Новорожденный ребенок. Особенности физического и нервно-психического развития детей грудного возраста от момента рождения до года

У ребёнка есть определённые врождённые рефлексы, которые более выражены у физиологически зрелых младенцев. О стимуляции некоторых из них (сосательном и хоботковом, например) нет нужды заботиться, малыш использует их при каждом кормлении. Остальные чаще всего никак не используются. Между тем, стимулируя врождённые рефлексы, мы стимулируем и физическую активность малыша, а значит, он лучше растёт и развивается. Это тем более важно, если малыш рождается не вполне физиологически зрелым, что, к сожалению, не редкость. Ведь стимулируя развитие малыша, мы задействуем и компенсаторные возможности его организма, которые особенно велики в течение первых дней и месяцев его жизни.

Большинство безусловных рефлексов без специальных упражнений угасают только к 3 месяцам, и нет необходимости упражняться с первых дней. Это можно будет сделать, когда вы и малыш уже немного освоитесь дома. Многие упражнения можно легко совмещать с обычным уходом за малышом. Так, например, вкладывая палец в его ручку и чуть потягивая её во время кормления, вы развиваете силу мышц малыша. Подставляя ладонь под босые пяточки и массируя их, вы воздействуете на биологически активные точки и закаляете ребёнка.

Рефлекс отрицания опоры

Расстелите на столе пелёнку. Возьмите малыша под мышки и дайте возможность его ножкам коснуться опоры. Никакой нагрузки на ножки при этом быть не должно, ребёнок у вас в руках.

Если чуть наклонить малыша вперёд, то он начинает делать «шаговые» движения, по очереди переступая то одной, то другой ножкой.

Голову малыш ещё не держит, а ножки довольно уверенно шагают.

Разумеется, это не ходьба. Но дети, которые пару раз в день перед кормлением «шагали», быстрее начинают ходить и разговаривать.

Совет. Малышу чуть постарше можно стелить под ножки разные ткани, водить его по фактурным поверхностям, чтобы стимулировать рефлекторные точки подошвы. Лучше всего «ходить» перед едой (2—3 раза в день).

Прижмите малыша к груди и подставьте ладонь под голенькие пяточки — ребёнок выпрямляется и напрягает все мышцы.

Совет. Стимулируя этот рефлекс сразу после еды, вы касаетесь биологически активных точек, расположенных на подошве, а это помогает малышу избавиться от воздуха, проглоченного во время кормления.

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона)

Вложите малышу в ладошки свои указательные пальцы, остальными придерживайте ручки и медленно приподнимайте кроху.

У малыша сильно напрягается вся мускулатура. Ребёнка можно приподнимать до полусидячего положения, тренируя цепкость ручек. Голова крохи поначалу запрокидывается назад, но с каждым разом мышцы тренируются, и малыш всё увереннее держит голову. Вначале он держится очень крепко, но через несколько секунд его хватка слабеет, и теперь его можно плавно опустить, следя за положением головы.

После 3 месяцев рефлекторное сжатие кулачков сменяется произвольным захватыванием предметов.

Регулярная тренировка этого рефлекса ускоряет психофизическое развитие малыша: он начинает брать игрушки в руки в более раннем возрасте. Малыш с крепкими ручками очень редко «клюёт» носом, начинает быстрее опираться на ручки и ползать.

Совет . Можно каждый раз, когда вы хотите взять на руки бодрствующего ребёнка, предлагать ему свои пальцы. Малыш хочет на руки? Прекрасно, немного собственных усилий — и ты у мамы! Казалось бы, мелочь, а закладывается активная жизненная позиция. Ребёнок чуть постарше может висеть на пальцах, как на турничке, легко выдерживая свой вес.

Рефлекторное ползание (рефлекс Бауэра)

Положите малыша на животик и подставьте свои ладони под его стопы. Ребёнок начнёт отталкиваться от ваших ладоней, выпрямляя ноги и продвигаясь вперёд. Это упражнение надо делать на твёрдой и ровной поверхности. Этот же рефлекс позволяет малышу в ванне отталкиваться и скользить на животике во время плавания.

Совет. Стимулировать этот рефлекс удобно во время игры. Если малыш уверенно держит голову, лёжа на животике, и тянется к игрушке — помогите ему, подставьте ладони. Если же у малыша гипотонус (ребёнок лежит расслабленно, в той же позе, что и взрослый человек) или малыш «опаздывает» в развитии, можно дополнительно создать условия для ползания, соорудив наклонную горку-жёлоб, как советует известный американский врач, специалист по раннему развитию детей Глен Доман.

Рефлекс Таланта

Если провести пальцем по спине ребёнка вдоль позвоночника, примерно в 1 см от него, то его тело дугообразно изогнётся.

Подошвенный рефлекс

Нажмите на подошву стопы у основания пальчиков — пальчики подогнутся, малыш отдёрнет ножку. Проведите по наружному краю стопы — пальчики расслабятся. Это упражнение — хорошая профилактика плоскостопия.

