Двенадцатый месяц. Общение с детьми
Малышу пошел 12-ый - последний месяц младенчества. За первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг и вырастает на 25 см.
Существенные изменения наблюдаются и в психическом развитии ребенка. Масса мозга увеличивается в 3,5 раза по сравнению с новорожденным состоянием. Значительно увеличивается мозжечок, - отдел мозга, отвечающий за координацию и развитие общих движений малютки, моторику пальцев рук. Начинает развиваться активная речь, появляются первые осознанные слова и простейшие обобщения. Малыш уже более понятлив и "управляем" при помощи слов. Вместе с тем, дитя становится и более подвижным, активно учится ходить.
Увеличивается время бодрствования малютки с 2-х часов (как было в предыдущий микропериод - от 6 до 9 мес.) до 2,5-5 часов. Это связано с тем, что возрастает работоспособность и выносливость его нервной системы. Малыш уже способен заниматься со взрослым, выполняя несложные, но результативные действия с кубиками, шарами, кольцами и пр.. Ребенок, например, снимает и надевает на палочку кольца большого размера; складывает в корзиночку грибочки; вытаскивает из ведерка шарики и скатывает их с лоточка. В режиме дня годовалого ребенка выделяют три периода бодрствования, когда можно организовать игры-занятия: с 6.30 до 9.00 (9.30); с 11.30 до 14.00 (14.30); с 16.00 до 19.00 (19.30) часов.
На протяжении 12-го месяца, в поведении малыша происходят существенные изменения. Значительно возрастает его самостоятельность. Вы почувствуете, что у ребенка возникает потребность проявлять все большую и большую активность.
Родителям следует знать, что в этот период закрепляются и совершенствуются навыки и умения, приобретенные на 10-м и 11-м месяцах жизни. У малыша возникает потребность повторять и повторять все то, что он уже умеет. Например, в 11 месяцев ребенок научился делать первые самостоятельные шаги, держась за опору, а на 12-м - он начинает ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и без нее, самостоятельно.
Малютка уже ориентируется среди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды "кирпичиков" и т.п. Он узнает знакомые игрушки на картинке: показывает пальчиком названный взрослым предмет. Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: "найти", "принести", "дать", "положить на место" и т.п.
Годовалый малыш запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).
К началу 2-го года лексикон ребенка состоит из 6-10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (например, "ма-ма", "па-па", "ба-ба", "га-га", "ля-ля", "ав-ав", "топ-топ"), а так же короткие звукосочетания типа "дай", "на", "вот".
Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи. Малыш понимает слово "нельзя", если родители употребляют его в нежелательных для ребенка ситуациях. Однако его чувства еще не подчиняются разуму, отсутствует волевое поведение, поэтому часто он бывает непредсказуем в своих действиях для взрослых, непосвященных в тонкости раннего детства. Следует учитывать, что общение с ребенком СТРОИТСЯ на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе. Это значит, что взрослый выводит ребенка из трудных, а порой и опасных ситуаций не уговорами или угрозами, а конкретно, практически оберегая его, наблюдая за его действиями и поведением, прогнозируя ситуацию в целом. Например, если дитя увидит блестящий предмет, будь то зеркальце или утюг, то обязательно сделает попытку схватить его рукой, не представляя последствий. Малыш может стянуть со стола салфетку вместе с чайным прибором, сунуть пальчик в дверную щель, схватить за хвост собаку и т.д. Родители должны оберегать малыша, не наказывать, а отвлекать от нежелательных действий, говорить "нельзя".
Иногда, видя как сын или дочь "расправляются" со всем, что попадает к ним в руки - рвут, мнут, бросают на пол, родители хватаются за голову и помещают неутомимого проказника, в манеж. Кажется, выход найден... Но, не тут-то было! Через 5-7 минут дитя громким плачем заявляет о своем неудовольствии, и вы не знаете, что делать: уступить ему или проявить родительскую волю. Скажем прямо, ни в первом, ни во втором случае ситуация не выигрышная ни для матери, ни для ребенка. Почему? В первом случае вы демонстрируете малютке, что его крик -- самое действенное средство добиться желаемого. Это начало капризов. Во втором -- совершаете не меньшую ошибку, испытывая его нервную систему -- ему действительно не стоит проводить основное время бодрствования в манеже.
Мудрая природа заложила в ребенка сенсомоторную потребность в движении и действиях с предметами, необходимость воспринимать их свойства, эмоционально-чувственно познавать мир и ориентироваться в нем. Вот почему его нельзя лишать радости знакомства с окружающим, ограничивать в движениях и освоении пространства , как бы это не было трудно! Иначе мы, взрослые, посягаем на его здоровье и не обеспечиваем полноценное психическое развитие. Так называемый, кризис ребенка первого года, как раз и связан с недостаточностью двигательной активности, "сенсорным голодом", т.е. отсутствием впечатлений из окружающего мира, скудостью предметно-пространственной среды и отсутствием достаточного общения со взрослыми.
КРИЗИС первого года проявляется в поведении малютки. Он выражается в нервозности ребенка, его крике, неповиновении взрослому, упрямстве и капризах и является, зачастую, следствием неправильно организованной жизни малыша в целом. Дитя проказничает в тех случаях, когда родители оставляют его без внимания. Ведь сейчас он не может обходиться без взрослого, занять сам себя, безропотно сидеть, пережидая, когда мама переделает домашние дела и поиграет с ним.
Следует помнить, что вы его альфа и омега в освоении окружающего мира. От вас зависит физическое и психическое здоровье крохи! Именно поэтому маме дается государственный отпуск по уходу за ребенком.
Положа руку на сердце, скажем маме: в первую очередь занимайтесь ребенком, оставив все другие "неотложные" дела. Уборка, стирка, мытье полов - подождет. Вы успеете это сделать, когда дитя будет спать. А, еще лучше, если вам помогут домашние - все должны быть заинтересованы в психофизическом благополучии малыша, потому что запаздывающее психическое развитие малютки наверстать значительно труднее.
Большое заблуждение считать, что кризис развития ребенка первого года, -- явление неизбежное. Это не так. Кризис происходит только в том случае, если врожденные потребности развития своевременно не удовлетворяются взрослым. Иными словами, кризис возникает, когда потребности малыша вступают в противоречие с его возможностями: хочет что-то сказать, но еще не владеет речью, хочет что-то достать, но не дотягивается; хочет пройти несколько шагов и... падает, и так почти во всем. Невольно задумаешься: легко ли быть маленьким? Вместе с тем, как считают психологи, именно это противоречие между потребностями и возможностями крохи и является движущей силой его психического развития. Ребенок продолжает осваивать мир не смотря ни на что , можно сказать, идет через тернии к звездам! Перед этим упорством мы, взрослые, должны склонить головы. Родителям важно понимать процесс становления психики малыша, потому что страшно не само противоречие между потребностями и возможностями ребенка, а его неразрешенность, отсутствие понимания и помощи со стороны взрослых членов семьи. Вот почему рядом с маленьким тружеником всегда должен находиться мудрый и терпеливый помощник.
