Конспект занятия экспериментальная деятельность в средней группе. Конспект нод по познавательно - экспериментальной деятельности в средней группе
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
«Вода-водица»
Программное содержание : Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода источник жизни , необходима для поддержания жизни и обеспеченья здоровья человека, о свойствах воды (прозрачная, без запаха и цвета, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед, жидкая, газообразная (пар) .
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи :
Образовательные :
Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды.
Обучение пониманию переносного смысла выражения из загадки.
Обогащение лексики словами признаками, родственными словами.
Развитие диалогической речи у детей.
Коррекционно-развивающие :
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие тактильных ощущений.
Формирование лексико-грамматического строя речи.
Воспитательные :
Формирование познавательного интереса, доброжелательного отношения друг к другу.
Материалы и оборудование : рисунки по теме « вода » , стеклянные емкости, соль, сахар, пакетики чая, лимон, пластиковая бутылка, марля, вата, древесный уголь, х/б ткань.
Ход занятия:
Вы слыхали о воде? На плите у вас кипит,
Говорят она везде! Паром чайника шипит.
В луже, в море, в океане, Без нее вам не умыться,
И в водопроводном кране. Не наесться, не напиться!
Как сосулька замерзает, Смею вам я доложить :
В лес туманом заползает, Без воды вам не прожить!
Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Скажите мне ребята для чего нужна вода человеку ?
(пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения).
- Вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода не имеет формы , цвета, запаха и вкуса. Давайте мы с вами убедимся в этом. Посмотрите у меня на столе стоят два стакана с водой, (попросить подойти детей к столу и посмотреть) давай те попробуем эту воду. (Дети нюхают, пробуют воду на вкус) А теперь расскажите мне какая вода в стакане .
Правильно вода без цвета , без вкуса и прохладная, а теперь мы с вами попробуем изменить ее. У меня есть соль и сахар, возьмите ложечку и положите их в стаканы с водой и попробуйте. Какие изменения произошли с водой?
Да у воды появился вкус, в одном стакане вода стала соленая в другом сладкая, а теперь смотрите я опущу в стакан пакетик с чаем, что происходит?
- Вода окрасилась , значит можно поменять качества воды, а теперь добавим в чай кусочек лимона, понюхайте у воды появился запах, молодцы, сейчас мы с вами поиграем в игру.
«Какая бывает вода »
(Воспитатель бросает детям мяч и они говорят о свойствах воды, об использовании ее в жизни человека).
А теперь мы проведем еще один опыт , мы все знаем что вода у нас в кране чистая, а кто знает как ее чистят? Вот здесь в банке у меня вода , мы возьмем песок и перемешаем с водой, какая она стала? Правильно грязная, а теперь мы с вами сделаем фильтр, возьмем пластиковую бутылку у которой мы заранее отрезали дно, в марлю завернем вату, положим ее в бутылку, возьмем мешочек с углем и тоже высопим в бутылку. Теперь поставим ее в чистую банку, а сверху нальем грязную воду. Пока наш фильтр работает мы с вами поиграем.
Март сосульки свесил с крыши дети, взявшись за руки, идут по кругу
И капелью зазвенели останавливаются, ритмично хлопают в ладоши
Солнце в небе выше, выше поднимают руки вверх
Все хлопочут, много дел выполняют наклоны вправо и влево
Скоро снег совсем растает приседают и встают
Выйдут в поле трактора ставят руки на пояс, с перетопом продвигаются вперед
Черный грач весну встречает идут, высоко поднимая колени
Громкой песней : кра-кра-кра машут руками, как крылышками.
Молодцы, теперь пойдемте посмотрим как работает наш фильтр.
(дети рассматривают и рассказывают об увиденном, сравнивают банки с грязной и чистой водой).
Помните на прошлом занятии мы с вами познакомились с круговоротом воды в природе, а хотите посмотреть как это происходит, давайте проведем опыт . Нальем в банку горячей воды, смотрите над банкой поднимается пар, кто знает почему?