Совет . Эти два упражнения можно включить в комплекс ежедневной гимнастики.

Рефлекс затаивания дыхания

Одним из врождённых безусловных рефлексов, которым обладает любой новорождённый, является рефлекс затаивания дыхания. Его несложно проверить: резко подуйте малышу в лицо (в область носогубного треугольника) — в ответ малыш замрёт, закроет ротик и задержит дыхание. Этот рефлекс позволяет научить кроху нырять, плавать и даже играть под водой.

Совет. Прежде чем начинать занятия плаванием, посоветуйтесь с врачом и потренируйтесь на кукле. Так вы будете чувствовать себя более уверенно.

Вначале просто знакомим малыша с водной средой. Одни детки легко соглашаются лечь на спинку (мамина рука поддерживает затылок малыша), другие ни в какую не согласны принять это положение.

Если малыш «сговорчивый», то просто поддерживайте затылок малыша своими руками, а тельцу позвольте всплыть — и вот уже ваш малыш «плавает» на спинке. Большими пальцами обеих рук мама фиксирует плечи, запястьями придерживает голову, следя, чтобы вода не попала в ротик.

В воде малыш начинает активно шевелить ручками и ножками.

Если малыш более осторожен, то, поддерживая кроху, поставьте его ножками на дно ванны так, чтобы малыш был в воде по грудь и используйте рефлекс отрицания опоры. А можно и просто попрыгать в воде.

Через несколько дней уже слегка освоившегося с водой малыша можно уложить на спинку и покатать в ванне. Дайте возможность малышу отталкиваться от бортика ножками и скользить, качаться с боку на бок, двигаться в воде «восьмёрками». Разговаривайте с малышом, привлекайте его внимание игрушками, стимулируйте активность.

Совет. Купание должно продолжаться до тех пор, пока малыш активно двигается и с удовольствием находится в воде.

Если малыш всё-таки категорически возражает, то придётся привлечь предварительно вымытого папу для совместного купания (папу, потому что маме трёхнедельного младенца пока не показано погружение в воду).

Совет . Даже если малыш охотно плавает на спинке, попробуйте совместное пребывание в воде. Так проводить занятие с малышом гораздо удобнее, чем согнувшись в три погибели. Взрослый может сесть по-турецки, и тогда ему будет удобно поддерживать малыша вертикально. Если взрослый лежит в ванне, то даже самый «недоверчивый» малыш согласится лечь в воду на живот к родному человеку. День ото дня воды можно набирать всё больше, и через несколько дней малыш незаметно для самого себя «закачается на волнах».

Ребёнок чуть постарше может начинать осваивать плавание на животике. При этом рука взрослого держит его под грудкой так, что подбородок малыша располагается на запястье правой руки мамы, а её большой палец страхует голову и не даёт ей поворачиваться. Другой рукой мама придерживает спинку малыша, а может и опереться на бортик ванны, чтобы облегчить нагрузку на свою спину.

Так или иначе во время купания вода будет попадать на личико малыша, поэтому, когда малыш и мама подружатся с водной средой, попробуйте выполнить упражнение, служащее подготовительным этапом для освоения ныряния. Если малыш лежит на спинке, то вначале скажите: «Внимание, ныряем» — и тут же, подув малышу в лицо, капните несколько капель воды со своей руки ему на личико.

После нескольких повторений малыш начнёт затаивать дыхание, услышав знакомые слова.

Если малыш «плавает» на животике, то наберите в ладонь воды и со словами «Внимание, ныряем» вылейте воду на макушку малыша так, чтобы она стекла по лицу. Кроха может удивиться, а то и расплакаться, но если вы не торопились и ребёнок осваивался в воде в своём ритме, то, скорее всего, он отнесётся к попаданию воды на лицо как к мелкой неприятности.

Совет. Если малыш испугался и расплакался, попытайтесь его успокоить, не вынимая из воды, иначе его последним впечатлением от занятия станет эта неприятность, и в следующий раз малыш может отказаться делать упражнение.

Если малышу нравится купание и он не возражает против упражнения по задержке дыхания, то следующим этапом будет ныряние, когда малыша окунают в воду и проводки делают под водой. А ещё через некоторое время мама на мгновение отпускает руки — и ребёнок плывёт под водой, самостоятельно выныривает. Но для достижения такого результата нужно время и достаточно большой бассейн, где малыш может находиться вместе с мамой. Для малыша 4—5 месяцев и более ванна уже слишком маленький водоём. В нём можно с удовольствием плескаться и играть, но для плавания уже нет места.

Развитие новорожденного ребенка – процесс поэтапный: сначала совершенствуются врожденные рефлексы, затем вырабатываются условные. Темпы развития у всех детей различны – и касательно двигательных навыков, и касательно сообразительности. Поэтому не стоит бить тревогу, если малыш позже сел, позже начал ползать, позже пошел. Но забывать и о помощи родителей в стимуляции развития малыша тоже не следует.

