Родительское собрание в средней группе по фгос. Конспект родительского собрания для средней группы детского сада в начале учебного года

На протяжении многих лет совершенствовались структура и содержание раздела «Физическое воспитание».

Первый проект программы детского сада, разработанный дошкольным сектором научно-исследовательского института и специальной комиссией Наркомпроса, был издан в 1932 году. Он состоял из двух частей: I - по видам деятельности детей, II - по «организующим моментам». Одним из разделов первой части было «Физическое воспитание», здесь уделялось внимание формированию ходьбы и бега, культурно-гигиенических навыков дошкольников. Однако в содержании были и недостатки: не учитывались возрастные и специфические особенности детей, недооценивалась игра, объем преподаваемых умений и навыков был невелик. Это объяснялось тем, что содержание проекта программы не было апробировано.

В 1934 году был опубликован документ «Программы и внутренний распорядок детского сада», который по форме расположения материала стал гораздо проще и удобнее. В содержании программ учитывались возрастные особенности детей, и уделялось большое внимание игре.

В1938 году было выпущено «Руководство для воспитателя детского сада». В главе «физическое воспитание» были выделены два подраздела. В первом из них обращалось внимание на индивидуальный подход к детям, а во втором раскрывались формы физического воспитания дошкольников: подвижная игра, занятие, утренняя гимнастика. В разделе «Игра» было представлено руководство подвижными играми с правилами.

Несмотря на тяжелое военное время, в 1945 году было выпущено «Руководство для воспитателей», По форме расположения материала и структуре « Руководство....» стало более удобным, чем предыдущие изделия. Для каждого возрастного периода (младший, средний и старший возраст) были определены анатомо-физиологические и психолого-педагогические характеристики детей, режим дня и особенности физического воспитания детей. В разделе «Физическое воспитание» были выделены подразделы: личная гигиена и воспитание культурно-гигиенических навыков; физические упражнения; подвижные игры с правилами; утренняя гимнастика; занятия физическими упражнениями; закаливание.

В1948 году «Руководство для воспитателя детского сада» переиздавалось без изменений.

В структуре раздела «Физическое воспитание», в руководстве 1953 года, появился новый подраздел - «Методические указания», в котором подробно излагалась методика проведения разных форм физического воспитания.

В 1962 году была утверждена «Программа воспитания в детском саду», в которой программные требования были отделены от методических указаний. Отдельно издаются: «Краткие методические указания к программе воспитания в детском саду» (материалы работы от 3 до 7 лет), «Методические указания по воспитанию детей раннего возраста» и др. Впервые в программе было описано содержание работы с детьми 1-3 года жизни. В разделе «Физическое воспитание» были подробно раскрыты подразделы: «Организация жизни группы и воспитание ребенка», «Игры», «Занятия». В приложении к программе указывались примерные режимы дня для каждой возрастной группы.

С 1962 года по 1989 год программа переиздавалась 9 раз.

В 1984 году была Издана «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», разработанная НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и Управлением по дошкольному воспитанию. Была усилена оздоровительная направленность программы. Уделялось внимание осуществлению мер по охране нервной системы детей, предупреждению утомления и травматизма. В разделе «Забота о здоровье и физическом развитии» описывались оздоровительно-закаливающие процедуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия и особенности формирования навыков личной гигиены. На основе содержания этой Программы в 1985 году была разработана для РСФСР и опубликована «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

По решению Министерства просвещения СССР, комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР в 1984 году, была издана «Типовая программа по физической культуре в детском саду». В1995 году такую же программу разработала Лаборатория физического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В программе были определены формы работы по физическому воспитанию, примерное количество часов, отводимых на организованную двигательную деятельность детей для всех возрастных групп. В программе были представлены специальные упражнения для развития двигательных качеств, формирования правильной осанки, предупреждения плоскостопия. Содержание двигательного режима подлежало коррекции в соответствии с особенностями климатических условий разных регионов страны.

Более десяти лет дошкольные учреждения России работают в условиях свободного выбора образовательной программы. Педагогам это позволяет проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям - получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода жизни.

Система дошкольного образования в настоящее время способна удовлетворить разнообразные образовательные потребности населения и учесть новые педагогические воззрения ученых и практических работников.

При создании новых программ авторы стремятся привнести новые идеи, разработать содержание и методы, позволяющие наиболее эффективно организовать педагогический процесс. Вместе с тем, неизбежной была опора на теоретические работы отечественных и зарубежных исследователей. Признавалась возможность сохранения отдельных элементов традиционных технологий, которые при умелом использовании обеспечивают оптимальное развитие ребенка.

Сочетание инновационных подходов и традиций не уменьшало достоинств новых программ, а указывало на дальнейшее развитие педагогической мысли.

Внедрение разнообразных образовательных программ весьма перспективно для системы дошкольного образования в целом. Однако анализ ситуации полипрограммности позволяет обнаружить как позитивные, так и негативные стороны этой проблемы.

Бесспорным достоинством является то, что вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие образовательных услуг, предлагаемых дошкольными учреждениями, отвечает возросшим запросам родителей.

Положительным является то, что коллектив дошкольного учреждения может выбирать программу, соответствующую его педагогическим установкам. Вместе с этим является больше возможностей для повышения профессионального мастерства. Стимулируется инициатива и творчество. Методическое обеспечение пробами имеет разную степень развернутости. Поэтому нередко педагогу необходимо «перевести программу на язык реального педагогического процесса» и творчески подойти к вопросам подбора методики занятий, организации развивающей среды. Это сложная, но увлекательная работа для ищущих педагогов.

У родителей тоже появляется выбор. Информация о «новаторстве» и «застое» в детских садах распространяется достаточно быстро, что выдерживает здоровую конкуренцию в системе образования.

Полипрограммность позволяет учитывать потребности многонационального населения нашей страны, строить педагогический процесс с учетом социально-экономических, национально-культурных, климатических и иных условий региона.

Трудности в работе вызваны тем, что не всегда разработанные программы снабжены методическими материалами. Перспективные идеи могут быть реализованы, если педагогам известен ключ новой технологии. В противном случае они работают, как умеют, а не получив положительного результата, на который они рассчитывали, быстро теряют интерес к новой программе.

Некоторые программы написаны наукообразно, язык труден и не воспринимается практическими работниками дошкольных учреждений.

Педагогическим коллективам сложно перестраиваться, уходить от привычных подходов, стереотипных приемов и форм организации детской деятельности. Необходим «двигатель» - инициативный, авторитетный, ответственный и квалифицированный руководитель, который может «зажечь» коллектив и повести его за собой, помогая справляться с трудностями, анализировать их причины, а не «распекать» педагогов за ошибки.

Отсутствует преемственность со школой в содержании и методах работы. Ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии.

Недостаточен цивилизованный контроль над реализацией базовых компонентов в программах. Соответствие образовательных программ требованиям государственного стандарта дошкольного образования в какой-то мере защищает детей от некомпетентного педагогического воздействия.

Работа по программе требует дополнительного финансирования на приобретение специального оборудования, игрушек, пособий, наглядных материалов. Работать по некоторым программам без этого невозможно.

Вопрос выбора программы был и остается весьма актуальным. Наблюдаются различные и не всегда адекватные подходы, указывающие на затруднения практиков в решении данной проблемы. Например, педагогический коллектив увлекается одним приоритетным направлением работы в ущерб другим, что может привести к перегрузке детей и недостатку в воспитании других, не менее важных сторон детской личности.

Встречается и своеобразная «эклектика», когда в одном учреждении работают сразу по нескольким программам. Смешиваются технологии и концепции. При этом не удается проследить за эффективностью каждой программы. (Требования к сочетаемости используемых программ содержатся в «Рекомендациях по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» -

Нередко наблюдается «погоня» за инновациями ради завоевания авторитета в глазах вышестоящих руководителей или родителей. Такое «внедрение нового» может повторяться ежегодно: не успели увидеть результаты от одной программы, внедряется другая - новая.

