Родительское собрание экологическое воспитание младших дошкольников. Конспект родительского собрания «Экологическое воспитание в детском саду

Родительское собрание «Природа и мы»

Цель: Познакомить родителей с проблемами охраны окружающей среды, показать, что на современном этапе происходит обострение экологических проблем. Выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, уточнить представления родителей об объектах и явлениях природы. Рассказать о роли природы в формировании личности ребенка, научить каждого родителя любить и беречь окружающий мир, а так же во время
реагировать и предотвращать неправильное поведение детей в природе, так как экологическое воспитание невозможно без помощи и поддержки семьи

Содержание родительского собрания:
Сообщение на тему «Обострение экологических проблем на современном этапе».
1.Вопросы для обсуждения.
2.Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа».
3.Разгадывание кроссворда «Что мы знаем о природе?».
4.Игра «Ромашка».
5.Конкурс «Народная мудрость».
Список литературы:
1.Журнал «Ребенок в д\с» №5 - 2002г.;
2.Малыгина А.С. «Играя, учимся»;
3.Молодова Л.П.«Игровые экологические занятия с детьми»;
4.Журнал «Дошкольное воспитание» №12 - 2003г. З.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой».

1.Сообщение «Обострение экологических проблем на современном этапе»
воспитатель: Дорогие родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - экологическому воспитанию.
В начале XXI века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем - экологиче¬ская. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в еще большей степени, ведь он еще учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня - воспитать планетарный патри¬отизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения.
Физическая активность ребенка - естественная потребность в движении, преодолении препятствий. Процедуры закаливания в дет¬ском саду и дома, укрепление здоровья - важные шаги в экологи¬ческом воспитании.
Психическая активность - это деятельность, направленная на по¬знание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формируют личность ре¬бенка. Важное значение имеет понимание ребенком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такие абстрактные слова, как «духовность», «ответственность», «нравственность», в повседневной жиз¬ни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста очень интересуются образцами поведения. Взрослые своим примером обучают ре¬бенка правилам поведения. В возрасте 3-7 лет у ребенка осуществляется запечатление образцов поведения и взаимодействия окружающих.
Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология: чут¬кость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чув¬ствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам. Поведение окружающих по отношению к ребенку вызывает у него разнообразные чувства - радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявить свои чувства, рассказать о них, не оби¬жая собеседника, настоять на своем или тактично уступить - все это можно рассматривать как экологию чувств, как поведение, сбе¬регающее собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни.
Может возникнуть вопрос: для чего объяснять детям, а в особенности родителям забивать голову данной проблемой? Нужно ли детям дошкольного возраста знакомится проблемами окружающей среды?
Возможно это и так, но необходимо помнить, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Сегодня ребенок мал и ходит по всюду со взрослыми, а завтра он станет самостоятельным и ему придется самому решать различные задачи связанные и с экологическим воспитанием. Поэтому работу по ознакомлению в экологическим воспитание, с природным окружением необходимо начинать именно на этом этапе развития детей. И для того чтобы эта работа принесла ощутимые результаты не достаточно одного занятия или одного рассказа. Работа должна быть систематичной и подкрепляться практикой, поэтому в детском саду ведется целенаправленная работа по экологическому воспитанию. Но в чем же актуальность этой проблемы?
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является средой жизни и единственным источником необходимых для общества ресурсов. Природа и ее ресурсы - основа жизни и развития человеческого общества, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Однако на современном этапе, в эпоху технического прогресса усилилось давление на природу хозяйственной деятельности человека.
Чрезмерные нагрузки, несовершенство технологий производства, приводящие к истощению и загрязнению природной среды, резко ухудшили качество всех природных систем. Каждое новое десятилетие приносит человечеству все новые доказательства обострения противоречий между природой и обществом. Экологические проблемы приковали к себе внимание всего общества. Делаются попытки решать эти проблемы. Однако, несмотря на огромные усилия и материальные затраты, желаемый спех не получен - настолько велик ущерб, причиненный природе человеком. А все от того, что у людей нет никакой экологической культуры, именно поэтому работу по ознакомлению детей с экологией необходимо начинать так рано.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей и роль ее на формирования личности огромна. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Таким образом, у малыша при помощи органов чувств формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему видеть и понимать связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
Деловая игра «Природа – наш дом»
1.Вопросы для обсуждения
Сейчас я предлагаем вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания. Для этого нежно разделиться на две группы, пересядьте, так чтобы группа была за одним столом. Учитываться будет правильность и быстрота ответов.
Первый этап блиц опрос, задается вопрос, дается время на обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
а) Что такое экология? Каково значение этого слова?
б) Сформулируйте цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?
в) Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашей стране?
г) Каково влияние экологии на здоровье детей?
д) В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе?

