Благодатная среда воспитания. Семья как специфическая среда патриотического воспитания ребенка

семья как специфическая среда
патриотического воспитания ребенка (дискуссия)

Цели: убедить родителей в важности патриотического воспитания детей, привития чувства любви к Родине, малой родине, своей семье.

Предварительная подготовка: дети пишут сочинение «Что я знаю об истории своей семьи?»; класс украшен плакатами с пословицами и поговорками:

· Любовь к Родине сильнее смерти.

· Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

· Плоха та птица, которая гнездо свое марает.

· Каждому свой край сладок.

Ход собрания

Мы живем в неспокойное время, время, когда заново переписывается история страны, развенчиваются мифы о прежних героях. Есть немало людей, которые не хотят жить в такое время в нашей стране и уезжают. Но ведь большинство все-таки остается, и очень важно, чтобы оставались молодые, образованные люди, которые бы возродили былую мощь великой державы. Поэтому слово «патриотизм» вряд ли стоит считать устаревшим, и думаю, что вы согласитесь с моим мнением о том, что наши дети должны любить свою родину.

Но начинается эта любовь к родине с любви к своим родителям, своей семье.

Может ли возникнуть это чувство любви в результате наших требований? Конечно, нет. Знание, например, цитаты из драмы «Вильгельм Тель» Шиллера:

Всем сердцем к родине прильни,

В любви к ней будь и тверд и постоянен,

Здесь мощный корень сил твоих таится…

или другой, с похожим содержанием, еще не пробуждает и не укрепляет любви к родине.

Но если ребенок в родительском доме окружен любовью и сам отвечает на нее, если он знает историю своей семьи, помнит о том, какую самоотверженную борьбу вели многие люди (и среди них его ближайшие родственники) для того, чтобы наша страна жила в мире без войн, то тогда можно сказать, что его знание сочетается с уважением и любовью к родине, к природе и людям, живущим в любимой стране.

Любовь к родине начинается в семье. Если у ребенка благополучный родительский дом, то он с ранних лет осознает защищенность своего существования. Рождаясь, это чувство развивается и крепнет по мере того, как растут и знания о родине, ее становлении, росте, ее природе, потому что любить по-настоящему можно только то, что хорошо знаешь. И как только ребенок открывает мир, он начинает рассматривать его как собственный. Не так уж важно, чтобы пейзажи были живописными, а город или деревня полны туристических достопримечательностей. Куда важнее, чтобы ваши сын или дочь воспринимали свое окружение как полученное от предков наследство.

II. Сообщение председателя родительского комитета по теме «Семья как специфическая среда патриотического воспитания».

Итак, как было уже сказано, семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей.

Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между родителями и детьми.

Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка является его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его природе, своей Родине. Не случайно, как подметил педагог Василий Александрович Сухомлинский, слова Родина, Отечество являются единокровными братьями слов родить, отец.

В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколением. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта, формированию чувств, убеждений, поведения.

Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации от поколения к поколению.

В одной семье это могут быть вечерние беседы с родителями, бабушками и дедушками об их жизни, о том, как жила страна в те годы, когда они были детьми.

В других семьях с энтузиазмом составляют родословную своей семьи.

В третьей – родители и дети вместе работают в поисковых отрядах, разыскивают безымянные захоронения солдат, павших в годы войны.

В четвертой семье отец и сын увлекаются коллекционированием моделей отечественных танков. Вариантов тут может быть множество.

III. Дискуссия о роли и методах патриотического воспитания в семье.

В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я (объявляются заранее при подготовке к собранию):

1) Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был убежденным патриотом своей страны, своего края и т. п., или для вас это неважно?

2) Как в вашей семье ведется работа по воспитанию патриотизма у ребенка?

3) Знаете ли вы родословную своей семьи? Если да, то как вами передаются эти знания?

4) Хранятся ли в вашей семье реликвии дедов и прадедов? Знают ли дети о них?

5) Как вы отмечаете с детьми День Победы?

6) Читаете ли вы с детьми книги о великих людях, героях нашей страны?

7) Считаете ли вы важным подготовить мальчиков к военной службе?

8) Расскажите об одной из форм патриотического воспитания в вашей семье, которую вы считаете наиболее удачной?

Родители обсуждают тему собрания, делятся опытом.

III. Заключительное слово классного руководителя.

Тема патриотического воспитания обсуждается нами сегодня потому, что 10?12-летние дети еще как губка впитывают все то, что мы хотим в них вложить. Пусть это не всегда бывает сознательно, в чем-то дети просто копируют наше поведение, наши поступки, но то, что они узнают, прочувствуют в эти годы останется с ними навсегда. А ведь это так важно, чтобы человек гордился своей страной, своей семьей. Тогда вряд ли он будет пить, употреблять наркотики. У него будет цель: не растерять, а приумножить то, что досталось ему в наследство.

Перед собранием ученики нашего класса писали сочинение: «Что я знаю об истории своей семьи». Вот послушайте, с какой гордостью они пишут о своих семьях.

Учитель зачитывает несколько сочинений детей.

Как видите, в нашем классе есть семьи, имеющие хороший положительный опыт воспитания патриотов своей страны, своей семьи. Вряд ли родители в этих семьях ставят перед собой задачу: «Вот сегодня я буду воспитывать патриота».

Патриотическое сознание, чувства и действия передаются ими в процессе каждодневного общения с детьми, на собственном примере. Главное при этом, чтобы слова взрослых не расходились с делом.

Можно дать несколько с о в е т о в по патриотическому воспитанию.

1. Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Расскажите своим детям о великих событиях в истории нашего народа!