В связи с этим перед администрацией детского сада, учебного комплекса, прогимназии возникает достаточно ответственная задача - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. Поэтому руководители дошкольных образовательных учреждений должны иметь представление о разнообразных отечественных и зарубежных образовательных программах, которые используются в настоящее время, уметь самостоятельно проанализировать программу, выделить в ней ключевые положения, понять особенности педагогических технологий.

Выбор программы целесообразно начинать с изучения информации о ней. Первый шаг - поиск наиболее доступного источника, которым чаще всего становятся статьи в специальных периодических журналах. Кроме этого существенную помощь могут оказать информационные сборники и справочники, выпускаемые районными и городскими управлениями дошкольного образования, а также презентации и научно-практические конференции, на которых авторы популяризируют концепцию программы и методические подходы к ее реализации. Следующий шаг - более пристальный, аналитический взгляд: посещение мастер-класса, тематического семинара, круглого стола, реального дошкольного учреждения, где имеется возможность увить предметно-развивающую среду, открытое занятие, задать вопрос, поговорить с педагогами, которые имеют опыт работы по той или иной программе.

Дальнейший шаг - знакомство с программно-методическим сопровождением программы, анализ предлагаемого программно-методического пакета. Его важнейшую часть доставляют философско-концептуальные основы программы, где излагается взгляд авторов на ребенка, его развитие, на создание условий, Способствующих становлению личности, сохранению самобытности и раскрытию творческого потенциала каждого воспитанника.

Центральной составляющей комплекта является собственно программа, в которой образовательные и воспитательные задачи выстроены в определенной логике и снабжены необходимыми комментариями и ссылками.

Методические материалы (рекомендации) помогают раскрыть суть педагогической технологии. Их использование позволяет реализовать идеи авторов и кратчайшим путем достигнуть высоких педагогических результатов. Методические пособия ориентированы на практических работников: воспитателей, психологов, специалистов по изобразительной деятельности, по физической культуре, логопедов, преподавателей иностранного языка, медицинских работников, старших воспитателей и других педагогов.

Авторы программ и методической литературы сами избирают форму преподнесения материала, раскрывающего основы педагогических технологий. В настоящее время нет обязательных требований к развернутости методических материалов и детализации содержащейся в них информации. Поэтому практикам в рамках разных программ предлагаются различные варианты пособий: общие методические рекомендации, где раскрываются принципы работы, или более подробные комментарии, в которых рассматриваются особенности методики и подходы к организации детской деятельности. По усмотрению авторов может предлагаться перспективное или календарное планирование, излагаться не только методы, но и содержание познавательного материала, используемые игры или организация игровой деятельности в целом: примерные планы или подробные конспекты занятий, сценарии бесед, проблемных ситуаций, праздников, досугов и других мероприятий.

Учебно-методические пособия, входящие в комплект программно-методической документации, адресованы дошкольникам. В них содержатся альбомы, картины, иллюстрации, наборы наглядных пособий, игры, тетради на печатной основе для индивидуальной работы детей.

Важным является также гриф программы и методических пособий к ней, который присваивается Министерством образования, муниципальными или региональными экспертными советами при департаментах образования. Информация о Федеральном перечне программно-методических материалов ежегодно публикуется для широкого использования (в справочнике Министерства образования, журнале «Дошкольное воспитание»).

Наличие или отсутствие полного пакета программно-методических материалов не означает высокого или низкого качества самой программы. Комплектность указывает лишь на степень разработанности программы и предполагает перспективу дальнейшего совершенствования программно-методического пакета.

Не все программы, используемые в современном дошкольном образовании, на сегодняшний день снабжены полными комплектами методических материалов. В связи с этим педагогам приходится определять, какая программа и сопровождение к ней удовлетворяют интересам и квалификации данного педагогического коллектива. В отдельных случаях воспитатели проводят работу по выбору средств и методов, по конкретизации технологии.

На основании предпринятых шагов и изучения методического сопровождения программы руководители дошкольного учреждения прогнозируют работу конкретного педагогического коллектива, реально оценивают трудности. При этом важно осознание, что процесс внедрения программы не может быть стремительным и сразу стопроцентно успешным. Конечно, могут возникать затруднения, методические, психологические и организационные проблемы.

Эффективность педагогической работы дошкольного учреждения в связи с переходом на новую для него программу определяется готовностью коллектива к инновационной деятельности. Пересмотр собственных педагогических установок, формирование нового мышления, самовоспитание -- процесс сложный и длительный. Его темп значительно отстает от темпа распространения информации о новых программах и их внедрения в практику работы. [ 7 ]

Образование дошкольников в области физической культуры складывается из основного образования и дополнительных образовательных услуг. Обеспечение основного образования дошкольников в области физической культуры является обязанностью дошкольного образовательного учреждения и проводится в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования, которую реализует МДОУ. По разделу «Физическое развитие детей» дошкольное образовательное учреждение имеет право реализовывать комплексную общеобразовательную программу, которая содержит раздел «Физическое развитие детей» или парциальную программу по физической культуре.

К комплексным программам, прошедшим экспертизу и получившим гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации» относятся: «Радуга», «Детство», «Истоки», «Преемственность», «Из детства в отрочество», «Программа обучения и воспитания в детском саду», «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста». Одним из разделов данных комплексных программ, включающих все основные направления формирования личности ребёнка, является раздел, посвящённый физической культуре:

1. Программа «Радуга» (руководитель Т.Н.Доронова). Программа акцентирует внимание педагогов на взаимодействие взрослого и ребёнка, в основу которого положена забота о физическом и психическом благополучии ребёнка. В программе уделяется внимание особенностям организации оздоровительных мероприятий в режиме дня. Для успешного физического воспитания предлагается составлять на каждого ребёнка «карту прогноз» с характеристикой «сегодняшнего» состояния ребёнка, его физического развития и двигательной активности, что требует тесного взаимодействия медицинских работников и педагогов, а также родителей.

В программе не указан перечень подвижных игр, не указаны показатели физической подготовленности.

2. Программа «Детство» (авторы В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др./ под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.И.Гурович) направлена на многогранное развитие и воспитание личности ребёнка, её гуманистической направленности в разных видах деятельности. Авторы программы, не отрицая значение физкультурных занятий в детском саду, не считают их ведущей формой работы. Количество занятий и их продолжительность программой не регламентируется. Педагог сам определяет их необходимость, содержание, способ организации и место в режиме дня, исходя из общедидактических требований к занятиям с дошкольниками и уровня их развития. Реализуется программа в основном путём интеграции в повседневную жизнь ребёнка естественных для него видов деятельности, главным из которых является игра. Педагогический процесс требует от педагога способности строить его по модели субъек-субъектного взаимодействия с ребёнком взаимодействия на основе педагогической диагностики. Для каждого возраста предложены минимальные результаты (единые как для девочек, так и мальчиков) в беге, прыжках, метании. В программу включены сложные упражнения (при наличии условий, обеспечивающих безопасность выполнения упражнения, и достаточной квалификации педагога).

Программа ориентирована на детей от 2 до 7 лет.

3. Программа «Истоки» (авторы Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Н.Давидчук и др.). В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. В программе обозначены ведущие линии не только разностороннего развития жизненно важных двигательных действий, навыков и умений, но и сопряжённого с ним развития двигательных качеств и способностей. Они соотнесены с определёнными возрастными этапами, сензитивными периодами, а также ведущими видами деятельности. Программа включает два блока - базис и вариант его реализации.

Педагог по своему усмотрению, с учётом его профессионального опыта и возможностей детей, ориентируясь на заданный базис развития, может творчески использовать как предложенные в Программе, так и другие педагогические технологии, что обеспечивает открытость Программы.

