Фольклор в развитии детей раннего возраста.

Использование детского фольклора в развитии речи детей 2х – 3х летнего возраста

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Ребёнка, воспитанного на родных ему сказках, играх, песнях, интересует и фольклор других народов. Он с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Общеизвестно, что для полноценного развития ребёнка фольклор должен сопровождать его с момента рождения: пестушки, потешки, колыбельные песни, приговоры делают жизнь малыша эмоционально наполненной радостью, словом, общением с взрослыми. Устная детская поэзия обладает своими неповторимыми специфическими качествами, которые характеризуют её как органическую часть самобытной фольклорной культуры в целом. Такие процессы в жизни маленького ребёнка, как умывание, купание, одевание необходимо сопровождать словом: припевкой, приговоркой, становятся для ребёнка более интересными и здесь русское народное творчество незаменимо. Припевками, приговорками издавна пользуются в воспитании детей, для того, чтобы привлечь внимание, успокоить, развеселить малыша, «поговорить» с ним. Опираясь на большой опыт народной педагогики, исполнители детского фольклора неизменно учитывали особенности восприятия детей, проявляли глубокое понимание интересом ребёнка, умели считаться с его возрастом. В область детского фольклора входили и переходили только такие произведения, тематика которых соприкасалась с задачами воспитания, с интересами детской аудитории, а форма была доступна ребёнку любого возраста... Невозможно недооценивать роль родного языка, ведь он помогает детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения друг с другом. Необходимо больше внимания уделять в большей степени развитию речи детей раннего возраста. Ведь истина в том, что именно этот возраст более благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой и правильной речи, для пробуждения интереса ко всему, что окружает малыша. Поэтому задача активизации речи и обогащение словаря и должна стоять на первом месте и решаться ежесекундно, ежеминутно, постоянно озвучиваться в беседах с родителями, проявляться во всех режимных моментах, включая укладывание на сон.

Принимая группу малышей, провожу диагностику развития речи (совместно с учителем логопедом). Выяснив результаты диагностического обследования, ставлю перед собой цель: Поиск новых подходов в решении проблемы развития речи, через ознакомление детей с устным народным творчеством. Устное народное творчество как основа развития речи детей: Свою работу я начала с изучения методической литературы, составила перспективный план, опираясь, прежде всего на развивающую программу "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. При разработке плана я учитывала то, что для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширение круга предметов и явлений, создание развивающей речевой среды (чтение сказок, потешек, пение небольших песенок, игры с текстами в которых используются пальчиковый театр, теневой театр, театр фланелеграф и др. средства наглядности). Кроме этого, использование специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющие основу речевых занятий. Для достижения положительных результатов по развитию речи детей и ознакомлению их с устным народным творчеством, постаралась создать в группе спокойную, доброжелательную обстановку. Для этого использовала совместные игры с детьми, рассматривание вместе с детьми книг, ежедневное чтение сказок и потешек разной тематики, например: для новичков – «Мой сыночек маленький, чуть побольше валенка.

В лопаточки обуется, как пузырь надуется»; для тех, кто плачет - «Это что за рёв? Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка - это Вова - рёвушка.

Не плачь, Вовочка, не плачь, я куплю тебе калач»;

потешки о бабушках и дедушках:

1.«Уж ты дедушка Степан, у тебя серый кафтан.

Тебя деточки любили, за тобой гурьбой ходили.

Шапка на тебе с пером, рукавички с серебром.

Уж ты ходишь, семенишь, рукавичками

ребятишкам говоришь: собирайтесь все сюда, покушайте киселя»

2. «Ай, таточки, таточки! Встал мальчик на пяточки,

стал на пяточках ходить, одну бабушку любить».

