Надо ли праздновать новый год. Можно ли мусульманам праздновать Новый Год? Можно ли дарить подарки к Новому году

Этот вопрос в преддверии новогодних праздников задают так часто, что я решил написать небольшую публикацию на этот счет, чтобы кратко разобрать проблему и дать пояснения для интересующихся.

Отношение к Новому Году самому по себе

Для каждого мусульманина очевидно, что Новый Год не является исламским праздником. По большому счету этот календарь нас и вовсе не должен касаться, просто уж так вышло, что мы имеем с ним дело, так как он повсеместно используется. Более того, даже 1 мухаррама, которое является «новым годом» по исламскому календарю, никаким праздником в исламе никогда не был и не отмечается, а уж для последователей истинного пути — пути Мухаммада и его семейства (мир им всем) месяц мухаррам и вовсе время траура по Имаму Хусейну (мир ему) и другим шахидам Карбалы. Но значит ли это, что отмечать Новый Год по российскому или какому-то еще другому календарю (например, новруз, отмечаемый в Иране), а также поздравлять с ним, запрещено?

Очевидно, что каких-то прямых запретов, упоминающих именно Новый Год, нет ни в Священном Коране, ни в хадисах от Пророка и Имамов (мир им всем), а как вам известно, у нас в исламском законе все считается дозволенным (категория мубах ), пока не будет каких-либо указаний на запрет, обязательность или что-то еще.

Конечно, никакой шариатской нужды отмечать его нет, но вопрос-то стоит о запрете, ведь у многих есть и собственное желание посетить какие-то праздничные мероприятия или же необходимость поддерживать отношения с родственниками, коллегами и друзьями, которые планируют отмечать этот праздник. Собственно, это и заставляет людей задавать вопросы по теме.

Если говорить кратко, то отношение к Новому Году такое же, как и к другим внешним по отношению к исламу праздникам и поводам торжества вроде иранского новруза, российского 9-го мая или дня независимости в США. Отмечать их сами по себе не запрещено, но только при условии , что праздничное мероприятие не будет приводить к совершению чего-либо запретного, как то, например, употребление опьяняющих напитков или даже нахождение за одним столом с теми, кто их употребляет в тот момент, совместные танцы между посторонними мужчинами и женщинами, а также любые запретные действия, которые, к сожалению, часто сопровождают эти праздники. Если вы можете посетить праздничное мероприятие и избежать запрещенного, то само это посещение дозволено, ну и уж тем более нет ничего запретного в том, чтобы поздравить кого-то из близких вам людей с этим праздником.

Тут кто-либо может возразить, что ведь у нас есть запрет уподобляться последователям других религий, а значит и Новый Год должен быть запретным праздником. Такой запрет действительно существует и нельзя о нем забывать. Согласно хадисам мы не должны использовать какие-либо вещи, ставшие отличительными особенностями представителей других религиозных направлений. Например, нельзя носить рясу и крест, подобно христианским священникам, или хасидскую шляпу, а также это может относиться и к действиям вроде зажигания свечей на еврейскую хануку и подобных им.

Но является ли празднование Нового Года отличительной особенностью какой-то определенной религии, и если да, то какой? По крайней мере, в тех частях России, о которых у меня есть достаточно информации, Новый Год — это просто государственный праздник, по большому счету верующие христиане и вовсе не придают ему какого-то значения, а некоторые из них и вовсе не терпят этого праздника, так как он был основан в свое время, дабы заменить столь важное им рождество. Есть даже те, кто запрещает его отмечать для христиан, так что считать Новый Год христианским праздником было бы довольно странно. Насколько видно мне, это просто государственный праздник в России вроде Дня Победы, который одинаково относится ко всем жителям и не принадлежит какой-то определенной религиозной общине. Исходя из этого, хадисы, касающиеся уподобления неверным, не касаются этого праздника.

Конечно, нельзя исключать теоретическую возможность, что где-то есть, допустим, село, в котором какая-нибудь церковь канонизировала Новый Год и где его отмечают только христиане или еще какая-нибудь отдельная религия. В таком случае в той местности это действительно будет уподоблением неверным и запретным деянием, но для большей части России это, судя по всему, не так.

Задача специалистов по исламскому закону вообще лишь в том, чтобы объяснить положение шариата в общих терминах, то есть рассказать, что уподобление запрещено и что такое уподобление. А определять, является ли конкретный праздник в вашей местности уподоблением кому-либо — задача уже человека в той местности, потому что это все может отличаться в зависимости от географического местоположения или исторического периода.

Думаю, каждый может посмотреть вокруг и увидеть, чем для него является Новый Год, а чем нет, а потом поступить соответствующим образом.

Надеюсь, что эта заметка поможет вам разобраться в вопросе. Если она вам понравилась — распространите ее среди друзей и знакомых, и да воздаст вам Аллах наилучшим воздаянием. Ваши комментарии по теме также крайне приветствуются.

Поддерживать связь со мной, а также получать информацию о новых лекциях и иных материалах можно по следующим адресам:

Сайт: Поддержать проект:
Вопросы и ответы:
Подписка ВКонтакте:

- Можно ли отмечать Новый год или это "бесовский" праздник?