Е) Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольника?
ж) Какая на ваш взгляд работа должна проводиться с родителями в ДОУ?
З)Правда ли что человек и природа неразрывно связаны? Почему?
И)Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
К)Оказывает ли общество влияние на природную среду?
Л)Необходимо ли на данном этапе развитии человечества охранять растительный и животный мир?
М)Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2.Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа»
Обсуждение ситуаций: вашему вниманию зачитываются ситуации ваша задача быстро и правильно найти пути ее решения:
а) Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Правильно ли поступили дети?
б) Неожиданно появилась перед детьми белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь ты будешь моя»,- довольно сказал он. Ваши действия в этой ситуации?
в) Вадим ходит по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. - Чего ты носишься с этой банкой,- услышал он от отца.- Брось ее в воду - и дело с концом. Правильно ли поступил отец?
г) Кто - то заметил: «Что - то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют. Скучно совсем». «Включите магнитофон погромче» - сказала мама. Как вы считаете, верно, ли она поступила?

3.Разгадывание кроссворд «Что мы знаем о природе»
Вашему вниманию представлен кроссворды абсолютно одинаковые, ваша задача заполнить его как можно быстрее.
Вопросы к кроссворду:
1) Физическое состояние атмосферы в данной местности в определенный момент? (погода)
2)Самый распространенный минерал на нашей планете, покрывающий большую поверхность земного шара? (вода)
3)Осевой подземный орган растения, служащий для закрепления его в почве и поглощения воды и минеральных веществ? (корень)
4)Горизонтальное движение воздуха, имеющие направление и скорость? (ветер)
5)Одно из свойств живых организмов, которое обеспечивает существование вида, увеличение его численности? (размножение)
6)Воздушная оболочка земли? (атмосфера)
7)Смесь азота, кислорода, углекислого газа? (воздух)
8)Как называются представители животного мира, прирученные человеком, живущие под его опекой, разводящиеся для хозяйственных различных целей? (домашние)
9) Распространенный в нашей местности растительное сообщество, включающее в себя различные растения преимущественно деревья, очищающие воздух от вредных веществ? (лес)
10)Многолетний режим погоды, главным показателем которого являются
температура, осадки и ветер? (климат)
11)Капельки воды, кистализирующиеся от холода, способные преодолевать сопротивления потоков воздуха? (снег)
12) Многочисленные высокоорганизованные животные на нашей планете? (млекопитающие)
13)Живой организм, имеющий много общего с животными в строении и жизнедеятельности? (растения)
14)Как называются млекопитающие, обитающие отдельно от человека,
самостоятельно выживающие в окружающей среде? (звери)
15)Биологическая наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой? (экология)

4.Игра «Ромашка»
Вам предлагается цветок ромашка, на лепестках которой размещены загадки о явлениях природы, ваша задача поочередно отрывать лепестки и загадывать соперникам загадку.
Загадки:
а) Ежегодно приходят к нам гости: один седой, другой молодой, третий скачет, четвертый плачет, (времена года)
б) На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой, (год)
в) Ветви белой краской разукрашу, брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра, а меня прогонят со двора.(Зима)
г) Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь. Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь, (снег)
е) Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)
ж) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет.(иней)
з) Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадет не вода, а лед. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (январь)
и) Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет, (весна)
к) Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит, снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (март)
л) Солнце печет, липа цветет, рожь колоситься, золотиться пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (летом)
м) Жаркий, знойный, душный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, время ягод и грибов. Дни его - вершина лета. Что, скажи, за месяц это? (июль)
н) Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять и мудрецам не узнать? (гром)
о) Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила, (гроза)
п) Что за чудо красота. Расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти (Радуга)
р) Искры небо прожигают, а до нас не долетают? (метеориты)
с) Он и летом и зимой между небом и землей. Хоть всю жизнь к нему иди - он все будет впереди? (горизонт)
т)Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь ту дорогу. Днем она не видна.(млечный путь)
у)Бежал по тропинке луговой - кивали маки головой; бежал по речке голубой - речка сделалась рябой.(ветер)
ф)Что за конь над водой трясет гривой золотой, (северное сияние)

5. «Народная мудрость»
Мы вам будем предлагать начало русской народной поговорки, а ваша задача вспомнить вторую ее часть.