игровые - 1. «Водят мыши хоровод, на лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите,

вот проснётся Васька - кот, разобьёт весь хоровод»;

2. «Сорока - Ворона кашку варила, на порог скакала, деток скликала:

«детки за стол, кашка на стол», этому дала - он дрова рубил,

этому дала - он воду носил, этому дала - он печку топил,

этому дала - он кашу варил, этому дала - он зерно толок,

этому дала - он муку молол, а этому нет ничего - он ничего не делал.

Ты, седьмой, у ворот постой, вот тебе горшок пустой»;

3. «Стань-ка на дорожке, хлопни-ка в ладошки,

топни каблучками, потанцуй-ка с нами!»

Сначала дети бывают удивлены, но потом охотно подговаривают весёлое стихотворение и выполняют указанные действия.

Очень эффективен приём использования художественного слова во время проведения режимных моментов, в которых я использовала следующие потешки:

на сон грядущий – 1. «Баю, баю, баиньки, прилетели чайки,

стали крыльями махать, наших деток качать»,

2. «Баю, баю, баюшок, в огороде петушок,

песни громко поёт, Ване спать не даёт.

А ты, Ванечка усни, крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать, не гулять, только глазки закрывать»;

3. «Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят, все касаточки спят,

нашему Андрюшеньке спать велят»;

4. «Дедушка-Вредушка, к нам не заходи!

Дедушка-Вредушка, дом наш обойди.

Нет у нас капризных деток - нет, нет, нет!

Видишь, спать ложимся? Видишь - выключаем свет!»

потешки после сна – 1. «Тяги, тяги, потягушеньки, на дочку порастушеньки.

Ты расти здоровая во всё времечко, как пшеничное тестечко»

2. «Котик серенький присел на печурочке,

и тихонько запел песню Юрочке:

вот проснулся петушок, встала курочка.

Просыпайся, мой дружок, встань, мой Юрочка»;

при умывании – «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды,

чисто умываемся, маме улыбаемся»;

при кормлении – «Дубы, дубочки, пеку блиночки, блиночки горячие,

не хотят сидеть в печи.

Блиночки румяные, с маслицем и со сметаною».

при одевании – 1. «Завяжи потуже шарф, буду делать снежный шар.

Я шар покачу, гулять хочу»;

2. «Валенки, валенки, невелички, маленьки,

опушка бобровая, Маша чернобровая»;

потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные или птицы, помогают активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям:

1. «Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы,

глаза смелые, зубки белые»;

2. «Идёт петушок, красный гребешок, хвост - узорами,

сапоги со шпорами, двойная бородка, частая походка.

Рано утром встаёт, красны песенки поёт»;

3. «Кисонька - Мурысенька, где ты была? ...и т.д».

потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе...

1.«Сосна, сосна, отчего ты красна? Оттого я красна, что под солнышком росла!»;

2.«Ой, ты зимушка - зима, ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьёт, вдоль по улице метёт. Как по этой по метели трое саночек летели. И шумят, и гремят, колокольчики звенят»;

3.«Солнышко - вёдрышко! Взойди поскорей, освети, обогрей - телят да ягнят, ещё маленьких ребят!»;

4.«Закатилось красно солнышко за тёмные леса. В лесу пташки приумолкли, все садились по местам, по таким же по местечкам, - по ракитовым кустам».

Сначала дети прислушиваются, а потом охотно подговаривают весёлое стихотворение и выполняют указанные действия. При частом повторении у детей развивается речь, чисто произносятся звуки, развивается память, активизируется словарь. Очень легко запоминаются детям совместные игры, сопровождаемые потешками и движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это игры с пальцами "Пальчики в лесу", «Ладушки-ладушки». В игре «Ладушки» стараюсь использовать имена всех детей: «... маслом поливала, детям давала: Тане два, Вале два, Даше два». И при этом своей рукой касаясь ладошек каждого ребёнка. На мой взгляд, этот контакт необходим для сближения педагога с малышом. Разрабатывая занятия по развитию речи с использованием потешек, сказок, я прилагаю все усилия к тому, чтобы каждый малыш участвовал в нём не только голосом, но и движениями. Например, на занятии по художественному чтению читаю потешку «Котя, котенька, коток», затем предлагаю накормить котика молочком. Дети делают из ладошек «тарелочку» и угощают котика. На следующем занятии они уже сами находят котика среди кукол и зовут его, чтобы угостить. Игровые действия малышей стимулируют не только их память, но самое главное - речевую активность. Каждое занятие я стараюсь сделать интересным, максимально приблизив тему к знакомой ребёнку обстановке.

