Родительское собрание с использованием сказкотерапии в доу. Родительское собрание в форме КВН «Мои любимые сказки» по проекту «Сказкотерапия

Осуществление сказкотерапевтического процесса особенно эффективно при наличии тесного взаимодействия библиотеки с педагогами и родителями детей. При этом детская библиотека в этом союзе занимает ключевую, приоритетную позицию, так как она является общедоступным, бесплатным учреждением с ценным фондом детской литературы, и где возможно неформальное общение ребенка и библиотекаря. Вариантов их привлечения может быть много, например :

При проведении индивидуальной работы с ребенком на уроке педагог использует рекомендуемые метафоры или притчи, а родителям дается домашнее задание: прочитать и обсудить сказку или историю вместе с ребенком, сделать куклу и т.д.; а при работе с классом педагог проводит сказочную драматизацию или игру и т. д.;

При проведении групповой работы в занятие на определенном этапе, наравне с детьми включаются родители и педагоги. Для этого психолог заранее подготавливает взрослых. На таких совместных занятиях, как правило, предлагаются изготовление сложных кукол в парах (марионетки), спонтанные импровизации с куклами, парные импровизации на музыкальных инструментах, парные танцевальные композиции и т. п.

Групповые занятия только для родителей и педагогов. Целью таких занятий может быть сплочение педагогического коллектива и создание команды, снятие синдрома эмоционального сгорания, переориентация родительского или педагогического поведения и др.

Использование психологической сказки на родительских собраниях, методических совещаниях и педсоветах.

Чтобы ребенок научился извлекать из текста сказки полезные для себя уроки, необходима помощь родителей. А для этого они сами должны овладеть методами работы со сказкой. Поэтому параллельно работе с детьми в целях реализации сказкотерапевтической деятельности ведется работа и с родителями маленьких читателей по направлениям:

1. Информационно­просветительское - нацелено на привлечение внимания родителей к возможностям сказкотерапии в поддержании эмоционального здоровья детей. Оно включает консультации и книжные выставки, родительские собрания, выпуск рекомендательных библиографических пособий, папки­дайджесты и пр., цель которых - оказание семье информационной помощи.

2. Индивидуальное ­ направлено на удовлетворение духовно-нравственных потребностей развития конкретной личности ребенка в данном возраста с учетом его индивидуальных потребностей и особенностей здоровья и развития. Это: рекомендательные беседы, индивидуальные, планы чтения, индивидуальные занятия? сказки по телефону и др.

С целью научить практическим приемам использования сказкотерапии, предлагаю провести в библиотеке мастер-класс для педагогов «Сказки гуляют по свету», задачи которого:

Показать педагогам пользу работы со сказками;

Научить практическим приемам работы со сказками;

Познакомить с одной из форм работы со сказкой (групповое придумывание и рассказывание сказки);

Познакомить педагогов со схемой составления сказки.

Ход занятия.

Библиотекарь. На семинаре я покажу некоторые приемы работы со сказкой. Все вы читаете сказки с детьми, но может не все догадываетесь то, что вы читаете детям сказки - уже является сказкотерапией. Ведь каждое занятие со сказкой вы завершаете, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка и как мы эти знания будем использовать в ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята становятся мудрее, познают жизнь, приобретают социальные навыки. Поэтому занятия сказкотерапией не уводят от реальности, а наоборот, приводят к ней.

Сегодня на мастер-классе мы с вами познакомимся с одной из форм работы со сказкой это - групповое придумывание сказки с последующим оформлением книги.

Метод «Сказкотерапии», как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы:

1 Этап «Знакомство» (прежде чем начать работу, все участники знакомятся друг с другом).

2 Этап «Ритуал вхождения в сказку» (на данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев). Цель ритуала вхождения на внимательное слушание и активное участие.

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Ритуал входа и выхода должен быть одинаковым. Желательно каждый раз одним и тем же способом. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать:

Манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.);

Проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги;

Танцевально-двигательный ритуал и др.

Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.

3 Этап «Рассказывание сказки» (ведущий рассказывает начало сказки).

4 Этап «Сказочная задача» (на данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации).