Правильно при нагревании вода начинает испарятся и поднимается вверх, и сверху мы накроем банку зеркалом и посмотрим что получиться. Смотрите пар собирается на зеркале, собирается в капли и снова падает в банку с горячей воды.
Давайте вспомним какие загадки о воде мы знаем. (дети загадывают загадки) .
Меня пьют, меня льют. Мы говорим : она течёт;
Всем нужна я, Мы говорим : она играет;
Кто я такая? Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Я и туча, и туман, В морях и реках обитает,
И ручей, и океан, Но часто по небу летает.
И летаю, и бегу, А как наскучит ей летать,
И стеклянной быть могу! На землю падает опять.
Очень добродушная, Сама пить не пьёт,
Я мягкая, послушная, А нас вынуждает.
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
Итог :
Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали? Вода – это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет формы , цвета, запаха и вкуса. Поэтому : она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если в нее добавят краску; приобретает соответствующий вкус и запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон и т. д. Вода может быть чистой и грязной : чистая прозрачная, грязная – мутная. Вода может быть разной температуры : холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние : на морозе она превращается в лед, при нагревании – в пар. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит . Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становиться водой. Вода имеет большое значение доя жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода . Такая вода есть в реках , озерах, родниках, под землей.
Светлана Ханнанова
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица»
Разработанный мною конспект посредством создания ситуации занимательности способствует решению поставленных задач: позволяет детям развивать и закреплять знания о свойствах воды, её использовании; осваивать действия замещения и экспериментирования.
Конспект НОД построен как процесс продуктивной деятельности:
с использованием игрового метода обучения, способствующего заинтересованной, непринужденной обстановке на занятии;
проблемного метода, содействующего развитию интеллекта ребенка.
Планируемый результат:
Актуализация знаний из жизненного опыта детей о том, где встречается вода, кому и зачем она необходима; правила безопасного поведения на воде и с водой.
Открытие нового знания о свойствах воды посредством экспериментирования, анализа собственных действий и осмысления полученного результата.
Задачи:
Образовательные задачи:
Ознакомление детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет вкуса, запаха и цвета, растворяет и отражает.?
Овладение детьми действием замещения.
Освоение экспериментирования.
Развивающие задачи:
Развитие и закрепление представлений о свойствах воды, её использовании.
Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка; развитие умения анализировать и самостоятельно делать выводы.
Развитие познавательной активности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию.
Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
Воспитывать бережное отношение к использованию воды.
Материал и оборудование:
Картинки морской бури, наводнений, паводков, стаканчики, сахар, сок, трубочки, лимон, ракушки, молоко, крышки от бутылок, ложечки.
Текст физкультминутки, аудиозапись звука дождя.
Поощрение: кулончики-капельки.
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, загадывание загадок. Обсуждение с детьми, что они знают о воде.
Методические приёмы:
Упражнение на эмоциональный заряд перед занятием.
Введение в игровую ситуацию (сюрпризный момент); создание ситуации занимательности.
Актуализация знания: познавательная и практическая мотивация.
Затруднение в игровой ситуации: постановка проблемы.
Открытие нового знания: наглядный (показ образца, демонстрация), практический (эксперименты, игровые упражнения, сравнение), словесный (напоминание, беседа, рассказ, вопросы поискового характера, пояснение, индивидуальные ответы детей).
Включение нового знания в систему знаний.
Осмысление: анализ занятия.
Поощрение.
Ход занятия:
Мотивационно-побудительный этап:
Упражнение «Эмоциональная буря» (дети стоят в кругу).
В: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Эмоциональная буря»: будем мимикой, жестами показывать наши эмоции: «Радость», «Грусть», «Злость», «Испуг», «Веселье».
В: Приободрились, и теперь отправимся в путешествие с моей подружкой, которую зовут Капелька. Но пока она находится в пути и вот, вот постучится в дверь, мы с вами…
Послушайте…что-то шумит. Так это наша подружка уже у нас в гостях (в умывальной включен кран, на нём знак капли).