Например, на занятии по развитию речи на тему «Кто как кричит» (по пособию Т.В. Галановой) я предлагаю детям рассмотреть картинки, на которых изображены животные и птицы (уточки, собачки, кошки, котёнок, птица, птенец) и такие же игрушки. Мы вместе говорим тоненьким высоким и низким голосом. Дети учатся звукоподражанию животным и птицам, отличая маму и детёныша интонацией голоса. На таком занятии дети не только учатся узнавать и называть детёнышей животных и звукоподражанию, но и использовать интонацию голоса.

«…воспитание ребенка –это не милая забава, а дело требующее капиталовложений – тяжких переживаний, забот, бессонных ночей и много, много мыслей….»

Януш Корчак

Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Игра для малышей – желанный и не заменимый вид деятельности. В раннем возрасте только в игре ребенок может проявить свою индивидуальность, творческие способности, свои мысли, фантазии, желания, чувства.

На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты, колыбельных песен, пеструшек, приговорок, закличек, стихов. Произведения детского фольклора можно связать с разнообразными движениями, которые по силам ребенку раннего возраста: идет дождь, снег, прыгает зайка, идет медведь, играет на дудочке, моет ручки и т. д.

Пока ребенок маленький, с ним играют взрослые – рассказывают сказки, поют колыбельные песни, читают ему стихи, потешки, пеструшки, загадки. Когда ребенок немного подрастет, он использует детский фольклор в играх со своими любимыми куклами, мишками, зайками. А, став взрослым – будет использовать свой опыт в воспитании детей и внуков. Так сохраняется традиция пестования.

Ребенок не только приобщается к народному творчеству, но и обогащает свою речь. У детей появляются эмоции в мимике, жестах, пантомиме, в выразительно проговаривании текста.

Прежде всего, между ребенком и взрослым должны быть доверительные отношения. Взрослый должен проявить знаки любви и внимания, потормошить и прижать к себе ребенка, крепко обнять его, погладить по головке, плечикам, ручкам, спинке, одновременно сопровождая свои движения ласковыми, добрыми словами. Любовь – опора воспитания в будущей жизни. Детский поэт В. Берестов написал об этом в своем стихотворении:

Любили тебя без особых причин;

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и пап

Похож……

Мы понимаем и всегда помним, что лишь в деятельности оптимально происходит развитие ребенка. Потешки и пеструшки дают ребенку удовлетворить свои потребности и желания разнообразно двигаться: бегать, топать, хлопать, подражать животным и птицам.

Потешки, пеструшки, заклички (обращение к природе, ее явлениям), приговорки (обращение к живой природе), докучные сказочки – весь детский фольклор наш верный помощник, и в развитии движений, и в развитии правильной, грамотной, выразительной речи.

На протяжении нескольких лет я работаю над темой: «Использование художественной литературы, как средство познавательного развития детей раннего возраста» (развитие общения). Работая по этой теме, без фольклора не обойтись. Я считаю, что знакомить ребенка с художественной литературой надо начинать с миниатюр народного творчества: потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений – миниатюр.

Доброжелательное подтрунивание потешек — эффективное «педагогическое» воздействие. Это лекарство против капризов, упрямства, лени, эгоизма, трусости. Народная педагогика на протяжении веков создала и собрала замечательные частушки, потешки, прибаутки, песенки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже для самых маленьких. Фольклорные игры являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движение. При этом ребенок не только воспринимает общее значение слова, но и постигает глубокий смысл выражения, благодаря образности и восприятию их эмоциональный уровень. Потешки построены на ритмичност, а чувство ритма рождает у ребенка состояние безопасности и комфорта, развивая положительный эмоциональный фон, что способствует развитию ребенка.

