Нод по фэмп средняя группа зима. Тема: «Проказы зимушки – зимы

Надежда Дерышева
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Путешествие к зимушке-зиме»

Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.

Задачи:

1. продолжать формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация);

2. формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер;

3. умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов;

4. закрепить навыки счёта в пределах 5, обозначая количество предметов соответствующей цифрой;

5. закрепить умение сравнивать и уравнивать множества на основе счета;

6. закрепить полученные знания о зиме;

7. активизировать понятия: левый, правый, большой, маленький, длинный, короткий;

8. развивать связную речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику;

9. воспитывать интерес к математике;

10. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, любознательность, взаимопомощь.

Используемый материал: письмо; снежинки с заданиями; ковер-самолет; «заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга; 5 числовых пазлов с картинками; картинки для жеребьевки; карточки из двух рядов; картинка елки с игрушками; геометрические фигуры (квадраты и круги); 3 фигуры – зеленый круг, красный круг и красный квадрат; 5 снеговиков, отличающихся цветом ведра на голове, метлой или лопатой в руках, разным количеством «пуговиц», каждый снеговик обозначен цифрой; цифры 1-5 на каждого ребенка; пары одинаковых варежек; мешочек с угощеньями.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня я пришла в детский сад и на своем рабочем столе нашла письмо, адресованное вам. Давайте его прочитаем! Хотите? Интересно, что в нем написано, и кто его прислал (воспитатель открывает письмо)

Это письмо от Зимушки-зимы.

«Здравствуйте, детишки!

Девчонки и мальчишки

Приглашаю в гости всех,

в ледяное царство,

Но дорога нелегка

Будет трудно, детвора.

Путь укажут вам снежинки,

Всех я буду очень ждать

И с сюрпризом вас встречать!»

Но прежде, вас предупреждаю времени у вас немного. И если не управитесь вовремя, превратитесь в снеговиков.

2. Отправление к Зимушке-зиме.

Ребята, предлагаю вам отправиться в гости к зиме на волшебном ковре- самолете.

(Воспитатель показывает «ковер-самолет»)

Ой, ребята, его прогрызли мыши. Надо срочно починить «ковер-самолет». У меня на подносе лежат геометрические фигуры.

(Дети по очереди накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)

Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта коврика?

(«Заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга.)

Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт.

(Воспитатель и дети становятся друг за другом и имитируют движение полета).

На ковре мы дружно мчимся,

В мир зимы мы попадём,

Там снежинки мы найдем,

Все задания пройдем.

3. Первая снежинка «Помоги зайчонку»

Вот и первая снежинка. Нужно помочь зайчику.

Он готовил поздравительные открытки своим друзьям, но они все рассыпались. Нужно зайчику помочь их собрать. А кто, какую открытку будет собирать, мы узнаем жеребьевкой.

(Каждый ребенок не глядя, выбирает себе картинку: снеговик, елочка, снегурочка, дед мороз, девочка.)

(5 числовых пазлов с картинками, задание выполняется в группах)

4. Вторая снежинка. Образование множеств с заданным количеством элементов. Игра «Третий лишний».

(Работа с демонстрационным и раздаточным материалом.)

У нее одежки колки:

Все иголки, да иголки.

Звери шутят:

"Дядя еж на нее слегка похож".

Приходит с подарками,

Блестит огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год - главная. (Елка.)

Верно, елка, но не простая, а новогодняя. Посмотрите, какая она нарядная (выставляется картинка елки с игрушками)

Игрушками какой формы украшена наша елка? (круглой и квадратной)

Кто поможет мне выбрать круг? (вызывается один ребенок к доске)

Что мы знаем о Круге? (у круга нет углов)

У какой еще геометрической фигуры нет углов? (овал)

Кто поможет мне выбрать овал?

Кто может выбрать квадрат? Что мы о нем знаем? (у квадрата четыре стороны, четыре угла, все стороны ровны)

У каких еще фигур по четыре стороны и угла? (прямоугольник, ромб, трапеция). Как их можно назвать одним словом? (четырехугольники)

А сейчас открывайте пеналы и приготовьте карточки. (карточки из двух рядов)

Выложите в первом ряду карточки столько квадратов, сколько игрушек квадратной формы на нашей елке.

Во втором ряду выложите столько кружков, сколько игрушек круглой формы.

Сколько вы выложили квадратов? Давайте проверим. Сколько кругов?

Чего больше кругов или квадратов?