Но почему Капелька такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать-это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Сможем помочь Капельке? А как мы это сделаем? (ответы детей)
Организационно – поисковый этап:
Из чего состоит капелька и где она живет? (Состоит из воды и живет в воде). А где можно встретить воду? (разные ответы детей)
Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? (человеку, животным и растениям). Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.
Путешествие по группе (обозначение капельками тех мест, где нужна вода):
В: Ребята, давайте покажем Капельке, где живут её сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками.
В уголке природы: возле растений. Дети: да нужно они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
У аквариума: Дети: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)
Около раковины (мойки): да, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит бутылка с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы могли мыть руки и лицо. (Приклеивают большую капельку)
В: Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. Ребята, но вода не всегда бывает полезной, а бывает даже опасной. (Показ картинок бурь, наводнений, паводков).
Рассказ о правилах безопасности с водой и на воде:
В: Горячей водой можно обжечься, лёд опасен травмами, в водоёмах можно утонуть. Ребята, можно ли дома самостоятельно наливать чай?
Включать горячую воду? Что мы делаем, когда выходим на прогулку, а там с гололёд? Можно ли ходить к водоёмам одному без взрослых?).
Физминутка:
А вы знаете в какие игры любит играть наша Капелька? (ответы детей). Сейчас поиграем.
Превратились детки в капельки. Пора им отправляться в путь.
(звучит аудиозапись со звуками дождя)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.
(дети прыгают)
Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе, соединились в маленькие ручейки.
(дети берутся за руки и по двое-трое составляют ручейки)
Встретились ручейки и стали большой рекой.
(дети объединяются в одну цепочку)
А из реки попали в большой океан.
(дети перестраиваются в хоровод)
Тут капельки вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, не задерживаться. Подняли капельки ладошки вверх – пригрело их солнышко лучиками, и они испарились. Вернулись капельки к маме Тучке.
(дети рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя)
Ребята! А хотите ли вы помочь Капельке узнать ещё больше о себе? (ответы детей). А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы сейчас превратимся в лаборантов и будем проводить опыты с вами. А капелька сможет узнать намного больше о себе.
Опыт № 1 .
Определение цвета воды.
В: Посмотрите, что у нас на столах. Предлагаю вам сейчас налить в один стакан воду, а в другой молочко. Определите, в каком стакане вода. Как вы догадались и как определили? (Вода прозрачная, а молоко нет).
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Положите в стаканчик с водой 2-3 ракушки. Они видны в стакане с водой? (да) А теперь положите ракушки в стаканчик с молоком. Видно их? (нет) Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачна (грязная вода не бывает прозрачной). Но какой же всё-таки цвет имеет вода на самом деле? (разные ответы)
Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные крышки. Вы будете опускать в воду эти крышки по очереди и смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды (выполняют действия с крышками и наблюдение за результатом).
Ну, что ребята, подошла какая-нибудь крышка по цвету? (нет)
Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды? (Нет, у воды нет цвета). Она бесцветная. Посмотрите: Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала и улыбнулась этому.
Опыт № 2 .
Определение вкуса воды.
В: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. А какой у него вкус? (вкусный, сладкий).
Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? (Вода безвкусная. У нее нет вкуса.) Правильно, ребята! Чистая вода безвкусная.
Опыт № 3.
Определение запаха воды.
В: Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (разные ответы детей). Правильно, чистая вода ничем не пахнет! Добавим в воду лимон.
А теперь ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды?(есть)
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет? (Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет). Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили.
Опыт № 4.
Определение возможности воды растворять.
В: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит? (он исчез, растворился). Где в жизни мы можем наблюдать? (когда мы кладём кусочек сахара в чай, он растворяется и становится сладким). Вывод: вода растворитель, может растворять различные вещества.
Выводы: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и для чего нужна вода. А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, может растворять различные вещества.
Рефлексивно – корригирующий этап:
В: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)
В: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.