5 Этап «Обобщение приобретенного опыта» (участники отвечают на вопросы ведущего).

7 Этап «Рефлексия» (обмен эмоциями).

В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:

1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж).

2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве...).

4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (например, однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную).

5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала …)

8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение.

9. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливое завершение).

Мы познакомились с этапами метода «сказкотерапии», со схемой составления сказки, теперь перейдем к практической части мастер-класса.

1. Давайте познакомимся. «Ладошки» (Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться. Первый участник представляется и кладет ладошку на стол, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т.д.)

2. «Ритуал вхождения в сказку». (Включается музыка. Логопед берет книгу, подходит к участникам мастер-класса, просит их прикоснуться к книге и закрыть глаза. Тем временем одевает им на головы кокошники и просит открыть глаза). Вот и попали мы в сказку, а вы превратились в сказочниц.

3. «Рассказывание сказки». «Решил Иван-Царевич поступить на службу к Бабе-Яге, для того чтобы заработать меч-кладенец. А Баба Яга хитрой была: всем кто хотел поступить к ней на службу всякие задания придумывала. Вот и говорит она Ивану-Царевичу: «Очень уж я люблю сказки слушать, даю тебе два дня сроку. На вечерней зорьке жду тебя со сказками».

4. «Сказочная задача». Этот этап самый насыщенный, так как на этом этапе участники должны проявить свои творческие, речевые способности, проявить смекалку, находчивость, активность.

Ну что, сказочницы? Давайте поможем Ивану-Царевичу придумать сказки. Чтобы удивить Бабу-Ягу и получить меч-кладенец. Перед Вами различные категории предметов: животные, люди, растения, транспорт, сказочные персонажи, атрибутика и волшебные книги, но пока ещё с вневписанными страницами. Ваша задача сочинить сказку, разместить на страницах иллюстрации с предложенными категориями.

Приступаем к работе и помним, Бабя-Яга ждет интересных сказок.

5. Этап «Обобщение приобретенного опыта». Сказочницы рассказывают сказки. Обсуждение:

Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?

С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?

Чему Вас учит эта сказка?

6 Этап «Ритуал выхода из сказки» (перевоплощение из сказочных героев в простых людей).

Очень уж понравились Бабе-Яге сказки, и решила она подарить меч-кладенец Ивану-Царевичу. А нам пора покидать сказку. Под музыку участницы прикасаются рукой к книге, закрывают глаза, ведущий снимает с них кокошники).

Рефлексия (обмен эмоциями).

Таким образом, метод сказкотерапии должен широко использоваться в работе детских библиотек не только с детьми, но и с их родителями и педагогами. Через сказку библиотекарь имеет возможность передать родителям и педагогам новые способы выхода из проблемной ситуации, имеющейся у ребенка.

Выводы по 2 главе.

Миссия детского отдела Ново-Камалинской библиотеки состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, создавать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Анализ показал, что дети села в библиотеку с приходят удовольствием, так как для них созданы все условия для приятного и полезного время-провождения. Направления деятельности библиотеки строится с привлечением различных форм работы: выставок, конкурсов, массовых мероприятий, экскурсии, кружков, клубов по интересам; проводятся тренинги (для детей по адаптации в библиотеке, для родителей и педагогов по методам работы с детьми); имеется игротека, видеотека и т.д.

Детская библиотека - это то место, где метод сказкотерапии может быть реализован наиболее эффективно, так как именно библиотека - единственное бесплатное учреждение культуры, досуга и неформального общения подрастающего поколения. Исследование использования метода сказкотерапия в работе отдела обслуживания детского читателя Ново-Камалинской библиотеки показало, что сказкотерапевтическая деятельность ведется в формате подготовки и реализации программ по коррекции поведенческих проблем детей дошкольного и младшего школьного возраста. Форма работы по методу сказкотерапии - разносторонняя. Это и прослушивание, и рассказывание, и обсуждение, и сочинение, и постановка, и рисование сказки, а также изготовление кукол по мотивам сказок и т.д. Кроме того, библиотекарь подбирает для каждого ребенка специальный материал для самостоятельного чтения, ориентированный на его круг жизненных проблем.