Сломать дерево не долго \ растить годы
Много леса не губи \ мало леса береги
Зима морозная, лето жаркое \ зима снежная, лето дождливое
В поле свез навоз \ с поля хлеба воз
Подкорми птиц зимой \ они отплатят летом добром
Не нужна соловью золотая клетка, \ а нужна зеленая ветка
Весной дождь растит, \ а осенью гноит
Весна красна цветами, \а осень хлебами
Рощи да леса \ родного края краса.
6. «Защита экологических проектов»
Вам было дано домашнее задание разработать экологический проект от группы и сочинить (оформить экологическую сказку).
Подведение итогов конкурса и вручение дипломов.

Нашу встречу хочется закончить словами К. Станисловского «Прекраснее всего сама природа. В нее - то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность.. .обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к прекрасному.

«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою;

пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».

Бэкон Фрэнсис.

Количество присутствующих родителей: ___.

Время проведения: I квартал.

Форма проведения: круглый стол.

Продолжительность: 1 – 1.5 часа.

Цель :

Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.

Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи :

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.

Расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию.

Продолжать формировать экологические нормы поведения человека в окружающей среде.

Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию:

Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей.

Фотовыставка «Дети и природа»

Оформить выставку пособий, дидактических игр, экологических сказок по экологическому воспитанию.

Подобрать музыкальное сопровождение, создать слайды по теме собрания.

Презентация «Эко цитаты», «Зеленая аптека»

Познакомить с планом мероприятий проводимых в течении учебного года по экологическому воспитанию.

Ход собрания:

«Рыбе - вода, птице - воздух,

зверю – лес, степь, горы,

а человеку нужна Родина, и

охранять природу – значит

охранять Родину».

Пришвин Михаил Михайлович

Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня на нашем собрании мы предлагаем обсудить важную тему «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»

Что такое ЭКОЛГИЯ? (Ответы.)

Экология – наука о нашем общем доме, о планете Земля.

Греческое «ойкос» - дом, «логос» - знание, знание о доме. Дом - это наша планета Земля.

Считаете ли Вы эту тему актуальной? Почему? (Высказывания родителей.)

В начале нашего круглого стола прошу Вас заполнить Анкеты «Экологическое воспитание в семье».

2017 год в России назван годом Экологии. И это не спроста.

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда.

На сегодняшний день экологические изменения на нашей планете таковы, что они побуждают людей все глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в ее практическое разрешение. Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед человечеством - один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, в детском саду, школе, институте.

Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам,

людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой

– равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

Коллективное обсуждение вопросов

Скажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:

Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?

Как вы думаете. Почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?

Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как происходят такие прогулки?

Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления. Приметы, учить стихи о природе?

Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья. Заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?

Что больше всего. По вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.

Вы хотели бы отправиться в поход? Я приглашаю вас отправиться в путешествие. Путешествуя, мы будем говорить не только о красоте природы, ее жителях, но и поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живем.

Перед тем, как отправиться в путешествие наши дети нам напомнят правила поведения в природе.

Заповедь первая

Муравьи - лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Заповедь вторая.

НЕ ломайте, детки!

У деревьев ветки!

Каждая веточка

Для дерева- деточка.

Заповедь третья

Для ёжиков и белок

Лес - это дом родной.

Поэтому не стоит

Их в город забирать с собой

Заповедь четвертая

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Заповедь пятая.

Ты хотя ещё ребёнок,

Но ведь ты не поросёнок,

На поляне не сори,

За собой всё убери!

Заповедь шестая.

Не шумите в лесу, ребята,

Лесным жителям это неприятно!

Соблюдайте тишину,

Шум не нужен никому.

Заповедь седьмая.