2. Познакомьте детей с их родиной, с их ближним и дальним окружением, а затем со всей страной, с успехами и достижениями народа! 3. Научите своих детей ценить представителей разных народов земли.

4.Познакомьте детей поближе с соседями, друзьями, своими коллегами, научите их уважать этих людей и их труд.

5. Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте детям их смысл!

6. Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на нем.

В заключение мне хочется отметить: семья и школа в содружестве решают многие проблемы.

Давайте объединим наши усилия для проведения многообразной работы в классе по воспитанию патриотов. Помощь родителей здесь будет неоценима.

Кроме того, без вас уважаемые родители, мы не сможем обойтись и в организации походов по родному краю, и экскурсий в музеи и т. п.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 6-7 лет дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что советские люди не бросают друзей в беде. На этой основе будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина доброты, честности, трудолюбия.

Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания чувств и убеждений у детей.

Чем глубже любовь и гордость детей за своих родителей, уважение их боевых и трудовых заслуг, тем значительнее роль этих чувств в воспитании любви к Родине. По убеждению В. А. Сухомлинского, без воспитания этих нравственных качеств, которые развиваются на основе любви к своим родителям, трудно воспитать патриотические взгляды, чувства, убеждения.

Нередко родители помогают школьникам в организации и проведении походов: содействуют в выборе маршрута походов, проводят беседы-воспоминания о своих боевых друзьях, дарят священные реликвии (письма, дневники, фотографии и др.), а также сами отправляются с классом, где учатся их дети, по фронтовым и партизанским дорогам.

Для воспитания детей убеждёнными патриотами нужна целенаправленная и вдумчивая работа родителей в семье. Патриотические чувства у детей надо своевременно вызвать (пробудить), надо знать, в каком возрасте и как их лучше всего формировать.

Одно из направлений - выработка нравственно-психологической настроенности и готовности детей к труду, укреплению и защите своей Родины.

Динамика социокультурных преобразований в Республике Беларусь актуализировала гуманистическую парадигму воспитания - формирование социально и нравственно зрелой личности, которой присущи лучшие качества гражданина, труженика и семьянина. Повышенная требовательность общества к нравственному облику, сознанию и поведению граждан ставит перед педагогической наукой и практикой задачу патриотического воспитания подрастающего поколения.

Для воспитания патриотических чувств дошкольников важно, чтобы дети в своей жизненной практике больше сталкивались с образцами и примерами высокой нравственности воспитателей и родителей, видели доказательства любви к Родине, стремление трудом крепить её могущество, защищать от врагов, крепить мир на земле.

Семейное воспитание - это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей в соответствии с идеалами социалистического общества. Интересы общества и семьи совпадают.

Государство и семья в процессе воспитания ставят перед собой единую цель и общие задачи и несут равную ответственность за формирование каждого ребёнка.

Органическое сочетание общественного и семейного воспитания обеспечивается тесным взаимодействием семьи, детских дошкольных учреждений, школы, детских и юношеских организаций, трудовых коллективов и общественности.

Современная семья является семьёй нового, высшего типа, так как возникла на новой общественно-экономической основе. Она строится на новых брачных отношениях между мужчиной и женщиной, на чувстве взаимной любви, взаимного уважения и доверия, на основе равноправного союза, свободного от материальных расчётов и предрассудков, на основе моральной и юридической ответственности перед обществом за воспитание своих детей. Характерной чертой семьи является связь её интересов с интересами общества, с трудовой, созидательной деятельностью народа во всех областях знаний. Трудовой стиль в семейной жизни оказывает положительное воспитательное влияние на детей. Посильное участие их в ведении семейного хозяйства воспитывает чувства собственного достоинства и трудовой семейной чести, приучает к взаимопомощи, бережливости в быту, умению хозяйствовать.

Новой чертой семьи на современном этапе является использование в воспитании детей трудовых традиций нашего народа.

Современная семья отличается также новым характером взаимоотношений между её членами. Если в 6уржуазной семье в силу своего экономического положения главенствующим был мужчина и приниженными - женщина и дети, зависящие от него материально и морально, которые рассматривались как его собственность, как вещь «при своем хозяине», то в семье на данном этапе развития общества все члены равноправны.

Положение родителей в семье отличается от положения детей тем, что родители руководят семьей, а дети воспитываются в ней. Родители обязаны заботиться о детях, но вместе с тем они должны так воспитывать детей, чтобы дети (когда это потребуется) также проявляли заботу о своих близких, чтобы у них были сформированы прочные гуманные чувства, потребность и готовность оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Родители должны уважать личность и права ребёнка как члена семейного коллектива, должны понимать, что они не бесконтрольные хозяева в семье, а старшие, ответственные за воспитание люди. Воспитательная роль семьи в том и состоит, чтобы оказывать взаимовлияние на поведение детей, всех её членов и формировать у них комплекс чувств, потребностей, интересов, черт характера, отвечающих идеалам социалистического образа жизни.

Недостатки семейного воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребёнку, отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого -- обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • -корни каждого -- в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • -семья -- ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • -счастье семьи -- счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Наряду с разработкой и последовательным внедрением зелёных стандартов, изучением и освоением новейших технологий, обучением строителей и архитекторов полезно также подумать о том, как помогает образовательному процессу сама окружающая среда. Ведь она может стать мощным стимулятором и ускорителем этой работы. Традиционные школьные дворы в России организованы бессмысленно и беспощадно. Как правило, это унылые пространства без какой-либо эстетики и технологии, со стоящими лужами и неизменной площадкой для праздников в честь начала учебного года и последнего звонка. От подрастающего поколения, воспитывающегося в такой антиэстетической атмосфере, трудно ожидать понимания логики природы и бережного к ней отношения в зрелом возрасте.