А сейчас выложите в первом ряду столько квадратов, сколько красных игрушек на елке, а во втором ряду столько кругов, сколько желтых игрушек. Проверим. Каких игрушек больше: красных или желтых? Каких меньше?

А сейчас задание посложнее, с ним справиться самый внимательный. (игра «Третий лишний»)

Какая фигура здесь лишняя? (из 3–ех фигур зеленый круг, красный круг и красный квадрат – выбрать лишнюю). Почему, объясните.

Вы, наверное, уже замерзли. Давайте мы немного отдохнем и согреемся.

Физминутка. «Давайте погреемся»

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.

(Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз).

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

(Указательными пальцами растирать крылья носа).

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком.

(Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны - вместе).

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело!

(Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону).

Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна.

(Потирать ладони друг о друга).

5. Третья снежинка. Дидактическая игра «Найди пару»

Ребята, а как вы думает, о чем следующая загадка?

Две сестрички,

Две плетенки,

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять - их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Варежки носят по одной? Нет, конечно, их носят парой, а вот наши варежки перепутались, помогите найти пару одинаковых варежек.

(Проводиться дидактическая игра «Найди пару»)

6. Четвертая снежинка. Дидактическая игра «Отгадай по описанию»

Уже три загадки Зимы мы отгадали и справились с заданиями, попробуем отгадать четвертую:

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век.

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

Правильно, снеговик. Посмотрите, сколько снеговиков дарит нам зима, все они разные. Чем же они отличаются? (выставляются 5 снеговиков, отличающихся цветом ведра на голове, метлой или лопатой в руках, разным количеством «пуговиц». Каждый снеговик обозначен цифрой.)

Давайте, ребята, поиграем, я буду описывать снеговика, а вы должны догадаться о каком снеговике я говорю. (дети показывают цифрой номер снеговика)

(Проводиться дидактическая игра «Отгадай по описанию»)

7. Подведение итогов.

Молодцы, ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями проказницы Зимы.

Что мы делали для Зимушки-зимы?

С кем повстречались?

Что вам понравилось больше всего?

И Зимушка-зима, как и обещала, дарит вам подарок: (под «сугробом» мешочек)

Вот награда от меня,

За хорошее старанье

Ловкость и уменье,

Получите целый мешок угощенья.

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе
Тема: «Проказы зимушки - зимы»
Доминирующая область: «Познание» (формирование элементарных математических представлений)
Интеграция областей: коммуникация, социализация
Интегрированные цели и задачи:
Образовательные цели: Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам (размер, цвет, форма), вести прямой и обратный счет до 10, находить предыдущее и последнее число для каждого числа от 1 до 10; вести порядковый счет, самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры по наличию элементов (углы), использовать обобщённое понятие «четырёхугольник», выкладывать множество с заданным количеством элементов, учить выполнять игровые действия.
Развивающие цели: развивать воображение, внимание, логическое мышление, умение понимать образный смысл загадки.
Воспитательные цели: воспитывать любовь к природе, познавательный интерес ко всем временам года.
Материал. письмо, карточки с загадками, цифровой ряд 1-10, разноцветные снежинки, елочка с игрушками, набор геометрических фигур, д.и «Отгадай по описанию», д.и. «Найди пару» индивидуальные пеналы, сигнальные карточки, тетради, цветные карандаши.
Предварительная работа. Чтение стихов и сказок о зиме, отгадывание загадок, дидактические игры: «Что лишнее?» (классификация геометрических фигур по одному- трём признакам), «Найди пропущенное число» и « Соседи числа».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с конвертом
- Ребята, посмотрите, что это такое? (письмо).Кто бы мог написать нам письмо? Давайте откроем и прочитаем его:
Дорогие ребята,
Пишет вам зимушка-зима.
Хотите, чтобы я пришла?
Все снегом белым замела?
Чтоб смогли построить горку
Кати, Павлики, Егорки?
Чтоб смогли скатиться с санок
Вани, Сони и Оксаны?
На коньках по льду скользить?
У елки хоровод водить?
Выполняйте все заданья,
Проявляйте вы вниманье,
Постарайтесь и тогда,
все укатаю в снега.
Будет вам тогда сюрприз
От зимы прекрасной приз.
- Ребята, хотите, чтобы пришла настоящая снежная зима? Давайте приступим к выполнению заданий, но зима хитрая, все задания «заморозила», чтобы их разморозить надо отгадать ее загадки.
2. Количественный и порядковый счет
- Итак, первая загадка:
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
- Правильно снежинка. Посмотрите, сколько разноцветных снежинок принесла нам зима.
- Сосчитайте, сколько всего снежинок?
- Давайте сосчитаем от одного до десяти. От десяти до одного.
- Назовите соседей числа 4, 7, 2, 10.
- Назовите, какого цвета снежинки? (на доске 7-8 снежинок разных цветов)

Какая по счету голубая снежинка?
- Какая по счету желтая снежинка?
- Какая по счету зеленая снежинка?
- Какого цвета третья по счету снежинка?
- Какого цвета пятая по счету снежинка?
- Какого цвета шестая по счету снежинка?
- Какая снежинка находиться между розовой и голубой? Между белой и красной?
- Отлично справились с этим заданием. Попробуем отгадать следующую загадку.