Также представлены средние показатели физического развития (рост и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких) и показатели физической подготовленности отдельно для мальчиков и для девочек (основные и дополнительные).

В программе отражены современные представления о здоровье ребёнка и даётся характеристика режима дня, организации сна и питания, гигиенические условия и закаливающие процедуры, культурно-гигиенические навыки, перечисляются правила организации жизни детей в дошкольном учреждении и семье, перечень правил поведения, с которыми следует познакомить детей.

В помощь практическим работникам выпущены методические пособия Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, М.А.Руновой, где представлено описание специализированных площадок для спортивных игр, даны примеры занятий с тренажёрами.

4. Программа «Преемственность» (авторы В.Г.Большенков, В.К.Бальсевич) направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. Главными принципами программы являются: адекватность содержания физической подготовки (её условий) индивидуальному состоянию ребёнка, свободы выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребёнка.

Формировать двигательный опыт детей предлагается путём освоения многообразных двигательных координаций. В связи с этим выделяются подразделы:

  • - «Общеразвивающие упражнения»;
  • - «Гимнастика»;
  • - «Лёгкая атлетика»;
  • - «Спортивные игры»;
  • - «Планируемые результаты».

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста.

5. Программа «Из детства в отрочество» (авторы Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева, Н.А.Гордова и др.) нацелена на укрепление здоровья и развитие детей, а также на подготовку их к школе. В программе определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и детского сада по двум взаимосвязанным направлениям «Здоровье» и «Развитие». Работа по физической культуре направлена на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Для реализации программы создан комплект методических материалов для педагогов и родителей, обеспечивающих целостность педагогического процесса, позволяющий осуществить согласованный подход по всем направлениям взаимодействия взрослого с ребёнком: пособие «Физическая культура в дошкольном детстве» Н.В.Полтавцевой, Н.А.Гордовой; пособие «Растём здоровыми» В.А.Доскина, Л.Г.Голубевой.

Программа ориентирована на детей от 4 до 7 лет.

6. «Программа обучения и воспитания в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

В программе выделен раздел «Физическое воспитание», в котором определены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Предусматриваются охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно - волевых качеств.

В «Программе обучения и воспитания в детском саду» не представлены показатели физической подготовленности детей. В программе выделен подраздел «Что дети могут к концу года».

Программа ориентирована на детей от рождения до 7 лет.

  • 7. «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (руководитель Л.А.Парамонова) направлена на разностороннее и полное развитие детей, на сохранение их физического и психического развития. Программа состоит из трёх основных взаимосвязанных блоков:
  • 1 блок - характеристика детей каждого из 4-х психологических возрастов;
  • 2 блок посвящён содержанию обучения, воспитания и развития детей всех семи групп детского сада, которое сконструировано по 4-м основным направлениям. Всё содержание представлено в форме задач, стоящих перед педагогом, которое предполагает три вектора решения;
  • 3 блок составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста. Содержание физических упражнений представлено в разделе «Двигательная деятельность».

Программа ориентирована на детей от рождения до 7 лет.

Парциальные программы (оздоровительные, специализированные по физической культуре) включают в себя одно или несколько направлений формирования личности ребёнка:

1. «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» (автор В.Т.Кудрявцев, 1998). Цель программы заключается в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. В программе выделены четыре принципа оздоровительной работы с детьми: развитие воображения через особые формы двигательной активности детей; формирование осмысленной моторики; создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности; формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

В программе представлены: краткая характеристика физического и психического развития детей, перечень упражнений, способствующих приобщению к физической культуре, формы оздоровительной работы.

2. Программа «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» (автор Н.Н.Ефименко, 1999, гриф Министерства просвещения Украины).

Программа ориентирована на детей первых 10 лет жизни. Автор основывается на открытых им для педагогики физического воспитания «семи золотых формулах естественного двигательного развития детей».

Всё многообразие физических упражнений у дошкольников, считает автор, можно свести к условным ступеням двигательного развития, расположенным в их естественной биологической последовательности, от более примитивных, простых, лёгких - к более совершенным, сложным, нагрузочным. В связи с этим Н.Н.Ефименко предлагает несколько двигательных режимов: «плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый». Под основным режимом подразумеваются реализуемые в жизни основные движения, подготовительные и подводящие упражнения к ним, их методическое обеспечение, закрепляющие игры, эстафеты, соревнования, а также наличие необходимого материально-технического оборудования.

В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения сидя автор предлагает считать полноценным основным движением.

Н.Н.Ефименко предлагает свою систему планирования - большое (стратегия работы на год, на квартал) и малое (тактика работы с детьми на одном или нескольких занятиях).

3. «Физическая культура - дошкольникам». Программа и программные требования (автор Л.Д.Глазырина, 1999). Цель программы - оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства. Автор предлагает три принципа, на которых строится деятельность педагога.

К программе прилагаются методические пособия для педагогов, работающих с детьми младшего, среднего и старшего возрастов, в которых представлены задачи физического воспитания, особенности развития детей. Даны конспекты занятий и к ним методические рекомендации. Помимо традиционного физкультурного инвентаря, автор использует нетрадиционный.

Парциальные программы и технологии дополнительного образования:

В процессе организации физического воспитания комплексный подход осуществляют: врач-ортопед, медицинская сестра, заведующая ДОУ, воспитатель.

Содержание программы включает методику обследования двигательных качеств детей; задачи совместной работы воспитателя и инструктора по физической культуре; особенности организации физкультурных занятий; методику обучения дошкольников акробатическим упражнениям, упражнениям в равновесии, лазанью по канату, на гимнастической стенке; конспекты занятий; комплексы оздоровительной гимнастики; содержание развивающей среды для игровой деятельности.

Программный материал распределён не по возрастным группам, а по конкретным направлениям.

  • 2. «Са-Фи-Дансе» (Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина) - оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для дошкольных учреждений. Оздоровительно-развивающая программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие ребёнка дошкольного возраста и рассчитана на четыре года обучения от трёх до семи лет. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении («Программа воспитания и обучения в детском саду», 1985).
  • 3. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» (автор А.И.Буренина) рекомендована Министерством образования РФ в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и адресована музыкальным руководителям, инструкторам по физическому воспитанию, руководителям детских хореографических студий, преподавателям педагогических колледжей, учителям, воспитателям. Содержание программы по ритмической пластике составляют музыкально-ритмические композиции, включающие разнообразные движения (имитационные, танцевальные, общеразвивающие), которые педагоги могут использовать в любых формах работы с детьми (от утренней гимнастики и занятий по физической культуре до праздничных утренников). Рекомендуемый репертуар дан по возрастным группам (3-4 года, 4-5 лет, 5-7 лет, 7-9 лет).
  • 4. Программа «Путешествие в Олимпию» (автор С.О.Филиппова) направлена на ознакомление старших дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения древности и современности как достижения общечеловеческой культуры. Программа ставит следующие задачи: создать у детей представления об Олимпийских играх как о мирном соревновании в целях физического совершенствования, в котором участвуют народы всего мира; ознакомить дошкольников с доступными сведениями из истории олимпийского движения; способствовать формированию у детей интереса к физическому совершенствованию через нравственный и эстетический опыт олимпизма. Основные теоретические сведения излагаются воспитателем на занятии в группе (один раз в месяц). [ 3, с.10 ]

Таким образом, движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит общее физическое развитие детей и, в частности, развитие двигательной сферы. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в организации физического воспитания; педагогический коллектив сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по конечным результатам. Воспитатели групп также могут по своему усмотрению останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодических физкультурных мероприятиях, подчинив их решению выдвинутых задач.

Программа дополнительного физического образования в детском дошкольном образовательном учреждении «КРЕПЫШ» для детей 4-7 лет.