Раннее физиологическое развитие новорожденного малыша (с видео)

Существует формула нормального развития малыша первого года жизни: 2-6-12 - в 2 месяца ребенок уверенно удерживает голову в вертикальном положении, в 6 месяцев - сидит, в 12 месяцев - ходит.

К моменту рождения развитие головного мозга ребенка не закончено! Именно формирование движений (двигательной активности) отражает ход созревания центральной нервной системы. Итак, движение - это ведущий стимулятор роста, развития и формирования детского организма. Ребенок испытывает большую потребность в движении, это универсальная особенность и обязательное условие нормального развития любого растущего организма. При этом у малыша, если он длительно болеет, появляются не только симптомы заболевания, но и признаки отклонения в росте и развитии из-за вынужденного (в связи с болезнью) ограничения двигательной активности. Именно поэтому роль физкультуры в физическом развитии новорожденного трудно переоценить, а любые осознанные действия родителей в этом направлении принесут пользу. Подразумевается адекватное физическое воспитание ребенка, когда родители совместно с педиатром способны оценить темпы развития малыша и знают приемы, при помощи которых можно провести коррекцию тех или иных нарушений, если таковые имеются.

Движения малыша совершенствуются поэтапно, начиная от рефлексов (безусловные рефлексы), с которыми он рождается, и заканчивая сложными произвольными движениями, которые формируются в процессе созревания центральной нервной системы, обеспечивающей интегральную деятельность мозга.

Кроме поэтапности (2-6-12 месяцев) существует и такая особенность развития новорожденных, как последовательность становления двигательных навыков ребенка: малыш не сможет самостоятельно сидеть до тех пор, пока не сформируются устойчивое положение головы в вертикальном положении и способность выпрямлять спинку. И сложность заключается в том, что между этапами развития новорожденных нет четкой грани: приобретая новые навыки, малыш продолжает совершенствовать уже приобретенные.

Двигательные навыки развиваются сверху вниз: от головы сначала к верхним и только потом к нижним конечностям. Накопление двигательного опыта (устойчивый стереотип движений) зависит от активных (собственных!) движений малыша.

Физиологическое развитие движений у новорожденного ребенка первого года жизни - это показатель того, как идет созревание его центральной нервной системы. Но не только. Это еще (в немалой степени) свидетельство вашего влияния (влияние внешней среды, взрослых, значимых для малыша людей, ухаживающих за ним).

Разумеется, каждый новорожденный ребенок имеет свои особенности развития человек, собственную программу развития, которая по-научному называется его генофондом, или наследственными факторами. Однако той же наукой установлено, что дефицит раздражителей (зрительных, слуховых, кожных) приведет к отставанию развития любого малыша, даже если он родился с генами гения.

Здесь нет никакой сложности: нервная система по своему строению иерархична (к примеру, есть спинной мозг, а есть кора головного мозга, куда стекается вся информация), и все отделы нервной системы (центральные и периферические) связаны между собой. В каждый период развития новорожденного кора головного мозга «чувствует» себя нормально, когда получает достаточно много информации, которую анализирует, чтобы потом «составить» новые программы. Эту информацию «собирают» нервы на периферии организма, а специальные нервные волокна (в составе спинного мозга) проводят эту информацию «наверх», к голове (афферентная импульсация). Созданная новая программа в период раннего развития новорожденного также проходит по специальным нервным волокнам теперь уже «вниз» (эфферентная импульсация), к органам-исполнителям. Каждое звено этой сложной цепочки должно быть полноценным, иначе вся цепочка перестает работать нормально, тогда и формирование функции задерживается.

И еще одна сложность заключается в том, что нормальное развитие ребенка весьма вариабельно (из-за той же наследственности и факторов внешней среды). Именно поэтому педиатры ориентируются не только на те навыки, которые должны быть у малыша на основных этапах развития новорожденного (с момента появления на свет до одного месяца, 1-3 месяца, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев), но и отслеживают, как проходит угасание (редукция) безусловных рефлексов (тех, с которыми малыш родился). Именно поэтому нужно не только иметь представление о характеристике рефлексов новорожденного, но и уметь их вызывать.

На видео «Развитие новорожденных» показаны основные этапы совершенствования физических навыков малыша:

Характеристика врожденных физиологических рефлексов новорожденных детей

Какие рефлексы новорожденных называют безусловными и какими признаками они характеризуются?

Сосательный рефлекс возникает при раздражении полости рта ребенка, сохраняется в течение всего первого года жизни и выявляется при первом кормлении.

Хоботковый рефлекс: если быстро и легко (одним пальцем) ударить по губам новорожденного, он вытянет губки хоботком. Этот рефлексу у новорожденных детей к трем месяцам должен угаснуть. Если этого не произошло, то велика вероятность поражения центральной нервной системы.