Ребята, а чем мы сегодня интересным занимались? Кому сегодня помогали? Получилось ли у нас это сделать? (ответы детей)
Образовательная деятельность «Праздник в Песочной стране»
Горбунова Жанна Александровна, воспитательМетодическая разработка предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Это конспект познавательно – экспериментальной деятельности.
Цель:
формирование мотивации к созидательной продуктивной деятельности, стимуляция эмоционального фона у детей с помощью кинетического песка.
Задачи:
Образовательные:
формировать навык экспериментирования с песком;
продолжить знакомство со свойствами кинетического песка;
обогащать тактильный опыт у воспитанников в процессе песочного угощения;
стимулировать творческие проявления при создании и украшении поделок из песка;
расширять словарный запас (приятный, волшебный, мягкий, пластичный, ласковый, удивительный, живой, безопасный);
формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы;
закреплять знания об съедобной пищи.
Развивающие:
развивать конструкторские навыки, умение моделировать объёмную постройку из плоскостных частей с помощью конструктора ТИКО;
развивать память, активное внимание, логическое мышление, творческое воображение, фантазию.
мелкую моторику, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
воспитывать умение слышать друг друга, желание помогать и приходить на помощь;
вызвать положительные эмоции, вызванные новыми впечатлениями.
увлечь детей активной творческой деятельностью.
Материал и оборудование:
Кинетический песок, лоточки для игры (по количеству детей), песочные наборы, бусинки для украшений, геометрические фигурки, влажные салфетки.
Ход деятельности:
(Дети входят в группу и приветствуют гостей)
Воспитатель:
чтобы у нас на занятии было хорошее настроение, давайте зарядимся теплом от нашего солнышка.
(Дети становятся в круг)
Воспитатель
: Наши руки – это лучики. Подставляем лучики под солнышко, улыбнёмся друг другу. Мы друг другу улыбнёмся – утро доброе начнётся. (Дети проговаривают вместе с воспитателем)
Вот попало солнышко
Прямо в детский сад
Приласкало солнышко
Сразу всех ребят.
Воспитатель
: Ребята, Вы чувствуете, тепло? Согрелись, ребята?
(дети садятся на стульчики, звонит очень громко телефон)
Воспитатель: кто же это звонит?
(воспитатель подходит к телефону, берёт трубку и разговаривает по громкой связи)
Воспитатель: Это звонит Песочная черепашка.
Песочная черепашка: Здравствуйте Жанна Александровна и ребята из 10 группы. Я слышала, что в детском саду дети живут весело и радостно. А в моей Песочной стране так грустно и одиноко. Очень давно у нас не было праздника и веселья. Помогите нам устроить праздник.
Воспитатель:
Ой, Милый наш друг, как же тебе помочь? Я спрошу у ребят. Ребята, давайте поможем Песочной черепашке устроить праздник. Вы готовы? (Ответ детей). Черепашка, ты слышала, наши дети готовы тебе помочь. Жди нас в гости!
А что такое праздник? (предполагаемые ответы детей: праздник – это веселье, музыка, танцы, игры, подарки, торт, шары, угощение). Здорово! Так мы можем сделать праздничное угощение для всех жителей Песочной страны. Если Вы готовы, тогда мы отправляемся в путешествие в Песочную страну. Ребята, Песочная страна находится очень. На чём мы туда доберёмся?».
(Ответы детей. Дети предлагают транспорт, на котором можно отправиться в гости и договариваются отправиться на ракете, так как им необходимо прибыть очень быстро, а ракета – это самый быстрый транспорт)
Воспитатель:
а из чего мы можем сделать быстро ракету? (ответы детей: из бумаги, палочек, конструктора)
(Ребята, как здорово, что мы с вами вчера строили по схеме плоскостную ракету. А что, если мы их соединим, то у нас может получится настоящая объёмная ракета. Я знаю, что Вы все справитесь с этим заданием!
(воспитатель предлагает из заранее сконструированных частей ракеты из конструктора ТИКО сделать ракету, на столе лежат 3 части, которые необходимо соединить)
Схема постройки
:
Воспитатель:
ракета готова!