В свете проблемы отношения к среде и воспитанием зелёного менталитета у российских граждан полезно оглянуться на многолетний опыт наших скандинавских соседей. За последние 30 лет они накопили огромный багаж знаний в области создания образовательной среды без комплексов страшилок про снега и морозы.

В этот раз мы поговорим об архитектуре и дизайне образовательной среды. Той среды, где собираемся обучать и воспитывать человека, который с детства должен понимать и принимать идеологию бережного отношения к природе.
Глядя на шведские школы с их гуманными внутренними интерьерами, с их благоустроенными двориками, понимаешь, что именно там можно найти ответы на вопросы о важности гуманного отношения к природе. А также догадаться о причинах вандализма, неизбежно возникающего как ответная реакция человека на преобладание нарушенной среды.

Распространение принципов зелёной архитектуры на здания образовательного назначения в Скандинавии свершилось давно. Конечно, в полном соответствии с ограниченными возможностями климата, но свершилось. Скандинавские дети знают, что в альянсе с природой даже атмосфера самой школы обретает совершенно иные проявления.

Зелёные стены на южных фасадах школ, к примеру, в Стокгольме даже зимой остаются зелёными. А включение живой природы в интерьер северной школы не только повышает психологическую комфортность образовательного пространства, но преподносит школьникам особый урок, не уступающий по своей силе воздействия на молодой разум многим урокам ботаники или биологии. Яркий пример тому знаменитая общеобразовательная школа Vittra Telefonplan, расположенная в районе Tensta. Интерьер там продуман, озеленён и гуманизирован. Но это далеко не единственный пример. Благоустроенная школа – норма для шведской повседневности.

Только для достижения подобного эффекта и проектировщики, и строители должны преодолеть многие стандартные представления о классно-коридорной достаточности школьного здания. Сохранение и нормальное развитие живой растительности в интерьере школы требует других объемно-пространственных решений, поиск которых может быть темой отдельного международного открытого архитектурного конкурса в России. Школа, способная повлиять на становление и развитие зелёного менталитета, требует свежих решений, основанных на новых технологиях. Но созданный однажды прецедент в случае реализации подобного проекта способен стать одним из убедительных аргументов в продвижении зелёной архитектуры.

Конечно, заглядывая в современные школы в Скандинавии, можно заметить, что привитие гуманного менталитета происходит здесь и через радикальное расширение набора помещений с адекватным оснащением. Многие классы отводятся для занятий трудом – мастерские для работы с деревом или металлом, кабинеты домоводства для девочек, музыкальные классы с набором инструментов – все это норма для состава помещений. Но понимание того, что в перемену школьник может выйти во двор или по дороге домой остаться в комфортном пространстве вне школьного здания, даёт мощный толчок для обустройства средствами ландшафтного дизайна различных школьных площадок.

Философия пространства школы в Скандинавии претерпела заметные изменения. Вместо здания, которое состоит преимущественно из учебных помещений, школа стала местом с включенной природой, создающей удобства и вносящей разнообразие в учебную жизнь. И границы между зданием и природой постепенно стираются. Жизнь в гармонизированной природе становится реальностью со школьных лет.

После этого гораздо меньше поводов опасаться за прогрессирующий вандализм. Так как все оборудование всегда исправное, лужи во дворе не стоят, во время дождя школьники могут поиграть и под широким навесом.
Хвойная растительность создает в скандинавских школах устойчивый природный фон. Участок остается зелёным, уходя под снег зимой и выходя из-под него весной. Газон не занимает больших площадей, так как требует регулярного ухода, а это связано с затратами энергии. Горная сосна и многолетние почвопокровные материалы сохраняют краски природы круглый год, не предполагая затратного поддержания.

Устойчивость среды достигается за счёт того, что природные элементы размещаются по смысловым линиям и разумным контурам, в которых воплощается оптимальная функция пространства. Растительность следует вдоль контуров основного транзитного движения, но одновременно эффективно разделяет контрастные по своему назначению площадки, обеспечивая удобства и для спокойного сидения на скамейках, и для активного движения по площадкам.

В целом зелёные технологии отражаются в широком использовании природных материалов, в том числе камня и дерева, при минимальном включении асфальта. И в этом отношении одна из новых школ, открытых в августе 2012 года в небольшом населенном пункте Satunalahi на территории Эспоо в 40 км от Хельсинки, достаточно показательна как пример современного строительства с обустройством полноценной образовательной среды.

Разнообразные игровые комплексы сочетаются в ней со спортивными площадками, многочисленные скамейки сопровождаются широкими полосами кустарниковой растительности, а перед главным входом в здание располагается открытый амфитеатр из хорошей древесины для проведения импровизированных занятий или просто отдыха под открытым небом. Склоны, отвечая логике пространства, укреплены растительностью, чтобы никогда не превратиться в случайные дорожки и не привести к эрозии почвы. «Зеленые» технологии, став для ребенка привычными с детства, дают ему шанс вырасти в цивилизованной среде с реальными ценностям.

Понятно, что для школы в Скандинавии обустройство стоянки для велосипедов давно стало традиционным. И это разумное начало жизни в активном движении требует соответствующего дизайна. Привыкая к велосипеду как части экологически осмысленной жизни, ребенок спокойно передвигается не только из школы домой, но и по всему населенному пункту с обустроенными трассами для езды на велосипеде.