Зная об эмоциональной, духовной зависимости детей от взрослых, библиотекари строят программы сказкотерапии также и для родителей и педагогов.

Сегодня на мастер-классе мы с вами познакомимся с одной из форм работы со сказкой это – групповое придумывание сказки с последующим оформлением книги. И остановимся на этапах работы с методом «сказкотерапии»

Уважаемые родители! Я предлагаю нам всем познакомиться!

1.Давайте познакомимся.«Ладошки» (Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться. Первый участник представляется и кладет ладошку на стол, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т.д.)

Солнышко еще не взошло, деревья спят, скованные морозом, спим и мы. Лес дышит глубоко, ровно, спокойно (закройте ладонями глаза, покажите, как дышит лес). «Дзинь», - выглянул первый солнечный лучик, погладил по головке снежинку Свету, снежинку... (гладит).

Снежинки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели вниз, вправо, вверх. Зажмурились от яркого света солнышка. Открыли глаза и широко улыбнулись. Рады солнышку! Посмотрели друг на друга (глаза вправо-влево) все вместе сказали: «Здравствуйте!».

2. «Ритуал вхождения в сказку». (Включается музыка. Воспитатель берет книгу, подходит к участникам мастер-класса, просит их прикоснуться к книге и закрыть глаза. Тем временем одевает им на головы кокошники и просит открыть глаза). Вот и попали мы в сказку, а вы превратились в сказочниц.

3. «Рассказывание сказки». «Решил Иван-Царевич поступить на службу к Бабе-Яге, для того чтобы заработать меч-кладенец. А Баба Яга хитрой была: всем кто хотел поступить к ней на службу всякие задания придумывала. Вот и говорит она Ивану-Царевичу: «Очень уж я люблю сказки слушать, даю тебе два дня сроку. На вечерней зорьке жду тебя со сказками».

4. «Сказочная задача». Ну что, сказочницы? Давайте поможем Ивану-Царевичу придумать сказки. Чтобы удивить Бабу-Ягу и получить меч-кладенец. Перед Вами различные категории предметов: животные, люди, растения, транспорт, сказочные персонажи, атрибутика и волшебные книги, но пока ещё с вневписанными страницами. Ваша задача сочинить сказку, разместить на страницах иллюстрации с предложенными категориями. Приступаем к работе и помним, Бабя-Яга ждет интересных сказок.

Сегодня, на данном этапе работы, мы с Вами (обращение к участникам мастер-класса) будем придумывать сказку. А для этого я познакомлю Вас со схемой составления сказки.

В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:

1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж)

2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (Жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве…..)

4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную)

5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала …)

8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение

9. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение)

Вы сочиняли сказку, и наверное очень устали, давайте проведем релаксационное упражнение «Шапка- невидимка»

У меня есть шапка-невидимка. Я сейчас всем Вам одену шапку– невидимку и Вас никто не будет видеть. Вы можете делать все, что хотите бегать, прыгать, скакать, кружиться, танцевать, сидя на стуле. Не забывайте только о безопасности. Как только услышите хлопок, волшебство закончится, и Вы должны остановиться.

«Обобщение приобретенного опыта» . Сказочницы рассказывают сказку.

  • Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?
  • С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
  • Чему Вас учит эта сказка?

«Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных героев в простых людей).

Очень уж понравились Бабе-Яге сказки, и решила она подарить меч-кладенец Ивану-Царевичу. А нам пора покидать сказку. (Под музыку участницы прикасаются рукой к книге, закрывают глаза, воспитатель снимает с них кокошники).

«Рефлексия» (Обмен эмоциями)

Результатом нашей работы стали эти замечательные сказочные книги.

«Лесенка добра»

Давайте соединим наши ладошки.(рука в кулачке, большой палец выставлен – следующий берет соседа за большой палец и т.д.)

«Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам?

Я желаю, всем Вам творческих успехов и чтобы у Вас всегда было хорошее настроение, радостные лица.

А теперь тихонько раскачаем нашу лесенку добра и произнесем: «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» (лесенка распадается).