Воспитатель
: Я знаю волшебное заклинание, которое нас мгновенно доставит в Песочную страну. Для этого необходимо крепко закрыть глаза и повторять за мной волшебное заклинание!
(Дети повторяют заклинание за воспитателем и попадают в Песочную страну)
За горами, за долами, есть песочная страна!
Если дружно сесть в ракету,
То в страну песка и сказок
Можно сразу же попасть.
(Дети открывают глаза)
Воспитатель: и вот мы в Песочной стране, смотрите, ребята: «Нас встречает Песочная черепашка».
Воспитатель: Здравствуй, черепашка, не грусти. Мы знаем, как устроить праздник (ответ детей).
Воспитатель: ребята, я совсем забывала вас предупредить. Что в гости Песочной страны допускаются только те, кто знает правила обращения с песком.
Черепаха: ребята, а Вы знаете правила обращения с песком?
(Песочная черепаха спрашивает детей о правилах игры с песком)
Игра «Правила обращения с песком»
Воспитатель: на столе лежат карточки, вам необходимо быстро выбрать только ту карточку, на которой изображено правило обращения с песком.
(Дети по очереди подбегают к столу под весёлую музыку, выбирают нужную карточку и крепят её на мольберт в табличку. Все пустые квадратики должны быть закрыты)
-Не сыпать песок на голову
-Не высыпать песок из песочницы
-Песок нельзя есть
-Не одевать песочные игрушки на голову
-Не бросать песок в глаза
-Не ломать постройки
Черепаха: молодцы ребята, вы действительно знаете правила обращения с песком.
(Дети подходят к столу, на котором стоит большая коробка с кинетическим песком)
Воспитатель: Ребята, не знаю, сможем ли мы сделать угощение, песок какой- то не такой, давайте его потрогаем. Положите на него ладони, погладьте его. Скажите, какой он? (ответы детей: мягкий, пушистый, волшебный, пластичный, течёт сквозь пальцы, цветной, нежный, хорошо держит форму, живой)
Но только очень грустный. Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок!» (Дети повторяют) Давайте попробуем его развеселить. Пощекочите его пальцами одной руки, затем другой руки, а теперь пальцами обеих рук. Кажется, песочку очень нравится и он развеселился. Итак, прежде чем приступить к изготовлению праздничных угощений, давайте выясним, какое угощение бывает на праздничном столе.
А сейчас я хочу с вами поиграть.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Правила игры: я буду называть слова. Если назову съедобное – спрячьте руки в песок, если нет – поставьте кулачки на песок! Правила понятны, ребята! Итак, начали!
(пирожное, конфеты, гвоздик, торт, автомобиль, печенье, мяч, пирог, газета, кекс,стул, мороженое)
Физкультурно – музыкальная минутка «Пяточка – носочек»
(Дети под музыку выполняют вместе с воспитателем упражнения)
Практическая часть «Угощение»
(Дети превращаются в кулинаров, одевают фартуки и бумажные колпаки)
Пальчиковая гимнастика «Печём торт»
Тесто pучками помнем
(сжимаем- pазжимаем пальчики)
Сладкий тоpтик испечем
(как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом
(кpуговые движения ладошками)
А веpхушку сладким кpемом
(по плоскости стола)
И кокосовою кpошкой
Мы пpисыплем тоpт немножко...
(«сыплем кpошку» пальчиками обеих pук)
(Дети вместе с воспитателем под музыку делают песочное угощение: трёхъярусный торт, пирожное, кексы, пирог, мороженое, конфеты, используя формочки, бусинки для украшений, геометрические фигурки и готовое угощение выставляют на поднос и тарелочки)
Воспитатель: Ну, что, ребята, угощения готово!
Черепаха: Как красиво у вас получилось! А теперь можно звать всех друзей!
(Воспитатель просит детей сложить оставшийся песок в лоточки и вытереть руки влажной салфеткой и просит посмотреть гостей на угощения, в этот момент появляется Солнышко из конфет)
Солнышко: Ребята. Вы были сегодня такие умелые, смелые, быстрые, весёлые и главное дружные, и поэтому у вас всё получилось! Вы помогли Песочной черепахе приготовить праздничное угощение, а это угощение от меня.
