Новорожденные в 2 месяца что могут. Всего два месяца на свете: что должен уметь ребенок

Новорожденный прошел основной этап акклиматизации и готов к развитию. Работа систем и органов отлажена, что дает возможность организму тратить ресурсы на обретение новых навыков и умений. Родителям пора задуматься о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца. С этого момента наступает активное физическое развитие и изучение окружающего мира.

Единственное существенное различие между мальчиком и девочкой – формирование внутренних половых органов. У мальчиков этот процесс сопровождается болевыми ощущениями, а девочек нельзя высаживать до полугода.

Основные навыки двухмесячного грудничка

  1. Держит голову. Находясь на руках в вертикальном положении, грудничок может сам удерживать голову. Желательно подстраховывать малыша, ведь мышцы еще не полностью окрепли. Ребенок может делать повороты в разные стороны, рассматривая окружающую обстановку.
  2. Поворачивает голову на звук. Развитие слуха и укрепление мышц шеи позволяют новорожденному поворачиваться к источнику звука. Он понимает, с какой стороны он доносился и осознает происходящее.
  3. Улыбка. Второй месяц жизни характерен проявлением осмысленных эмоций. Улыбка становится первым осознанным проявлением чувств, после плача. Новорожденный узнает родителей и улыбается им.
  4. Мимика, интонации. Плачь становится разноплановым. Используя интонации, со 2 месяца, ребенок может выражать различные эмоции и состояния: ему скучно, страшно, грязный памперс, проголодался. С каждым месяцем навык будет улучшаться. Мимика не ярко выражена, но зачатки положены. Кроха может нахмуриться, надуть губки или широко открыть глаза и ротик, радуясь.
  5. Фиксирует взгляд. Распознавание предметов на максимальном расстояние 50 см становится естественным явлением. На 2 месяц ребенок различает форму и цвет предмета. Новорожденный в состоянии сфокусировать взгляд на неподвижном предмете и изучать его. Больше всего любит изучать мамино лицо, но так как мама не может постоянно наклоняться над кроваткой, неплохой заменой будут специальные карусели на детскую кроватку.
  6. Звуки . Нечленораздельное гуление окрашивается гласными. Грудничок начинает произносить простейшие «а» и «у». Именно поэтому, раннюю «речь» называют «агуканье».
  7. Координация. Тонус мышц почти спал, давая возможность свободно использовать свои ручки и ножки. Важным достижением новорожденного, на второй месяц жизни, является способность тянуться к предмету. Взрослому это действие кажется банальным, но для грудничка это сложная цепочка событий. Он должен увидеть предмет, сфокусировать на нем взгляд, определить направление и расстояние, и направить свою руку в нужную сторону.
  8. Держит предмет. Грудничок способен удерживать предметы, помещающиеся в ладошке погремушка или мелкий предмет. Если дать их ему, или они окажутся в зоне досягаемости, ребенок схватит их и будет держать.
  9. Изучает конечности. Способность управлять, позволяет рассмотреть руки и ноги, попробовать их «на зуб».
  10. Все тянет в рот. Ребенок в состоянии схватить предмет. Следующим логичным действием будет узнать, что он из себя представляет. Взрослые знают материалы и их свойства из личного опыта в детстве, либо благодаря литературе и интернету. Новорожденный постигает азы естествознания единственным доступным ему образом – ртом. Это наиболее чувствительная зона. Прочие органы чувств развиты не в достаточной степени, да и сопоставление фактов об ощущениях и их источнике, еще не выработано. Все, до чего может дотянуться грудничок, оказывается во рту. Родителям следует быть особо осторожными, ведь мелкими предметами ребенок может подавиться или пораниться, о что-то острое. На 2-ой месяц, кроха отличает мамину грудь от прочих элементов окружающей среды, попавших в рот. Если он хочет грудь, его не получиться отвлечь, чем-либо другим. Он будет плакать, требуя именно ее.
  11. Все хватает. Ребенок хватает все, что попадается под руку – игрушку, простынь, мамины наушники, волосы и уши родителей, когда находится на руках.
  12. Приподнимает голову. Лежа на животе, младенец пытается поднимать голову.
  13. Плавает под водой. Рефлекс задержки дыхания все еще присутствует, поэтому, если нет противопоказаний, можно приобщить кроху к подводному плаванью. Плавательные движения заложены в рефлекс, и ребенок будет комфортно себя чувствовать, уверенно двигаясь.
  14. Долго спит. В течение 2 месяца сон все еще продолжительный – около 18 часов в сутки. Периоды бодрствования незначительно увеличиваются по времени.
  15. Отличает день от ночи. Ребенок начинает различать день и ночь. Появляется возможность наладить его режим дня, подстроив активность на дневное время.
  16. Угасают рефлексы. Врожденные рефлексы идут на спад, постепенно заменяясь осознанными действиями. К примеру — голодный ребенок будет сам тянуться и просить грудь, либо когда увидит ее.
  17. Спокойно лежит. Гипертонус мышц приводит к постоянным подергиваниям конечностей в период бодрствования. Со 2 месяца ребенок перестает испытывать «конвульсии» и может лежать без движений, даже если не спит.

Нужен ли режим дня

Первый месяц жизни новорожденного самый тяжелый и для него, и для его родителей. Организм крохи проходит тяжелую стадию акклиматизации. Работа его биоритмов не отлажена. Бывают случаи, когда вследствие неразберихи распорядка, в течении 1-го месяца, ребенок путает день с ночью и период его бодрствования припадает на темное время суток.

Перенастроить кроху будет очень сложно. Это травмирует его нервную систему, нарушит питание, сон и долгое время ребенок будет капризным, плаксивым и раздражительным. Во избежание подобной неприятности, уже на второй месяц жизни грудничка, необходимо выстраивать режим дня.

Прежде всего, мама должна понять, что домашние обязанности стоят на втором месте, после ухода за ребенком. Иногда мама приходит к выводу, что крепкий глубокий сон ребенка в течение дня, очень удобен. В это время можно справиться по хозяйству, сходить в душ, приготовить покушать и уделить внимание себе. А ночью (поздно вечером), когда ребенок просыпается, ему можно уделить все свободное время.

Во-первых – необходимо думать о пользе, которую данный распорядок принесет самому ребенку. Природой в человека заложены определенные биоритмы, и если режим дня им не соответствует, организм страдает. Если мама думает «ребенок сам так захотел, значит так надо», она заблуждается! Малыш не хочет, он изучает и исследует, подчиняясь инстинктам. Если ему в 2 года дать в руки нож, он и его потянет в рот, и не потому что «хочет», а потому что рефлекс. Задача родителей направлять врожденные потребности и рефлексы в правильное русло, помогая организму отладить свою работу.