Свою работу я осуществляю при помощи непосредственной организованной деятельности: познанию по развитию речи, ознакомлению ребенка с окружающей средой, художественным творчеством (лепкой, рисованием, конструированием), физической культурой.

Во время адаптации детей я использую потешки для новичков («Кто у нас хороший», «Ласкалочка».). А, кроме этого, во время режимных моментов:

— на прогулке «Здравствуй осень», «Дождик», «Как на тоненький ледок …», «Валенки», «Наша Маша», «Уж ты зимушка-зима», «Солнышко»;

— при умывании («Водичка, водичка»);

— кормление («Травка – муравка»);

— одевание на прогулку («Варежки Вареньки» и др.),

— укладывание на дневной сон («Вот и люди спят», «Баю, бай»).

В процессе ознакомления с окружающим:

— части тела («Ладушки», «Что за шум, что за рев);

— дом, семья («Баю, бай», «Пальчик, мальчик»);

— игрушки («Чики-чикалочки»);

— фрукты, овощи («Здравствуй осень», «В лес зайчишка поскакал», «Зайчишка-трусишка», «Огурчик», «Зайка репку посадил»);

— дикие животные («Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке» и др.);

— домашние животные («Как у нашего кота», «Привяжу я козлика», «Ходит конь по бережку» и др.);

— птицы («Петушок», «Курочка-рябушечка», «Вдоль по реченьке лебедушка плывет» и др.).

Для снятия нервного напряжения и информационной перегрузки я читаю детям сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.

Я не только читаю потешки и сказки, но и провожу театрализованные представления по ним (кукольный и настольный театр, пальчиковые игры). А также хороводные и подвижные игры.

В своей работе я использую следующие принципы:

1. Принцип активности и посильной самостоятельности.

Приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали;

Расширяя понимаемую речь ребенка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии с взрослым;

Вызываю у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Необходимо действенное соучастие ребенка. Помогаю малышу включаться в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся текстовых коллизий (убаюкать куколку и др.).

2. Принцип познавательной выразительности.

С помощью эмоционального изложения поддерживаю внимание детей.

3. Принцип наглядности.

Использую наглядные средства. Показ фрагментарный (основные плоскостные и объемные пособия).

Прием инсценирования, использование всех средств наглядности синхронно с чтением.

Прием действенного соучастия – это активное вхождение детей в развертывающее перед их глазами действия.

Динамический акцент – это сочетание действенного показа игрушки на фрагментах текста; ее перемещения, приведения в действие частей игрушки помогает понять смысл прочитанной строчки.

Усилия зрительных впечатлений – это поддержание ориентировочной активности, наглядными средствами: изменения (в самой игрушки, замена ее, либо нахождение ее); исчезновение или внезапное появление в несколько измененном виде.

4.Принцип поэтапности в передаче смысловых содержаний.

Повторяю занятие через определенное время.

5. Принцип вариативности.

Закрепление и расширение знаний детей.

6.Принцип художественного фольклорного исполнения произведения.

Прочтение целого текста складывается как само собой после проработки каждой строчки потешки, в эпизоды произведения, использование различных наглядных средств.

На основе дидактических принципов и опираясь на них, я использую следующие приемы ознакомления детей с художественной литературой:

1.Чтение с показом картинок.

2.Чтение с показом сюжета или обыгрыванием сюжета с детьми.

3. Составление сюжета на фланелеграфе

4.Театрализация, скажи за героя.

5. Пальчиковый театр при заучивании потешек.