Спасибо Вам за интересное общение и необычное для Вас перевоплощение!!!


На данном собрании родители узнают как с помощью сказки можно реализовать потребность детей в движении, которая составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и является одним из важнейших показателей его нормального формирования и развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Детский сад «Улыбка»

Сценарий родительского собрания

во второй младшей группе №8

на тему:

«Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей»

Подготовила воспитатель:

М.А.Мартынова

г. Жиздра, Калужская обл., 2013г.

Тема: «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей».

Цель: освещение возможностей применения сказкотерапии в сочетании с другими традиционными и нетрадиционными методами в процессе оздоровления детей дошкольного возраста.

Данная цель реализуется с помощью следующих задач:

  1. освещение результатов анкетирования «ребенок и книга»;
  2. знакомство с понятием «сказкотерапия»;
  3. знакомство с традиционными и нетрадиционными методами оздоровления детей;
  4. практическое апробирование данной методики;

Форма собрания: семейная гостиная.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук. Презентация на тему: "Сказкотерапия как один из нетрадиционных методов оздоровления организма", магнитная доска, куклы для настольного и пальчикового театра, а также для магнитной доски и маски различных сказочных героев.

Приглашенные: учитель-логопед.

Предварительная работа: собрание на тему "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности", анкетирование родителей на тему: «Ребенок и книга», разучивание с детьми стихотворений о важности чтения, подготовка презентации по теме собрания.

Повестка родительского собрания:

  1. Выступление учителя-логопеда на тему: «Возможности сказкотерапии в логопедической работе»;
  2. Освещение результатов анкетирования «Ребенок и книга»;
  3. Знакомство родителей с нетрадиционными методами работы со сказкой, используемые воспитателями в работе с детьми.

Ход собрания:

Часть 1. Вступительная.

(СЛАЙД №1) Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас в нашей семейной гостиной, где продолжаем изучать удивительный мир сказки.

На прошлой нашей встрече мы говорили о том, что чтение сказок позволяет не только знакомить детей традициями своего народа, но и способствует развитию мышления, воображения, речи, а также помогает воспитывать в детях нравственные качества, такие как благочестие, бескорыстие, милосердие, самопожертвование, уважение, любовь к ближнему и многие другие.

Также мы обсуждали как важно для становления личности ребенка именно чтение книги в кругу семьи, во время которого возникает удивительное чувство родства, близости, взаимопонимания и доверия между родителями и детьми.

К сожалению, в современном мире все меньше времени родители уделяют своим детям, и все чаще дети остаются наедине с телевизором или компьютером. Именно телевидение и Интернет становятся основным источником информации для детей, ценностные установки которых еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана, стирается. Это приводит к развитию бездуховности, эгоизма, бездушия и жестокости.

Часть 2. Анализ анкет.

На прошлом собрании мы попросили вас заполнить анкеты на тему «Ребенок и книга», целью которой было выявление отношения в вашей семье к семейному чтению и разработка дальнейшего пути сотрудничества по организации литературного образования дошкольника.

В опросе приняли участие 19 семей. Каковы же результаты данного анкетирования?

26% опрошенных семей воспитывают одного ребенка, 69% - двух детей и 5% - трех. Все опрошенные семьи имеют домашнюю детскую библиотечку, в которой насчитывается в среднем 15-17 книг.

В основном предпочтения родители отдают сказкам и стихотворным произведениям, что вполне правильно, учитывая возраст детей.

47% родителей читают детям каждый день.

На вопрос как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку? 32% родителей ответили 1-2 раза в месяц, 47% родителей покупают книги редко и 21% - не ответили на данный вопрос.

(СЛАЙД №2) Примечательно, что 79% семей не посещают библиотеку с ребенком, 5% ходят в библиотеку изредка и всего лишь 16% опрошенных семей постоянно пользуются услугами районной детской библиотеки.