Более двухсот лет, с 1700 по 1918 гг., наш народ отмечал гражданское новолетие после Рождества, которому до этого предшествовал сорокадневный Рождественский пост. 25 декабря был великий праздник Рождества Христова, затем наступали святки - дни особой духовной радости, соединяющие Рождество Христово и Крещение Господне , - и именно на этот святочный период выпадал Новый год.

После того, как в 1918 г. правительство ввело новый гражданский стиль, для православных христиан возник вопрос: как относиться к празднованию Нового года? Он ведь теперь выпадает на дни Рождественского поста, на те дни, когда христианин призван к наиболее усиленной духовной подготовке к великому празднику Рождества Христова . На протяжении многих десятилетий наше общество искусственно отторгалось от тех духовных корней, тех традиций, которыми жил народ. И за эти десятилетия жизни вне Церкви у нас появились новые гражданские праздники, новые светские традиции, заменившие традиции церковные. Новый год, этот почти единственный не политизированный праздник, полюбился всем людям - и взрослым, и детям, - принося радость, связанную с подарками, елкой. Все это было перенесено с Рождества на Новый год. И народ, даже, может, не осознавая того, предощущал важность этих дней - дней, когда родился в мир Христос Спаситель. Рождество праздновать запрещалось, христианство вытравливалось из человеческого сознания, и Новый год получил главенствующее место в этой череде зимних праздников.

Сейчас мы живем в обществе, где далеко не все люди глубоко церковны и постятся, где среди наших родственников есть много людей нецерковных и даже открыто говорящих о своем неверии. И мы должны относиться к ним не только терпимо, но и с христианской любовью, являя ее не на словах, а на деле. Для этих людей праздник Рождества Христова не так значим, как для нас с вами, и они в дни Нового года ждут от нас общения, проявления любви и внимания. Им хочется, чтобы мы разделили с ними ту радость, которой они умеют радоваться, и мы не можем это игнорировать. Мы должны со своей стороны, не поступаясь своими христианскими принципами и помня о том, что продолжается Рождественский пост , в меру наших возможностей, постараться разделить с нашими близкими их чувства. А если это их радость, то это и наша радость.

Господь все устраивает к нашему благу. И даже что-то вначале негативное в христианстве может наполниться новым содержанием. Смотрите, первый праздник, который мы празднуем в новом гражданском году, - это Рождество Христово. Получается, что мы не оканчиваем год Рождеством, как делали наши предки, а начинаем наш гражданский год первым великим праздником Рождества Христова.

Рождество - праздник пришествия Христа на землю. Мы поем в православных храмах: "С нами Бог". В первые дни нового года приходит к нам Господь. С нами Бог - это и есть тот ориентир, который явлен нам в самом начале нашего пути в новом году, чтобы вместе со Христом, вместе с Богом мы строили нашу будущую жизнь в наступившем году. Если с таким расположением мы будем входить в новый год, в этот символический отрезок времени, отделяющий один период нашей жизни от другого, то сможем из этого события получить правильные плоды, не повредив своему христианскому посту, получить тот импульс от Христова Рождества, который сможет помочь нам в течение всего последующего года строить свои отношения с Богом и правильно общаться со своими близкими, радуя их своей жизнью, совместным общением, принося в этот мир радость и пользу и, тем самым, созидая свою личность для радостной жизни с Богом.

- Можно ли на Новый год смотреть новогодние телепрограммы?

Если уж вы решили не спать в новогоднюю ночь, пообщайтесь со своими близкими за столом в совместной беседе. Если же хотите посмотреть что-то по телевизору, советую вам выбрать хороший DVD-диск с доброй программой. Можно выйти на улицу, погулять со своими близкими, пообщаться таким образом, подышать свежим воздухом, порадоваться скорому наступлению праздника Рождества Христова. А ночные новогодние телепрограммы не советую вам смотреть, поскольку ничего положительного мы там не увидим, кроме еще одного беснования бедных заблудших людей, которые пытаются свое мировоззрение передать и нам, пытаются этим безумством заглушить пустоту своей души.

- Можно ли в Новый год веселиться, ведь идет пост?

Под весельем каждый человек понимает свое. Что для человека, живущего вне христианской традиции, считается весельем, то для православного человека подчас является ужасом, от которого он бежит. Если мы в новогоднюю ночь включим телевизор и будем смотреть, как веселятся наши звезды телеэкрана, у нас может возникнуть состояние жалости к этим людям, которые прожигают таким образом свое время, занимаются самолюбованием и дезориентируют огромное количество той телеаудитории, которая на них пытается равняться.

Человеку необходимо перед глазами иметь пример жизни. Это относится не только к детям, но и ко взрослым. Наша Родина издревле называлась Русью Святой. Не потому, что все люди были святы. Мы знаем, что было и невежество, и крутые нравы, и беззакония, и грехи, но это считалось не нормой, а проявлением искажения человеческой природы. У человека были ориентиры перед глазами - это святые . Сейчас же человек часто ищет ориентиры в жизни, смотря на показную жизнь телезвезд, людей, которые не имеют подчас ни таланта, ни каких-то дарований, а лишь связи и деньги, и таким образом получают возможность являть свое больное мировоззрение, свое прожигание жизни всему обществу. Для них это радость.