Если мама и папа знают, чем и как заниматься с малышом, умеют руководить его поведением и эмоциями, общаться с крохой, доставляя друг другу радость, - в их жизни всё происходит правильно. И никакого кризиса не будет.
На что обратить особое внимание родителям на 12-м месяце жизни ребенка
Обратите внимание насколько более осмысленно и дольше ваш малыш стал наблюдать за стайкой купающихся в луже воробьев или за проезжающим самосвалом. Да, и вы сами, попадаете в "прожектор" детских глаз: дитя наблюдает за вашими реакциями, действиями и эмоциями в той или иной ситуации. Через родительское отношение к тому или иному явлению он начинает понимать и осваивать окружающий его мир, входить в социум.
В этот период жизни малыш еще не отделяет себя от взрослого, ухаживающего за ним, его собственное "я" только начинает складываться. Дитя копирует и действия, и эмоции взрослого, можно сказать "отражает" их.
Следует всячески поощрять и практиковать ситуации наблюдения , когда ребенок замирает, наблюдая действия взрослого, выполняющего какую-либо работу или видит что-то необычное, новое в своем окружающем. В эти моменты не стоит его отвлекать, потому что так начинает формироваться концентрация внимания и самая элементарная самоорганизация, правда, пока что на рефлекторной, ориентировочной основе, т.е. непроизвольном интересе ко всему новому, попадающему на глаза. Когда непроизвольный интерес у малыша проходит, мама, может вновь привлечь его внимание к наблюдению, дать краткие и очень понятные пояснения того, что видит ребенок, называть предметы и действия. Например, "Да, дядя красит... Красит забор" или "Бабушка кормит птичек", или "Мальчик играет в мяч" и т.п.
Необходимо обогащать игровую практику ребенка, инсценируя действия с сюжетными игрушками. Такие показы из одного-двух актов демонстрировались ребенку и ранее, в 10-11 месяцев. Тогда они носили чисто эмоциональный характер (например, куколка едет на лошадке или зайка играет на барабанчике и т.п.). На 12-м месяце эти показы приобретают новый акцент: теперь взрослый старается перевести в игровой план ту или иную ситуацию, которую малыш наблюдал в действительности . Например, он видел как бабушка кормила на улице голубей. Дома мама показывает ему игрушечных птичек, которых "кормят", "поят водичкой", "пускают полетать". В завершение показа можно спеть про них песенку: "птички летели, на головку сели, ладушки запели". В другом случае, после наблюдения за машиной, с которой сгружали кирпичи, дома можно нагрузить кубиками игрушечную машинку, отвезти ее в другую часть комнаты, построить из кубиков башенку. Показы, отражающие реальную практику жизни, формируют отражательную способность мозга, а следовательно, развивают наглядно-действенное мышление, свойственное этому периоду детства.
К сказанному выше следует добавить, что особое значение приобретают показы на кукле последовательности действий человека, раскрывающие и отражающие логику поведения взрослого. Например, если кукла "хочет спать", ее укладывают в кроватку, накрывают одеяльцем, поют колыбельную песенку. Если кукла пришла в гости, ее угощают едой, приглашают играть и танцевать. При купании куколки понадобится мыло и мочалка, ванночка с водичкой, а затем полотенце. Собираясь на прогулку, куклу одевают в пальто, заворачивают в одеяльце, сажают в саночки. Взрослый, в игровых показах отражает жизнь самого ребенка , чем способствует развитию речи и мышления. Такие инсценировки наглядно раскрывают ребенку функциональные действия человека: для еды нужна ложка, для мытья - мыло, для причесывания - расческа.
Развитие речи и ее понимание, по-прежнему остается ведущей линией в этот период. На 12-м месяце жизни взрослый стремится вступить с ребенком в "диалог" , используя все доступные для малютки средства: жесты, мимику, лепетные слова, звукоподражания. Общение с ребенком должно носить "двусторонний" характер. Это значит, что мама не только говорит сама, называет предметы и действия с ними, но и ожидает "ответа" от малыша в любой форме.
Продолжается практика освоения ручных операций с дидактическими игрушками и предметами. Ученые доказали, что эти действия благотворно влияют и на развитие речи малыша. Новым может стать включение в практику предметов быта, например, дитя собирает шарики в маленький бидончик, опускает в водичку дуршлаг, наблюдает как вода убывает через дырочки. Следует практиковать показ, так называемых, орудийных действий, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу, воздействуя предметом на предмет, используя при этом подручные средства -- палочки, молоточек, сачок, совочек и т.п. Мама показывает, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д. Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.
К концу 12-го месяца родителям следует начать перестраивать отношения с малышом. Организуйте их так, чтобы не вы делали что-то за малютку, а совместно с ним выполняли то или иное действие, решали задачи. Это, так сказать, каркас, на который вам предстоит настраивать красивое, надежное здание ваших отношений в ближайшем будущем. Как бы ни был мал ребенок, старайтесь не делать за него то, что он уже может выполнить сам. Однако всегда следует помнить о возрастных возможностях крохи.
После любого показа действий, мама предоставляет малышу возможность повторить их. Конечно, помощь взрослого в этих случаях не исключается.
Следует помнить, что эмоциональное общение с малюткой не утрачивает своей актуальности. Не скупитесь на проявления своей любви. Малышу недостаточно того, что его только учат, холят, кормят. Ему нужны ваши любящие глаза, ваши ласковые руки, ваши нежные слова и целующие губы. Ребенку необходимо чувствовать, что он является для вас бесконечной ценностью, не сравнимой ни с какими сокровищами мира. Ваша любовь помогает ему "познать" себя и "утвердить" собственную значимость в этом мире. Так дитя начинает постигать собственное "я" и зарождается его личность. А это, пожалуй, самое главное в развитии малютки в конце младенческого периода детства.
Развитие и воспитание ребенка: 12-й месяц жизни
|
Двенадцатый месяц – окончание грудничкового периода, который длится с первого месяца жизни и до исполнения ребенку одного года. Еще немного и вы отпразднуете первый день рождения своего малыша. За 12 месяцев ребенок вырастает в среднем на 25 см и рост к году составляет от 73 до 79 см.; вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, увеличивается почти втрое и составляет в среднем от 8,9 до 10,8 килограммов.
Физическое развитие на двенадцатом месяце
Ребенок уже встает без опоры и крепко стоит на ногах. Ближе к году большинство детей начинают самостоятельно ходить без поддержки: кто-то достаточно уверенно и к году уже способен бегать, а кому-то необходимо преодолеть свой страх, и он с осторожностью делает свои первые три-четыре шага. Таким деткам намного легче передвигаться, держась за опору – за мамину руку, коляску или спинку санок. При ходьбе малыш широко расставляет ножки носками врозь, не сгибая коленок (походка Чарли Чаплина), при этом балансирует руками и часто падает.