Огонь в лесу не разводи,

Лес от пожара береги,

А коль развёл, учти:

Перед уходом затуши!

Заповедь восьмая.

НЕ рвите в лесу букеты,

Запомнить надо про это.

Пусть цветы растут в лесу!

Леса береги красу!

Заповедь девятая.

Птичьих гнёзд не разоряй!

И другим не позволяй!

Заповедь десятая.

НЕ топчи грибы ногами,

Пусть их много перед вами.

Гриб съедобный забирай,

Несъедобный - оставляй!

Заповедь одиннадцатая

У леса музыка своя…

Ее послушайте, друзья!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

Заповедь двенадцатая

Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно

Заповедь 13

Без взрослых с огнем развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

1. Выбор названия команд «Расчистим родник»

Мы отправляемся в путь, и вот первое задание. Наш родник, который кормит и поит всех жителей леса засыпан сухими листьями, расчищая его мы узнаем без чего невозможна жизнь на планете Земля. (Разбирая листья родители составили три слова: СВЕТ ВОЗДУХ ВОДА.)

2. «Нужные вещи в походе»

Следующее испытание. Для похода нам необходимы нужные вещи, сыграв в игру «ДА или НЕТ» мы узнаем насколько мы готовы:

В поход мы возьмем с собой кровать – НЕТ

Кушать готовить будем – микроволновке – НЕТ

Я маленький, да удаленький,

Стоит на меня взглянуть,

И тотчас узнаешь путь. (Компас.) – Берем его с собой? - ДА

Он в походе всем нам нужен,

Он с кострами очень дружен,

Можно в нем уху сварить,

Чай душистый вскипятить. (Котелок.) – Нужен нам он или нет? - ДА

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки-

Раздают всем огоньки. (Спички.)

Спичек вдруг не оказалось к нам на помощь что придет? Бензин? – НЕТ

Стекло или лупа? – ДА

Места в нем довольно много.

Он объездил кучу стран.

Все берут его в дорогу,

Так как это – (Чемодан.) – берем - НЕТ

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной. (Рюкзак.) - ДА

В путь отправимся друзья, какая же погода ждет нас?

В походе погоду можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать?

Ворон каркает к…. (дождю)

Обильная роса утром – погода днем будет…. (хорошая)

Воробьи купаются в пыли или в луже…. (будет дождь)

Ласточки летают низко над землей – к … (дождю)

Если мошкара вьется кругами – к …… (хорошей погоде), лезет в лицо – к …..(дождю)

Идет дождь, на лужах пузырьки – о чем это говорит? (дождь будет идти долго).

Мы с вами вышли на поляну, а она как водится в сказке она не простая, а заколдованная, на ней растут растения, чтобы узнать, что это за растение необходимо отгадать загадку

Лес, как сказочное царство, АРТЕМ

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки.

Нужно только не лениться, МАША Ф.

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Догадались, о чем сейчас пойдет речь? Отгадывать растения мы будем не при помощи загадок, а с помощью наших помощников, органов чувств.

(Предлагаются тряпичные мешочки наполненные: лавандой, полынью, липой, пижмой, мятой, валерианой. Если родители сомневаются, дети задают наводящие вопросы.)

«Как вести себя в природе?»

Природа хранит много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей.

Уважаемые родители, предлагаю Вам украсить нашу планету всем, чем вам захочется, перед вами всевозможные предметы и макет нашей планеты, а юные эксперты, наши ребята дадут оценку вашим действиям. Объяснят и покажут, какой должна быть планета.

ДЕТИ: Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Уважаемые взрослые! Мы – дети, предлагаем вам украсить планету цветами, бабочками, птицами. Животными, деревьями.

Уважаемые родители, в нашей группе часто проходят акции «Посади дерево», «Каждой пичужке по кормушке» и сегодня мне хочется подвести итог акции «Нас в любое время года учит мудрая природа».Вы уважаемые родители совместно с детьми дома создавали книжки малышки о природе. Книжек получилось много, они все интересны, дети оживленно пересказывают содержание своих книг. Своей совместной работой мы стали ближе к прекрасному и загадочному миру природы. Всех участников акции ждут дипломы и памятные подарки. Вручить дипломы и подарки приглашается преподаватель дополнительного образования Пирожок А.А.