Во-вторых – это сейчас ребенок бодрствует полтора – два часа. Дальше, время будет увеличиваться, и к полугоду ребенок будет вести активный образ жизни до 4 часов к ряду, а перевести график сна и бодрствования, означает нарушать режим питания, который в свою очередь нарушит работу пищеварительной системы. Начнутся проблемы со стулом, вес упадет, нехватка мышечной массы затормозит физическое развитие и т.д.

Для помощи в развитии и предотвращении негативных последствий, необходимо сформировать приблизительный график и следовать ему вместе с малышом:

  • время основного кормления должно приблизительно совпадать ежедневно;
  • укладывать ребенка спать на ночь, также нужно в одно и то же время;
  • для упрощения настройки режимов питания и сна, распишите нагрузку на малыша по времени.

— Купание. Заранее подготовьте все необходимое и посчитайте, сколько времени понадобится для самого процесса, сколько нужно на воздушные ванны или массаж, сколько ребенок будет есть. Допустим, это займет 45 минут. Приступайте к купанию за 50 минут до желаемого отбоя. В течение некоторого времени ребенок привыкнет, и будет засыпать быстро и глубоко. Самое главное – твердость мамы. Постоянное поддержание распорядка дня, вне зависимости от причин и возможностей, обязательно принесет свои плоды.

— Прогулки. Мамам нужно запомнить, что наиболее крепкий сон у новорожденного, в первые пол года жизни, наступает на улице во время прогулки. Ему не интересны кошечки, собачки и листики – он их попросту не видит. Он не понимает прелести цветения, так как плохо различает запахи. Свежий воздух, мерное покачивание коляски и плотный обед способствуют здоровому и полезному сну. Помня об этом, старайтесь вывозить грудничка на прогулку в обеденное время. Постепенно, организм запомнит, что после 12 часов дня, надо плотно покушать и спать. Ребенок сам начнет просить грудь и засыпать в заданный период.

Играем с ребенком

Ребенка в течение 2 месяца жизни можно заинтересовать игрушками, разного цвета и формы, а также звуками. Повесить на кроватку специальный мобиль будет простейшим решением задачи. Грудничок будет рассматривать предметы, касаться их ручками, изучая. Также, можно развесить над кроваткой или по ее бортам с боков другие игрушки.

Лучше всего, носить ребенка на руках по комнате и показывать ему различные предметы, поднося его к ним на расстояние полуметра или давать ему в ручки. Попутно описывать то, что кроха видит: это цветок, он зеленый; это часы, они коричневые; это ложка, она серая и с нее кушают. Делать это нужно как можно чаще.

В плане физического развития, применяется гимнастика для новорожденных и массаж.

«Агукайте» вместе с малышом, повторяя за ним, но с большей артикуляцией. Ребенок будет смотреть, запоминать и стараться делать так же.

Основные физиологические изменения. Новое в поведении малыша. Таблица привеса и прироста, средние показатели нормы. Стимулирование прогресса младенца массажем и играми.

Каждая семья переживает томительный период ожидания. Но с появлением малыша на свет всё только начинается. Родители крохи ждут от него стремительного развития и пытаются торопить значимые моменты (переворачивание на животик, ползание и так далее). Между тем, развитие ребёнка в 2 месяца происходит гораздо более стремительно, чем многое думают и замечают. После первых недель меняется практически все: пропорции тела, потребности, манера общения.

Рост и вес как главные показатели

Здоровый рост и правильное развитие малыша - это то, что в основном заботит родителей в первые месяцы жизни крохи. Однако определить на глаз, всё ли в порядке, невозможно. Первое, что меняется у ребёнка, - его физиологические параметры. Рост и вес являются основными показателями нормального развития наряду с обхватом головы и грудной клетки. Поэтому при ежемесячном посещении педиатра проводятся эти обязательные замеры.

Есть определённые усреднённые значения прироста, для удобства их приводят в виде таблиц с отдельными графами для мальчиков и девочек. Существует две версии: данные отечественных педиатров и мнение Всемирной организации здравоохранения.

Данные по версии ВОЗ немного отличаются:

Не стоит паниковать, если кроха меньше прибавляет в весе или росте. Эти характеристики достаточно индивидуальны, ведь малыши рождаются с разным весом от 2,5 до 4,5 кг.

Важно, чтобы показатели были в пределах средних значений, только при выходе за их границы необходимо обратиться к участковому педиатру.

Кроме того, приведённая статистика не подходит для недоношенных детей. Эта категория младенцев лишь во второй месяц жизни набирает тот вес, с которым должны были родиться. Поэтому для них существуют отдельные таблички. Важно не применять препараты-усилители аппетита, правильное питание - залог здоровья любого ребёнка.

Этими параметрами не исчерпывается весь список перемен. С малышом происходят и другие физиологические метаморфозы:

  1. К этому времени полностью формируются слюнные железы. Это помогает ребёнку сосать, уменьшая дискомфорт в процессе, а также уменьшает количество заглатываемого воздуха, снижая риск колик.
  2. Идёт стремительное развитие пищеварительной системы. Изменение ферментов и рост полезной микрофлоры приводит к регулированию стула крохи.
  3. Уменьшается гипертонус мышц новорождённых. Проявляется это в основном более активным шевелением ручек и ножек грудничка. Часто бывает, что в первый месяц малыши почти не разжимают свои кулачки, и это становится проблемой, так как в ладошках скапливается пыль и грязь.
  4. Малыш начинает активнее потягиваться. Некоторые даже поворачиваются набок и очень этому радуются.
  5. Меняется строение сердца, а вместе с ним и состав крови малыша.
  6. Ребёнок начинает видеть. И хоть пока у него детское «плюсовое» зрение, это не мешает ему видеть предметы на расстоянии 30-60 см и следить за ними, если они медленно перемещаются по дуге перед его лицом.

Активация моторики

Опираясь на предплечья, в таком положении он должен держать головку высоко поднятой до 1 минуты. А в положении «столбиком» на руках - не меньше 30 секунд. Кроме того, мышцы шеи достаточно окрепли, чтобы позволить ребёнку свободно поворачивать голову на звук или следить за предметом.

В этот период малыш начинает активно познавать себя и окружающий мир. В этом ему очень помогают ручки. Первое, что начинает делать ребёнок, - это рассматривать свои ладошки, тянуть их в рот. Так грудничок изучает и любые другие предметы.

Умения ребёнка в 2 месяца дополняются энергичным ощупыванием и поглаживанием всего вокруг. Если вложить ему в ладонь игрушку, то он схватит её и сможет удерживать до 10 секунд, а к концу второго месяца начнёт тянуть вещицу в ротик, чтобы попробовать на зуб. Хватательный рефлекс при этом работает не только на ручках, но и на ножках малыша.