(Солнышко дарит детям «Солнышко из конфет», дети благодарят, а воспитатель предлагает угостить гостей и напоминает детям о том, что пора возвращаться в детский сад и произнести волшебное заклинание)
Воспитатель: Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть – не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть!
(Дети произносят заклинание вместе с воспитателем, возвращаются в детский сад и говорят всем до свидания и выходят из группы)
Используемая литература:
1. Грабенко Т.М. , Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, и развивающие и адаптирующие игры».
2. Зеленцова Н.В. – Пешкова «Элементы песочной терапии».
3. Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», №2, 2016 год
юлия казаченок
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Кораблекрушение»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе .
Тема : «Кораблекрушение » .
Программное содержание :
Цель : закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.
Задачи :
1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.
2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
5. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
6. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
7. Воспитывать интерес к познавательной деятельности , экспериментированию.
Раздаточный материал : Сахарный песок, речной песок, соль, опилки, камни, песок, стаканы с чистой водой каждому, ложки, разовые тарелки каждому.
Демонстрационный материал : Упаковки с различными веществами, «чудесный мешочек» , карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории, презентация.
Ход организованной образовательной деятельности.
Ход НОД
На экране изображен корабль , который плывет по морю и начинается штор. В шторме корабль так раскачивает что с палубы корабля падают мешки с какими то веществами.
Шторм стихает, и мешки попадают на берег. Мешки попадают на берег. Но некоторые из них оказываются пустыми. Давайте узнаем, что же было в мешочках.
Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость.
Давайте вспомним, какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на других занятиях . Перечислите.
Дети :
1. У воды нет запаха
2. Нет вкуса.
3. Она прозрачная.
4. Бесцветная.
5. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.
6. Имеет вес.
Воспитатель : - Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой. Для этого нужно нам ненадолго превратиться в учёных и заглянуть в нашу лабораторию экспериментирования :
Вправо, влево повернись,
В лаборатории окажись.
(дети подходят к мини-лаборатории) .
Воспитатель : - Ребята, посмотрите, кто опять у нас в гостях? И что нового появилось в лаборатории?
Дети : - У нас в лаборатории появились мешочки.
Хотите узнать что лежит в этих мешочках? Отгадайте загадки :
1. Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище – каждому нужна (соль)
2. Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (сахар)
3. Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
(камень)
4. Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? -. (песок)
Ребята у вас на столах пробирки с этими веществами, давайте их рассмотрим. Какие они?
Воспитатель : - Все эти вещества находились в мешочках давайте проверим как они взаимодействуют с водой.
Воспитатель : - Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?
Дети : - Фартуки.
(дети надевают клеёнчатые фартуки и подходят к столу, где на подносе стоят стаканы с чистой водой).
Воспитатель : - Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу с этими веществами :
Дети :
1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.
2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.
I. Исследовательская работа :
Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде?
Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.
Воспитатель : - Давайте проверим.
Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.
Воспитатель : - Посмотрите и определите, какая там вода?
Дети : - Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная.
Воспитатель : - Возьмите пробирку с веществом, которое вы выбрали и растворите в стакане с водой, помешивая ложечкой.
Рассматриваем. Выслушиваю ответы детей. Правильно ли они предполагали.
Воспитатель : - Что произошло с сахаром, солью?
Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.
Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился.
Камни не растворяются в воде вода остается прозрачной, а камни падают на дно.
Вода – растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.
Воспитатель : - Ребята, мы с вами поработали и предлагаю нам отдохнуть.
(Дети садятся за другой стол и проводится игра.
Пальчиковая игра «Море»
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
II Экспериментальная работа.
Ребята у нас новая беда. На берегу острова оказались люди, и им очень хочется пить, но как на зло нигде нет питьевой воды. Что будем делать как поможем?
Подходим к 1 столу.
Воспитатель : - Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать?
Предлагаю взять свои стаканы с растворами и подойти ко 2 столу.