(СЛАЙД №3) Что касается детей, то 58% задают вопросы после прочтения книги, что является естественным, так как через книгу ребенок узнает об окружающем мире, об отношения между людьми, о человеческих проблемах и о путях их решения. 21% детей задают вопросы, но редко, что можно объяснить многими причинами, среди которых такие: произведение не подходит для возраста ребенка, поэтому не понятен смысл текста; или в момент прочтения книги ребенок не настроен на слушание, так как занят другими делами или просто нет настроения. 21% опрошенных семей ответили, что ребенок не задает вопросы после прочтения книги, что объясняется особенностями развития речи.

На вопрос – «Какова по-вашему роль книги в развитии детей? – 42% ответили - «огромную», «важную», «значимую», большинство родителей (58%) ответили, что книга влияет на познавательное, речевое и эмоциональное развитие.

Часть 3. Знакомство с темой собрания.

(СЛАЙД №4) Сегодня мы поговорим о том, как с помощью сказки можно реализовать потребность детей в движении, которая составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и является одним из важнейших показателей его нормального формирования и развития.

Тема нашей встречи будет звучать так: «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей». Мы ставим перед собой следующую цель: освещение возможностей применения сказкотерапии в сочетании с другими традиционными и нетрадиционными методами в процессе оздоровления детей дошкольного возраста.

Что же такое сказкотерапия? И как мы применяем ее для решения педагогических задач?

(СЛАЙД №5) Существует множество определений данного термина. Мы с вами будем пользоваться следующим: «сказкотерапия» - «метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром».

(СЛАЙД №6) Как мы уже отметили – именно потребность в движении, является одной из основных физиологических потребностей детского организма. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей всегда выступают как средства оздоровления детского организма.

Эффективность выполнения дошкольниками физических упражнений значительно улучшается, если их выполнение происходит на позитивном эмоциональном фоне, которое в частности может обеспечить использование фольклорных произведений, таких как загадки, пословицы, потешки, стихи, сказки, прибаутки, считалки, скороговорки и другие. Однако включение фольклора в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста требует выполнения следующих требований: детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения, а прибаутки, загадки, сказки, считалки, скороговорки и т. п. - должны отвечать возрастным особенностям.

(СЛАЙД №7) Сказкотерапевтические занятия с детьми – это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Такие занятия помогают решать множество скрытых учебных задач.

Поскольку занятия предполагают работу с маленькими детьми, то нам необходимо следить за тем, чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали и не отвлекались. Поэтому при разработке занятий учитываются возрастные особенности детей, занятия строятся с учетом интеграции всех образовательных областей (социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье, музыка, физкультура, безопасность и труд). (СЛАЙД №8) На занятиях используются различные традиционные и нетрадиционные методы оздоровления организма:

(СЛАЙД №9) - упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимают напряжение);

(Слайд №10) - дыхательная гимнастика (действует успокаивающе на нервную систему);

(Слайд №11) - мимическая гимнастика (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

(Слайд №12) - артикуляционная гимнастика (направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата);

(Слайд №13) - двигательные упражнения, для развития физических способностей детей;

(Слайд №14) - массаж и самомассаж для стимуляции биологически активных точек организма;

(СЛАЙД №15) - пальчиковая гимнастика и продуктивные виды деятельности (направлены на развитие мелкой моторики рук).

(СЛАЙД №16) Но в основе всего этого лежит работа со сказкой: чтение и анализ сказки; перессказывание сказки; ее иллюстрирование и инсценирование, сочинение. (СЛАЙД №17)

(Слайд №18)

Часть 4. Практическая часть.

Я предлагаю сегодня построить нашу работу на практическом апробировании данной методики. То есть, мы попытаемся вам показать как еще можно использовать сказку в работе с детьми. Для примера возьмем сказку В.Сутеева «Кораблик».

1. Чтение сказки .

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь?! - И так стал хохотать - чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек.

Мышонок - ореховую скорлупку.

Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл…

И не догонишь!

ВОПРОСЫ ПО ПРОЧИТАННОМУ:

  1. Расскажите, кто однажды отправился на прогулку;
  2. Что предложил Лягушонок, когда все они пришли на речку;
  3. Что сказал Лягушонок, когда услышал, что Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок не умеют плавать;
  4. Понравились такие слова малышам? Что они придумали сделать?
  5. Расскажите, как Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок смастирили кораблик;
  6. Скажите, вы бы хотели, чтобы у вас были такие друзья, как Лягушонок? Почему?
  7. Как вы думаете, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок хорошие друзья? Почему?