3. Образование множеств с заданным количеством элементов.
Работа с демонстрационным и раздаточным материалом
У нее одежки колки: Все иголки, да иголки.
Звери шутят: "Дядя еж на нее слегка похож".
Приходит с подарками, блестит огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год - главная. Елка.
- Верно, елка, но не простая, а новогодняя. Посмотрите какая она нарядная (выставляется картинка елки с игрушками)
- Игрушками какой формы украшена наша елка? (круглой и квадратной)
- Кто поможет мне выбрать круг? (вызывается один ребенок к доске)
- Что мы знаем о Круге? (у круга нет углов)
- У какой еще геометрической фигуры нет углов? (овал)
- Кто поможет мне выбрать овал?
- Кто может выбрать квадрат? Что мы о нем знаем? (у квадрата четыре стороны, четыре угла, все стороны ровны).
- У каких еще фигур по четыре стороны и угла? (прямоугольник, ромб, трапеция). Как их можно назвать одним словом? (четырехугольники)
- А сейчас открывайте пеналы и приготовьте карточки. (карточки из двух рядов)
-Выложите в первом ряду карточки столько квадратов, сколько игрушек квадратной формы на нашей елке.
- Во втором ряду выложите столько кружков, сколько игрушек круглой формы.
- Сколько вы выложили квадратов? Давайте проверим. Сколько кругов?
- Чего больше кругов или квадратов?
- А сейчас выложите в первом ряду столько квадратов, сколько красных игрушек на елке, а во втором ряду столько кругов, сколько желтых игрушек. Проверим. Каких игрушек больше: красных или желтых? Каких меньше?
- А сейчас задание посложнее, с ним справиться самый внимательный.
- Какая фигура здесь лишняя? (из 3-ех фигур - синий круг, желтый круг и синий квадрат - выбрать лишнию). Почему, объясните.
4. Физкультминутка «Метелица»
5. Дид.игр «Отгадай по описанию»
- Уже две загадки Зимы мы отгадали и справились с заданиями, попробуем отгадать третью:
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век.
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
- Правильно, снеговик. Посмотрите, сколько снеговиков дарит нам зима, все они разные. Чем же они отличаются? (выставляются 6 снеговиков, отличающихся цветом ведра на голове, метлой или лопатой в руках, разным количеством «пуговиц»)
- Давайте, ребята, поиграем, я буду описывать снеговика, а вы должны догадаться о каком снеговике я говорю.
Проводиться дидактическая игра «Отгадай по описанию»

6. Дид.игр «Найди пару»

Ребята, а как вы думает о ком следующая загадка?
Две сестрички,
Две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - их надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Варежки носят по одной? Нет, конечно, их носят парой, а вот наши варежки перепутались, помогите найти пару одинаковых варежек. (из 5 варежек необходимо выбрать 2 одинаковые)
Проводиться дидактическая игра «Найди пару»
7. Работа с сигнальными карточками. Дид. упражнение «Это правда или ложь»
- А сейчас немного поиграем и докажем Зиме, что мы готовы ее встретить и все о ней знаем. Если то, о чем я говорю - правда, вы поднимаете зеленую карточку, если ложь, красную карточку.
- Зимой метет метель.
- Зимой цветет сирень.
- Зимой можно кататься на лыжах.
- Зимой птицы улетают на юг.
- Зимой медведь спит.
-Зимой бегут ручьи.
-Зимой можно играть в снежки.
- Дед Мороз приходит зимой.
- Молодцы, вы были очень внимательны!
8. Работа в тетрадях. Развитие графических навыков.
- И последнее задание, которое приготовила вам Зимушка-Зима. Открывайте тетради:
Я тетрадь свою открою И с наклоном положу
Я друзья от вас не скрою Карандаш вот так держу.
- Если вы правильно соедините цифры от 1 до 7 вы узнаете, какой сюрприз приготовила вам Зима. (соедиив цифры правильно, дети получают изображение елки)
9. Подведение итогов.
- Молодцы, ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями проказницы Зимы (отметить наиболее активных детей), и она как и обещала - дарит вам подарок - это математическое лото.