Изменение психоэмоционального состояния

Самым важным скачком в развитии двухмесячного малыша становится проявление его эмоций. Активная мимика, смена тональности крика - все это можно заметить у крохи. Просыпаясь утром и видя маму, младенец расцветает улыбкой.

Впрочем, пока он ещё не научился бояться окружающего мира и из всех людей выделяет только маму по голосу и запаху. Поэтому малыш охотно пойдёт на ручки к любому и точно так же ответит ему на улыбку. На этом навыки коммуникативные навыки ребёнка в 2 месяца не заканчиваются.

Малыш в этом возрасте начинает гулить, но пока издаёт только гласные звуки. Однако совсем скоро появятся и другие. Важно, что у крохи все ещё очень острый слух. Поэтому, издав достаточно громкий возглас, он обязательно замрёт и прислушается. То же будет в случае с громким голосом рядом.

Один из рефлексов, проверяемых неврологом, - реакция на звук: врач хлопает ладонями по столу. Если малыш моргнул, значит, слышит, а в случае поворота головы в сторону хлопка ещё и хорошо координирует свои действия.

Агуканье и улыбки - не единственное, чем может удивить ребёнок. У него меняется плач. Теперь, когда установлена связь между криком и скорым приходом мамы, малыш начинает плакать просительно или капризно. Даже человек, до того не общавшийся с младенцем, их не спутает. Если во время кормления отнять у малыша грудь или бутылочку - плач будет возмущённым, а если малышу что-то не нравится (жарко, холодно или мокрые пелёнки), это будет похоже скорее на ворчание, чем на крик.

Даже в этой крошечной головке уже есть интеллект, и в столь юном возрасте он уже понимает причинно-следственные связи. Когда рядом мама, кроха замирает в ожидании скорого кормления. При виде близкого человека начнёт улыбаться и больше двигаться. Эта реакция получила название "комплекс оживления".

Как помочь развитию крохи

В индивидуальном порядке идёт развитие малыша. В 2 месяца ребёнок умеет довольно много, хотя со способностями взрослого это не сравнится. Если грудничок не проявляет активности в какой-то области, ему можно помочь.

Для этого достаточно заниматься с ним дома:

  1. Самый простой расслабляющий массаж поможет малышу снять гипертонус мышц, а значит, позволит ему более активно двигаться.
  2. Мелкая моторика напрямую связана с речевым аппаратом. Крохе дают потрогать шарики из различных материалов, рассказывают ему об игрушках. Тогда малыш начнёт осознанней тянуться к ним и стараться подержать их подольше. В дальнейшем это поможет ему в формировании связной речи.
  3. Для развития слуха и зрения помогут колокольчик или погремушка на ниточке. Яркую игрушку подвешивают на расстоянии 40-50 см над лицом малыша и периодически звонят. Убедившись, что он услышал звук и зафиксировал предмет взглядом, перемещают колокольчик и снова гремят. Это упражнение не только поможет развить координацию, но и укрепит мышцы шеи.

Не менее важен в этот период распорядок дня, в том числе регулярные прогулки и воздушные ванны. Чем насыщеннее проходит день малыша, тем больше он узнаёт и тем быстрее развивается


Один из основных источников беспокойства для молодой мамы, когда ребёнку уже 2 месяца - что он должен уметь делать, нормы его развития. Здесь важно помнить, если ваш малыш не умет делать что-то из перечисленного выше в статье, не стоит паниковать, что он не соответствует норме. Ребёнок с лихвой сможет наверстать это немного позднее. Просто надо за ним понаблюдать и приложить усилия, помочь развить недостающие навыки.

Новорождённый ребёнок – уникальное явление. Он развивается необыкновенно быстро, с каждым месяцем приобретая новые умения. Вес малыша увеличивается за 30 дней примерно на килограмм, в росте кроха приобретает 3 сантиметра. Но самое главное – это то, что маленький человек начинает контактировать с миром, с теми, кто ближе к нему, в первую очередь, с мамой. Ребенок на 2 месяце жизни начинает улыбаться!

Каждая мама волнуется, всё ли в порядке с сыном или дочкой. Надо сказать, что все существующие нормы являются приблизительными, и каждый малыш развивается по-своему.

Поэтому, ориентируясь на педиатрические показатели, не следует сравнивать собственного 2 месячного кроху с чужими детьми. Такие «гонки» не приведут ни к чему, кроме волнения родителей.

Что умеет большинство 2-месячных малышей?

  • Держать головку. 2-месячный ребёнок начинает приподнимать её уже после . Из положения «лёжа на животе», которое особенно важно для того, чтобы продолжали правильно развиваться позвоночник и брюшные мышцы, малыш может какое-то время удерживать голову на весу. Сначала он только отрывает щёку и лобик от пеленального стола, ко второму месяцу большинство грудных детей достаточно уверенно рассматривает мир вокруг.

Когда новорождённого или месячного грудничка носят вертикально на руках, он кладёт головку на грудь или на плечо взрослого человека, ведь у него пока не хватает сил держать её самостоятельно. Зато, когда исполняется ребёнку 2 месяца, он легко отрывает её от опоры, чтобы изучать всё, что вокруг него.

  • Улыбаться. Это не только радостный для родителей и родственников, но и важный для становления личности момент, свидетельствующий о том, что младенец контактирует с людьми, общается с ними, эмоционально отзывается на их слова, а значит, с точки зрения психологии, у него нарушений нет. Однако дети начинают улыбаться раньше, если с ними разговаривают, напевают им песенки, обращаются к ним, глядя в глаза. Такие эмоции, как правило, становятся следствием визуального контакта, потому что грудничок примерно в два месяца хорошо фокусирует взгляд на лицах.
  • Демонстрировать «комплекс оживления». Этот важнейший термин возрастной психологии обозначает реакцию, которую проявляет ребёнок в два месяца, когда к нему подходит знакомый и любимый взрослый, например, мама, папа, бабушка, дедушка. Выглядит это так: малыш лежит в кроватке, он один в комнате. Он практически неподвижен, может посасывать кулачок, иногда делать небыстрые движения головой. Однако стоит взрослому подойти, склониться, заговорить, как ручки и ножки ребёнка 2 месяцев от роду начинают активно шевелиться. Кроха по мере возможности вертит головой. Такое поведение характеризуется нескоординированными, беспорядочными движениями, но обычно доставляет родителям большое удовольствие – ведь в нём проявляется радость их чада от встречи.
  • Фокусировать взгляд. Если идет второй месяц ребенку, он может задерживаться глазами на движущихся или же, наоборот, неподвижных предметах – это показатель того, что его развитие в рамках нормы. Малыш будет с удовольствием рассматривать игрушку, которую вы показываете ему, провожать её взглядом, поворачивать за ней головку. Это явление свидетельствует об активной работе мозга и правильном развитии зрения.
  • Что может ещё делать ребёнок в 2 месяца? Подносить ко рту и засовывать туда все предметы, которые оказываются у него в руках. Конечно, самостоятельно захватить что-либо пальчиками он ещё не может, но вложенную игрушку, например, не выпустит. Ребёнок держит очень цепко те или иные вещи и тут же тянет их в рот. Это не вредная привычка, а необходимый этап познания мира, поэтому каким-либо образом «отучать» крошку не стоит.
  • Развитие ребёнка в 2 месяца характеризуется и тем, что он внимательно прислушивается ко всему, что происходит вокруг, а также начинает различать родные голоса, в первую очередь, конечно же, мамы. Мочь повернуть головку на её ласковый призыв – одно из базовых умений после первого месяца жизни.
  • Грудничок начинает «гулить», то есть, произносить звуки. Это не имеет отношения к плачу, такое явление можно смело охарактеризовать как общение. Пока взрослые слышат лишь протяжные гласные звуки, которые позже, после 3 месяцев, станут трансформироваться в более сложные конструкции.