Формирование образовательной среды с экологическими приоритетами составляет одно из важнейших направлений перехода общества к устойчивому развитию с самого юного поколения. И для того чтобы начать такой процесс, нужно однажды поверить в реальность использования и средств, и интеллекта, и технологий с гораздо большей эффективностью в интересах следующих поколений. Только слегка откорректировав вектор архитектуры и строительства в сторону зелёных ценностей.

Ирина Климанова
Методическая разработка «Воспитать патриота. Семья как специфическая среда патриотического воспитания ребенка»

Цель : Вовлечь родителей учащихся в общее дело класса – воспитание патриотических чувств .

Задачи :

Осветить необходимость формирования у детей патриотической компетентности ;

Показать роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка ;

Вовлечь родителей в групповую работу по теме;

Привлечь семьи для участия в спортивном празднике «Мама, папа, я – спортивная семья » , посвящённом Победе в Великой Отечественной войне.

Оборудование :USB носитель, телевизор,DVD, презентация, листы с анкетой, таблички с надписями «теоретики» , «практики» , «аналитики»

2.2.1. Пояснение к ведению круглого стола с родителями

Организация проведения.

1) В подготовке и проведении собрания задействованы практически все родители класса

3) При входе в класс, группы занимают свои места за столами. Для родителей поставлены по кругу столы для общения. Родители занимают места за столами в соответствии с категорией семьи : 1) «мама + я – папа» , 2) «мама + папа + я» , 3) «мама + много детей» , 4) «мама + я» .

Всем родителям раздаются георгиевские ленты

Предварительная работа педагога.

В классе оформлена выставка, посвящённая вопросам патриотического воспитания : работы детей по теме «Город, в котором я живу» , фотовыставка «Мой любимый город» , «Я и мой район» , оформлен фотоальбом «Мой дом родной» , аппликация детских работ; детям предоставлена художественная литература по данной теме; в классе размещена символика ДНР

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

2.2.2. Ход круглого стола.

1. Вступительное слово учителя

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к нашему родному краю, к родному городу и ответить на главный вопрос нашей работы «Как воспитать патриота в семье - Философы, экономисты, психологи, педагоги указывают на самые различные функции современной семьи : производственную, хозяйственно-бытовую, статусную, досуговую, психологическую. Однако семья характеризуется прежде всего тем, что осуществляет такую важнейшую функцию, как воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности. Задача семьи и родителей направлена на формирование в детях ответственного отношения к труду, идейным, моральным, духовным ценностям, среди которых на первом месте те, которые отражают отношение ребёнка к своему Отечеству.

В преддверии празднования Победы в Великой Отечественной войне речь на собрании пойдёт о роли семьи в воспитании патриота страны , помнящем историческое прошлое своего народа, свято хранящего традиции и историческую память своей семьи .

2. Сообщение группы «теоретиков» (выступление родительницы Кротовой Валентины Владимировны) .

Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания , чувств и убеждений у детей. Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительно-тёплых отношениях между родителями и детьми. Уже в первый период жизни ребенка-дошкольника семья имеет большие потенциальные возможности социального воздействия на его сознание и чувственную сферу. Возможности эти кроются во многом : и в общности запросов, стремлений, интересов членов семьи , ответственности, помощи, и в глубочайших чувствах родительской любви. Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, родных местах, Родине. В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания , чувств и убеждений, установок и поведения.

Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери , продолжающих дела родителей, своей родословной. «Где был до войны ты и твой отец?» , «Где ты был в годы войны?» , «Как погиб мой дедушка?» . С этими и десятками других вопросов сталкиваются родители. Современные дети, интересующиеся книгами и фильмами о войне, уже имеют свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов . Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи . Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи , ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.

Жизнь показывает, что дети, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют традиции своей семьи , народа-патриота . В семьях сложились многообразные традиции по воспитанию у подростков патриотического сознания и чувства . Что же может сделать семья по воспитанию патриотических чувств у подростков ?

3. Постановка проблемы

Учитель :

Сегодня мы должны решить : нужны ли нам патриоты и как воспитать истинного патриота ?

4. Выступление группы «аналитиков» (родитель Лемешев Александр Николаевич)

Все ли родители говорят с детьми о Родине, героическом прошлом нашего народа? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне : много об этом говорят в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной и доверительной атмосфере. Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств , тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.

5. Анализ анкет родителей учащихся 4- В класса.

Я сегодня хочу проанализировать анкеты родителей учеников нашего класса, которые были розданы накануне родительского собрания. Ещё раз напомню вопросы, на которые вы отвечали.

1) Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был убежденным патриотом своей страны , или для вас это неважно?

2) Как в вашей семье ведется работа по воспитанию патриотизма у ребенка ?

3) Знаете ли вы родословную своей семьи ? Если да, то как вами передаются эти знания?

4) Хранятся ли в вашей семье военные реликвии дедов и прадедов? Знают ли дети о них?

5) Как вы отмечаете с детьми День Победы?

6) Считаете ли вы необходимым вести целенаправленную работу в школе по патриотическому воспитанию ?

7) В каких классных мероприятиях по формированию патриотических чувств вы могли бы принять участие?

Проведя статистическую обработку анкет, познакомлю вас с результатами

Из вышесказанного можно сделать вывод :

Все респонденты хотят вырастить своего ребёнка патриотом страны ;

В большинстве семей ведётся целенаправленная работа по патриотическому воспитанию детей ;

50 % опрошенных знают родословную своей семьи ;

25 % хранят военные реликвии дедов и прадедов, ведут беседу с детьми о них;

100 % семей отмечают День Победы и вовлекают в празднование детей;

100 % опрошенных считают целесообразным вести работу по патриотическому воспитанию в школе ;

Родителями предложены такие классные мероприятия, как

«коллективно-творческое дело» ,

«спортивный праздник, посвящённый празднованию Дня Победы» ,

«участие в патриотических конкурсах различного уровня» ,

«составление презентации о родственнике, воевавшем в Великой Отечественной войне»,

«организация выставки рисунков на военную тему» .