Поисковый рефлекс: если перед кормлением погладить (не прикасаясь к губам малыша) в области угла рта, то ребенок повернет голову в сторону раздражения. Выявляется этот безусловный рефлекс у новорожденных только до 4-месячного возраста, так как к этому времени малыш начинает видеть грудь матери (бутылочку с молоком) и реагирует общим оживлением (реакция на зрительный раздражитель).

Рефлекс Бабкина: если перед кормлением надавить большими пальцами на ладонь новорожденного, он откроет ротик и приблизит голову к груди. Выявляется рефлекс до 3-месячного возраста. Появление этого врожденного рефлекса у новорожденных педиатры считают прогностически значимым для детей, родившихся с родовой травмой: чем раньше этот рефлекс начинает вызываться, тем больше шансов на выздоровление.

Защитный рефлекс: новорожденный ребенок с первых мгновений жизни поворачивает голову в сторону, если положить его на живот. При родовой травме этого безусловного рефлекса у новорожденного ребенка может не быть.

Рефлекс опоры и автоматической походки: малыша нужно взять под мышки и, удерживая в вертикальном положении, поставить на ровную поверхность. Как только ребенок касается опоры, его туловище выпрямляется, и он стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Если вы при этом немного наклоните его вперед, он сделает мелкие шаги (без движения рук). Это шаговый рефлекс, который считается нормальным только до 1,5 месяцев (ребенок «разучивается» ходить до года). При вялых парезах ног этот физиологический рефлекс у новорожденных вызывается слабо, а при спастических ножки малыша будут перекрещиваться. Если автоматическая походка вызывается и после 1,5 месяцев - высока вероятность травмы ЦНС (центральной нервной системы).

Рефлекс ползания: уже с 3-го дня жизни новорожденный, если положить его на живот или спинку, начинает совершать движения, похожие на ползание (спонтанное ползание). Развитие этого рефлекса у новорожденного сродни автоматической походке: по-настоящему ползать малыш начнет позднее. Чтобы усилить такое ползание, можно к подошвам ребенка приложить свою ладонь. Рефлекс после 4 месяцев вызываться не должен.

Хватательный рефлекс: если мягко коснуться ладошек малыша пальцами, в ответ ребенок схватывает и удерживает ваши пальцы. И чем сильнее вы будете высвобождаться, тем крепче он должен хвататься. В норме, если потянуть ребенка вверх так, чтобы поднять над опорой, он удерживает свой вес. Такое же «хватание» малыш осуществляет и пальцами ног: он сжимает пальцы при касании к подошвам. Если же не просто коснуться, а сделать штриховые движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам, то в ответ 2-5-й пальцы разойдутся веером (рефлекс Бабинского). Этот один из основных рефлексов у новорожденных оценивается до 4 месяцев.

Рефлекс объятия: нужно создать у малыша ощущение падения, для этого попытаться откинуть его на подушку из положения полулежа. Ребенок при этом раскидывает руки в стороны и разжимает кулачки. Вызывается до 5 месяцев.

Рефлекс Таланта: если положить новорожденного на бок и провести по линиям вдоль позвоночника от шеи к копчику, он выгибает спинку дугой. Рефлекс появляется уже с 5-го дня жизни и исчезает к 4 месяцам. При поражении спинного мозга рефлекс Таланта не вызывается.

Проверка рефлексов новорожденного ребенка

Для проверки рефлексов новорожденных на следующий день после того, как мама с малышом будут выписаны из родильного дома, на дом приходит участковый педиатр. Ребенка осматривают на пеленальном столике (поверхность не должна прогибаться), при естественном освещении, раздевая и касаясь его теплыми чистыми руками без маникюра, украшений и часов. Желательно при этом надевать и маску.

Первое, на что следует обратить внимание, - это на симметричность положения тела. Голова ребенка должна лежать прямо, не запрокидываясь и не сдвигаясь ни в одну сторону. Если видя, что ребенок склоняет голову к плечу, родители пытаются выровнять ее положение, но безрезультатно, следует сказать об этом педиатру.

Существует методика проверки симметрии тела новорожденного: малыша кладут на спинку и мысленно проводят линию сверху вниз через нос, подбородок, пупок, лобок. Эта линия должна быть прямой. Затем выкладывают малыша на живот и мысленно проводят линию от середины затылка до межъягодичной складки. Если ребенок здоров, то в положении на животе он держит голову по средней линии и свободно поворачивает ее в обе стороны.

Следующий важный момент - глаза. Если поднести малыша к окну, то можно увидеть, что склеры глаз желтоватые - после рождения (в течение 21 дня) это считается вариантом нормы. Теперь обратите внимание на движение глазных яблок. Если глазные яблоки совершают быстро повторяющиеся движения (нистагм), то вероятность поражения головного мозга велика.