Подведение итогов.

Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Ты береги нас!

Маша С. - Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

Родион. - В тревоге море и леса

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Катя. - Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Соня. - Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!»

Мила. - Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

Родителям вместе с детьми принимать активное участия во всех мероприятиях группы и сада по воспитанию экологически грамотного гражданина нашей станы.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: родители, педагоги

Цель:

Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию:

Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные детьми в виде аппликации. Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей. Организовать и провести выставку детских рисунков и поделок из природных материалов. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «В дружбе с природой». Подбор музыкального сопровождения. Подготовить памятки с советами для родителей. Предложить родителям заглянуть в энциклопедии о природе. Предупредить родителей о наличии удобной одежды и обуви.

Ход собрания:

Вступление. Воспитатель читает стихотворение:

«Что значишь ты, без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?»

Сказка и прекрасная природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

Весна – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных походов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.

Вначале объявляется небольшая «Походная разминка», звучит любая ритмичная музыка:

1. «Надеваем рюкзаки» — круговые движения рук у плеча вперед и назад.

2. «Определим погоду» — поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.

3. «Собери ветки для костра» — наклоны влево и право.

4. «Завяжи шнурки на кедах» — наклоны то к правой, то к левой ноге.

5. «Перепрыгни через кочку» — прыжки вперед, назад, влево, вправо.

6. «Идем в поход» — ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.

Остановка первая: «Знатоки природы» (столы с карточками, на которых изображены животные и птицы).

«День, проведенный ребенком среди рощ и полей, заменяет многие недели на учебной скамье». Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ — звание «Знатока природы».

Остановка вторая: «Острое блюдо».

Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).

Вопросы:

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;

«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал

«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

Остановка третья: «Они нас лечат».

Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

— Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона и памятки как использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Остановка четвертая: «Игровая». Музыкальное сопровождение — «Вальс цветов» П. Чайковского.

Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т.е. познакомить с методами саморегуляции. Родителям предлагаются игры, которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:

Игра «Врасти в землю» : Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

Игра «Ты – лев» : Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!

Игра «Дыши и думай красиво» : Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев — выдохни, вдохни, я птица — выдохни, вдохни, я камень — выдохни, вдохни, я цветок — выдохни, вдохни, я спокоен — выдохни. Ты действительно успокоишься.

Игры проводятся с родителями. Им выдаются памятки с играми по саморегуляции и подвижными играми по экологической тематике.

ОКНО – очень короткие новости:

SOS новости:

Кострище не зарастает 5-7 лет;

Ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год;

Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

Занимательные новости:

чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

у улитки около 25 000 зубов;

животное с самым большим мозгом по отношению к телу — муравей.

Остановка пятая: «Помоги природе»

Воспитатель: «Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В темные отравленные воды,

В пахнущие смертью небеса». (А. Дементьев)

Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.

Предлагается игра.

Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:

«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я……»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.

Подведение итогов

Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы.

И долг природе должен быть оплачен,

Когда б язык природы знали мы,

Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л.Сорокин)

На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10» города Алейска Алтайского края

Родительское собрание

в 1 младшей группе «Солнышко»

по теме: «Экология и мы!»

Разработчик:

Шанина Елена Яковлевна

Воспитатель: МБДОУ «Детский сад №10»

г. Алейск

2016г.

Родительское собрание в 1 младшей группе

Тема: «Экология и мы!»

Цель:

  • Повышение уровня экологической компетентности родителей;
  • Формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;
  • Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи:

1. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка;

2. Познакомить родителей с различными формами деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;

3. Продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде;

4. Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

Время проведения: Март

Форма проведения : Круглый стол

Участники: родители, педагоги.

Подготовка к родительскому собранию

1. Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей.

2. Разработка и реализация проекта по экологическому воспитанию «Голубая капелька»

3.Подготовка презентации к проекту «Голубая капелька».

Повестка дня:

2. Презентация проекта по экологическому воспитанию «Голубая капелька»

4. Вопросы по экологии для родителей.

5. Заключительное слово воспитателей.

Ход собрания:

1. Вступление воспитателя Шаниной Е.Я.

«Что значишь ты, без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец? »

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Сказочна и прекрасна природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В. А. Александров)

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. Учите, видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

В конце своего сообщения хочется предложить стихотворение

В. Орлова «Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой,

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит нас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год, обучатся нужно

Нас, деревья всех пород

Весь большой лесной народ,

Учит крепкой дружбе.