6. Выступление группы «практиков» (родительница Овсянникова Елена Михайловна)

Семья и школа выполняют свои уникальные функции. Заменить друг друга они не могут, но, если мы стремимся к полноценному развитию ребенка как личности и гражданина своего государства, школа и семья должны взаимодействовать. Семьей создается образ окружающего мира, в котором ребёнку предстоит жить. Во взрослую жизнь он вступает с уже сформировавшимся сознанием и мировоззрением, жизненной позицией.

Школа – источник знаний, а семья – источник человеческой духовности и отражение всей национальной духовной культуры, в том числе Родины и государства. Понимание чувства патриотизма , любви к Родине приходит к ребенку именно в семье через отношения матери и отца. Именно в любви к своей матери и отцу заложено чувство семейного воспитания .

Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или школе ? Конечно, семье ! В. А. Сухомлинский, говорил : «Воспитание детей – это труд , причём очень кропотливый» . Отец и мать – самые близкие и самые убедительные образцы, с которых ребенок берет пример , которым он подражает, глядя на которых, строит свое поведение».

Народная мудрость гласит : «Дитятко, что тесто, как замесишь, так и выросло» . Как же надо замесить его, чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, в гордость для своих родителей и своего молодого государства?

Детство – самый важный период для развития всех качеств личности ребёнка. Попав в школу, ребенок впитывает ростки добра и зла В современном мире правильно воспитывать ребёнка – это непростая и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей.

Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, что добро, не оставлять его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет – равнодушным, или заботливым и внимательным. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм проявляется как в тяжёлых жизненных ситуациях, так и в повседневной жизни страны.

Без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное и важное. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим миром. Наша с вами задача – помочь ребёнку познакомиться с этим миром.

Родина – это город, населенный пункт, в котором человек живёт, и улица, на которой стоит его дом. Детская площадка у дома и пение птиц в городском парке – это тоже Родина.

Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотой родной природы, родного края, родной страны. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и трепетные осинки и понимают, что это красиво и дорого, потому что родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача : научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства.

Наш круглый стол ответит на многие вопросы. Сегодня мы попробуем разобраться в том, что нам мешает и помогает воспитывать искреннего патриота своего государства .

Первый вопрос.

Что такое патриотизм ? Что значит любить Родину? (высказывания родителей) .

Любовь – это сфера чувств, и мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребёнка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать эти чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они всё замечают и подражают нам. Давайте поэтому вместе любоваться природой нашего города, рассказывать детям обо всём, что нас окружает. Это может быть строение или улица, на которой мы живём, памятники и люди, в честь которых они установлены, школа, Дом культуры, библиотека.

Начинать надо с самого близкого и дорогого, с воспитания любви к близким , к семье . Как вы думаете, что это значит?

Да, любовь к Родине воспитывается через любовь к отцу и матери, своему товарищу, к родному краю. Именно с любви к матери и зарождается личность. Знает ли ваш ребёнок бабушек и дедушек и других родственников? Как их зовут, где они живут, чем они занимаются, где работают?

Рассматриваете ли вы семейные фотографии вместе с детьми? Воспоминания … они есть у каждого человека, большого и малого. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе истории и времени. Такой есть в каждой семье . В нём собирают фотографии родных и близких людей, радостные и торжественные семейные события, а порой просто забавные случаи. Поэтому, листая альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже тот отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими, как вы и бабушка была просто мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Какие праздники и как вы отмечаете дома? Какое место в них отводится ребёнку? (высказывания родителей) .

Какие традиции есть у вашей семьи ? Сохранение во многих семьях обычаев и традиций , которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи жизненного опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом, положительно влияют на личность ребёнка.

Очень хорошо, когда родители внушают своему ребёнку доверие к педагогу. Итак, первое условие доверия – игра.

Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем. Игра «Семейный сундучок» (проводит Кротов Евгений Михайлович)

Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов , необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка . Учитель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей . Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

В сундуке находятся :

Большая красивая книга русских народных сказок;

Альбом и краски;

Букварь;

Банка варенья, шоколад, конфеты;

Котенок;

Старинные семейные фотографии;

Игрушки бабушек и дедушек;

Открытки памятников города Енакиево;

Картинки с изображением орденов и медалей;

Кукла, одетая в военную форму;

Пилотка;

Пряники, ватрушки;

Кулинарная книга;

Спортивные атрибуты;

Перчаточные куклы для кукольного театра;

Рыбий жир.

Второй вопрос. «В чем проявляется патриотизм

Показать ребенку , что надо любить и беречь, как и почему,- задача и родителей, и школы. Что вы можете предложить?

(Заслушивание ответов родителей)

Их предложения :

1. Экскурсии по городу, краеведческому музею.

2. Рассказы о достопримечательностях.

3. Знакомство с улицей, где живёшь.

4. Чтение и рассматривание книг.

5. Посещение ДК, школы, библиотеки.

6. Запись детей в кружки при Доме культуры.

7. Посещение всех мероприятий в школе, ДКгорода.

8. Активное совместное участие в праздниках города.

9. Просмотр телепередач.

10. Разучивание стихов о родном городе, о молодой республике ДНР

Учитель :

Гуляя по другим городам обращать внимание детей на красивые скверы, площади, улицы, фонтаны, великолепные здания, памятники и т. д.