Оценку формы черепа новорожденного и ее коррекцию в старину умели делать повитухи. Роды тогда принимали в бане, разогретого младенца правили тут же, буквально вылепливая осторожными массажными движениями правильную форму черепа. Нужно ли говорить, как это важно? Нужно: припадки, параличи, вегетососудистая дистония, обмороки - это далеко не полный перечень того, что связано с неправильной формой черепа. Да вот толку от такого разговора мало: наука эта потеряна, никто из сегодняшних акушеров правкой черепа новорожденных не занимается (даже если и умеют) - могут и с работы уволить!

Но кое-что знать все же нужно. У новорожденного ребенка кости черепа отстоят друг от друга, а в местах, где смыкаются несколько костей, образуются так называемые роднички: большой - между лобной и теменной костями, малый - между теменной и затылочной. К моменту рождения остается открытым, как правило, только большой родничок: он имеет размеры 2×3 см и постепенно закрывается к году. По темпам закрытия большого родничка судят о состоянии костной системы малыша, а если родничок выбухает или напряжен, то это признак повышения внутричерепного давления (родовая травма).

Статья прочитана 2 067 раз(a).

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 2 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 03.01.2019

Физическое развитие новорожденного ребенка происходит поэтапно, по нарастающей. Уже ко второму месяцу жизни малыш начинает приподнимать голову, реагировать на то, что происходит вокруг. Ознакомиться с этапами развития грудничка по месяцам и тем, как происходит увеличение веса и роста младенца в зависимости от возраста, вы узнаете в данном материале.

Влияние питания на физическое развитие детей

Основными показателями правильного питания детей является их физическое развитие, спокойное поведение, хорошее состояние здоровья.

Ребенок, получающий достаточное питание, имеет довольный вид после кормления, спокойно играет, легко и быстро засыпает, хорошо спит. Малыш ежемесячно хорошо прибавляет в весе и росте, показатели его нервно-психического развития соответствуют возрасту, зубы прорезываются своевременно. Организм ребенка достаточно хорошо сопротивляется различным заболеваниям. Показатели содержания гемоглобина в крови соответствуют норме. Отсутствуют признаки рахита, аллергии.

Во время грудничкового периода младенец очень быстро растет и интенсивно прибавляет в весе. Чтобы родители могли правильно оценить физическое развитие детей первого года жизни, воспользуйтесь таблицей «Увеличение веса и роста ребенка в зависимости от возраста», в которой показано, на сколько увеличиваются его рост и вес за 1 месяц и за весь прожитый период.

Таблицу роста и веса ребенка по месяцам вы можете скачать в формате картинки, она находится ниже.

Пользуясь этой таблицей, необходимо к показателям веса и роста ребенка при рождении прибавлять показатели за прожитый ребенком период. Если в какой-то период показатели веса и роста ребенка отстают от нормы или, наоборот, превышают ее в пределах 10 %, это не должно вызывать беспокойства - в следующем месяце они могут нормализоваться. При больших отклонениях от норм развитие ребенка в течение первого года жизни обратитесь к врачу.

Важно наблюдать и за тем, как ребенок развивается в первый год жизни психически.

Этапы развития движений ребенка первого года жизни по месяцам

Один месяц

Ребенок начинает активно двигаться и реагировать на окружающий мир. Развитие движений ребенка первого года жизни позволяет ему лежа на животе, он начинает приподнимать голову.

Два месяца

Удерживает голову более длительное время, отвечает улыбкой на разговор с ним, следит за движущимся ярким предметом. Прислушивается к различным звукам (голосу взрослых, звучанию погремушки и др.) и сам начинает произносить отдельные звуки,

Три месяца

Может долго лежать на животе, подняв голову и опираясь на ладони; при общении с ним оживленно двигает руками и ногами, улыбается, издает гулящие звуки. Особенности развития ребенка первого года жизни в этом возрасте – исчезновение напряжения мышц. Движения младенца становятся более свободными. Позднее малыш, лежа на спине, начинает поворачиваться сначала на бок, а потом и на живот.

Четыре месяца

Малыш уже громко смеется, гулит, поворачивает голову в сторону звука, узнаёт мать. Он уже играет с висящими над ним игрушками, рассматривает, ощупывает их.

Пять-шесть месяцев

Лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук, высоко поднимает голову и грудь. Развитие грудничка по месяцам до года таково, что он самостоятельно переворачивается со спины на живот, пытается ползать сначала на животе, а позднее - приподнимаясь на коленки; при помощи взрослого может стоять. В это время ребенок уже способен сидеть с опорой. Но все-таки лучше не разрешайте ему долго сидеть - он может привыкнуть играть сидя и не будет стремиться ползать и вставать. А это задерживает развитие самостоятельных движений.

Семь-восемь месяцев

Начинает активно лепетать, часто умеет уже произносить отдельные слоги; активно интересуется окружающим, различает своих и чужих. Уверенно ползает на четвереньках, пытается вставать у барьера, позднее - передвигаться вдоль опоры. Он следит за действиями взрослых, знает названия некоторых предметов, по просьбе взрослого находит их глазами, подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги.