Программные задачи:
1. Формировать элементарные математические представления:
обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойствам:
упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 5;
развивать умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти.
2. Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
3. Воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

Конспект НОД с использованием проблемного обучения на тему «Волшебница-зима»
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что воспитатель должен владеть необходимыми образовательными технологиями. Одной из них является технология проблемного диалога.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний детьми посредством специально организованного педагогом диалога.
Технология проблемного диалога в полном объёме используется в школе. В дошкольном образовании рассматривается использование проблемных ситуаций, то есть воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение развивает речь, мыслительные способности детей, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Существуют определённые способы создания проблемных ситуаций, которые педагог может использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, поскольку постановка проблемы – неотъемлемая черта познания старших дошкольников.
Для создания проблемных ситуаций можно использовать следующие методические приёмы:
1. Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения (Например: Летом много солнца и света. Зимой солнца и света очень мало, а комнатные растения не погибают. Почему?);
2. Предложение детям рассмотреть явление с различных позиций (Например: Осенью птицы улетают в теплые края. Почему?);
3. Побуждение детей к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов (Например: Помочь кукле Алсу выбрать предмет мебели. Стул и табурет. Дети находят сходство, различие и вместе с воспитателем обобщают знания);
4. Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение (Например: Чем отличаются животные от растений?);
5. Постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными данными, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и др.) Например: Как нарисовать траву, если нет зеленой краски?
Предлагаем вашему вниманию конспект занятия для старшей группы с проблемным обучением.

Тема: «Волшебница-зима»
Цель: Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных представлений о свойствах снега.
Задачи.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе и интерес к познанию; приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.
Развивающие: формировать у детей правильное представление о зиме: зима – волшебница, зима-художница; развивать память, внимание, воображение; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь; продолжить работу над культурой речевого обращения;
Образовательные: обобщить представление детей о зиме; учить устанавливать связи и закономерности в природе, побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать логику рассуждения, решая проблемные ситуации; учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности.
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка».
Методы и приемы:
Игровой (персонаж Снеговик, сюрпризные моменты)
Использование природного материала – снега.
Словесные методы (беседа, использование художественного слова –загадки, стихотворения о зиме, вопросы поискового характера) .
Оборудование и материалы: ТСО, картинки-загадки, письмо, инвентарь для опыта со снегом - ведерки со снегом и водой, стаканчики с чистой водой.
Раздаточный: снежинки из бумаги
Предварительная работа: Беседа о признаках зимы; наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки, сосульки, льдинки); опыты и эксперименты со снегом и льдом (измерение глубины снега, замораживание окрашенной воды и др.); серия познавательных рассказов воспитателя на тему «Зима», «Снег и лед»; чтение познавательной литературы по теме; разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях, рисование зимних пейзажей, прослушивание классических произведения П.И.Чайковского «Декабрь-Вальс».