Знакомя ребенка с родным городом , рассказывайте о других странах и государствах, развивайте у него познавательный интерес. И будет хорошо, если у вас и дома будут глобус и карта, интересные книги о жизни животных и растений разных стран.

Третий вопрос «Как научить любить Родину?»

Памятка для родителей (подготовила Чибис Анна Николаевна)

«Как научить ребенка любить свою малую Родину?»

1. Совершайте всей семьёй прогулки , знакомя детей с достопримечательностями и природой родного села.

2. Рассказывайте о достопримечательностях нашего края.

3. Гуляя по улицам села и бывая на природе, фотографируйте ребёнка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи .

4. Помните, всё начинается с малого, воспитывайте у ребёнка любовь , доброту, внимание и заботу ко всему живому.

5. Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации.

6. Поощряйте любознательность ребёнка.

Анкета для родителей (проводит учитель)

2. Есть ли у вас дома животное?

3. 3. С какой целью вы их приобрели?

4. Просит ли ваш ребёнок завести животное?

5. Что мешает вам это сделать? (Трудные жилищные условия, не любите животных, не хотите себя обременять лишними заботами).

6. Проявляет ли ваш ребёнок интерес к животным на улице?

7. Если ребёнок принесёт бездомное животное домой, как вы поступите?

8. Если при вас ребёнок поступит жестоко с животным, ваша реакция?

9. Позволяете ли вы смотреть ребёнку фильмы ужасов, какая реакция на них у ребёнка?

10. Какие человеческие качества выступают для вас наиболее ценными и важными для жизни?

11. Какие личные качества вы бы хотели видеть у вашего ребёнка, когда он вырастет?

Четвертый вопрос «Что мешает воспитывать патриота

Наши дети растут в разных семьях . Трудности финансовые, материальные, нестабильность в обществе, негатив последних событий сказался на микроклимате каждой семьи , перевернул устоявшуюся жизнь. Поставил ряд испытаний, которые надо вынести достойно не только взрослым, но и детям.

(Просмотр видеороликов с интернета «Донбасс информирует» )

Высказывания родителей.

Анонимное анкетирование (проводит учитель)

Обсуждали ли вы со своими детьми подобные видео?

Вели разговоры на тему «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» ?

Как реагировали дети на ваши вопросы?

Анализировали ли вы их ответы?

Приходилось ли вам переубеждать ребенка и в чем ?

Дня Независимости ДНР в свете последних событий?

Высказывали ли негативное отношение по поводу трудностей, возникших на территории ДНР?

Как вы стараетесь воспитать у ребенка правильное отношение ко всему происходящему?

Сейчас многие соблазны толкают на преступления, ведущие и к предательству интересов своего народа, и к отказу от многих общечеловеческих норм, которые закладывались прежде всего в родителей нынешних учеников.

Игра – тренинг «Согрей сердечко!»

Задание : какую фразу ты будешь использовать в разговоре с ребенком для формирования убеждения «быть патриотом важно » .

Каждый говорящий за столом держит бумажное сердечко, говорит фразу и передает следующему участнику.

7. Выступление представителя ополчения ДНР. Просмотр видеороликов с интернета «Донбасс сообщает» с комментированием.

«Лучшее средство привить

детям любовь к отечеству состоит

в том, чтобы эта любовь была у отцов».

А. Колчак

8. Выступление детей (литературно - музыкальная композиция)

Воспитательный процесс невозможен без детей. Они – самое главное в нем!

10. Игра - тренинг «Продолжи пословицу» участвуют дети + родители. Определяются победители.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

Любовь к Родине сильнее смерти.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Всякому мила своя сторона.

Где жить, тем и слыть.

За морем теплее, а у нас светлее.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

Где кто родится, там и пригодится.

Если народ един, он непобедим.

Кто за Родину горой, тот и герой.

Худая та птица, которая гнездо своё марает.

Своя земля и в горсти мила.

В чужом доме побывать - в своем гнилое бревно увидать.

Где сосна взросла, там она и красна.

Жить - Родине служить.

Определяются победители

11. Подведение итогов круглого стола

Некоторые советы по патриотическому воспитанию .

1. Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Расскажите своим детям о великих событиях в истории нашего народа!

2. Познакомьте детей с их родиной, с их ближним и дальним окружением, а затем со всей страной, с успехами и достижениями народа!

3. Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте детям их смысл!

4. Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на нем.

5. Прививайте своему ребёнку чувство гордости за свою страну, народ.

6. Учите ребёнка свято чтить историческое прошлое семьи , народа, страны!

12. Заключительное слово учителя

Сегодня наше собрание прошло в необычной форме. Мы услышали выступления «теоретиков» , «практиков» , «аналитиков» представителей семей разных категорий и получили советы по воспитанию в семье юного патриота . Я попрошу вас оценить работу собрания сигнальными карточками. Если вы считаете, что оно прошло плодотворно и вы почерпнули для себя что-то новое в плане воспитания юного патриота , поднимите синюю карточку. Если вы считаете, что этому вопросу не стоит уделять внимание, поднимите красную карточку.

Ваше голосование показало, что сегодня среди вас не осталось равнодушных к этой теме родителей. Творческая группа «аналитиков» подготовила «памятки для родителей по воспитанию юного патриота » (приложение № 7) и дарят вам их на память. Ну а воспитывать патриота в своих детях вы можете только личным примером. Сегодня на груди у вас георгиевская лента, символ памяти об историческом прошлом нашей страны и вашей памяти обо всех, кто отстаивал и защищал мир на нашей планете.