Для кого-то радость - напиться и валяться под столом. Для кого-то радость - найти очередную дозу наркотика и вколоть себе в вену. Для кого-то радость - пойти и соблудить с кем-то. Для кого-то радость - слушать похабные анекдоты и смеяться. Если мы говорим об этой радости, то, конечно же, не только православному, но и вообще любому человеку это принесет вред и разрушение личности. Такое веселье приносит другим людям страдание. Так, если люди столь шумно веселятся, что мешают отдыхать окружающим, то их веселье превращается в огорчение для других. Это несовместимо с христианской жизнью.

Существует и подлинное веселье, которое проистекает от совместного общения друг с другом, общения в любви друг к другу. Но очень часто бывает, что на какие-то корпоративы, а иногда даже и на семейные торжества, приглашают тамаду и каких-то профессионально занимающихся этим людей, которые стараются всячески веселить гостей, потому что тем поговорить не о чем друг с другом. Получается абсурдная ситуация: люди не могут вместе находиться, а чтобы этого никто не заметил, чтобы от совместного пребывания людям не стало тошно, скучно, невыносимо - необходимы внешние впечатления, внешне нагнетаемое веселье, которого в душето и нет. И человек веселится. Думает, что ему хорошо, заглушает голос своей совести, боль своей души. Человек без Бога не научился веселиться душой - так, как веселился пророк Давид. Многие разучились чувствовать подлинную радость, и потому находятся другие радости: телевизор, вино, наркотики... И возникают частые ситуации: все родственники собрались, но находиться друг с другом вместе не могут, не получается найти точки соприкосновения в беседе, не возникает общих тем для разговоров. Им нужен стимулятор радости, и для этого необходим посторонний человек, который бы развлекал их.

Подумаем над этим, братья и сестры! Всегда ли мы можем веселиться подлинным весельем, не зависящим от внешних впечатлений, а проистекающим от внутреннего состояния нашей души?

- Можно ли пойти отмечать Новый год в гости, где не будет на столе постных блюд ?

Вопрос предполагает, что мы идем к людям нецерковным, поскольку стол не ориентирован на время поста. Соответственно, необходимо понять, ради чего православный человек туда идет. Если ради того, чтобы не обидеть своих близких, родственников, которые любят нас и хотят с нами совместно провести время, пообщаться, порадоваться так, как они могут и умеют, - это будет проявлением нашей любви, жертвенности. Но и в случае, если мы приходим в гости, где основная масса людей нецерковных, мы должны оставаться христианами при любых обстоятельствах. А то ведь как бывает - в храме мы христиане, а вне его живем, как и все остальные…

Существует распространенный ответ на вопрос о том, можно ли нарушить пост ради любви, ради того, чтобы не обидеть человека: можно, поскольку пост является не самоцелью, а средством стяжания благодати Святаго Духа, как сказал преподобный Серафим Саровский . Поэтому если кто-то искренне радуется, что мы пришли, если кто-то по любви позвал нас, приготовив какие-то кушанья, чтобы порадовать нас, - не стоит брюзжать и всячески позиционировать себя вне этого стола, говоря, что "я не хочу оскверниться и буду блюсти свой пост". Но существует и иная сторона данной ситуации. Когда мы приходим в общество людей нецерковных, нам кажется, что мы станем для них "своими", общаясь с ними на их уровне, в рамках их миропонимания. Но подчас бывает так, что люди, которые позиционируют себя нецерковными, может быть, даже хвалятся своим неверием, тем не менее, зная, что мы люди православные, подспудно ждут от нас проявления нашей инаковости, чтобы мы явили свою веру деятельно. Если они будут видеть, что мы, также как и все собравшиеся нецерковные люди, едим, пьем и веселимся, они, может быть, никак и не выкажут внешне, но подумают: "Вот они, православные христиане , - едят и пьют все подряд в пост , радуются и веселятся тем шуткам, которыми радуемся и веселимся мы. Ничем они не отличаются от нас. Все это пустота. Все это ерунда. Никакого христианства на самом деле-то и нет". И мы, таким образом, своим поведением можем явить антипроповедь христианства. Задумаемся над этим и будем стараться даже в среде нецерковных людей являть Православие в этом мире, являть свое христианское мировоззрение. Не будем забывать, что многие хотят увидеть в наших очах проявление Царствия Божия.

Иногда люди пытаются идти на какие-то корпоративные новогодние вечеринки отнюдь не из-за того, что, не пойдя на них, тем самым кого-то обидят, а по другим причинам: дома скучно, в семье находиться надоело, хочется новизны, какой-то радости, хочется развеяться... Конечно же, если человек ради подобных целей идет из семьи на такие корпоративы в пост, осознанно, это не принесет человеку духовной радости, а отяжелит его душу и запачкает его сердце. И он не сможет радоваться Рождеству Христову так, как если бы стремился соблюдать Рождественский пост.