Не забывайте, что плач малыша – это также способ коммуникации. Хотя это и нормальное явление, оставлять без внимания его не стоит. Плач – это призыв, просьба о помощи. Маме и папе важно понять, что в этот момент волнует их чадо – ему страшно, мокро, холодно, жарко, неудобно, либо требуется питание. Дети в 2 месяца остро нуждаются в удовлетворении базовых потребностей.

Дневной и ночной режим

Обычно к данному периоду начинает налаживаться распорядок жизни мамы и малыша. Хотя по опыту многих родителей режим как таковой появляется после трёх месяцев, однако, определённое упорядочение жизни уже происходит.

Все события и действия в этот период, несомненно, привязаны к кормлениям. Если малыш на грудном вскармливании и ест по требованию, это может происходить и раз в час-два, и гораздо реже.

Ночные кормления могут быть продолжительными, некоторые мамы практикуют совместный сон, так они могут отдохнуть более-менее полноценно.

Детки, которым дают смесь, имеют в большей степени выраженный режим. Питаются они от 7 до 9 раз за сутки, съедают примерно 120 мл смеси за раз, то есть, в среднем за 24 часа около 800 грамм.

Если ребёнку 2 месяца, развитие его происходит естественно и нормально, он бодрствует от 30 минут до 1,5 часов. Большинство мам стремиться к тому, чтобы ночной сон был наиболее продолжительным и прерывался не более двух раз. Днём многие детки хорошо спят в коляске на улице или на балконе, что даёт возможность женщине сделать какие-то свои дела.

Грудничок 2 месяцев и его развитие

Как мама может помочь своему чаду познавать мир? В таком возрасте нужны простые и подходящие игры и массаж, именно они способны обеспечить правильное и своевременное познание мира.

  • Правильным решением будет подвесить над кроваткой или шезлонгом чада мобиль – специальное приспособление с крутящимися на ниточках фигурками, иногда с механизмом, проигрывающим нежную и спокойную музыку.
  • Лучшие развивающие игры – демонстрация каких-либо предметов. Например, мама берёт в руки яркий колокольчик, сначала звенит им в стороне от головки ребёнка, ожидая, пока он повернётся на звук. Потом медленно проводит перед его глазами предметом и звенит уже в противоположной стороне. Такая тренировка очень полезна, только не стоит двигать предмет быстро – ребёнок ещё слишком мал, чтобы успевать перестраиваться за секунды.
  • Как таковые игры проводить ещё слишком рано, но вот ношение сына или дочки на руках вертикально – очень важное занятие, ведь так расширяется обзор и происходит интенсивное познание мира. Стоит рассказывать ребёнку что-то, напевать, часто менять позу, обращать его внимание на яркие, заметные предметы. Чем больше будет общения и разнообразных впечатлений, тем скорее станет развиваться ваш кроха.
  • Особое значение приобретает грудничковый массаж. Овладеть им внимательным родителям совсем не сложно, зато польза будет огромная. Во время такой процедуры происходит и тактильное, и эмоциональное общение мамы или папы с чадом, укрепляются его мышцы. Массируя спинку и животик, ручки и ножки, личико ребёнка, важно разговаривать с ним, что-то напевать. Отличным решением будут народные песенки и потешки, которые развивают и эстетическое чувство, и ритм, и музыкальность маленького человека.

Не забывайте о мерах предосторожности: при любом немедицинском массаже важно избегать области собственно позвоночника, сердца и печени. Нельзя делать массаж при температуре, когда малыш устал и капризничает, голоден или, наоборот, только что поел.

Характерные проблемы

Самой основной неприятностью, которая случается со всеми детишками до 3-4 месяцев, являются колики. Обусловлено это явление физиологической незрелостью кишечника, иногда накладываются и аллергические реакции. Проявляются колики следующими симптомами:

  • вздутие кишечника;
  • неприятные, колющие ощущения;
  • метеоризм;
  • дискомфорт.

Самое главное, что следует понять каждой маме – это явление временное и абсолютно нормальное. Но облегчать состояние малыша, конечно же, нужно. Как это сделать?

  • Периодически выкладывайте сына или дочку на животик. Делать это необходимо несколько раз в день, но не после еды. Такой естественный массаж животика способствует его оптимальной работе.
  • После кормления поносите кроху «столбиком», чтобы вышел лишний воздух.
  • Делайте упражнение, прижимая ножки малыша к животу и аккуратно распрямляя. Так мам или папа может помочь ему выпустить газы и унять боль.
  • Если малыш кричит, дайте ему какое-либо облегчающее состояние средство, например, Эспумизан или Боботик.
  • Массируйте живот крохи по часовой стрелке. Так вы поможете наладить пищеварительные процессы.
  • Сильные некоторые специалисты советуют лечить контактом «кожа к коже»: мамино тепло помогает маленькому человеку расслабиться и заснуть.

Самое главное, что следует понять о развитие крохи в двухмесячном возрасте – ему необходимо ваше внимание, ласка, общение с вами и, конечно, безусловная любовь. Именно эти факторы являются решающими, способствуя нормальному росту, здоровью и психологическому комфорту малыша.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 13 минут

А А

Когда ребёнку исполняется два месяца период новорожденности заканчивается, а начинается период грудного возраста. Каждому родителю интересно знать, что должен уметь ребёнок в 2 месяца.

За это время малыш подрос. У него начинают формироваться новые навыки. Теперь он способен узнать свою маму, улыбнуться ей. До двух месяцев дети, как правило, тоже улыбаются, но делают это совершенно неосознанно. Но сейчас причиной его улыбки могут стать мамины слова, либо просто её появление в поле зрения. Пока малыш воспринимает только родителей, они являются для него центром вселенной и самыми родными людьми в жизни.

В возрасте до года каждый месяц – это, своего рода, рубеж в развитии малыша. У него появляются новые умения и навыки, развиваются моторная и сенсорно-познавательная сферы.