Варенцова Марина Владиславовна инструктор по физической культуре МАДОУ д/с №39 комбинированного вида города Тюмени Программа предназначена для инструкторов по физической культуре, преподавателей дополнительных услуг. Программа "Крепыш" имеет рецензию и награды



Пояснительная записка
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.
Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболевания, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды. Во многом здоровье ребенка обусловлено социально-экономическими, климато-географическими и экологическими условиями.
Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом.
Во время занятий оздоровительной физической культурой с дошкольниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к занятиям физкультурой.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали использовать различные физкультурно-оздоровительные тренажеры. Они способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом, достаточно просты и удобны в обращении.


Тренажеры отвечают основным педагогическим требованиям:
*имеют привлекательный вид, вызывают у детей интерес, побуждают их к разнообразной двигательной активности;
*учитывают особенности образного восприятия дошкольников;
*доступны всем детям, независимо от уровня их физической подготовленности;
*моделируют такие движения, как бег, прыжки, подлезание и др.;
*соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.
Конструкции тренажеров соответствуют условиям эксплуатации в закрытых помещениях. Непременное условие работы на тренажерах – соблюдение мер, предупреждающих травматизм детей.
Занятия на тренажерах должны оказывать тренирующее воздействие на организм детей. Такие занятия позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты, движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Кроме того, эти занятия значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, дисциплинированность, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и общаться со сверстниками.
Занятия с тренажерами оказывают положительное воздействие на организм ребенка только в том случае, если нагрузка строго дозируется. Нагрузка, превышающая уровень физиологических возможностей ребенка, может повлечь за собой перенапряжение сердечно - сосудистой, дыхательной систем и неблагоприятно отразиться на здоровье и развитии ребенка.
Имеются противопоказания для занятий на тренажерах:
*хронические и острые заболевания почек,
*хронические и острые заболевания дыхания,
*большинство пороков сердца,
*значительная близорукость с изменением глазного дна.
Наблюдения за детьми, занимающимися по программе дополнительного образования по физической культуре «Крепыш», подтверждают положительную динамику состояния здоровья и показателей физического развития дошкольников.
Дифференцированное обучение детей положительно повлияло на психофизическое развитие дошкольников, на характер их поведения и на личностные качества.
Гиперактивные дети стали более качественно выполнять различные двигательные задания, они научились управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами и нормами.
У малоподвижных детей пробудился интерес к спортивным играм и упражнениям, возникло желание участвовать в коллективных играх и соревнованиях, развилась потребность в различных формах двигательной активности, улучшились показатели физической подготовленности и появились предпосылки к физическому самосовершенствованию, что особенно важно перед поступлением в школу.
Произошли изменения и в работе с родителями. Они стали проявлять заметный интерес к спортивной жизни в детей. Охотно участвуют в праздниках, проводимых не только в детском саду, но и за его пределами; анкетированиях; посещают занятия по дополнительной услуге.

Краткая характеристика физического развития детей
4-5 лет
Развитие двигательного аппарата детей 4-5 лет имеет ряд специфических черт по сравнению как с более ранними, так и более поздними возрастами.
Развитие находящегося в процессе окостенения скелета 5-летнего ребенка носит не столь интенсивный характер по сравнению с предыдущими годами (особенно возрастом до 3 лет). Достаточно энергичен лишь процесс окостенения мелких костей запястья, благодаря которому движения кисти становятся более устойчивыми.
В течение 5-го года жизни происходит значительный сдвиг в развитии мускулатуры. Заметно увеличивается ее масса, особенно резко нарастает мускулатура нижних конечностей, возрастают сила и работоспособность мышц. Совершенствуется координация многочисленных групп мышц. Ходьба 5-летнего ребенка отличается большей согласованностью движений верхних и нижних конечностей, устойчивостью туловища, более ритмичным отталкиванием ног от поверхности.
Значительно улучшаются показатели мелкой моторики. Благодаря этому у ребенка развиваются навыки меткого бросания.
Интенсивно развивается кровеносная система, увеличивается масса сердца. В развитии дыхательного аппарата наблюдается дисбаланс: легкие мощные, а просвет верхних воздухоносных путей (полость носа и гортани) узок, слабые дыхательные мышцы.
У 5-летнего ребенка происходят существенные перестройки в работе всей нервной системы и главным образом ее высшего отдела – головного мозга. Развитие нервной системы определяется количественным ростом. Качественное развитие мозга обусловлено расширением и обогащением деятельного опыта ребенка, характером его воспитания.

5-6 лет
Возраст 5-6 лет – период стремительного роста ребенка. В этом возрасте ежегодные прибавки роста составляют 8-10 см. Наиболее быстро растут нижние конечности. Интенсивно протекает окостенение скелета. Вместе с тем скелет ребенка еще достаточно эластичен.
С усложнением центральной нервной системы и развитием мелкой мускулатуры у детей 5-6 лет совершенствуются мышечные движения. На основе расширения и обогащения двигательного опыта совершенствуется координация движений. Активно развиваются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.
Продолжается увеличение массы сердца, но его мышцы еще слабы, и поэтому существует опасность перегрузки сердца работой.
Улучшается состав крови. Жизненная емкость легких увеличивается. Продолжает развиваться нервная система.

6-7 лет
У детей 6-7 лет продолжается процесс окостенения скелета. К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физкультурные упражнения. Этому способствует развитие крупной и мелкой мускулатуры.
Последнее изменение неразрывно связано с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности управлять своими движениями.
6-7 - летние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно могут выполнять ряд движений и более сложных действий в определенной последовательности, контролируя их и изменяя.
Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем физического развития старшего дошкольника.
Ребенок постепенно овладевает своими движениями, особенно мелкими движениями руки, учится управлять не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца.

Цель программы: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма, через занятия на тренажерах.

Задачи программы:
1.Овладение определенными двигательными умениями и навыками, а также приемами страховки при занятиях на тренажерах.
2.Воспитание самостоятельности и активности детей во время работы на тренажерах.
3.Обучение детей расслаблению и восстановлению организма после
физической нагрузки и эмоционального возбуждения.
4.Оказание консультативной и практической помощи родителям по вопросам оздоровления и индивидуальной работы на тренажерах.
5.Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, любви к спорту и движению.

Содержание программы
Программа «Крепыш» дополняет и расширяет возможности реализации физического потенциала ребенка дошкольника. Она разработана на основе: «Программно-методического пособия: Развивающая педагогика оздоровления детей дошкольного возраста» авторов В.Т.Кудрявцева и Б.Б.Егорова, «Программы дополнительного физического образования в детском дошкольном образовательном учреждении для детей 5-6 лет» автора Ю.А.Кириллова, «Программы дополнительного образования по физической культуре «Здоровячок» для детей 3-7 лет» МАДОУ д/с 143 г.Тюмени.
Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана, 2 раза в неделю по 20-30 минут для детей 4-7 лет во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. Состав группы 10-15 человек.
Форма и тип занятия по программе дополнительного образования соответствует занятию классического типа. Дети занимаются на тренажерах в ходе круговой тренировки.
Кроме обучения технике выполнения движений на тренажерах, занятия включают:
*обучение релаксации (умение расслаблять и восстанавливать свой организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения),
*дыхательная гимнастика,
*развитие мелкой моторики рук,
*профилактика плоскостопия,
*игровой стретчинг,
*элементы самомассажа,
*упражнения для глаз,
*малоподвижные игры.
В процессе составления комплексов упражнений на тренажерах необходимо опираться на следующие принципы:
*доступность,
*повторяемость,
*постепенное усложнение упражнений.

Структура занятия
Форма и тип занятия по программе дополнительного образования в основном соответствуют занятию классического типа по общепринятой методике, состоит из трех частей.
Первая часть – вводная.
Начинается с ритуала встречи. Дети садятся по-турецки в круг, берутся за руки и произносят:
Чтобы нам здоровыми быть,
Будем со спортом крепко дружить!