- Как вообще лучше отмечать Новый год, в том числе и с детьми?

Хорошо прийти 31 декабря в храм на новогодний молебен. В нашем Скорбященском храме ежегодно 31 декабря в 16 часов совершается новогодний молебен, на котором мы благодарим Бога за прошедший год. Благодарим Его за долготерпение к нам, грешным, и испрашиваем благословение на год грядущий, понимая, что без помощи Божией, без Его благословения, мы не сможем осуществить все то задуманное, что необходимо совершить нам в наступающем году. С такой настроенностью мы вступаем в символический отрезок времени, который говорит нам о том, что мы всегда можем оставить то негативное, что имеем в своей душе. Мы всегда можем обратиться к Богу, и Господь всегда обновит в наших душах Свой образ и поможет нам идти снова путем жизни, которая ведет к радости, созиданию нашей личности, радости совместного общения с нашими родными и друзьями.

Для детей эти дни особые. Поскольку дети тянутся к сказке, к чему-то доброму, светлому и все то, что сопряжено с Новым годом, находит отклик в их сердцах, несомненно, необходимо более тесное совместное общение с детьми - они ведь нуждаются в нашем внимании. Не только одевать и кормить мы их должны, но и стараться видеть их детские, кажущиеся нам недостаточно весомыми, проблемы, что-бы они чувствовали, что мы тоже были когда-то детьми, испытывали те же трудности и радовались теми же радостями, которыми умеют радоваться они. И этот период времени года очень благоприятен для того, чтобы еще более сблизиться со своими детьми. Имея веру, имея в душе христианские ценности, мы можем, не нарушая внутреннего духовного мира и внешнего благочестия, в эти дни общаться с близкими, особенно со своими детьми, на волне предрождественской радости получать взаимное обогащение друг от друга - от совместного общения, доброго слова, доброго участия в жизни друг друга. Хорошо погулять по заснеженным улицам, на природе с детьми, поиграть с ними в зимние игры, постараться таким образом порадоваться тому, что дает нам Господь.

- Если дети верят в Деда Мороза, надо ли им объяснять, что он не существует? И не языческий ли это персонаж?

Дети всегда стремятся к радости, празднику. Это естественная потребность человека, тем более ребенка. И когда во времена лихолетья наших детей лишили Пасхи Христовой, Рождества, дня своего Ангела, заменив все эти чудесные радостные православные праздники советским суррогатом, особенно радостно и трепетно дети стали воспринимать и воспринимают до сих пор Новый год - как время, когда можно надеяться на чудо, на сказку. И не всегда дети в это верят буквально - в то, что будет какое-то чудо, что ночью Дед Мороз положит им под елочку подарки. Но так хочется им в это верить и, даже если не верится, ребенок так играет. Многие дети рады, что родители подыгрывают им в игре в Деда Мороза.

Если мы будем исследовать происхождение этого персонажа, то, конечно же, мы можем смутиться его языческим прошлым, происхождением отнюдь не из христианской традиции. Но это не значит, что все возникшее вне христианской традиции подлежит анафематствованию. Когда у детей отняли святых угодников Божиих, единственным дедушкой с большой бородой и в непохожей одежде по отношению ко всем видимым вокруг детей людям - это Дед Мороз: тот, кто их любит, желает им добра и счастья, приносит подарки, радуется детским радостям, играет вместе с ними. Эту функцию должны исполнять родители. Они должны играть с детьми, проявлять внимание к их проблемам. Но многим из родителей недосуг, а Дедушка Мороз - он никогда не подведет, никогда не предаст. Дети в этом персонаже персонифицируют свою потребность в общении со взрослым человеком, который их любит, ценит таких, какие они есть, верит в них, а они, соответственно, верят в него, и в этом нет ничего плохого. Ведь это же не замена Христа, не подмена христианских ценностей, а естественное стремление к общению и добру, потребность в любви. Поэтому "гонение" на Деда Мороза устраивать не стоит, но когда ребенок гармонично развивается, причащается Святых Христовых Таин , стремится познавать христианское мировоззрение, стремится общаться со своими сверстниками и со своими близкими людьми, все постепенно становится на свои места. И Дед Мороз занимает свою нишу в мировоззрении ребенка, которая отнюдь не мешает войти Христу в его душу и его сердце. И ребенок, веря в Деда Мороза, радуясь этой сказке, отнюдь не заменяет ею Христа и подлинную жизнь, данную Богом человеку.

- Как быть с утренниками и елками в детском саду и школах?

Ребенок еще не накопил того греховного багажа, который мешает взрослому человеку подлинно радоваться. Ребенок более непосредственен и искренне радуется совместному общению. Утренники и праздники, устраиваемые в детском саду и школах, призваны объединить детей вокруг общей радости, и в этом нет ничего негативного, неблагочестивого. Не стоит лишать ребенка праздника со своими одноклассниками, со своими друзьями по детскому саду. Не в празднике ведь для православного человека грех, а в проявлении страстей, в потакании им. Вполне можно родителям прийти на новогодний праздник в школу или в детский садик, порадоваться за своего ребеночка, который читает стишок Деду Морозу или танцует танец снежинок.