Для детей в группе созданы все условия с учетом возрастных особенностей:

— достаточная освещенность в группе;

— удобное размещение за столами;

— расположение наглядного материала на уровне глаз ребенка и на доступном расстоянии;

Организована благоприятная предметно-развивающая среда, включающая:

— наличие книг, учебных пособий, игрушек, игровых материалов;

— книжный уголок;

— фланелеграф и пособия для показа сказок и потешек;

— картотека потешек, пестушек с картинками;

— пальчиковые игры и пальчики;

— настольный театр;

кукольный театр;

— плоскостные фигурки героев произведений;

— воздушная среда, отражающая сюжет потешки.

Но не всегда между ребенком и взрослым проявляются доверительные отношения. Взрослые не всегда проявляют знаки любви и внимания, не говорят ласковые слова.

На современном этапе наиболее острой проблемой является отношение родителей и детей, эмоциональные связи в семье. Отношения родителей и детей влияют на психофизическое развитие и здоровье ребенка. На это показывают многочисленные исследования Л. С. Выготского, Б.Д. Эльконина, А.А. Бодалева, М. И. Лисиной, А.И. Захарова, В. И. Гарбузова и др.

С 1995 г. В дошкольных учреждениях Ленинградской области проводилось экспериментальное исследование по изучению особенностей эмоциональных отношений родителей с детьми дошкольного возраста и разработка психолого-педагогической технологии, направленной на гармонизацию детско-родительских отношений.

Это исследование методически опиралось на научные концепции ведущих и зарубежных специалистов в области общей и детской психологии(Л.С. Выготский, А.И. Захаров, М.И. Лисина, К. Роджерс, Э Эриксон), на работы отечественных педагогов-гуманистов (Ш. Амонашвили, В. Сухомлинский и др.), а также на исследования, характеризующие стили отношений в семье (Ю. Е Алешина, А.Я Варга, В.И. Гарбузов и др.)

В результате исследований было обнаружено:

— в 80% семей нарушены эмоциональные связи, дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки;

— родители не осознают, что нарушение эмоциональных связей отрицательно сказывается на психофизическом развитии ребенка и его здоровье;

— родители не осознают значимость ласковых прикосновений к ребенку. Они не знают, что ребенок только так убеждается, что он любим родителями. Для многих родителей (особенно для пап) прикосновение к ребенку – это глупости, «сюсюканье», «телячьи нежности».

Я, работая на группе детей раннего возраста, убедилась в правоте этих исследований. У большинства детей раннего возраста, начинающих посещать детский сад, снижен интерес к социальной действительности, нет желания играть вместе, делиться друг с другом игрушками, не замечают хорошие поступки, не стараются подражать хорошим детям. Нередко проявляются невротические реакции, вредные привычки, отрицательные формы поведения (неорганизованность, беспомощность, замкнутость).

Передо мной встала задача не только обучения и воспитания, но и профилактика проблем в развитии. Для решения этой задачи, я обратилась к опыту воспитателей детского сада №122 г Мурманска (Центр развития ребенка, Афонькиной Ю.А., Соколовской О.М., Себрукович З. Ф). Они проводили эксперимент 3 года, входе которого выпустили методическое пособие, в котором представлена система работы с детьми 3-го года по проблеме социального развития, принципы и задачи работы, перспективное планирование.

Поставила цель:

Сформировать у детей раннего возраста социальные навыки по трем направлениям:

— Я как член социума:

— Я партнер по общей деятельности:

— Предметы, созданные взрослыми – общественные предметы.

А в качестве средства обеспечивающего непосредственную продуктивную связь ребенка 2-3 лет с окружающей действительностью выступили малые жанры фольклора. Такие особенности народных потешек, как особая ритмическая организация текста наличие четкого выделенного главного персонажа, прямая связь событий, приближенность сюжета или описания к опыту детей позволяет ребенку выступать одновременно и слушателем, и зрителем, а воспитателю — гармонично сочетать в работе слово, музыку и действие. Решение задач социального развития детей 2-3 лет обеспечивается реализацией следующих принципов:

1. Принцип связи содержания занятий с действительностью.