2. Артикуляционная гимнастика «Поймай мышку».

Цель: тренировка мышц языка.

Губы в улыбке. Приоткрыть рот и произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

3. Упражнение «Цыпленок».

Цель: тренировка мышц спины.

И.п.: ноги - на уровне плеч, руки прижаты к телу. На «раз» – наклон вперед с отводом рук назад, на «два» - занять исходное положение. Повторить 6-7 раз.

4. Упражнение «Лягушонок».

Цель: тренировка мышц ног.

И.п.: ноги – сидя на корточках, руки на поясе. Делать подскоки с полным выпрямлением ног. Повторять 4-5 раз.

5.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц ног «Муравей» .

Цель: снять напряжение с мышц ног.

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

6. Дыхательная гимнастика «Кораблик».

Цель : выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку :

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

7. Занятие на развитие речи.

Цель: учить детей воспроизводить по сюжетным картинкам прочитанное произведение. Формировать умение строить полные предложения.

8. Занятие по художественному творчеству «Жучок» .

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие творческих способностей.

  1. скатать 2 шара одинакового размера из черного и коричневого пластилина;
  2. положить коричневый шарик на черный и сплющить, нажав на верхний шарик ладошкой. Это будет тело;
  3. скатать еще один черный шар, поменьше. Это будет голова;
  4. прикрепить голову к телу;
  5. делать стекой надрез для крыльев на спинке (аккуратно надрезаем только верхнюю, коричневую, часть);
  6. скатать 6 небольших черных шариков. Это будут лапки;
  7. раскатать шарики в колбаски, немного согнуть и прикрепить под брюшко;
  8. стекой прорезать ротик, зубочисткой проткнуть ноздри, сделать глазки и усики. Жук готов.

9. Пальчиковые гимнастики «Кораблик» и «Гвозди».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль") На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки").

Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу.

Бом, бом, бом, бом,

По гвоздям бьём молотком.

Гвозди не вбиваются,

Только загибаются.

Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.

Значит, клещи надо взять,

Будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул,

Все я гвозди разогнул.

10. Занятие на развитие речи, памяти.

Цель: учить детей иллюстрировать сказку с помощью картинок на фланелеграфе.

  1. Придумывание сказки.

Цель: учить детей придумывать другой конец прочитанного произведения. Способствовать развитию нравственных качеств личности.

За счет того, что вся деятельность организована в форме игры, дети не устают, они с интересом играют, а мы успешно решаем множество различных педагогических задач:

Развитие физических способностей,

Укрепление мышц артикуляционного аппарата,

Снятие мышечного и эмоционального напряжения,

Активизация биологически активных точек,

Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук.

Благодаря тому, что все упражнения разработаны на основе какого-либо конкретного литературного произведения, решаются следующие задачи:

Дети лучше запоминают главных героев и основные действия, происходящие в произведении, то есть развивается память;

Дети могут пересказать текст, опираясь на сюжетные картинки, то есть развивается речь;

Дети могут инсценировать и проигрывать сказку, используя пальчиковые куклы, театр на столе и фланелеграф, то есть развиваются творческие способности;

Дети могут придумывать другой конец сказке, то есть развивается воображение.

Решение собрания:

  1. Оформление читательских формуляров в Детской библиотеке на воспитанников группы.
  2. Еженедельное обновление уголка семейного чтения, согласно тематическим неделям.
  3. Пополнение картотеки нетрадиционных методов оздоровления детей на основе сказок, прочитанных родителями дома (использование Книги семейного чтения).
  4. Презентация семейной сказки на «Книжкиной неделе» с использованием кукол, которые родители изготовят совместно со своими детьми.

Сказки - это способ передачи детям различных способов поведения людей. Если речь идет о народных сказках, то и менталитета, национального характера. А сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.

Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой. Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи - это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.

Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить "почитать еще". Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев! Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.

В психологии есть даже отдельное направление - сказкотерапия. Основная его идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его примере. То есть малыш может попробовать себя в разных ролях: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя повести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.