Человек порадуется за своего ребенка, а ребенок порадуется тому, что родители нашли время, что-бы поприсутствовать на его празднике, разделить с ним эту радость - его радость. А можно прийти в "благочестивое место" - храм, - и осуждать там всех находящихся, смотреть, кто как одет, кто как стоит, кто как крестится. И подумаем, кто получит большую духовную пользу - тот ли, кто пошел со своим ребенком на новогодний праздник, или тот, кто в таком духовном состоянии зашел в храм Божий?

- Можно ли дарить подарки к Новому году?

Детям из православных семей лучше всего дарить подарки к Рождеству Христову , но далеко не все наши родственники и знакомые - люди церковные. За многие прошедшие десятилетия наше общество было отторгнуто от тех духовных традиций, которыми жили наши предки. И за эти десятилетия жизни вне Церкви появились новые традиции. Одна из них - дарить подарки на Новый год. Рождество у людей отняли, но потребность человека в дарении радости другому осталась. Душа по природе христианка, и проявление внимания к человеку в эти зимние предрождественские дни, когда все общество празднует Новый год, осталось, поэтому эта традиция - подарить что-то на Новый год, тем самым явив свое внимание, любовь и благорасположение, - не имеет в себе ничего негативного и порочного. Нет ничего плохого, если бабушка или дедушка подарят своему внуку или внучке подарок к Новому году.

КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Среди интересующих тем - как совместить Рождественский пост и празднование Нового года? Вот уж 20 лет популярность этого вопроса не угасает, и дискуссия вновь и вновь идет по кругу. Удивляют завидное постоянство вопрошающих и не меньшая сила воли отвечающих. Не ясно только одно, почему 20 лет одно и то же?

Рождественский пост

Рождественский пост - это один из четырех длительных постов Православной церкви. По своей строгости он умеренный.

Любой христианин знает, что пост - это не диета. Пост - это воздержание ради предстоящего праздника, который христиане стремятся пережить особо, нежели рядовые дни. Во все времена и во всех народах практиковалось воздержание в какие-то ответственные моменты жизни: перед важным военным сражением, перед религиозными праздником, в случае какой-то скорби. Отголосок этого - наши дни траура. С древности и у христиан установился обычай поститься перед великими праздниками в честь Господа Иисуса Христа. Естественно, ограничение себя призвано быть во всех сферах жизни и прежде всего в развлекательной, увеселительной. Но непосредственно как поститься - каждый христианин должен решать сам. Кто-то ущемляет себя в еде, кто-то в развлечениях, кто-то экономит средства и раздает нищим, кто-то свободное время отдает на служение ближним, пусть это будут его родные, нуждающиеся в помощи. Если христианин это делает ради Христа, если при этом он жертвует чем-то своим, то это и есть пост.

С кулинарной точки зрения, не вдаваясь в тонкости устава, можно сказать, что рядовым христианам предлагается так соблюдать Рождественский пост. Отказываются полностью от мясных и молочных блюд во все дни. В среды, пятницы и последние пять дней перед Рождеством отказываются также от рыбных блюд. К рядовым христианам не относятся люди пожилые и больные, а также беременные и кормящие женщины. Они вправе сами принять решение о мере воздержания, следя за своим здоровьем и самочувствием. Естественно, что мера поста детей определяется родителями. Как правило, дети едят молочные продукты, но получают меньше сладостей.

Крайне необходимо понимать, что указанную меру воздержания именно предлагают и только православным христианам. Дело в том, что никто не может заранее знать жизненные обстоятельства каждого. Поэтому конкретный вариант воздержания каждый христианин должен принять сам.

О празднике нового года

Сразу упомянем о сложившейся доброй традиции во многих храмах вечером перед наступлением Нового года служить специальный молебен, где всем предлагается вознести молитвенную благодарность Богу за год прошедший и испросить благословение Божие на год наступающий. Желающие могут узнать в храмах расписание и прийти в назначенное время помолиться.

Теперь о застолье. Среди православных христиан в наше время сложилось, наверное, три группы людей. Одни празднуют Новый год, другие празднуют старый Новый год, третьи не празднуют этот праздник вовсе. Понятно, что для вторых и третьих вопрос о соотнесении поста и праздника не стоит вовсе.

Для тех, кто постится и желает отметить праздник за праздничным столом, честно говоря, проблема возникает далеко не всегда. Сейчас такое обилие рыбных блюд и блюд из морепродуктов и всяких заморских фруктов и овощей, что раз в году устроить рыбный праздник - это даже романтично. Одна японская кухня чего стоит. Дело лишь в мере съеденного и выпитого. Понятно, что обжорство и тем более чрезмерное употребление алкоголя - вне зависимости от поста - плохи и не могут быть одобрены.

Трудности возникают, если Новый год приходится на среду или пятницу. Это означает, что от рыбы предлагается также отказаться, что и делают многие христиане, но немалая часть из них оставляют на столе морепродукты, поскольку о них ничего ни в каких предписаниях не сказано. Другие в честь праздника все-таки оставляют рыбу, третьи - составляют меню только из растительной пищи.