В 8 месяцев ребенок может выполнять некоторые заученные действия («ладушки» и др.), держать в руке корочку хлеба, пить из чашки, придерживая ее руками.

Девять месяцев

Стоит при поддержке за одну руку, начинает свободно передвигаться, держась за опору, при поддержке за обе руки может ходить. В этом возрасте он уже быстро ползает, самостоятельно садится. У него совершенствуются движения рук, он хорошо захватывает мелкие предметы, манипулирует игрушками, перекладывает их из одной руки в другую. Он знает свое имя, играет «в прятки», натягивая на лицо пеленку или косынку.

Десять-одиннадцать месяцев

Может стоять без опоры, начинает учиться ходить самостоятельно, может пить из чашки, придерживая ее руками, сам ест из ложки густую пищу. Он с удовольствием выполняет различные поручения (принести куклу, покатать мяч и пр.), понимает значение слов «можно» и «нельзя».

Один год

К году жизни многие дети уже свободно ходят без опоры, хорошо знают 11-12 слов и уверенно их произносят, понимают настроение взрослых, пытаются активно с ними общаться.

Показатели физического развития детей-грудничков до года по месяцам

Показатели физического развития детей до года во многом обусловлены его весом и ростом.

Таблица: «Увеличение веса и роста ребенка в зависимости от возраста»:

Одним из показателей хорошего развития детей первого года жизни по месяцам является своевременное прорезывание молочных зубов. Обычно первые зубы (два нижних резца) появляются в 7 месяцев (реже - в 5-6 месяцев). Затем прорезываются два верхних резца (обычно в 8 месяцев). К 9-12 месяцам у малыша появляются еще четыре резца - сначала верхние, затем нижние. Таким образом, к году жизни малыш имеет восемь зубов и может откусывать твердую пищу, хотя пережевывать ее еще не способен.

Важно отметить, что у детей, отстающих в физическом развитии, а также у больных рахитом, зубы появляются позднее, хотя и у здоровых детей зубы иногда прорезываются с опозданием.

В первые 12 месяцев жизни у ребенка происходит стремительное формирование основных навыков, предпочтений. Его психоэмоциональное и физическое развитие в значительной степени зависит от родителей. Важно иметь представление об этапах взросления грудничка.

Особенности развития по месяцам

С медицинской точки зрения грудными называют малышей в возрасте от 28 дней до 1 года независимо от типа вскармливания. Скорость формирования важных навыков и умений индивидуальна, зависит от течения родов, доношенности, фактора наследственности и усилий родителей.

Развитие детей грудного возраста складывается в примерную схему по месяцам. Для удобства данные представлены в таблице.

Возраст Навыки
1 месяц В это время малыша считают новорожденным, происходит его адаптация к новым условиям. Все реакции построены на рефлексах, направлены на сохранение и обеспечение жизни. На четвертой неделе можно увидеть первую улыбку ребенка.
2 месяц Начинается активное психическое развитие, возникает интерес к происходящему и окружающим, особенно к маме. Появляется осознанная потребность в телесном контакте.
3 месяц Малышей, чаще на ИВ, сильно беспокоят боли в животе, колики, связанные с формированием кишечной флоры и ферментной системы пищеварения. Развивается мимика, реакция на собеседника, ребенок может хмуриться, активно улыбается, поворачивает головой.
4 месяц Активная двигательная активность: попытки перевернуться, развитие умения держать предметы. Ребенок выражает радость, недовольство мимикой, улыбкой, плачем. Постепенно начинает воспринимать речь.
5 месяц Первые попытки произносить звуки, садиться, пробовать окружающие предметы на вкус. Грудничок узнает родных, реагирует на них смехом, улыбкой.
6 месяц Повышается двигательная активность, мышечное развитие. Ребенок делает попытки вставать, тянется за предметами и хватает их. Появляются первые молочные зубы, начинается прикорм.
7 месяц Малыш самостоятельно сидит, начинает ползать. Много лепечет, произнося сочетания звуков. Пытается подражать поведению взрослых.
8 месяц Активно ползает, встает, может ходить с помощью мамы. Расширяется эмоциональный диапазон, появляются первые слова.
9 месяц Чаще пытается проявить самостоятельность в еде, при одевании. Понимает значение многих слов и реагирует на них («дай», «иди», «сиди»), формирует свой язык, понятный близким.
10 месяц Развлекает себя сам, играет, стоит без опоры, пытается ходить. Проявляет больший интерес к мелким предметам, называет вещи или животных, части тела.
11 месяц Может сам пройти небольшое расстояние, пытается выражать свои желания пальчиком, взглядом, словом. Ярко реагирует на все новое, незнакомых людей.
12 месяц Многие активно ходят, даже бегают, общаются со сверстниками. Различают назначение некоторых предметов, обладают словарным запасом в 10-15 слов.

Разделение по месяцам условно, возможно небольшое опережение или отставание.