Далее проводится разминка длительностью не более 2-3 минут, которая включает в себя: профилактику плоскостопия, прыжки и упражнения на дыхание. После этого дети выбирают тренажеры сами.
Вторая часть – основная.
В основную часть включены упражнения на простых и сложных тренажерах. Целесообразно иметь не менее 5 сложных тренажеров («Велотренажер», «Беговая дорожка», «Силовой тренажер», «Мини – батут», «Гребля», «Мини Степпер», «Мини Твист» и т.д.) и несколько тренажеров простейшего типа (детские эспандеры, диски «Здоровье», гантели, скакалки, массажеры «Колибри», мячи-массажеры, резиновые кольца, гимнастические мячи, корригирующие дорожки и т.д.). Всего тренажеров 10-15, упражнение на одном тренажере выполняется от 30 секунд до 2 минут. Это зависит от возраста, физического и психического состояния ребенка. Тренажеры устанавливаются так, чтобы дети могли свободно подходить к ним и заниматься и, чтобы чередовалась нагрузка на те, или иные группы мышц (например: для развития мышц плечевого пояса – укрепления мышц туловища и ног – для развития гибкости позвоночника – для мышц рук и т.д.).


Третья часть – заключительная.
В заключительной части проводятся упражнения для мелкой моторики рук, элементы самомассажа, игровой стретчинг, психомышечная тренировка, профилактика нарушения осанки, упражнения для глаз, мимики лица, артикуляционная гимнастика, игры малой подвижности, релаксация под музыкальное сопровождение и др.


Заканчивается занятие ритуалом прощания (также как и в начале занятия):
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт для всех нас - очень нужен!
Спорт – здоровье, спорт – игра.
Скажем спорту мы – УРА!

Во время занятий проводятся беседы: о здоровом образе жизни; о правильной осанке, как можно с помощью специальных упражнений исправить ее нарушения; о вреде плоскостопия; о профилактике простудных заболеваний, как с помощью самомассажа и дыхательных упражнений можно от них избавиться; о частях тела и многие другие.
Особое внимание уделяется созданию психологического комфорта и благоприятной обстановки на занятиях с целью укрепления психического здоровья детей и лучшего усвоения программного материала. Педагог использует дифференцированный подход к детям: регулирует физическую нагрузку, следит за состоянием здоровья каждого ребенка, за выполнением правил безопасности, стремится оказать помощь каждому, давая возможность почувствовать себя уверенным и защищенным в любой ситуации.


Методическое сопровождение программы
Физкультурно-оздоровительная работа
Тренажеры
Малоподвижные игры
Элементы самомассажа
Пальчиковая гимнастика
Профилактика плоскостопия
Упражнения для глаз
Релаксация
Игровой стретчинг
Дыхательная гимнастика

Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, наружных сторонах стоп, с высоким подниманием бедра, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным шагом в левую и правую сторону. Ходьба с использованием игровых подражательных движений, с выполнением различных заданий педагога. Ходьба по массажным коврикам, ребристой доске, «следам», по канатам. Ходьба с предметами: мешочками с песком, «шляпкой», бабочкой на голове, с кубиками в руках, с гимнастической палкой за спиной, на плечах.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно; ноги врозь; одна нога вперед, другая назад), с поворотом, с продвижением вперед (на расстояние 3-4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед.
Игровой стретчинг
Стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц. Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, снижается опасность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупреждать многие заболевания, т.к. воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывается естественная сопротивляемость организма.
Занятия игровым стретчингом с детьми дошкольного возраста показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.
Элементы самомассажа
Воздействие на кожу с помощью массажа улучшает энергетический баланс, стимулирует или успокаивает вегетативную нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, уменьшает боль, снижает нервное и мышечное напряжение.
Точечный самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице, ушах, а также на пальцах рук оказывает влияние на весь организм ребенка. Точечный самомассаж используется не только как элемент психофизической тренировки, но и как средство профилактики ОРЗ и ОРВИ. В отличие от лечебного массажа, ребенок проводит массаж биологическиактивных точек в игровой форме. Здесь он не просто «работает», а играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки и любви. Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу.
Дыхательные упражнения
Частота и глубина дыхания связаны с интенсивностью и характером физической и эмоциональной нагрузки. Движение, которое сопровождается натуживанием, вызывает временную задержку дыхания. Упражнения, требующие динамического равновесия, выполняются с равномерным дыханием. Педагог подсказывает детям наиболее удобный в каждом отдельном случае ритм дыхания, привлекает их внимание к наиболее удобному согласованию вдоха и выдоха с определенными моментами движения.
Общие дыхательные упражнения улучшают легочную вентиляцию, укрепляют дыхательную мускулатуру. Специальные дыхательные упражнения – активное средство профилактики и борьбы с ОРЗ, ОРВИ.
Релаксация
Использование игр и игровых упражнений на расслабление: «Качели», «Шарик», « Ветер и зайка», «Кораблик» и др., использование элементов самомассажа, аутотренинг с применением музыкальных произведений и др.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей детей, пробуждающий воображение и фантазию. Исследования показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Предполагаемые результаты на конец года для детей
4 – 5 лет
Дети должны научиться:



*уметь расслаблять свой организм после физической нагрузки;

5 – 6 лет
Дети должны научиться:
*правильно выполнять упражнения на тренажерах;
*знать несколько дыхательных упражнений;
*знать несколько упражнений: для мелкой моторики рук, для глаз, для профилактики плоскостопия;



*знать несколько упражнений массажа.
6 – 7 лет
Дети должны научиться:
*правильно, четко и ритмично выполнять упражнения на тренажерах;
*знать название тренажеров;
*уметь дышать правильно и глубоко, знать несколько дыхательных упражнений;
*знать несколько упражнений: для мелкой моторики рук, для глаз, для профилактики плоскостопия;
*сохранять правильную осанку;
*проявлять творчество в двигательной деятельности;
*уметь расслаблять и восстанавливать свой организм после физической нагрузки;
*знать и уметь проводить массаж.

Диагностическое обеспечение программы «Крепыш»
Чтобы добиться желаемых результатов в работе, программа предусматривает проверку диагностических данных, которые осуществляются в начале и конце учебного года (сентябрь, июнь). Это позволяет увидеть результаты и наметить дальнейшую перспективу.
Оценка результатов осуществляется по трех бальной системе:
3 – высокий (отлично владеет техникой выполнения упражнений);
2 – средний (владеет частично);
1 – низкий (не владеет).
Результаты каждого ребенка заносятся в таблицу по следующим пунктам(в начале учебного года и в конце):
1.Тренажеры
2.Вращение обруча
3.Скакалка (короткая, длинная)
4.Знание некоторых видов здоровьесберегающих технологий
5.Школа мяча
6.Лазание по веревочной лестнице

Материально-техническое обеспечение
1.Спортивное оборудование (стандартное и нестандартное):
*мячи (разного диаметра),
*веревочная лестница,
*мячи-прыгуны – 4 шт.,
*мячи-массажеры – 10 шт.,
*скакалки – 30 шт.,
*обручи (разного диаметра) –15 шт.,
*кольца плоские разного диаметра 40 шт.,
*дуги для подлезания – 7 шт.,
*доски для ходьбы (в том числе и ребристые) – 3 шт.,
*маты – 2 шт.,
*гимнастические палки (плоские и круглые) – по 30 шт.,
*флажки – 40 шт.,
*мешочки с песком – 30 шт.,
*веревочки – 30 шт.,
*детские гантели – 60 шт.,
*мелкие предметы для профилактики плоскостопия,
*платочки – 60 шт.,
*канат – 2 шт.,
*массажеры для ног – 4 шт.,
*корригирующие дорожки – 4 шт.,
*маски для подвижных игр – 15 шт.,
*кегли, кубики, кольца, султанчики и много другого оборудования для спортивных игр.
2.Тренажеры:
*тренажер «Мини-батут» - 2 шт.,
*тренажер «Бегущая по волнам»,
*тренажер «Мини Степпер»,
*тренажер «Диск здоровья» -2 шт.,
*тренажер «Беговая дорожка»,
*тренажер «Силовая тяга»,
*«Велотренажер»,
*тренажер для глаз – 2 шт.,
*беговая дорожка – массажер «Колибри».