Ход НОД:
В: Ребята встаем все в круг и пожелаем друг другу доброго утра.
Все вместе: Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Здравствуйте, милые дети
Вы прекрасней всех на свете!
В: Ребята, сегодня я получила письмо, но не знаю от кого. Давайте, вместе откроем и прочтем его.
Так начинается письмо:
«Я не был у вас очень давно
Друзья, нам встретиться пора
До скорой встречи, детвора!» Снеговик.
В: Ребята, а как вы думаете, почему именно сейчас решил прийти к нам в гости снеговик? (Потому что зима)
В: Ребята, а вы любите зиму? (Да, любим)
В: Послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Волшебница зима!»
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
В: Ребята, что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)
- Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль)
- Какая погода бывает зимой?
- Что происходит зимой на водоёмах?
- Какой бывает снег? (лёгкий, белый, холодный, пушистый, колючий, грязный)
Стук в дверь. Входит снеговик.
С: Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)
В: Проходи, Снеговик, мы очень рады тебя видеть. Ой, а почему ты такой невеселый?
С: Прилетела ворона, села мне на плечо, клюнула и сказала, что я не вкусный. Рассердилась и улетела. И мне стало очень грустно. Почему я не яблоко или клубничка…
В: Ребята, а почему ворона так сказала? (ответы детей).
Опыт (воспитатель ставит ведерко со снегом)
В: А теперь вставайте в кружок со мной.
Игра. Выпал беленький снежок – собрались мы все в кружок,
Мы потопаем, мы потопаем,
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем.
Чтоб нам было веселей, будем прыгать мы скорее.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем.
Воспитатель: А теперь, давайте посмотрим, что стало с нашим снегом.
С: Ой, где же снег, здесь только вода.
В: Да, Снеговик, снег только на морозе такой рыхлый и пушистый. А в тепле он превращается в воду. А сейчас я перелью в стаканчик эту талую воду. И мы посмотрим чистый ли снег? Смотрите сколько грязи в снегу, поэтому есть снег нельзя ни в коем случае. Ребята, посмотрите, а в этом стакане у меня чистая вода и эту воду пить можно. Попробуйте эту воду? Какая она на вкус? (Вода не имеет вкуса).
В: Дети, значит, снег – это замерзшая вода, а вода не имеет вкуса.
В: Не расстраивайся, Снеговик, мы тебе покажем и расскажем о том, что снег – это хорошо и зимнее время – это время волшебства, чудес и прекрасных праздников. А для начала я вам загадаю загадки:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Ребята, что представляет из себя снег? (Снег состоит из снежинок)
Игра «Снежинки»
Дети делятся на две команды. Им раздают снежинки из бумаги. Дети должны найти такую же снежинку в противоположной команде.
В: Снеговик, ты ведь тоже слеплен из снега, значит, такой же красивый, как эти снежинки!
В: Но пока мы говорили с вами о природных явлениях, Зимушка решила пошутить и приготовила нам картинки-загадки.Посмотрите на картинку и скажите, что на ней лишнее, чего не бывает зимой?
В: Молодцы, вы сумели найти ошибки и теперь картинки выглядят правильно.
С: Какие умные ребятки! Все знают и, наверное, все умеют!
В: Ребята, а как вы думаете, снег и лёд – это хорошо или плохо? (ответы детей). Давайте посмотрим на экран:
1. Маленькие ростки пшеницы, они не замерзли. Почему? (снег сохраняет тепло)
2. Где образуется лёд? (на поверхности водоёмов)
3. Что делают рыбаки на реке зимой? (ловят рыбу)
4. Почему все живое не замерзает подо льдом? (лёд тоже сохраняет тепло)
С: Ребята, значит, снег и лёд – это очень хорошо.
В: Вот теперь и Снеговик знает, что зимой нам бывает, не только холодно, но ещё хорошо и весело. Какой праздник мы отмечаем зимой? (Новый год). Давайте подарим снеговику песню на татарском языке «Новый год» (хоровод)
С: Спасибо вам, ребята! Я понял. Пусть я не вкусный, но зато красивый и полезный. Я приготовил для вас подарки (раздает раскраски с изображением снеговика). А теперь мне пора. Я буду ждать вас на улице. До свидания!
Рефлексия.
В: Ребята, скажите, почему расстроился Снеговик? Снег – это хорошо или плохо? Какие задания для вас были трудными? Мне понравилось, как сегодня Амир играл и отвечал. Амир, а тебе кто понравился? (Дети оценивают друг друга)
В: Ребята, добрые слова не лень
Говорить нам целый день,
На прощание всем мы скажем:
До свидания!

Список литературы
1. Селихова Л. Г. Интегрированные занятия. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Издательство « Айрис – пресс», 2007. – С. 33-36.
2. Ладутько Л. К., Шкляр С.В. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников.- СПб.: Издательство «Сфера», 2008. – С. 15-17.
3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Издательство «Знание», 1991. – 80с.
4. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.- М.: Издательство «Детство – Пресс», 2012 . – С. 58.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня, ребята, к нам в детский сад пришла мудрая сова. Она знает много загадок и хочет вам загадать одну загадку. А вы ребята, слушайте внимательно:
«Научит она никогда не скучать,