Интенсивно идет доречевое и социальное развитие, начинают формироваться первые навыки самообслуживания. На этом этапе жизни маленький человек еще очень беспомощен и остро нуждается в родительской опеке, внимании, любви и заботе.

Движения ребёнка в 2 месяца

И хотя развивается малыш в два месяца больше эмоционально, чем физически, но всё же он старается совершать определенные действия.

Постепенно у ребёнка развивается моторика, «хватательный» рефлекс становится менее заметным. Теперь малыш разжимает кулачки и временами пытается ухватиться за маму. Например, за её волосы или одежду. Но в данный период сознательно отпустить её ещё не может.

Также в 2 месяца ребёнок по-прежнему пытается совладать со своим телом: с ручками и ножками. Стоит отметить, что его движения становятся уже не такими хаотичными, а более медленными и плавными.

Если ребёнка перевернуть на живот, то он способен удерживать головку около 10-15 минут . И уверенно держит головку в положении лежа на животе. Причем, чем старше становиться крошка, тем выше он поднимает подбородок. И делать это в таком возрасте нужно как можно чаще, чтобы мышцы шейного отдела укреплялись.

Двухмесячный малыш так же способен прямо держать головку на протяжении нескольких минут, находясь на руках взрослого в вертикальном положении.

Умеет двигаться по горизонтальной поверхности, используя ручки и ножки одновременно, не отрывая живот от поверхности. В два месяца ребеночек уже умеет переворачиваться с одного бока на другой.

Может в течение длительного времени фиксировать взгляд на яркой игрушке, способен держать ее кистью до 20 секунд и размахивать ею. Может ударить по висящей погремушке. Если предмет попадет ему в ручку, схватит его и потащит в рот. У малыша улучшается владение своим телом, и координация движений, но его пальчики еще очень слабы, и ему трудно удержать предмет. Хотя ребёнок в этом возрасте всё тащит в рот, запрещать ему это не рекомендуют. С раннего детства вашей крохе лучше привыкать к бактериям окружающей среды, чрезмерная стерильность не просто не нужна, она может нанести ущерб, в том числе иммунной системе малютки, и привести к развитию аллергии.

Сосательный рефлекс еще достаточно силен, ребеночек любит посасывать кулачок. При недостатке общения со взрослыми (с мамой), он может сосать грудь несколько дольше, чем требуется для насыщения. Это его способ коммуникации и обмена энергией с матерью.

Что нового появляется у младенца в 2 месяца:

  • Повышается болевая чувствительность младенца, он начинает остро реагирует на любой дискомфорт, как то голод или мокрый памперс.
  • Двухмесячный грудничок замирает и улыбается, когда чувствует приятный запах и делает гримасу и чихает, когда запах неприятный.
  • Зрение малютки становится всё лучше и лучше, он распознает окружающие его предметы: яркие игрушки, соску, бутылочку. Кроха уже способен удерживать внимание в течении 5-7 минут.
  • Если ребенок родился с яркими сосудистыми пятнами на затылке и лбу, то ко втором месяцу они обязательно побледнеют, а к 8 месяцам исчезают бесследно. Если этого не произошло, то можно сказать, что имеются нарушения мозгового кровообращения у ребенка.
  • В 2 месяца пушок волос выпадает, и появляются луковичные волосики.
  • Малый задний родничок полностью закрывается ко 2-3 месяцу.

Физиология ребёнка в 2 месяца

В этот период ребёнок очень активно растет. К концу второго месяца он способен прибавить в весе до 700-800 грамм. Это примерно четвертая часть того веса, с которым он родился. Рост малыша тоже стремительно увеличивается. В среднем он становится больше на 3-4 сантиметра. Размер окружности груди, по сравнению с первым месяцем, увеличивается до 20 мм.

Если в 2 месячном возрасте мальчик весит менее 4,3 кг , а девочка – менее 3,9 г – это повод для консультации у педиатра. Слишком большая окружность головы – так же серьезная причина показать малютку неврологу, чтобы исключить проблемы с оттоком ликвора.

В сутки ребёнок спит от 15 до 18 часов. Ночью он может спать 5-6 часов подряд, не просыпаясь на кормление. В общей сложности ночной сон составляет 9-11 часов.

В течение дня ребёнку необходимы два длительных сна и 3-4 коротких. Продолжительность длительного сна составляет до 2 часов, а короткого 20-40 минут. Если малыш находится на грудном вскармливании, то в короткие сны он обычно спит на руках у мамы, не выпуская изо рта грудь.

На сон ребёнка в этом возрасте очень влияет то, как много времени мама проводит с ним и держит его на руках. Если ребёнку достаточно тепла и ласки, то и спит он гораздо крепче, чувствуя безопасность и любовь мамы. Но если малыш чем-то обеспокоен, то он начинает просыпаться каждые 40 минут, чтобы удостовериться, что мама рядом.

Распорядок дня младенца будет зависеть от кормления, от того, рано ли малютка проснулся. Например, можно использовать такой вариант режима дня:

Пробуждение, утренний туалет, кормление 8.00-8.30
Бодрствование 8.00-9.30
Дневной сон №1 9.30-11.30
Кормление 11.30
Бодрствование 11.30-12.30
Дневной сон №2 12.30-15.00
Кормление 15.00
Бодрствование 16.00-16.30
Дневной сон №3 16.30-18.30
Кормление 19.30
Бодрствование 19.30-20.30
Купание 20.30
Ночной сон 21.00-8.00
*1 ночное кормление 22.00
*2 ночное кормление 01.30 или 03.00

Обычно такой режим, с 3-мя дневными снами , бывает у хорошо развивающихся 2 месячных малышей, с уравновешенной нервной системой и крепким здоровьем. Очень хорошо, если дневные сны малютки будут проходить на свежем воздухе.

Двухмесячный малыш на ГВ обычно просит мамину грудь после пробуждения и во время засыпания, он может прикладываться к ней до четырех раз в час и посасывать по несколько минут, а полноценное кормление проходит с промежутком от 40 минут до 2,5 часов. Ночью малютка прикладывается к груди с 3 до 8 часов утра.

Питание грудничков на ИВ проходит по строгим нормам. Для расчета суточного объема питания вес малыша делят на 6 , и затем, узнав общий суточный объем смеси, делят его на 6 или 8 , это число кормлений в сутки, так получается объем одного кормления. В среднем 2 месячный малютка съедает 900 г смеси в сутки – это, примерно, по 130 г в кормление, если кормлений 7.

Доктор Комаровский объясняет, чтобы ночной сон ребёнка был здоровым и крепким, день нужно проводить активно и с пользой: «Живите активно - гуляйте, спите днем на свежем воздухе, поощряйте познание мира и подвижные игры.»