Физическое развитие

Новорожденные малыши не способны контролировать свои движения, держать голову. Первые недели они спят, прижимая ручки, ножки к животику, как во время внутриутробного развития. При бодрствовании движения конечностей непроизвольные. К 4-й неделе ребенок держит головку, к 2-3 месяцам осознанно двигает конечностями. Рефлексы опоры, ползания и хождения являются врожденными. Можно развивать их для раннего формирования этих навыков:

  • При постановке малыша на опору он выпрямляет туловище, начинает стоять на согнутых ножках;
  • При наклоне туловища вперед во время стояния ребёнок делает шаговое движение;
  • Переложенный на животик, он пытается ползти. Если к ступням поставить ладони, грудничок отталкивается для ускорения движения.

В водной среде малыши чувствуют себя свободнее, можно учить их плавать. Многие боятся и ограничиваются активным купанием ребенка для укрепления мышечной системы, важной для правильного формирования двигательных навыков.

Чувствительность кожи

Защитный роговой слой и кислотная оболочка формируются постепенно, воздействие патогенных микроорганизмов на детски организм опаснее, чем на взрослый. Высокое содержание воды в коже обеспечивает ей упругость, но из-за низкой развитости сальных желез она склонна к сухости.

Зарастание родничка

Постепенное сращивание черепных костей, повышение их прочности. происходит примерно в 4-8 недель, большого – к годовалому возрасту. Сроки индивидуальны, в редких случаях наблюдается очень раннее зарастание из-за патологических процессов в организме.

Зубы

Стремительное развитие – большая нагрузка на организм, способная влиять на обмен веществ, приводить к , при недостатке необходимых минеральных веществ.

Таблица физического развития

К характеристике формирования различных навыков подходят комплексно, учитывая двигательные способности малыша в зависимости от возраста. Оценка физического развития грудника включает несколько параметров:

  • Длина тела – у мальчиков увеличивается быстрее. Рост замедляется после рождения, его интенсивность может быть сильнее у нижних конечностей. Первые три месяца он увеличивается на 3 см за 4 недели, потом до полугода показатель составляет 2,5 см, следующие три месяца – 1,5 см. С 9 месяцев до года прирост – 1 см в месяц.
  • Масса тела – первые полгода увеличивается на 800 г, потом до года – на 400 г. Для каждого лишнего см роста прибавляется 300 г веса.
  • Окружность головы – до 6 месяцев увеличивается на 1,5 см, далее до года – на 0,5 см.
  • Окружность грудной клетки – до полугода увеличивается на 2 см, потом до 12 месяцев – на 0,5 см.
  • Изменение пропорций тела можно вычислить по Индексу упитанности. К трем окружностям плеча прибавляют окружности бедра и голени. Из полученного числа вычитают рост. У грудничков норма варьируется в пределах 20-25.

Примерное изменение параметров происходит в соответствии с таблицей:

Возраст (мес) Длина тела (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
При рождении 49-54 2,6-4 33-37 31-35,9
1 52-55 3-4,3 35,8-37,2 34-36
2 55-57 4,5-5 37,5-38,5 36-38
3 58-60 4-6 38-40 36-39
4 60-63 4,5-6,5 38-40 36-40
5 63-67 6,5-7,5 37,5-42,2 37-42
6 65-69 7,5-7,8 42-43,8 42-45
7 67-71 8-8,8 43,8-44,2 45-46
8 71-72 8,4-9,4 44,2-45,2 46-47
9 72-73 9,4-10 45,2-46,3 46,5-47,5
10 73-74 9,6-10,5 46-47 47-48
11 74-75 10-11 46,2-47,2 47,5-48,5
12 75-76 10,5-11,5 47-47,5 48-49

При оценке роста грудничка нужно учитывать время года: весной и летом изменения выше по сравнению с осенью и зимой.

Развитие нервной системы и психики

Новорожденный большую часть времени спит, пробуждение наблюдается только при чувстве голода или необходимости сменить подгузник. Есть реакция на яркий свет в виде зажмуривания, направления взгляда в сторону источника. При громких звуках малыш начинает моргать или вздрагивает.

Особенности нпр грудничка, по месяцам.