Одной из годовых задач нашего детского сада является экологическое воспитание дошкольника.

Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, мы провели анкетирование.

Исходя из увиденных результатов, мы пришли к выводу, что 90 % родителей знают, что такое экология и интересуются её проблемами. 10 % родителей или не знают, или просто не захотели отвечать на этот вопрос. По вопросу о наличии растений и животных в доме ответило 80 % родителей. Это значит что в большинстве семей есть любимые животные а так же растения за которыми они ухаживают. Очень активно отвечали родители на вопрос о том, чем они могут помочь детскому саду или группе для развития экологической среды-75 %. А это принести цветы, посадить саженцы, поучаствовать в субботнике на территории ДОУ. 30 % родителей любят бывать с семьей на природе, в лесу.55 % родителей дают возможность своим детям просматривать телепередачи об экологии. По остальным вопросом, все родители давали положительные ответы, это означает, что работа по экологическому воспитанию ведётся, родители беседуют с детьми, что можно сделать, а что делать нельзя, как во время прогулки, так и дома.

У нас с вами одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Просим вашего внимания, посмотреть, как в нашей группе прослеживается работа по экологическому воспитанию

2. Презентация проекта по экологическому воспитанию «Голубая капелька».

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.

3. Вопросы для родителей

Мы подготовили вопросы, на которые вы, родители должны ответить.

1. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Потому, что молодые)

2.Какие черные ягоды вы знаете? (Черёмуха, черника, ежевика, черноплодная рябина, черная)

Смородина.)

3.Никто не ругает, а она дрожит. Кто и почему? (Осина, потому что длинная ножка листа)

4.Растение, которое связывают со звоном? (Колокольчик)

5.Название, какого растения состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка)

6.Назовите фамилии, которые произошли от названий животных.

(Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы, Карповы, Козловы)

7.Назовите дикие съедобные растения. (Крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой)

8.Название, каких животных состоит их 2 букв? (Ёж, уж, як)

9. Назовите растения,которые носят человеческие имена. (Роза, Вероника, Иван-да-Марья)

Маргаритка, Иван-чай, василёк и т.д)

10. У кого есть уши на ногах? (У кузнечика)

4. Заключительное слово воспитателя

Наше собрание подходит к концу

Нам жить в одной семье,
Нам жить в кругу одном,
Давайте будем мы дружны и сохраним наш дом.

Чтоб каждый маленький юнец,
Сорвав цветок, сломав дубок.
Подумал, что же сделал он?
И дал ответ на свой вопрос -
Я погубил все там, где рос!

Давайте же, родители, подумаем и мы,-
Как заложить в детишках фундамент доброты.
Как научить их край любить,

Природу охранять.

Всегда защитниками быть

И никого не обижать.

Подведение итогов.
Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Решение родительского собрания:

  1. Способствовать всестороннему развитию личности ребенка.

срок исполнения: постоянно

  1. Принимать активное участие в работе группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

срок исполнения: постоянно

Приложение 1

Экологические задачи

Оцените ситуации, что в них сделано не так.

Первая ситуация.

- Вот и кострище есть. Да вайте разожжем здесь костер, - предложил Ваня.
Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из–за опасности возникновения пожара).
Вторая ситуация.
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. (Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Третья Ситуация
Кто – то из девочек заметил: «Что – то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче». (В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей).
Четвёртая ситуация
Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:
-Жаль, что Маши нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли.
-Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем, - предложила другая. (Нельзя рвать ягоды с ветками).

Пятая ситуация.

Вова с мамой пошли в лес собирать грибы. - Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.

Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила? (Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет.)

Шестая ситуация

Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу

Плавало много маленьких рыбок.

Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.

Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?

(Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыб.