Важным моментом является состав участников. Дело в том, что еще сам Христос сказал, что правила существуют для людей, а не люди для правил. Если чего-то от нас вопреки правилам требует наша любовь к ближним, наша забота о них, то это выше дисциплинарных положений. Применяя к нашей ситуации, можно сказать, что предложенное выше меню относится только к тем, кто сам отвечает за празднование и сам готовит еду и увеселительную программу. Если человек взял на себя ответственность пойти в гости, то тут действует закон: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Что есть на столе, то и придется кушать.

В нашей стране Новый год часто воспринимается как праздник семейный. Это редкая возможность хоть раз в год и старикам, и внукам, и близким друзьям собраться вместе, пообщаться, порадовать друг друга сюрпризами и разделить совместную праздничную трапезу. Такое понимание праздника в наш век разделения, эгоизма, самодостаточности побуждает церковное священноначалие рекомендовать священникам снисходительно смотреть на некоторые нарушения постных установлений. На одном из ежегодных епархиальных собраний почивший Патриарх Алексий II с некоторым возмущением рассказывал о чрезмерно ретивом и неумном священнике, который не допустил к Причастию на Рождественской Литургии девушку, отметившую Новый год в кругу семьи, не соблюдя всю букву закона.

О просвещении народа

Одно то, что чисто дисциплинарная, прямо скажем, несерьезная тема актуальна в нашей стране уже 20 лет, говорит о какой-то системной недоработке, о том, что упущено что-то важное. Складывается впечатление, что вопрошающие - как дети, боятся сами принять какое-то решение и требуют санкции, а отвечающие не хотят указать вопрошающим на их свободу воли и ответственность и санкцию дают. Серьезных попыток просветить народ, подтянуть его к самостоятельному принятию решений я не припомню.

Если людей оставлять только на уровне регламентированных ответов и не предпринимать никаких усилий к воспитанию, то мы получим ту картину и те плоды, о которых в свое время писал один современный философ: «

В отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие, либо делает то, что другие хотят от него».

Понятно, что первоочередной задачей Церкви в постсоветское время было сохранить единство, встать на ноги, обрести материально-техническую базу. Слава Богу, все это сбылось. Но теперь, наверное, настало время заняться и просвещением, а то и воспитанием тех людей, кто доверяет Церкви. Воспитание - это трудный процесс, цель которого привести человека к взрослой, осмысленной, ответственной жизни в свободе. Воспитанный христианин - это тот, кто действует не по шпаргалке, не по инструкции, а по совести, по заповедям Божьим. Такой человек понимает смысл происходящего в церкви, знает по сути, что такое пост, молитва, богослужение, милосердие, и это знание, просвещаемое совестью, дает ему возможность самому решать о месте и значении правил в его жизни.

Очень бы хотелось, чтобы люди, доверяющие церкви, с годами все меньше отказывались от своей свободы и все меньше перекладывали ответственность за устроение своей жизни на церковнослужителей. Как было бы хорошо, если бы уровень церковного просвещения достиг такой отметки, где начинается личное принятие решений.