Ручки ребенка уже достаточно ловкие для того, чтобы брать мелкие предметы двумя пальчиками и крепко их держать. Дети в этом возрасте очень любят открывать/закрывать ящики, коробки с обувью, отлеплять липучки на одежде, развязывать бантики, шнурки, листать книги и журналы.
Игры и игрушки на двенадцатом месяце
Годовалому ребенку для развития необходимо приобрести наборы кубиков разных по цвету и величине, набор форм, вставляющихся друг в друга, наборы для ролевых игр (куклы, детская посуда, игрушечная коляска и т.п.). Показывайте ребенку, как можно один кубик поставить на другой, построить башню, а затем ее разрушить.
Годовалые дети с большим увлечением играют с ёмкостями: выливают, переливают, наполняют, опустошают. Любят играть кастрюлями с крышками и греметь ими. Играть с коробками: снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать коробки из-под обуви, выдвигать ящички и вытаскивать все содержимое шкафов. Ребенку нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой, просовывать игрушки в отверстия.
Обучайте малыша сложным действиям с предметами по словесному указанию: «построй башню», «дай мне зайку», «покорми куклу», «покатай машинку».
Находясь рядом с другими детьми, ребенок сначала изучает их со стороны, наблюдает за тем, с какими игрушками они играют, а затем повторяет их действие. Многие детки стараются забрать игрушки у других и очень редко отдают свои.
Еще одним из важных навыков, который осваивает ребенок после умения устойчиво стоять на ногах - это толкание и катание предметов (тяни-толкай). Ребенок получает удовольствие, когда толкает перед собой коляску, машинку, санки или тянет за собой на веревочке игрушки-каталки.
Очень полезно играть с ребенком в мячик: если ранее ребенок учился ронять мяч, то теперь он может его бросить. Ударять ногой по мячу ребенок учится, когда попадает по мячу случайно, во время ходьбы; вы можете держать ребенка за одну руку и попросить толкнуть мячик ножкой. И, несмотря на то, что первые удары ребенка по мячу очень слабые, с возрастом он сможет бить ногой по мячу с большей точностью и без вашей помощи.
Речь
Очень часто так происходит, что ребенок не может одновременно овладеть ходьбой и умением говорить. Ребенок может отставать в ходьбе от своих сверстников, но быстро пополнять словарный запас и наоборот. Мальчики обычно начинают разговаривать позднее, чем девочки. Но есть и такие детки, которые до определённого возраста не разговаривают или произносят слова крайне мало – не более 2-3 при норме 10-12 коротких слов, которые ребенок обычно выговаривает к году. И это тоже нормально, если ребенок понимает взрослого, у него есть пассивный словарный запас (малыш понимает значение слов, знает и показывает предметы, части тела, но при этом не произносит слова) значит, ему просто нет острой необходимости разговаривать, ведь ребенок сначала учится понимать язык, и только потом говорить.
Ранее вошедшие в лепет ребенка слоги - «ба», «па», «ма» в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: «баба», «папа», «мама» и др. Любой звук или слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша - слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу, и в различных случаях служат выражением разных значений. Эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации, так слово «да-да» может означать: «дядя» или «дай мне», «ка» - ворона или качели. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, служат средством общения со взрослыми и детьми, например, ребенок может произносить звук «а-а-а» и показывать пальчиком.
Многие дети используют также простые слова «дай» и «на». Остальной словарный запас большей частью состоит из особых облегченных слов, понять зачастую посильно только родителям. Например, «бам» – падение, упал, мячик, «бабака» - собака, бабочка и т.п.
Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам и словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого поддерживайте лепет ребенка легкими звукосочетаниями «топ-топ», «гуси-гуси-га-га-га». Учите его по вашей просьбе отвечать на такие вопросы, как: «Как ходят часики?». Скажи: «Тик-так». Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произносить их в сопровождении правильных, например: «Спи, ляля, бай-бай». Через 3-4 месяца, когда ребенок сможет подражать взрослым, надо перейти к обычной правильной речи.
Слух
Разговаривайте с ваши малышом постоянно, маленького ребенка во время бодрствования должен окружать звуковой фон: читайте потешки , рассказывайте ему сказки и о том, что окружает его вокруг, пойте детские песенки. Самые лучшие звуки для ребенка - это звуки природы: пение птиц, шорох листвы, журчание воды. Такие звуки не только развивают слух ребенка, но и благотворно влияют на его нервную систему. К году ребенок способен не замечать шума, когда сосредотачивает свое внимание на красочной картинке в книжке или увлечен игрой.
Зрение
Ребенок видит изображения уже почти как взрослый. Он хорошо различает цвета. Восприятие таких параметров, как высота и глубина улучшаются по мере того, как ребенок начинает овладевать ходьбой. К году у ребенка полностью формируются слезные протоки, поэтому склеивание век у него происходит реже. Узнает знакомых людей, находящихся в другом конце комнаты, еще до того, как они заговорили с ребенком. Узнает близких ему людей по фотографии.
Другие навыки и умения на двенадцатом месяце
Самостоятельно берет чашку двумя руками, пьет из чашки и ставит на стол. Может сам проситься на горшок, хотя многие детки горшок недолюбливают и абсолютно не хотят на него садиться. Ребенок по назначению использует расческу. Пытается рисовать.
Первые зубки
К году ребенок уже может иметь 8-12 зубов . Если у вашего малыша зубиков меньше, не переживайте, подождите еще несколько неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит .
Осмотр ребенка в поликлинике
В год проводят туберкулинодиагностику (ставится проба манту) и только после оценки результатов решается вопрос о вакцинации против кори, краснухи, эпидемического паротита.
Поводы для беспокойства на двенадцатом месяце
Если к концу двенадцатого месяца:
- держась за руку взрослого, не может сделать хотя бы несколько шагов;
- не понимает, что требуют от него взрослые (например, не подает игрушку);
- не умеет имитировать звуки и жесты;
- не может самостоятельно есть ложкой и без посторонней помощи пить из чашки.
Ах, любимый мой январь, приведи ко мне февраль.
Чтоб деньки он не считал, чтобы март быстрей настал.
Ах, любимый мой апрель, ты теплом меня согрей.
Чтобы солнышко вставало, мне бы душу согревало.
Я бы маем задышала, где природе мне шептала,
Там ведь лето впереди, погоди ты, не спеши,
Всё тепло тебе отдам, разукрашу я твой храм,
И до осени до самой радугой являться стану.
Вот и август мой придет и немножечко вздохнет.