Задачки решать,
И предметы считать,

Дети: Не знаем.
Воспитатель: Тогда я вас ребята, приглашаю отправиться в интересное путешествие вместе с мудрой совой: выполнить разные задания, поиграть и правильный ответ на загадку узнать. Хотите в путешествие?
Посмотрите необычный поезд – поедим на нем. (вагончики поезда – детские стульчики, на которые прикреплены геометрические фигуры)
Чтобы получить билет, дайте правильный ответ:
- Посчитайте сколько всего вагончиков?
- Какая фигура на первом вагончике? 3-м?
- Какой вагон находиться между 1-м и 3-м?
- На каком вагоне по счету нарисован круг?
Молодцы! Получите билеты и займите место в вагоне такой же формы.
Воспитатель: Внимание! Проверка билетов!
- Какого цвета Ваш билет?
- Какая фигура на твоем билете, Дима?
- Покажите только синие билеты (зеленые, красные).
Дети рассаживаются.
Воспитатель. Теперь мы с вами поиграем в игру. Игра называется «Молчанка»
Я вам буду задавать вопросы, а ответы на вопросы вы мне будете показывать карточками с цифрой. Самое главное условие, говорить в этой игре нельзя (карточки с цифрами находятся под стульчиками).
– Сколько пальцев на правой руке?
– Сколько пальцев на левой ноге?
– Сколько глаз у светофора?
– Сколько хвостов у двух котов?
Воспитатель: Вот и «Станция цифр». Выходите на опушку, ребята, я слышала, что наша мудрая сова знает все цифры, а вы знаете?
Дети считают. Прямой и обратный счет (до 5).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этой полянке растут грибы и цветы. Растут они не врозь, а вместе, группами. Найдите на поляне группу предметов, которые соответствуют по количеству цифре 3? 5? (Воспитатель проверяет правильность ответов).
Посчитайте сколько грибов?(5) А сколько цветов?(3) А как сделать так, чтобы цветов стало столько же, сколько грибов? (Добавить еще 2 цветка).
Вот, молодцы, справились с заданием. А теперь давайте мы с вами поиграем:
Все захлопали в ладоши дружно, веселее (хлопают)
Застучали наши ножки громче и быстрее (топают)
По коленочкам ударим тише, тише, тише
Ручки поднимаем выше, выше, выше
Завертелись наши ручки, снова опустились
Покружились, покружились и остановились.
Станция «Гостевая». Вот мы покружились и оказались в гостях у ежа. А ежику нужна помощь. Надо помочь ему собрать в корзину только съедобные грибы. Ёжик даст подсказку как определить съедобный гриб.
Задание выполняется с блоками Дьенеша. Детям раздаются карточки с кодировкой фигур. Дети «читают» кодировку и находят нужный им блок (съедобный гриб) складывают в корзину к ёжику.
Станция «Угощения».
Воспитатель: Ой! Пока мы на поезде ехали, по дорожкам сказочного леса шагали - все угощения перемешались. Давайте разберемся, что здесь у нас в ведерке? Кого чем угостить?

Воспитатель: Может быть, теперь вы сможете догадаться, про что же была загадка (читает еще раз) : «Научит она никогда не скучать
И форму, и цифры, и цвет различать,
Задачки решать,
И предметы считать,
А как же её одним словом назвать?
Если дети затрудняются – напоминает – Где мы сегодня были, и что делали?
Что нам помогло справиться со всеми заданиями? Знание Математики.
Воспитатель: Молодцы, ребята!

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

И. А. Помораева, В.А. Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике в средней группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.

Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделить сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий. В работе с детьми, как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез, 2006).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов и позволяющий расширить содержание работы с детьми пятого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

поровну, столько – сколько .

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами .

.

Занятие 2

.

Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Занятие 3

.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже .

Занятие 2

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».

Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.

Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.

Занятие 3

Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше – ниже.

Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) .

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа .

Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.

Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.

Занятие 2

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.

Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Занятие 4

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на воспрос «Сколько?».

утро, день, вечер, ночь .

Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

II квартал

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».

Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя:

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая дорожка».

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

Занятие 3

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.

Занятие 4

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.

Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 1

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.

Познакомить со значением слов далеко – близко .

Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.

Занятие 2

Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Уточнить представления о значении слов далеко – близко.

Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Занятие 3

Упражнять в счете звуков в пределах 5.

Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий , короткий, длиннее, самый длинный.

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Занятие 4

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра .

Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо) .

Занятие 1

Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра .

Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: .

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Учить сравнивать 4–5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий .

Занятие 3

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

III квартал

Занятие 1

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

Занятие 2

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.

Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

Занятие 3

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

Упражнять в умении сравнивать 4–5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше .

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Занятие 1

Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.

Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.

Занятие 2

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.

Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами:

Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь .

Занятие 3

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Занятие 4

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.

Конец учебного года предполагает работу воспитателя по закреплению программного материала в сюжетно-игровой форме с использованием традиционных и нетрадиционных приемов обучения детей. Возможно проведение математических развлечений и досугов.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько .

Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше .

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу .

Демонстрационный материал. Дорожка из бумаги, корзинка, макет поляны.

Раздаточный материал. Грибы, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.

Методические указания

Игровая ситуация «Путешествие в осенний лес». (Занятие можно провести на прогулке.)