Сказки можно условно поделить на мужские и женские. Если главный герой мужского пола - это мужская сказка, если женского - женская. Слушая сказки, дети узнают о том, как по-разному можно действовать в различных ситуациях: активно сражаться за своё счастье ("Гадкий утенок"), пассивно ждать ("Спящая красавица"), обманывать ("Битый небитого везет"), просить о помощи ("Репка"), убегать ("Колобок")и т.д.

Выбирая, какую сказку прочитать своему малышу, обратите внимание на поведение главного героя - хотите ли, чтобы ребенок учился у него? Если Вам или Вашему малышу не по душе поведение главного героя, вы можете вместе придумать, "а как еще он бы мог поступить?". Так вы не только разовьете фантазию и интересно проведете время, но и расширите поведенческие возможности Вашего ребенка. Не навязывайте свой вариант решения, он может не подойти другому человеку. Ведь в одной и той же ситуации можно по-разному себя повести!

Часто бывает, что ребенок просит читать ему одну и ту же сказку много раз, хотя уже давно ее выучил ее наизусть. Не надо этого пугаться. Это значит, что в этой сказке есть что-то очень важное для вашего ребенка сейчас. Прочитайте еще раз, пофантазируйте вместе: "А что бы было, если..."

Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша, Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что "терпенье и труд все перетрут", то читайте и обсуждайте вместе с малышом "Золушку". Если уверены, что всего можно добиться, "было бы желание", то "Снежная королева" вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя.

При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.

Вспомните свою любимую детскую сказку. Возможно, она чем-то напомнит Вам вашу жизнь, а может, будет сложно сразу найти сходство. Многие сказки, например "Красную Шапочку", разные авторы интерпретируют по-разному. Но самая правильная интерпретация - Ваша. Попробуйте сесть и по памяти написать свою любимую сказку, и на бумаге отразится все самое главное для Вас, именно то, что Вы для себя из нее взяли. А теперь попробуйте придумать несколько (5-7) альтернативных концов для своей сказки, и через некоторое время заметите, что и в Вашей реальной ситуации есть несколько вариантов выхода, которые Вы раньше не замечали.

Фантазируйте с удовольствием! И побольше Вам сказок хороших, добрых и разных!

Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую Вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в Вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!

Василенко Галина Анатольевна

Родительское собрание в форме КВН по проекту «Сказкотерапия » .

КВН «Мои любимые сказки » .

Цель :

Способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.

Задачи :

Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Обобщить знания детей о сказках , воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.

Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой – драматизация сказки .

Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.

- Формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок , так и в процессе творчества;

Воспитывать любовь к книгам, сказкам .

- Предварительная подготовка : подготовка стенда с консультацией на тему : «Необходимость воспитания любви к книге и сказкам » ;

Изготовление костюмов и декораций к сказкам : «Репка» , «Кукушка» .

Оборудование : выставка волшебных книг и разных видов театров (сделанных родителями и детьми ) ; детские рисунки по сказкам ; костюмы к драматизации сказок : «Кукушка» , «Репка» ; тсо – музыка; ноутбук

Форма проведения : Нетрадиционное родительское собрание в форме игры КВН .

Ход собрания:

(под музыку квн дети и родители входят в группу )

Логопед : -А сейчас предлагаю Вам принять участие в КВНе «Мои любимые сказки » . Участвуют две команды : родители и дети .

Логопед :- Сегодня КВН у нас,

Мы рады видеть здесь сейчас

Всех дорогих своих гостей :

И пап, и мам, и их детей!

Сейчас проявите смекалку, старанье-

Команды, придумайте быстро названье!

Играющие делятся на две команды. Придумывают название и девиз (домашнее задание) . Дети – «сказочники » ; родители – «Мудрецы»

Приветствие команд :

Команда «Сказочники » :

Мы – ребята озорные

Сказочники удалые !

Вместе все как я один

Вас сегодня победим!

Команда «Мудрецы» :

Команде сказочников

Шлём пламенный привет!

И от души желаем

Знать правильный ответ!

Логопед - Чтоб времени зря не терять,

Вам надо, друзья, капитанов избрать.