Воспитатель : - Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).
Делаем фильтры с детьми.
Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.
Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром. Говорю пословицу : «Поспешишь – людей насмешишь» .
Рассматриваем, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.
Песок удалось отфильтровать, потому что он не растворился в воде, на фильтре хорошо видны следы песка. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде : сахар, соль.
Итог НОД :
1. Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль.
2. Какие вещества не растворяются в воде – песок, камни.
3. С каким способом очистки воды мы познакомились? – фильтрование.
4. С помощью чего? – фильтра.
5. Все ли соблюдали правила безопасности? (один пример) .
6. Что интересного (нового) вы сегодня узнали?
Воспитатель : - Вы сегодня узнали что вода – растворитель, проверили какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ.
Вправо, влево повернись.
В группе снова очутись .
Публикации по теме:
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная сила магнита» Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Волшебная сила магнита» Интегрируемые образовательные области:.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие» Цель: - закрепление знаний детей о состоянии.
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Стекло и его свойства» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему «Стекло и его свойства». Цель: ознакомление детей.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Мы исследователи!» Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Задачи: 1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании.
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Трусова Людмила Анатольевна Тема занятия:.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» Актуальность: Ребенок рождается исследователем.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Задачи: Образовательные: 1. Помочь ребёнку понять.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица водица» Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица – водица» Цель: Совершенствовать представления детей.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Где можно найти воздух» Задачи: Расширять кругозор о воздухе и его свойствах. Формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни,вызвать интерес к окружающему.
Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности. Средней группе. Разработала: Козловцева Т. Н. Литература: Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.
Библиотека изображений:
Цель: развивать у детей познавательной активности, любознательности, интересу к экспериментальной деятельности.
Образовательные:
– упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
– объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде).
Развивающие: развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Воспитательные: воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Оборудование: молоко, пластиковые тарелочки, концентрированные пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло, сода, уксус, пластилин для импровизированного кратера вулкана.
Предварительная работа: подготовка костюма волшебника, беседа, чтение сказок о молоке.
Ход занятия
Волшебник:
Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам, чтобы творить чудеса. Скажите, дети, а вы любите волшебство?
Дети: Да!
Волшебник :
Тогда я покажу вам маленькое извержение волшебного вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Опыт «Извержение вулкана»
Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.
Волшебник:
Вот и потух наш вулкан. Оказывается, чтобы устроить «извержение вулкана» достаточно попросить маму показать, как она гасит соду уксусом, когда печет пирог.
Волшебник:
А хотите тоже стать волшебниками, как я?
Дети : Хотим!
Волшебник: Тогда я научу вас всем своим премудростям. Но прежде давайте отгадаем загадку:
Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, Простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок.
Кушай, Ванюшка-дружок!
Ешь да пей,
Гостям налей
И коту не пожалей!
Дети : Молоко.
Волшебник: Правильно, дети, молоко. А какие животные дают молоко?
Дети: корова, коза, лошадь и т.д.
Волшебник:
Правильно, ребята, а Вы знаете, что в молоке есть волшебный белок казеин - он придает молоку белый цвет. Самое белое молоко у кроликов, потому, что этого белка больше, чем у других животных. А наше молоко не простое, если взмахнуть волшебной палочкой, то в нем могут вырасти причудливые цветы.
Опыт «Волшебство в молоке».
Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дайте ему немного постоять. Теперь капаете пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окуните другую палочку в жидкое мыло и коснитесь, просто коснитесь, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «волшебство в молоке».
Волшебник: А теперь ребята, каждый из вас сам попробует стать волшебником и повторить этот замечательный опыт.
Деятельность детей:
Дети самостоятельно капают в молоко краситель, окунают палочку в жидкое мыло и подносят к молоку и наблюдают чудесное явление: краски разлетаются в стороны, образуя причудливые узоры.
Волшебник : Дети, вам понравилось быть волшебниками? Тогда я снова прилечу к вам в гости и научу вас еще чему-нибудь интересному и увлекательному.