Листопады, листопады, я прошу у вас награды.
С сентябрем придет...
Месяц любви и два года страданий,
Кипа исписанных мною бумаг.
Только избавьте… без причитаний,
В памяти дивный остался Судак.
Вынесу мусор, а с ним и обрывки
Порванных мною тетрадных листов -
Это простые из жизни отрывки,
История сложена из многих кусков.
Будут проблемы: она не захочет,
Чтобы так просто забыли её.
Но ни к чему… пусть похлопочет…
К хорошему вряд ли приведёт это всё.
Размытые рамки последних свиданий -
Где целоваться, где нужно обнять…
Только избавьте...
Месяц, месяц серебристый,
Месяц - острые рога.
Месяц, месяц ликом чистый,
Спинка - круглая дуга.
Что всю ночь по небу бродишь,
Ищешь что - иль сторожИшь?
Иль не спится тебе тоже,
И за сном ты вслед бежишь?
Ярких звёзд по небу стая,
Окружив тебя, плывёт.
Сверху людям, нам мигая,
Приглашает ввысь - в полёт.
Месяц серебристым светом,
Сделал странным мир Земной.
Сказки призрачной, секретом,
Тайной чУдной, полутьмой.
Месяц, месяц остролиций,
Острый рог, спина дугой.
Ты не...
Месяц златой взошел в полночное небо
Освещая туманную пыль фиолетов небес.
Позолота туманного лунного света
Синим светом серебрит опушки, поля и луга.
На речных берегах, во мгле осенней ночи
Ветер мелодию октября играет листом,
Что сорвался с ветви стройного тополя,
Растворяясь в прохладе осеннего дождя.
В ночи почти не видна гладь речная.
Дремлет угрюмость синих лесов,
А где-то слышен шорох тихих шагов
И месяц златой в прохладе сияет...
Месяц вышел на прогулку,
Оглядел все свысока,
А в далеком переулке
Заблудилася Душа.
Месяц ей спешит на помощь,
Освещая Путь собой.
Заблудившуюся в полночь,
Он ведет ее Домой.
Скольким им, таким печальным,
Потерявшимся в Ночи,
Светлоликий друг мой дальний
Дал спасения ключи
Месяц тоненьким лучом
Освещает светлый дом:
- Тишина, все сладко спят
И в две дырочки сопят.
Загляну-ка в тёмный лес.
Кто под елочку залез?
Ищет ёж деликатес,
Носиком он в норку влез.
Речку я посеребрю,
Рыбкам сказки подарю,
Сон отправлю кораблю,
Песенку спою шмелю.
За перинкой облаков
Ловят звёзды мотыльков.
Заалел восток слегка,
Ухожу. Пока, пока.
Дворец. Классная комната Королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером четырнадцатилетняя Королева. Перед ней седобородый Профессор арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога 3 . Он в мантии 4 , в докторском причудливом колпаке с кистью.
1
Ка́нцлер
- здесь: человек, занимающий высшую государственную должность.
2
Глаша́тай
(от слова глас, голос) -человек, объявляющий народу королевские приказы.
3
Астро́лог
- гадатель по звёздам, предсказатель судьбы.
4
Ма́нтия
- накидка или длинная широкая одежда, надеваемая поверх платья.
Королева. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах.
Профессор. Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие. Недаром древние поэты обходились без письменных приборов, почему произведения их отнесены наукой к разряду устного творчества. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой ещё четыре строчки.
Королева. Ладно уж, диктуйте.
Профессор.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит!
Королева. Я напишу только «Травка зеленеет». (Пишет.) Травка зе-не…
Входит Канцлер.
Канцлер (низко кланяясь). Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт 5 и три указа.
5 Рескри́пт - здесь: распоряжение.
Королева. Ещё писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать «зенелеет». Дайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одну за другой.)
Канцлер. Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать…
Королева. Опять начертать!
Канцлер. Только вашу высочайшую резолюцию 6 на этом ходатайстве 7 .
6
Резолю́ция
- решение, постановление.
7
Хода́тайство
- просьба.
Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать?
Канцлер. Одно из двух, ваше величество, либо «казнить», либо «помиловать».
Королева (про себя). По-ми-ло-вать… Каз-нить… Лучше напишу «казнить» - это короче.
Канцлер берёт бумаги, кланяется и уходит.
Профессор (тяжело вздыхая). Нечего сказать, короче!
Королева. О чём это вы?
Профессор. Ах, ваше величество, что вы написали!
Королева. Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли?
Профессор. Нет, вы правильно написали это слово - и всё-таки сделали очень грубую ошибку.
Королева. Какую же?
Профессор. Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись.
Королева. Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.
Профессор. И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!
Королева. Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала, и под конец, наверное, сошла бы с ума или придумала бог знает что… Но, к счастью, я вас не слушаюсь… Ну, что у вас там дальше? Спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из классной!
Профессор. Осмелюсь спросить, ваше величество: сколько будет семью восемь?
Королева. Не помню что-то… Это меня никогда не интересовало… А вас?
Профессор. Разумеется, интересовало, ваше величество!
Королева. Вот удивительно!.. Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дел.
Профессор. Как угодно вашему величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги.)
Королева (ставит локти на стол и рассеянно следит за ним). Право же, хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить вам, сколько будет семью восемь?
Профессор. Не смею сказать, ваше величество!
Королева. Ничего, я разрешаю.
Профессор (робко). Поставил бы в угол…
Королева. Ха-ха-ха! (Указывая на углы.) В тот или в этот?
Профессор. Это всё равно, ваше величество.
Королева. Я бы предпочла этот - он как-то уютнее. (Становится в угол.) А если она и после этого не захотела бы сказать, сколько будет семью восемь?
Профессор. Я бы… Прошу прощения у вашего величества… я бы оставил её без обеда.
Королева. Без обеда? А если она ждёт к обеду гостей, например послов какой-нибудь державы или иностранного принца?
Профессор. Да ведь я же говорю не о королеве, ваше величество, а о простой школьнице!
Королева (притягивая в угол кресло и садясь в него). Бедная простая школьница! Вы, оказывается, очень жестокий старик. А вы знаете, что я могу вас казнить? И даже сегодня, если захочу?
Профессор (роняя книги). Ваше величество!..
Королева. Да, да, могу. Почему бы нет?
Профессор. Но чем же я прогневал ваше величество?
Королева. Ну, как вам сказать. Вы очень своенравный человек. Что бы я ни сказала, вы говорите: неверно. Что бы ни написала, вы говорите: не так. А я люблю, когда со мной соглашаются!
Профессор. Ваше величество, клянусь жизнью, я больше не буду с вами спорить, если вам это не угодно!
Королева. Клянётесь жизнью? Ну, хорошо. Тогда давайте продолжать наш урок. Спросите у меня что- нибудь. (Садится за парту.)