I часть. Воспитатель предлагает детям поехать в осенний лес. Уточняет время года и его характерные признаки.

Обращает внимание детей на корзинку с грибами и спрашивает: «Сколько корзинок? Сколько грибов в корзинке?»

Дети берут по одному грибочку. Воспитатель выясняет: «Сколько грибов вы взяли?»

Воспитатель предлагает детям поставить свои грибы на полянку и уточняет: «Сколько грибов стало на полянке?»

Затем обращает внимание детей на разбросанные на дорожке осенние листья: «Сколько листочков на дорожке? Принесите к своему грибочку один листочек. Что можно сказать о количестве листочков и грибочков? (Воспитатель побуждает детей использовать в речи знакомые выражения, обозначающие равенство: поровну, столько – сколько. ) Как еще можно расположить грибочки и листочки, чтобы было видно, что их одинаковое количество?» (Можно поставить каждый грибочек на один листочек или одним листочком накрыть каждый грибочек.) Дети располагают предметы одним из способов (по договоренности).

II часть. Игровое упражнение «Найди пару».

Дети вместе с воспитателем рассматривают шишки. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает: «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару – маленькую шишку. Попробуйте спрятать в ладошках большую (маленькую) шишку. Возьмите маленькую шишку в правую руку, а большую – в левую руку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? (Маленькая шишка меньше большой шишки.) Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки.)

III часть. Игра «Что где находится».

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, какие предметы они видят вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Занятие 2

Программное содержание

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько .

Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Игрушки: Винни Пух, Пятачок, Кролик, 2 коробки, красные и синие кубы (по количеству детей), сюжетные картинки с изображением разных частей суток.

Раздаточный материал. Кубы и треугольные призмы (по 5 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

Игровая ситуация «В гостях у Кролика».

I часть. Игровое упражнение «Положим кубы в коробку».

На столе разложены разноцветные кубы.

Воспитатель говорит детям: «Винни Пух и Пятачок собираются в гости к Кролику. Как вы думаете, во что они могут поиграть? (Ответы детей.) Давайте соберем все кубы. Какого цвета кубы? Как узнать, поровну ли красных и синих кубов? На каждый красный куб поставьте синий куб. Что можно сказать о количестве красных и синих кубов?

Возьмите по одному красному или синему кубу и разложите их в две коробки так, чтобы в одной были все красные кубы, а в другой – все синие кубы».

II часть. Игровое упражнение «Построим домики».

У детей на столах по 5 кубов и 4 призмы. Кролик просит детей помочь ему построить домики. Он спрашивает: «Что нам понадобится для строительства домиков? Какие фигуры есть у вас на столах?» (Предлагает расставить все кубы в ряд.) Что нужно положить на кубы, чтобы получился дом?» (Крышу.)

Дети находят фигуры, похожие на крыши, и достраивают дома.

«У всех ли домиков есть крыша?» – спрашивает Кролик.

Дети вместе с воспитателем обсуждают способы уравнивания предметов и достраивают один домик.

III часть. Игровое упражнение «Поможем Винни Пуху разложить картинки».

Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает: «Кто изображен на картинке? Что делают дети, нарисованные на картинке? Когда это бывает?» Дети последовательно расставляют картинки (утро, день, вечер, ночь).

Занятие 3

Программное содержание

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже .

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению; 5–7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя ленты разной длины, 2 дощечки разной ширины, фланелеграф.

Раздаточный материал. Двухполосные счетные карточки, карточки с изображением воздушных шаров синего и красного цветов (по 5 шт. для каждого ребенка), звездочки.

Методические указания

Игровая ситуация «К нам приехал цирк».

I часть. Игровое упражнение «Найди отличия».

В гости к детям «приходят» клоуны, у которых элементы костюмов отличаются по форме, цвету, пространственному расположению. Они просят ребят угадать, чем отличаются их костюмы.

II часть. Клоуны «играют» с воздушными шариками.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько шариков у клоунов? Какого они цвета?»

Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить все картинки с синими шариками, а на нижнюю – все картинки с красными шариками.

После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Сколько синих шариков? Сколько красных шариков? Шариков какого цвета больше (меньше)? Как сделать так, чтобы синих и красных шариков стало поровну? (Дети уравнивают количество шариков одним из выбранных способов.) Что можно сказать о количестве синих и красных шариков?»

III часть. Игровое упражнение «Сравним ленты».

Клоуны «показывают» упражнения с лентами.

Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоунов? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?»

Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?»

