.д.

  • 2) способы восприятия. Выделяют 2 способа восприятия:
    • * внешние пробы, к которым относятся такие приемы, как: прикладывание образца к предмету, обведение контура образца и предмета пальцем. Данный способ характерен для детей младшего дошкольного возраста.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие приемы (наглядно-действенное мышление)

  • * зрительное сравнение, когда дети на глаз воспринимают предмет, могут без помощи внешних проб сравнивать, соотносить его с другими предметами. Характерно для детей старшего дошкольного возраста.
  • 3) обследование предметов, в ходе которого ребенок сначала в процессе ведущей деятельности обследует предмет, выделяя его цвет, форму, размер, части, а затем в старшем дошкольном возрасте Словечно описывает различные свойства конкретного предмета.

Таковы основные линии развития восприятия детей дошкольного возраста. Лишь посредствам систематического и целенаправленного обучения возможно достичь высокого уровня сенсорного развития дошкольников.

Сравнительная характеристика сенсорного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста

Таблица, в которой в соответствии с критериями раскрыты особенности развития восприятия в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Критерии

Младший и средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Ведущая деятельность

Игра, конструирование, изодеятельность

Игра, конструирование, изодеятельность, элементы учебной деятельности

Сенсорные эталоны

В процессе рисования, конструирования, выполнения аппликаций, выкладывания мозайки. Многократное использование материалов ведет к запоминанию и формированию сенсорных эталонов. Без систематического обучения у детей формируются лишь 3-4 сенсорных эталона цвета, формы, а при целенаправленном сенсорном воспитании - например, до 28 у японских детей.

Трудности с усвоением величины обозначение величины предметов через отношение к величине другого предмета

Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов - за счет систематизации представлений. Цвет: последовательность расположения цветов в спектре, деление на теплые и холодные оттенки Форма: деление на круглые и прямолинейные, представления об отличии форм друг от друга, их связи, преобразование 1 формы в другую (если прямоугольник разделить пополам, получится 2 квадрата). Величина: умение сопоставлять между собой большое количество предметов

Способы восприятия

При помощи внешних проб, переходящим к внутренним пробам, сравнению на глаз свойств предметов с усвоенными эталонами.

Приемы прикладывания образца к предмету, обведения контура образца и предмета пальцем.

При определении цвета на первых этапах дети - цветной карандаш. Сравнивая предметы по величине, дети прикладывают их друг к другу, подравнивая по одной линии.

К 5 годам дошкольники овладевают внутренними способами восприятия.

Дети не нуждаются во внешних приёмах - перемещениях, обведении контуров рукой и т.д. Используют зрительное сравнение, которое становится более точным.

Дети полностью переходят от использования внешних образцов к использованию усвоенных представлений

Обследование предметов

Дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом - дополнительных частей

Дети не могут выбрать из готовой постройки нужную деталь, не умеют последовательно рассматривать картины.

Главная роль принадлежит взрослому, направляющего процесс обследования предметов

Большое значение играет уровень развития речи детей, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Систематическое обучение

Слуховое восприятие

Речевой слух развивается в процессе речевого общения, музыкальный - при слушании музыки и выполнении движений под музыку.

В начале дошкольного детства дети воспринимают слова и музыкальную мелодию слитно, не выделяя в них отдельные звуки и их соотношения. В выделении речевых звуков решающее значение имеет произношение, в выделении отношений музыкальных звуков - движения рук и тела

Совершенствование слухового восприятия речи и музыки происходит в ходе специальной работы по развитию речи, обучению грамоте и музыке. Опора на развивающиеся мыслительные действия ребенка, умение анализировать звуковой состав слова, ритм и мелодию музыкальных произведений