Профессор. Сколько будет шестью шесть, ваше величество?
Королева (смотрит на него, наклонив голову набок). Одиннадцать.
Профессор (грустно). Совершенно верно, ваше величество. А сколько будет восемью восемь?
Королева. Три.
Профессор. Правильно, ваше величество. А сколько будет…
Королева. Сколько да сколько! Какой вы любопытный человек. Спрашивает, спрашивает… Лучше сами расскажите мне что-нибудь интересное.
Профессор. Рассказать что-нибудь интересное, ваше величество? О чём же? В каком роде?
Королева. Ну, не знаю. Что-нибудь новогоднее… Ведь сегодня канун Нового года.
Профессор. Ваш покорный слуга. Год, ваше величество, состоит из двенадцати месяцев!
Королева. Вот как? В самом деле?
Профессор. Совершенно точно, ваше величество. Месяцы называются: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль…
Королева. Вон их сколько! И вы знаете все по именам? Какая у вас замечательная память.
Профессор. Благодарю вас, ваше величество! Август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь.
Королева. Подумать только!
Профессор. Месяцы идут один за другим. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И никогда ещё не бывало, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь - раньше августа.
Королева. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?
Профессор. Это невозможно, ваше величество!
Королева. Вы - опять?
Профессор (умоляюще). Это не я возражаю вашему величеству. Это наука и природа!
Королева. Скажите, пожалуйста! А если я издам такой закон и поставлю большую печать?
Профессор (беспомощно разводит руками). Боюсь, что и это не поможет. Но вряд ли вашему величеству понадобятся такие перемены в календаре. Ведь каждый месяц приносит нам свои подарки и забавы. Декабрь, январь, февраль - катание на коньках, новогоднюю ёлку, масленичные балаганы 8 , в марте начинается снеготаяние, в апреле из-под снега выглядывают первые подснежники…
8 Ма́сленичные балага́ны - постройки для театральных представлений во время Масленицы, праздника проводов зимы.
Королева. Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видала.
Профессор. До апреля осталось совсем немного, ваше величество. Всего каких-нибудь три месяца, или девяносто дней…
Королева. Девяносто! Я не могу ждать и трёх дней. Завтра новогодний приём, и я хочу, чтобы у меня на столе были эти - как вы их там назвали? - подснежники.
Профессор. Ваше величество, но законы природы!..
Королева (перебивая его). Я издам новый закон природы! (Хлопает в ладоши.) Эй, кто там? Пошлите ко мне Канцлера. (Профессору.) А вы садитесь за мою парту и пишите. Теперь я вам буду диктовать. (Задумывается.) Ну! «Травка зенелеет, солнышко блестит». Да, да, так и пишите. (Задумывается.) Ну! «Травка зенелеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски…» Что бы им такое пообещать? Погодите, это писать не надо!.. Ну вот, придумала. Пишите: «Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании». Ну, написали? Как вы медленно пишете!
Профессор , «…на седой лисе…» Я давно уже не писал диктанта, ваше величество.
Королева. Ага, сами не пишете, а меня заставляете! Хитрый какой!.. Ну, да уж ладно. Давайте перо - я начертаю своё высочайшее имя! (Быстро ста ват закорючку и машет листком, чтобы чернила скорее высохли.)
В это время в дверях появляется Канцлер .
Ставьте печать - сюда и сюда! И позаботьтесь о том, чтобы все в городе знали мой приказ.
Канцлер (быстро читает глазами). К этому - печать? Воля ваша, королева!..
Королева. Да-да, воля моя, и вы должны её исполнить!
Занавес опускается. Один за другим выходят два Глашатая с трубами и свитками в руках. Торжественные звуки фанфар.
Первый Глашатай.
Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
Второй Глашатай.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит!
Первый Глашатай.
Кто отрицать посмеет,
Что ласточка летит,
Что травка зеленеет
И солнышко блестит?
Второй Глашатай.
В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не цветёт!
Первый Глашатай. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников!
Второй Глашатай. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски!
Первый Глашатай. Мы пожалуем ему столько золота, сколько поместится в его корзине!
Второй Глашатай. Подарим бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем королевском новогоднем катании!
Первый Глашатай. На подлинном собственной её величества рукой начертано: «С Новым годом! С первым апреля!»
Звуки фанфар.
Второй Глашатай.
Ручьи бегут в долину,
Зиме пришёл конец.
Первый Глашатай.
Подснежников корзину
Несите во дворец!
Второй Глашатай.
Нарвите до рассвета
Подснежников простых.
Первый Глашатай.
И вам дадут за это
Корзину золотых!
Первый и второй (вместе).
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит!
Маленький домик на окраине города. Жарко топится печка. За окнами метель. Сумерки. Старуха раскатывает тесто. Дочка сидит перед огнём. Возле неё на полу несколько корзинок. Она перебирает корзинки. Сначала берёт в руки маленькую, потом побольше, потом самую большую.
Дочка (держа в руках маленькую корзинку). А что, мама, в эту корзинку много золота войдёт?
Старуха. Да, немало.
Дочка. На шубку хватит?
Старуха. Что там на шубку, доченька! На полное приданое хватит: и на шубки, и на юбки. Да ещё на чулочки и платочки останется.
Дочка. А в эту сколько войдёт?
Старуха. В эту ещё больше. Тут уж на дом каменный хватит, и на коня с уздечкой, и на барашка с овечкой.
Дочка. Ну, а в эту?
Старуха. А уж тут и говорить нечего. На золоте пить-есть будешь, в золото оденешься, в золото обуешься, золотом уши завесишь.
Дочка. Ну, так я эту корзину и возьму! (Вздыхая.) Одна беда - подснежников не найти. Видно, посмеяться над нами захотела королева.
Старуха. Молода, вот и придумывает всякую всячину.
Дочка. А вдруг кто-нибудь пойдёт в лес да и наберёт там подснежников. И достанется ему вот этакая корзина золота!
Старуха. Ну, где там - наберёт! Раньше весны подснежники и не покажутся. Вон сугробы-то какие намело - до самой крыши!
Дочка. А может, под сугробами-то они и растут себе потихоньку. На то они и подснежники. Надену-ка я свою шубейку да попробую поискать.
Старуха. Что ты, доченька! Да я тебя и за порог не выпущу. Погляди в окошко, какая метель разыгралась. А то ли ещё к ночи будет!
Дочка (хватает самую большую корзину). Нет, пойду - и всё тут. В кои-то веки во дворец попасть случай вышел, к самой королеве на праздник. Да ещё целую корзину золота дадут.
Старуха. Замёрзнешь в лесу.
Дочка. Ну, так вы сами в лес ступайте. Наберите подснежников, а я их во дворец отнесу.
Старуха. Что же тебе, доченька, родной матери не жалко?