Приложение 2

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

Ф.И.О_______________________________________________________________

1.Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ________________________________________________________________________________________________________

2.Интересует ли Вас лично данная проблема?_________________________________________

В чем это проявляется?_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

3. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? _____________________________________________________________________

4.Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?_______________

____________________________________________________________________________________________

5.Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?____________________________

____________________________________________________________________________________________

6.С какой целью вы

Их приобрели?______________________________________________________________

7.Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?____________________________

8.Читаете ли Вы ребенку книги о природе?__________________________________________

9.Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?______________________________

10.Ваша реакция на жестокое обращение к животным?________________________________

__________________________________________________________________________________________________

11.Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?____________________________________________

___________________________________________________________________________________________

12 Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии? __________________________________

________________________________________________________________________________________________

13. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

14.Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ________________________

___________________________________________________________________________________________

15. Ваши предложения, пожелания. ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________


конспект родительского собрания на тему «Экология и мы»

Форма проведения: Викторина

Цель:

Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;

Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи :

Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе;

Формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;

Представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей;

Вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников;

Развивать навыки правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.

Предварительная работа:

1. Подготовить памятки для родителей «Правила друзей природы».

2. Консультации «Экологическое воспитание дошкольников»: «Правила поведения в природе»

3. Конкурс детских рисунков « Мы защитники природы».

4. Оформление выставки книг, журналов, дидактических игр;

ХОД собрания :

Воспитатель: Уважаемые родители! Спасибо вам, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

«Что значишь ты, без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?»

Одной из годовых задач нашего детского сада является экологическое воспитание дошкольника и тема нашего собрания « Экология и мы »

Президент России В.В. Путин подписал указ, что 2017 год будет годом экологии в России.

Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада мы можем добиться определенных результатов в процессе экологического воспитания наших детей .

Экологическое воспитание занимает одно из важных мест в системе дошкольного образования. Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.

Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства.

Уважаемые родители, как вы понимаете, что такое экологическое воспитание? (ответы родителей)

Экологическое воспитание — это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

В своей работе мы используем наглядные, словесные, и практические методы, и приёмы, для формирования у детей младшего возраста бережного отношения к природе.

. Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира (1920x1440)
(1920x1440)

. Трудовая деятельность в уголке природы
(1920x1440)

. Рассматривание картин, иллюстрации, альбомов - картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.

. Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.
(1920x1440)
.

. Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами.
(1920x1440)

. Настольно-печатные игры - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы
(1920x2560)

А сейчас мы Вам предлагаем побыть немного детьми и посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания, разделившись на 2 команды. Учитываться буду правильность и быстрота ответов.

Итак, начинаем игру!

1. Конкурс «Знаете ли вы?»

(родители достают из мешочка по очереди вопросы читают и отвечают на вопросы),

1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятла)

2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)

3. Кто в лесу без топоров строит избу, без углов? (Муравьи).

4. Где у кузнечика уши? (на ногах)

5. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)

6. Кто кукует у кукушки? (самец)

7. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)

8. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)

9. Какой гриб носит название животного? (лисичка)

10. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

11. Какая птица охотится ночью? (Сова)

12. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)

13. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)

14. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (лиственница)

15. Кто был зимой белый, а летом серый? (заяц)

16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы - белые и шампиньоны наиболее питательные)

17. У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)

18. Что делает ёж зимой?

19. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)

20. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб.)

Воспитатель : Вы прекрасно справились с заданием, и я предлагаю вам продолжить.

2. Конкурс «Я начну, а ты продолжи».

Воспитатель - 1
1 команда
- У дуба желуди, а у сосны…(шишки)
- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)
- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)
Воспитатель - 2
2 команда
- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)
- Осина зимой стоит без листьев, а сосна… (в иголках)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)

3 Конкурс «Погода по приметам»

Воспитатель: Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду.

Прогнозирование погоды.

Назовите приметы, какие вы знаете. Называем по очереди:

* Собака свертывается и лежит калачиком (наступят холода).

* Когда цветет черемуха(к холоду, заморозкам).

* Лягушки вечером громко квакают (будет теплая погода).

* Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь).

* Паук усиленно плетет паутину(к сухой погоде).

* Стрижи, ласточки низко летают(дождь предвещают).

* Ворон каркает к… (дождю)

* Ласточки летают низко над землей - к …(дождю).

* Обильная роса утром - погода днем будет …(хорошая)

* Воробьи купаются в пыли или в луже - … (будет дождь).

* Идет дождь, и на лужах пузырьки - о чем это говорит? (дождь будет идти долго)

* Вороны часто кричат - к непогоде.

* Птица хохлится - к непогоде.