Литература:
1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006.
2.Инструкции к тренажерам из методического отдела ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»
3.Интернет-ресурсы
4.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
5.Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 176 с.
6.Методические рекомендации по реализации проекта «ДА!» (двигательная активность) – Тюмень: ТОГИРРО, 2014 г. – 60 с.
7.Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ; СПб; Сова, 2006.
8.Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. (Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды). Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96 с.
9.Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 128 с.
10.Широкова Г.А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс, 209. – 222 с. – (Мир вашего ребенка).

Тема 2.2.2 Программы образования дошкольников в области физической культуры

Социальные перемены, произошедшие в нашем обществе за последние десятилетие, создали предпосылки для широких экспериментов в дошкольных учреждениях. «Положение о дошкольном учреждении» предоставляет возможность работникам системы образования самим выбирать программу воспитания и обучения дошкольников, применять разнообразные формы и методы учебно-воспитательной работы.

Классификация программ образования дошкольников в области физической культуры

Программы образования дошкольников в области физической культуры

Комплексные программы

Парциальные программы

Программы дополнительного образования

Са-Фи-Дансе

Оздоровительные программы

«От рождения до школы» (Программа воспитания и обучения в детском саду)

Путешествие в Олимпию

Здоровье

Программа «Детство»

Здоровый дошкольник

Программа «Радуга»

Специализированные программы

Программа «Истоки»

Программа «Развитие»

В настоящее время в дошкольных учреждениях наряду с программой «От рождения до школы» широко используются новые программы «Детство», «Радуга», «Старт», «Здоровый дошкольник» и др.

Новые программы, реализуя принципы педагогики сотрудничества, предусматривают внедрение в дошкольные учреждения личностно ориентированного стиля взаимодействия педагогов с детьми. Наряду со сходными положениями, современные программы дошкольных учреждений имеют отличительные особенности в подходах к организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы, которые целесообразно учитывать при их выборе.

Министерство образования и науки России регулярно информирует (в сборниках приказов, инструкциях и журнале «Дошкольное воспитание») работников системы образования о новых программах, получивших гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Что касается «Программы воспитания и обучения в детском саду», то она не отменена, и многие педагоги продолжают использовать ее как рабочую основу (типовую программу), уточняя применительно к условиям своего детского сада.

Образовательные программы, используемые в дошкольных учреждениях по разделу «Физическая культура», подразделяются:

    На комплексные;

    Парциальные (оздоровительные, специализированные по физической культуре);

    Дополнительного образования.

Комплексные программы

Комплексные (общеразвивающие) программы охватывают все разделы воспитания, в том числе – физическое.

К общеобразовательным программам, применяемым в настоящее время в дошкольных учреждениях, следует прежде всего отнести программы «Детство», «Радуга», «Истоки». В них в концентрированном виде нашли свое воплощение современные передовые взгляды на содержание и организацию дошкольного воспитания, в том числе на место и роль физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

Многие годы основной программой, используемой в дошкольных учреждениях, была «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985), основанная на результатах многолетних исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и ряда ведущих кафедр дошкольной педагогики. До сих пор многие дошкольные учреждения используют ее в своей работе.

«От рождения до школы». Программа построена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста и охватывает все традиционно выделяемые стороны развития ребенка.

В соответствии с этой программой физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, правильной осанки.

В физическом воспитании дошкольников большое место отводится физическим упражнениям в игровой форме и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп включено обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса, игры в городки).

В программе акцентируется внимание на то, что правильное физическое воспитание во всех возрастных группах может быть обеспечено только при постоянном медико-педагогическом контроле.

За время пребывания в детском саду дети должны:

    Научиться правильно прыгать с места и с разбега;

    Освоить разные виды метания, лазанья, движения с мячами;

    Четко, точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как во время движения, так и стоя на месте.

Педагог самостоятельно определяет необходимость, содержание, способ организации и место в режиме дня, исходя из общедидактических требований к занятиям с дошкольниками и уровня развития детей.

Реализуется программа «Детство» в основном путем интеграции в повседневную жизнь ребенка естественных для него видов деятельности, главным из которых является игра. Вместе с тем в программе отмечается, что не следует заставлять ребенка заниматься: принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции. Заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте.

В программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки, пытаются делать кувырок с поддержкой (при наличии условий, обеспечивающих безопасность выполнения упражнения и достаточной квалификации воспитателя).

Программа «Радуга». Она акцентирует внимание педагогов на взаимодействии взрослого и ребенка, в основу которого положена забота о физическом, психическом и эмоциональном благополучии ребенка.

Авторы программы считают, что рекомендациям по организации здорового образа жизни детей необходимо следовать неукоснительно. Двигаться ребенок должен на протяжении всего дня (2/3 длительности периода бодрствования). Обязательны ежедневные специально организованные целенаправленные занятия (классические физкультурные или музыкальные ритмические). В прогулки включаются занятия по физическому воспитанию как их составные части.

Для успешного физического воспитания авторы программы предлагают составить на каждого ребенка своеобразную карту – прогноз с разнообразной характеристикой состояния ребенка, его физического развития и двигательной активности. Составление такой карты требует совместного труда медицинских работников и педагогов групп, а также родителей.

Программа «Истоки». Программа направлена на обогащение – амплификацию , а не на искусственное ускорение – акселерацию развития.

В программе определены базисные характеристики личности. К ним относятся:

    Компетентность, вбирающая в себя результаты развития всех остальных базисных характеристик личности;

    Креативность и неразрывно связанная с ней способность к инициативности;

    Произвольность и самостоятельность, неотделимая от ответственности, безопасности и свободы поведения;

    Самосознание личности и способность к самооценке.

В программе «Истоке» выделены главные направления деятельности по организации физического воспитания детей. В разделе «Физическое развитие» раскрываются основы физической культуры ребенка, воспитания у детей потребности в физическом самосовершенствовании, в движении на базе «мышечной радости».

В программе впервые подробно обозначены ведущие линии не только разностороннего развития жизненно важных двигательных действий, навыков и умений, но и сопряженного с ним развития двигательных способностей . Они соотнесены с определенными возрастными этапами, сенситивными периодами, а также ведущими видами деятельности.

Программа «Развитие». Особенность программы заключается в том, что прежде всего она ориентирует педагогов обучать детей способам получения новых знаний , умений, навыков, а не просто на их усвоение. В данной программе имеется раздел «Одаренный ребенок».

Программа не содержит в себе раздела по физическому воспитанию детей, поэтому при организации физического воспитания дошкольников рекомендуется использовать «Типовую программу» или программу «Радуга». В 1998 г. были выпущены методические рекомендации «Воспитание здорового ребенка», подготовленные М.Д. Маханевой. Авторы программы «Развитие» представляют их как «необходимое дополнение к своей программе».

В методических рекомендациях дается примерная сетка занятий для детей различных возрастных групп, позволяющая сочетать их с необходимыми оздоровительными мероприятиями. Авторы программы «Развитие» предлагают всю работу по физическому воспитанию строить с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья ребенка.

В методических рекомендациях отсутствуют такие разделы, как «Общие сведения по физической культуре», а также «Диагностика уровня физической подготовленности детей», но приведены показатели , по которым можно оценить эффективность работы по физическому воспитанию: перемена группы здоровья на более высокую, уровень развития детей по местным стандартам, выполнение основных движений: качественные и количественные характеристики по возрасту, физические качества (по тестам).