Дочка. И вас жалко, и золота жалко, а больше всего себя жалко! Ну, что вам стоит? Эка невидаль - метель. Закутайтесь потеплее и пойдите.
Старуха. Нечего сказать, хороша дочка! В такую погоду хозяин собаки на улицу не выгонит, а она мать гонит.
Дочка. Как же! Вас выгонишь! Вы и шагу лишнего для дочки не ступите. Так и просидишь из-за вас весь праздник на кухне у печки. А другие с королевой в серебряных санях кататься будут, золото лопатой огребать… (Плачет.)
Старуха. Ну, полно, доченька, полно, не плачь. Вот съешь-ка горяченького пирожка! (Вытаскивает из печи железный лист с пирожками.) С пылу, с жару, кипит-шипит, чуть не говорит!
Дочка (сквозь слёзы). Не надо мне пирожков, хочу подснежников!.. Ну, если сами идти не хотите и меня не пускаете, так пусть хоть сестра сходит. Вот придёт она из лесу, а вы её опять туда пошлите.
Старуха. А ведь и правда! Отчего бы её не послать? Лес недалеко, сбегать недолго. Наберёт она цветочков - мы с тобой их во дворец снесём, а замерзнет - ну, значит, такая её судьба. Кто о ней плакать станет?
Дочка. Да уж, верно, не я. До того она мне надоела, сказать не могу. За ворота выйти нельзя - все соседи только про неё и говорят: «Ах, сиротка несчастная!», «Работница - золотые руки!», «Красавица - глаз не отвести!» А чем я хуже её?
Старуха. Что ты, доченька, по мне, ты лучше, а не хуже. Да только не всякий это разглядит. Ведь она хитрая - подольститься умеет. Тому поклонится, этому улыбнётся. Вот и жалеют её все: сиротка да сиротка. А чего ей, сиротке, не хватает? Платок свой я ей отдала, совсем хороший платок, и семи лет ещё не проносила, а потом разве что квашню 9 укутывала. Башмачки твои позапрошлогодние донашивать ей позволила, - жалко, что ли? А уж хлеба сколько на неё идёт! Утром кусок, да за обедом краюшка, да вечером горбушка. Сколько это в год выйдет - посчитай-ка. Дней-то в году много! Другая бы не знала, как отблагодарить, а от этой слова не услышишь.
9 Квашня́ - деревянная кадка для теста.
Дочка. Ну вот, пусть и сходит в лес. Дадим ей корзину.
Старуха. Что ты, доченька! Эта корзина новая, недавно куплена. Ищи её потом в лесу. Вот ту дадим, - и пропадет, так не жалко.
Дочка. Да уж больно мала!
Входит Падчерица . Платок её весь засыпан снегом. Она снимает платок и стряхивает, потом подходит к печке и греет руки.
Старуха. Что, на дворе метёт?
Падчерица. Так метёт, что ни земли, ни неба не видать. Словно по облакам идёшь. Еле до дому добралась.
Старуха. На то и зима, чтобы метель мела.
Падчерица. Нет, такой вьюги за целый год не было, да и не будет.
Дочка. А ты почём знаешь, что не будет?
Падчерица. Да ведь нынче последний день в году!
Дочка. Вон как! Видно, не очень замёрзла, если загадки загадываешь. Ну что, обогрелась? Надо тебе ещё кое-куда сбегать.
Падчерица. Куда же это, далеко?
Старуха. Не так уж близко, да и не далеко.
Дочка. В лес!
Падчерица. В лес? Зачем? Я хворосту много привезла, на неделю хватит.
Дочка. Да не за хворостом, а за подснежниками!
Падчерица (смеясь). Вот разве что за подснежниками - в такую вьюгу! А я-то сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть немудрено - так и кружит, так и валит с ног.
Дочка. А я не шучу. Ты что, про указ не слыхала?
Падчерица. Нет.
Дочка. Ничего-то ты не слышишь, ничего не знаешь. По всему городу про это говорят. Тому, кто нынче подснежников наберет, королева целую корзину золота даст, шубку на седой лисе пожалует и в своих санях кататься позволит.
Падчерица. Да какие же теперь подснежники - ведь зима…
Старуха. Весной-то за подснежники не золотом платят, а медью!
Дочка. Ну, что там разговаривать! Вот тебе корзинка.
Падчерица (смотрит в окно). Темнеет уж…
Старуха. А ты бы ещё дольше за хворостом ходила - так и совсем бы темно стало.
Падчерица. Может, завтра с утра пойти? Я пораньше встану, чуть рассветёт.
Дочка. Тоже придумала - с утра! А если ты до вечера цветов не найдёшь? Так и станут нас с тобой во дворце дожидаться. Ведь цветы-то к празднику нужны.
Падчерица. Никогда не слыхала, чтобы зимой цветы в лесу росли… Да разве разглядишь что в такую темень?
Дочка (жуя пирожок). А ты пониже наклоняйся да получше гляди.
Падчерица. Не пойду я!
Дочка. Как это - не пойдёшь?
Падчерица. Неужели вам меня совсем-совсем не жалко? Не вернуться мне из лесу.
Дочка. А что же - мне вместо тебя в лес идти?
Падчерица (опустив голову). Да ведь не мне золото нужно.
Старуха. Понятно, тебе ничего не нужно. У тебя всё есть, а чего нет, то у мачехи да у сестры найдётся!
Дочка. Она у нас богатая, от целой корзины золота отказывается! Ну, пойдёшь или не пойдёшь? Отвечай прямо - не пойдёшь? Где моя шубейка? (Со слезами в голосе.) Пусть она здесь у печки греется, пироги ест, а я до полуночи по лесу ходить буду, в сугробах вязнуть… (Срывает с крючка шубку и бежит к дверям.)
Старуха (хватает её за полу). Ты куда? Кто тебе позволил? Садись на место, глупая! (Падчерице.) А ты - платок на голову, корзину в руки и ступай. Да смотри у меня: если узнаю, что ты у соседей где- нибудь просидела, в дом не пущу - замерзай на дворе!
Дочка. Иди и без подснежников не возвращайся!
Падчерица закутывается в платок, берёт корзинку и уходит.
Молчание.
Старуха (оглянувшись на дверь). И дверь-то за собой как следует не прихлопнула. Дует как! Прикрой дверь хорошенько, доченька, и собирай на стол. Ужинать пора.
Лес. На землю падают крупные хлопья снега. Густые сумерки. Падчерица пробирается через глубокие сугробы. Кутается в рваный платок. Дует на замёрзшие руки. В лесу всё больше и больше темнеет. С верхушки дерева шумно падает ком снега.