13. Решение :

1. Продолжить работу по воспитанию в семье патриота страны путём проведения бесед, чтения книг, посещения исторических мест

2. Принять участие в спортивном празднике «Мама, папа, я – спортивная семья » , посвящённом празднованию Победы

3. Принять участие в выставке рисунков на военную тему

4. Осуществлять тесный контакт с учителем в вопросе патриотического воспитания , принимать своевременные меры по устранению негативных явлений.

3. Заключение

Данная разработка была реализована на классном собрании, которое было проведено в октябре. Все участники круглого стола с интересом приняли активное участие. Подготовка родителей и детей, их неравнодушие показали, ЧТО ПРЕДЛОЖЕННАЯ ИМ ТЕМА БЛИЗКА И ПОНЯТНА. Игровые задания и выступления детей создали эмоциональный фон. Никто не остался равнодушным. Каждый решил, что в его семье есть место патриотизму , который будет выражаться не в высоких фразах, а в поступках повседневной жизни. Дети понимают, что их основной труд учеба-это маленький кирпичик в строительстве сильного государства.

Родители понимают, что семья – это то место , где ребенок всегда должен находить помощь, поддержку; это «направляющая рука» , образец для подражания. Пословица гласит : «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» .

Я же, как педагог, понимаю свою задачу в учебно – воспитательном процессе и намерена сотрудничать в тесном контакте с родителями, для того чтобы воспитать истинного патриота своей Родины !

Праздник Рождество Христово особо любим детьми. Ведь в этот день рождается Богомладенец Христос. Мне много раз приходилось наблюдать за маленькими детьми в храме, они так и говорят: «Боженька родился». Что-то особенно трогательное и умилительное есть в этой детской доверчивости, искренности ко всему религиозному: и когда ребенок молится, и когда рассматривает картинки библейских сюжетов, причащается, прикладывается к иконе, и даже когда «рассуждает» на богословские темы, задает далеко не детские вопросы. Их непритворная вера - укор нам взрослым. Ведь не зря сказано: «Будьте как дети, ибо таковых есть Царство Небесное».

В наше время храмы не пустуют, а в праздничные и воскресные дни они часто бывают переполнены. Честно сказать, трудно не обратить внимания на новое поколение прихожан, среди которых немало молодых родителей, приходящих на Богослужение со своими малышами. Глядя на этих ребятишек, которых мама и папа решили воспитывать в вере и благочестии, невольно задаешься вопросом: какими они вырастут? Ведь часто бывает так: вкладываешь одно в ребенка, а получаешь совсем другое. Ко всему прочему, одно дело - теория, другое - практика. Результаты не всегда соответствуют вложенным усилиям. Но христиане знают, что причина такого несоответствия — не только наши (родителей) ошибки, но и тайна промысла Божьего. Но все-таки, на каких принципах строится воспитание в этих семьях, какую роль в них играют религиозные праздники?

Педагогика как путь спасения души

В христианском понимании, ребенок — это дар Божий, и не только в смысле радостей, но и в смысле скорбей. Воспитание детей - это своего рода духовное делание и путь спасения души. Пытаясь разобраться в премудростях христианской педагогики (для этого я перечитала немало соответствующей литературы), я не могла не отметить того факта, что главнейшее значение в деле воспитания придается внутреннему миру родителей. Иерархия ценностей, мысли, чувства, понимание смысла жизни, духовное и нравственное состояние родителей - это то основание, на котором строится процесс воспитания. Для родителей состояние душ детей - самая большая ответственность перед Богом. Не будет успеха в нравственном развитии ребенка, если родители сами не воспитывают себя. Это понимание — ключевое в деле христианского воспитания. Поощрение и наказание, окрики и самые тонкие педагогические приемы имеют значение неизмеримо меньшее, чем иерархия ценностей, которые исповедуют родители. Они сами должны в себе культивировать такие христианские качества, как рассудительность, терпение, смирение, любовь, милосердие. В душе ребенка должны быть сформированы твердые критерии добра и зла. Примером для подражания ребенку должны быть, прежде всего, родители.

Конечно, воспитание в христианской семье невозможно без церкви. Это подразумевает обязательное участие ребенка в Богослужении, приобщение к церковным таинствам - исповеди, Причастию. Дети должны читать Евангелие, жития святых, воодушевляющих своим примером. Особо в детях воспитывается почитание праздников, тех сугубо значимых дней в церковной истории, к которым нужно относиться с большим вниманием и благоговейно. Берусь утверждать, (знаю это не понаслышке) что маленькие дети, в большинстве своем, в церковь ходят с большой охотой, а праздники для них - долгожданны и просто в радость. Впрочем, это неудивительно. Душой дети еще чисты и поэтому близки к Богу. Кстати, в рождественскую ночь родители со своими малышами, (казалось бы, вопреки здравому смыслу) спешат на праздничную службу. Она начинается 12 часов ночи! Вот уж поистине - вера и традиция сильнее всяких регламентов и предписаний.

Почитание родителей - залог верного воспитания

Разговор с протоиереем Знаменского кафедрального собора Николаем Цирке был недолгим. В церкви после службы он всегда в окружении людей, ему необходимо ответить на вопросы и помочь советом. Но и в короткой беседе батюшка всегда скажет что-то очень ценное.

Батюшка, в эти праздничные дни и в преддверии Рождественских Образовательных Чтений, что бы Вы хотели сегодня сказать родителям?