Парциальные оздоровительные программы

В группу оздоровительных условно выделены программы, которые главным образом посвящены теоретическим и практическим аспектам оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Программы «Здоровье» и «Здоровый дошкольник» в первую очередь направлены на развитие выносливости с помощью циклических упражнений, в основном оздоровительного бега. Программы акцентируют внимание на необходимость реального взаимодействия медицинских работников и педагогов дошкольного учреждения.

Программа «Здоровье». Руководитель – В.Г. Алямовская. Это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника. Она включает в себя четыре основных направления:

    Обеспечение психологического благополучия;

    Охрана и укрепление здоровья детей;

    Духовное здоровье;

    Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Направление «Группы здоровья» для дошкольников – система физического воспитания детей. Оно состоит из нескольких основных разделов:

    Организация двигательной деятельности;

    Лечебно-профилактическая работа, закаливание;

    Планирование и организация физкультурных мероприятий;

    Диагностика физического развития;

    Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

    Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.

В соответствии с программой физкультурные занятия проводятся воспитателем, музыкальными работниками, физоргами и тренерами – специалистами.

Ряд занятий серии «Забочусь о своем здоровье» проводят медицинские сестры и массажист.

Алгоритм программы «Здоровье»: от удовольствия к привычке, от привычки к потребности. Авторы считают, что пока у детей не появились потребность в движении, чувство «мышечного томления», не проявился интерес к спорту, не следует начинать специальных тренинговых занятий, хотя тренеры-специалисты и физорги должны работать с детьми с 2-летнего возраста, занимаясь с ними общефизической подготовкой.

Программа «Здоровый дошкольник». Автор – доктор медицинских наук, профессор Ю.Ф. Змановский. Программа нацелена на достижение «динамичного и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям здоровья детей, что обеспечивается формированием комплекса функциональных систем, создающих оптимальный приспособительный эффект».

Программа носит комплексный характер , однако при ее реализации рассчитана преимущественно на индивидуально-дифференцированный подход . С этой целью для каждого ребенка определяются исходные параметры его физического развития, двигательной подготовленности, объективные и субъективные «критерии» здоровья, характеристики биоритмологического профиля и соматотипа (конституции).

Основную отличительную особенность программы составляет преобладание циклических, прежде всего беговых, упражнений и особенно их комбинаций (бег, плавание, лыжи, велосипед и т.п.), во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости. Эти упражнения составляют основное содержание:

    Утренней зарядки;

    Ежедневных занятий по физическому воспитанию;

    Двух обязательных прогулок;

    Физкультминуток на занятиях другими видами деятельности и т.д.

Парциальные специализированные программы

В группу специализированных программ входят программы по физической культуре, адресованные профессиональным руководителям и инструкторам физического воспитания дошкольных учреждений. Наиболее популярной из них является программа «Старт».

Программа «Старт». Разработана Л.В. Яковлевой, Р.А.Юдиной и Л.К. Михайловой. По мнению авторов программы, обследование двигательной деятельности детей обычно проводится без учета их природных наклонностей и способностей. И как следствие, всех обучают по одной программе с едиными требованиями по уровню их усвоения. В то же время многие движения, освоение которых по другим программам начинается со старшей группы, дети способны освоить в более раннем возрасте, начиная с 3-4 лет.

По мнению разработчиков программы, задатки, существующие у ребенка от природы, следует развивать как ключевое звено в цепи других необходимых дошкольнику физических качеств. Это принципиальный подход в физическом воспитании дошкольников, предлагаемый авторами программы. Для реализации данного подхода необходимо выявить способности каждого ребенка в каком-либо спортивном движении или определенном виде спорта с тем, чтобы посредством их развивать и укреплять чувство удовлетворения от движения, а значит, воспитывать потребность в занятиях физической культурой, что в конечном счете и будет способствовать оздоровлению и закаливанию организма.

Программы дополнительного образования

В процессе физического совершенствования детей в современном дошкольном учреждении значительное место занимает физическая реакция. Работа физкультурных кружков и секций позволяет ребенку и его родителям выбрать наиболее привлекательный вид двигательной деятельности. Программы дополнительного образования строятся с учетом программ основных занятий физической культурой в дошкольном учреждении.

«Са-Фи-Дансе». Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для дошкольных учреждений. Программа разработана Е.Г. Сайкиной и Ж.Е. Фирилевой на кафедре гимнастики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и названа по именам разработчиков.

Структурная основа программы «Са-Фи-Дансе» представлена различными разделами, где основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы:

    Игро-ритмика;

    Игро-гимнастика;

    Игро-танец.

Нетрадиционные виды упражнений представлены:

    Игро-пластикой;

    Пальчиковой гимнастикой;

    Игровым самомассажем;

    Музыкально-подвижными играми;

    Играми-путешествиями.

Раздел креативной гимнастики включает в себя:

    Музыкально-творческие игры;

    Специальные задания.

Основной целевой установкой программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

«Путешествие в Олимпию». Программа олимпийского образования дошкольников (автор – С.О. Филиппова). Программа имеет целью ознакомление старших дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения древности и современности как достижения общечеловеческой культуры. Исходя из этого, программа ставит следующие задачи:

    Создать у детей представления об олимпийских играх как мирного соревнования, проводимого в целях физического совершенствования, в котором участвуют народы всего мира;

    Ознакомить дошкольников с доступными сведениями из истории олимпийского движения;

    Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпизма.

Основные теоретические сведения излагаются воспитателем на занятии в группе (один раз в месяц). Повторение основных теоретических положений, рассмотренных на занятии в группе, и закрепление знаний в сюжетной двигательной деятельности организуются руководителем физического воспитания на физкультурных занятиях (один раз в месяц).

Занятия в музее, изостудии, фильмотеке дополняют сведения об олимпийском движении, полученные детьми ранее.

Тематические физкультурные досуги способствуют созданию у дошкольников представлений о программе олимпийских состязаний через сюжетную двигательную деятельность. Закрепление знаний, сформированных у детей в течении года, планируется в конце года при проведении олимпийской недели, когда все педагоги, работающие с детьми (воспитатели, руководитель изостудии, музыкальный руководитель), проводят занятия на олимпийскую тематику. Заканчивается олимпийская неделя театрализованным праздником «Малые олимпийские игры».

Все чаще в дошкольном учреждении можно встретить использование так называемых нетрадиционных программ. Авторы предлагают «разнообразить» физкультурные занятия включением в них элементов различных оздоровительных систем. Наибольшей популярностью пользуется хатха-йога , гимнастика ушу , психогимнастика . Однако использование непрофессионалом медитации может принести вред дошкольнику. Но самое главное, ему не останется на физкультурном занятии времени побегать и попрыгать. В связи с этим нетрадиционные методики развития ребенка могут реализовываться в дошкольном учреждении как дополнительные образовательные услуги, проводимые с согласия родителей и под контролем медицинских работников.

Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать страте­гию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обес­печивать условия для развития движений, активности, самостоя­тельности и творчества ребенка.

Предлагаем некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Авторским коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герце­на разработана программа «Детство». В ней условно выделено че­тыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены ос­новы гигиенической и двигательной культуры.

В программе воспитания двигательной культуры перечислены физические упражнения для каждой возрастной группы, их со­держание: построение и перестроение, ходьба, бег, прыжки, бро­сание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание. Даны характеристики и уровни физического развития детей.

В программе «Радуга» подчеркивается важность внимания педа­гогов к физической культуре. От обучения детей физической куль­туре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потреб­ность и любовь к движению, формирует знания и умения, направ­ленные на творческое использование двигательного опыта, фор­мирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя 1 .

Значительное внимание в программе отводится физическим уп­ражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. Программа предлагает примерный перечень физических уп­ражнений, подобранных с учетом возрастных возможностей детей.

1 Авторский коллектив программы «Радуга» - сотрудники лаборатории до­школьного воспитания Института общего образования Министерства образова­ния Российской Федерации под руководством кандидата педагогических наук Т.Н.Дороновой.