Можно ли мусульманам праздновать Новый год? С древних времен Новый год - главный праздник у большинства народов земного шара. Каждый народ использовал собственную датировку нового года, как правило, связанную с каким-либо историческим или мифическим событием. Во времена правления коммунистов в нашей стране, многим мусульманским народам навязывались разные праздники, такие, как 7 ноября, 31декабря, 1 Мая и т.д. - все они являются чуждыми для мусульман, их не праздновали наши предки. Если мусульманин хочет узнать о рождении пророка Исы (мир ему), ему достаточно прочитать книги по истории пророков, в которых рассказываются коранические истории. История пророка Исы (в русской традиции его принято называть по-гречески Иисус) (мир ему) приводится в Коране в суре Марйам, 22-26 аяты. Аллаh (‘Аза ва Джаля) и Его Посланник Мухаммад (صلى الله عليه و سلم) запретили нам походить,уподобляться в обычаях и традициях представителям других конфессий. Религия учит человека уповать на своего Создателя. В Исламе, мусульманин должен во всех своих нуждах уповать на Всевышнего Аллаhа. Поэтому нужно научить и детей тоже просить все у Всевышнего Аллаhа и надеяться только на Его милость. Чтобы они не уповали на Деда Мороза или «доброго Санту», а уповали только на Всемогущего Аллаhа. Передаётся со слов Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллаh!), что Пророк (صلى الله عليه و سلم) сказал: "Поистине, если вы станете следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и (дело дойдёт до того, что) если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними!"- Мы спросили: " О Посланник Аллаhа, (ты имеешь ввиду) иудеев и христиан??" - и он сказал: "А кого же ещё??" (Сахих ал-Бухари, 3456). А тем мусульманам, которые празднуют Новый Год, хотелось бы напомнить, что отмечать этот праздник и радоваться в этот день - неисламская традиция. Давайте проанализируем детали празднования Нового года мусульманами - это срубленное дерево в доме, накрытый стол, над которым возвышаются бутылки со спиртными напитками, и народ вокруг стола, желающий друг другу всех благ с бокалами в руках... Особо кощунственно выглядит картина празднования Нового Года, когда с бокалом шампанского в руках произносятся такие фразы: «Дай Аллаh нам счастья в этом году!» - и все хором говорят: «Амин!», поднимая при этом бокалы. Это реальность дагестанских застолий наших дней - так совершается большой грех и при этом упоминается имя Всевышнего. И Это уже выводит человека из религии Хлопушки, фейервеки,петарды - опасные игрушки В преддверии новогодних праздников, на прилавках торговых точек появляется множество пиротехники - хлопушки, фейерверки, и разные взрывчатки. Спрос на них тоже огромный и изготовители, и продавцы тоже зарабатывают миллионы на этом. На улицах городов и сел то и дело слышны взрывы петард и хлопушек. Дома и на улице порой люди вздрагивают от этого шума. Дети, да и взрослые забавляются, нарушая тишину и спокойствие людей. Но часто это веселье приводит к несчастным случаям и бедам, не говоря о дискомфорте создаваемом играми с пиротехникой. В Исламе высоко цениться человеческая жизнь, и уделяется особое значение безопасности во всех аспектах жизнедеятельности. Нанесение вреда своему здоровью, также запрещено в исламе. Подтверждением этому выступают и следующие аяты Священного Корана, в котором Всевышний Аллаh говорит: « Вы не убивайте сами себя». сура Ан-Нисаъ, аят 29). Покупка пиротехники это пустая трата денег и она равносильна сжиганию денег. Бесполезную трату имущества в исламе называют излишеством или расточительством (исраф). Ислам запрещает излишество Сколько в нашем обществе малоимущих, которые остро нуждаются в материальной помощи, а некоторые несмотря ни на что тратят деньги на бесполезные и очень вредные петарды, хлопушки и на другие бесполезные«игрушки». Такое расточительство и бесполезная, а порой и опасная трата денег может привести к прекращению Всевышним Аллаhом благ, которыми Он нас щедро одаряет. В Исламе запрещено пугать людей причинять им неудобства и беспокойства. О тех, кто пугает человека, пусть даже в шутку говорится в хадисе: «Кто бы ни направил острие (оружие) на своего брата, того проклинают ангелы, пока он не уберет его, даже если он направил его на брата родного».(Муслим). Как же будут расценены действия тех, кто пугают людей взрывами петард и хлопушек. Надо отметить, что причинение вреда людям оценивается как притеснение (зульм). Как притеснитель выступает и, тот человек, который взрывая петарды обижает, унижает, наносит вред окружающим. Зулму сурово порицается в Коране и в сунне, как преступление, подлежащее наказанию. От Абу-Амата передали хадис: «В судный день угнетенные и обиженные поджидают своих обидчиков умоста Сират и отбирают у них благие деяния. Когда они заканчиваются,накладывают на них свои плохие деяния, и так до тех пор, пока их не бросят в самый нижний предел Ада». В другом хадисе от Мааза передано: «Бойтесь дуа притесненного, поистине, между ним и Всевышним нет никакой преграды (т.е. Аллах отвечает его мольбе безоткладывания)». Ведь может случиться, так что напуганный шумом хлопушек человек может сделать плохое дуа обидчикам и Аллаh (‘Аза ва Джаля) ответит на эту мольбу. Многие родители даже не обращают внимания на то, чем занимаются их дети в канун праздников, они слишком заняты гостями и спиртными напитками. Родителям нельзя давать деньги своим детям на приобретение хлопушек и петард. Так как дети полностью не осознают свои поступки,родители должны быть более бдительными, так как они ответственны за их поступки и именно родителям придется отвечать за действия несовершеннолетних детей на Том Свете. То что мы имеем Каждый из нас видит в другом только то, что он хочет в нем увидеть. Как бы грустно ни было, хотим мы этого или не хотим, но прошли тысячелетия, а мы все также бессмысленно празднуем Новый Год Напомню всем мусульманам, что у нашей великой общины есть много праздников и среди них есть два больших праздника - это "ид аль-адха - праздник жертвоприношения и "ид аль-фитр - праздник разговения. Плюс к этому один еженедельный праздник - пятница.В этот день был создан Адам (мир ему), тогда же поселен на землю, в пятницу наступит Судный день. И по другим событиям, связанным с этим днем, достоинству и предпочтительности совершения благих дел в этот день. Кто хочет ознакомитьсясо всеми праздниками мусульман, пусть прочтет брошюру под название «Священные дни, праздники, ночи». Почему же мусульмане так ревностно и усердно преследуют уподобление неверующим! Это их праздники, пусть они радуются и празднуют, мусульмане празднуют свои праздники. Отдаление от этого, а также неучастие в этом не является проявлением жестокости,озлобленности или ненависти. Просто для нас мусульман это не праздники и не основание для радости. Давайте же, дорогие братья и сестры подумаем, чему мы радуемся. Мы радуемся уходящему году и встречаем новый год, хотя не знаем что нас ждет в новом году, проживем ли мы этот год. Еще один год из нашей жизни пролетел и что мы сделали за этот год, сколько хорошего мы успели совершить, сколько грехов мы совершили за этот год. Мусульманин-это обязательно тот человек, который ценит время. Ибо у времени есть одна особенность - оно безвозвратно уходит. Мы с каждым днем становимся все ближе к тому, что неизбежно. Мы забыли про смерть, но она про нас не забудет. Представьте, что будет, если мы умрем, отмечая так называемый «новый год»? Вааз: Абу Ахмад Казани - о "новом годе"

Православие ищет золотую середину и меру во всем, уверен иерей Андрей Чиженко.