Возраст Навыки
1 месяц При обращении речью или жестами малыш приоткрывает рот, проявляя внимание. Пытается уследить за движущейся игрушкой, фиксировать взгляд на лицах родных, расположенных близко, иногда появляется временное косоглазие. Может сосредоточиться на пару секунд при появлении нового звука, из-за сильного шума чаще моргает. Пробует произнести звуки, напоминающие «г», «к».
2 месяц Чаще улыбается во время общения с родными, пытается рассмотреть мамино лицо, следит за игрушками, двигающимися по горизонтали. Поворачивается в сторону звука, активно гулит.
3 месяц Реагирует улыбкой на яркие предметы, появление родителей, отвечает голосом или движениями на их действия. Исследует свои ручки, фокусирует внимание на конкретном предмете, лежа на животике, следит за ним, совмещая движение глаз с поворотом головки. Реагирует на шум, пробует повторять интонацию, появляется мелодичное гуление.
4 месяц Начинает громко смеяться, проявляет испуг, различает голоса близких. Рассматривает предметы, в т. ч. отдаленные, тянется при виде игрушки. Если кричит, пытается прислушаться к себе.
5 месяц Различает родных и чужих, настороженно реагирует на новые предметы и людей, проявляет испуг и радость. Переключает внимание при виде разных движущихся предметов, способен найти вещь, если видит ее часть. Интересуется мелодией, произносит слоги, общается с родными и игрушками, меняя интонацию.
6 месяц Наблюдается адекватная реакция при изменении выражения лица у взрослых. Младенец внимательно изучает все окружающее, распознает отдельные жесты, голоса родных. Появляется разная реакция на отличные по происхождению звуки – движение глазками, головой, приподнимание. Ребенок активно использует предметы в своей деятельности, может вести длительные монологи.
7 месяц Новые события вызывают заинтересованность вместо испуга, появляется способность различать интонации похвалы от неодобрения. Ребенок узнает больше разных людей, даже друзей семьи. Следит за падающими и летающими вещами, пытается оценить их размер для определения требуемых на захват усилий. Появляется лепет, похожий на неизвестный язык.
8 месяц Контактирует с родителями во время игры, может сам себя занять изучением предметов, ползанием, разговором. Пока с интересом кидает игрушки, умеет складывать пирамидку. Проявляет удивление, интерес при виде нового предмета, способен фиксировать снимание сразу на двух вещах. Понимает значение «дай», «на», обладает слоговой речью, активно лепечет.
9 месяц Проявляет разные эмоциональные реакции, пробует использовать жесты в общении. Пытается выявлять взаимодействие вещей во время игры. Постоянно следит за близкими, проявляет реакцию на их выражение лица, жестикулирование, пробует выполнять словесные задания («где игрушка»). Говорит слова, многие неточно, но они близки по звучанию.
10 месяц Выражает негативную реакцию, подражает разговору взрослых и повторяет слова. Может занимать себя играми до 30 минут, различать несложные мелодии, показывает названные предметы.
11 месяц Останавливается, если слышит «нельзя», проявляет индивидуальные предпочтения в игрушках, еде. В незнакомом помещении, рассматривает все вокруг. Старается рассказывать что-нибудь взрослым, мешая нормальные слова со «своими».
12 месяц Учится сопереживанию, охотно общается с детьми. Подражает звукам, узнает изображения предметов. Постоянно запоминает новые слова и улучшает произношение.

Допускается незначительное отклонение от предложенных характеристик. Нервно-психическое развитие у детей грудного возраста проходит индивидуально, возможно небольшое опережение или отставание.

Оценка нервно-психического развития

При плановых осмотрах специалист выясняет у родителей сформированность умений ребенка и сам проверяет некоторые реакции. Если в 5-месячном возрасте ребенок обладает навыками только на уровне 3 месяцев, это воспринимается как задержка в развитии на 2 эпикризных срока.

Показатель не критичен, зависит от многих факторов. При регулярных занятиях с ребенком он способен догнать сверстников по владению определенными навыками. Отклонение на 2-3 эпикризных срока считается отставанием в развитии, а более 3 – отставанием в глубокой степени.

Задержка в развитии может быть в одном направлении (речи) или общая. Следует обратиться к врачу при появлении у малыша следующих характеристик:

  1. В 3 месяца. Малыш страдает косоглазием, не способен провожать взглядом двигающийся предмет, не проявляет реакцию на голос собеседника, при сильном шуме. Он не проявляет интерес и не интересуется своими руками, не держит голову;
  2. В полгода. Отсутствует реакция гуления при общении со взрослым, нет попыток схватить предметы, тянуть их в рот. Не пропал рефлекс Моро, в виде отведения рук в ответ на сильный испуг. Сохранение шейного тонического рефлекса, помогающего грудничку перераспределить мышечную нагрузку при изменении положения тела. Он заключается в сгибании рук, разгибании ног при наклоне подбородка к груди. Другой вид рефлекса проявляется при повороте головы вправо или влево. Он вызывает разгибание руки, ноги со стороны того плеча, куда направлен взгляд, и их сгибание с противоположной;
  3. В год – не произносит звуков, не делает попыток повторять движения, не стоит без помощи взрослого.

Данные признаки говорят об осложнениях, отклонении в развитии малыша. Врач поможет найти причины и назначит мероприятия для улучшения состояния.

Рост и всестороннее развитие ребенка грудного возраста зависит от многих факторов, большую роль играет участие родителей, полноценное питание и здоровый образ жизни.

Родные должны больше заниматься с малышом, помогать ему активно познавать мир. При недостатке внимания, напряженной обстановке в семье психика грудничка может страдать, приводя к отставанию в развитии.