Молодцы! И так мы продолжаем

4. Конкурс. «Ромашка»

Родителям предлагается лепестки ромашки, на лепестках размещены загадки о явлениях природы, ваша задача поочередно брать лепестки и загадывать соперникам загадку если правильно, то мы прикрепляем лепесток к серединке ромашки.

Загадки :

1 .Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (солнце)

2 . Что с земли не подымешь?(Тень )

3 .Ежегодно приходят к нам гости:

один седой, другой молодой,

третий скачет, четвертый плачет, (времена года)

4 .Кто поляны белит белым
и на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?(мороз)

5. В белом бархате деревня,

и заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

этот бархат опадет.(иней)

6 .Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.(облака)

7 .Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают. (Звезды)

8. Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!..
В них ни въехать, ни войти.(Радуга)

5. К онкурс Лесная аптека».

Воспитатель: Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке - и микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, нужно только научиться. Находить в лесу растения, что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях. Обратите внимание на столе лежать цветы с загадками о лекарственных растениях, вы берете по одному цветку и отгадываете загадку и рассказываете для чего принимают эти растения в лечебных целях.

1 . Ты растение не тронь - жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

2. Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

4. Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

5 . Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

6 .Летом рад я свежей ягоде медвежьей, а сушеная в запас от простуды лечит нас. (малина)

5. Конкурс «Экологические задачи»

Воспитатель.

1 . Оля была в лесу с родителями и ей очень понравились весенние ландыши, они были такие красивые, с белыми головками на тонком стебельке, как колокольчики. Их было видимо - невидимо, целая поляна. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты?

Вывод: Нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветах есть нектар для бабочек и пчел. (Тем более нельзя рвать ландыши, они занесены в Красную книгу, как лекарственное растение)

2. Ребята в лесу поймали ежика. Он был такой забавный и любопытный, а когда пугался, то сворачивался клубочком, выставляя колючки. Они решили принести ежика домой: «Пусть живет у нас, а потом отпустим обратно в лес». А вы взяли бы ежика домой? Можно ли это делать?

Вывод: Нельзя забирать диких животных из леса домой, так как они разучатся заботиться о себе сами, добывать пищу и когда снова попадут в лес, то могут даже погибнуть.

3 . Коля играл и увидел бабочек. Он взял сачок, стал их ловить и садить в банку.

Нельзя ловить бабочек, -сказал Витя.

-От них, все равно, никакой пользы - ответил Коля. Кто из мальчиков был прав?

Вывод: Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных», по нашему мнению, насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.

4 . В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в парк . На клумбе росли цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые тюльпаны и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?
Вывод: Тюльпаны - краса клумбы. Много людей приходит и все любуются ими. К тому же, в чашечках тюльпанов прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.

8 Конкурс творческий. «Создайте поделку»

Необходимо из природных материалов сделать сюжетную композицию.

Воспитатель: Н а этом наша викторина закончена.
Умные, умелые
Задорные и смелые
Викторину мы поиграли
Свои знания показали

Вы показали отличные знания, но в каждых соревнованиях есть свои победители. Сегодня победителем стала команда…(Дружба)

Вот и закончилось наше родительское собрание, я думаю, вы с удовольствием окунулись в мир детства. Будем рады, если вы нашли для себя что-то интересное, познавательное, если у вас появилось желание больше узнавать о природе, об ее чудесах и загадках. Мне хочется пожелать, чтобы вы и ваши дети стали настоящими друзьями природы. И придя домой, выйдите на улицу всей семьей, повесьте кормушки, покормите птиц, вспомните и прочитайте стихи, понаблюдайте за красотой природы, ведь она так прекрасна в зимнее время года. И хочется наше замечательное и необычное собрание закончить словами:

В гармонии с природой и с собою.

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

Хочется еще раз отметить, что воспитание и образование ребенка — это самое главное занятие родителей, а природа вам в этом поможет.

Решение родительского собрания:

2. Изготовить на участок кормушки;

3. Принять участие в акции «Берегите елочку»

4. Изготовить книжку - малышку «Экологическая сказка»

5. Весной на участке посадить кустарник - Пузыреплодник;

6. Пополнить экологическую грядку новыми лекарственными растениями;

7. Приобрести в группу дидактические игры по экологическому воспитанию.