Ответ, наверное, возможен такой: «Можно, если осторожно». Отметим, что в традиции нашего народа и частично в церковной у нас три Новых года.

Первый Новый год в богослужебном употреблении называется церковное новолетие. Он празднуется 1 сентября по старому стилю (14 сентября н. ст.). Данное церковное установление имеет историческое основание.

Во-первых, древние иудеи праздновали Новый год 1 сентября, и именно в этот день Христос вошел в синагогу своего родного города Назарет и прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя… проповедати лето Господне приятно» (Лк. 4:18, 19).

Во-вторых, потому что именно 1 сентября 313 года святой равноапостольный император Константин Великий одержал победу над своим противником Максентием, после чего государь византийский специальным документом – Миланским эдиктом – даровал христианам свободу исповедовать свою веру. Со времен Первого Вселенского Собора 325 года принято праздновать Новый год именно 1 сентября (ст. ст.). Потому годовой круг праздников и богослужений в Православной Церкви начинается 1 сентября.

Примечательно, что у древних славян, зависевших во многом от климата и природы, новый год начинался с марта, когда природа начинала пробуждаться от зимней спячки.

Второй Новый год 1 января ст. ст. (14 января (н. ст.) был утвержден в Российской империи указом Петра Первого в 1700 году. Этот календарь получил название «юлианского», потому что он впервые был введен Юлием Цезарем на территории Римской империи в 45 году до Рождества Христова.

Сейчас кроме Православной Церкви, оставшейся на юлианском летоисчислении, общество живет уже по третьему календарю – григорианскому, введенному Папой Римским Григорием XIII в 1582 году.

Таким образом, мы видим, что в различные эпохи человечество, включая и наш народ, праздновало Новый год в различное время. С одной стороны, это было связано с общественно-историческими предпосылками, с другой – с попыткой более точно приспособиться к движению Солнца, Луны и других небесных светил.

С точки зрения Нового года как праздника, Церковь, конечно же, его не запрещает. Ранее – по юлианскому календарю – праздновать его было удобнее: Рождество Христово, окончание поста и потом уже Новый год, именуемый сейчас старым Новым годом. Но большевики, конечно же, из-за противоборства Церкви и в силу антирелигиозных кампаний ввели в 1918 году на территории союзных республик григорианский календарь. И теперь Новый год уже является скорее «ловушкой», соблазном для истинного православного, который должен поститься, когда множество людей веселятся, танцуют и едят оливье и колбасы.

Итак, вопрос: «Можно ли праздновать Новый год?».

Ответ: «Конечно же, можно». Но без излишеств, пьянства и чревоугодия. Мы должны помнить, что Новый год – не праздник в полном смысле этого слова. К нему не привязано никакое духовное, историческое или общественное событие. Это лишь арифметическая дата, позволяющая человеку оценить вехи своей земной жизни: с одной стороны, подвести итог своим достижениям и неудачам в прошлом году, а с другой – построить планы на следующий год.

Потому, конечно же, лучшим препровождением времени для православного 31 декабря и 1 января было бы богослужение. Так, например, 31 декабря можно отслужить благодарственный молебен Богу за то, что Он сподобил прожить еще один год и дал все необходимое для жизни, а 1 января хорошо было бы встретить Божественной Литургией и молебном о начале всякого доброго дела или молебном на новый год, чтобы Господь даровал нам свое благословение на нашу жизнь в следующем году.

Можно отпраздновать Новый год в кругу родственников, близких, друзей. Только не нарушая поста. С рыбкой, с салатом из крабовых палочек вместо оливье. Можно и пообщаться, уделить свое внимание близким, подарить им свою любовь. Конечно же, удержитесь от пьянства, дискотек, танцев и прочего того, что не положено делать в пост.

Все хорошо в меру. И праздник должен быть без языческого разгула. Нужно понимать, что православие ищет золотую середину и меру во всем.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что уже с 1 января вплоть до Рождества Христова церковный устав предписывает строгий пост: следует принимать только пищу растительного происхождения. Нужно усугубить пост, чтобы достойно встретить Рождество Христово. Также не забудем, дорогие друзья, что 1 января по новому стилю в Церкви установлен день памяти святого мученика Вонифатия, которому молятся об избавлении от недуга пьянства.

Хочется всем нам пожелать, чтобы мы встретили 1 января колокольным звоном, свечечкой в храме и хрустящим снежком, а не с больной головой и тяжелым животом.

Иерей Андрей Чиженко