Его видео о правилах сна ребёнка может помочь мамам, открыв некоторые секреты и тонкости.

Малыш меньше спит, более активен. Вполне может не засыпать сразу после приема пищи, а некоторое время поиграть в кроватке.

У него достаточно хорошо развита память. Он запоминает повторяющие явления, у него формируются условно-рефлекторная деятельность, достаточно высокого уровня. Он запоминает время купания, массажные сеансы, время кормления, купания, способен воспринимать периодически повторяющиеся явления, как закономерность, привыкая к системе (распорядку дня). Если внимательно следить за малюткой можно заметить, что перед кормлением он начинает проявлять нетерпение, предвкушая прием пищи. Ожидая, что начнутся приятные упражнения, 2-х месячный ребенок выказывает радость. Перед приемом ванны, когда мама берет свое дитя, оно довольно активно проявляет радость. И при нарушении распорядка дня ваше чадо может удивиться и даже огорчиться, выражая плачем свое недовольство.

Зрение ребёнка в 2 месяца

В два месяца у ребёнка улучшается слух и зрение. Лежа на животике, ваш малыш может делать плавные следящие движения глазами, что отличаются от скачкообразных движений глаз на первом месяце рождения. Ребенок спокойно отслеживает яркий объект, который движется на расстоянии до 60 сантиметров и наблюдать за вертикально движущемся объектом.

В два месяца ребёнок способен фокусировать свой взгляд на предметах. Особенное его внимание привлекают либо яркие и красочные предметы, либо предметы, которые он видит в своей жизни первый раз. Разглядывать такие объекты он может по несколько минут.

Зрительное восприятие детей в таком возрасте становится более четким, они способны видеть очертания предметов и их цвета. Если с малышом начать играть погремушкой, медленно водить ей в разные стороны, то он начнёт следить за ней, стараясь не отводить взгляда. Теперь малышу под силу отличить самых близких людей — маму и папа, от всех посторонних. Также он начинает отличать живые предметами от неживых. Например, за кошкой малыш наблюдает с большим интересом, чем за игрушкой.

Если при движении ручки попадают в поле зрения, концентрирует на них взгляд. Мигает, если предмет приблизить к его личику.

В этом возрасте слизистая глазок еще не слишком чувствительна, поэтому соринки попавшие в глаз, редко беспокоят малыша, тоже касается и ситуации, когда он попадает себе пальчиком в глаз. Еще может наблюдаться слабая со-координация глазных яблок, это выражается в небольшом косоглазии.

В два месяца малютка способен отличать свою маму от других взрослых, помнит и узнает ее лицо, запах. Он становится более общительным. Начинают развиваться коммуникативные навыки.

Слух малыша

Вместе со зрением в этот период идёт и интенсивное развитие слуха. Амниотическая жидкость, которая у ребенка после родов накапливается в среднем ухе, начинает постепенно поглощаться тканевыми клетками, поэтому кроха гораздо лучше слышит, чем в первый месяц своей жизни. Малыш начинает реагировать на шум и уже определяет с какой именно стороны он доносится. Если потрясти погремушкой вне поля зрения ребёнка, то можно наблюдать следующую картину: сначала малыш замирает на некоторое время, анализируя ситуацию, а уже затем поворачивается именно в ту сторону, откуда доносится звук.

Малыш поворачивает голову, разглядывает окружающие его предметы, реагирует на аудио раздражители, прислушивается к заинтересовавшим его звукам. Если издавать шуршащие звуки бумагой, он вертит головой, пытаясь увидеть что шуршит. Если в период новорожденности малютка не реагирует на резкие хлопки и звук телевизора, то в возрасте двух месяцев с развитием слуха и зрения нужно ограничить нахождение ребёнка у телевизора и компьютера, сведя его к минимуму. Малышу ни в коем случае нельзя смотреть разные программы, видео, рекламы. Это отрицательно сказывается не только на зрении, но и на психике ребёнка. Следствием этого может стать нарушение сна.

А вот включать классическую тихую музыку рекомендуется. Малыш не только под неё успокаивается и расслабляется, но также формирует любовь к прекрасному.

Малыш уже может различать не только звуки, но и голоса. Так он реагирует на мамин и папин голос улыбкой и повышенным вниманием, а на чужой голос –настороженностью и иногда даже плачем.

Каждый ребёнок в 2 месяц уже понимает тот факт, что если он подаст голос, то к нему обязательно кто-нибудь подойдёт. Он начинает самостоятельно формировать причинно-следственные связи и вырабатывать определенные привычки и даже стратегии.


Речевой аппарат ребёнка в 2 месяца

В два месяца ребёнка вполне уже может начать радовать родителей своим гуканием, издавая протяжное «а-а» , «о-о» и т.д. Отдельные гортанные звуки постепенно будут формироваться в слоги. И к концу месяца родители могут услышать от младенца «ха» , «хо» , «хех» .

Процесс лепетания для малыша очень эмоционален. В ходе общения с родителями он может ворковать, взвизгивать или причмокивать. Его настроение напрямую зависит от настроения мамы. Если мама чем-то расстроена или огорчена, поведение малыша может быть капризным, а сам кроха грустным. Необходимо дарить ребенку положительные эмоции. И делать это нужно постоянно.

Кожа ребёнка в 2 месяца

Нужно помнить, что кожа – это некий защитный барьер, препятствующий попаданию разных болезней и инфекций в организм малыша. Также она является своеобразным сенсором, который воспринимает разные сигналы и выполняет функцию терморегулятора. Поэтому нужно особое внимание проявлять к кожному покрову младенца, ведь от него напрямую зависит самочувствие и здоровье ребёнка. Уход за кожей должен быть правильным и постоянным. Для этого необходимы купания без использования разных мыльных средств, которые сушат нежную кожу ребёнка. А также два раза в день её следует смазывать гипоаллергенным детским кремом.

Купание ребёнка в 2 месяца

К 2 месяцам у родителей прибавляется уверенности и сноровки в купании своего малыша. В этом возрасте обычно переходят на купание через день и лучше в вечернее времяот 19.30 до 21.00. Для лучшего сна малыша в воду добавляют отвар из ромашки, коры дуба, лаванды или череды. Температура воды должна быть не менее 36-37ºС , а в ванной комнате надо поддерживать температуру не менее 23-24ºС.

К этому возрасту ребёнок уже привыкает к процедуре купания. И большинству детей очень нравится этот процесс. Если до этого ребёнок купался в маленькой ванночке, то в 2 месяца можно устраивать водные процедуры в большой ванне. Для этого ребёнку покупают специальный надувной круг, который фиксируется на шее. Благодаря ему, малыш сам способен передвигаться по ванне, отталкиваясь руками и ногами от ее бортиков.

Такое купание не только интересно самому малышу, но и невероятно полезно для формирования опорно-двигательной системы. Кроха начинает познавать мир и приспосабливаться к разным условиям жизни.