IV часть. Игровое упражнение «Перепрыгнем через дощечки».

Воспитатель показывает детям дощечки и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкую (узкую) дощечку и предлагает перепрыгнуть через дощечки.

В конце занятия клоуны дарят ребятам звездочки.

Конспект НОД по ФЭМП для средней группы «Зимние игры».

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры.

Задачи : Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5. Формировать представление о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета, уравнивать неравные группы двумя способами. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Закреплять пространственные направления, обозначать их словами справа, слева, вверху, внизу. Закрепить представление о последовательности частей суток.

Оборудование и материалы: геометрические фигуры разных цветов, картинки «Части суток». Раздаточный материал: «Цветные льдинки» (синие и красные круги), перфокарты «ёлочки», цветные карандаши.

Предварительная работа : дидактические игры «Считай – не ошибись», «Части суток».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»; приоритетная область – «Познавательное развитие».

Ход: Психологический настрой: (Дети становятся в круг, держась за руки.)

Мы ладошку к ладошке сложили И друг другу дружить предложили. Будем мы заниматься, играть, Чтобы добрыми, умными стать. Мотивация: Воспитатель: Дети, я хочу прочитать вам красивое стихотворение, а вы мне поможите его продолжить: Белый снег, пушистый В воздухе кружиться И на землю тихо Падает, ложиться. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрыло чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… Написал это стихотворение И. Суриков; как оно называется? (Зима). Про какое время года говорится в этом стихотворении? Дети: Про зиму. Назовите признаки зимы. (Ответы детей). В окно залетело несколько снежинок. Давайте их сосчитаем. Дети считают (всего 5 снежинок). Прилетело еще несколько снежинок.

Упражнение на развитие речевого дыхания . Предлагаю детям взять в руки по снежинке и подуть на нее, чтобы она слетела с руки. Дети проходят и садятся за столы. Что происходит зимой с водой? (Вода замерзает и превращается в лед). Зима наморозила нам разноцветные льдинки. Красные льдинки какой формы? (круглой). Синие льдинки какой формы? Выложите на верхней полоске карточки 5 красных льдинок. Сосчитайте их. Сколько красных льдинок? (5). На нижнюю полоску выложите с права на лево все синие льдинки. Сосчитайите их. Сколько синих льдинок? (4). Каких льдинок больше? (красных), каких льдинок меньше? (синих). Как сделать так, чтобы льдинок синих и красных стало поровну? (два способа уравнивания: убрать лишнюю красную льдинку или добавить недостающую синюю льдинку). Обговариваем способы уравнивания. Воспитатель предлагает воспользоваться одним из них.

Музыкальная физкультминутка. «Лепим мы снеговика».

Пока мы лепил снеговика, я нашла еще много цветных льдинок. Они все разного цвета и разной формы. Похожи на геометрические фигуры. Давайте с ними поиграем. Я буду называть какую геометрическую фигуру и какого цвета каждый из вас возьмет. Юля возьми красный круг, Илья – синий квадрат и т.д. Молодцы, Пока льдинки не расстаяли, сложите их корзинку. Дети проходят за столы.

А какой самый любимый детворой зимний праздник? (Новый год). На новый год все наряжают ёлочку. Давайте и мы нарядим елочки.

Работа с перфокартами . По словесному указанию воспитателя дети раскрашивают шары на ёлке: красным цветом шар на верху ёлки, желтым – внизу, синим- справа, зеленым – слева. Проверьте друг у друга правильно вы раскрасили шарики? Наступит вечер и разноцветные шарики загорятся на елочке красивыми огоньками. Давайте вспомним части суток.

Дид. Игра «Части суток». Дети называют части суток (начнем с утра). Вдруг подул ветер и картинки поменялись местами. Дид. упр. «Что поменялось местами».

Рефлексия: дети выходят на ковер. Понравилась вам наши зимние игры? С чем мы сегодня играли? (со снежинками, с цветными льдинками, с картинками «Части суток»). Что вам больше всего понравилось на занятии?

Молодцы! Все хорошо играли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект оод по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»в подготовительной группе:«Мой папа - Защитник Отечества» Конспект разработала воспитатель Юдина А.Г.Тема ООД: «Портрет папы»

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности лица человека (папы) и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции) ;- побуждать детей соединять в одном рисунке разны...

Конспект оод по образовательной области «Развитие речи» «Письмо для марсиан» Конспект разработала: воспитатель под. группы БушмакинаЕ.Н.Тема ООД: «Письмо для марсиан»

Речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных знаний;- Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.-внимание-умение договаривать...