Особое внимание уделяется оптимизации двигательной активно­сти. Разнообразное содержание программы не сковывает инициа­тивы и творчества педагога.

Программа «Истоки». Это базисная программа, ее роль - разно­стороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в томчисле творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. На­звание «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда за­кладываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка со взрослым, который передает ему ос­новы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудниче­стве взрослого и ребенка возможно, по мнению авторов этой про­граммы, ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка 1 .

В программе выделен раздел «Здоровье», который раскрывает современные представления о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как одно из условий, определяющих возможность полноценного фи­зического и психического развития ребенка, и как результат про­цесса нормального хода его развития .

Программа включает два блока: базис и вариант его реализа­ции. Базисную характеристику составляет личность ребенка, его не­повторимая индивидуальность. Выделены следующие компоненты:

    Характеристики возрастных возможностей психического раз­вития ребенка и его личности.

    Задачи развития.

    Показатели развития.

    Базисные характеристики личности: компетентность, креа­тивность (творчество) и инициативность, произвольность, само­стоятельность, ответственность, безопасность и свобода поведения, самосознание личности и способность к самооценке .

    Каждый возрастной период имеет свое содержание. Структура программы и ее содержание ориентированы на возрастные перио­ды - раннее детство: младенчество (возраст от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство: младшийДошкольный возраст (3-5 лет), старший дошкольный возраст (5- 7 лет). В каждом возрастном периоде дана характеристика возраст­ных возможностей, средние показатели физического развития, ми­нимальные показатели физического развития.

    В программе «Истоки» раскрывается содержание и условия пе­дагогической работы с детьми каждого возраста, в ней представ-

    лены упражнения общеразвивающего воздействия, упражнения в основных движениях, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные игры, ритмические движения, упражнения в постро­ении и перестроении, в перемещении со скольжением с техни­ческими средствами, упражнения для освоения движений в вод­ной среде, а также приводится примерный двигательный режим. Создание многочисленных программ физического воспитания раскрепощает педагога, создает условия для выбора программного содержания. Наличие альтернативных программ создает условия для определения путей подготовки ребенка к обучению в школе, готовит его к жизни. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным является и вопрос методики, т.е. как формировать двигательную культуру, развивать двигательные спо­собности ребенка.

    Контрольные вопросы и задания

    Каковы особенности нервной системы ребенка?

    Что выполняет роль «биологического каркаса» в развитии личности ребенка?

    Назовите особенности физического развития детей от рождения до

    Перечислите критические периоды психофизического развития ре­бенка.

    Охарактеризуйте особенности программ: «Детство», «Радуга», «Ис­токи».

Функциональные возможности организма ребенка 4-5 лет, совершенствование зрительного, слухового и осязательного восприятия создают предпосылки не только для овладения основными движениями в обобщенном виде, но и для формирования умения выделять элементы движений (направление, скорость, амплитуда), воспринимать и анализировать последовательность выполняемых действий. Поэтому на физкультурных занятиях от ребенка можно уже добиваться определенной, в соответствии с его возможностями, техники (качества) движений; улучшать их на основе ранее сформированных навыков и умений, развивать быстроту, силу, ловкость.

Физические качества необходимо развивать гармонично, опираясь на соблюдение основных педагогических принципов: доступности, постепенности, систематичности и т.д. Все физические качества (быстрота, ловкость, скорость и др.) взаимосвязаны и совершенствуются при обучении детей любому виду движений - прыжкам, равновесию, метания, лазанью.

Основные движения:

1. Упражнения в ходьбе. На пятом году жизни, особенно к концу года, все структурные элементы ходьбы значительно улучшаются: начинает устанавливаться определенная ритмичность, увеличивается длина шага, что в сочетании с ритмичностью ведет к ускорению темпа. Улучшается общая координация движений. У большинства детей становятся согласованными движения рук и ног.

Определенные недостатки: наблюдается параллельная постановка стоп и шарканье ногами, движения рук не всегда энергичны; плечи опущены, туловище не выпрямлено, темп передвижения неравномерен. Плохо ориентируясь в пространстве, дети испытывают трудности при изменении направления движения по сигналу воспитателя, не соблюдают нужную дистанцию в ходьбе и беге, построениях и перестроениях.

2. Бег. Дети усваивают бег гораздо лучше и быстрее, чем ходьбу: быстрый темп ходьбы осваивается ими легче. На пятом году жизни у большинства детей появляется ритмичность бега, умение чередовать его с другими видами движений. Возрастает скорость бега, улучшается пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети с большей легкостью меняют направления, обегают препятствия, придерживаются заданного направления.

Не все элементы техники бега правильны и хорошо выражены. Руки еще малоактивны, шаг остается коротким и неравномерным. Полет небольшой, и в связи с этим скорость невысока. Надо отметить, что полетность шага у девочек развивается раньше, чем у мальчиков. Повышение скорости бега связано с увеличением длины шага. Шаг детей четырех лет в среднем: у мальчиков - 64,4 см, у девочек - 61,5 см; в пятилетнем возрасте длина шага у детей увеличивается в среднем на 10 см.

3. Упражнения в равновесии . Основная задача: научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.

Упражнения в равновесии требуют собранности, сосредоточенности, внимания и достаточно развитой координации движений. Перед началом упражнений необходимо подготовить детей к предстоящему выполнению задания и в наиболее трудных упражнениях обязательно осуществлять страховку.

В средней группе ребенок овладевает навыками ходьбы по ограниченной площади опоры: на полу между линиями (ширина расстояния между линиями 15-20 см), по доске, положенной на пол (ширина 15-20 см). Положение рук при этом меняется: на поясе, в стороны, за головой т т.д.

После усвоения равновесия на уменьшенной площади опоры, переходить к обучению ходьбе по повышенной опоре.

4. Упражнения в прыжках. Упражнения в прыжках укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений. Непосредственной деятельности используются наиболее простые упражнения в прыжках, подпрыгивании, прыжках с продвижением вперед, в длину с места, на небольшое расстояние.

5. Упражнения в метании. Упражнения в метании, катании, бросании мяча улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук. В упражнениях с мячом ребенок знакомится с пространственным понятиями - высоко, низко, верх, низ и т.д.), учится управлять своими движениями.

Упражнения в бросании и ловле должны быть не продолжительными, так как требуют определенной концентрации внимания, которое у детей данного возраста развито еще не достаточно. Основное внимание обращается на исходное положение.

6. Упражнения в ползании и лазании. Некоторые элементы ползанья и лазанья напоминают ходьбу (по очередное движение рук и ног в момент опоры и т.д.). Упражнения в ползанье развивают силу, ловкость, смелость и координацию движений, способствуют формированию правильной осанки. Горизонтальная поза содействует разгрузке позвоночника. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп (плечевого пояса, спины, живота), так и мелких мышц рук, предплечья и стопы.

7. Подвижные игры . На каждом физкультурном занятии организуются одна - две подвижные игры. Проводя их повторно, педагог может менять правила и условия, усложнять движения. В течение года следует всех детей научить исполнять роль ведущего другие ответственные роли и выбирать ведущих, используя считалки, короткие и понятные ребёнку.

Утренняя гимнастика проводятся в среднем и быстром темпе, без длительных пояснений и пауз. В комплекс необходимо включать шесть - семь общеразвивающих упражнений, которые выполняются по четыре - шесть раз из разных исходных положений. Следует предусматривать упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению мышц стопы. Дозировка и темп устанавливаются с учётом сложности упражнений, а также физической подготовленности детей.

Для ребёнка пятого года жизни характерен сравнительно устойчивый интерес к движениям, поэтому необходимо всячески поощрять игры с мячами, обручами, игрушками-двигателями, побуждать к самостоятельному использованию физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов для подвижных игр. Выполнение педагогом упражнений вместе с детьми, участие в играх повышают интерес к двигательной деятельности.