Падчерица (вздрагивает). Ох, кто там? (Оглядывается.) Снеговая шапка упала, а мне уж почудилось, будто на меня кто с дерева прыгнул… А кому быть здесь в такую пору? Звери и те по своим норам попрятались. Одна я в лесу… (Пробирается дальше. Спотыкается, запутывается в буреломе, останавливается.) Не пойду дальше. Тут и останусь. Всё равно, где замерзать. (Садится на поваленное дерево.) Темно-то как! Рук своих не разглядишь. И не знаю, куда я зашла. Ни вперёд, ни назад дороги не найти. Вот и пришла моя смерть. Мало я хорошего в жизни видела, а всё-таки страшно помирать… Разве закричать, на помощь позвать? Может, услышит кто - лесник, или дровосек запоздалый, или охотник какой? Ау! Помогите! Ау! Нет, никто не отзывается. Что же мне делать? Так и сидеть здесь, покуда конец не придёт? А ну как волки набегут? Ведь они издали человека чуют. Вон там хрустнуло что-то, будто крадётся кто. Ой, боюсь! (Подходит к дереву, смотрит на толстые, узловатые, покрытые снегом ветви.) Взобраться, что ли? Там они меня не достанут. (Взбирается на одну из ветвей и усаживается в развилине. Начинает дремать.)
На дереве появляется Белка и сбрасывает на Падчерицу шишку.
Белка. Не спи - замёрзнешь!
Падчерица. Что такое? Кто это сказал? Кто здесь, кто? Нет, видно, послышалось мне. Просто шишка с дерева упала и разбудила меня. А мне что-то хорошее приснилось, и теплее даже стало. Что же это мне приснилось? Не вспомнишь сразу. Ах, вон оно что! Будто мать моя по дому с лампой идёт и огонёк прямо мне в глаза светит. (Поднимает голову, стряхивает рукой снег с ресниц.) А ведь и правда что-то светится - вон там, далеко… А вдруг это волчьи глаза? Да нет, волчьи глаза зелёные, а это золотой огонёк. Так и дрожит, так и мерцает, будто звёздочка в ветвях запуталась… Побегу! (Соскакивает с ветки.) Всё ещё светится. Может, тут и в самом деле избушка лесника недалеко или дровосеки огонь развёли. Идти надо. Надо идти. Ох, ноги не идут, окоченели совсем! (Идёт с трудом, проваливаясь в сугробы, перебираясь через бурелом и поваленные стволы.) Только бы огонёк не погас!.. Нет, он не гаснет, он всё ярче горит. И дымком тёплым как будто запахло. Неужто костёр? Так и есть. Чудится мне или нет, а слышу я, как хворост на огне потрескивает. (Идёт дальше, раздвигая и приподнимая лапы густых высоких елей.)
Всё светлее и светлее становится вокруг. Красноватые отблески перебегают по снегу, по ветвям. И вдруг перед Падчерицей открывается небольшая круглая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костёр. Вокруг костра сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать: трое старых, трое пожи- лых, трое молодых, а последние трое - совсем ещё юноши. Молодые сидят у самого огня, старики - поодаль. На двух стариках белые длинные шубы, мохнатые белые шапки, на третьем - белая шуба с чёрными полосами и на шапке чёрная опушка. Один из пожилых - в золотисто-красной, другой - в ржаво-коричневой, третий - в бурой одежде. Остальные шестеро - в зелёных, разного оттенка кафтанах, расшитых цветными узорами. У одного из юношей поверх зелёного кафтана шубка внакидку, у другого - шубка на одном плече. Падчерица останавливается между двух ёлок и, не решаясь выйти на поляну, прислушивается к тому, о чём говорят двенадцать братьев, сидящих у костра.
Январь (бросая в огонь охапку хвороста).
Гори, гори ярче -
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Все месяцы.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Июнь.
Гори, гори с треском!
Пусть по перелескам
Где сугробы лягут,
Будет больше ягод.
Пусть несут в колоду
Пчёлы больше мёду.
Июль.
Пусть в полях пшеница
Густо колосится.
Все месяцы.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый — и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.
Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:
— Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?
Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит:
— Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.
Засмеялся старик:
— Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!
— Не я выдумала, — отвечает девочка, — а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.
Тут все двенадцать поглядели на неё и стали между собой переговариваться.
Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.
Поговорили они, поговорили и замолчали.
А высокий старик опять обернулся и спрашивает:
— Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.
— В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замёрзнуть, чем домой без подснежников вернуться.
Сказала это и заплакала.
И вдруг один из двенадцати, самый молодой, весёлый, в шубке на одном плече, встал и подошёл к старику.
— Братец Январь, уступи мне на час своё место!
Погладил свою длинную бороду старик и говорит:
— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.
— Ладно уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой. — Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.
— Ну, будь, по-вашему, — сказал Январь.
Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:
Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у берёзы
Не грызите кору!
Полно вам вороньё
Замораживать,
Человечье жильё
Выхолаживать!
Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.
— Ну, теперь твой черёд, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшему брату, лохматому Февралю.
Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю.
И только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.
А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:
— Теперь твой черёд, братец Март.
Взял младший брат посох и ударил о землю.
Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.
Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?
Под ногами у неё — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течёт, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.
— Что же ты стоишь? — говорит ей Март. — Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.
Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь. Набрала она полную корзинку, полный передник — и скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели.
А там уже ни костра, ни братьев нет. Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошёл над лесом. Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой.
А месяц за нею поплыл.
Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.
— Ну что, — спросила её мачеха и сестра, — уже домой вернулась? А подснежники где?
Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзину.
Мачеха и сестра так и ахнули:
— Да где же ты их взяла?
Рассказала им девочка всё, как было. Слушают они обе и головами качают — верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!
Переглянулась мачеха с дочкой и спрашивают:
— А больше тебе ничего месяцы не дали?
— Да я больше ничего и не просила.
— Вот дура так дура! — говорит сестра. — В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоём месте, я бы знала, чего просить. У одного — яблок да груш сладких, у другого — земляники спелой, у третьего — грибов беленьких, у четвёртого — свежих огурчиков!
— Умница, доченька! — говорит мачеха. — Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это, и сколько бы денег выручила! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.
— Где им! — отвечает дочка, а сама — руки в рукава, платок на голову.
Мать ей вслед кричит:
— Рукавички надень, шубку застегни!
А дочка уж за дверью. Убежала в лес!
Идёт по сестриным следам, торопится. «Скорей бы, — думает, — до полянки добраться!»
Лес всё гуще, всё темней. Сугробы всё выше, бурелом стеной стоит.
«Ох, — думает мачехина дочка, — и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!»
И только она это подумала, как увидела вдалеке огонёк — точно звёздочка в ветвях запуталась.
Пошла она на огонёк. Шла, шла и вышла на поляну. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.
Подошла мачехина дочка к костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.
Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу, и вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.
— Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась?
— Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзину подснежников дали. Вот я и пришла по её следам.
— Сестру твою мы знаем, — говорит Январь-месяц, — а тебя и в глаза не видели. Ты зачем к нам пожаловала?