Уход за младенцем

Для правильного физического развития грудничка родители должны:

  1. Совершать ежедневные прогулки с новорожденным по времени не менее 2-4 часов;
  2. Для развития шейных мышц малыша, чтобы его головка хорошо удерживалась, чаще, но понемногу выкладывать его на животик;
  3. Обязательные 5-минутные воздушные ванны, продолжительность которых со временем увеличить до 10-15 минут. Эту процедуру проводят, раздевая ребенка догола при смене подгузника или перед купанием;
  4. Чтобы развивать у малыша мелкую моторику знакомьте его с разными материалами, вкладывая в маленькую ручку мягкие, шершавые или гладкие предметы, возможно из пластмассы, резины или дерева;
  5. Массаж всего тела младенца, лёгкими поглаживаниями и нежными похлопываниями по спинке, ручкам, ножкам, стопам, ладоням и пальчикам младенца.

Для уменьшения повышенного тонуса мышц на ручках младенца рекомендуется делать массаж по методике Николая Никонова , ведущего врача-массажиста России:

Применение гимнастики с самого раннего возраста поможет вашему малышу расти крепким и здоровым. Гимнастические упражнения лучше всего выполнять по утрам, и через 1-2 часа после первого кормления. Нежно возьмите ручки крохи своими ладонями, и совсем без усилий, расставьте их в стороны, затем положите кулачки на груди. При этом можно считать или напевать веселую песенку. С 2 месяцев также полезно делать упражнение “велосипед”, оно помогает справиться с коликами, и укрепляет мышцы ног. Малютку берут за голени и поочередно прижимают, согнутые в коленях ножки, к груди, а затем выпрямлять их. Занятия нужно проводить регулярно, каждый день, но если ребенку нездоровится или ему сделали плановую прививку, то лучше на время прекратить физические упражнения.

На что родителям следует обратить особое внимание:

  • не стоит оставлять малыша одного на пеленальном столике, хотя полноценно двигаться он не умеет, но у него вполне хватит сил подвинуться к краю;
  • не стоит давать малышу соску и бутылочку с веревкой или цепочкой, дети в таком возрасте часто в них запутываются, что в последствии может привести к асфиксии;
  • при любых отклонениях на ваш взгляд незамедлительно обращайтесь к педиатру;
  • больше играйте с крохой, проговаривая названия предметов, ведь малыш уже всё понимает;
  • чаще проводите время на свежем воздухе;
  • необходимо соблюдать гигиену малыша, научиться правильно ухаживать за всеми частями тела. В этом могут помочь знамениты и ценные обучающие видео, которые разработал опытный и хороший доктор Комаровский.

В возрасте 2 месяцев малышу важна любовь папы и мамы. Самые родные люди должны находиться рядом. В жизни крохи постоянно что-то меняется, каждый день он учится делать что-то особое, испытывать новые ощущения и эмоции. Ребёнок находится на этапе познания мира и в этом ему надо помогать. Вместе с ним изучать разные предметы, обязательно давая ему их потрогать, тем самым развивая моторику.

Если ребенок на рассматриваемом этапе жизни, овладел не всеми описанными навыками стоит проконсультироваться с педиатром, он осмотрит малыша и даст необходимые советы.

Не стоит впадать в панику, детки развиваются очень индивидуально. Если малютка что-то не хочет делать, или не умеет, далеко не всегда это признак нарушения или заболевания. Например, крупный ребенок может не хотеть переворачиваться, и научится выполнять перевороты несколько позже своих более легких сверстников. Это не плохо, если нет отклонений, так как скелет малыша еще очень слабенький, и повышенная двигательная активность может привести к искривлению костей.

Частые проблемы

  1. Колики. Педиатры рекомендуют применять физические методы, чтобы предотвратить дискомфорт и боли: перед едой выкладывать младенца на живот, делать перерывы в сосании, давая ребенку срыгнуть воздух, после кормления держать кроху столбиком.
  2. Молочница ротовой полости. У малютки эта проблема появится от заражения кандидой от мамы или при снижении иммунитета. Следует показать малыша врачу, заметив белый налет во рту.
  3. Потница. Возникает при перегреве ребенка, а профилактикой будет правильная гигиена и одежда по погоде. Для быстрого устранения этой проблемы в воду при купании добавляют настой ромашки или отвар дубовой коры.
  4. Опрелости. Возникает при редкой смене подгузников, плохом подмывании и редких воздушных ваннах.
  5. Сыпь на личике. Проходит самостоятельно к 3 месяцам, лечить ее не надо, нужно лишь купать ребенка в отварах трав. А связана она с выведением из тела малютки материнских гормонов, поступающих с грудным молоком.

Социальные навыки 2 месячного малыша

Эмоциональное развитие малыша зависят не только от усилий родителей, но и от его темперамента. Тоже касается и социальной составляющей.

  • если ребенку улыбнуться, на втором месяце жизни он должен ответить улыбкой, длительность улыбки малыша десяток секунд;
  • на этом этапе жизни улыбка переходит из рефлекторной реакции в эмоциональный ответ ребенка, специализированную осознанную форму общения;
  • он должен проявлять радость при разговоре ласковым голосом:
  • показывать неудовольствие, выраженное в плаче в ответ на тугое или грубоватое пеленание, резкие или громкие звуковые раздражители, грубый голос взрослого;
  • если обращаться к малютке или ласкать его, он должен прислушиваться и внимательным образом изучать лицо взрослого, он даже может улыбаться в ответ на ласку;
  • при прекращении общения он может выражать неудовольствие, которое сменяется радостью, если общение возобновить;
  • маленький человек четко выделяет маму среди массы взрослых и проявляет радость от общения с ней в форме двигательной активности;
  • у ребенка в 2-х месячном возрасте не очень много средств коммуникации, одним из активных средств является плач, у плача появляются множество оттенков, с помощью которых он информирует внимательного родителя о своем состоянии;
  • реакция на «чужих» взрослых у него примерно одинаковая, малыша не беспокоит врачебный осмотр, хотя в некоторых случаях взрослые могут и не нравиться, тогда свою реакцию крошка проявит плачем.

Конечно, если есть нарушения со стороны эмоциональной сферы, требуется врачебное наблюдение.

Первый месяц - самый сложный - позади. На 2 месяце жизни ребенок подарил вам самое главное достижение первых недель - улыбку. Это означает, что он уже не боится этого огромного мира, он узнал вас и полюбил.