В русской православной традиции в детях глубоко воспитывалось почитание родителей. Между родителями и детьми была соблюдена четкая субординация. Отец мать, бабушка, дедушка. Младшие дети слушались старших. К сожалению, в наше время эта иерархия в семье не соблюдается. Эта одна из причин, почему дети в большинстве своем сейчас не послушны. Ребенок в доме должен четко знать свое место. Вспомните, как протекал обед в старых семьях: на стол ставился чугунок, и никто, прежде отца, не смел залезть туда ложкой. Вот с таких простых бытовых мелочей укоренялось уважение к родителям, старшим. Отец - глава дома, если бывает наоборот, то это уже уродует семью. Поэтому почитание и послушание - залог верного воспитания. Если ребенок в матери и в отце видит пример правильной духовной жизни, добрые дела их - милосердие, уступчивость, неосуждение, сострадательность - это великое благо для ребенка. Очень важно перед созданием семьи повенчаться, брак должен быть благословлен Богом. Учитель церкви святитель Иоанн Златоуст говорит, что ребенок воспитывается с момента зачатия и до трех лет. Необходимо осознать самое главное: все, что есть в ребенке, — это отражение нас самих. Уже в момент зачатия передаются ребенку страсти и немощи родителей, их нравственное состояние.

Сейчас школьная среда вносит свои коррективы в воспитание. Ведь современные дети в большинстве своем ругаются матом, знают цену деньгам, тщеславны, агрессивны. Как не сломаться в такой среде ребенку из верующей семьи и не стать таким, как все?

Это своего рода современное мученичество для таких детей. В отроческом возрасте еще не бывает большого упования на Бога. Трудно быть стойким в таких условиях. Поэтому к детям надо быть особо внимательным. У каждого ребенка должен быть свой круг друзей, таких же единомышленников, с которыми он ходит вместе в церковь. Очень помогает в этом плане православный лагерь, общий труд, например, на восстановлении храма, общие занятия, чтобы ребенок видел, что он не один такой.

Мне приходилось видеть в неверующих семьях благополучных детей, хорошо воспитанных, добрых. Все-таки, в чем преимущество религиозного воспитания над светским?

Да, много таких детей. И это неудивительно. Взаимосвязь Бога есть с каждым человеком. А что касается преимущества, тут просто нет никакого сравнения., счастья знать Бога, быть со Христом - выше ничего нет для человека. Ребенок, который верит в Бога, может молиться. Сколько мы знаем таких примеров, когда детская чистая молитва в трудные моменты жизни помогала устранить скорбь или несчастье. Монахи на Афоне говорили мне, что детей надо просить молиться даже обо всем мире. Потому что чистая молитва ребенка совершает чудеса. Посмотрите фильм «Остров», там есть эпизод, который наглядно показывает, какую силу имеет детская молитва.

В Рождество обязательно придет Христос

Батюшка, какую роль играют праздники в жизни ребенка? Как ему рассказать о Рождестве?

Да, праздники они все очень любят. Здесь важно воспитывать в детях понимание того, что праздники нам напоминают, прежде всего, о милосердии, о любви к ближнему.

В связи с этим вопросом, я расскажу вкратце одну интересную историю.

Семья - отец и сын семи лет, мама умерла. Ждут они Рождество. Мальчик говорит отцу: «Сегодня к нам обязательно придет Христос». Сел у окна и дожидается Христа. Вдруг видит, мальчишки устроили драку, бьют парнишку. Мальчик понял, что помощь требуется. Выскакивает на улицу, раскидал всех, завел в дом побитого парнишку, омыл его от крови. «Папочка, смотри у него ботинки старые, разорванные, нечего ему одеть, а у меня ботинки новые, давай ему отдадим». Отец согласился с сыном, отдали новые ботиночки. Опять сел у окна мальчик, ждет Христа. Смотрит - женщина стоит с младенцем на руках, видно, что ей холодно, некуда идти. Отец с сыном позвали ее в дом, чаем напоили, положили гостью с младенчиком на свою кровать, отец лег на топчан, а мальчик уснул на стульях.

Во сне ему является Христос. Мальчик бросился к нему: «Господи, я Тебя целый день ждал, а Ты не пришел». Христос ему говорит: «Я приходил к тебе дважды. Парнишку, которого избивали, это Меня избивали. Когда Меня били, надели терновый венец, тогда за Меня никто не заступился. А ты увидел и не побоялся защитить Меня. А второй раз я приходил к тебе с Пречистой Матерью своею. Женщина с младенцем, которая замерзала у вашего окна, это Моя Матерь была с Богомладенцем.

Проснулся мальчик, подходит к кровати, чтобы поклониться Матери Божьей с Младенцем, а там... Так Господь приходит к людям. В Рождество Христово приходит Богомладенец ко всем, кто творит добрые дела, искренне верит в Бога, видит в своем ближнем пришедшего Христа.

Что подарить ребенку в этот день?

Подарки дети очень ждут, надо дарить что-то очень доброе, чтобы был глубокий внутренний смысл, чтобы напоминало Рождество, Новый год. Чтобы ребенку было радостно видеть этот подарок. Будь то книга, игрушка или какая-нибудь другая вещь. Положите ее около иконы или под елочкой. Каждому взрослому человеку и ребенку требуется утешение, даже в виде подарков. Как сказал один владыка: успевайте делать добро и учите делать добро своих детей, радуйте друг друга.

Батюшка, ваши пожелания в канун Рождества Христова нашим читателям.

Познавайте Господа, призывайте Его, смотрите на людей через Него. Познавать Бога надо сердцем, через молитву, через добрые дела. Всем здравия, любите своих детей. Воспитание - это труд, совершаемый ради Господа. Это подлинный христианский подвиг, благодатный и благодарный.

Татьяна Симонова