— За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь
— Погоди, — говорит Январь-месяц. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко ещё до июня месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.
— Ишь, какой сердитый! — говорит мачехина дочка. — Да я не к тебе и пришла — от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождёшься. Мне летних месяцев надо.
Нахмурился Январь-месяц.
— Ищи лета зимой! — говорит.
Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба: заволокла и деревья, и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.
Испугалась мачехина дочка.
— Перестань! — кричит. — Хватит!
Да где там!
Кружит её метель, глаза ей слепит, дух перехватывает.
Свалилась она в сугроб, и замело её снегом.
А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала — нет её, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдёшь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!
Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замёрзла.
Так и остались они обе в лесу лета ждать.
А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.
И был у неё, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.
— У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.
Кто знает — может, так оно и было.
«Двенадцать месяцев»
Известно, что поэт Александр Трифонович Твардовский был дружен с С. Я. Маршаком, прислушивался к его суждениям, внимательно знакомился с произведениями Маршака, посвящёнными детям. В одной из своих статей «О поэзии Маршака» он пишет; «Мировая литература знает много случаев, когда замечательные произведения, первоначально предназначенные не для детей, становились впоследствии любимыми детскими книгами, например „Дон Кихот», „Робинзон Крузо», „Путешествие Гулливера». Реже случаи, когда произведения, адресованные именно детскому читателю, становились сразу или позднее книгами, в равной степени интересными и для взрослых. Здесь в первую очередь надо назвать сказки Андерсена.
„Двенадцать месяцев» Маршака - один из таких случаев. По видимости непритязательная история, где судьба знакомой по многим сказкам трудолюбивой и умной девочки-сироты, гонимой и травимой злой мачехой, сказочным образом перекрещивается с судьбой её ровесницы - своенравной, избалованной властью девочки-королевы, - вмещает в себя, как это часто бывает в настоящей поэзии, ненароком и такие моменты содержания, которых автор, может быть, и в уме не держал. Таким мотивом звучит в этой пьесе мотив власти, не ведающей себе пределов, положенных даже законами природы, и уверенной, как эта маленькая капризница на троне, что она может в случае надобности издавать свои законы природы…»
Краткий анализ сказки Маршака «Двенадцать месяцев»
Обучение королевы с которого начинается сказка Маршака 12 месяцев, весьма специфичное, так как обучать того кто обладает большей властью, большими правами и возможностями весьма сложно и специфично. Обучить можно в таком случае тому чему готова она учиться, часто это то что ей для чего то уже требуется. Если же королева не видит пользы или ее не хочется, не нравиться процесс обучения, то она и отказывается учиться. Что бы хорошо и эффективно учить, надо иметь не только большие знания, навыки, но иметь контроль над учеником или он сам должен быть готов учиться.
Королева привыкла что ее волю, желания выполняют и готова даже к таким вариантам которые другим кажутся не возможными. В данной сказке даже подснежники зимой оказались возможными, что и в жизни бывает. Что кому то кажется не возможным, для других возможно.
Мачеха и ее дочь обычные мещане, рассматривающие свою выгоду, интересы и возможности.
Падчерица больше работает, получает в ряде случаев меньше мирских благ. Но это является ее заслугой или одновременно не является, так как она находится в ситуации когда у нее нет иного выбора или она его не видит.
12 месяцев представлены в виде людей наделенных определенными присущими им возможностями, что вполне характерно для поверхностных представлений и подходит для сказки.
Сказка 12 месяцев носит развлекательный характер. Хотя для разумного читателя передает и ряд бытовых наблюдений и полезных интерпретаций, которые не у всех появились в повседневности.
Ну, наконец-то нам уже годик исполнился. Теперь время полетит еще быстрее, и малыш будет расти как на дрожжах. Но, это также и время еще больших забот для мамы. Прибавится еще целый воз с воспитательным процессом.
Физиологическое развитие ребенка в 12 месяцев
Желудок.
ЖКТ хорошо формируется и переваривает пищу. Кал понемногу темнеет и становится более колбасообразным (но пока, это маленькие "змейки-ниточки").Мозг. Ребенок уже отлично соображает и знает, что нужно делать, а также помнит, что делать не нужно. При нормальном развитии, малыш хорошо умеет произносить слоги, его речевая функция достаточно быстро развивается. Хорошо развито зрение, глазки перестали быть мутными, приобретают "родной" цвет. Мозг напрямую отвечает за двигательные функции, они становятся более скоординированными и четкими.
Температура. Она становится все более нормализированной. Теперь функции теплообмена наконец-то постепенно входят в нормальный режим и ребенок немного меньше потеет.
Что умеет ребенок в 12 месяцев
- Хорошо ходит с помощью ходунков, умеет, ходит самостоятельно, но недолго. Для более длительного хождения требуется поддержка родных, опора или любой стимулянт (игрушка например).
- Хорошо развивается хватательная функция. Малыш уже может брать и удерживать даже мелкие детали, главное следить, чтобы он их не проглотил.
- Ребенок научился "мамкать". Он уже хорошо говорит "ма-ма", "па-па" или "ба-ба". Умеет выговаривать "даааа" без окончания "й", ну, смысл и так понятен.
- Ребенок становится все более смышленым и прекрасно понимает, о чем с ним говорят, чего от него хотят, и реагирует на это либо адекватно, либо в силу своего настроения. Если не хочет чего-то делать, он этого делать не будет.
- Малыш стал более самостоятельным. Он может резко отказаться от помощи, которую секунду назад просил, если ему не разрешают что-либо делать ребенок начинает упрямиться, разбрасывает все вокруг, кричит протестуя.
- Ребенок имеет отличную память. Всех кого он любит или привязан, он помнит, и любая разлука с ними вызывает истерику.
- Прекрасно выполняет просьбы "возьми", "дай", "нельзя", "не делай так". И главное, что малыш остро воспринимает громкий крик. Ни в коем случае не агрессивничайте и не ругайтесь при малыше.
На заметку маме
Вам следует не просто уделять время ребенку, а уже начинать воспитывать его. Годовалый возраст это рубеж между непониманием, наивностью малыша и манипуляторным, требовательным поведением. Стоит постараться, чтобы не срываться по пустякам и как можно терпеливее относиться к капризам ребенка. Тем не менее, попустительство уже немного отходит в сторону, ведь малыш все прекрасно соображает и умеет манипулировать мамой. Также не забывайте, что ребенок будет подражать вам и вашему поведению. Мама злая - малыш кричит постоянно без причины. Мама добрая и ласковая - малыш пытается ей угодить и показать насколько он ее любит и что готов на многое, чтобы она всегда улыбалась. Не забывайте метод кнута и пряника, в этом возрасте он вам уже пригодится. С первым годом жизни, малыш!