Система занятий с детьми по социальному развитию предусматривает тематическое планирование. Тема раскрывается через два основных источника: непосредственное восприятие и фольклорные образы, которые описывают близкие опыту ребенка ситуации, формируют обобщенные представления о действительности.

2. Принцип деятельного участия .

Формы работы по социальному развитию ребенка раннего возраста предлагают такую организацию его активности, которая позволяет решать определенные образовательные задачи посредством участия детей в разных видах деятельности, объединенным единым сюжетом.

3. Принцип проживания.

Социальное развитие в раннем возрасте непосредственно связано с обогащением эмоциональной сферы детей с освоением ими способов выражения переживания. Введение в жизнь детей в детском саду постоянных фольклорных персонажей позволяет ребенку не просто нечто услышать, узнать, но и эмоционально прожить ситуации, отражающие положительный, социальный опыт, перерабатывать его и сделать своим собственным опытом.

4. Принцип открытости.

Занятия с детьми представляют открытую систему, которая не представляется им раз и навсегда в определенном не измененном виде. Каждое занятие развивается самими детьми, обогащается их индивидуальным опытом. На любом занятии создаются условия для стимулирования чувств; удивления, симпатии, сопереживания, ответственности.

Опыт работы педагогов ДОУ № 122, г. Мурманска, помог мне правильно организовать детскую деятельность, в процессе которой будут формироваться социальные навыки и умения.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «ТОПОЛЕК»

Подготовила воспитатель МДОУ детский сад КВ № 14 «Тополёк» Красильникова Любовь Михайловна г.Южноуральск
Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 - май 2014
Цель проекта: развитие речи воспитанников 1 младшей группы средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
5. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Актуальность:
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Участники проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники, родители.
Описание проекта:

Ожидаемые результаты проекта:
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
6. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
7. У родителей повысится общий культурный уровень

Значимость проекта
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое и важное значение для развития речи воспитанников 1 младшей группы.
Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.
Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего возраста
I квартал
Задачи: 1. Приобщать детей к устному народному творчеству
2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием
3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички.
II квартал
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными
Формами.
2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
3. Учить самостоятельно исполнять потешки, колыбельные,
заклички
III квартал
Задачи: 1. Формировать понимание назначения и основного содержания
колыбельной песни
2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной
жизни в соответствующих ситуациях.
Литература:
1. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
6. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
7. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.

Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки

Пословица — всем делам помощница.

Что летом уродится, всё зимой пригодится.

Пчела мала, и та работает.

Не робей, воробей, дерись и с вороной.

Ошибся, что ушибся — вперед наука.

Что делано наспех, то и сделано на смех.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь!

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

В каждой избушке свои погремушки.

— Ты пирог съел?

— Нет, не я.

— А вкусный был?

Не плачь, не плачь —

Куплю калач,

Не плачь, дорогой, —

Куплю другой:

Не плачь, не кричи —

Куплю тебе три.

Раздень меня, разуй меня,

Уложи меня, укрой меня,

А засну я сам.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Считалки, дразнилки, мирилки

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф, паф! Не попал.

Серый зайчик убежал.

Ф. Миллер

Эники-бэники ели вареники,

Эники-бэники — клец.

Мирись, мирись, мирись,

Больше не дерись.

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можешь простудиться.

В. Шишков

Загадки

Между двух светил в середине я один. (Нос.)

Живут два друга, глядят в два круга. (Глаза.)

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)

Ношу их много лет, а счета им не знаю. (Волосы.)

Двое ходят, двое смотрят, два болтаются, один ходит и приказывает. (Человек.)

В животе баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, да и та на спине. (Чайник.)

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы.)

Скороговорки

Орал орел.

Купи кипу пик.

Папа покупал покупки.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Наш Полкан попал в капкан.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно.

Чтоб было всем понятно.