(Выбор капитанов команд) .

Логопед : - Чтоб конкурсы шли без заминки,

Сейчас проведем мы разминку.

Кто с юмором, со сказкой дружит всегда ,

Тот справится с ней без труда.

1. Разминка :

1. В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли. (Три медведя)

2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ. (Репка)

3. Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей. (Доктор Айболит)

4. Помогла нам яблонька, помогла нам печка (Гуси –лебеди)

5. Нам не страшен серый волк. (Три поросенка)

6. Сяду на пенёк, съем пирожок. (Маша и медведь)

7. Колотил, колотил по тарелке носом. (Журавль и лисица)

8. И сбежали от грязнули и чулки и башмаки. (Мойдодыр)

1. Приходите, тараканы, я вас чаем угощу. (Муха-Цокотуха)

2. Свет мой, зеркальце, скажи (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

3. Не пей из копытца, козлёночком станешь. (Аленушка и братец Иванушка)

4. Ещё пуще злится злая старуха (Сказка о рыбаке и рыбки )

5. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл (Колобок)

6. Он ударил в медный таз и вскричал : «Карабарас!» (Мойдодыр)

7. Дёрни за верёвочку, дверь и откроется. (Красная шапочка)

8. Не ходите, дети в Африку гулять. (Айболит)

(жюри подводит итог)

2. Кто больше назовёт сказок :

Логопед : - Без сказок жить нельзя на свете,

Все знают взрослые и дети :

Кто больше сказок назовет-

Тому и слава, и почет!

(жюри подводит итог)

3. «Песни из мультфильмов»

Логопед : - А теперь, команды, вперед!

Вас интересный конкурс ждет.

Скажите нам все без стеснения,

Вы любите мультики , пение?

Кто больше песен пропоет из мультиков и сказок ,

Того, конечно, верх возьмет, и победит он сразу.

(команды поют песенки из мультфильмов) .

(жюри подводит итог)

Логопед : - Ну, а сейчас внимание!

4. Дидактическая игра : «Собери героев сказок » (разрезные картинки)

(жюри подводит итог)

5. «Выбери правильный ответ» - Конкурс капитанов.

1. Унесли братца Иванушку….

В) гуси-лебеди.

2. Поймал Емеля…

А) золотую рыбку

3. Стоял в поле….

А) дворец

Б) теремок

В) сказочный городок .

4. Посадил Дед….

А) редиску

Б) капусту

5. Испекла старуха…

Б) колобок

В) каравай.

6. Жили – были в одном лесу три братца поросёнка….

А) Каркуша, Степаша, Филя

Б) Ниф –Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф

В) Настасья Петровна, Михайло Потапыч, Мишутка

Ответы : 1-В (сказка «Гуси-лебеди» , 2-Б (сказка «По Щучьему веленью» , 3-Б (сказка «Теремок» , 4-В (сказка «Репка» , 5-Б (сказка «Колобок» , 6 – Б.

(жюри подводит итог)

6. Конкурс : «Драматизация сказки »

Логопед :- А сейчас конкурс : «Драматизация сказки »

Ребята подготовили ненецкую сказку : «Кукушка»

7. Драматизация сказки : «Репка» (на современный лад) родители .

А родители покажут нам сказку , угадайте какую?

Логопед : - Что за сказка : кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка.

Деду с бабой помогали,

Из земли её таскали? («Репка» )

Он трудился не от скуки,

У него в мазолях руки.

А теперь он стар и сед –

Мой родной любимый (дед)

Кто любить не устаёт .

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки?

Это наша …. (бабушка)

И у бабушки есть,

И у дедушки есть …. (внучка)

Этот сторож дом охраняет,

На воров громко лает? (собака)

Мохнатенькая, усатенькая,

Молочко пьёт, песенки поёт. (кошка)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила.

Репку вытащить из грядки

Деду с бабой помогла. (мышка)

Драматизация сказки «Репка» родителями (под фонограмму)

Логопед : А сейчас, жюри, Вам слово.

К награжденью мы готовы.

(Жюри подводит итоги, награждение победителей грамотами и медалями)