Рост и вес ребенка в 2 месяца

К концу второго месяца ребенок набирает от 600 до 1000 г. Вырасти он может примерно на 3 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 2 месяца

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 2 месяца:

Чаще распрямлять ладошки (постепенно пропадает хватательный рефлекс);

Издавать звуки, напоминающие воркование голубя; звуки «а», «е» соединяю с «х»;

Пугаться, если слышит строгий и громкий голос;

Живо реагировать на звук, ожидая его продолжения;

Видеть очертания предметов и их детали;

Чтобы привлечь внимание, не только плакать, но и менять выражение лица;

Следить за предметом, передвигающимся на расстоянии 15 см от его лица.

Развитие ребенка в 2 месяца

На втором месяце жизни ребенок не просто улыбается - он смеется, озорно сверкая глазками. С этого момента вы стали еще ближе. Младенец улыбается маме, как улыбаются солнышку, он любит вас бесконечно. Мама вызывает у малыша восхищение, удивление и ликование. Веселый смех тому подтверждение.

Гуление, тренировка слуха ребенка

В два месяца ребенок уже пытается общаться с вами, произносит простые звуки, гулит. Подобные звуки издают все дети, даже глухонемые.

Дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Самое простое, что вы можете сделать для развития ребенка, - чаще разговаривать с ним, причем в лицах. Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче, фальцетом и басом. Причем во время беседы вам не обязательно оставаться в поле зрения крохи. Обращайтесь к нему, когда вы, например, ходите по комнате. И ребенок будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Это хорошая тренировка слуха. Используйте также погремушку. Потрясите ею за спиной ребенка. Он с любопытством обернется, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Зрение ребенка двух месяцев

Зрение маленького человека стало немного острее. Он концентрирует взгляд на заинтересовавшем его предмете в течение 20-30 секунд. Для развития глаз водите игрушкой в разные стороны перед лицом ребенка на расстоянии 50 см (дальше, чем в прошлом месяце). Над кроваткой тоже повесьте яркую игрушку, и малыш с удовольствием начнет наблюдать за ней.

Теперь каждый день будет приносить новые открытия - и не только вашему ребенку. Вместе с ним вы тоже познаете мир заново!

Режим дня ребенка 2 месяцев

Всего несколько недель назад основными занятиями маленького ребенка были сон и еда. Теперь он больше времени бодрствует. Маме остается лишь подстраиваться под него и корректировать режим дня. Конечно, не стоит постоянно сверять часы. В режиме дня ребенка допустимы отклонения на полчаса и даже на час. Но когда с первых дней ребенок знает, что его ожидает утром, днем и вечером, он чувствует себя более спокойно. Да и маме, чтобы все успевать, надо иметь хотя бы приблизительное расписание. Ведь нужно найти время и мужа, и на домашние дела, и на отдых.

Кормление по требованию

Кормите ребенка по требованию. Однако не держите малыша у груди долго, старайтесь укладывать его в кроватку сразу, как только он уснул. Иначе кормление будет занимать у вас большую часть дня.

Для прогулки с двухмесячным ребенком лучше использовать коляску-люльку. В ней малыша можно укачать, укрыть от солнца, шума и осадков. Слинг тоже удобен, но тогда все необходимые на прогулке вещи (бутылочки, памперсы, салфетки, запасную одежду) вам придется нести отдельно.

На втором месяце жизни ребенок спит уже чуть меньше - около 17 часов в сутки. Иногда дети днем спят, а вечером просыпаются. Если ваш ребенок путает день с ночью, тогда каждый день укладывайте его пораньше. Потребуется месяц, чтобы малыш смог перестроится на новый лад.

Если ребенок часто просыпается и его приходится долго укачивать, посоветуйтесь с педиатром, чтобы найти причину такого поведения. Возможно, это связано с темпераментом новорожденного. В этом случае врач подскажет, что необходимо изменить в режиме дня: купать ребенка пораньше или больше гулять с ним. Обычно сон прерывается, если малышу холодно или жарко, если ему мешает свет лампы или мокрый подгузник. Ребенок проснется и в том случае, если мама и папа ссорятся, пусть даже шепотом. Он чувствует, что в семье что-то не в порядке, и переживает. Но чаще всего новорожденные дети просыпаются из-за боли в животе.

Колики у новорожденных

На втором месяце жизни многих детей беспокоят колики. Ферменты желудка еще не полностью сформировались, и стенки кишечника сокращаются недостаточно ритмично. Обычно боли в животе появляются после еды. При этом ребенок плачет и поджимает ножки.

Самое верное средство - помочь отходу газов из пищеварительного тракта. После каждого кормления держите ребенка вертикально, чтобы проглоченный во время сосания воздух вышел наружу. Полезно также положить ребенка на спину и поднять обе согнутые ножки к животу. Отлично помогает от колик у новорожденных и детский лечебный чай из фенхеля.

При коликах у ребенка помогает тепло. Наденьте теплый свитер, прижмите ребенка к груди и походите с ним так. Или приложите к животу ребенка проглаженную теплую пеленку, через нее сделайте легкий массаж по часовой стрелке.

Диета кормящей матери

Колики означают, что организм ребенка еще не в состоянии воспринимать пищу, которую ест его мама. Кормящей матери можно есть белое куриное мясо или мясо кролика, картофель, морковь, крупы, чуть подсушенный хлеб, пить - зеленый некрепкий чай, минеральную воду без газа. Часто кормящей маме нельзя употреблять молоко и молочные продукты. Ведь белок попадает и ребенку, а его неокрепшей пищеварительной системе тяжело с ним справляться. Для того чтобы у ребенка не было газов, маме нельзя употреблять капусту, виноград, бобовые. Свежие овощи кормящим матерям лучше заменить на печеные или приготовленные на пару, а жажду утолять свежезаваренными отварами ромашки и мяты, которые регулируют работу желудка и кишечника.

Что делать, если:

- у ребенка кривые ножки

Ступни ребенка повернуты вовнутрь, ножки при соединении не соприкасаются в коленках.

Ноги новорожденных детей не похожи на ноги взрослого человека, дети же не умеют ходить. Небольшая косолапость и искривление - в пределах нормы. Если ножки разводятся в стороны, сгибаются, разгибаются, педиатр не нашел никаких отклонений, значит все в порядке.

Не лишним будет массаж. Делайте его самостоятельно: разводите ножки, сгибайте, разгибайте, «крутите велосипед», массируйте пяточки, разминайте каждый пальчик.

В дальнейшем, когда организм ребенка получит дополнительную нагрузку: малыш научится ползать, стоять, ходить - ноги выпрямятся.

- когда ребенок начинает улыбаться

Некоторые дети умеют улыбаться уже в две недели, а кто-то не улыбается и в 5. Все это в пределах нормы. Почаще разговаривайте с ребенком, ласкайте его, и он обязательно ответит вам. Улыбка отличается от гримасы новорожденных тем, что ребенок осознанно улыбается вам всем лицом, радуется, пытается повторить улыбку снова.

Если ребенок не улыбается после 6-7 недель, посоветуйтесь с детским неврологом

Нравится